- ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ЯЗЫКАХ ПРОГРАММИРОВАНИЯ QBASIC И TURBO PASCAL 7.0

Конспект урока «ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ЯЗЫКАХ ПРОГРАММИРОВАНИЯ QBASIC И TURBO PASCAL 7.0» по информатике

Тема: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ЯЗЫКАХ

ПРОГРАММИРОВАНИЯ

QBASIC И TURBO PASCAL 7.0 (2 ч)

Урок 1

Цель: дать основные сведения о языках программирования, средствах языков, структуре программ.

ПЛАН

I. Изучение нового материала.

  1. Основные сведения о языках программирования.

  2. Основные средства языков. Алфавит языков. Служебные слова.

3. Структура программ.
II. Итог урока.
Домашнее задание.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Основные сведения о языках программирования.

Компьютер - это устройство для универсальной обработки информации. Достаточно только написать точную инструкцию (последовательность) тех действий, которые нам нужны. Вспомним, что словесное описание этих действий - один из способов задания (описания) алгоритма. А сама последовательность действий носит название - программа. Эту последовательность действий следует писать на языке, который был бы понятен человеку и компьютеру.

Под языком понимают любую систему знаков (Знак - это объект, специально выделенный для передачи информации: буква, жест, положение переключателя и т. п.) - это общее определение. И здесь возникает следующая проблема - язык ЭВМ (машинный язык) весьма далек от понятий, которыми оперирует человек: регистр, переслать, перейти по адресу и т. д., и все это записывается в машинных кодах. Поэтому, чтобы компьютер мог понять написанную программу, она должна быть переведена на язык, понятный самому компьютеру. Этот процесс перевода называется трансляцией. Существует два различных подхода к трансляции - интерпретация и компиляция:

Языки программирования интерпретирующего типа при исполнении программы за один проход переводят в машинные коды одну строку программы. Понятно, что при большом размере программы процесс исполнения готовой программы занимает довольно много времени. В то же время при разработке программ режим интерпретации очень удобен, так как любое внесенное изменение сразу же переводится в машинные коды и исполняется.

Языки компилирующего типа сначала переводят весь текст программы в машинные коды, а уже затем полученный файл может быть запущен на выполнение. Откомпилированная программа выполняется гораздо быстрее (в 5-10 раз), но наличие ошибок на этапе компиляции требует довольно много времени на их исправление.

Работу интерпретатора можно сравнить с работой синхронного переводчика (транслятора): вы слышите перевод сразу же, а работу компилятора - с работой переводчика художественной литературы: вы читаете книгу сразу на понятном для вас языке, что более удобно, чем переводить книгу строку за строкой.

Как вы могли увидеть, и интерпретатор, и компилятор имеют свои достоинства и недостатки. QuickBasic - это уникальная среда программирования, сочетающая в себе достоинства интерпретатора и компилятора одновременно. В нем содержатся два транслятора. При подготовке программы интерпретатор компилирующего типа выполняет каждую команду почти так же быстро, как если бы программа была скомпилирована. Дело в том, что при вводе текста ваша программа переводится в машинный код сразу же, как только вы переводите курсор на другую строку, и к тому времени, как только вы собираетесь запустить программу на выполнение, - она уже переведена в машинный код.

Язык Basic (Beginner's All-purpose Symbolic Instruction Code) разработан профессорами Дартмутского университета (США) Джоном Кенеми и Томасом Куртцем в начале 60-х годов. С момента своего рождения язык Basic приобрел большую популярность. Этот язык постоянно развивается, он снабжен всем необходимым для профессиональной разработки программ. Но в то же время Basic сохранил свою привлекательность для начинающих и непрофессиональных программистов. Вот некоторые достоинства Basic (с точки зрения массового пользователя):

- простота синтаксиса;

- простота организации данных и управляющих структур;

- большое число встроенных команд и функций.

Первые версии QuickBasic появились в 1985 году, последняя, 4.5 была создана в 1988. Внешне непохожий на традиционный Basic, QuickBasic в очень высокой степени обеспечивает совместимость с предыдущими версиями (GW, Basic, Turbo)

Из истории. Турбо Паскаль появился на рынке программных продуктов в 1984 году и совершил революцию в программировании. До этих пор предпочтение отдавалось QBasic- простому, дешёвому и легко усваиваемому. Паскаль же был аппаратно зависимым, дорогим и сложным в обращении. С появлением Турбо Паскаля положение меняется. Турбо Паскаль состоит из языка программирования и среды программирования, которая создает удобства в работе.

Изучение языка программирования идет вместе с изучением всей системы Турбо Паскаль. Язык программирования Паскаль был разработан Н. Виртом в J968-1970 годах и получил широкое распространение благодаря наглядности программ и легкости при изучении. Он послужил основой для разработки других языков программирования (например, Ада, Модула-2).

В 1992 году фирма Borland International выпустила два пакета программирования на языке Паскаль - это Boeland Pascal 7.0 и Turbo Pascal 7.0.

Пакет Turbo Pascal 7.0 использует новейшие достижения в программировании. Он может быть использован практически на любой машине и относительно дешев. Язык этой версии обладает широкими возможностями, имеет большую библиотеку модулей. Среда программирования позволяет создавать тексты программ, компилировать их, находить и исправлять ошибки, компоновать программы из отдельных частей, использовать модули, отлаживать и выполнять отлаженную программу.

Результатом работы являются тексты программ (файлы с расширением pas) и исполняемые файлы (с расширением ехе), которые могут запускаться независимо от среды программирования.

2. Основные средства языков. Алфавит языков. Служебные слова.

Основные средства языка.

Любой естественный язык (русский, английский и т. п.) состоит из нескольких основных элементов: символов, слов, словосочетаний и предложений. В любом языке программирования имеются аналогичные структурные элементы: символы, слова, выражения (словосочетания) и операторы (предложения). При этом слово образуется из последовательности символов, выражение представляет собой группу слов, а оператор - определенную комбинацию слов и выражений. Описание языка должно содержать описание указанных структурных элементов, правил их образования и использования.

Символы языка- это элементарные знаки, используемые при составлении любых текстов. Набор таких символов называют алфавитом языка.

Программа, написанная на языке программирования, представляет собой некий набор инструкций, описывающий процесс выполнения алгоритма задачи. Инструкции (один или группа операторов) записываются по определенным правилам, предусмотренным требованиями языка и оформляются в виде текстового файла. Такой файл часто называют исходным текстом программы.

Алфавит языка QBasic и Turbo Pascal 7.0.

Алфавит (набор символов) языка QBasic и Turbo Pascal 7.0. включает:

- все латинские прописные и строчные буквы (A-Z,a-z)

- арабские цифры 0-9

- знаки + -*\/ ^, . ; : ' ( ) _ и др.

- служебные слова.

Служебные слова в QBasic и Turbo Pascal 7.0.

Для записи команд, имен функций, поясняющих терминов QBasic и Turbo Pascal 7.0 предусматривают набор строго определённых слов, которые называются служебными или зарезервированными (это английские мнемонические сокращения).

Служебные слова делятся на три категории:

- операторы (коды операций) (PRINT, WRITELN и т. д.)

- функции (имена функций) (SIN,COS и т. д.)

- ключевые слова (AND, VAR, BEGIN, END и т. д.)

Полный список служебных слов приведен в приложениях любого справочника. Их используют только в том значении, которое заранее установлено в языке.

3. Структура программы.

Программа на QBasic и Turbo Pascal 7.0 состоит из строк. Одна строка содержит один или несколько операторов, разделенных:

QBasic двоеточием Turbo Pascal 7.0 точкой с запятой.

Например:

a=l:b=l a: = 1;b:=1;

Строки могут нумероваться в QBasic (но это не обязательно).

Ссылка в нужное место программы в QBasic и Turbo Pascal 7.0 может осуществляться также по метке.

Метка размещается в отдельной строке, начинается с буквы и содержит любое количество букв и цифр. После метки ставится двоеточие. Например,

аа:

х=х+1

..

GOTO аа

В Turbo Pascal 7.0 в этом случае метки должны быть описаны в разделе описания меток. (Label аа;)

Если первым символом в строке QBasic является апостроф ('), то строка воспринимается как комментарий.

Если строка в Turbo Pascal 7.0 заключена в фигурные скобки ({}), то строка воспринимается как комментарий.

Имя в QBasic и Turbo Pascal 7.0 образуется из букв от А до Z (или от а до z), знака подчеркивания _ и цифр 0 ... 9 и начинается с буквы. Имя используется для обозначения переменных, меток, процедур и т. п.

Интеллектуальный редактор среды QBasic осуществляет синтаксический контроль вводимого текста. Если строка написана правильно, то после того, как вы перевели курсор на следующую строку, все ключевые слова языка Qbasic будут написаны заглавными буквами, операторы будут отделены друг от друга. Это позволяет сразу понять, есть ли в строке ошибка, и быстро ее исправить.

Если же допущена ошибка с точки зрения синтаксиса языка, то будет высвечено диалоговое окно с описанием возникшей ошибки, а курсор установится на место предполагаемой ошибки. Если ошибка понятна без разъяснения, можно нажать клавишу ENTER. При необходимости уточнений нажмите клавишу вызова подсказки. Законченные программы могут быть скомпилированы в автономные .ЕХЕ программы либо внутри QBasic, либо из отдельного компилятора, управляемого из командной строки.

Компиляция и запуск программы в ТП 7.0 осуществляется комбинацией клавиш CNTR-F9 (или вызовом команды RUN из меню RUN). Если транслятор обнаружит в программе синтаксическую ошибку, он выдаст соответствующее сообщение на экран, указав предполагаемое место ошибки. Откорректировав программу, сохраните ее последнюю версию с помощью клавиши F2 и перейдите к процессу компиляции и запуска.

Таким образом, структура программы имеет следующий вид:

Qbasic

Procedure - раздел процедур и функций;

Const; -раздел констант

Type; -раздел типов;

DEF - раздел переменных;

Procedure - раздел процедур и функций;

Function


оператор 1

оператор 2

…………..

оператор n-1,

оператор п;

END.

Turbo Pascal 7.0

Program имя (input, output);

Label; - раздел меток;

Const; - раздел констант;

Туре; - раздел типов;

Var; -раздел переменных;

Procedure - раздел процедур и функций;

Function

BEGIN

оператор 1

оператор 2

……………….

оператор п-1;

оператор п;

END.

Сама же программа записывается в свободной форме, операторы не привязаны к определенной позиции строки в отличие от многих языков программирования.

В одной строке можно указать несколько описаний или операторов.

II. Итог урока. Домашнее задание.

1. Подготовить ответы на вопросы:

2. Для чего служит компьютер?

3. Что называется алгоритмом?

4. Что называется алфавитом языка?

5. Что такое интерпретация и компиляция?

6. Что представляет собой программа?

7. Что включает в себя алфавит языков Qbasic и Turbo Pascal 7.0?

8. В каком разделе происходит описание переменных?



























Урок 2

Цель: дать основные сведения о переменных, константах, описания типов в Turbo Pascal 7.0.

ПЛАН

I. Проверка домашнего задания.

II. Изучение нового материала.

  1. Переменные, константы в Qbasic.

  2. Раздел описания типов в Turbo Pascal 7.0.

III. Итог урока.
Домашнее задание.

Ход урока

I. Проверка домашнего задании.

Вопросы.

  1. Для чего служит компьютер?

  2. Что называется, алгоритмом?

  3. Что называется, алфавитом языка?

  4. Что такое интерпретация и компиляция?

  5. Что представляет собой программа?

  6. В каком разделе происходит описание переменных?

II. Изучение нового материала.

Переменные, константы в Qbasic.

Переменные.

Переменная - это величина, которая может меняться при выполнении программы. Объявляя переменную или константу заданного типа, вы отводите в памяти место, где будет храниться ее значение. Тип определяет размер и структуру памяти под переменную.

В Qbasic существует две основные категории данных: числовые и символьные. Каждая категория включает в себя элементарные типы данных.

ПЕРЕМЕННЫЕ ЧИСЛОВОГО ТИПА.

ЦЕЛЫЕ (INTEGER) - занимают в памяти 2 байта. Диапазон от-32768 до 32767

Присвоить переменной целый тип можно следующем образом:

а) поставить в начале программы DEFINT А-В

б) с помощью суффикса А%

в) использовать оператор описания DIM A AS INTEGER




Здесь представлен конспект к уроку на тему «ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ЯЗЫКАХ ПРОГРАММИРОВАНИЯ QBASIC И TURBO PASCAL 7.0», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Информатика Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Список похожих конспектов

Разработка программ на языке Turbo Pascal

Разработка программ на языке Turbo Pascal

Урок. Разработка программ на языке. Turbo. . Pascal. . Цель урока:. . . 1. . Повторить и обобщить знания, полученные по теме. “Алгоритм. Свойства ...
Построение графика функции. Язык программирования - PASCAL

Построение графика функции. Язык программирования - PASCAL

Автор Кондратьева Марина Олеговна. Место работы Москва, ГОУ ЦО №1440. Должность учитель информатики и ИКТ. ...
Построение изображений из графических примитивов в среде программирования Qbasic

Построение изображений из графических примитивов в среде программирования Qbasic

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Учитель. : Волкова Евгения Игоревна. Предмет:. Технология (ИКТ). Класс:. 5. Тема урока:. «Построение изображений ...
Начинаем программировать на Turbo Pascal

Начинаем программировать на Turbo Pascal

. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №8 ИМЕНИ Н.Н. РУКАВИШНИКОВА Г.ТОМСКА. ««Начинаем программировать ...
Графика на языке программирования АВС Pascal

Графика на языке программирования АВС Pascal

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. ТЕМА: «. Графика на языке программирования АВС. Pascal. ». Тип урока:. получение. новых знаний. Технология:. системно-деятельностный ...
Графический режим в Turbo Pascal. Метод координат. Построение линий

Графический режим в Turbo Pascal. Метод координат. Построение линий

Графический режим в Turbo Pascal. Метод координат. Построение линий. . Тип урока:. урок с применением опорных конспектов. Вид урока:. комбинированный ...
Графические операторы Turbo Pascal

Графические операторы Turbo Pascal

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ. РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ...
Циклы в языке программирования Pascal

Циклы в языке программирования Pascal

. Методическая разработка. . на тему. «Циклы в языке программирования Pascal. ». ...
Turbo Pascal

Turbo Pascal

. МБОУ КАМЕНСКАЯ ШКОЛА НАРО-ФОМИНСКОГО РАЙОНА МОСКОСКОЙ ОБЛАСТИ. . Методическая разработка. «Алгоритм ветвления и начальное программирование ...
Создание вкладок на языке Turbo Delphi в среде Lazarus версии 0.9.29

Создание вкладок на языке Turbo Delphi в среде Lazarus версии 0.9.29

10 класс. Физико - математический профиль. ОС Linux 5.0.2. Школьный мастер. . Урок для 10 класса на тему. «Создание вкладок на языке Turbo. ...
РАЗВЕТВЛЯЮЩИЕСЯ КОНСТРУКЦИИ ЯЗЫКА PASCAL

РАЗВЕТВЛЯЮЩИЕСЯ КОНСТРУКЦИИ ЯЗЫКА PASCAL

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение. . дополнительного образования детей. . Центр внешкольной работы. ЗАТО г. Межгорье. ...
Программирование линейных алгоритмов на языке FREE PASCAL

Программирование линейных алгоритмов на языке FREE PASCAL

Конспект урока по информатике. Тема: «. Программирование линейных алгоритмов на языке. FREE. PASCAL. ». Барнаул ...
ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ ЭВМ

ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ ЭВМ

Ильенко Алексей Владимирович. Учитель информатики и ИКТ МБОУ СОШ № 9. . муниципального образования Тимашевский район. ТЕМА УРОКА "ОСНОВНЫЕ ...
Операторы графики в Pascal

Операторы графики в Pascal

Тема:. «Операторы графики в Pascal. ». Цель. :. Обучающая: 1. Закрепить знания и умения, полученные на прошлых уроках. (через устную работу с учащимися, ...
Графические возможности языка qBasic

Графические возможности языка qBasic

Урок на тему. «Графические возможности языка qBasic. ». Вариант 1. Вариант 2. . Вариант 3. . Команда, задающая режим экрана. . ...
ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Урок на тему «. ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ». Язык формирует наш способ мышления и определяет то,. о чем мы можем мыслить. Б.Л Ворф. Прогресс компьютерных ...
ОСНОВНЫЕ УСТРОЙСТВА ПК

ОСНОВНЫЕ УСТРОЙСТВА ПК

Тема урока: ОСНОВНЫЕ УСТРОЙСТВА ПК. Цель урока:. повторение основных устройств ПК, создание опорной таблицы по данной теме;. . развитие ...

Информация о конспекте

Ваша оценка: Оцените конспект по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:30 апреля 2016
Категория:Информатика
Поделись с друзьями:
Скачать конспект