- Программирование линейных алгоритмов на языке FREE PASCAL

Конспект урока «Программирование линейных алгоритмов на языке FREE PASCAL» по информатике для 9 класса

















Конспект урока по информатике

Тема: «Программирование линейных алгоритмов на языке FREE PASCAL»



































Барнаул 2014г



Учебник Угринович Н. Д. «Информатика и ИКТ», 9 класс.


Тема урока: «Программирование линейных алгоритмов на языке TURBO PASCAL».

Цели урока

Образовательные

  • познакомить со структурой программы, основными типами данных, назначением и синтаксисом операторов ввода/вывода, присваивания, сформировать правильный стиль оформления программ;

Развивающие

  • развивать память, внимание, алгоритмическое мышление.

  • способствовать развитию творческой деятельности учащихся и интереса к предмету информатика;

Воспитательные

  • воспитывать аккуратность, формировать познавательный интерес к информатике;

  • воспитывать умение внимательно выслушивать мнение других, воспитание культуры общения.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Форма урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: наглядный, словесный, тестирование.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, доска, маркер.


План проведения урока:

  1. Организационный момент –1мин.

  2. Подготовительный этап (повторение-тестирование) – 10мин.

  3. Изучение нового материала - 26мин.

  4. Информация о домашнем задании - 2мин.

  5. Подведение итогов уроков - 1мин.



Ход урока:


Деятельность

Учителя

Учащихся

  1. Организационный момент

Цель: подготовить учащихся и кабинет информатики к уроку.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Отметим отсутствующих.


Приветствуют учителя. Рассаживаются.

  1. Подготовительный этап (повторение-тестирование).

Цель: организовать и направить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к изучению нового материала.

Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с новым понятием - алгоритм. Изучили свойства и способы описания алгоритмов. А также учились решать задачи с помощью алгоритмов.

Поэтому итогом и повторением пройденных тем будет тестирование.

Сейчас я вам раздам листочки с тестовыми заданиями. Вы обязательно подписываете их в правом верхнем углу и приступаете к выполнению теста в течении 10 мин. Затем сдадите на проверку.

Слушают.









Выполняют тестирование. Сдают бланки.

  1. Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание нового материала.

Хорошо, молодцы!

Итак, на прошлом уроке вы познакомились со способами описания линейных алгоритмов, но рассмотрели подробно только два из них – это словесный и графический. На сегодняшнем уроке вы узнаете, как записывать линейный алгоритм с помощью программ.

Вопрос: а что такое программа?

Да, молодцы ребята.

Программа – это последовательность команд на выбранном языке программирования, которая соответствует разработанному алгоритму.

И сегодня на уроке мы с вами начнем знакомство с одним из таких языков – это язык программирования Free Pascal.

Откроем тетради, запишем число и тему урока

СЛАЙД 1

«Программирование линейных алгоритмов на языке FREE PASCAL».

СЛАЙД 2

Язык программирования ПАСКАЛЬ (PASCAL) был создан в конце 60-х годов и получил свое название в честь великого французского математика и физика Блеза Паскаля (1623 – 1662).

Достоинства языка программирования Pascal:

1. Простота языка позволяет быстро его освоить и создавать алгоритмически сложные программы.

2. Развитые средства представления структур данных обеспечивают удобство работы как с числовой, так с символьной и битовой информацией.

3. В языке Паскаль реализованы идеи структурного программирования, что делает программу наглядной и дает хорошие возможности для разработки и отладки.


А знакомство с языком программирования начнем с решения следующей задачи. Внимание на слайд.

СЛАЙД 3

Запишем условие в тетрадь.

Задача: Заданы длины двух катетов прямоугольного треугольника a, b. Вычислите длину гипотенузы с. Значения a, b ввести с клавиатуры. Запишите условие задачи в тетрадке.


Вопрос: и для начала определим, что нам известно?
Вопрос: какая формула нам нужна для решения этой задачи? По какой формуле вычисляется гипотенуза с?

(ученик диктует мне формулу, я ее записываю ее на доске.)

Значит, решение задачи можно разбить на следующие этапы:

СЛАЙД 4

1)Определение значений a,b (ввод величин a и b с клавиатуры в память компьютера).

2)Расчет значения с по формуле.

3)Вывод значения с на экран.


Давайте запишем алгоритм графическим способом.

(вызываю учащегося к доске).

Молодец, присаживайся.















Теперь, когда алгоритм записан графически, можно составить программу. Которая будет выглядеть так:

СЛАЙД 5


{заголовок программы}

Program Pr_1;

{раздел описаний}

Var

a,b,c:real;

{тело программы}

begin

write (‘a=’);

read(a);

write (‘b=’);

read(b);

c:=sqrt(a*a+b*b);

writeln(‘c=’);

end.

Итак, в языке программирования Паскаль программа должна начинаться с заголовка, в котором первым словом будет слово Program. За ним следует имя программы. В нашей задаче заголовок имеет вид:

Program Pr_1;

Имя состоит из латинских букв, цифр и символа подчеркивания. Также в Паскале большие и маленькие буквы равнозначны. Имя не может начинаться с цифры.

После заголовка идет раздел описаний. В нем описываются все объекты, которые будут использоваться в программе. В нашем случае в программе присутствует три переменных: a,b (значение катетов) – исходные данные; с (значение гипотенузы) – результат. Для их описания используют служебное слово Var, после которого перечисляются переменные и через двоеточие указывается их тип. Служебное слово real означает, что переменные относятся к вещественным (действительным) числам.

Существуют следующие основные типы данных: целый, вещественный, символьный, строковый и логический типы данных.

СЛАЙД 6

Целый тип (Byte, Integer)– предназначен для использования целых чисел.

Возможные значения типов:

Byte – целые числа от 0 до 255

Integer – целые числа от -32768 до 32767

Вещественный тип (Real)– для использования дробных чисел.

Символьный тип (Char)– это любые буквы алфавита, символы и цифры 0-9 (один символ). Использование отдельных символов, заключаются в знаки апострофов, например 'а', '4', '+', '-', либо код символа #126.

Строковый тип (составной) (String)– для использования наборов символов, заключенных в знаки апострофов, например 'тип', '123'.

Логический тип – для использования логического значения True (истина) или False(ложь).


Вернемся к нашей программе.

СЛАЙД 5

За разделом описаний следует «тело программы». Она начинается со служебного слова begin, заканчивается, словом end и точкой. В теле программы следуют операторы языка Паскаль, которые предназначены для реализации задачи. Друг от друга они отделяются точкой с запятой.

Рассмотрим основные операторы, используемые для решения поставленной задачи.

В нашей программе используются операторы вывода write(‘a=’) выводит на экран два символа а=, которые показывают пользователю, что он должен ввести значение переменной а.

Оператор вывода может выводить значения переменных, выражений и текстовую информацию. Для вывода текста его необходимо заключить в кавычки. Оператор write просто выводит информацию на экран, а оператор writeln после вывода информации переводит курсор на следующую строку. Аналогично у нас выводится и переменная b.

Также в нашей программе используются операторы ввода read(a) он предназначен для ввода значения переменной a. Аналогично вводится и переменная b.

И оператор присваивания. Оператор присваивания позволяет задать или изменить значение переменной. При присваивании переменной какого-либо значения старое значение переменной стирается, и она получает новое значение.

В нашей программе оператор присваивания выполняет следующее: с помощью операции умножения (*) вычисляются b^2 и a^2. Из их суммы извлекается квадратный корень с помощью функции sqrt. Полученный результат записывается в переменную с. После выводим значение переменной (с=).

Еще одним важным моментом при написании программы на Паскале является использование точки с запятой. Этот символ отделяет один оператор в теле программы от другого. Кроме того, заголовок программы и раздел описаний так же заканчиваются эти символом. В конце последнего оператора ставится точка.

Таким образом, в нашей программе пользователь вводит значение катетов, затем вычисляется значение гипотенузы, после выводится это значение на экран.


Слушают.






Отвечают на вопрос.

Слушают.








Открывают тетради, записывают число и тему урока.

Обращают внимание на слайд.









Слушают.


Обращают внимание на слайд.

Слушают.

































Записывают в тетради.






Известны два числа a и b.






Обращают внимание на слайд.

Слушают.













Учащийся выходит к доске и рисует блок-схему.

начало



вводим a,b








выводим с




конец




Обращают внимание на слайд.

Слушают.
















































Обращают внимание на слайд.

Слушают.



























Обращают внимание на слайд.

Слушают.







  1. Информация о домашнем задании.

Цель: обеспечить понимание и принятие цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Урок подходит к концу, давайте запишем домашнее задание.

1)Выучить конспект в тетрадях, будет проверочная работа.

И решить задачу. Составить алгоритм решения задачи, записать его графически, после написать программу на языке программирования Паскаль.

Задача: Найти среднее арифметическое трех чисел, заданных с клавиатуры.


Слушают.

Записывают домашнее задание.






1)ввод величин a,b,c.

2)расчет среднего арифметического по формуле.

3)вывод значения d на экран.

начало



вводим a,b,c








выводим d




конец




Program Pr_2;

Var

a,b,c,d: real;

begin

write (‘введите первое число -’);

read(a);

write (‘введите второе число -’);

read(b);

write (‘введите третье число -’);

read(с);

d:=(a+b+c)/3;

writeln(‘среднее фрифметическое этих чисел =’);

readln;

end.


  1. Подведение итогов урока.

Цель: провести анализ урока и дать оценку успешности достижения цели.

На этом у меня все. Я надеюсь, что все полученные навыки на сегодняшнем уроке будут необходимы Вам в дальнейшем. И Вы не утратили интереса к науке информатики, а напротив, будите стремиться к более глубоким знаниям, чтобы войти во взрослую жизнь грамотными, активными и успешными.

Большое спасибо за урок, ребята. Все молодцы! До свидания.


Слушают.






Прощаются с учителем.












Здесь представлен конспект к уроку на тему «Программирование линейных алгоритмов на языке FREE PASCAL», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Информатика (9 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Список похожих конспектов

Линейное программирование на языке TurboPascal

Линейное программирование на языке TurboPascal

Интегрированный урок информатика и экология 7 классе. Тема урока : Линейное программирование на языке TurboPascal. Цель:.  . Сформировать навыки ...
Графика на языке программирования АВС Pascal

Графика на языке программирования АВС Pascal

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. ТЕМА: «. Графика на языке программирования АВС. Pascal. ». Тип урока:. получение. новых знаний. Технология:. системно-деятельностный ...
Ввод и вывод данных. Программирование линейных алгоритмов

Ввод и вывод данных. Программирование линейных алгоритмов

Дата: __________. Класс: 9. Тема: «Ввод и вывод данных. . Программирование линейных алгоритмов». Тип урока: Объяснительно – дискуссионный. Цели ...
Двумерные массивы на языке Basic

Двумерные массивы на языке Basic

Двумерные массивы на языке Basic. . Тип урока:. урок изучения нового материала. Технология:. личностно-ориентированная. Цели урока:. . ...
Начинаем программировать на Turbo Pascal

Начинаем программировать на Turbo Pascal

. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №8 ИМЕНИ Н.Н. РУКАВИШНИКОВА Г.ТОМСКА. ««Начинаем программировать ...
Использование переменных. Операции над переменными различных типов в языке программирования

Использование переменных. Операции над переменными различных типов в языке программирования

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИНФОРМАТИКЕ В 8 КЛАССЕ. Тема урока:. Решение задач ЕГЭ по информатике по теме «Использование переменных. Операции над переменными ...
Графические процедуры на языке Delphi

Графические процедуры на языке Delphi

10 класс. «Графические процедуры на языке Delphi». . Цели:. организовать деятельность учащихся изучению и закреплению знаний и способов действий ...
Ветвление на языке Паскаль

Ветвление на языке Паскаль

Урок по теме «Ветвление на языке Паскаль». Цель: Продолжить формирование навыков решения основных типов задач по информатике в форме тестирования. ...
Графика на языке BASIC

Графика на языке BASIC

Учитель 2 квалификационной категории. . Шамсутдинова Рамиля Ильгизовна. МАОУ «Базарно-Матакская СОШ». Тема: «Графика на языке BASIC. ». Цели:. ...
Алгоритмы на паскале

Алгоритмы на паскале

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Название». ФИО Бурзаев Андрей Игоревич. . Место работы МБОУ СОШ №1 им. М.Горького г. Арзамас. . . . Должность. ...
Названия размеченных элементов на жестком диске для хранения файлов

Названия размеченных элементов на жестком диске для хранения файлов

«Информатика 3 класс». УМК Матвеевой Н.В. ФГОС. . «Названия размеченных элементов на жестком диске для хранения файлов». Соедини ...
Массивы в языке Паскаль

Массивы в языке Паскаль

Тема урока: Массивы в языке Паскаль. Дидактическая цель:. . расширить знания о массивах в языке Паскаль. . углубить знания о массивах в языке ...
Линейная программа на Паскале

Линейная программа на Паскале

Урок №4. Тема:. Линейная программа на Паскале. . . Тип урока:. ЛПЗ. Цели урока:. Обучающая:. Освоить первые навыки работы в Turbo Pascal ...
Введение в предмет Вводный инструктаж по технике безопасности при работе на ПК

Введение в предмет Вводный инструктаж по технике безопасности при работе на ПК

Тема урока: Введение в предмет. . Вводный инструктаж по технике безопасности при работе на ПК. . . Цели урока:. . познакомить учащихся с ...
Использование анимации и звука в презентации. Создаем анимацию на заданную тему

Использование анимации и звука в презентации. Создаем анимацию на заданную тему

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа. № 1971. по информатике и икт. для 5 классаучитель ...
Исполнитель алгоритмов Пожарный

Исполнитель алгоритмов Пожарный

3 класс. Дата _____________________. Тема: Исполнитель алгоритмов Пожарный. Цель урока:. Познакомить с системой команд исполнителя Пожарный. ...
Влияние компьютерных игр на формирование агрессивных моделей поведения учащихся начальных классов

Влияние компьютерных игр на формирование агрессивных моделей поведения учащихся начальных классов

Конспект урока в 4 классе. на тему:. «Влияние компьютерных игр на формирование агрессивных моделей поведения учащихся начальных классов». Выполнила: ...
Виды алгоритмов по способу последовательности действий

Виды алгоритмов по способу последовательности действий

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №44. Конспект урока информатики в 4 классе. по теме «Виды алгоритмов по способу ...
Виды алгоритмов

Виды алгоритмов

Открытый урок информатики по теме: «Виды алгоритмов». подготовил и провел. учитель информатики. Исаев Алексей Анатольевич. Цели урока. Образовательная ...
Ввод формул. Ссылки на ячейки. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Функции. Использование стандартных функций

Ввод формул. Ссылки на ячейки. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Функции. Использование стандартных функций

1. . 8. . класс. . Практическая работа за компьютером на тему:. . Ввод формул. Ссылки на ячейки. . . Относительные, абсолютные и смешанные ...

Информация о конспекте

Ваша оценка: Оцените конспект по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:29 июля 2017
Категория:Информатика
Классы:
Поделись с друзьями:
Скачать конспект