Конспект урока «Алгоритмы на паскале» по информатике для 9 класса
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Название».
Место работы МБОУ СОШ №1 им. М.Горького г. Арзамас | |
Должность учитель информатики | |
Предмет информатика и ИКТ | |
Класс | |
Тема | |
Цель:
Обучающие задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Тип урока
Формы работы учащихся
Необходимое техническое оборудование
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
|
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Оргмомент | Презентация "Программирование линейных алгоритмов на языке Pascal" слайд № 1 | Здравствуйте, ребята! Садитесь. Отметим отсутствующих. | Приветствуют учителя. Рассаживаются. | |
2 | Целеполагание и мотивация | Презентация "Программирование линейных алгоритмов на языке Pascal" слайд № 2 | Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с новым понятием - алгоритм. Изучили свойства и способы описания алгоритмов. А также учились решать задачи с помощью алгоритмов. На сегодняшнем уроке вы узнаете, как записывать линейный алгоритм с помощью программ. Вопрос: а что такое программа? Да, молодцы ребята. Программа – это последовательность команд на выбранном языке программирования, которая соответствует разработанному алгоритму. И сегодня на уроке мы с вами начнем знакомство с одним из таких языков – это язык программирования Pascal. Откроем тетради, запишем число и тему урока | Слушают Отвечают на вопрос. Слушают. Открывают тетради, записывают число и тему урока. Обращают внимание на слайд. | |
| Актуализация | Программирование линейных алгоритмов на языке Pascal" слайд № 3 Программирование линейных алгоритмов на языке Pascal" слайд № 4 | Язык программирования ПАСКАЛЬ (PASCAL) был создан в конце 60-х годов и получил свое название в честь великого французского математика и физика Блеза Паскаля (1623 – 1662). Достоинства языка программирования Pascal: 1. Простота языка позволяет быстро его освоить и создавать алгоритмически сложные программы. 2. Развитые средства представления структур данных обеспечивают удобство работы как с числовой, так с символьной и битовой информацией. 3. В языке Паскаль реализованы идеи структурного программирования, что делает программу наглядной и дает хорошие возможности для разработки и отладки. А знакомство с языком программирования начнем с решения следующей задачи. Внимание на слайд. | ||
| Первичное усвоение материала | Программирование линейных алгоритмов на языке Pascal" слайд № 4 Презентация "Программирование линейных алгоритмов на языке Pascal" слайд № 5 | Запишем условие в тетрадь. Задача: Заданы длины двух катетов прямоугольного треугольника a, b. Вычислите длину гипотенузы с. Значения a, b ввести с клавиатуры. Запишите условие задачи в тетрадке. Вопрос: и для начала определим, что нам известно? Вопрос: какая формула нам нужна для решения этой задачи? По какой формуле вычисляется гипотенуза с? (ученик диктует мне формулу, я ее записываю ее на доске.) Значит, решение задачи можно разбить на следующие этапы: 1)Определение значений a,b (ввод величин a и b с клавиатуры в память компьютера). 2)Расчет значения с по формуле. 3)Вывод значения с на экран. Давайте запишем алгоритм графическим способом. (вызываю учащегося к доске). Молодец, присаживайся. Теперь, когда алгоритм записан графически, можно составить программу. Которая будет выглядеть так: {заголовок программы} Program Pr_1; {раздел описаний} Var a,b,c:real; | Записывают в тетради. Известны два числа a и b. Учащийся выходит к доске и рисует блок-схему. | |
| | {тело программы} begin write (‘a=’); read(a); write (‘b=’); read(b); c:=sqrt(a*a+b*b); writeln(‘c=’); end. | |||
| Осознание и осмысление учебной информации | Презентация "Программирование линейных алгоритмов на языке Pascal" слайд № 6 | Итак, в языке программирования Паскаль программа должна начинаться с заголовка, в котором первым словом будет слово Program. За ним следует имя программы. В нашей задаче заголовок имеет вид: Program Pr_1; Имя состоит из латинских букв, цифр и символа подчеркивания. Также в Паскале большие и маленькие буквы равнозначны. Имя не может начинаться с цифры. После заголовка идет раздел описаний. В нем описываются все объекты, которые будут использоваться в программе. В нашем случае в программе присутствует три переменных: a,b (значение катетов) – исходные данные; с (значение гипотенузы) – результат. Для их описания используют служебное слово Var, после которого перечисляются переменные и через двоеточие указывается их тип. Служебное слово real означает, что переменные относятся к вещественным (действительным) числам. Существуют следующие основные типы данных: целый, вещественный, символьный, строковый и логический типы данных. Целый тип (Byte, Integer)– предназначен для использования целых чисел. Возможные значения типов: Byte – целые числа от 0 до 255 Integer – целые числа от -32768 до 32767 Вещественный тип (Real)– для использования дробных чисел. Символьный тип (Char)– это любые буквы алфавита, символы и цифры 0-9 (один символ). Использование отдельных символов, заключаются в знаки апострофов, например 'а', '4', '+', '-', либо код символа #126. Строковый тип (составной) (String)– для использования наборов символов, заключенных в знаки апострофов, например 'тип', '123'. Логический тип – для использования логического значения True (истина) или False(ложь). Вернемся к нашей программе. | Делают записи в тетради | |
| Первичное закрепление учебного материала | Презентация "Программирование линейных алгоритмов на языке Pascal" слайд № 7 | За разделом описаний следует «тело программы». Она начинается со служебного слова begin, заканчивается, словом end и точкой. В теле программы следуют операторы языка Паскаль, которые предназначены для реализации задачи. Друг от друга они отделяются точкой с запятой. Рассмотрим основные операторы, используемые для решения поставленной задачи. В нашей программе используются операторы вывода write(‘a=’) выводит на экран два символа а=, которые показывают пользователю, что он должен ввести значение переменной а. Оператор вывода может выводить значения переменных, выражений и текстовую информацию. Для вывода текста его необходимо заключить в кавычки. Оператор write просто выводит информацию на экран, а оператор writeln после вывода информации переводит курсор на следующую строку. Аналогично у нас выводится и переменная b. Также в нашей программе используются операторы ввода read(a) он предназначен для ввода значения переменной a. Аналогично вводится и переменная b. И оператор присваивания. Оператор присваивания позволяет задать или изменить значение переменной. При присваивании переменной какого-либо значения старое значение переменной стирается, и она получает новое значение. В нашей программе оператор присваивания выполняет следующее: с помощью операции умножения (*) вычисляются b^2 и a^2. Из их суммы извлекается квадратный корень с помощью функции sqrt. Полученный результат записывается в переменную с. После выводим значение переменной (с=). Еще одним важным моментом при написании программы на Паскале является использование точки с запятой. Этот символ отделяет один оператор в теле программы от другого. | Делают записи в тетради | |
| | Кроме того, заголовок программы и раздел описаний так же заканчиваются эти символом. В конце последнего оператора ставится точка. Таким образом, в нашей программе пользователь вводит значение катетов, затем вычисляется значение гипотенузы, после выводится это значение на экран. | |||
| Информация о домашнем задании | Презентация "Программирование линейных алгоритмов на языке Pascal" слайд № 8 | Урок подходит к концу, давайте запишем домашнее задание. 1)Выучить конспект в тетрадях, будет проверочная работа. И решить задачу. Составить алгоритм решения задачи, записать его графически, после написать программу на языке программирования Паскаль. Задача: Найти среднее арифметическое трех чисел, заданных с клавиатуры. | Слушают. Записывают домашнее задание. 1)ввод величин a,b,c. 2)расчет среднего арифметического по формуле. 3)вывод значения d на экран. Program Pr_2; Var a,b,c,d: real; begin write (‘введите первое число -’); read(a); write (‘введите второе число -’); read(b); write (‘введите третье число -’); read(с); d:=(a+b+c)/3; writeln(‘среднее фрифметическое этих чисел =’); readln; end. | |
| Рефлексия (подведение итогов урока) | Провожу анализ. Спрашиваю, что ученики узнали в форме фронтального опроса. На этом у меня все. Я надеюсь, что все полученные навыки на сегодняшнем уроке будут необходимы Вам в дальнейшем. И Вы не утратили интереса к науке информатики, а напротив, будите стремиться к более глубоким знаниям, чтобы войти во взрослую жизнь грамотными, активными и успешными. Большое спасибо за урок, ребята. Все молодцы! До свидания. | Отвечают на вопросы |
Приложение к плану-конспекту урока
«Название»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 | "Программирование линейных алгоритмов на языке Pascal" | Интерактивная презентация для урока объяснения нового материала | Презентация | |
2 | | |||
3 | |
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Алгоритмы на паскале», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Информатика (9 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.