Слайд 1«Герой нашего времени» (слайд-фильм)
Слайд 2www.themegallery.com Company Logo Главное меню
Урок №1 - История создания. Особенности композиции Урок №2 – «Странный человек»(повесть «Бэла») Урок №3 – «Об чем было нам говорить?» («Максим Максимыч») Урок №4 – «Радости и бедствия человеческие» («Тамань») Урок №5 –»За что они меня все так ненавидят?» («Княжна Мери») Урок №6 – «Для какой цели я родился?» (»Фаталист») Урок № 7 – «Я бы хотел любить весь мир»
Слайд 3Путь к роману
Лермонтов продолжил оттуда, где Пушкин поставил точку:»Глаголом жги сердца людей». Лермонтов «обжигал»,рисуя портрет своего современника. Но он был очень странный литератор: не выпускал журналов, не входил в литературные сообщества, не анализировал художественные произведения «братьев по перу». Он был сам по себе. Может быть, поэтому и глядел « в себя», размышляя о вечном. Душа поэта чувственная, ранимая, а любви для нее не оказалось. Таков и герой его романа –Печорин.
Слайд 4История замысла
1830 -31г. -Драмы «Люди и страсти», «Странный человек» (Юрий Волин, Владимир Арбенин)
1835г. –драма «Маскарад» (Евгений Арбенин)
1836 г. –драма «Два брата» (Александр и Юрий Радины)
Слайд 5Хронология создания романа:
1837 г. – наброски к повести «Тамань»(сюжет повести построен на действительных событиях, участником которых был сам Лермонтов во время своего пребывания в Тамани в 1837г. ) 1838 - 1840г.г. –публикация в «Отечественных записках» повестей «Бэла», «Фаталист», «Тамань» 1840г. – «Герой нашего времени»(первоначальное название: «Один из героев нашего века») 1841 г. -переиздание, введено предисловие
Слайд 6История создания
«С особенным удовольствием пользуемся случаем известить, что М.Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей…Это будет новый, прекрасный подарок русской литературе» -«Отечественные записки» (1840 г.) «»..образ Печорина является клеветой на русскую действительность и русских людей…весь роман эпиграмма, в нем религиозности русской народности и следов нет.. Автор нарисовал свой портрет…» - С.О. Бурачок»Маяк» (1840 г.) «…видно, Русь так уж сотворена, что в ней все обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!» -М. Ю. Лермонтов «Предисловие к роману» (1841)
Слайд 7Особенности романа как жанра
Роман – объемное эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в пространстве и во времени В романе , в отличие от повести, основную организующую роль играет не рассказчик, а сюжет,развитие событий. Жанровые разновидности романа : Социальный Политический Философский Психологический Любовный Семейно –бытовой Приключенческий фантастический
Слайд 8Психологический роман –эпическое произведение, в котором внимание сосредоточено на внутреннем мире героя, движениях его души, осмыслении причин его поступков.
Пушкин «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни»
Лермонтов «Герой нашего времени» - «история души человеческой»
Слайд 9Сравни!
Что интересует авторов:
«собранье пестрых глав»
«собранье» повестей
духовная эволюция героя, жизненный опыт
погружение в душу героя, эволюции нет
Слайд 10Смысл заглавия романа «Герой нашего времени»
1). Что значит «герой»?Выберите нужный вариант: -исключительный по доблестям человек; -главное действующее лицо произведения; -человек, являющийся выразителем какой-нибудь среды, эпохи 2).Почему «нашего» времени, а не «моего», не «вашего»?
Слайд 11Особенности композиции романа
Хронология сюжета «Тамань» «Фаталист» «Княжна Мери» «Бэла» «Максим Максимыч» Сообщение о смерти Печорина
Композиция 1. «Бэла» 2. «Максим Максимыч» 3.Сообщение о смерти Печорина 4. «Тамань» 5.»Княжна Мери» 6. «Фаталист»
История жизни История души
Слайд 12«Бэла» -Мы смотрим на героя через призму двух рассказчиков
«Максим Максимыч» Мы смотрим на героя глазами рассказчика
«Журнал Печорина» -Герой сам говорит о себе
Слайд 13Анализ предисловия
1 абзац –обращение к публике, «которая так молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее нет нравоучения» 2 абзац –ответ возмущенной критике 3 абзац – цель Лермонтова : «создать портрет, созданный из пороков всего поколения» 4 абзац –объяснение , как он намерен создавать портрет: «нужны горькие лекарства и едкие истины, довольно людей кормили сладостями»
Слайд 14«Странный человек» (анализ повести «Бэла»)
Роман Лермонтова разбит на эпизоды, которые даны не в хронологии. Отсюда создается ощущение беспорядка жизни. «Бэла» -восточная повесть «Максим Максимыч» - путевая повесть «Тамань» -разбойничья повесть «Княжна Мери» - светская повесть «Фаталист» - философская повесть Но эти эпизоды существуют не само по себе. Они и есть роман, роман о герое времени Лермонтова.
Слайд 15О роли героев повести
В повести организующую роль играет рассказчик. Перед нами – «восточная повесть», изложенная в форме путевых заметок. Путевые заметки предполагают описание событий, произошедших с автором во время «пути», какого –то путешествия. Перед нами -странствующий офицер. который излагает читателям историю, о Печорине, услышанную от Максим Максимыча.
Лермонтов Повествователь Максим Максимыч Печорин
Слайд 16Романтизм в повести
Действие происходит на Кавказе. Лермонтов создает романтический пейзаж (неприступные скалы, желтые обрывы, золотая бахрома снегов). Но под внешней «романтикой» -реалистическое содержание. Описание горцев тоже романтично(сильные характеры, гордые натуры) . Лермонтов использует очень популярный в то время сюжет: роман с черкешенкой, усугубляя трагические обстоятельства: гибнет вся семья Бэлы.
Слайд 17Подумай!
Найдите в пейзаже элементы романтизма и реализма. Объясните их . Найдите противоречия в портрете Печорина. Чем вы объясните уменьшительно –ласкательные суффиксы в словах Максима Максимыча? Нравится ли вам Печорин?
Слайд 18Бэла и Печорин
Любит ли Печорин Бэлу? Как он добивается ее любви? Почему Бэла сдалась? Победил ли Печорин? Любовь к Бэле для Печорина не каприз, а попытка вернуться в мир искренних чувств. Он пробует разные методы завоевать ее сердце: от подарков до жалости. Печорин принес трагедию Бэле, но и возвысил ее. Она смогла войти в мир людей другой культуры, испытала любовь.
Слайд 19«Странный был малый»… ( противоречия характера Печорина: «да» и «но»)
Печорин прислан в крепость «по казенной надобности», т. е. по чужой воле Печорин дворянин, аристократ, богатый человек Печорин погубил Бэлу и всю ее семью, сделал это чужими руками Бэла стала жертвой эгоизма Печорина, так как его жизненный принцип : «Я хочу» Жестоко то, что Печорин вырвал Бэлу из ее круга, разрушил гармонию ее жизни.
Все действия Печорин совершает по своей воле, по личной надобности Печорин не ценит своего положения, шпага как символ чести для него ничего не значит Печорин глубоко переживает содеянное, он несчастен, так как он –причина трагедии Делая жертвами других людей, Печорин и себя не щадит Печорин дает Бэле и вариант выбора, желая для нее«свободного поступка»
Слайд 20«Кто разгадает вас?»
Суть характера Печорина – противоречие Причина его рефлексии –спор с судьбой. В «Фаталисте» Печорин прямо говорит: «Я решил испытать судьбу» Вызов судьбы есть и в «Бэле»
Слайд 21«Не судьба?»
1.Композиционное обрамление повести – песенка Бэлы на свадьбе: «..хорош русский офицер,.. только не расти, не цвести ему в нашем саду»
2. С этого момента начинается спор с судьбой: « Нет, расти, нет, цвести!»
3. Финал. Бэла убита. Печорин смеется: он снова (в который раз) проиграл судьбе! «Не цвести» –так и есть!
Слайд 22Какую роль в этой истории играет Максим Максимыч? Кто он - сочувственный свидетель или непосредственный участник событий? Объясните его «оговорки»: «было у меня свое на уме»; «черт меня дернул пересказать ..все, что я слышал..»; «Хотите пари? –Извольте!»
Слайд 23Какие качества кому соответствуют? Добавь свои характеристики!
Слайд 24Кто какой?
Печорин: смелый, честный, противоречивый, деятельный, скучающий, обаятельный, загадочный, страдающий
Максим Максимыч: добрый, простой, чуткий, ограниченный, служака, непосредственный
Повествователь: неравнодушный, интересующийся всем, литературно образованный, интеллигентный , умный,
Слайд 25Почему последние фразы повести обращены не Бэле, не Печорину, а Максиму Максимычу? Одинаков ли эмоциональный тон повести? Докажите, что эмоциональный настрой скачкообразный. Почему?
Слайд 26«Да и об чем было нам говорить?» /»Максим Максимыч»/
Почему повесть называется «Максим Максимыч», а не «Печорин»? Объясните эмоциональную интонацию начала повести. Отчего и у кого могла появиться обида? А ирония?
Слайд 27Мы встретились..
Как встретились Максим Максимыч и «странствующий офицер? Изменилось ли отношение рассказчика к Максиму Максимычу? Почему? Как отнесся Максим Максимыч к известию приезде Печорина?
Слайд 28Первый психологический портрет в русской литературе:
Портрет -изображение внешности героя, его лица, фигуры, одежды , манеры держаться. Психологический портрет –портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер.
Слайд 29Портрет Печорина /дополни своими примерами/:
Стройный стан, Крепкое сложение
В спине, будто не было ни косточки
Аристократическая рука
Небрежная походка
Не размахивал руками при ходьбе
Нервическая слабость тела
С первого взгляда – ему не больше двадцати трех
Потом готов дать ему тридцать лет
В улыбке - что-то детское
Кожа нежная
Глаза не смеялись, когда он смеялся
Слайд 30Подумай! Жесток ли Печорин во время встречи с Максим Максимычем? Прокомментируйте ремарки автора в диалоге Печорина с Максим Максимычем:
Ах, точно! –быстро ответил он, мне вчера говорили,.. Довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой протянул ему руку,.. Скучал! –сказал Печорин, улыбаясь. Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся Да, помню! –сказал он, почти тотчас же принужденно зевнув. Благодарю, что не забыли, -прибавил он, взяв его за руку. Ну полно! –сказал Печорин, обняв его по-дружески Что хотите! –отвечал Печорин. –Прощайте…
Слайд 31Почему расстроен Максим Максимыч? Почему сухо простились Максим Максимыч и повествователь ? Что нового мы увидели в Печорине? А как автор относится к Печорину? Кто автор? Печорин ищет смерти. Не дорожит своей жизнью. Он на краю. С Максим Максимычем они разные, идут по разным дорогам. Максим Максимыч этого не понимает,он видит поступки и не понимает их мотивов ,а ведь понять означает простить.
Слайд 32«Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих…»
Каковы особенности жанра путевых записок? Чем отличается от них дневник? Что такое «Журнал Печорина»? Кто пишет предисловие к «Журналу»? Зачем?
Дневник – литературное произведение в форме ежедневных записей (чаще всего с указанием даты), современных описываемым событиям. Изначально предполагает полную откровенность, искренность мыслей, чувств пишущего.
Слайд 33«Возьмите повесть Лермонтова « Тамань», - в ней не найдешь слова, которое можно было бы выбросить или вставить; вся она от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом; какой чудный язык…!» Д.В. Григорович
Слайд 34Печорин глазами Печорина
«Тамань –самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть –чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить»
Дайте характеристику Герою по первой фразе его дневника.
Печорин быстрый, энергичный, решительный, категоричный в суждениях. Но первая фраза – это экспозиция, в которой есть информация, которая не « прорастет». Эта несогласованность –тоже форма характера Печорина.
Слайд 35Подумай! В каком состоянии находится Печорин, приехав в Тамань?
Поздняя ночь Стал требовать Три ночи не спал Измучился Стал сердиться
Слайд 36Что будет делать обычный человек в минуты крайней физической усталости? Что делает Печорин, попав в «нехорошее» место? Почему?
Печорин раскладывает вещи…(?) Осматривает пристань..(?) Долго стоит на берегу..(?) Рассуждает о людях..(?) Разговаривает с мальчиком..(?) Берет оружие..(?)
Слайд 37«Я решил твердо достать ключ к этой загадке»…
Как относятся к «нечистому» месту в городе? Почему Печорина оно не отталкивает, не пугает, а влечет? Кто в повести «бросает вызов» Печорину? Что здесь за тайна? Почему Печорин говорит об увиденном ночью слепому и «ундине», но ничего не говорит своему денщику?
Слайд 38Печорин –романтик?
Моя певунья Огненный поцелуй
Сила юношеской страсти
Невольное биение сердца
Я доканчивал второй стакан чая
Эта комедия начинала мне надоедать
В сенях она опрокинула чайник
Я схватил ее одной рукой за косу, другой за горло
Слайд 39«Опрокинутый» романтизм Лермонтова
Лермонтов использует возвышенные слова, романтический стиль, его герои таинственны. Но все это нужно ему для того, чтобы показать правду жизни.
Слайд 40Чем объясняется горькая интонация финала повести? Почему Печорин так яростно хотел войти в круг контрабандистов? Если вновь «не судьба», то какова же «судьба»? Что суждено Печорину?
Слайд 41«За что они меня все так ненавидят?» («Княжна Мери»)
Какое представление у вас складывается о Печорине по первым фразам повести? Докажите, что как только он идет к людям - он меняется. Когда Печорин настоящий, а когда надевает «маску»? Зачем ему эта «маска»?
Слайд 42«Водяное общество»
Пьют, но не воду… Лечатся, но не от болезней… Шутят, но не от радости… Любят, но..(продолжите мысль..)
Почему поединок с «водяным обществом» неизбежен?
Слайд 43Печорин и Грушницкий
Докажите, что Печорина злит то, что Грушницкий «рядится» под Печорина. Зачем Печорин «дразнит» Грушницкого? На чьей стороне ваши симпатии?
Слайд 44Печорин и княжна Мери(история отношений)
-Мери отвергает его (не судьба?); -Печорин старается ее разозлить; -Пари Грушницкого с Печориным; -Бал в ресторации; «Дело сделано!»
Вначале Печорин видит в Мери избалованную барышню, играет с ней. Но по мере пробуждения ее души, отношения становятся иными. Печорин жестоко судит себя.
Слайд 45«Если бы все меня любили..»
Печорин все время себя останавливает, понимая, что все это грешно и преступно. Что же такое счастье? Насыщенная гордость. Но тогда бы Печорин был самым счастливым человеком! Выходит, человек счастлив, когда может поделиться с другими…Но это –жертва, а Печорин не способен на жертву. «Такова была моя участь с самого детства…». Печорин не доверяет людям, любит врагов, борение, он «экспериментирует» на людях.
Слайд 46Печорин и Вера
Каким мы видим Печорина в отношениях с Верой? Чем Вера не похожа на Мери? Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина «билось сильнее обыкновенного»? Куда спешит Печорин по дороге к Пятигорску? За Верой ли? Объясните его слезы.
Слайд 47Печорин и Вернер
Почему Печорин обречен на одиночество в кругу людей , понимающих его и любящих? Почему Печорин и Вернер стали друзьями? Что их объединяет? В чем разница?
Слайд 48Дуэль
Дуэльный поединок - не русская традиция, а заимствованная. Принесли с собой эту традицию военные иностранцы, которых приглашал Пётр Первый, создавая новые полки. Позже к дуэлям приобщились и русские дворяне, которые перенимали аристократические манеры европейцев. И Пётр Великий, и Екатерина II запрещали дуэли, выпустив указы, наказывающие за участие в поединках – вплоть до смертной казни. Сами понятия "поединок чести", "дуэль" связаны с благородным сословием, которое претендовало на высокую привилегию "честь", которую надо было отстаивать с оружием в руках. Дело чести заканчивалось либо примирением до поединка, либо самим поединком. Дуэль проводилась по строгим условиям( в России эти условия были намного жестче), которые обговаривались предварительно. Обязательное условие –наличие секундантов, врача.
Слайд 49«Не спится…»
16 июня. Что делал Печорин в ночь перед дуэлью? Какова роль утреннего пейзажа? Какие условия дуэли были нарушены Лермонтовым? Почему?
Слайд 50«На краю пропасти…»
Цели Грушницкого: Цели Печорина:
-устроить из дуэли фарс; -восстановить свою человеческую ценность -доказать, что он не жалкий мальчик, но мужчина
-защитить честь княжны Мери; -воздействовать на совесть Грушницкого; -осмыслить происходящее (судьба –не судьба?)
Слайд 51Может ли быть чиста совесть Печорина?
Слайд 52«Фаталист»
Фатум –судьба Фатальный –предопределенный роком, судьбой Фатализм – мистическая вера в неотвратимость судьбы, в то, что в этом мире все заранее якобы предопределено судьбой, роком Фаталист –человек, проникнутый фатализмом, верящий в предопределение свыше
Слайд 53«Что властвует нами?»
Все персонажи делятся на верящих в судьбу и противящихся этой вере.
Вулич –фаталист? Печорин –фаталист? Максим Максимыч –фаталист? Лермонтов –фаталист?
Слайд 54Чем необычен Вулич? Почему Печорин называет его «существом необыкновенным»? Что странно Печорину в поведении Вулича? Убедил ли случай с Вуличем Печорина в том, что человек подчинен предопределению?
Слайд 55«Я вздумал испытать судьбу…»
Докажите, что фатализм Печорина не слепой, а действенный.
Фатализм Печорина (и Лермонтова) не укладывается ф формулу: «От Своей судьбы не уйдешь». У этого фатализма иная формула : «Не покорюсь!»
Слайд 56Кризис веры Печорина
Нет альтруизму (альтруизм -бескорыстное действие во имя добра другому человеку)
Есть сомнение и нет традиции
Нет морали ( мораль –правила, которые выработало человечество)
Есть право каждого действовать по своей воле
Эгоцентризм В центре мироздания «Я» человека
Слайд 57«Я бы хотел любить весь мир…»
Объясните грани душевной трагедии Печорина, комментируя выделенные слова текста: «В первой молодости моей я был мечтателем.. Но что от этого мне осталось?.. одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли,.. Я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко..»
Слайд 58Смысл кольцевой композиции романа
Какой смысл имеет композиционное обрамление романа?
Какой смысл имеет построение, когда о смерти героя мы узнаем в первой половине романа?
Выберите схему, иллюстрирующую путь Печорина
Слайд 59Смелость, жажда неизведанного, воля отличают Печорина от людей его поколения и позволяют автору сочувственно следить за его судьбой и называть его Героем времени…
Слайд 60Литература:
Н. Долинина «Печорин и наше время» - М, «Детская литература»,1985 И.В. Золотарева, Н.В Егорова «Поурочные разработки по литературе, 9 класс» -М, «Вако»,2008 В.Г. Маранцман «Художественная литература» -М, «Просвещение», 1991
Слайд 61Ресурсы ИНТЕРНЕТ
Слайд №3, 9, 52 http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/49/933/49933468_LermontovAutoportrait.jpg Слайд№4, 14,27 http://www.kinopoisk.ru/images/shop/38852.jpg Слайд№10 , 56 -http://www.sb.by/_img/2000/07/pic63248.jpg Слайд»15 http://www.pereplet.ru:18000/lenta/images/lermontov.gif Слайд№17 http://www.tvzvezda.ru/file/0137/2267/3.jpg Слайд 12,18 –http://s41.radikal.ru/i093/0812/b7/8db7cf25eab6.jpg Слайд№18 -http://www.tvzvezda.ru/file/0137/2267/2.jpg Слайд №22 -http://www.tvzvezda.ru/file/0137/2267/3.jpg Слайд№ 12,26 -http://www.1tv.ru/imgsize320x240/PR20070529193144.GIF Слайд№27http://www.kinopoisk.ru/images/shop/38852.jpg Слайд№31 http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/49/933/49933468_LermontovAutoportrait.jpg Слайд»20, 57 -http://www.chelny-week.ru/i_pic/gazeta/2007/24/35_02big.jpg Слайд №32 -http://gennadym.okis.ru/img/gennadym/genamikheev00100.JPG Слайд №№32,35 -http://gennadym.okis.ru/img/gennadym/genamikheev00100.JPG
Слайд 62Слайд №12,28, 29, 55,36 -http://www.mma.ru/show.php?size=large&id=8260 Слайд №37 -http://img-2007-08.photosight.ru/25/2266763.jpg Слайд №43 http://media.kino- Слайд№12,38 http://www.tvzvezda.ru/file/0288/2302/03_2.jpg govno.com/images/knjazhnameri/knjazhnameri_5.jpg Слайд»41 http://homeflowers.ru/yabbse/uploads/post-1309-1188750055.jpg Слайд№12,42 http://ru.viasat.ua/assets/photos/1350/original_9.jpg Слайд№44 http://gazeta.aif.ru/data/mags/stavropol/716/pics/12_03_00.jpg Слайд№46 http://www.kinopoisk.ru/images/shop/38852.jpg Слайд№47 http://gorod.tomsk.ru/uploads/41581/1258719521/21.jpg Слайд №45 http://www.stihi.ru/pics/2007/10/21/1921.jpg Слайд № 16,49 http://vodopad.info/20_.jpg Слайд№50 http://s40.radikal.ru/i088/0808/29/49246e48bb41.jpg Слайд№51 -http://www.proza.ru/pics/2010/01/15/460.jpg -Слайд 53-http://works.tarefer.ru/44/100017/pics/image004.jpg Слайд№ 40,59 http://blago-mh.ru/issues/12/images/2-1.jpg