Конспект урока «Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников» по педагогике для все классыа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 34 г. Томска
Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости и
любознательности»
В.А. Сухомлинский
Игровой метод в развитии
музыкально-просветительских интересов
младших школьников
Подготовила Лиманова Елена Фёдоровна,
учитель музыки
Формирование музыкально-просветительского интереса учащихся необходимо не только как предпосылка будущей музыкально-просветительной деятельности, в которой нуждается наше общество, но и как ценный мотив активизации самой музыкальной учебной деятельности.
Становление личности человека происходит в период школьного обучения. Значит, и такое важное ее качество как просветительский интерес необходимо формировать, начиная со школьной скамьи. Но когда именно?
Опыт показывает, что начинать формирование и развитие нужных для просветительской деятельности качеств, навыков и умений в подростковом возрасте поздно. Из-за упущенного времени подростков приходиться, скорее, перевоспитывать, чем воспитывать в нужном направлении.
В то же время, «поскольку в 7-8 лет дети еще не имеют стойких сформировавшихся интересов, задача учителя состоит именно в их воспитании, а не в перевоспитании, что подчас требуется в отношении более старших ребят».
Конечно, формирование основ просветительского интереса у младших школьников имеет свои специфические особенности.
На 1 этапе формируются скорее просветительская потребность, основанная на некоторых природных инстинктах и потребностях детей (инстинкт создания, социальный инстинкт и т.п.), потому что просветительский интерес как интерес большого этического содержания, опирающийся на своем формировании на достаточный социальный и интеллектуальный опыт личности, - явление возможное в полной мере лишь в более старшем возрасте.
Но он может не выявиться в последующие периоды, если не будет подготовительного этапа в виде пробуждения определенных потребностей и формирования определенных личностных качеств детей.
В формировании основ просветительского интереса у младших школьников необходимо учитывать спецефические возможности и особенности психического развития, учащихся этого возраста, такие, как заинтересованность в совместной работе, интерес к «взрослой» жизни, расположенность к усвоению моральных требований, стремление выявить себя в творчестве и т.п.
Эти особенности ярко проявляются в увлеченном отношении к игре, которое в свою очередь является характернейшей особенностью детей данного возраста. И вместе с тем дети хотят, чтобы все в их жизни было «настоящим», таким, как у взрослых, хотят быть участниками «взрослой» жизни. Но фактически и это – своего рода игра, «игра во взрослых».
Через игру ребенок познает жизнь, мир явлений общественной жизни, формы общения в коллективе. С помощью игры он легче воспринимает и усваивает моральные нормы, т.к. игра для ребенка – это доступная ему форма активной деятельности. Как ученик ребенок может быть и невнимателен, неусидчив и не с полной отдачей работать на уроке. Но, выполняя какую-либо роль в творческой игре, он приобретает (хотя бы на время) многие положительные качества.
«Целый ряд качеств можно воспитать игрой, которая имеет громадное значение с воспитательной точки зрения».
«В игре раскрываются творческие способности личности…Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития».
Поэтому если игра становиться ценным методом воспитания в любом процессе, то в музыкальной педагогике игра особенно важна, т.к. к музыкально-просветительской деятельности ребенок еще не подготовлен. Но потребность в «просветительской миссии» он часто испытывает (может испытывать). Об этом говорит тот факт, что самые любимые игры детей – «в кого-нибудь» (в больницу, школу, библиотеку, семью и т.к.).
В этих сюжетных, ролевых, подражательных играх проявляется некоторое природное пристрастие малышей к просветительству, которое впоследствии затухает, если не находит пищи для своего развития.
И вот с первых занятий 1 класса на уроках музыки, присутствует игра. Эти игры, объединяющие, например, пение с различными видами движений (танцевальными, маршевыми и др.) проявляют активность, деловитость, смелость, эмоциональность, артистизм.
1 класс 1 урок. Песня-танец
«Во поле береза стояла» - исполнение песни с движением. Ребята сначала стесняются выполнять движения, но постепенно они начинают чувствовать себя свободнее, как исполнители на концерте.
1 класс 3 урок.
«Уж как шла лиса» - р.н.п. Дети, исполняя эту песню, становятся настоящими артистами. Показывая, как легко, вкрадчивой поступью идет лиса, они на время воплощаются в этот образ, каждый делает по-своему, при этом развивая свою фантазию, артистические качества.
1 класс 4 урок.
Песня «Веселый музыкант» - Филиппенко. Во время исполнения дети становятся музыкантами, скрипачами, балалайщиками, барабанщиками. Это склонность к подражанию подтверждает мысль о значимости игрового метода в воспитании у них основ просветительства, т.к. дети этого возраста без труда соглашаются на роль музыкантов, солистов, а роль учителя тем более.
2 класс 2 урок.
«Кто дежурные?» - Д.Кабалевского. Когда «ребенок – учитель» спрашивает у ребят: «Кто дежурные?». Этот вопрос звучит по-разному, в своей интонации и манере исполнения (кто-то строго, а кто-то и ласково). Роль артиста на уроках музыки постоянна, но наивысшего артестизмадостигает в 1 классе 3 четверти сцена из оперы «Волк и семеро козлят» - Ковал. Дети, уже без всякого стеснения, самостоятельно исполняют свои маленькие, первые арии, музыкально-игровые сценические действия. Дети прекрасно входят в роль, переживают вместе с героями, а ребенок, исполняющий роль волка.
Сцена из оперы «Волк и семеро козлят» - Ковал.
На нем я остановлюсь подробнее. Участники готовят маски сказочных героев.
Начинается музыкальная опера.
Герои оперы 7 козлят входят под веселую песню «Семеро козлят», которую поют весь класс. И когда появляются они, глаза ребят – зрителей прямо загораются, у всех улыбка на лице, не смотря на то, что и до этого были репетиции, но для ребят все происходит по-новому. И тут начинаются арии каждого героя.
Первым выступает задорный Топтушка (Я на венике верхом объезжаю все кругом, Ты беги, Мазилка, вслед, ну, догонишь или нет?). Он поет и совершает действия. Затем выступает Всезнайка, который очень любит сладкое. А Бодайка, как всегда может только бодаться.
А девочка-болтушка исполняя свою арию, плача доказывает, что она нет врет, а правду говорит. «Вот Всезнайка, Бодайка и Топтушка говорят, что я болтушка, говорят, что вру, а я правду говорю».
Затем Дразнилка с большим озорством дразнит Мазилку, а тот только плачет в ответ.
После игры козлят приходит мама-коза, которая поет колыбельную песню, поглаживая при этом каждого козленка, они засыпают. Но утром мама-коза уходит, и козлята остались снова одни, где начинают веселиться и играть.
Здесь уже и малыш предлагает свою военную игру:
«Стойте, друзья, командиром стал я, по команде сдвойте ряд, начинаем наш парад» и все козлята очень бодро маршируют.
Но их игру прерывает стук в дверь. Появляется волк и поет песню мамы-козы, козлята открывают ему и видят страшного волка. Он уводит их всех, только малыш прячется. Приходит мама-коза, завет своих козлят, но находит только одного малыша, они отправляются на поиски остальных козлят.
И вот под радостную песню они все появляются, живы и здоровы. Все дети очень рады: и артисты и зрители.
3 класс 2 четверть – итоговый урок.
Оказывается посылка с письмо от Деда Мороза и Снегурки, где предлагают свои задания, за правильный ответ, дети по командам получают снежинки, тем самым расчищают тропинку, которую занесло снегом. Выигрывает та команда, у которой больше снежинок и они исполняют свои любимые музыкальные номера.
Урок – викторина очень нравиться детям (чувствуют себя коллективом). Дети полностью перевоплощаются, что на миг забываешь, что это урок, и кажется что это все наяву, как в сказке-опере.
3 класс. Тема «Музыка моего народа» в 1 четверти: Дети не только знакомятся с историей, видами, особенностями русских народных песен, но и охотно исполняют все игровые и плясовые движения, которые характерны для русского народа. А игра на музыкальных инструментах самое любимое занятие детей. Эти игры воспитывают определенные качества личности, в то же время тренируют и учебные навыки. А сколько требуются выдумки, фантазии в исполнении и сочинение частушек. В них дети поют не только о своих делах, поступках, но и о делах и поступках своих друзей, - настоящие творцы.
2 класс 2 четверть 2 урок, песня «Кузнец» - Арсеева
Дети с удовольствием, очень задорно и с шуткой исполняют роль «детей» и «кузница», подчеркивая голосом разные интонации.
Постепенно удается сломать боязливость, застенчивость, скованность детей, значительно развить их фантазию, образное мышление, эмоциональную сферу, артистические и речевые способности.
Осознание детьми полезной игровой деятельности приносит им удовлетворение, радость, интерес к учебе, становиться важным этапом в становлении основ просветительского интереса.
Литература
-
Крупская Н.К. – педагогическое сочинение т.5
-
Сухомминский В.А. «Сердце отдам детям»
-
Апраксина О.А. «Современный ребенок и музыка»
-
Музыкальное воспитание в школе вып.В.
2013
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Педагогика (все классы). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.