- Этапы решения задач на компьютере

Конспект урока «Этапы решения задач на компьютере» по информатике

Автор: Гузаева Мария Юрьевна

Место работы: МОУ СОШ № 56 УИМ г. Магнитогорска

Должность: учитель информатики

Тема:

Этапы решения задач на компьютере

Цели:

1) образовательные

  • Повторить пройденный материал по теме: «Определение и свойства алгоритма»;

  • Изучить этапы решения задач;

  • Помочь учащимся усвоить виды алгоритмов и базовые алгоритмические структуры;

  • На примере конкретных задач рассмотреть изученный материал.

2) воспитательные

  • Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности;

3) развивающие

  • Развитие внимания, памяти и алгоритмического мышления;

  • Развитие познавательного интереса.


Тип занятия

комбинированный


Методы обучения

  1. Объяснительно - иллюстративный

  2. Лекция

  3. Фронтальный опрос

  4. Самостоятельная работа


Оборудование урока: проектор для показа презентации, ноутбук, классная доска

План проведения занятия:

  1. Проверка домашнего задания (домашние задачи на школьном алгоритмическом языке);

  2. Объяснение новой темы: «Этапы решения задач на компьютере»

2.1) План урока по этапам решения задач на компьютере

2.2) Исследование предметной области

2.3) Построение математической модели

2.4) Составление алгоритма

2.4.1) виды алгоритмов

2.4.2) блок-схема

2.4.3) базовые алгоритмические структуры

2.5) Составление программы

2.6) Отладка и тестирование программы на компьютере

2.7) Анализ результатов

2.8) Корректировка

3. Решение задач (решение задач прилагается в приложении №1);

4. Подвести итоги урока;

5. Дать домашнее задание (домашние задачи в приложении №2).


Ход занятия

  1. Проверка домашнего задания

Есть ли вопросы по домашнему заданию?

Если нет, то приступим к проверке.

Вызвать трех человек к доске с решением задач.


  1. Объяснение новой темы: «Этапы решения задач на компьютере»


2.1) План урока по этапам решения задач на компьютере


Человек использует компьютер для решения самых разнообразных информационных задач: работа с текстами, создание графических изображений, получение справки из базы данных, табличные расчеты, решение математических задач, расчет технических конструкций и многое другое.

Обсудим технологию решения прикладной задачи на компьютере.


РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ НА КОМПЬЮТЕРЕ - это процесс автоматического преобразования исходных данных в искомый результат в соответствии с заданным алгоритмом.


Итак, перечислим этапы решения задачи на компьютере и остановимся подробнее на каждом из них:

1. Исследование предметной области

2. Построение математической модели

3. Составление алгоритма

4. Составление программы

5. Отладка и тестирование программы на компьютере

6. Анализ результатов

7. Корректировка


2.2) Исследование предметной области

Предметная область - определенная часть реального мира, информацию о которой мы собираем и используем.

Здесь:

  • Определяется, к какой предметной области относится задача (например, к области физики, математики и т.д.)

  • Происходит четкое и полное описание условий задачи (формулировка задачи)

  • Проверяется понятность задачи

  • Проверка полноты исходных данных


2.3) Построение математической модели

Математическая модель – это описание реальности с помощью математических понятий, формул, неравенств и т.д.


На этапе построения математической модели нужно опередить:

а) ограничения и допущения;

б) что дано – перечисление исходных данных;
в) результат – что найти;
г) как найти – математические соотношения, которые связывают исходные данные с результатами.


2.4) Составление алгоритма

Для начала вспомним, что такое алгоритм и какими свойствами он обладает. Вопросы:

1) Дайте несколько определений алгоритма; почему нет одного общего определения алгоритма для всех наук? (ответ: у каждой науки свои особенности в определении алгоритма);

2) Перечислите свойства алгоритма;

3) Какими свойствами еще обладает алгоритм? (Ответ: результативность и массовость).

2.4.1) виды алгоритмов

Выделяют следующие виды алгоритмов:

  • вербальный, когда алгоритм описывается на человеческом языке;

  • символьный, когда алгоритм описывается с помощью набора символов;

  • графический, когда алгоритм описывается с помощью набора графических изображений.


Общепринятыми способами записи являются графическая запись с помощью блок-схем и символьная запись с помощью школьного алгоритмического языка.


Запишем «шапку» алгоритма на ШАЯ:

Алгоритм (раздел описаний)

Аргументы:

Результат:

Начало

Команды>

Конец.


2.4.2) блок-схема

Описание алгоритма с помощью блок схем осуществляется рисованием последовательности геометрических фигур, каждая из которых подразумевает выполнение определенного действия алгоритма. Порядок выполнения действий указывается стрелками.

Итак, блок-схема – графический вид алгоритма, в котором каждый шаг представлен в виде геометрической фигуры.


Начало или конец алгоритма


Ввод данных


Блок присвоения


Вывод данных (результатов)


Условный блок (проверка условия)

Циклический блок



Подпрограмма (обращение к вспомогательному алгоритму)


2.4.3) базовые алгоритмические структуры

В зависимости от последовательности выполнения действий в алгоритме выделяют алгоритмы линейной, разветвленной и циклической структуры.

Мы с Вами пока рассмотрим только линейную структуру.

В алгоритмах линейной структуры действия выполняются последовательно одно за другим:

2.5) Составление программы

После успешного построения блок-схемы выбираем язык программирования и переводим ее на выбранный язык программирования. Для нас с вами это Pascal.


2.6) Отладка и тестирование программы на компьютере

На этом этапе происходят испытания работы программы и исправления обнаруженных ошибок.

Проверка на компьютере правильности работы программы проходит с помощью тестов. Тест – это исходные данные, для которых известен ожидаемый от программы результат.


2.7) Анализ результатов

После тестирования и отладки, программист анализирует полученные результаты и делает вывод о корректировке программы.


2.8) Корректировка

Если корректировка требуется, то программист может возвратиться на любой из этапов.

Если каким-либо образом изменяются исходные данные или искомый результат, то для решения задачи следует начать все с начала (с этапа исследования предметной области).












3. Решение задач

Задача 1

Расписать этапы решения примера: у=(b2-ас):(а+с).

Задача 2

Зная длины трех сторон треугольника, вычислить площадь и периметр треугольника.

Задача 3

Заданы длины двух катетов в прямоугольном треугольнике. Найти длину гипотенузы, площадь треугольника и величину его углов.



4. Подвести итоги урока

Итак, вы сегодня узнали, какие существуют этапы для решения задачи на компьютере.

Перечислите 7 этапов.

Что происходит на каждом из них?


5. Дать домашнее задание

Домашним заданием будет 1 задача, ее решают все.

Еще одну задачу я даю дополнительно, правильно решив которую, вы можете получить хорошую оценку. С этим заданием справятся не все, поэтому попробуйте самостоятельно решить эту задачу.
























Учитель


Методист


Приложение №2


Задача 1

Известны плотность и геометрические размеры цилиндрического слитка, полученного в металлургической лаборатории. Найти объем, массу и площадь основания слитка.


Задача 2

Разведывательный дозор в составе двух человек подошел к реке. Мост был разрушен, а река слишком глубока и широка, чтобы переправиться через нее вброд или вплавь. К счастью, около берега в маленькой лодке проплывали два мальчика.

Как переправиться на этой лодке через реку, если она может выдержать либо одного взрослого, либо двух мальчиков?








































Пример 3

у=(b2-ас):(а+с).




ПРИМЕР 4

.Зная длины трех сторон треугольника, вычислить площадь и периметр треугольника.

Пусть a, b, c - длины сторон треугольника. Необходимо найти S - площадь треугольника, P - периметр.

Для нахождения площади можно воспользоваться формулой Герона:

 где r - полупериметр.

 

Входные данные: a, b, c.
Выходные данные: S, P.

Блок-схема алгоритма представлена на рис. 1.7.

Рис. 1.7. Алгоритм примера 1.1

Внимание!!! В этих блоках знак "=" означает не математическое равенство, а операцию присваивания. Переменной, стоящей слева от оператора, присваивается значение, указанное справа. Причем это значение может быть уже определено или его необходимо вычислить с помощью выражения. Например, операция r = (a+b+c)/2 - имеет смысл (переменной r присвоить значение r=(a+b+c)/2), а выражение (a+b+c)/2=r - бессмыслица.

ПРИМЕР 5

Известны плотность и геометрические размеры цилиндрического слитка, полученного в металлургической лаборатории. Найти объем, массу и площадь основания слитка.

Входные данные: R - радиус основания цилиндра, h - высота цилиндра, ρ- плотность материала слитка.
Выходные данные: m - масса слитка, V - объем, S - площадь основания.

Блок-схема представлена на рис. 1.8.

Рис. 1.8. Алгоритм примера 1.2

ПРИМЕР 6

Заданы длины двух катетов в прямоугольном треугольнике. Найти длину гипотенузы, площадь треугольника и величину его углов.

Входные данные: a, b - длины катетов.
Выходные данные: с - длина гипотенузы, S - площадь треугольника, α, β - углы.

Блок-схема представлена на рис.1.9.

Рис. 1.9 Алгоритм примера 1.3



9


Здесь представлен конспект к уроку на тему «Этапы решения задач на компьютере», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Информатика Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Список похожих конспектов

Лабораторная работа №3 Симплекс – метод решения задач. ПК №3

Лабораторная работа №3 Симплекс – метод решения задач. ПК №3

Колледж АО «Финансовая академия». Разработка открытого урока. Тема: «Лабораторная работа №3 Симплекс – метод решения задач. ...
ЗАНЯТИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ Решение задач на развитие внимания, памяти, мышления. Элементы логики. Суждение: истинное и ложное

ЗАНЯТИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ Решение задач на развитие внимания, памяти, мышления. Элементы логики. Суждение: истинное и ложное

ЗАНЯТИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ . Тема занятия:. Решение задач на развитие внимания, памяти, мышления. . . Элементы логики. Суждение: истинное ...
Одномерные массивы. Решение задач

Одномерные массивы. Решение задач

Конспект. . урока информатики. по теме «Одномерные массивы. Решение задач». Тема: Одномерные массивы. Решение задач. Цели урока:. 1.Обучающие:. ...
Названия размеченных элементов на жестком диске для хранения файлов

Названия размеченных элементов на жестком диске для хранения файлов

«Информатика 3 класс». УМК Матвеевой Н.В. ФГОС. . «Названия размеченных элементов на жестком диске для хранения файлов». Соедини ...
Линейное программирование на языке TurboPascal

Линейное программирование на языке TurboPascal

Интегрированный урок информатика и экология 7 классе. Тема урока : Линейное программирование на языке TurboPascal. Цель:.  . Сформировать навыки ...
Как открыть рисунок, сохраненный на диске

Как открыть рисунок, сохраненный на диске

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. «Красноануйская основная общеобразовательная школа». Солонешенского района Алтайского ...
Как информация представляется в компьютере, или цифровые данные

Как информация представляется в компьютере, или цифровые данные

Н.В.Ветошкина учитель информатики МОУ «Кезская средняя школа №1». Аннотация:. представлена методическая разработка урока информатики в 6 классе ...
Использование схемы анализа на уроках информатики и истории

Использование схемы анализа на уроках информатики и истории

Ин. тегрированный урок по информатике и истории в 9 М классе. Е.Е Гунейко. , учитель информатики, заместитель директора по информатизации, О.В. ...
Графика на языке программирования АВС Pascal

Графика на языке программирования АВС Pascal

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. ТЕМА: «. Графика на языке программирования АВС. Pascal. ». Тип урока:. получение. новых знаний. Технология:. системно-деятельностный ...
Графика на языке BASIC

Графика на языке BASIC

Учитель 2 квалификационной категории. . Шамсутдинова Рамиля Ильгизовна. МАОУ «Базарно-Матакская СОШ». Тема: «Графика на языке BASIC. ». Цели:. ...
Граф. Решение задач с помощью графа

Граф. Решение задач с помощью графа

Назарбаев Интеллектуальная школа физико- математического направления. г. Кокшетау Акмолинская область. Конспект ...
Влияние компьютерных игр на формирование агрессивных моделей поведения учащихся начальных классов

Влияние компьютерных игр на формирование агрессивных моделей поведения учащихся начальных классов

Конспект урока в 4 классе. на тему:. «Влияние компьютерных игр на формирование агрессивных моделей поведения учащихся начальных классов». Выполнила: ...
Ветвление на языке Паскаль

Ветвление на языке Паскаль

Урок по теме «Ветвление на языке Паскаль». Цель: Продолжить формирование навыков решения основных типов задач по информатике в форме тестирования. ...
Ввод формул. Ссылки на ячейки. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Функции. Использование стандартных функций

Ввод формул. Ссылки на ячейки. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Функции. Использование стандартных функций

1. . 8. . класс. . Практическая работа за компьютером на тему:. . Ввод формул. Ссылки на ячейки. . . Относительные, абсолютные и смешанные ...
Введение в предмет Вводный инструктаж по технике безопасности при работе на ПК

Введение в предмет Вводный инструктаж по технике безопасности при работе на ПК

Тема урока: Введение в предмет. . Вводный инструктаж по технике безопасности при работе на ПК. . . Цели урока:. . познакомить учащихся с ...
Алгоритмы на паскале

Алгоритмы на паскале

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Название». ФИО Бурзаев Андрей Игоревич. . Место работы МБОУ СОШ №1 им. М.Горького г. Арзамас. . . . Должность. ...
Использование анимации и звука в презентации. Создаем анимацию на заданную тему

Использование анимации и звука в презентации. Создаем анимацию на заданную тему

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа. № 1971. по информатике и икт. для 5 классаучитель ...
Графические процедуры на языке Delphi

Графические процедуры на языке Delphi

10 класс. «Графические процедуры на языке Delphi». . Цели:. организовать деятельность учащихся изучению и закреплению знаний и способов действий ...
Исследование зависимости мощности потребляемой лампочкой накаливания от напряжения на ее зажимах

Исследование зависимости мощности потребляемой лампочкой накаливания от напряжения на ее зажимах

Интегративный урок по физике и информатике. Преподаватель информатики и физики Искакова Гайни Каратаевна. Костанайский гуманитарный колледж. ...
Графический способ решения систем уравнений с 2-мя переменными средствами Microsoft Excel

Графический способ решения систем уравнений с 2-мя переменными средствами Microsoft Excel

Урок по теме:. «Графический способ решения систем уравнений с 2-мя переменными средствами. Microsoft. . Excel. ». Класс: 9. . . Кол-во часов: ...

Информация о конспекте

Ваша оценка: Оцените конспект по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:24 февраля 2017
Категория:Информатика
Поделись с друзьями:
Скачать конспект