- Элементы анализа текста

Презентация "Элементы анализа текста" (9 класс) по русскому языку – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18

Презентацию на тему "Элементы анализа текста" (9 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Русский язык. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 18 слайд(ов).

Слайды презентации

Элементы анализа текста. Или как нам понять то , что прочитали ….. Автор : Литвин С.
Слайд 1

Элементы анализа текста

Или как нам понять то , что прочитали …..

Автор : Литвин С.

Автор в художественном произведении. Автор выступает в 2 значениях: писатель, реальный человек, обладающий биографией; образ автора, авторская позиция. М.Цветаева: « Роману читателя с книгой предшествует роман писателя с книгой…Не читайте сразу: эта книга не писалась, а жилась и жилась два с половин
Слайд 2

Автор в художественном произведении

Автор выступает в 2 значениях: писатель, реальный человек, обладающий биографией; образ автора, авторская позиция. М.Цветаева: « Роману читателя с книгой предшествует роман писателя с книгой…Не читайте сразу: эта книга не писалась, а жилась и жилась два с половиной года. Прочесть ее в вечер то же самое что мне – прожить ее в вечер…»

Система опосредованных способов передачи авторской оценки: * Имя героя Описание облика и жилища Внимание к вещам , фактам Пейзажная зарисовка Заголовок Действующие лица Ремарки или лирические отступления Герои-резонеры «Говорящие» детали Введение рассказчика Образ повествователя от третьего лица…
Слайд 3

Система опосредованных способов передачи авторской оценки: * Имя героя Описание облика и жилища Внимание к вещам , фактам Пейзажная зарисовка Заголовок Действующие лица Ремарки или лирические отступления Герои-резонеры «Говорящие» детали Введение рассказчика Образ повествователя от третьего лица…

Сюжет художественного произведения. Сюжет- порядок и способ сообщения событий автором Сюжет- важнейшее средство воплощения содержания. Задачи: Выявление характера героя; Скрепление изображенных событий; Удержание внимания читателя… Сюжеты складываются из действий: проявление эмоций, мыслей, намерени
Слайд 4

Сюжет художественного произведения

Сюжет- порядок и способ сообщения событий автором Сюжет- важнейшее средство воплощения содержания. Задачи: Выявление характера героя; Скрепление изображенных событий; Удержание внимания читателя… Сюжеты складываются из действий: проявление эмоций, мыслей, намерений человека в поступках, движениях, словах. Мимике, жестах. 2 типа действия: внешнее (изменение судьбы героя, отношений между персонажами), внутреннее ( динамика жизни души).

Фабула - события в их хронологической последовательности. При анализе произведения нужно сравнивать сюжет и фабулу, чтобы понять замысел автора. События сюжета проходят основные стадии действия: пролог предыстория экспозиция завязка кульминация развязка лирические отступления эпилог послесловие
Слайд 5

Фабула - события в их хронологической последовательности. При анализе произведения нужно сравнивать сюжет и фабулу, чтобы понять замысел автора.

События сюжета проходят основные стадии действия: пролог предыстория экспозиция завязка кульминация развязка лирические отступления эпилог послесловие

Экспозиция: знакомит с фоном действия, с обстоятельствами героев до начала основных действий. По размеру невелика, но может занимать и значительную часть. Завязка: Событие, знаменующее начало развития действия, возникновение конфликта или его обострение. Обычно дается в начале произведения, но может
Слайд 6

Экспозиция: знакомит с фоном действия, с обстоятельствами героев до начала основных действий. По размеру невелика, но может занимать и значительную часть. Завязка: Событие, знаменующее начало развития действия, возникновение конфликта или его обострение. Обычно дается в начале произведения, но может быть и в другом месте . Кульминация: Момент наивысшего напряжения действия, после которого сюжет стремится к развязке. Кульминаций может быть несколько. Кульминацию не следует путать с перипетиями ( ( внезапными поворотами событий).

Композиция художественного произведения. Литература выделяет три уровня художественной формы: Речевой строй произведения (ритм, темп, особенности синтаксиса, средства выразительности); Предметная изобразительность (персонажи и события, портрет, пейзаж, интерьер); Композиция. При анализе композиции о
Слайд 7

Композиция художественного произведения

Литература выделяет три уровня художественной формы: Речевой строй произведения (ритм, темп, особенности синтаксиса, средства выразительности); Предметная изобразительность (персонажи и события, портрет, пейзаж, интерьер); Композиция. При анализе композиции обращается внимание на: - стадии развития действия, - соотнесенность частей и глав, - взаимодействие сюжетных и внесюжетных эпизодов ( лирических отступлений, вставных рассказов, снов, песен, писем…), - систему персонажей (группировка, двойники, антагонисты…), - пейзажные и портретные зарисовки, интерьер…

Композиционные приемы: обрамление повествования, нарушение хронологии, умолчание, повторы, лейтмотивы, сопоставление и противопоставление, смена точек зрения на повествование…
Слайд 8

Композиционные приемы: обрамление повествования, нарушение хронологии, умолчание, повторы, лейтмотивы, сопоставление и противопоставление, смена точек зрения на повествование…

Конфликт (столкновение, жизненные противоречия). Сюжетообразующий Внесюжетный («Три смерти») Замкнутый («Бедная Лиза») Неразрешимый («Горе от ума») Внутренний («Евгений Онегин») Социальный («Отцы и дети») Нравственный («Преступление и наказание») Семейно-бытовой («Ревизор») Нравственно-психологическ
Слайд 9

Конфликт (столкновение, жизненные противоречия)

Сюжетообразующий Внесюжетный («Три смерти») Замкнутый («Бедная Лиза») Неразрешимый («Горе от ума») Внутренний («Евгений Онегин») Социальный («Отцы и дети») Нравственный («Преступление и наказание») Семейно-бытовой («Ревизор») Нравственно-психологический («Гроза») Философский («Герой нашего времени»)

Характер героя. О характере уместно говорить, если образ человека очерчен полно и индивидуально через портрет, поступки, мысли, речь, т.е. далеко не каждый персонаж обладает характером. Постижение характера предполагает анализ и интерпретацию образа. Через характер дается авторская оценка и нравстве
Слайд 10

Характер героя

О характере уместно говорить, если образ человека очерчен полно и индивидуально через портрет, поступки, мысли, речь, т.е. далеко не каждый персонаж обладает характером. Постижение характера предполагает анализ и интерпретацию образа. Через характер дается авторская оценка и нравственно-эстетическая Концепция человеческого существования. Типы характеров: одноплановые многоплановые цельные противоречивые устойчивые динамичные обратная динамика

Глубина постижения образа человека в произведении зависит от способности читателя увидеть героя в контексте разных проблем. В чем логика выбора имени героя? Как вводится герой в текст? Каково его место в системе персонажей? О чем говорит портрет и речевая характеристика? Что можно понять их описания
Слайд 11

Глубина постижения образа человека в произведении зависит от способности читателя увидеть героя в контексте разных проблем

В чем логика выбора имени героя? Как вводится герой в текст? Каково его место в системе персонажей? О чем говорит портрет и речевая характеристика? Что можно понять их описания интерьера, вещи героя? Какова предыстория? Что известно о воспитании, образовании, окружении? Какова оценка героя другими персонажами? Каково авторское отношение к герою? Какова самооценка героя? Каковы поступки героя и их мотивы? Как прогнозируется судьба героя за пределами финала?

План анализа образа человека в произведении: Место героя в системе персонажей Способ введения в произведение Принадлежность к социальной группе, воспитание Имя, портрет, речь, интерьер, пейзаж Предыстория, герой за рамками произведения Ситуация, раскрывающая характер. Поступок и его мотивы Самооценк
Слайд 12

План анализа образа человека в произведении:

Место героя в системе персонажей Способ введения в произведение Принадлежность к социальной группе, воспитание Имя, портрет, речь, интерьер, пейзаж Предыстория, герой за рамками произведения Ситуация, раскрывающая характер. Поступок и его мотивы Самооценка героя и ее динамика Описание впечатлений от окружающего мира Психологизм образа. Сны, видения героя Оценка героя другими персонажами Авторское отношение к герою, герой в контексте творчества Герой в читательской оценке. Споры вокруг образа.

Художественная деталь. Символ. Подробность текста. Деталь – самая малая единица предметного мира произведения ( к ней не относятся стилистические фигуры, тропы, размер и ритм, особенности синтаксиса). Тяготеет к единичности, более весома с точки зрения смысла. Деталь вводится в текст не ради украшен
Слайд 13

Художественная деталь. Символ. Подробность текста.

Деталь – самая малая единица предметного мира произведения ( к ней не относятся стилистические фигуры, тропы, размер и ритм, особенности синтаксиса). Тяготеет к единичности, более весома с точки зрения смысла. Деталь вводится в текст не ради украшения, а для убедительности, выпуклости образа. Но это невозможно без особой работы читательского воображения. Подробности предстают во множестве, фиксируют реальность. Типы деталей: быта, интерьера пейзажные портретные психологические повторяющиеся и единичные динамические и статические сюжетные описательные

В символ деталь вырастает тогда, когда, сохраняя и прямое значение, она порождает ряд ассоциаций, т.е несет иносказательный смысл. Художественный образ обобщает действительность, является способом ее оценки. Творя образ, художник воссоздает цвет и освещение, звуковой фон и зрительные впечатления, за
Слайд 14

В символ деталь вырастает тогда, когда, сохраняя и прямое значение, она порождает ряд ассоциаций, т.е несет иносказательный смысл.

Художественный образ обобщает действительность, является способом ее оценки. Творя образ, художник воссоздает цвет и освещение, звуковой фон и зрительные впечатления, запахи и ощущения, воспроизводит образные ассоциации. Образ обретает жизнь только в сознании читателя, который достраивает его детали и подробности.

Стиль отражает эпоху, национальные традиции, литературные направления: Писатели-классицисты - идеальные формы, соблюдение правил «трех единств» и т.д. Писатели-романтики – исключительный герой, человек мучительных страстей и решительных поступков, конфликт мечты и действительности, прием контраста П
Слайд 15

Стиль отражает эпоху, национальные традиции, литературные направления:

Писатели-классицисты - идеальные формы, соблюдение правил «трех единств» и т.д. Писатели-романтики – исключительный герой, человек мучительных страстей и решительных поступков, конфликт мечты и действительности, прием контраста Писатели-реалисты – жизненная правда, связность повествования, простота формы, отсутствие умолчаний, щепетильное отношение к читателю

Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы. Стилистические тропы: Сравнение - «Лес точно терем расписной…» Метафора (скрытое сравнение) – «Ель рукавом мне тропинку завесила..» Олицетворение – «золотые лица купальниц…» Эпитет – «дорога дальняя», « желтеющая нива», «мирный край» И
Слайд 16

Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы

Стилистические тропы: Сравнение - «Лес точно терем расписной…» Метафора (скрытое сравнение) – «Ель рукавом мне тропинку завесила..» Олицетворение – «золотые лица купальниц…» Эпитет – «дорога дальняя», « желтеющая нива», «мирный край» Ирония (насмешка) Метонимия (переименование) Перифраза (пересказ, замена слова описательным оборотом) Синекдоха (соотнесение целого через часть его)…

Стилистические фигуры. Параллелизм Антитеза (резкое противопоставление) Контраст ( скрытое противопоставление) Оксюморон ( сжатая парадоксальная антитеза) – «грешная молитва» Инверсия (перестановка) Бессоюзие Многосоюзие Повтор Анафора Эпифора Рефрен Обращения, восклицания, риторические вопросы Элли
Слайд 17

Стилистические фигуры

Параллелизм Антитеза (резкое противопоставление) Контраст ( скрытое противопоставление) Оксюморон ( сжатая парадоксальная антитеза) – «грешная молитва» Инверсия (перестановка) Бессоюзие Многосоюзие Повтор Анафора Эпифора Рефрен Обращения, восклицания, риторические вопросы Эллипсис (пропуск слова) Гипербола (преувеличение) Гротеск (причудливость) Литота (преуменьшение)…

Элементы анализа текста Слайд: 18
Слайд 18

Список похожих презентаций

Развитие навыков языкового анализа и синтеза

Развитие навыков языкового анализа и синтеза

26841 ПРЕД ЛО ЖЕ НИ Е. Предложение. У меня есть мёда. Ещё есть варенья. Я скоро к вам в гости принесу угощение. Д А Р В И. стояло лето знойное села ...
Приемы компрессии текста

Приемы компрессии текста

Задание С1 подразумевает написание сжатого изложения исходного текста. Максимум баллов за это задание ученик получает, если: 1) передал основное содержание ...
Проблема текста

Проблема текста

Структура сочинения. Вступление. Проблема, над которой размышляет автор. Комментарий. Авторская позиция Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией ...
Элементы игровой технологии на уроках русского языка

Элементы игровой технологии на уроках русского языка

Педагогические игры имеют следующую классификацию: 1.По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные. 2.По характеру педагогического ...
Подготовка к ЕГЭ "Комплексный анализ текста"

Подготовка к ЕГЭ "Комплексный анализ текста"

Алгоритм анализа текста 1. Выразительно прочитать. 2. Отметить ключевые слова. 3. Обозначить микротемы. 4. Определить тему. 5. Определить идею. 6. ...
Текст. Признаки текста

Текст. Признаки текста

Прочитайте две записи. В какой из них предложения связаны по смыслу. Маленькая льдина быстро плыла по реке. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко ...
Типы текста

Типы текста

Памятка «Анализ подробного пересказа». Получился ли подробный пересказ? Рассказывал ли по плану? Использовал ли авторские слова, удачно ли подбирал ...
Анализ художественного текста

Анализ художественного текста

ПО МАТЕРИАЛАМ РАБОТ с.л.Каганович «Обучение анализу поэтического текста», С.В.Бобровой «Учимся понимать художественный текст». Новые государственные ...
Аспекты языкового анализа слова

Аспекты языкового анализа слова

Водное занятие «Сила слова». Так много слов скопилось на земле!.. Но в собственность ни деньгами, ни властью Не купишь слова, не запрешь в столе: ...
Анализ художественного текста

Анализ художественного текста

Произведения литературы делятся на. Эпические (слово изображает предметный мир) Лирические (слово выражает состояние говорящего) Драматические ( слово ...
Анализ художественного текста

Анализ художественного текста

Алгоритм выявления проблемы художественного текста. Проанализируйте поступки, отношения , речь героев. Определите, какие положительные и отрицательные ...
Анализ текста как форма подготовки к ЕГЭ

Анализ текста как форма подготовки к ЕГЭ

Цели урока:. систематизировать и обобщить знания об основных способах словообразования; совершенствовать умения словообразовательного анализа слова; ...
Анализ текста и написание рецензии

Анализ текста и написание рецензии

Прочитайте текст. Определите. тему идею стиль текста отметьте средства выразительности. Прежде чем начать писать работу, ответьте на вопросы к тексту:. ...
Анализ синтаксических структур поэтического текста

Анализ синтаксических структур поэтического текста

Цели урока. Наблюдение за использованием и ролью различных синтаксических конструкций в поэтических текстах для создания ёмких и ярких образов Совершенствование ...
Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста

Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста

Подготовка к написанию сочинения на основе прочитанного текста. Цели урока: Рассмотреть этапы написания сочинения; Рассмотреть критерии оценивания ...
В пространстве текста (комплексный анализ текста)

В пространстве текста (комплексный анализ текста)

Цели: 1. Повторить основные признаки текста. 2. Закрепить речевые умения: -определять принадлежность текста к определенному типу и стилю речи; -производить ...
Средства выразительности текста

Средства выразительности текста

тропы. это обороты речи , в которых слова употреблены в переносных значениях для усиления художественной выразительности. Эпитет- образное определение. ...
Виды переработки текста

Виды переработки текста

Содержание. Что такое текст? Тема и идея текста. Как связать предложения в тексте. Средства связи предложений в тексте. Типы речи. Стили речи. Признаки ...
Тема и основная мысль текста

Тема и основная мысль текста

Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте. Цепная связь. Способы связи предложений в тексте. Параллельная связь. Типы текстов. ...
Виды преобразования текста

Виды преобразования текста

ПЛАН. - это краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада. Тезисы. - это дословные или документально точные записи частей текста. Выписки. ...

Конспекты

Подготовка к сочинению - рассуждению на морально – нравственную тему на основе анализа текста

Подготовка к сочинению - рассуждению на морально – нравственную тему на основе анализа текста

Урок русского языка в 8 классе. Тема:. Подготовка к сочинению - рассуждению на морально – нравственную тему на основе анализа текста. Цель для ...
Упражнения в чтении и письме. Чтение слов, предложений, текста, наблюдение над словами с гласными после шипящих. Написание слов и предложений с изученными буквами

Упражнения в чтении и письме. Чтение слов, предложений, текста, наблюдение над словами с гласными после шипящих. Написание слов и предложений с изученными буквами

Урок обучения грамоте. Тема:. Упражнения в чтении и письме. Чтение слов, предложений, текста, на­блюдение над словами с гласными после шипящих. ...
Текст. Тема текста. Заголовок текста

Текст. Тема текста. Заголовок текста

Тема урока:. Текст. Тема текста. Заголовок текста. Цель урока:. образовательные:. познакомить с понятием тема текста, заголовок текста. развивать ...
Текст и его план. Признаки текста: смысловое един¬ство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль

Текст и его план. Признаки текста: смысловое един¬ство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль

УРОК 2. Текст и его план. Признаки текста: смысловое един­ство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основ­ная мысль. Целевые установки:. ...
Строение текста типа повествования

Строение текста типа повествования

Урок русского языка в 5 классе. «. Строение текста типа повествования». УМК:. Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, ...
Составление связного текста из деформированных предложений

Составление связного текста из деформированных предложений

Тема. : Составление связного текста из деформированных предложений. . Цели:. - коррекционно – образовательные. 1. развивать связную монологическую ...
Связь заглавия и главной мысли текста. Признаки текста

Связь заглавия и главной мысли текста. Признаки текста

Конспект открытого урока русского языка во 2 классе. Тема урока:. «Связь заглавия и главной мысли текста. Признаки текста». Класс:. 2. Учитель. ...
Разбиение текста задачи на части: условие и вопрос. Смысл этих понятий

Разбиение текста задачи на части: условие и вопрос. Смысл этих понятий

Урок математики 2 класс. (система Л.В.Занкова, учебник И.И. Аргинской). Тема: Разбиение текста задачи на части: условие и вопрос. Смысл этих ...
Комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста

ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» №196. Урок по теме. «Комплексный анализ текста». Учитель: Катаева Б.А. ...
Как определить и сформулировать проблему текста?

Как определить и сформулировать проблему текста?

МБОУ «Кузкеевская СОШ» Тукаевского муниципального района РТ. . . . . . «Как определить и сформулировать проблему текста?». . . . ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Информация о презентации

Ваша оценка: Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:5 июня 2019
Категория:Русский язык
Содержит:18 слайд(ов)
Поделись с друзьями:
Скачать презентацию
Смотреть советы по подготовке презентации