- Самоубийство Катерины - сила или слабость?

Презентация "Самоубийство Катерины - сила или слабость?" (10 класс) по литературе – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16

Презентацию на тему "Самоубийство Катерины - сила или слабость?" (10 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 16 слайд(ов).

Слайды презентации

Самоубийство Катерины - сила или слабость? Работу выполнила ученица МОУ СОШ № 16 г. Норильска Соколова Татьяна
Слайд 1

Самоубийство Катерины - сила или слабость?

Работу выполнила ученица МОУ СОШ № 16 г. Норильска Соколова Татьяна

Проблема, цель, предмет исследования. Проблема: если перед нами мелодрама, значит, самоубийство Катерины - следствие глупости, аффекта, то есть слабости; если перед нами трагедия, то тот же поступок героини - проявление бескомпромиссности, то есть силы. вопрос о жанре становится ключом к нашему глав
Слайд 2

Проблема, цель, предмет исследования.

Проблема: если перед нами мелодрама, значит, самоубийство Катерины - следствие глупости, аффекта, то есть слабости; если перед нами трагедия, то тот же поступок героини - проявление бескомпромиссности, то есть силы. вопрос о жанре становится ключом к нашему главному вопросу - о силе или слабости Катерины. Цель исследования - определить жанр пьесы «Гроза», исследуя характер Катерины, главной героини произведения. Объект исследования – пьеса А.Островского «Гроза» Предмет исследования – жанровая структура пьесы А. Островского «Гроза»

Гипотеза данного исследования: Пьеса А. Островского «Гроза» по своей жанровой структуре является трагедией.
Слайд 3

Гипотеза данного исследования:

Пьеса А. Островского «Гроза» по своей жанровой структуре является трагедией.

Задачи и методы исследования. Задачи: изучить рецензии на произведение А.Островского «Гроза». исследовать творческий период создания пьесы «Гроза». определить жанровое своеобразие «Грозы». проанализировать социально-психологические аспекты характера главной героини. определить жанровое своеобразие «
Слайд 4

Задачи и методы исследования

Задачи: изучить рецензии на произведение А.Островского «Гроза». исследовать творческий период создания пьесы «Гроза». определить жанровое своеобразие «Грозы». проанализировать социально-психологические аспекты характера главной героини. определить жанровое своеобразие «Грозы». исследовать особенности читательского восприятия «Грозы». Методы исследования: историко-литературный анализ, в частности: анализ художественного текста, критической литературы, сравнительный анализ, изучение биографии автора, изучение читательских мнений.

Определение трагедии как жанра. Трагедия - «форма героического представления», протекает в необычной обстановке (в древности или отдаленной стране), в ней принимают участие исключительные по положению лица -цари, военачальники, мифологические герои. Трагедия отличается возвышенным стилем, обостренно
Слайд 5

Определение трагедии как жанра

Трагедия - «форма героического представления», протекает в необычной обстановке (в древности или отдаленной стране), в ней принимают участие исключительные по положению лица -цари, военачальники, мифологические герои. Трагедия отличается возвышенным стилем, обостренной борьбой конфликтов между героями или внутренней психологической борьбой героя. Обыкновенный исход трагедии - гибель героя. Но гибель трагического героя не есть его поражение, а напротив - следствие необыкновенно цельного характера.

Жанр: трагедия или мелодрама? Споры о жанре «Грозы» начались с первых рецензий, в которых выражалась растерянность: от Островского ждали очередной комедии из купеческого быта, а получили нечто другое. Что же? Все разнообразие мнений в итоге свелось к двум полюсам. Недоброжелатели стали называть «Гро
Слайд 6

Жанр: трагедия или мелодрама?

Споры о жанре «Грозы» начались с первых рецензий, в которых выражалась растерянность: от Островского ждали очередной комедии из купеческого быта, а получили нечто другое. Что же? Все разнообразие мнений в итоге свелось к двум полюсам. Недоброжелатели стали называть «Грозу» мелодрамой, почитатели - трагедией. Островский, которого уже привычно называли «комиком», написал нечто неожиданное: или трагедию (если пьеса удалась), или мелодраму (если пьеса неудачна). Если перед нами мелодрама, значит, самоубийство Катерины - следствие глупости, аффекта, то есть слабости; если перед нами трагедия, то тот же поступок героини - проявление бескомпромиссности, то есть силы. Вопрос о жанре становится ключом к нашему главному вопросу - о силе или слабости Катерины.

Соответствует ли Катерина мерке трагической героини? Рассмотрим, как она выглядит, говорит, воздействует на окружающих. Вот Борис, который описывает Кудряшу приметы еще не названной женщины: «Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у нее улыбка ангельская, и от лица-то как будто светит
Слайд 7

Соответствует ли Катерина мерке трагической героини?

Рассмотрим, как она выглядит, говорит, воздействует на окружающих. Вот Борис, который описывает Кудряшу приметы еще не названной женщины: «Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у нее улыбка ангельская, и от лица-то как будто светится». Описание неземное, мистическое, но еще удивительнее реакция Кудряша: «Так это молодая Кабанова что ль?» Простецкому, лихому парню Кудряшу описывают приметы ангела или святой, а он узнает в них Катерину. Это ли не знак исключительности героини?

Анализ текста «Грозы»

2. Противоположные состояния души Катерины подчеркиваются сильными трагедийными жестами. Отчаянные движения рук: «хватается рукой за голову», «отталкивает ключ», не обнимает, а «кидается на шею», не просто опускается, а «падает на колени». Варвара, например, «зевает и потягивается». Такая ремарка по
Слайд 8

2. Противоположные состояния души Катерины подчеркиваются сильными трагедийными жестами. Отчаянные движения рук: «хватается рукой за голову», «отталкивает ключ», не обнимает, а «кидается на шею», не просто опускается, а «падает на колени». Варвара, например, «зевает и потягивается». Такая ремарка по отношению к Катерине невозможна, это бы снизило возвышенный образ героини. За жестами трагического героя угадывается его судьба: так, в кульминационной сцене Катерина «падает без чувств», а затем в развязке падает с обрыва.

3 Речь Катерины. Во-первых, образная, поэтическая, напевная, близкая к стихотворной. Во-вторых, прерывистая, логически несвязная. Причина этого - в трагедийной одержимости героини. Так у Катерины порой «путается язык». В своем монологе с ключом (II, 10) Катерина начинает с того, что хочет бросить кл
Слайд 9

3 Речь Катерины. Во-первых, образная, поэтическая, напевная, близкая к стихотворной. Во-вторых, прерывистая, логически несвязная. Причина этого - в трагедийной одержимости героини. Так у Катерины порой «путается язык». В своем монологе с ключом (II, 10) Катерина начинает с того, что хочет бросить ключ: «Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он мне руки-то жжет, точно уголь»; заканчивает тем же, что так же порывисто оставляет ключ у себя: «Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь...» Борису при первой встрече (III, 2, 3) она сначала говорит: «Не трогай, не трогай меня!.. Зачем ты пришел, погубитель мой?» (при том, что она его сама позвала), а затем вдруг: «...Иди ты теперь хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы».

Трагедийный ли характер Катерины? Условие трагедии - соответствие слов и поступков. Никаких задних мыслей, лукавства, никакого низкого или даже просто практического расчета не может быть. Слово в трагедии должно стать делом. Докажем на примере поступков Катерины, ее слов, что ее характер преимуществ
Слайд 10

Трагедийный ли характер Катерины?

Условие трагедии - соответствие слов и поступков. Никаких задних мыслей, лукавства, никакого низкого или даже просто практического расчета не может быть. Слово в трагедии должно стать делом. Докажем на примере поступков Катерины, ее слов, что ее характер преимущественно трагедийный. Если Катерина в первом действии хочет лететь, она полетит, если обещает бежать из дома, убежит. Эти полет и бегство - в смерть: «Я скоро умру», «Быть беде» - не просто слова, все это должно сбываться и сбывается. Катерина абсолютно искренна в своих словах и поступках. Даже то, что Катерина по два раза бросается на шею и Тихону, и Борису - не обман, а желание любить и быть любимой. За Тихоном - семья, данное перед Богом слово, желание жить как все (не по лжи), за любимым Борисом - даль и вольница, свобода. Порыв к семейной келье (темнице) до третьего действия равен по силе порыву вдаль и на волю. В третьем действии, после отказа Тихона взять Катерину с собой, - осуществление свободы, свободы любить и быть любимой. Покаяние в IV действии ПРИМЕР- это страшное возвращение назад, в келью (гроб).

Гроза состоялась, трагедия победила. Уже современная Островскому критика восприняла персонажей «Грозы» в шекспировском духе - благодаря Катерине, которую назвали «русской Офелией», «женским Гамлетом». В пошлости Кабанихи нашли мрачное злодейство леди Макбет, а старую барыню с ее пророчествами - макб
Слайд 11

Гроза состоялась, трагедия победила.

Уже современная Островскому критика восприняла персонажей «Грозы» в шекспировском духе - благодаря Катерине, которую назвали «русской Офелией», «женским Гамлетом». В пошлости Кабанихи нашли мрачное злодейство леди Макбет, а старую барыню с ее пророчествами - макбетовской ведьмой. Некоторые критики пошли дальше - сопоставив «Грозу» с древнегреческой трагедией. Так обыватели в четвертом действий вызывают ассоциацию с древнегреческим трагедийным хором, а среда города Калинова - с древнегреческой темой рока, непреодолимой судьбы. «Само название, содержащее в себе трагедийный «заряд», предвещает «катарсис» (очищение), обещает зрителю сильное впечатление» (А. Д. Галахов). Через месяц после московской премьеры Косицкая, игравшая роль Катерины, писала: «Гроза гремит по Москве». Гроза состоялась, трагедия победила.

Катерина - истинно трагическая героиня. Катерина - истинно трагическая героиня. Герой трагедии всегда нарушитель некоторого порядка, закона. Хотя он субъективно и не хочет ничего нарушать, но объективно его поступок оказывается нарушением. За это его постигает кара некоей надличной силы, которой час
Слайд 12

Катерина - истинно трагическая героиня.

Катерина - истинно трагическая героиня. Герой трагедии всегда нарушитель некоторого порядка, закона. Хотя он субъективно и не хочет ничего нарушать, но объективно его поступок оказывается нарушением. За это его постигает кара некоей надличной силы, которой часто выступает сам же герой трагедии. Такова и Катерина. Она и мысли не имела протестовать против мира и порядков, в которых она жила (и что безосновательно приписал ей Добролюбов). Но свободно отдавшись впервые посетившему ее свободному чувству, она нарушила патриархальный покой и неподвижность. Конфликта с миром, с окружающим у нее не было. Причиной ее гибели стал внутренний конфликт ее сердца. Мир русской патриархальной жизни (а Катерина есть высшее, полное выражение самого лучшего, самого поэтического и живого в этом мире) в Катерине сам взорвался изнутри, потому что из него стала уходить свобода, т.е. сама жизнь.

Изучение читательского мнения. Нами было проведено анкетирование среди старшеклассников. Учащимся были заданы вопросы: Самоубийство Катерины – это сила или слабость? Кто виноват в смерти Катерины?
Слайд 13

Изучение читательского мнения

Нами было проведено анкетирование среди старшеклассников. Учащимся были заданы вопросы: Самоубийство Катерины – это сила или слабость? Кто виноват в смерти Катерины?

Самоубийство Катерины – сила или слабость?
Слайд 14

Самоубийство Катерины – сила или слабость?

Кто виноват в смерти Катерины?
Слайд 15

Кто виноват в смерти Катерины?

Заключение. Катерина - истинно трагическая героиня. Герой трагедии всегда нарушитель некоторого порядка, закона. Хотя он субъективно и не хочет ничего нарушать, но объективно его поступок оказывается нарушением. За это его постигает кара некоей надличной силы, которой часто выступает сам же герой тр
Слайд 16

Заключение

Катерина - истинно трагическая героиня. Герой трагедии всегда нарушитель некоторого порядка, закона. Хотя он субъективно и не хочет ничего нарушать, но объективно его поступок оказывается нарушением. За это его постигает кара некоей надличной силы, которой часто выступает сам же герой трагедии. Такова и Катерина.

Список похожих презентаций

Нечистая сила в литературе

Нечистая сила в литературе

Уже в древние времена племена сопровождали мистические образы защитников. Наши предки считали, что посредством исполнения ритуалов они вступают в ...
Образ Катерины Кабановой в оценке русской критики

Образ Катерины Кабановой в оценке русской критики

Николай Александрович Добролюбов (1836-1861). Николай Александрович Добролюбов (1836-1861) – критик, публицист, поэт, прозаик. Революционный демократ. ...
"Золотой ключик, или Приключения Буратино".

"Золотой ключик, или Приключения Буратино".

Деревянного мальчишку, Шалуна и хвастунишку Знают все без исключений. Он любитель приключений. Легкомысленным бывает, Но в беде не унывает. И синьора ...
Неизвестный Андерсен, или сказки, рассказанные жизнью

Неизвестный Андерсен, или сказки, рассказанные жизнью

Цель проекта: усилить мысль о том, что книги, чтение – это большая радость. Привлечь внимание учащихся к имени великого сказочника Ханса Кристиана ...
Черная курица, или Подземные жители

Черная курица, или Подземные жители

Алексей Перовский получил блестящее образование. В августе 1805 года Алексей поступил в Московский университет и в октябре 1807 года закончил его. ...
Чичиков: живая душа или мертвая

Чичиков: живая душа или мертвая

…Он всё же подлец какой-то странный… И.Золотусский. «ЖИВАЯ» ДУША ЧИЧИКОВ ИЛИ «МЁРТВАЯ»? -. центральный проблемный вопрос урока. ИССЛЕДОВАНИЕ 1 «Замысел ...
В.В. Маяковский: индивидуалист или гуманист?

В.В. Маяковский: индивидуалист или гуманист?

План. В.В.Маяковский: индивидуалист или гуманист. Мнения о нем Схема Поэт-индивидуалист Поэт-гуманист Мое отношение Список использованной литературы. ...
Художественное произведение. Читать или смотреть?

Художественное произведение. Читать или смотреть?

Цель:  Поразмышлять о том, какой способ восприятия художественного произведения более действен, вызывает больший эмоциональный отклик. Задачи:  ...
Баба-Яга – сказка, миф или реальность

Баба-Яга – сказка, миф или реальность

ПРОТОТИПЫ БАБЫ-ЯГИ. У греков – Геката. У германцев – Перхта, Хольда. У индийцев - Кали. ДЕМОНИЧЕСКИЙ ОБЛИК. Передвигается в железной ступе, погоняя ...
Барон Мюнхаузен – миф или реальность

Барон Мюнхаузен – миф или реальность

сопоставить содержание художественного произведения и исторические сведения жизни Барона и. Цель:. выявить, что знаменитый Барон не только герой любимой ...
Астафьев "Васюткино озеро": Человек и природа, или уроки мудрости и доброты

Астафьев "Васюткино озеро": Человек и природа, или уроки мудрости и доброты

Цели урока:. Обучающие: формировать умение анализа художественного произведения, формирование внимания к тексту; Развивающие: Развивать навыки групповой ...
«Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельский

«Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельский

В.А.Жуковский А.С. Пушкин П.П. Ершов. Антоний Погорельский. В.Ф. Одоевский. «Блистательное созвездие». . Пансионат – школа с общежитием для учеников. ...
«Слова о полку Игореве»-христианин или язычник?

«Слова о полку Игореве»-христианин или язычник?

Цель проекта:. Путём изучения, сравнения,сопоставления и поиска фактов попытаться узнать,кем был автор “Слова…”-язычником или христианином. язычество. ...
Понтий Пилат: Жертва или палач?

Понтий Пилат: Жертва или палач?

«Странное напряжение пульсирует вокруг имени "Понтий Пилат", - и счастлив тот, кто в это напряжение вовлечён» Алексей Меняйлов. «Мир потому зачался, ...
Гарри Поттер – фантастика или сказка?

Гарри Поттер – фантастика или сказка?

Дж. К. Роулинг долгое время работала простой учительницей в английской школе и не ожидала свалившейся на неё и её героя славы. На самом деле она придумывала ...
Серебряный век ренессанс или упадок

Серебряный век ренессанс или упадок

Все, все, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья... (А.С. Пушкин). И все, что нас гнетет, снесет и свеет время, Все ...
Жюль Верн - ученый или фантаст

Жюль Верн - ученый или фантаст

Основополагающий вопрос:. Жюль Верн – ученый или фантаст? Школа выживания по Жюлю Верну. Цели проекта: Выявить основные физические явления, встречающиеся ...
Черная курица или подземные жители

Черная курица или подземные жители

«Не для того дан вам ум, чтобы вы во зло его употребили». Тест 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос 7 вопрос 6 вопрос 1 вопрос 8 вопрос дальше. Как ...
Исторические детали в собственных наименованиях в повести Н.С. Лескова «Левша» (реальность или вымысел?)

Исторические детали в собственных наименованиях в повести Н.С. Лескова «Левша» (реальность или вымысел?)

Цель исследования: вымысел или реальность исторические детали в повести Н.С.Лескова «Левша». Задачи исследования: изучить материал по теме узнать, ...
Черная курица, или Подземные жители

Черная курица, или Подземные жители

. Цели урока:. Повторение и систематизация знаний учащихся о фольклорной и литературной сказке. Обучение приемам анализа характера главного героя ...

Конспекты

Сила и слабость человеческого духа

Сила и слабость человеческого духа

Конспект урока литературы на тему «Сила и слабость человеческого духа». Тип урока: комбинированный. Цели:. Образовательные. :. дать представление ...
Кто прав:Настя или Митраша?

Кто прав:Настя или Митраша?

Камилова Разина Вильсуровна. . МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа». . Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, ...
А. Погорельский Черная курица или Подземные жители

А. Погорельский Черная курица или Подземные жители

Муниципальное автономное образовательное учреждение. . «Средняя общеобразовательная школа №1». Урок литературного чтения. А. Погорельский. ...
Черная курица, или Подземные жители

Черная курица, или Подземные жители

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. «Средняя общеобразовательная школа №11». города Альметьевск Республики Татарстан. ...
Уроки Чехова, или Смешное и грустное в рассказе «Хамелеон

Уроки Чехова, или Смешное и грустное в рассказе «Хамелеон

Технология проблемного обучения. . . Метод группового взаимодействия. Тема: «Уроки Чехова, или Смешное и грустное в рассказе «Хамелеон». Цель:. ...
Сказка мудростью богата или как стать сказочником?

Сказка мудростью богата или как стать сказочником?

Защита проектов «Как стать сказочником?». Цели:. . раскрыть нравственный смысл сказок, рассмотреть категории добра и зла на примере прочитанных ...
Сборник притч или философские сказки

Сборник притч или философские сказки

. Сборник притч. или философские сказки. С О Д Е Р Ж А Н И Е. Введение……………………………………………………………………………..9. ...
Парадокс, или Человек создан для счастья, как птица для полета

Парадокс, или Человек создан для счастья, как птица для полета

ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук. Урок литературы в 8 классе. . на тему:. «Парадокс,. или Человек создан для счастья, как птица для полета». ...
Величайшая сила искусства

Величайшая сила искусства

Учитель русского языка и литературы. Касимова Жанна Георгиевна. МОАУ «Гимназия имени А.Грина» г.Кирова. Урок регионального компонента по литературе ...
Великая сила любви в рассказе А.И. Куприна

Великая сила любви в рассказе А.И. Куприна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. «Лицей № 6 им. И.З. Шуклина г.Горно-Алтайска». Конспект урока по литературе ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Информация о презентации

Ваша оценка: Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:6 декабря 2018
Категория:Литература
Содержит:16 слайд(ов)
Поделись с друзьями:
Скачать презентацию
Смотреть советы по подготовке презентации