Цели: - повторение и систематизация знаний об односоставных и
неполных предложениях;
- наблюдение и выводы о роли данных предложений в тексте;
- закрепление знаний о синтаксических средствах выразительности
речи;
- совершенствование навыков анализа текста, умения работать
парами, в группе;
- воспитание любви к языку
Оборудование: тесты; тексты.
Ход урока
I. Организационный момент
Сообщение темы и задач урока.
Тема урока.
- Сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания по теме "Односоставные предложения", понаблюдаем за ролью этих предложений в тексте, закрепим знания о средствах выразительности речи, а также будем совершенствовать навыки анализа текста.
(Запись темы урока в тетрадях).
II. Актуализация
1. Теоретическая разминка.
Терминологический кроссворд.
Разгадывание кроссворда, в центре которого ключевое слово темы урока.
1. Единая концовка строк, строф. 2. Расположение слов в порядке усиления или ослабления признака. 3. Соединение несовместимых, противоречащих друг другу понятий. 4. Единоначатие строк, строф. 5. Намеренное опущение союзов. 6. Повтор какого-либо отрезка речи в начале. 7. Намеренный пропуск какого-либо члена предложения. 8. Повторение слов или предложений. 9. Расчленение предложений на несколько смысловых фраз. 10. Изменение обычного порядка слов в предложении. 11. Резкое противопоставление понятий, образов. 12. Намеренно избыточный повтор союзов.
Ответы. 1. Эпифора. 2. Градация. 3. Оксюморон. 4. Анафора. 5. Бессоюзие. 6. Подхват. 7. Эллипсис. 8. Повтор. 9. Парцелляция. 10. Инверсия. 11. Антитеза. 12. Фигуры. 13. Многосоюзие.
2. Орфографическая пятиминутка
ГИА, А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
-
подивились
-
вклинились
-
касаются
-
написал
ГИА, А6. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?
-
пришли
-
привычный
-
прикрыла
-
прислушалась
ГИА, А7. В каком слове правописание суффикса является исключением из правил
1) бесценные
2) сосредоточена
3) напряжённо
4) деревянная
3. Повторение видов односоставных предложений.
Беседа.
- Какие предложения называются односоставными?
- На какие группы они делятся?
Схема деления на группы односоставных предложений.
Рассказать по схеме о каждом из видов односоставных предложений, используя теоретические сведения из учебника по плану: значение, способ выражения главного члена, пример.
III. Совершенствование умений и навыков – закрепление полученных знаний
1. Упражнение на определение видов односоставных предложений.
- Что нужно для того, чтобы быстро и верно определить вид
односоставных предложений?
(Уметь быстро находить грамматическую основу и определять способ её выражения)
Задание: 1) В данных предложениях найти грамматическую основу и определить способ её выражения. 2) Найдите двусоставные предложения и назовите вид односоставных предложений.
1 1.Здесь рыбу не ловят. 2.Спешу к вам на помощь. 3.Подмораживает. 4.На этой реке нет мостов. 5.Пора спать. 6.На улице ветрено и сыро. 7.Составьте график дежурства. 8.На улице было холодно. 9.Ломаные линии, острые углы. 10.Много песен сложено о любви. 11.Про него давно говорят много хорошего. 12.Скоро увидимся. 13.В воздухе пахнет грозой. 14.Не бывать этому! 15.Кругом всё было тихо и спокойно. 16.За опоздание будете наказаны. 17.Друг далёкий, вспомни обо мне. 18.Что посеешь, то и пожнёшь. 19.У многих ещё нет компьютеров.
2. Работа по тексту (Тексты на каждом столе. Учащиеся работают парами.)
Мы часто говорим друг другу: «Желаю тебе всего доброго». Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.
Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим «пожалуйста». Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание. И в то же время – умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.
Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель в жизни. Добро слагается из малого. И каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.
(По Д. Лихачеву.)
Задание.
-
Придумать заголовок
-
Определить тип текста
-
Каким стилем написан текст?
-
Найдите односоставные предложения, определите вид. Какова их роль в этом тексте?
-
Выписать по одному предложению на каждый вид.
Выводы: односоставные предложения чаще всего употребляются в художественной и публицистической литературе, а также в устной разговорной речи.
3. Наблюдения за ролью односоставных предложений в речи.
Задание: прочитать отрывки стихотворений, определить вид односоставных предложений и их значение.
Предчувствую тебя. Года проходят мимо.
Всё в облике одном предчувствую тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И, молча, жду, - тоскуя и любя.
А. Блок
Выводы: Определённо-личные предложения. Субьект не назван, но он мыслится определённо. Подлежащее здесь лишнее. И без него ясно, что говорящий сообщает о себе, о своём внутреннем состоянии.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С. Есенин
Выводы: Безличные предложения могут выражать состояние природы или человека. В данном случае передают особое состояние лирического героя, его неспособность противостоять жизненным обстоятельствам. Глаголы в неопределённой форме показывают обобщённость, а с повторяющимся отрицанием не - безвозвратность действия
За что-то меня упрекают,
И в чём-то согласны со мной:
Так исповедь льётся немая
Беседы блаженнейшей той.
А Ахматова
Выводы: Неопределённо-личные предложения не указывают на деятеля, а нам всё понятно. Главное не деятель, а само действие, заключённое в глаголах 3л. мн. числа. В данных предложениях акцент сосредоточен на действии
Деревья, и солнце, и тени,
И мертвый могильный покой…
Но – чу! Заунывные пени,
Глухой, сокрушительный вой!
Н.А. Некрасов
Вывод: Назывные предложения позволяют в лаконичной форме дать большую информацию. Автор буквально в нескольких словах сообщает о состоянии человека и погоды. Назывные предложения создают особую экспрессивность текста: романтичность, таинственность, напряжённость.
4.Физкультминутка (восприятие предложений на слух).
Двусоставное – 2 хлопка
Односоставное – 1 хлопок
1.Владей собой . 2.Носи во всем достоинство свое. 3. Натруженные руки матери. 4.Святее вас нет ничего на свете. 5.Вот и стало мне обидно. 6.Просчитал я четки лет. 7. Уходят наши матери от нас не сразу. 8.Все видеть, все понять, все знать, все пережить. 9. И тебе в вечернем синем мраке часто видится одно и то ж.
5. Работа с текстом.
Задание: Какие виды односоставных предложений преобладают в тексте?
Какова роль односоставных предложений в этом тексте?
1). Был конец ноября. 2). До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с мокрым снегом. 3) Но плыли вполне благополучно. 4). Пассажиров было много, пароход был похож на громадный отель со всеми удобствами. 5). Жизнь на нём протекала размеренно. 6). Вставали в тот ранний час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зелёной водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане. 7). Накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, а затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие. 8). До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана. 9). В одиннадцать - подкрепляться бутербродами с бульоном. 10). Подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, более разнообразного, чем первый. 11. Следующие два часа посвящались отдыху.
И. Бунин.
Вывод: Односоставные предложения являются ярким синтаксическим средством выразительности, помогают автору донести до читателя основной идейный смысл произведения. В тексте много неопределённо-личных и безличных предложений, которые не предполагают изображения деятеля. Здесь подчёркнута важность самого действия.
Эти предложения подчёркивают обезличенность, безындивидуальность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Всё, что они делают, ненатурально: развлечения нужны лишь для искусственного возбуждения аппетита. Употребление данных предложений позволило автору, не называя конкретных деятелей, показать обобщённую картину бездуховной жизни в мире капитализма. Это безымянные "сливки" общества. Вспомним, что и сам г-н из Сан-Франциско не имеет имени в
в рассказе "Господин из Сан-Франциско"?
- Какой тип речи использует автор? Докажите. (Повествование с элементами описания).
- Какова стиль речи?
- В чём роль художественных средств языка, стиля, типа речи?
Вывод: Повествование даёт возможность наглядно передать действия, совершаемые отдыхающими на пароходе, элементы описания помогают реально представить пароход, пейзаж и т. д. А художественный стиль предполагает использование множества средств языковой выразительности, что помогает воссозданию полной картины происходящего на пароходе, раскрытию идейного содержания и авторской позиции.
5. Самостоятельное работа по тестам «Определение видов односоставных предложений».
IV. Подведение итогов
1. Какая задача стояла перед вами?
2. Что удалось узнать?
3. Как оцениваете свои знания?
4. Что оказалось трудным?
5. Как вы думаете: с какой целью был выбран такой практический материал?
V. Задание на дом
Написать, используя односоставные предложения, поздравление с Новым годом.
|