Конспект урока «Тема войны в творчестве В.М.Гаршина и В.В.Верещагина» по литературе для 10 класса
Автор: Семенова Любовь Алексеевна
Учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №2 г.Питкяранта Республики Карелия
Интегрированный урок по литературе в 10 классе. /2урока/
Тема войны в творчестве В.М.Гаршина и В.В.Верещагина.
Цель: - Приобщать учащихся к богатствам отечественной литературы и искусства.
1). Совершенствовать умение анализировать и оценивать произведение; характеризовать тему и идейный смысл, выявлять значение важнейших эпизодов в их взаимосвязи; ощущать связь изучаемого произведения с временем его написания.
2). Учить объяснять сходство тематики и героев в произведениях писателя и художника; развивать образное восприятие окружающего мира; обогащать словарный запас учащихся.
3). Воспитывать вкус, внутреннюю культуру; воспитывать патриотические чувства, формировать гражданскую позицию.
Эпиграф – слова В.В.Верещагина: « Передо мною, как перед художником, Война, и я её бью, сколько у меня есть сил…».
На доске: - иллюстрация картины И. Репина «Иван Грозный и его сын Иван»;
- иллюстрации картин В.В.Верещагина;
-толкование слов: апофеоз – прославление, возвеличение кого-нибудь, чего-нибудь. Художник-баталист – художник, изображающий войну.
Ход урока.
1.Слово учителя . Эту едва ли не самую известную картину Илья Ефимович Репин написал в 1885 году. Не спешите отвести взгляд от этого примелькавшегося полотна. Вглядитесь, сколько здесь трагизма! Тёмные покои, отброшенный в сторону жезл- орудие убийства, залитый кровью ковёр, сидящий на полу царь-безумец, только что смертельно ранивший своего сына, голову которого он прижимает к груди, словно пытаясь удержать его среди живых,- и смуглое, кроткое, кровью лицо царевича… Сквозь смертельную слабость он бессильно пытается улыбнуться убийце-отцу, успокоить его. Всмотримся внимательно и запомним, что царевича Ивана Репин писал с известного писателя. Это Всеволод Гаршин, с его жертвенностью, способностью и в самую тяжёлую минуту своей жизни сопереживать страданиям других.
Сам Репин рассказывал:(карточка1) « Я всегда искал в жизни таких людей, у которых в фигуре, в чертах лица выражалось бы то, что мне нужно для моей картины. В лице Гаршина меня поразила обречённость: у него было лицо человека, обречённого погибнуть».
Современник Гаршина А.Н.Демчинский вспоминал, как писатель впервые увидел картину(карточка2): «Пока картина была видна через головы толпы, она не производила такого сильного впечатления, но по мере того как толпа расходилась и мы приближались к картине, нижняя часть её становилась всё более видна. Когда, наконец, мы увидели лужу крови, Гаршин, как бы испугавшись, весь затрясся и, схватив меня под руку, дрожащим от волнения голосом проговорил: «Зачем, зачем столько крови?..»
Он ненавидел кровь, насилие, особенно остро не принимал Гаршин войну. Строки его рассказов о войне звучат пронзительной болью. Но тогда он ещё не знал, до какой степени его взгляды на войну, на трагедию отдельной личности на войне совпадают со взглядами русского художника Верещагина. Посетив первую выставку Туркестанских полотен, Гаршин писал:( учитель читает стихотворение)
Толпа мужчин, детей и дам нарядных
Теснятся в комнатах парадных
И, шумно проходя, болтают меж собой:
« Ах, милая, постой!
Regarde, Lili,
Comme c,est joli!
Как это мило и реально,
Как нарисованы халаты натурально».
«Какая техника!- толкует господин
С очками на носу и с знанием во взоре,-
Взгляните на песок: что стоит он один!
Действительно, пустыни море.
И… лица недурны!»… Не то
Увидел я, смотря на эту степь,
На эти лица;
Я не увидел в них эффектного эскизца,
Увидел смерть, услышал вопль людей,
Измученных убийством, тьмой лишений…
Не люди то, а только тени
Отверженников родины своей.
Ты предала их, мать! В глухой степи-
одни,
Без хлеба, без глотка воды гнилой,
Изранены врагами, все они
Готовы пасть, пожертвовать собой,
Готовы биться до последней капли крови
За родину, лишившую любви,
Пославшую на смерть своих сынов…
Кругом- песчаный ряд холмов,
У их подножия- орда свирепая кольцом
Объяла горсть героев. Нет пощады!
К ним смерть стоит лицом!..
И, может быть, они ей рады;
И, может быть, не стоит
Жить-страдать!
Плачь и молись, отчизна-мать!
Молись! Стенания детей,
Погибших за тебя среди глухих степей,
Вспомянутся чрез много лет,
В день грозных бед!
(1874 год)
? Какой человек, характер, какие взгляды открываются нам в этих стихах?
В 1876 году Верещагин попал в Туркестан и оказался свидетелем и участником жесточайшей войны.
Ученик: Историческая справка о войне в Туркестане.
Учитель: С тех пор человек на войне становится главным персонажем его картин, принесших их создателю всероссийский успех и мировое признание.
? О чём говорят уже сами названия полотен? «Варвары», «Выслеживают», «Окружили!», «Преследуют», «Т-сс! Пусть войдут», «Вошли», «Представляют трофеи», «Торжествуют».
Заметим, что они, как главы романа о войне: Залитая кровью Средняя Азия.
---Небо, помутневшее от взвихренного копытами песка…
---Отрубленные головы на частоколе вокруг гробниц и минаретов…
Показ картины: Смертельно раненный, зажимая кровавую рану на груди, ещё бежит… Но это бег уже умирающего. Ещё миг…Человека не станет. На раме, сверху, авторская надпись: « Ой, убили, братцы…убили…ой, смерть моя пришла!» Это был последний крик человека, последняя мысль.!
А вот картина «Забытый». Сражённый солдат, забытый на поле боя, в горячих песках- вороньё над ним кружит, а на раме печальная песня: «Ты скажи моей молодой вдове, что женился я на другой жене, нас сосватала сабля вострая, положила спать мать сыра земля…»
На картине « Удача» два бухарца любуются отрезанной головой русского солдата. Сейчас её опустят в кошель. За голову убитого заплатят щедро.
Но вот рядом картина « После удачи». Лежат у крепостной стены трупы этих же бухарцев, а рядом спокойно раскуривает трубку русский солдат.
?Какой же видит Верещагин войну? Он изображает войну как страшное зло. Такой же видит войну и Всеволод Гаршин. Оба эти художника- художник кисти и художник слова- были гуманистами и обличали войну как явление.
Тема войны станет одной из главных и в творчестве Гаршина. Впервые, как мы уже знаем, он увидел войну на полотне Верещагина и увидел глазами этого художника. Три года спустя им обоим суждено было оказаться на полях сражений одной войны и пролить свою кровь.
«Четыре дня». Дома вы читали рассказ Всеволода Гаршина « Четыре дня». С сюжетом какой картины он перекликается?(«Забытый»). Как очень часто бывало у Гаршина, в основу рассказа легло действительное событие.
Гаршин писал матери (карточка3): «Наш батальон ходил на место боя…убирать мёртвых, и я видел не особенно красивую картину…зловоние ужасное. Но мы были вознаграждены за всё- нашли раненого. Пять суток лежал он в кустах с перебитой ногой».
Анализирование рассказа «4 дня».
На первых страницах рассказа «4дня» много неопределённых местоимений.
Покажите, что это так, и подумайте, какую смысловую нагрузку они несут.
По тексту: «Сквозь опушку показалось что-то красное, мелькавшее там и сям», «что-то хлопнуло, что-то, как мне показалось, огромное пролетело мимо…», « что-то не то зарычало, не то застонало…», «Я лежу, кажется, на животе…Несколько травинок, муравей, ползущий с одной из них вниз головою. Какие-то кусочки сора…», «И вижу я его только одним глазом, потому что другой зажат чем-то твёрдым…», «что-то острое и быстрое, как молния, пронизывает всё моё тело…»
Вывод: Итак, во время атаки и ранения героя и нас , читателей, преследует ощущение всеобщей бестолковости, бессмысленности и неосознанности происходящего…И только большая звезда на небе возвращает способность ясно мыслить: « Как хорошо теперь дома!» Боль и тоска заполняют всё его существо. «Как было бы хорошо остановить и работу мозга! Но её ничем не задержишь. Мысли, воспоминания теснятся в голове».
Герой задаёт более 50 вопросов на протяжении всего рассказа. Остановимся на более значительных.
Какие вопросы мучают героя?
(«За что я убил его?»; «Зачем судьба пригнала его? Кто он?»; «Чем же он виноват?»; «И чем же виноват я, хотя и убил его? Чем я виноват?»; « Ну и что же? А если я проживу дней ещё 5-6, что будет из этого?..Не лучше ли кончить?»; « Так кончать или ждать? Чего? Избавления? Смерти?»; «Неужели я бросил всё милое, дорогое, шёл сюда тысячевёрстным походом, голодал, холодал, мучился от зноя; неужели, наконец, я лежу теперь в этих муках – только ради того, чтобы этот несчастный перестал жить? А ведь разве я сделал что-нибудь полезное для военных целей. Кроме этого убийства?»; «Убийство, убийца…И кто же? Я!)
---- Давайте поразмышляем о том, как характеризуют героя его мысли, как служат ни осуществлению авторского замысла?
? Осознанно ли шёл герой рассказа на «убийство»? Почему он убил?
Текст: ( « Я не хотел этого. Я не хотел зла никому, когда шёл драться. Мысль о том, что и мне придётся убивать людей, как-то уходила от меня. Я представлял себе только, как я буду подставлять свою грудь под пули. И я пошёл и подставил.»)
? Виноват ли в чём-то убитый им турок?
Текст:( «А этот несчастный феллах…он виноват ещё меньше…Ему велели идти, он и пошёл. Если бы он не пошёл, его стали бы бить палками, а то, может быть, какой-нибудь паша всадил бы в него пулю из револьвера».)
Вывод: Итак, никто из них не виноват. И только теперь, почувствовав физическую боль в перебитых ногах, герой начинает думать, задавать вопросы, вспоминать о доме и своих близких.
Текст: (« Когда я затеял идти драться, мать и Маша не отговаривали меня, хотя и плакали надо мною. Ослеплённый идеей, я не видел этих слёз. Я не понимал (теперь я понял) , что я делал с близкими мне существами».)
Иначе герой начинает смотреть и на убитого им врага. Проследим за тем, как меняется отношение героя к турку на протяжении рассказа.
Текст: («…Я увидел ЕГО. ОН был огромный, толстый турок»; « А вот и мой СОСЕД. Да, это- турок, труп»; «Ты спасаешь меня, МОЯ ЖЕРТВА»; « Я не могу не думать о нём»; «МОЙ СОСЕД- что станет с тобой? Ты и сейчас ужасен».)
Вывод: Приходим к выводу о том, что оба они- жертвы войны.
? Кто же истинный виновник? Гаршин не говорит. Почему?
Главное для него- показать противоестественность войны, её страшное лицо.
? Каким же увидел Гаршин лицо войны?
Текст: (« Сосед в этот день сделался страшнее всякого описания…Это война, - подумал я, - вот её изображение».)
Картина « Апофеоз войны».
Подобным образом видит лицо войны художник Верещагин. Финалом его Туркестанской серии стала эта картина- « Апофеоз войны». Гора человеческих черепов посреди опустошения. На раме надпись: « Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».
? Каков, по-вашему, смысл такого посвящения?
Сам Верещагин был участником трёх войн, был ранен и погиб на войне при взрыве крейсера «Петропавловск».
Учитель: Война предстаёт на полотнах художника как страшное зло, и это объединяет его с Гаршиным.
Сейчас мы поговорим о балканской серии картин Верещагина.
1 ученик (Сергей А.) даёт историческую справку о Балканской войне. А трое учеников рассказывают о 3-х картинах: «Скобелев под Шипкой»-Олеся П.; « Побеждённые.Панихида по убитым»- Мария Л.; «Под Плевной»( К названию картины сделано пояснение «Царские именины»)- Олег Н.
Слово учителя: Мы говорим о страшном смысле полотен Верещагина и сразу вспоминаем рассказ Гаршина «Трус». Его герой чуть с ума не сходит, читая военные сводки: другие радуются, что потери незначительные, а он укладывает мысленно один к одному 12 тысяч павших под Плевной: (карточка4) « Я не могу ничего делать, ни о чём думать. Я прочитал о третьем плевненском бое. Выбыло из строя 12 тысяч одних русских и румын, не считая турок…Двенадцать тысяч…Эта цифра то носится передо мной в виде знаков, то растягивается бесконечной лентой лежащих рядом трупов. Если их положить плечо с плечом, то составится дорога в восемь вёрст… Что же это такое?»
Учитель: Уже в наше время появилось выражение: гибель одного человека- трагедия, гибель тысяч людей- статистика.
? Какими средствами опровергает Гаршин эту статистику? О чём предупреждает нас Гаршин?
Доктор Львов говорит: «Право, лучше не думать, а заниматься своим делом».
? Прав ли он? Какие вопросы мучают героя?
( Зачем я должен умирать? Истории понадобились мои физические силы, а умственные? Совесть замучит.)
? Почему много страниц посвящено описанию ухода Кузьмы из жизни? Несколько строчек описывает смерть героя?
Итак, главный герой рассказа «Трус»- человек горестной мысли, потрясённый сознанием неисчислимых бедствий, которые война приносит людям. Герой погибает от шальной пули, ничего героического не совершив, не сделав ни единого выстрела.
? Но так ли бессмысленна его смерть?
12-13 апреля 1877 года Гаршин писал матери: (карточка5) « Мамочка, не могу прятаться за стенами заведений, когда мои сверстники лбы и груди подставляют под пули. Благословите меня».
А герой рассказа «4 дня» вспоминает об отношении знакомых к его решению идти на войну:
(Карточка6) «Ну, юродивый! Лезет, сам не зная чего! Как могли говорить они это? Как вяжутся такие слова с их представлением о геройстве, любви к родине и прочих таких вещах? Ведь в их глазах я представлял все эти доблести. И тем не менее я- юродивый!»
Давайте прочитаем эпиграф наших уроков. (Читаем с доски).
Учитель: Ничего героического нет в произведениях двух великих художников, но они не дают успокоиться, будят мысль о противоестественности войны, зле и насилии, которые она несёт. Никого не оставят равнодушными картина Верещагина «Апофеоз войны» и строки из рассказа Гаршина «Трус»: (карточка7) «Мне кажется, что нынешняя война- только начало грядущих, от которых не уйду ни я, ни мой маленький брат, ни грудной сын моей сестры. И моя очередь придёт очень скоро».
Герой рассказа Гаршина «Художник» Рябинин смотрит на свою картину. На ней фигура рабочего, скорчившегося в три погибели, одетого в лохмотья, задыхающегося от усталости. Думая о впечатлении, которое производит этот образ на зрителей, потрясённый художник говорит: «Ударь их в сердце. Лиши их сна, стань перед их глазами призраком! …Убей их спокойствие, как ты убил моё…»
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Тема войны в творчестве В.М.Гаршина и В.В.Верещагина», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература (10 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.