Конспект урока «Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина» по литературе
Конспект урока
«Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
- определить роль поэзии в жизни Пушкина, выявить высокое назначение поэта;
- способствовать эмоциональному восприятию текста, учить чувствовать слово, развивать творческие способности, мышление;
- воспитывать внимательное отношение к поэзии, определить своё место в жизни.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Тема поэта и роль поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова (лекция учителя).
Слово учителя:
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством А.С. Пушкина. Поэзия была основным занятием в его жизни, поэтому естественно стремление Пушкина дать оценку поэтического творчества, роли поэзии в жизни поэта, в жизни общества. Эта тема традиционна, к ней обращались поэты разных времен. Пушкин в своих произведениях как бы ведет диалог со своими предшественниками: Горацием, Овидием, Ломоносовым, Державиным.
Сегодня на уроке мы поговорим о теме поэта и его предназначении в творчестве А.С. Пушкина.
Запись темы: «Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина»
Обратите внимание на наш эпиграф:
«Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет» А.С. Пушкин.
- Как вы понимаете значение этих слов?
(Не всякому дано быть поэтом).
- И сегодня мы как раз поговорим, кто, по мнению Пушкина, является настоящим поэтом, каково его предназначение. Постараемся проследить, как эта тема проходит через все творчество Пушкина, получая разную трактовку, с годами углубляясь и отражая изменения в мировоззрении поэта. Уже в лицейский период, в 1814 г., появляется стихотворение «К другу стихотворцу». Пушкин, обращаясь к молодому, начинающему стихотворцу говорит о том, что не всякому дано быть настоящим поэтом: «Артист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет». Автор говорит о нелегкой судьбе, уготованной поэту:
Лачужка под землей, высоки чердаки –
Вот пышны их дворцы, великолепны залы.
Следует хорошо подумать, прежде чем вступить на это поприще. Настоящая поэзия требует большой духовной отдачи, которая к тому же не часто вознаграждается со стороны людской толпы. И гораздо проще обратиться к мирским заботам. «Быть славным – хорошо, спокойным лучше вдвое».
В 1815 году Пушкин пишет стихотворение «К Лицинию», в котором поэт характеризуется как защитник передовых общественных идеалов. Вспоминая римского старика Ювенала, он так определяет задачи поэта:
Свой дух воспламенею жестоким Ювеналом,
В сатире праведной порок изображу
И нравы сих веков потомству обнажу.
Так возникает в творчестве Пушкина образ поэта-борца, глашатая народных мнений. Античные имена и обстановка древнего Рима не мешали современникам понимать глубокую злободневность стихотворений Пушкина.
В своем творчестве Пушкин утверждал новый облик поэта, прямо противоположный представлениям 18в. О назначении поэта. В понимании Пушкина поэт – не однописатель в честь вельмож и царей, он – эхо русского народа
На лире скромной, благородной
Земных богов я не хвалил;
И силе, в гордости свободной,
Кадилом лести не кадил.
Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рожден царей забавить
Стыдливой лирою моей….
Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой,
И не подкупный голос мой
Был Эхо русского народа.
(Из стих. «К.Н. Плюсковой»)
«Свободная гордость», «скромная, благородная лира», стремление служить своей поэзией одной лишь свободе, отказ воспевать царей, сознание глубокой связи с народом – все это оставалось неизменным во взглядах А.С. Пушкина.
В 20-х годах он настойчиво защищает в стихах полную свободу поэта, как высший принцип поэтического творчества.
С 1826 по 1836 гг. он создает ряд стихотворений о задачах поэзии и поэта : «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»(1836), в которых развивает свой взгляд на задачи поэта.
-
Анализ стихотворений.
- Итак, давайте обратимся к самим стихотворениям.
Слово учителя: Мыслью о высоком назначении поэзии пронизано стихотворение Пушкина «Пророк». Навеяно оно событиями 14 декабря и скорбью поэта о гибели его собратьев, друзей, товарищей. Произведение написано в 1826 году по дороге из Михайловского в Москву, куда опальный Пушкин ехал для встречи с царем.
Сюжет стихотворения связан с библейской легендой. Гневная и горькая книга пророка Исайн – часть Библии – оказывается близка поэту. Библейская легенда лишь в общем своем значении отражена в стих-ии. Пушкинский герой не осквернен язвами нечистого общества, а угнетен ими. Идея библейской легенды – беспощадное наказание народу, отступившему от добра; Исайя должен вершить возмездие, «доколе не опустеют города».
- А в чем же смысл пушкинского «Пророка», опирающегося на библейскую легенду, но и отступающего от нее? Давайте попробуем в этом разобраться.
- В «Пророке» много церковнославянизмов и архаизмов, поэтому прежде, чем я начну читать текст, познакомимся со смыслом слов, вышедших из употребления. (Все слова записаны на доске!!!!!!!)
«Пророк» - в религиозно-мистическом представлении - провозвестник, истолкователь воли бога. Пушкин частично использует «Откровения» библейского пророка Исайи. Носитель правды, справедливости.
«Серафим» - в переводе «огненный», «сжигающий»; это название одного из высших ангельских чинов; серафимы изображались шестикрылыми.
«Ангел» - по учению христианской религии – доброе сверхъестественное существо (в отличие от демона – злого духа), действующего по воле бога.
«Зеницы» - глаза.
«Персты» - пальцы.
«Десница» - правая рука;
«Виждь» - смотри.
«Внемли» - слушай, вникай.
«Глаголом» - словом.
Чтение стихотворения «Пророк» учителем (1826 г.). Психологическая пауза.
- Каким изображен лир.герой в начале стихотворения?
(В начале стих-ия мы видим человека с высокими запросами, томимого духовной жаждой, т.е. стремящегося к творческой деятельности. Но он стоит на «перепутье» - не знает, чем и как утолить «духовную жажду», а поэтому не живет, а «влачится», прозябает).
- С кем сравнивается поэт?
(С пророком. И поэт и пророк одинаково важны для человечества, и Бог призывает их к служению для блага людей).
- Какой путь проходит поэт прежде чем стать пророком?
(Проходит путь от грешника, который «влачился» без цели в «пустыне мрачной», до возродившегося, очистившегося, проникшего в тайны бытия пророка.)
- Что делает посланник Бога Серафим для того, чтобы грешника превратить в поэта?
(Серафим преобразует всю природу человека : у грешника открылись глаза, он получил чуткий слух, вместо «празднословного» и «лукавого» языка – «жало мудрыя змеи», вместо «сердца трепетного» – «угль пылающий огнем»)
Т.е. пророк стал видеть и слышать то, что не могут видеть и слышать обычные люди.
- Но не только это позволило измениться: «как труп в пустыне я лежал». Чего еще не хватало для того, чтобы стать настоящим поэтом?
(Необходима также высокая цель, идея, благодаря которой поэт творит и которая придает смысл тому, что он делает. И Бог вкладывает в пророка свою божественную волю:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей)
- Зачем лир.героя лишают трепетного, колеблющегося, взволнованного, наполненного надеждами и страхом сердца?
(Чтобы он твердо мог говорить правду, без колебаний)
Т.е. пророческий дар требует твердости и безжалостности.
- Как композиционно можно разделит это стихотворение? На сколько частей?
( 1. Встреча с Серафимом, 2. Превращение в пророка, 3. «Бога глас ко мне воззвал» (воля Бога))
- Как Пушкин определил задачи поэта, назначение поэзии?
(особая миссия поэта в обществе, сходная с ролью библейских пророков: нести людям высшую божественную истину, «глаголом жечь сердца людей», т.е. словом зарождать мысли, сомнения, вызывать чув-ва в сердцах людей).
- Как вы думаете, для чего нужны Пушкину в стих-ии библейские образы и использование высокой книжной лексики?
(Для характеристики высокого назначения поэта и поэзии)
Фразой «глаголом жечь сердца людей» Пушкин определил и свое собственное поведение и роль в общественной жизни эпохи.
Давайте запишем вывод по этому стихотворению в тетрадь: «Пророк» - поэтическая декларация Пушкина, определяющая принципиальное для него положение об особой миссии поэта в обществе, сходной с ролью библейских пророков: нести людям высшую божественную истину, «глаголом жечь сердца людей».
Стихотворение «Поэт» (1827) посвящено божественному происхождению поэтического дара. Это квинтэссенция пушкинских размышлений о сущности поэта.
Выразительное чтение стихотворения.
- Похож ли поэт на остальных людей с самого начала?
(Да, похож: он также малодушен и ничтожен, как и все люди, а, может быть, даже и ничтожней других. )
Это потому, что душа поэта спит, а этот «хладный сон» сродни смерти.
- Что же пробуждает поэта из этого состояния?
(«Божественный глагол» пробуждает душу поэта, Бог посылает ему вдохновение и у него появляется желание творить)
- Как он меняется к концу стихотворения? Как изменяется его поведение?
(Поэт преображается – это уже не один из многих людей, втянутых в повседневную суету, а человек необыкновенный. Он отделяется от людей, появляется тоска, отчуждение от людской молвы, его «гордая голова» не склоняется перед «народным кумиром», и поэт, «дикий и суровый», бежит от людей в дикую природу: «на берега пустынных волн, в широкошумные дубровы» - символы покоя, одиночества и гармонии звуков. Поэт готовится произнести новые слова о мире).
Вывод: Поэт предстает в этом стих-ии сложным существом, отмеченным Богом, наделенным частью его творящей силы, но в то же время обычным земным человеком. Автор вполне допускает даже то, что поэт может быть «всех ничтожней» среди «детей ничтожных мира». Перемены начинаются в нем лишь тогда, когда бог посылает ему вдохновение. Поэт преображается, просыпается его душа: «душа поэта встрепенется, // как пробудившийся орел». Он становится гордым, «диким и суровым», т.е. погружается в себя, в твои творческие думы. Услышать мир, выразить его в слове можно только вдали от людского шума и мелких житейских забот. Пушкин как бы «останавливает мгновение» - перед нами поэт, запечатленный в момент вдохновения: он «и звуков и сметенья полн». Здесь нет зрительного образа. Его заменяют психологические детали, передающие начало творческого процесса, когда в душе поэта, охваченной «смятеньем» мыслей и чувств, теснятся хаотичные, нестройные звуки.
Дальнейшее развитие темы поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина можно проследить, рассмотрев стих-е «Поэту» (1830).
Выразительное чтение стих-я.
- Почему поэт не должен дорожить «любовию народной»?
(Для того, чтобы быть объективным и независимым в своем творчестве)
-Что же мы узнаем о самой толпе?
(Восторг толпы очень быстро проходит, через короткое время она уже будет смеяться над поэтом и плевать на его алтарь)
Любовь народная недолговечна, сиюминутна, поэтому поэту не нужно дорожить ею.
- Есть ли у автора стих-я гнев на толпу, плюющую на алтарь поэта, колеблющую треножник?
(Мнения могут разделиться: одни скажут, что «да, т.к. поведение толпы не может не вызвать гнев», другие: «нет, потому что автор равнодушно относится к толпе и призывает к этому поэта»)
Ответ нужно найти в тексте. В 3-х последних строках стихотворения найдите слово, которое поможет нам ответить на вопрос: есть ли у автора гнев на толпу?
(В детской резвости)
- Правильно, это слово «детской», так называет автор резвость толпы – «детской», т.е. наивной, необузданной, без злого умысла. Так может ли он тогда гневаться на нее?
(нет, он выше этого)
- Есть ли какие-то границы свободы поэта?
(Нет, поэт – царь, идущий «дорогою свободной» туда, куда влечет его «свободный ум», и он сам является высшим судьей над собой и своим трудом)
- К чему призывает автор поэта?
(не поддаваться соблазну восторженных похвал и не изменять своим убеждениям:
Поэт! Не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минувший шум,
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.)
Призывает поэта не подчинять свое творчество, свой «свободный ум» никаким посторонним требованиям, идти «дорогою свободной», бескорыстно трудиться, «усовершенствовать плоды любимых дум», относится к своему тв-ву строгим образом.)
Вывод: Т.о., поэт – не игрушка в руках толпы, не ее минутная забава. Он свободный творец, мыслитель, философ, выразитель общенациональных интересов, а труд – это «благородный подвиг».Его поэтический огонь, горящий на алтаре искусства, не должен гаснуть, и «треножник», с которого он вещает правду людям, не будет поколебен, несмотря на брань и насмешки не понимающих поэта современников. Чувство огромной уверенности, сознание собственной творческой силы – вот что позволяет поэту выстоять. И это чув-во окрашивает все стихотворение, пересиливая исходную тоску одиночества.
Если произведения молодого Пушкина пользовались громадным успехом, то после разгрома декабристов положение резко изменилось. Новому массовому читателю, запуганному политическими событиями 1825-1826гг., с реакционными взглядами и мещанскими вкусами была чужда поэзия Пушкина. Он потерял всякое сочувствие у читателей как из светского общества, так и из широких кругов. Давайте прочитаем стихотворение «Эхо» (1831)., где Пушкин выразил свое настроение на такое отношение. В этом стих-ии душа поэта остается наедине с миром, представленным разнообразно, но в целом.
Выразительное чтение стих-я.
- Каким вы представляете поэта в момент создания стих-я?
(одиноким, непонятным, грустным, задумчивым)
Читая это стих-е, слыша, как разрастается его звучание и как оно вдруг горько прерывается, неизбежно задаем вопрос : почему поэт сравнивает себя с эхом?
(они оба откликаются на все звуки, происходящие в мире, им никто не отвечает)
- Каков финал стихотворения?
( неожиданный, грустный, трагический)
- А в чем трагизм?
(поэт влюблен в мир, но мир к нему равнодушен, связь с миром обрывается, мир не шлет отзыва на поэтическое эхо)
Мы видим, что в стих-ии, столь полном голосами жизни, побеждает тишина. После многозвучности стихотворения эта тишина финала, мгновенность наступившего одиночества особенно неожиданны и драматичны.. Если все стих-е утверждало связь поэта с миром, то финал обнаруживает распад этой связи. Легкость «отклика» эха оборачивается летучестью, наполненность – забытьем, восторг принятия жизни – стеной отчуждения. И кажется, в глазах Пушкина слезы вдохновения сменились горечью задумчиво отведенных глаз.
-Как вы думаете, в чем здесь Пушкин видит предназначение поэта?
(отражать в тв-ве все, что происходит в мире, несмотря на то, что мир может быть равнодушен к тебе).
Вывод: Цель поэта откликаться на все происходящее в мире, несмотря на равнодушие этого мира.
-
Итог.
Итак, сегодня на уроке мы познакомились со взглядами А.С.Пушкина на задачи поэта и поэзии. В течении жизни менялось мировоззрение поэта, в соответствии с этим претерпевала эволюцию и тема поэта и поэзии, всегда оставаясь верной идеалам свободы, высокой гражданственности и патриотизма.
-
Домашнее задание: выучить стихотворение «Пророк»
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.