Конспект урока «Игрок» по литературе для 11 класса

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная (полная) школа№3»











Конспект урока по литературе
в 11 классе

Исследование социально – психологического портрета игрока в одноимённом рассказе М.А. Осоргина «Игрок»







Автор: Марчевская Надежда Абдлязисовна

Предмет: литература, урок – исследование

Класс: 11 (социально – гуманитарный )






г. Нягань

2011г.

Конспект урока

Цель урока: провести исследование социально- психологического портрета игрока , исследуя мастерство автора, художественно-изобразительные средства в создании образа.

Развивающая цель: формировать и развивать творческие способности учащихся, ставить проблемы и самостоятельно их решать, создавать мотивы к обучению и самообразованию, развивать коммуникативные умения и навыки.

Воспитательная цель: заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, нравственных вопросов; способствовать развитию интеллектуальной личности.

Межпредметная связь: социология (исследование, анкетирование), история (период русской эмиграции).

Методические приемы: рассказ учителя, групповое исследование учащихся, индивидуальные сообщения учащихся; метод анализа и сравнения, обобщение и интерпретация текста.

Наглядность: презентация к уроку, кадры из художественного фильма «Игрок» по роману Ф. М. Достоевского (Ленфильм-Баррандов 1972г.,

режиссёры: М.Давыдова, В.Сергеев Иржи Ружичка, в роли Алексея Ивановича Николай Бурляев)

Технология : «Обучение в сотрудничестве », личностно – ориентированное обучение учащихся, использование ИКТ: презентация PowerPoint, Microsoft Media Video file


План урока

1.Организационный момент. Сообщение темы урока , цели. Слово учителя

Русское зарубежье – это представители всех сословий, попавшие на чужбину по разным причинам и разными путями. В эмиграции оказывались и убежденные противники большевизма, и растерявшиеся, и попавшие на чужбину волею случая. И всё – таки культуру русского зарубежья создавали главным образом люди умственного труда. В эмиграции жили видные поэты, писатели, ученые, художники, музыканты, актёры: Д.Мережковский, З.Гиппиус, И.Бунин, А.Куприн, И.Шмелёв, Б.Зайцев, композитор С. Рахманинов, певец Ф.Шаляпин, актёр М.Чехов, художники И.Репин, Н.Рерих и многие, многие другие[1,с.5-6].

Знаменитой фигурой в русской прозе стал Михаил Осоргин (настоящая фамилия Ильин) до эмиграции он был известным журналистом в России. (открывается презентация по уроку) [1,с.347] .

Слайд №1,2. Комментарий к слайду. Портрет М.А.Осоргина

2..Слайд №3,4Комментарий к слайду. Индивидуальное сообщение ученика. Информационная справка о жизни и деятельности М.А.Осоргина 3..Русская критика о творчестве М.Осоргина. Выступление ученика-исследователя [1, с.398-401] .

Слайд №5. Б.Зайцев в своих воспоминаниях («Русская мысль » 1964) писал: «Он (М.Осоргин) оказался писателем-эмигрантом, сугубо эмигрантом : ничто из беллетристики его не проскочило за железный занавес, а тянуло его на Родину, может быть, больше, чем кого-либо из наших писателей. Но его там совсем не знают » Немудрено, что писатель до последних дней своей жизни надеялся на публикацию своих произведений на Родине. «К изданию моих книг здесь я совершенно равнодушен.… Хотел бы печататься только в России». М. Алданов и Г.Иванов назвали его произведения выдающимися в отечественной прозе. Известны воспоминания В.Яновского, М.Вишняка, Б.Зайцева о М.Осоргине, в которых говорится о нем, как о человеке мягкой и тонкой души «очень русском человеке» [7], [9].

4..Создание проблемной ситуации. Слово учителя.

Итак, вы прочитали рассказ Осоргина «Игрок», исследователи предоставили страницы биографии и творчества писателя. В ходе нашего урока мы должны исследовать социально-психологический портрет героя. Действие рассказа происходит в 20-ых годах прошлого столетия. Автор рассказывает о встрече двух приятелей, знакомых еще по Москве, один из которых является заядлым игроком, для него жизнь - азартная игра, роковая увлечённость, захватившая его полностью.

-Выскажите свою точку зрения по образу героя рассказа? Каким вы его увидели?

-Можно сказать, что сюжет рассказа М.Осоргина «Игрок» взят из жизни ? /Ответы учащихся, предполагающие размышления по рассказу, определяют проблему нашего общества - проблема игровой зависимости, в плену которой находятся тысячи, тысячи людей/. Эта проблема не нова, и в русской литературе тема игры (карты, рулетка) часто встречается.

Выдвижение гипотезы (мысленное представление основной идеи, к которой может привести исследование, предположение о результатах исследования). Наше предположение состоит в том, что игровая зависимость возникает у тех людей, которые обладают слабой волей, пассивной жизненной позицией, социальной неприспособленностью. Считается, что общее психическое состояние человека, зависимого от азартных игр, отклоняется от нормы. Проведя исследование по социально – психологическому портрету игрока, мы должны прийти к выводу, что азартные игры затягивают человека, который перестает контролировать свои побуждения и действия, становясь полностью зависимым от игры. Для подтверждения гипотезы вы должны в ходе исследования собрать, оформить , интерпретировать данные.

-Вспомните произведения, в которых раскрывается эта тема (А.С.Пушкин «Пиковая дама», «Выстрел», М.Ю.Лермонтов «Маскарад», Л.Н.Толстой «Война и мир», Ф.М.Достоевский «Игрок»…).

XX век не стал исключением: тема игры, азарта воплотилась в рассказе М.А.Осоргина «Игрок».

5..Теория литературы. Портрет.

Чтобы начать наше исследование по теме урока, надо вспомнить приёмы создания портретной характеристики в литературе [3], [4].

-Назовите приёмы создания портретной характеристики

- Как Осоргин создаёт портрет героя рассказа? (в помощь учащимся даётся информация слайда №6)

6. Исследование социально – психологического портрета в одноимённом рассказе М.А. Осоргина «Игрок» . Работа в группах по технологии «Обучение в сотрудничестве». (каждая группа имеет своё задание, составляющее общее исследование) .

Слайд №7 ( памятка «Обучение в сотрудничестве» ).

Слайд №8 Задание по группам.

*Композиция рассказа . Художественные детали (1 группа).

*Диалог, монолог как средство создания портретной характеристики (2 группа).

* Роль художественно-изобразительных средств в создании портрета ( 3 группа) .

*Психологическая характеристика героя (4 группа)

*Общий вывод по рассказу, его актуальность (от каждой группы) Примерное исследование групп (социально – психологический портрет игрока в рассказе)

Азартные игры люди придумали в далёкой древности для отдыха и развлечений после тяжёлого трудового дня. Прошли века, прежде чем во многих городах появились казино и игровые клубы, ведь поток желающих испытать судьбу был неистощим. Маленький рассказ М.Осоргина «Игрок» посвящён теме азарта, роковой увлечённости игрой.

Композиция рассказа довольно проста: изображённый мир обладает очевидной цельностью, все описанные события в произведении происходят за короткий промежуток времени (несколько часов). Стоит отметить, что в рассказе М.А. Осоргин использует кольцевую композицию. Главные герои встречаются в зале для игры в вист, а в конце произведения их пути расходятся: рассказчик – повествователь возвращается домой, а «клубный житель» снова усаживается за игровой стол.

Замечаем, что описание интерьера игрового клуба отодвигается на задний план, автор подчёркивает только состояние игрока, находящегося в зале, выделяет его «горящие глаза». У заядлых игроков нет личной жизни, семьи, друзей. Все их чувства и помыслы направлены на игру, и только на неё. Их противник - беспощадная фортуна, а единственные друзья – «кусочки бристольского картона».

Важной композиционный деталью рассказа являются монологи героя, в которых М.А. Осоргин показывает конфликт игрока с окружающим его миром, плоской действительностью. В одном из монологов героя автор подчёркивает мысль о том, что игра никогда не может быть использована во благо, никогда не приводит к добру.

«Играл не для себя, через час удвоил сумму, а ещё через час использовал последнюю сторублёвку». Мир игры и азарта, по словам игрока, выделяет его жизнь от тусклой повседневности. Автор указывает на неустойчивость психики главного героя, игрок в своём стремлении близок «к зверю». Позиция автора предельно ясна: он против азартных игр, против такого состояния человека, когда в своей больной страсти игрок готов променять самые лучшие качества: честность, порядочность, ответственность…

Драматический пафос кроется как в описании самого игрока, так и в его монологах. Порой становится жаль главного героя, который меняет бесценный дар жизни на бессмысленную борьбу с жестокой фортуной. Описывая психологию игрока, М.А. Осоргин создаёт его собственную философию, объясняющую одержимость игрой. Автор использует выразительные метафорические эпитеты («безбрежной щедростью», «страшная низость», «нелепой судьбы»), придающие произведению эмоциональную окраску. Анафора («твоими картами, твоим счастьем») придает стройность и смысловую законченность монологам главного героя рассказа. Сравнение («играл как бы шутя») показывает душевное состояние игрока, его волевые качества во время партии. Оксюморон («дрожал от удовольствия») описывает физическое и моральное состояние главного героя, играющего на самую крупную ставку в своей жизни.

Рассказ «Игрок» актуален и в наши дни. В современном мире, где многое решают деньги, азартные игры приобрели очень высокий статус. Многочисленные казино, игровые клубы нашей страны сломали много жизней, разрушили не одну семью. Азартные игры, как и наркотики, убивают в человеке все его лучшие качества, толкают людей на совершение преступлений.

7. Исследование состояния игрока во время игры (две истории в рассказе).

-Проведите данное исследование, используя цитатный план, выводя его в таблице (работа в группах) [1, с.126-128].

Примерное исследование групп.

М.Осоргин в своём рассказе использовал слово «азарт» 8 раз. Случайно ли это? Думаем, что нет. Герой рассказа живёт только в этом мире, потому что азарт для него «лучшее в жизни», «азарт – святое дело, высокое дело». По словам игрока, азарт возносит человека к небу, сближает его с богами, «сжимает человеку сердце и горло сладкой целью мечты, страха и дерзанья, швыряет в прах семью, труд, все проклятые добродетели человека, связавшие его по рукам и ногам и сделавшие жизнь вечным проклятьем».

Проследим состояние героя, определим его душевные порывы во время игры, когда он ничем не дорожит, не думает о последствиях. Но, тем не менее, судьба однажды дала шанс игроку выиграть тысячи на доброе дело…

Первая история, рассказанная игроком московскому приятелю (исследование мотива данной игры).

Это наблюдение мы выводим в виде цитатного плана.

1. «Однажды мне очень хотелось помочь больной женщине, моей знакомой, вдове умершего моего приятеля. А помочь было нечем. Только одно средство – выиграть».

2. «Играл как бы шутя, а на душе такая высокая радость, что и не расскажешь. Ведь человека спасу, прекрасную молодую женщину и ее ребенка».

3. «Пусть хоть дом покупают – мне – то что за дело: деньги их!».

4. «И вот неудача. Не застал её дома».

5. «Вернулся и все проиграл, все до копейки. Даже дрожал от удовольствия: вот – это настоящая ставка».

6. «Ведь и деньги уже, собственно, не мои были, значит – почти преступление».

7. «Он замолчал, смотрел перед собой, блестящими, ушедшими вдаль глазами».

Вывод. Каким мотивом руководствовался игрок в данной ситуации? Внутреннее побуждение предельно ясно: игрок хочет помочь больной женщине, используя игру. Цель достигнута – деньги выиграны, но азарт оказывается сильнее здравого рассудка, и он вновь оказывается во власти последней ставки. Это и есть игровая зависимость. Переходим ко второй истории. Её внимательно слушает собеседник, но чувствуется, что эта история вызывает в нём несогласие с позицией игрока.

Исследование состояния игрока, его действий, азарта, когда он рассказывает вторую историю (цитатный план).

1. «Как – то я проигрался совершенно. А в то время жилось нам очень плохо».

2. «Накануне дал жене немного денег на какие-то необходимые покупки».

3. «И вот встал, тихонько пробрался в комнату, долго шарил, нащупал её сумку, унёс, вынул деньги, сумку отнёс обратно».

4. «Чувствовал себя настоящим вором».

5. «Ушёл из дому опять играть, выиграл довольно много, вернулся с выигрышем».

6. «Дома застал жену в горе: деньги пропали, последние деньги».

7. «Женщины не понимают. Ужас воровства понимают, а вот красоту победы – нет. Долго плакала».

8. «Кажется, я тоже рвал на себе волосы. Рву волосы,- а в душе поёт радостно: всё-таки победил я».

М. Осоргин удивительно точно описывает состояние героя, когда ему так необходимы деньги для игры. Обращаем внимание на глаголы действия: встал, пробрался, шарил, нащупал, унёс, вынул, отнёс. Как точно автор передаёт действия своего героя, готового украсть последние деньги из семьи: он уже не контролирует свои действия, его тянет в игровой зал. Мир азарта, миг фортуны руководят волей героя.

Вывод исследования. Игра сильнее духа: она вновь влечёт, заставляет идти на обман, на преступление, на конфликт с близкими. Приятелю эта история не понравилась: «Какая же тут красота?»

8. Наблюдение исследователя-социолога (ученик). Сравнение образа героя М.Осоргина с современным игроком (анкетирование, использование Интернет-ресурсов) [8] .

Цель данного исследования: определить портрет игрока в современном обществе; узнать, изменилась ли психология игрока? Нам известно, что с прошлого года деятельность игровых заведений запрещена законом РФ. Но и сегодня они продолжают свой бизнес, изменив только название заведения. Игроки как посещали эти места раньше, так и являются постоянными клиентами сегодня. Когда человек идёт в игровой зал? Как меняется человек во время игры? Какие нравственные ценности теряются при этом?(вопросы анкеты, предложенные ученикам 11класса, полученная информация интернет –ресурса).

Слайд №9. Комментарий к слайду.

Игрок М. А. Осоргина

Современный игрок

Игрок - эмигрант, оторван от родины, не имеет постоянной работы (« Мертвая полоса. Бывает»).

Чаше всего испытывает трудности в социальном плане (низкая заработная плата, нет возможности устроиться на высокооплачиваемую работу, проблемы у молодежи с работой)

«Глаза его всегда смотрели мимо предметов. А пальцы руки ни на минуту не оставались спокойными».

Проявляет беспокойство, раздражительность, когда игра не идет.

«Есть семья. И дети. У меня двое. Но это не важно».

Увлечён игрой, семья отходит на задний план.

Взял последние деньги из кошелька жены. «И чувствовал себя настоящим вором»

Готов лгать, идти на конфликт, кражу

Игровая зависимость подавляет волю

Игровая зависимость – защитная реакция от проблем, депрессии, негативных чувств.

9. Вывод урока. Слово ученикам.

Слайд №10. Комментарий к слайду.

В ходе урока мы исследовали социально – психологический портрет героя рассказа М.А.Осоргина «Игрок», убедились в том, что проблема, поднятая автором в начале 20 века, сегодня является актуальной в нашем обществе. Игромания - заболевание, и оно процветает! М.А.Осоргин показал в своём рассказе такой тип игрока, который увлечён болезненной страстью. Сегодня мы называем эту страсть «игровой зависимостью». Счастлив ли его игрок в жизни? По словам игрока, он счастлив только тогда, когда играет. Но способы достижения этих минут дорого стоят: он идет на обман воровство, предательство. … Писатель убежден, что герой болен, но болезнь эту он создаёт сам. Таким образом, автор предупреждает нас, даёт нам возможность подумать: насколько бывает опасной игра, когда человек одержим ею, когда игра диктует свои условия человеку. Игрок Осоргина жив и сегодня. Но только сам человек способен выбрать правильный путь, способен преодолеть соблазн азарта, легкой наживы, выйти из тупика.

Слайд №11. Кадр из фильма «Игрок» по роману Ф.М. Достоевского. Комментарий к слайду. Подтверждение выдвинутой гипотезы (ответы учащихся).

- А возродится ли игрок Осоргина? (ответы учащихся)

10. Домашнее задание. Написать эссе на тему «Игровая зависимость как социальная проблема общества», используя материал рассказа М.Осоргина «Игрок» /«Эссе – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Эссе – размышление по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного»/ [5, с. 14 – 15].

Список использованной литературы.

1.Басинский П.В., Федякин С.Р., Современное русское зарубежье. «Издательство «Олимп», 2001.

2 . Виноградов В.В Избранные труды. О языке художественной прозы.

3. Волков И.Ф. Теория литературы М.: Просвещение, Владос, 1995

4. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы: Учебное пособие. М.: Логос, 2008 Ruslanq.spbstu.ru.>subjects/teoriua literatury

5. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. – М.: Дрофа, 2002.

6. Котельникова С.А. Аннотация – отзыв – рецензия – эссе. Русский язык в школе. 1998. №1. С. 9 – 16.

7. Лапаева П.Б. Художественный мир М. Осоргина. Пермь, 1998.

8. Маслова О.М. Методы сбора информации в социологической информации. М.,1985 i-u.ru> произведения/…/qriqjrev-jsnovi/04.aspx.

9. Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. М.: Просвещение 1995

10. Поликовская Л. Вступительная статья к публикации рассказов М. Осоргина. Москва,1992

Здесь представлен конспект к уроку на тему «Игрок», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература (11 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Информация о конспекте

Ваша оценка: Оцените конспект по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:27 сентября 2018
Категория:Литература
Классы:
Поделись с друзьями:
Скачать конспект