Конспект урока «Культура русских земель в XVII – XVIII веках» по истории
-
В чем проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды?
-
Боролось ли население Руси с Ордой? Чего добились?
-
Какой политики и почему придерживался Александр Невский?
-
Последствия ордынского владычества?
Последствия ордынского владычества. Читаем последний пункт § 14. Экономические: разрушены десятки городов, забыты многие ремесла, экономическое отставание Руси от стран Европы на 50-100 лет, прерваны хозяйственные связи.
Политические: значительное усиление княжеской власти, уменьшение роли веча, упадок старых и возвышение новых политических центров – Твери, Москвы, Нижнего Новгорода.
Социальные: Многие русские люди оказались в ордынском рабстве, демографический спад.
Культурные: Погибли и расхищены материальные и художественные ценности, общий уровень падения культуры, застой творчества, культурные контакты с Востоком, заимствования в быту, языке, хозяйстве.
Батыево нашествие стало важным рубежом в истории Руси, поделив ее не две эпохи — домонгольскую Русь и Русь после нашествия монголов. Именно с этого времени началось отставание Руси от ряда западноевропейских стран. Если там продолжался хозяйственный и культурный прогресс, создавались литературные шедевры, не за горами была эпоха Возрождения, то Русь лежала, и еще довольно долго, в руинах.
Тема урока: «Культура русских земель в XVII – XVIII веках».
Что такое культура?
Скажите, как в истории называют период 12-13 века? А почему? А могла ли раздробленность отразиться на культуре русских земель?
Как ни странно, но раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры, более того, появились новые источники её развития. В этот период складываются собственные культурные традиции, в крупных политических центрах. А какие крупные политические центры вам известны?
Крупные культурные центры:
Великий Новгород, • Псков,
Владимир- на -Клязьме, • Галич.
Новгород и Псков - в культурном развитии этих центров проявились черты, которые соответствовали вечевым порядкам и активности городского населения.
Владимиро-Суздальская земля - это образец пышности, торжественности, стремления подчеркнуть силу и значение владимирских князей.
На Руси, как вам известно, были образованные люди, они писали письма друг другу, составляли договоры на берестяных грамотах. Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты, стал Великий Новгород. Торговые связи, военные походы, путешествия способствовали развитию географических знаний о Европе, Китае, Индии, Египте и Ближнем Востоке. Православные люди совершали паломничества к святым местам Иерусалима и Царьграда.
Начинается процесс накопления научных знаний. Схема.
Литература. А какое еще влияние оказало принятие христианства? Принятие христианства на Руси дало мощный толчок к развитию письменности и грамотности. Зародилось русское летописание.
С XII века начался новый период в истории русского летописания. В каждом крупном княжестве велись летописи. Местные летописцы уделяли, прежде всего, внимание событиям, происходившим в своей земле.
Появляются новые жанры, очень популярным был жанр - поучение. «Поучение детям» Владимира Мономаха. К чему призывает Владимир Мономах своих детей?
-
требования соблюдения христианской морали, а именно:
-
соблюдать законы и традиции государственные и семейные;
-
жить правильно, помогать нищим и обездоленным;
-
чтить старших;
-
честно выполнять военный долг.
Произведение неизвестного автора «Слово о полку Игореве». В основу «Слова» положены события неудачного похода на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича весной 1185 года. Но главным здесь являются не описание похода на примере трагичной гибели князя Игоря от рук половцев. Автор «Слова о Полку Игореве» доказывает необходимость единства Русской земли, прекращения усобиц, он размышляет о судьбе Руси.
Архитектура. Ведущая роль принадлежала новгородоско-псковским и владимиро-суздальским художественным школам.
Главными архитектурными постройками того времени были храмы. Все постройки вели русские мастера. Храмы также имели свои особенности.
Новгородская земля. Каменное зодчество в Новгородской земле утратило свою былую монументальность. Храмы стали строить небольшими и одноглавыми. Но эта простота была очень выразительна и прекрасно вписывалась в окружающий пейзаж.
В 12 веке в окрестностях Новгорода был построен выдающийся памятник – церковь Спаса на Нередице. Церковь была расписана фресками. На одной из них изображен князь Ярослав- отец Александра Невского.
В деревне Ладога на севере Новгородской республики была построена церковь Святого Георгия. Неизвестные зодчие поставили храм на самом берегу Волхова, на виду проплывавших мимо купеческих и рыбацких ладей. Приземистый, со шлемовидной главой храм, словно гриб вырастает их каменистой земли. Храмы строились одноглавыми и небольшими. Храмы были просты, выразительны и хорошо вписывались в окружающий пейзаж. Нашествие Батыя непосредственно не затронуло Новгород, поэтому здесь сохранилось намного больше храмов XII века, чем в других частях Руси.
Владимиро-Суздальская земля. Большого расцвета каменное зодчество достигло во Владимиро-Суздальском княжестве. Церковная архитектура отличалась здесь подчеркнутой пышностью и торжественностью. Архитектурная школа Владимиро-Суздальской земли испытала влияние западноевропейского романского стиля.
В годы правления Андрея Боголюбского во Владимире был возведен Успенский собор. Место для храма выбрали на редкость удачно – на крутом берегу Клязьмы. Честолюбивый князь повелел строить владимирский храм выше Софии киевской. В результате Успенский собор оказался самой высокой постройкой на Руси того времени — 32 метра. Собор был богато украшен и внутри: полы выложены цветной плиткой, стены расписаны фресками, створки входных дверей обиты медными листами и покрыты золотым рисунком.
При Андрее Боголюбском было создано одно из чудес русской архитектуры —храм Покрова на Нерли. Князь построил эту церковь неподалеку от своих палат после кончины любимого сына. Эта небольшая однокупольная церковь стала «поэмой из камня».
В конце XII века при Всеволоде Большое Гнездо недалеко от Успенского собора построили одноглавый Дмитриевский собор. Стены собора украсили каменной резьбой. Более 500 фигурок людей, птиц, зверей, фантастических существ, невиданных растений, а также орнамент вырезали на камне талантливые русские мастера. А так как скульптура не получила большого распространения в древнерусском искусстве (очень уж она напоминала языческих идолов), то рельефы Дмитриевского храма были уникальны, неповторимы. Внутри стены храма были расписаны фресками.
Храмы строились подчеркнуто торжественными и отличались пышностью.
До нас дошли и светские постройки того времени — часть дворца князя Андрея в Боголюбове и Золотые ворота во Владимире.
Живопись. Основной жанр – иконопись. В писании икон существует канон - строгие правила. Но каждый русский мастер-иконописец имел свою индивидуальную манеру письма, которая отражалась в его произведениях, порой нарушая эти каноны.
Если обратить внимание на новгородскую иконопись, то можно заметить, что в ней преобладают яркие краски - красная, зеленая, синяя. Лица святых приобретают характерные славянские черты.
На фресках Владимиро-Суздальской земли видно, что они яркие и красочные, а лики святых похожи на князей-заказчиков.
В чем сказалось влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры?
-взлет русской культуры был прерван нашествием Батыя и установлением затем ордынского владычества.
- в развалинах лежали монастыри и церкви
- лучшие мастера были истреблены или уведены в плен
-уникальное искусство резьбы по белому камню было утрачено,
- исчезли библиотеки и школы, так как многие книги были утрачены.
-трудно восстановить, так как нехватка средств и подготовленных людей.
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Культура русских земель в XVII – XVIII веках», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: История Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.