- Сочетание реалистического и мистического в повести Н.В.Гоголя «Вий»

Презентация "Сочетание реалистического и мистического в повести Н.В.Гоголя «Вий»" (6 класс) по литературе – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18

Презентацию на тему "Сочетание реалистического и мистического в повести Н.В.Гоголя «Вий»" (6 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 18 слайд(ов).

Слайды презентации

Урок литературы в 6 классе. Сочетание реалистического и мистического в повести Н.В.Гоголя «Вий». Учитель русского языка и литературы Соловьева Т.В. МОУ « Лебяжьевская средняя общеобразовательная школа»
Слайд 1

Урок литературы в 6 классе

Сочетание реалистического и мистического в повести Н.В.Гоголя «Вий».

Учитель русского языка и литературы Соловьева Т.В. МОУ « Лебяжьевская средняя общеобразовательная школа»

Цель урока- анализ тех сцен повести «Вий» , в которых преобладает мистическое начало. Знакомство с теми эпизодами повести, которые представляют бытовую, реалистическую сторону. В повести необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Реалистическое: Описание хутора, хлева,
Слайд 2

Цель урока- анализ тех сцен повести «Вий» , в которых преобладает мистическое начало. Знакомство с теми эпизодами повести, которые представляют бытовую, реалистическую сторону.

В повести необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое.

Реалистическое: Описание хутора, хлева, где философ « толкнул ногою в морду просунувшуюся из другого хлева любопытную свинью»

Реалистически описана дальнейшая судьба двух приятелей Хомы. Гоголь вводит в повесть двух друзей Хомы, чтобы расширить бытовое полотно , изобразить как можно больше колоритных фигур. Имена героев представляют комическое сочетание древнеримского «Тиберий» и украинского «Горобец» (воробей). Эти сочета
Слайд 3

Реалистически описана дальнейшая судьба двух приятелей Хомы. Гоголь вводит в повесть двух друзей Хомы, чтобы расширить бытовое полотно , изобразить как можно больше колоритных фигур. Имена героев представляют комическое сочетание древнеримского «Тиберий» и украинского «Горобец» (воробей). Эти сочетания особенно выразительны, когда к ним добавляются важные слова «философ», «ритор». Смысл прозвища богослова Халявы - он всегда готов позавтракать, пообедать и поужинать тем, что плохо лежит.

«Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: всё , что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет». «Ритор Тиберий Горобець еще не имел права носить усов…и поэтому характер его в то время ещё мало развивался; но, судя по большим шишкам на лбу, с которыми он час
Слайд 4

«Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: всё , что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет».

«Ритор Тиберий Горобець еще не имел права носить усов…и поэтому характер его в то время ещё мало развивался; но, судя по большим шишкам на лбу, с которыми он часто являлся в класс, можно было предположить, что из него будет хороший воин».

«Философ Хома Брут был нрава веселого. Любил очень лежать и курить люльку. Он часто пробовал крупного гороху, но совершенно с философическим равнодушием , -говоря , что чему быть, того не миновать».
Слайд 5

«Философ Хома Брут был нрава веселого. Любил очень лежать и курить люльку. Он часто пробовал крупного гороху, но совершенно с философическим равнодушием , -говоря , что чему быть, того не миновать».

Реалистически описан быт сотника, обряды , обычаи , традиции, в том числе в связи с погребением (оплакивание отцом умершей дочери , чтение над покойником святого писания , прикладывание рук к горячей печи и пр.) Знание народных обычаев и традиций – одна из черт творчества Гоголя
Слайд 6

Реалистически описан быт сотника, обряды , обычаи , традиции, в том числе в связи с погребением (оплакивание отцом умершей дочери , чтение над покойником святого писания , прикладывание рук к горячей печи и пр.) Знание народных обычаев и традиций – одна из черт творчества Гоголя

Мистическое: Анализ сцены, когда Хома , оказавшись в роли коня у ведьмы, сверху смотрит на мир. Как изменяется привычный мир в глазах Хомы , соприкоснувшегося с потусторонней силой? В каком состоянии находится сам Хома? Мистика- это раздел фантастики, связанный с изображением потустороннего мира, не
Слайд 7

Мистическое: Анализ сцены, когда Хома , оказавшись в роли коня у ведьмы, сверху смотрит на мир.

Как изменяется привычный мир в глазах Хомы , соприкоснувшегося с потусторонней силой? В каком состоянии находится сам Хома?

Мистика- это раздел фантастики, связанный с изображением потустороннего мира, нечистой силы, необъяснимых явлений.

Мир преображается: он наполняется сказочными существами, незнакомыми прелестными звуками, запахами , красками. …Луга, леса ,долины-всё ,казалось, как будто спало с открытыми глазами…..
Слайд 8

Мир преображается: он наполняется сказочными существами, незнакомыми прелестными звуками, запахами , красками.

…Луга, леса ,долины-всё ,казалось, как будто спало с открытыми глазами…..

Герой Гоголя не может понять, сон это или явь. Когда он начинает творить заклятья , всё вокруг становится привычным: «Густая трава касалась его, и он уже не видел в ней ничего необыкновенного». И вот ведьма превращается в красавицу. Зачем Гоголю понадобилось преображать ведьму? Зачем он делает её ст
Слайд 9

Герой Гоголя не может понять, сон это или явь. Когда он начинает творить заклятья , всё вокруг становится привычным: «Густая трава касалась его, и он уже не видел в ней ничего необыкновенного». И вот ведьма превращается в красавицу. Зачем Гоголю понадобилось преображать ведьму? Зачем он делает её столь прекрасной и несколько раз на протяжении повести рисует её портрет? Что поражает в этом портрете?

Что такое портрет?

Первый раз Хома видит её такой : «Перед ним лежала красавица, с растрепанною косою, с длинными, как стрелы , ресницами. Бесчувственно отбросила она на обе стороны белые нагие руки и стонала, возведя кверху очи, полные слез».
Слайд 10

Первый раз Хома видит её такой : «Перед ним лежала красавица, с растрепанною косою, с длинными, как стрелы , ресницами. Бесчувственно отбросила она на обе стороны белые нагие руки и стонала, возведя кверху очи, полные слез».

«Она лежала как живая. Чело прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось мыслило; брови - ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста - рубины, готовые усмехнуться... Во второ
Слайд 11

«Она лежала как живая. Чело прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось мыслило; брови - ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста - рубины, готовые усмехнуться...

Во второй раз он видит её в доме сотника:

Он чувствовал , что душа его начинала как-то болезненно ныть… -Ведьма!- вскрикнул он не своим голосом… Это была та самая ведьма, которую он убил».

В церкви Хома глядит на усопшую в третий раз. Гоголь нагнетает ужас, портрет становится ещё более мистическим: на щеке умершей Хома видит показавшуюся ему слезой каплю крови. Почему же красота панночки была страшной? Почему , глядя на неё, Хома сразу все вспомнил и понял, что это ведьма? Почему в её
Слайд 12

В церкви Хома глядит на усопшую в третий раз. Гоголь нагнетает ужас, портрет становится ещё более мистическим: на щеке умершей Хома видит показавшуюся ему слезой каплю крови. Почему же красота панночки была страшной? Почему , глядя на неё, Хома сразу все вспомнил и понял, что это ведьма? Почему в её красоте не было тепла , а было что-то «страшно пронзительное», нечеловеческое?

«Он подошел ко гробу, с робостию посмотрел в лицо умершей и не мог зажмурить, несколько вздрогнувши, своих глаз : такая страшная, сверкающая красота!»

«Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения... Небольшой дворик, за которым не было ни дерева и открывалось одно пустое поле да поглощенные ночным мраком луг
Слайд 13

«Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения... Небольшой дворик, за которым не было ни дерева и открывалось одно пустое поле да поглощенные ночным мраком луга... Высокий старинный иконостас уже показывал глубокую ветхость …»

Интересно то , как Гоголь подводит читателя к сценам в церкви . Не только портрет панночки , но и описание самой церкви подготавливает читателя к тому, что произойдёт:

Что такое описание?

Какие художественные средства использует автор в описании?

Проследим , как от эпизода к эпизоду Гоголь усиливает ощущение мистического ужаса , ожидание страшной развязки. Ночь первая -покойница поднимает голову , садится в гробу , идет по церкви, пытается поймать Хому , гроб летает по церкви , позеленевший труп поднимается из него, раздается крик петуха.
Слайд 14

Проследим , как от эпизода к эпизоду Гоголь усиливает ощущение мистического ужаса , ожидание страшной развязки. Ночь первая -покойница поднимает голову , садится в гробу , идет по церкви, пытается поймать Хому , гроб летает по церкви , позеленевший труп поднимается из него, раздается крик петуха.

Ночь вторая - Хома видит труп на самой черте, покойница творит заклинания , нечистая сила ломится в церковь , но не может попасть в неё, раздается крик петуха.
Слайд 15

Ночь вторая - Хома видит труп на самой черте, покойница творит заклинания , нечистая сила ломится в церковь , но не может попасть в неё, раздается крик петуха.

Ночь третья - мертвец встает из гроба, творит заклинания , падают иконы, бьются стёкла в окнах, нечистая сила врывается в церковь, приводят Вия, Хома не выдерживает и смотрит на него, Хома погибает, петух кричит во второй раз, нечисть застревает в окнах и дверях церкви.
Слайд 16

Ночь третья - мертвец встает из гроба, творит заклинания , падают иконы, бьются стёкла в окнах, нечистая сила врывается в церковь, приводят Вия, Хома не выдерживает и смотрит на него, Хома погибает, петух кричит во второй раз, нечисть застревает в окнах и дверях церкви.

Кто такой Вий? Почему повесть названа «Вий», хотя сам он появляется в самом конце? Может быть ,Вий - это та страшная сила, которая все-таки погубила Хому за его жестокость(за избиение ведьмы поленом), вызвала в его душе суеверный страх , заставивший его взглянуть в глаза чудовищу, «не выдержать»в по
Слайд 17

Кто такой Вий? Почему повесть названа «Вий», хотя сам он появляется в самом конце? Может быть ,Вий - это та страшная сила, которая все-таки погубила Хому за его жестокость(за избиение ведьмы поленом), вызвала в его душе суеверный страх , заставивший его взглянуть в глаза чудовищу, «не выдержать»в последний момент.

Вий. У древних славян- существо, насылающее ночные кошмары, видения и привидения. Вся сила его была в глазах, которые очень сильно заросли бровями и ресницами и совсем затемнили зрение. Малороссийский Вий – мифическое существо , у которого веки опускаются до самой земли , но если поднять их вилами, уже ничто не укроется от его взора . Слово «вии» означает ресницы.

Смешным или страшным показалось вам это произведение? Докажите, что в повести удачно сочетается реалистическое и мистическое? В повести, действительно, необыкновенно удачно сплетаются два начала : реалистическое и мистическое. Одно от другого неотделимо в художественном мире Гоголя. Талантливый писа
Слайд 18

Смешным или страшным показалось вам это произведение? Докажите, что в повести удачно сочетается реалистическое и мистическое?

В повести, действительно, необыкновенно удачно сплетаются два начала : реалистическое и мистическое. Одно от другого неотделимо в художественном мире Гоголя. Талантливый писатель соединил народные предания и свою авторскую фантазию.

Список похожих презентаций

«Маленький человек» в повести «Шинель» Н.В. Гоголя

«Маленький человек» в повести «Шинель» Н.В. Гоголя

Немного о Гоголе 1809 - 1852. … надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал ...
История создания поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

История создания поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

«Блажен незлобливый поэт…» Н.Некрасов. Николай Васильевич Гоголь Родился 20 марта (1 апреля) 1809 в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда ...
Урок по повести Н. В. Гоголя «Портрет»

Урок по повести Н. В. Гоголя «Портрет»

В 1834 г в обществе велись оживлённые споры о сущности искусства. Повесть – отклик Н.В. Гоголя. Люди искусства, музыканты и художники, становятся ...
Человек и вещь в повести «Шинель»  Н.В. Гоголь

Человек и вещь в повести «Шинель» Н.В. Гоголь

Цели урока. Познакомить детей с темой «маленького человека» в русской литературе; Научить детей осознавать художественное произведение, выражать свои ...
Урок внеклассного чтения по повести Н.В. Гоголя "Старосветские помещики"

Урок внеклассного чтения по повести Н.В. Гоголя "Старосветские помещики"

Чем отличается цикл "Миргород", от цикла "Вечера…"? Повесть входит в цикл "Миргород". Вспомните свои первые впечатления, чувства, мысли после завершения ...
Жизнь детей в повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" и картинах В.Перова и И.Репина

Жизнь детей в повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" и картинах В.Перова и И.Репина

Владимир Галактионович Короленко. (1853 – 1921). Современники называли его «нравственным гением», праведником русской литературы. Будущий писатель ...
Подготовка к сочинению по повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина

Подготовка к сочинению по повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина

Цели и задачи. Дать характеристики главным героям повести: П.Гриневу, М.Мироновой, Г.Швабрину и Е.Пугачеву. Составить план написания сочинения. Найти ...
Гипербола как основной прием в повести В.Гоголя «Тарас Бульба»

Гипербола как основной прием в повести В.Гоголя «Тарас Бульба»

Гипербола. Гипербола ( gr. «преувеличение») — образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, ...
Гоголь Петербургские повести

Гоголь Петербургские повести

Гоголь готов встать над враждой, помирить несоединимое, навести мосты над бездной. Он уже заглянул в неё, он видит её чернеющий прорыв. Но, как радуга ...
Герои повести А.С. Пушкина Капитанская дочка и их прототипы

Герои повести А.С. Пушкина Капитанская дочка и их прототипы

Писатель выдумывает своих героев или они существовали на самом деле? Гринев Петр Андреевич (Петруша) и его прототип Алексей Швабрин и его прототип. ...
Биография Н.В.Гоголя

Биография Н.В.Гоголя

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в Сорочинцах близ реки Псёл. Биография. Родители мама папа. Мария Ивановна Гоголь ...
Биография Н.В.Гоголя

Биография Н.В.Гоголя

Содержание. Биография Родители писателя Родительский дом Образовательные учреждения Первые произведения Места связанные с Гоголем Библиотека-музей ...
Петербургские повести

Петербургские повести

Наконец, в третьем и последнем цикле, в петербургских повестях, Гоголь уже не изображает идеала; все поле картины заняло теперь искажение его, гибель ...
Игра по повести И.С. Тургенева "Муму"

Игра по повести И.С. Тургенева "Муму"

Скосырский Егор Андреевич ученик 5 класса МОУ Маловской средней школы , Баунтовского р-на , Республики Бурятия руководитель Корецкая О.Н. http://irin-kugu.narod.ru ...
Петербургские повести Н.В. Гоголя

Петербургские повести Н.В. Гоголя

Петербургские повести рождают у читателя неложное ощущение новых открытий в самых простых вещах. Почему? Живёшь в Петербурге – интересны попытки писателя ...
Игра по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Игра по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок-игра по повести Н. В. Гоголя " Ночь перед Рождеством ". 5 класс. Цели урока: повторение и закрепление материала по повести Н. В. Гоголя «Ночь ...
Сказочные повести Туве Янссон

Сказочные повести Туве Янссон

Родилась в Хельсики (Финляндия) 9 августа 1914 года. Туве Марика Янссон. финско-шведская писательница, художница. Все произведения Туве Янссон написаны ...
Иллюстрации к повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя

Иллюстрации к повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя

Вельц Иван Украинская ночь. Сергей Васильковский Полтавщина. Сергей Васильковский Околица. Сергей Васильковский Козачий двор. Александр Бубнов Тарас ...
Тема детства в повести Л.Н. Толстого «Детство»

Тема детства в повести Л.Н. Толстого «Детство»

Путешествие в детство. И.А.Бунин «Детство» Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом, И весело мне было поутру Бродить ...

Конспекты

Три типа художника в повести Н.В.Гоголя «Портрет

Три типа художника в повести Н.В.Гоголя «Портрет

Урок литературы в 9 классе по теме:. «Три типа художника в повести Н.В.Гоголя «Портрет». Обучающие цели:. организовать деятельность учащихся;. ...
Система персонажей повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба

Система персонажей повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. . «Система персонажей повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». . ФИО (полностью). . Курбатова Татьяна Михайловна. ...
Образы низшей славянской мифологии в повести Н.В.Гоголя

Образы низшей славянской мифологии в повести Н.В.Гоголя

ГУ «Затобольская средняя школа №1». Костанайской области, Костанайского района. Конспект урока по литературе в. 6. классе«. Образы низшей ...
Система образов повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба

Система образов повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба

. Овчинникова Елена Владимировна,. учитель русского языка и литературы. МОУ СОШ №2 г. Бронницы. Конспект. . урока литературы в 7 классе. ...
Человек и природа в повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо

Человек и природа в повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо

Урок внеклассного чтения. . по повести Г.Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Тема урока: «Человек и природа в повести. . Г. Троепольского ...
Два противоречия в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза

Два противоречия в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза

Урок для 9 класса на тему. . «Два противоречия в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Ход урока. I. .Организация внимания. -Здравствуйте, ...
Тема творчества в повести Н.В. Гоголя «Портрет

Тема творчества в повести Н.В. Гоголя «Портрет

. . Амосова Валентина Александровна. МБОУ «Старобрянская сош» Заиграевского района Республики Бурятия. учитель русского языка и литературы. ...
Долг и честь в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка

Долг и честь в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка

ТЕМА: «Долг и честь в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». ТИП УРОКА: обобщающий урок. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: сопровождать учащихся в процессе ...
Подлинные и мнимые ценности жизни (по мотивам повести Л.Н.Толстого

Подлинные и мнимые ценности жизни (по мотивам повести Л.Н.Толстого

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 58» г. Арзамаса. Конспект урока по литературе ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Информация о презентации

Ваша оценка: Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:17 ноября 2018
Категория:Литература
Классы:
Содержит:18 слайд(ов)
Поделись с друзьями:
Скачать презентацию
Смотреть советы по подготовке презентации