- Средневековая Русь. Домонгольский период

Презентация "Средневековая Русь. Домонгольский период" по истории – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
Слайд 30
Слайд 31
Слайд 32
Слайд 33
Слайд 34
Слайд 35
Слайд 36
Слайд 37
Слайд 38
Слайд 39
Слайд 40
Слайд 41
Слайд 42
Слайд 43
Слайд 44
Слайд 45
Слайд 46
Слайд 47
Слайд 48
Слайд 49
Слайд 50

Презентацию на тему "Средневековая Русь. Домонгольский период" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: История. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 50 слайд(ов).

Слайды презентации

Средневековая Русь. Домонгольский период (989-1240 гг.). Киевская, Новгородская и Владимиро-Суздальская земли
Слайд 1

Средневековая Русь

Домонгольский период (989-1240 гг.)

Киевская, Новгородская и Владимиро-Суздальская земли

Большие церкви Киевской Руси построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в Восточных Славянских странах.
Слайд 2

Большие церкви Киевской Руси построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в Восточных Славянских странах.

Васильевская (Трёхсвятительская) церковь Киев 1182—1183 гг. Не сохранилась. В 1930-е гг. снесена. Деревянная Васильевская церковь (древняя), возведенная Владимиром Святославовичем сразу после Крещения Руси на холме, где прежде размещалось капище шести богов. В ХII веке по указанию Святослава Всеволо
Слайд 3

Васильевская (Трёхсвятительская) церковь Киев 1182—1183 гг.

Не сохранилась. В 1930-е гг. снесена. Деревянная Васильевская церковь (древняя), возведенная Владимиром Святославовичем сразу после Крещения Руси на холме, где прежде размещалось капище шести богов. В ХII веке по указанию Святослава Всеволодовича "выросла" небольшая (17 м на 12 м) каменная церковь. Церковь Василия представляла небольшой, кубического типа, четырехстолпный одноглавый храм. План постройки почти квадратный, но благодаря значительно выдвинутым на восток апсидам несколько вытянут по оси восток—запад. Равнослойная кирпичная техника кладки, использовался известковый раствор с примесью толченого кирпича. Кладка этого типа была распространена в Киеве во второй половине XII в. К средним лопаткам южного и западного фасадов примыкали значительного диаметра полуколонны. 

I. Киевская земля

(три святителя - Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст)

Был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого в 1037 г.  на площади, к которой сходились четыре дороги, ведущие в город. Софийский собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широк
Слайд 4

Был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого в 1037 г.  на площади, к которой сходились четыре дороги, ведущие в город. Софийский собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Центральный неф и трансепт значительно шире боковых нефов, образуя в интерьере собора четкий крест. Крестообразная композиция видна и снаружи храма. Нефы собора заканчиваются на востоке пятью алтарными апсидами. Собор имеет пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывающие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимаются к центру здания.

Вид собора с юго-восточного угла

Софийский собор. Киев. 1037 г.

Центральный купол окружён четырьмя меньшими, а остальные восемь куполов ещё более маленького размера располагаются по углам собора. Барабаны куполов и апсиды имеют гранёную форму. Помимо окон, свободные участки стен украшены уступчатыми нишами и лопатками, расчленяющими поверхность стен в соответств
Слайд 5

Центральный купол окружён четырьмя меньшими, а остальные восемь куполов ещё более маленького размера располагаются по углам собора. Барабаны куполов и апсиды имеют гранёную форму. Помимо окон, свободные участки стен украшены уступчатыми нишами и лопатками, расчленяющими поверхность стен в соответствии с расположением внутренних несущих столпов. Собор сложен в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), снаружи кладка была покрыта раствором-цемянкой

Апсиды собора. Открытая древняя кладка

Богоматерь Оранта (Нерушимая стена). Мозаика в алтаре собора. XI век. Интерьер собора сохранил большое количество фресок и мозаик XI века. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой половины XI века, так называемому аскетическому стилю. Самая и
Слайд 6

Богоматерь Оранта (Нерушимая стена). Мозаика в алтаре собора. XI век.

Интерьер собора сохранил большое количество фресок и мозаик XI века. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой половины XI века, так называемому аскетическому стилю. Самая известная мозаика собора — Богородица «Нерушимая Стена» — находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды.

Золотые ворота. Киев 1037 г. Один из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси периода правления Ярослава Мудрого. Золотые Ворота представляют собой крепостную башню с широким (до 7,5 м) проездом. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые опирались арки свода. Высота сохранив
Слайд 7

Золотые ворота. Киев 1037 г. Один из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси периода правления Ярослава Мудрого. Золотые Ворота представляют собой крепостную башню с широким (до 7,5 м) проездом. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые опирались арки свода. Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров. Ворота были каменными. Строили их в технике смешанной кладки: слои камней перемежались с выравнивающими рядами плинфы.

Венчает Ворота надвратная церковь Благовещенья, чтобы каждый путник, подъезжающий к Киеву, мог видеть, что это христианский град. Надвратная церковь в ходе реставрационных работ воссоздана как четырёхстолпный одноглавый храм с утопленными в толще стены апсидами, не выступающими из общего объёма фасада. В качестве архитектурного декора применены орнаменты из кирпича, характерные для искусства того периода. Со стороны поля перед воротами проходил ров шириной 15 метров и глубиной 8 метров.

Собор Успения Пресвятой Богородицы. Киев 1073—1089 гг. (в обиходе «Великая церковь») — главный соборный храм Киево-Печерской лавры, «богосозданный» прообраз всех монастырских храмов Древней Руси, усыпальница киевских князей. Заложен в 1073 году по инициативе Феодосия Печерского и построен за три год
Слайд 8

Собор Успения Пресвятой Богородицы. Киев 1073—1089 гг. (в обиходе «Великая церковь») — главный соборный храм Киево-Печерской лавры, «богосозданный» прообраз всех монастырских храмов Древней Руси, усыпальница киевских князей. Заложен в 1073 году по инициативе Феодосия Печерского и построен за три года на деньги князя Святослава II Ярославича.

Парадный фасад Успенского собора

Это шестистолпный крестовокупольный одноверхий храм с тремя нефами, которые с востока завершаются апсидами. Столпы имеют в разрезе форму креста. Подкупольное пространство очень широкое. Пропорции ширины к длине храма (2:3). Фасады украшены плоскими пилястрами с полукруглыми окнами между ними. Во вне
Слайд 9

Это шестистолпный крестовокупольный одноверхий храм с тремя нефами, которые с востока завершаются апсидами. Столпы имеют в разрезе форму креста. Подкупольное пространство очень широкое. Пропорции ширины к длине храма (2:3). Фасады украшены плоскими пилястрами с полукруглыми окнами между ними. Во внешнем декоре — орнаменты из кирпича (меандровые фризы).

Тыльная сторона Успенского собора

Троицкая церковь Киево-Печерского монастыря. Киев 1106-1108 гг. Троицкая надвратная церковь в системе укреплений Киево-Печерского монастыря была построена над главным входом в монастырь на средства князя-монаха Николы Святоши - Луцкого князя Святослава, сына черниговского князя Давида Святославовича
Слайд 10

Троицкая церковь Киево-Печерского монастыря. Киев 1106-1108 гг. Троицкая надвратная церковь в системе укреплений Киево-Печерского монастыря была построена над главным входом в монастырь на средства князя-монаха Николы Святоши - Луцкого князя Святослава, сына черниговского князя Давида Святославовича. Сама церковь находится на втором этаже над воротами. Массивные колонны разделяют интерьер церкви на три нефа, каждый из которых имеет апсиды сферической формы с восточной стороны (апсиды можно увидеть только изнутри — внешние стены ровные). Несколько узких окон, прорезающих стены, и общий визуальный эффект устремленности вверх, создают ощущение возвышенной легкости.

Общий вид

Западный фасад
Слайд 11

Западный фасад

Михайловская церковь Выдубицкого монастыря. Киев 1070—1088 гг. Церковь Архистратига Михаила, построенная при Всеволоде. Это крестово-купольный храм с тремя приделами, построенный в технике утопленного ряда.
Слайд 12

Михайловская церковь Выдубицкого монастыря. Киев 1070—1088 гг. Церковь Архистратига Михаила, построенная при Всеволоде. Это крестово-купольный храм с тремя приделами, построенный в технике утопленного ряда.

Собор Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря. Киев 1108—1113 гг. Михайловский Златоверхий собор. В 1108 г. в память победы русских над половцами, началось строительство главного собора новой обители — собора во имя Архангела Михаила, предводителя небесного воинства. В 1113 году собор
Слайд 13

Собор Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря. Киев 1108—1113 гг.

Михайловский Златоверхий собор

В 1108 г. в память победы русских над половцами, началось строительство главного собора новой обители — собора во имя Архангела Михаила, предводителя небесного воинства. В 1113 году собор был освящен. Собор Архангела Михаила был построен в технике смешанной кладки, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича — плинфы. Впервые в практике русского каменного зодчества купола собора были позолочены, за что он и получил наименование от восхищенных киевлян — Златоверхий.

С трех сторон собор окружают пристройки, а стены укреплены контрфорсами. Фасады храма украшены лепными украшениями — наличниками и орнаментом. Фризы барабанов украшены оригинальными майоликовыми розетками.
Слайд 14

С трех сторон собор окружают пристройки, а стены укреплены контрфорсами. Фасады храма украшены лепными украшениями — наличниками и орнаментом. Фризы барабанов украшены оригинальными майоликовыми розетками.

Древняя церковь в Киеве, расположенная непосредственно к северу от Киево-Печерской лавры. Церковь Спаса возведена при помощи кладки со скрытым рядом. При такой кладке один ряд кирпичей углублялся больше, чем смежные, и замазывался штукатуркой. Этим приемом создавалась декоративная фактура стены с че
Слайд 15

Древняя церковь в Киеве, расположенная непосредственно к северу от Киево-Печерской лавры. Церковь Спаса возведена при помощи кладки со скрытым рядом. При такой кладке один ряд кирпичей углублялся больше, чем смежные, и замазывался штукатуркой. Этим приемом создавалась декоративная фактура стены с чередующимися темно-красными полосами кирпичей и розоватыми полосами известнякового раствора.

Церковь Спаса на Берестове. Киев. Конец XI — начало XII века.

Церковь Успения на Подоле ("Пирогоща"). Киев 1131—1136 гг. Сооружение представляет собой небольшой трехнефный храм, увенчаный одним куполом.
Слайд 16

Церковь Успения на Подоле ("Пирогоща"). Киев 1131—1136 гг.

Сооружение представляет собой небольшой трехнефный храм, увенчаный одним куполом.

Кирилловская церковь (церковь Святых Кирилла и Афанасия Александрийских). Киев ок. 1140—1146 гг. Шестистолпный православный храм, один из древнейших в городе. Это первая в Киеве церковь в типичной технике равнослойной кладки. Нартекс открыт в основное помещение, отделяясь от него широкой аркой. Подъ
Слайд 17

Кирилловская церковь (церковь Святых Кирилла и Афанасия Александрийских). Киев ок. 1140—1146 гг. Шестистолпный православный храм, один из древнейших в городе. Это первая в Киеве церковь в типичной технике равнослойной кладки. Нартекс открыт в основное помещение, отделяясь от него широкой аркой. Подъем на хоры оборудован через лестницу в толще стены. Равнослойной кладке фасадов, возможно, не хватает нарядности, однако это компенсировано романскими элементами — аркатурными поясками, полосами поребрики, двух- и трехступенчатыми амбразурами порталов. Применены крестовые своды.

Кирилловская церковь. Киев ок. 1140—1146 гг.
Слайд 18

Кирилловская церковь. Киев ок. 1140—1146 гг.

Стены Кирилловской церкви покрыты живописью - фресками XII века
Слайд 19

Стены Кирилловской церкви покрыты живописью - фресками XII века

Основание памятника отмечено в летописи под 1144 г. Называлась она тогда церковью святого Георгия. Сохранилась почти целиком . Древняя кладка XII в. сохранилась. Три арочные ниши указывают на то, что храм служил усыпальницей. На стенах собора обнаружены граффити. Памятник относится к немногочисленно
Слайд 20

Основание памятника отмечено в летописи под 1144 г. Называлась она тогда церковью святого Георгия. Сохранилась почти целиком . Древняя кладка XII в. сохранилась. Три арочные ниши указывают на то, что храм служил усыпальницей. На стенах собора обнаружены граффити. Памятник относится к немногочисленной группе сооружений киевской школы первой половины XII в

Георгиевский (Успенский)собор. Канев. 1144 г.

Церковь Василия Овруч ок. 1190 г. Сохранилась церковь Василия (конец XII века, приписывается зодчему Петру Милонегу). Это кирпичный 4-столпный крестово-купольный храм с 2 круглыми в плане башнями, примыкающими к западному фасаду.
Слайд 21

Церковь Василия Овруч ок. 1190 г. Сохранилась церковь Василия (конец XII века, приписывается зодчему Петру Милонегу). Это кирпичный 4-столпный крестово-купольный храм с 2 круглыми в плане башнями, примыкающими к западному фасаду.

II. Новгородская земля. Софийский собор. Великий Новгород. 1045—1052 гг. Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке. С трех сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчае
Слайд 22

II. Новгородская земля

Софийский собор. Великий Новгород. 1045—1052 гг. Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке. С трех сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича.

Роспись в барабане центрального купола Софийского собора. Древняя фреска в барабане храма Софийского собора
Слайд 23

Роспись в барабане центрального купола Софийского собора

Древняя фреска в барабане храма Софийского собора

Николо-Дворищенский собор. Великий Новгород. 1113 г. Он представляет собой обширную парадную постройку; это пятиглавый, шестистолпный, трёхапсидный храм с нартексом. Архитектурный декор фасадов Никольского храма сдержан и строг, они расчленены лопатками на прясла и завершаются простыми закомарами. В
Слайд 24

Николо-Дворищенский собор. Великий Новгород. 1113 г.

Он представляет собой обширную парадную постройку; это пятиглавый, шестистолпный, трёхапсидный храм с нартексом. Архитектурный декор фасадов Никольского храма сдержан и строг, они расчленены лопатками на прясла и завершаются простыми закомарами. Внутреннее пространство храма разделено шестью крещатыми в плане столбами на три нефа, из которых средний много выше боковых; каждый неф завершён подковообразной апсидой. В целом архитектура собора отвечает киевской архитектурной традиции начала XII века.

Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря. Великий Новгород. 1117—1122 гг. Вид с юго-запада. Крестово-купольный шести столпный, со столбами крещатой формы, тремя световыми главами (одна из них над лестничной башней), тремя апсидами; первоначально - с хорами. К западному пряслу северного фасада
Слайд 25

Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря. Великий Новгород. 1117—1122 гг.

Вид с юго-запада

Крестово-купольный шести столпный, со столбами крещатой формы, тремя световыми главами (одна из них над лестничной башней), тремя апсидами; первоначально - с хорами. К западному пряслу северного фасада примыкает полукруглая в плане лестничная башня; позднее пристроены одноярусные галереи с трех сторон. Растесаны окна, главы сменены на луковичные; с трех сторон пристроены галереи; уничтожены хоры; стесаны лопатки и углы столбов и интерьере

Георгиевский собор Юрьева монастыря. Великий Новгород. 1119—1130 гг. Собор крестово-купольный, шестистолпный, трёхнефный, имеет три алтарных апсиды. В соборе устроены хоры для присутствия на богослужении князя и его семьи. Георгиевский собор имеет смешанную кладку стен (сочетает каменные блоки и кир
Слайд 26

Георгиевский собор Юрьева монастыря. Великий Новгород. 1119—1130 гг.

Собор крестово-купольный, шестистолпный, трёхнефный, имеет три алтарных апсиды. В соборе устроены хоры для присутствия на богослужении князя и его семьи. Георгиевский собор имеет смешанную кладку стен (сочетает каменные блоки и кирпич). Оригинальная кровля была позакомарной и покрыта свинцовыми листами, позднее её заменили четырёхскатной, сохранившейся до настоящего времени. Собор увенчан тремя асимметрично расположенными главами: главный купол венчает средокрестие, второй купол (внутри него располагался особый придел для уединённой монашеской службы) поставлен над квадратной лестничной башней, пристроенной к северо-западному углу собора сбоку от нартекса, а третья малая глава уравновешивает вторую.

Церковь Благовещения в Аркажах (на Мячине). Великий Новгород. 1179 гг. Церковь Благовещения представляет из себя четырёхстолпную, однокупольную постройку. Выстроена с использованием известняковых плит, скрепленных цемянкой, и кирпича.
Слайд 27

Церковь Благовещения в Аркажах (на Мячине). Великий Новгород. 1179 гг.

Церковь Благовещения представляет из себя четырёхстолпную, однокупольную постройку. Выстроена с использованием известняковых плит, скрепленных цемянкой, и кирпича.

Церковь Спаса на Нередице. Великий Новгород. 1198 г. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. Средневековые фрески
Слайд 28

Церковь Спаса на Нередице. Великий Новгород. 1198 г.

Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России.

Средневековые фрески

Церковь Петра и Павла на Синичьей горе (на Сильнищи). Великий Новгород. 1185—1192 гг. Сооружение построено из плинфы, скреплённой строительным раствором из извёстки и толчёного кирпича. Храм крестово-купольный, с тремя апсидами, четырьмя столпами и одной главой. В западных угловых компартиментах рас
Слайд 29

Церковь Петра и Павла на Синичьей горе (на Сильнищи). Великий Новгород. 1185—1192 гг.

Сооружение построено из плинфы, скреплённой строительным раствором из извёстки и толчёного кирпича. Храм крестово-купольный, с тремя апсидами, четырьмя столпами и одной главой. В западных угловых компартиментах расположены приделы "на полатях", соединенные деревянным настилом; лестница в западной стене

Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу. Великий Новгород. 1207 г. Церковь представляет собой крестовокупольную, трёхнефную, четырёхстолпную постройку с одной главой и тремя апсидами. Крестообразная постройка с шестью столбами. Четыре из них круглые, что совершенно нетипично для новгородского строительст
Слайд 30

Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу. Великий Новгород. 1207 г.

Церковь представляет собой крестовокупольную, трёхнефную, четырёхстолпную постройку с одной главой и тремя апсидами. Крестообразная постройка с шестью столбами. Четыре из них круглые, что совершенно нетипично для новгородского строительства. У храма три апсиды, из которых центральная выступает намного дальше на восток, чем другие. К основному объему Пятницкой церкви с трех сторон примыкали пониженные притворы (нартексы). Из них сохранился только северный, от двух других дошли лишь небольшие фрагменты, и они пристроены реставраторами заново. Некоторые фрагменты постройки — форма боковых апсид, лопатки на углу северного притвора, перекликаются с архитектурой древнего Смоленска.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Псков. До 1156 г. Крестово-купольный, четырехстолпный, с одной световой главой, в западных угловых компартиментах устроены палатки, опирающиеся на своды, в западной части центрального нефа - хоры; с тремя апсидами (боковые понижены) . Западный и южный
Слайд 31

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Псков. До 1156 г.

Крестово-купольный, четырехстолпный, с одной световой главой, в западных угловых компартиментах устроены палатки, опирающиеся на своды, в западной части центрального нефа - хоры; с тремя апсидами (боковые понижены) 

Западный и южный фасады.

Центральная апсида. Общий вид.
Слайд 32

Центральная апсида. Общий вид.

III. Владимиро-Суздальская земля. Спасо-Преображенский собор. Переславль-Залесский. 1152—1157 гг. Этот одноглавый крестовокупольный четырёхстолпный трёхапсидный храм — самый ранний из белокаменных архитектурных памятников Северо-Восточной Руси. Стены собора выложены в полубутовой технике из прекрасн
Слайд 33

III. Владимиро-Суздальская земля

Спасо-Преображенский собор. Переславль-Залесский. 1152—1157 гг. Этот одноглавый крестовокупольный четырёхстолпный трёхапсидный храм — самый ранний из белокаменных архитектурных памятников Северо-Восточной Руси. Стены собора выложены в полубутовой технике из прекрасно отесанных и положенных почти насухо белокаменных блоков. Фундамент храма — ленточный (проходящий к столпам от стен. Фундамент сложен из крупного булыжника на извести.

Церковь Бориса и Глеба. Кидекша. 1152—1157 гг. Церковь Бориса и Глеба — одноглавая, четырёхстолпная, трехапсидная. Сложена из прекрасно отёсанных и положенных почти насухо квадратов качественного белого камня. В плане храм без учёта апсид очень близок к квадрату. Наружные лопатки делят стены на три
Слайд 34

Церковь Бориса и Глеба. Кидекша. 1152—1157 гг.

Церковь Бориса и Глеба — одноглавая, четырёхстолпная, трехапсидная. Сложена из прекрасно отёсанных и положенных почти насухо квадратов качественного белого камня. В плане храм без учёта апсид очень близок к квадрату. Наружные лопатки делят стены на три неравных прясла (средние прясла шире и выше боковых). Уступообразное сужение наружных лопаток создает «перспективность» прясел. Внутренние лопатки соответствуют наружным, соответствуют им и крестчатые столпы. Над западным порталом в стене со стороны интерьера выложена разгрузочная арка.

Успенский собор. Владимир. 1158—1160 и 1186—1189 гг. Первоначальный белокаменный собор был построен великим князем Андреем Боголюбским в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан. Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого кам
Слайд 35

Успенский собор. Владимир. 1158—1160 и 1186—1189 гг.

Первоначальный белокаменный собор был построен великим князем Андреем Боголюбским в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан. Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня. Имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив. Стены собора пересекал аркатурно - колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним — лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах — клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. В перестройке 1186—1189 годов к храму Боголюбского были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора. Увеличилась также алтарная часть, а по углам были поставлены четыре малые главы. Собор стал пятинефным и более вместительным. Новые апсиды были вынесены к востоку от старых.

Золотые ворота. Владимир. 1158—1164 гг. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Постройка сложена в технике полубутовой кладки. Строгие пропорции проездной арки, перекрытой мощным полуциркульным сводом, и особое изящество небольшой церкви наверху придавали сооружению величес
Слайд 36

Золотые ворота. Владимир. 1158—1164 гг.

Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Постройка сложена в технике полубутовой кладки. Строгие пропорции проездной арки, перекрытой мощным полуциркульным сводом, и особое изящество небольшой церкви наверху придавали сооружению величественный характер, хорошо соответствующий его назначению. Это были самые парадные ворота города в XII—XIII веках. Они были покрыты листами золоченой меди. Вплотную к воротам с севера и юга примыкали насыпные валы с глубокими рвами с наружной стороны. Через рвы от ворот проходил мост, выводивший за город. Высота арки достигала 14 метров. Массивные дубовые створы ворот, висевшие на кованых петлях, примыкали к арочной перемычке, сохраняющейся и ныне.

По верху этой перемычки был устроен деревянный настил, который служил дополнительной боевой площадкой. От настила сохранились лишь гнезда для балок в кладке стен. Вход на площадку осуществлялся через дверной проем в южной стене, в толще которой проходила каменная лестница с ползучим коробовым сводом
Слайд 37

По верху этой перемычки был устроен деревянный настил, который служил дополнительной боевой площадкой. От настила сохранились лишь гнезда для балок в кладке стен. Вход на площадку осуществлялся через дверной проем в южной стене, в толще которой проходила каменная лестница с ползучим коробовым сводом. На этом же уровне с противоположной стороны лестницы был выход на южную линию земляных валов. С севера на валы шел проход прямо с помоста через дверь в стене. Лестница же в южной стене вела далее на верхнюю боевую площадку, имевшую зубчатые стены в виде бойниц. В центре этой площадки была возведена надвратная белокаменная церковь Положения риз Богоматери.

Представляет собою довольно стройный храм: квадратный в плане четырехстолпный с тремя алтарными апсидами с внутренними и наружными лопатками на стенах, тремя арочными порталами, цилиндрическим барабаном и скромным убранством в виде декоративного пояска, идущего посредине высоты фасада.

Золотые ворота со стороны Козлова вала

Дмитриевский (Дмитровский) собор. Владимир. 1194—97 гг. Придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе. Храм одноглавый, четырёхстолпный, трехапсидный . Фасады собора имеют позакомарное покрытие. Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рель
Слайд 38

Дмитриевский (Дмитровский) собор. Владимир. 1194—97 гг.

Придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе. Храм одноглавый, четырёхстолпный, трехапсидный . Фасады собора имеют позакомарное покрытие. Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранилось в первоначальном виде. Фасад делится на две зоны аркатурно-колончатым поясом. Колонки покрыты орнаментальным плетением. Среди фигур, украшающих фасад храма, можно встретить и первых русских святых князей Бориса и Глеба, а также небесных покровителей владимиро-суздальских князей. В восточной закомаре сохранилось изображение заказчика - Всеволода в окружении многочисленных сыновей. Помещенные фигуры Александра Македонского и царя Давида должны были символизировать мудрость и могущество правителей.

От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов фресок XII в., в частности, фрагменты композиции «Страшный суд». Орнаментальная белокаменная резьба в верхней части прясел. Деталь фрески «Страшный суд». Роспись южного склона центрального нефа.
Слайд 39

От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов фресок XII в., в частности, фрагменты композиции «Страшный суд».

Орнаментальная белокаменная резьба в верхней части прясел.

Деталь фрески «Страшный суд». Роспись южного склона центрального нефа.

Успенский собор Княгинина монастыря. Владимир. 1200—1202 гг. Действующий женский монастырь во Владимире. Монастырь был основан в 1200 году. Получил название Княгинин, в честь его основательницы, великой княгини Марии Шварновны — супруги великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо. Это боль
Слайд 40

Успенский собор Княгинина монастыря. Владимир. 1200—1202 гг.

Действующий женский монастырь во Владимире. Монастырь был основан в 1200 году. Получил название Княгинин, в честь его основательницы, великой княгини Марии Шварновны — супруги великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо. Это большой четырехстолпный, одноглавый кирпичный храм с широким членением фасадов, тремя мощными алтарными апсидами, двумя приделами.

Дворец Андрея Боголюбского. Боголюбово. Заложен в 1158 г. В середине XII в. на Клязьме возник белокаменный княжеский замок, романская архитектура которого, как и его каменные укрепления были новшеством для северо-восточных земель. До нашего времени сохранилась лестничная башня и часть перехода, соед
Слайд 41

Дворец Андрея Боголюбского. Боголюбово. Заложен в 1158 г.

В середине XII в. на Клязьме возник белокаменный княжеский замок, романская архитектура которого, как и его каменные укрепления были новшеством для северо-восточных земель. До нашего времени сохранилась лестничная башня и часть перехода, соединявшего дворец с придворным храмом, в церкви - основания четырех круглых столбов с аттическими базами. Замечательно тройное окно в восточной стене, освещающее лестничную башню. Белокаменный дворец соединен переходами с церковью и крепостными стенами (к югу от церкви обнаружены остатки второй лестничной башни и перехода, ведшего на крепостную стену). Интерьеры церкви и дворца расписаны, полы украшены цветной майоликой. Полы собора выстланы медными плитами.

Белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова. Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицова
Слайд 42

Белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова. Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более пяти метров. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м). Храм крестовокупольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, с аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера.

Храм Покрова на Нерли. Близ Боголюбово. 1158 г.

Покрова на Нерли (юго-западная сторона)

Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид с псалтырью (струнным музыкальным инструментом) в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски. Покрова на
Слайд 43

Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид с псалтырью (струнным музыкальным инструментом) в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Покрова на Нерли (западный фасад)

Рождественский собор. Суздаль. Основан в XI в., вновь выстроен в 1222—1225 гг. Крестово-купольный храм. Первая постройка собора относится к XI веку, ко времени княжения Владимира Мономаха. В 1222 году по приказу Юрия Всеволодовича обветшавшее здание было разобрано, а на его месте построено новое, из
Слайд 44

Рождественский собор. Суздаль. Основан в XI в., вновь выстроен в 1222—1225 гг.

Крестово-купольный храм. Первая постройка собора относится к XI веку, ко времени княжения Владимира Мономаха. В 1222 году по приказу Юрия Всеволодовича обветшавшее здание было разобрано, а на его месте построено новое, из белого камня. Собор Рождества Богородицы имеет мощные фундаменты, нижняя часть которых была опущена в специальный котлован, а верхняя - скрыта искусственным холмом. Стены собора внутри выложены из кирпича - плинфы и облицованы с обеих сторон мощными блоками известняка. В 1222-1225 гг. фасады стен и порталы храма были богато украшены резьбой по белому камню.

Рождественский собор. Фрагмент южного портала.
Слайд 45

Рождественский собор. Фрагмент южного портала.

Фреска Рождественского собора. XIII в. Собор был украшен фресковой росписью, исполненной в 1233 году ростовскими или суздальскими мастерами епископа Кирилла. Важнейшие из них находятся в верхней части южной апсиды. Здесь изображены строгие фигуры двух старцев с суровыми аскетическими ликами, вписанн
Слайд 46

Фреска Рождественского собора. XIII в.

Собор был украшен фресковой росписью, исполненной в 1233 году ростовскими или суздальскими мастерами епископа Кирилла. Важнейшие из них находятся в верхней части южной апсиды. Здесь изображены строгие фигуры двух старцев с суровыми аскетическими ликами, вписанные в узорчатые арки на орнаментированных колонках.

Георгиевский собор. Юрьев-Польской. 1152—1157, вновь выстроен в 1230-1234 гг. Белокаменный собор, расположенный на территории древнего детинца в городе Юрьев-Польский Владимирской области. Собор построен, князем Святославом Всеволодовичем, в 1230—1234 годах, на фундаменте белокаменной церкви Георгия
Слайд 47

Георгиевский собор. Юрьев-Польской. 1152—1157, вновь выстроен в 1230-1234 гг.

Белокаменный собор, расположенный на территории древнего детинца в городе Юрьев-Польский Владимирской области. Собор построен, князем Святославом Всеволодовичем, в 1230—1234 годах, на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 при основании города Юрием Долгоруким. Храм крестово-купольный, четырехстолпный, трехапсидный, одноглавый с повышенными подпружными арками, с квадратными столбами и хорами. Резьба фасадов совмещала рельефы изображающие святых и сюжетные сцены с развитым растительным орнаментом. Фигуративные рельефы отличаются от орнаментальных большей пластичностью; растительные мотивы, покрывавшие стены подобно ковру, исполнены более плоскостно.

Георгиевский собор. Южный портал. Георгиевский собор. Аркатурно-колончатый пояс
Слайд 48

Георгиевский собор. Южный портал

Георгиевский собор. Аркатурно-колончатый пояс

Георгиевский собор. Угловая капитель. Георгиевский собор. Южный фасад
Слайд 49

Георгиевский собор. Угловая капитель

Георгиевский собор. Южный фасад

http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?p=67563105 http://www.russiancity.ru/books/b71.htm#c3s http://www.archmuseum.ru/?p=1705 http://www.archi.ru/files/Img_arc/Img_hist_0.htm http://niceworld.su/ussr-people/112-kievo-pecherskaja-lavra..html http://ru.wikipedia.org http://artclassic.edu.ru/cat
Слайд 50

http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?p=67563105 http://www.russiancity.ru/books/b71.htm#c3s http://www.archmuseum.ru/?p=1705 http://www.archi.ru/files/Img_arc/Img_hist_0.htm http://niceworld.su/ussr-people/112-kievo-pecherskaja-lavra..html http://ru.wikipedia.org http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=&ob_no=13913 http://wapedia.mobi/ru

Источники:

Список похожих презентаций

Русь в период монгольского вторжения и нашествия крестоносцев в XIII в.

Русь в период монгольского вторжения и нашествия крестоносцев в XIII в.

План:. Создание монгольской державы и её завоевания Начало татаро-монгольского ига на Руси Нашествие крестоносцев с запада на Русь. Первые известия ...
Культура Древней Руси в домонгольский период

Культура Древней Руси в домонгольский период

Тема. Культура Древней Руси в домонгольский период. Цель. Изучить особенности культуры Древней Руси. Познакомиться с устным народным творчеством, ...
Русь расправляет крылья

Русь расправляет крылья

Центром возрождения Руси стали её северо-восточные земли, которые были наиболее удалены от Орды. Здесь располагались города Москва, Тверь, Ярославль. ...
Социально-экономическое развитие страны в период НЭПа

Социально-экономическое развитие страны в период НЭПа

План урока. 1.Причины перехода к НЭПу. 2.Основные направления и сущность НЭПа. 3.Социально-экономические итоги НЭПа. 4.Экономические противоречия ...
Русь Древняя

Русь Древняя

Вставьте пропущенные буквы и объясните значение слова. В…че, в…ряги, п…людье, хр…стианство, м…трополит, Пр…вда Яр…слава, см..рды, ж..тия, Ил..рион, ...
Русь и Литва

Русь и Литва

Новые имена и названия: жмудь, жемайты, Великое княжество Литовское, Гедиминовичи, Ольгердовичи. План. Каковы предпосылки формирования Великого княжества ...
Россия в период смуты

Россия в период смуты

Цель урока: познакомиться с событиями Смуты в нач. XVII в. Рассмотреть данный период, как переломный момент в истории России. Выяснить причины Смуты, ...
Русь в XIII-XV веках

Русь в XIII-XV веках

Нападение монголо-татар на Русь. Р у с ь в XIII-XV веках. Александр Навроцкий. Батый повелел, чтобы свой гнев показать И страх по Руси всем навеять, ...
Восточные славяне в догосударственный период

Восточные славяне в догосударственный период

государство общество природа. Вопросы и задания:. 1 вариант: Какие географические особенности определили многонациональный характер Российского государства? ...
Экономические реформы в период «перестройки»

Экономические реформы в период «перестройки»

Необходимость реформирования всех сторон жизни в СССР была обусловлена внутренними и внешними причинами. Экономические причины:. Социальные причины:. ...
Внутренняя политика в период Гражданской войны

Внутренняя политика в период Гражданской войны

Что такое «коммунизм»? Экономика, основанная на общественной собственности на средства производства; Полное социальное равенство всех членов общества; ...
Восточные славяне в догосударственный период

Восточные славяне в догосударственный период

Цели урока: Охарактеризовать историю расселения славянских племен на территории Европы Описать их отношения с соседними племенами и народами Определить ...
Владимиро-Суздальская Русь

Владимиро-Суздальская Русь

С. Орлов, А. Антропов, Н. Штамм. Памятник Юрию Долгорукому, 1954 г. бронза. Тверская площадь, Москва. Основание Кремля. Постройка новых стен Кремля ...
Византия и Русь

Византия и Русь

ЦЕЛИ УРОКА. ВИЗАНТИЯ ПОСЛЕ КРУШЕНИЯ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И РЕФОРМЫ В ВИЗАНТИИ. ВИЗАНТИЯ И УТВЕРЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВО ...
Византия и Древняя Русь

Византия и Древняя Русь

Западная римская империя – столица Равенна, Восточная Римская империя – столица Константинополь. Античное наследие послужило основой византийского ...
Средневековая наука

Средневековая наука

01.03.2019 фадеева в.н. Средние века, с начала IV по XI век, стали веками упадка в развитии естественнонаучных знаний вследствие гибели греко-римского ...
Вышний Волочёк в период Великой Отечественной войны

Вышний Волочёк в период Великой Отечественной войны

1 июля 1941 года на территории области начались военные действия. Октябрь1941-го – гитлеровцы оккупировали 38 районов из 69. В Великую Отечественную ...
Украина в период второй мировой войны

Украина в период второй мировой войны

22 июня 1941г. Германия напала на Советский Союз. План «Барбаросса». План утвержден был в декабре 1940 г. Три группы немецких войск – «Север», «Центр», ...
Государство и право Руси в период феодальной раздробленности

Государство и право Руси в период феодальной раздробленности

Причины распада Киевской Руси. Экономические причины ( система натурального хозяйства, слабость товарного обмена) Социально-политические причины ( ...
Про Русь

Про Русь

Развитие производительных сил (сельское хозяйство и ремесло). Рост, развитие и усиление роли городов как центров ремесла и торговли. Установление ...

Конспекты

Русь и Золотая Орда

Русь и Золотая Орда

Урок истории. МБОУ « Чульская основная общеобразовательная школа». Учитель истории Демко Е.Н. Тема урока:. Русь и Золотая Орда. Цель урока:. ...
Русь и Литва

Русь и Литва

В чем проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды? . Боролось ли население Руси с Ордой? Чего добились? . Какой политики и почему придерживался ...
Русь древняя

Русь древняя

Повторительно – обобщающий урок по теме «Русь древняя». Учитель истории Елистратова Людмила Александровна. МБОУ «Буныревская сош № 14», Алексинский ...
Русь и Золотая Орда

Русь и Золотая Орда

Муниципальное общеобразовательное учреждение. средняя общеобразовательная школа № 12. город Армавир Краснодарского края. Конспект урока ...
путешествие в Древнюю Русь

путешествие в Древнюю Русь

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. «Центр развития ребёнка – детский сад№18 «Теремок». Конспект урока для 5 класса ...
Русь ,Россия , Родина моя…

Русь ,Россия , Родина моя…

Муниципальное общеобразовательное учреждение. Инзенская СОШ №4. «Русь, Россия, Родина моя». внеклассное мероприятие. подготовила. ...
Казахстан в период раннего средневековья

Казахстан в период раннего средневековья

Предмет: История Казахстана Класс: 7 Тема урока:. . «Казахстан в период раннего средневековья». Цели урока:. . • Способствовать усвоению учащимися ...
Средневековая деревня и ее обитатели

Средневековая деревня и ее обитатели

Урок 13. Цели урока:1. Познакомить учащихся с бытом средневекового крестьянина, подвести их. к пониманию того, что натуральное хозяйство – основа ...
Иноземные завоеватели в период феодальной раздробленности

Иноземные завоеватели в период феодальной раздробленности

ГБОУ СПО Калужской области. «Калужский торгово-экономический колледж». . Разработка открытого урока по истории. . для студентов. ...
Итоговое повторение: Русь в IX – первой четверти XIII веков

Итоговое повторение: Русь в IX – первой четверти XIII веков

-1-. История России. 6. класс. . . «Итоговое повторение: Русь в. IX. – первой четверти. XIII. веков». Цель урока:. . Повторить и ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Информация о презентации

Ваша оценка: Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:25 апреля 2015
Категория:История
Содержит:50 слайд(ов)
Поделись с друзьями:
Скачать презентацию
Смотреть советы по подготовке презентации