- Работа над аккомпанементом на уроке музицирования – некоторые инновационные моменты

Конспект урока «Работа над аккомпанементом на уроке музицирования – некоторые инновационные моменты» музыке


Управление образования Добрянского муниципального района пермского края

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Добрянская детская школа искусств»















« Работа над аккомпанементом на уроке музицирования – некоторые инновационные моменты»









Методическая тема

Разработана преподавателем

Добрянской детской школы искусств

Маталасовой Валентиной Ивановной,

1 квалификационная категория



г. Добрянка

2009 г.

При работе над аккомпанементом очень важна мотивация ребенка, для чего он это хочет сделать, чтобы аккомпанирование доставляло ученику огромное удовольствие. Помогая ученику в его творческом начинании, педагог одновременно развивает музыкальный слух, память, чувство ритма, координацию движений, прививает навыки гармонизации мелодий. И здесь важна тесная связь с сольфеджио: знание теории и т.д.

Мы знаем, что фортепиано по своей природе инструмент многоголосный. А исполнение на фортепиано мелодии с аккомпанементом или народной песни с подголоском, требует уменья слушать одновременно два звуковых плана. На самом первом этапе работы важно «выделить» мелодию и «спрятать» аккомпанемент. Сопровождение должно быть услышано в другой, более тихой градации звучания (второй план). Хорошее звучание аккомпанирующих голосов, и в частности баса, осмысленное исполнение гармонического сопровождения – является необходимой предпосылкой для красивого ведения мелодии.

С самых первых шагов обучения игре на фортепиано, ребенку необходимо играть в ансамбле – фортепианном или камерном. Игра с инструменталистом и певцом развивает с самого начала «чувство локтя» и доставляет пианисту истинное удовольствие. Все это является мощным стимулом для развития детского музицирования. При исполнении должен быть хороший ансамбль с солистом: единство мышления, единство темпа, верное динамическое соотношение партий, единая природа звука с солистом.

Аккомпанемент, как всякий ансамбль, требует ритмической точности, согласования нюансов, фразировки.

Создание единства звучания гармонического фона, мелодического движения басового голоса, хорошего темпового движения – основные задачи аккомпаниатора. Он должен сжиться с мелодией ведущей партии, слиться с исполнительскими намерениями солиста. И самое главное, о чем должны помнить юные пианисты – не останавливаться, не поправлять ошибки – недопустимо.

Ф.Э.Бах так говорил об искусстве аккомпанемента: Основная роль в искусстве аккомпанемента – хорошая певучесть. Прислушиваться внимательно к другому соисполнителю. Обучение начинать с легких задач и проходить их все по порядку… Аккомпаниатору присущи чуткость, утонченность, мастерство и проникновение в истинное содержание произведения…Нарастание и спадение звучности выполнять одновременно с солистом».


Какие виды аккомпанемента есть по группам изложения фактуры? –

- Гармонический фон

- Аккордовый аккомпанемент

- чередование баса и аккорда

- гармонические фигурации

- ритмический фон



- метро-ритмическая формула, жанрово- танцевальный (полька, вальс, мазурка) аккомпанемент с элементами полифонии

- аккомпанемент в унисон с солистом.


Аккомпанировать можно 2 способами: По слуху и по нотам.

1 способ практикуется в творческой деятельности учащегося. Это связано с подбором по слуху аккомпанемента к мелодии и жанрового варьирования гармонии.

2 способ более сложный и требует предварительного ознакомления с нотным текстом.


Вначале ученик делает зрительно-слуховой анализ мелодической линии: читает текст и определяет характер; отмечает протяженность фраз; расставляет в нотах дыхания и цезуры; намечает возможные ритмические отклонения. Затем определяет тип фактуры аккомпанемента и делает гармонический анализ. Только после этого ученик проигрывает мелодию и аккомпанемент сначала отдельно, затем только аккомпанемент, слушая вокальную строчку. Итог работы – исполнение песни вместе с солистом. Такой метод работы способствует формированию у ученика аккомпаниаторских навыков:

- Следить за вокальной или инструментальной строчкой;

- Слышать одновременно мелодию и сопровождение;

- Понимать фразировку, цезуры, дыхания, агогику.

- Делать гармонический анализ аккомпанемента;

- Работать над основными фактурными трудностями.


Формирование аккомпаниаторских навыков можно условно разделить на 3 этапа:

- Игра гармонических оборотов с плавным голосоведением при соединении аккордов. (T-S-T, T-D-T, T-S-D-T)

- Гармонизация мелодии.

- Выбор фактуры аккомпанемента.


При гармонизации мелодии обращаем внимание на вводные звуки, устойчивые и неустойчивые ступени лада. Это поможет учащемуся грамотно подобрать гармонию.

Правильность выбора фактуры аккомпанемента зависит от умения ученика находить характерные жанровые признаки в мелодии и определять ее характер. С этой целью он должен проанализировать ритмический рисунок, голосоведение, размер, темп.

При подборе аккомпанемента можно использовать ансамблевую форму музицирования. При этом один ученик играет обоими руками аккомпанемент, а другой – мелодию в октавном удвоении, в терцию.



Проверка аккомпаниаторских навыков осуществляется на контрольных уроках 1 раз в полугодии, на внеклассных мероприятиях. В конце года у нас на отделении традиционно проходит общеотделенческий классный час «Музыкальная гостиная», где учащиеся аккомпанируют инструменталистам (виолончель, скрипка), вокалистам.

Это им очень нравится, все получают большое удовольствие.


А.Шнабель говорил, что «камерную музыку нужно играть, как сольную, а сольную как камерную». И в этом нет противоречия, ведь обе эти родственные сферы музыки должны взаимно дополнять и обогащать друг друга. В этой связи нельзя не вспомнить слова А.Бородина: «Камерная музыка представляет одно из самых могущественных средств для развития музыкального вкуса и понимания».









Список использованной литературы:


1). «Учусь аккомпанировать». Вып. 1. 3-4 классы, сост. Лапина Е.Б., Богодвид С.В., 2002 г.

2). Е.М.Тимакин. «Воспитание пианиста», Изд. 2-е, Москва, «Советский композитор», 1989 г.

3). Н.Перельман. «В классе рояля», Классика- XXI, Москва, 2007 г.

4


Здесь представлен конспект к уроку на тему «Работа над аккомпанементом на уроке музицирования – некоторые инновационные моменты», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Музыка Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Список похожих конспектов

Работа над крупной формой на примере разбора Сонаты-партиты Й.Гайдна

Работа над крупной формой на примере разбора Сонаты-партиты Й.Гайдна

План-конспект открытого урока. «Работа над крупной формой на примере разбора Сонаты-партиты Й.Гайдна». Преподаватель. : Регаловская ...
Работа над полифонией в младших классах

Работа над полифонией в младших классах

Конспект открытого занятия с использованием электронных образовательных ресурсов). Тема занятия:. «Работа над полифонией в младших классах». ...
Работа над штрихами

Работа над штрихами

. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ. «ДОРОГОБУЖСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА». 215713 ...
Работа над штрихами в классе виолончели

Работа над штрихами в классе виолончели

Управление образования Добрянского муниципального района. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей. «Добрянская ...
Работа над гаммами в классе синтезатора

Работа над гаммами в классе синтезатора

Областной институт повышения квалификации. и переподготовки работников образования. при управлении образования. Акмолинской области. отдел ...
Формы и методы работы на уроке сольфеджио в 1 классе

Формы и методы работы на уроке сольфеджио в 1 классе

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей. Сосновская детская музыкальная школа. . . . ...
Ансамбль – значит вместе

Ансамбль – значит вместе

План-конспект открытого занятия для ВИА. Место проведения:. вокально–инструментальная студия МОУ «Красноярский ЦДТ».Педагог:. Моров С.А.Участники:. ...
Россия – Родина моя. Мелодия

Россия – Родина моя. Мелодия

Конспект урока для 4 класса «Россия – Родина моя. Мелодия». Цель – воспитание-формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры ...
Семья вместе – так и душа на месте

Семья вместе – так и душа на месте

Методическая разработка занятия. (для младшей группы детского фольклорного ансамбля ). Тема занятия:. «Семья вместе – так и душа на месте». ...
Развитие вокально-хоровых навыков в процессе работы над концертным репертуаром

Развитие вокально-хоровых навыков в процессе работы над концертным репертуаром

Разработка занятия школьного хора. учитель музыки и педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ 238. с углублённым изучением английского языка. ...
Самостоятельная работа на уроках математики

Самостоятельная работа на уроках математики

. «Самостоятельная работа. на уроках математики». Подготовила:. Учитель математики. Маринкевич ...
Музыка разных народов – урок закрепление для 3 класса

Музыка разных народов – урок закрепление для 3 класса

Дружбина Светлана Викторовна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 1 пгт Серышево Амурской области. III. класс III. четверть. Тема:. Музыка ...
Развитие метроритмических навыков и чувства формы на уроке раннего развития музыкальных способностей

Развитие метроритмических навыков и чувства формы на уроке раннего развития музыкальных способностей

РАЗВИТИЕ МЕТРОРИТМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И ЧУВСТВА ФОРМЫ НА УРОКЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. Костюничева Ольга Владимировна. ...
Искусства различны – тема едина - тема РОДИНЫ

Искусства различны – тема едина - тема РОДИНЫ

Урок 4. Тема: Искусства различны – тема едина - тема РОДИНЫ. Цель :формировать музыкальную культуру на основе любви к родному краю, родной стороне. ...
Избушка на курьих ножках

Избушка на курьих ножках

5 класс. УРОК МУЗЫКИ. . Тема полугодия:.  . Музыка и изобразительное искусство. Можем ли мы увидеть музыку?      .  . Тема урока:.  . «Избушка на ...
Роль музыки и музыкального сопровождения на занятиях по ритмике

Роль музыки и музыкального сопровождения на занятиях по ритмике

. Роль музыки и музыкального сопровождения. на занятиях по ритмике. Музыка занимает одно из центральных мест при проведении ритмических ...
Колокола на Руси

Колокола на Руси

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. . основная общеобразовательная школа №34 г. Томска. «Колокола на Руси». (Конспект ...
Проблемные диалоги на уроках музыки

Проблемные диалоги на уроках музыки

Учитель музыки высшей категории МБОУ « СОШ №30. . с углублённым изучением отдельных предметов». . Энгельсского муниципального района Саратовской ...
Вольфганг Амадей Моцарт – Симфония № 40

Вольфганг Амадей Моцарт – Симфония № 40

Название:. Разработка урока. Предмет:. Музыка. Тема: Вольфганг Амадей Моцарт – Симфония № 40 (первая часть, экспозиция). Урок-поиск, урок формирования ...
Метроритмическое воспитание на уроках хорового пения в подготовительной группе

Метроритмическое воспитание на уроках хорового пения в подготовительной группе

Подготовительное отделение МАУ ДОД «ДШИ» г. Лихославль. Урок хорового пения в подготовительной группе. преподавателя МАУ ДОД «ДШИ» г. Лихославля. ...

Информация о конспекте

Ваша оценка: Оцените конспект по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:22 апреля 2016
Категория:Музыка
Поделись с друзьями:
Скачать конспект