- Избушка на курьих ножках

Конспект урока «Избушка на курьих ножках» по музыке для 5 класса




5 класс. УРОК МУЗЫКИ

Тема полугодия: Музыка и изобразительное искусство. Можем ли мы увидеть музыку?
      
 Тема урока: «Избушка на курьих ножках» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского.
       Учебная цель: 
• познакомить учащихся с творчеством М.П. Мусоргского, прослушать «Избушку на курьих ножках»;
• познакомиться с музыкальным произведением в форме «сюита»;
 
• обобщить и закрепить понятие «трехчастная форма», термины «лад», «темп», «динамика», «звуковедение», «мелодия», «контраст».
      
 Воспитательная цель: учить детей чувствовать поэтичность музыкальных и живописных художественных образов.
       Развивающая цель: развить эмоции, фантазию, воображение учащихся при сравнительном восприятии музыкальных, художественных и литературных произведений.
       Оборудование: аудио- и видеооборудование, портрет М.П. Мусоргского, слайды с иллюстрациями к пьесам по мотивам картин В. Гартмана.
       Ход урока
        (На доске вывешен портрет М.П. Мусоргского)
Актуализация знаний.
У.: Наша сегодняшняя тема «Портрет в музыке». Что такое «портрет» в изобразительном искусстве?
Д.: изображение человека в полный рост;
      нескольких человек изобразить;
      если изобразить людей до плеч – это портрет.
У.: Что мы с вами можем увидеть на портрете?
Д.: костюм; прическу; характер; настроение; молодой или старый; богатый или бедный;
 
У.: А чем музыкальный портрет отличается от художественного?
Д.: его нельзя можем увидеть; длится во времени; передает движение, настроение; картину можно рассматривать неспешно, а музыкальное произведение продолжается некоторое время и кончается; на картине все видно сразу, а когда слушаешь музыку, надо себе что-то вообразить; и разные люди могут вообразить разное…
У.: Перед вами на доске записаны средства музыкальной выразительности. Выберите те из них, которые помогут вам понять музыкальный портрет. Объясните их назначение.
[Записано: форма, темп, ритм, лад, динамика, звуковедение, мелодия]
Д.: Темп – это скорость движения музыки, он позволяет определить, как двигался герой; позволяет узнать что-то о характере героя.
Лад – мажор или минор – создает настроение героя. Мажор – это обычно радостное настроение, минор – грустное, задумчивое.
Динамика – это громкость: чем ближе к нам герой, тем громче звучит музыка.
Мелодия – это образ героя, его мысли; это наши мысли о нем.
У.: А что за средство – звуковедение?
Д.: Это – как ведутся звуки в произведении.
 
У.: А как можно вести звуки?
(Дети задумываются, вспоминают. Учитель наигрывает несколько мелодий).
У.: Как соединяются эти звуки?
Д.: Связно – это легато, а отрывисто – это стаккато. Это тоже говорит нам что-то о характере героя и его настроении.
У.: А что обозначает контраст?
Д.: Черно-белый, непохожий.
У.: А в музыке?
Д.: Тихо-громко, быстро-медленно, легато-стаккато, мажор-минор.
У.: Молодцы! Все эти знания помогут нам понять, как же компози-тор создает музыкальные картины и что ему в этом помогает.
       
 Работа с материалом урока.
У.: Сегодня, ребята, мы познакомимся с творчеством крупнейшего русского композитора 19 века Модеста Петровича Мусоргского (на экране слайд-портрет). Мусоргский создал много прекрасных произведений, особенно известны его оперы, которые ставят во многих театрах мира. Мусоргский родился в 1839 году в Псковской области. Уже в 7-9 лет он умел исполнять на фортепиано достаточно сложные пьесы. В детстве он любил слушать сказки, которые он позже использовал при создании своих музыкальных произведений. Родители хотели, чтобы Модест Петрович стал военным и в 10 лет его отдали учиться в школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. В это же время Модест Петрович усердно занимался музыкой. В военной школе у него созрело решение отказаться от военной карьеры – это случилось в 1858 году, когда Мусоргскому было 19 лет. Дальнейшую свою жизнь Мусоргский посвятил сочинению музыкальных произведений – он стал известным композитором. Среди наиболее известных произведений Мусоргского – его оперы «Борис Годунов» и «Хованщина». Сегодня мы с вами послушаем и поговорим о другом произведении Мусоргского – его фортепианной сюите «Картинки с выставки». Кто из вас может объяснить, что такое сюита? Может быть, кто-то знает об этом, слушал какую-либо сюиту?
(Дети молчат.)
У.: Я предложу вам прослушать один музыкальный фрагмент. (Звучит «Шутка» И.С. Баха – часть одой из его сюит).
Д.: Это музыка Баха; это часть одного из произведений Баха; это танец; это, наверное, часть сюиты.
У.: Правильно: сюита – это несколько идущих подряд музыкальных произведений, которые связаны какой-то единой мыслью, единым замыслом автора. А сейчас послушайте историю создания сюиты Мусоргского «Картинки с выставки».
В феврале 1874 года В Академии художеств Петербурга открылась выставка недавно умершего художника и архитектора В.А. Гартмана, близкого друга Мусоргского. Посетив выставку, Мусоргский решил в память о своем друге написать музыкальное произве-дение, состоящее из нескольких пьес, каждая из которых была бы связана с одной из картин Гартмана. Так получилась сюита «Картинки с выставки», которая стала одним из известных произведений Мусоргского.
 
Одной из работ Гартмана на выставке была картина «Часы с кукушкой» (Показывается слайд: часы изображены в форме сказочной избушки на курьих ножках). Опишите этот рисунок.
Д.: Эта избушка в русском стиле; она яркая, веселая; рисунок очень красочный; на рисунке много желтого, красного цвета; цвета сочные, настроение веселое жизнерадостное.
 
У.: Скажите, ребята, какие образы приходят к вам, когда вы смотрите на эту картину?
Д.: Таинственные образы; сказочные герои; что-то страшное; нет, наоборот, веселое; образ Бабы-Яги…
У.: А знаете, у Мусоргского тоже возник образ Бабы-Яги. Он представил себе, что вместо кукушки в домике сидит сама Баба-Яга.
(Дети смеются)
У.: Как вы думаете, какую музыку сочинил при этом Мусоргский?
Д.: Лад, наверное, мажор; темп быстрый; громкое звучание; звуковедение, скорее всего, стаккато; нет, музыка при Бабу-Ягу должна быть веселой, радостной.
У.: Давайте же послушаем фрагмент «Избушки на курьих ножах».
(Звучит музыка – фрагмент этого произведения)
Д.: (После прослушивания, не дожидаясь вопроса учителя) У Мусоргского немного другая Баба-Яга, она страшная, грозная; она волшебная; музыка «прыгучая», грозная, устрашающая…
 
У.: Давайте сейчас прочитаем три стихотворных фрагмента. А каждый из вас напишет на опросном листе, какое из стихотворений больше всего, по-вашему, подходит к музыке.
 
(Всем раздаются опросные листы)
(Дети читают следующие стихотворения, они записаны и на опросных листах)
 
Там на неведомых дорожках
 
Следы невиданных зверей,
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон и дверей.


Косы растрепаны, страшная, белая,
Бегает, бегает, резвая, смелая…
Пляшет колдунья под звон сосняка.
С черною дрожью плывут облака.
Машет колдунья руками костлявыми.
Звезды моргают из туч над дубравами.
Серьгами змеи под космы привешаны,
 
Кружится с вьюгою страшно и бешено.
 

Я Ягусенька-Яга, костяная ножка,
Ох, люблю же иногда повредничать немножко.
Ну, держись сейчас, дружок,
Путь мой труден и далек, 
Вьюга, вьюга, прилетай,
Все дорожки заметай.
(Дети отмечают свое мнение на опросном листе)
У.: Давайте сейчас прослушаем все произведение целиком.
(Звучит «Избушка на курьих ножах».)
У.: Сейчас я хочу обратить ваше внимание на понятие «музыкальная форма». Как вы понимаете это слово?
(Дети думают, с ответом многие затрудняются)
У.: Давайте тогда подумаем, какой смысл мы складываем вообще в слово «форма».
Д.: форма - это одежда: военная форма, школьная форма; предметы имеют разную форму: арбуз круглый, а огурец вытянутый; у человека бывает разная форма: один высокий, другой низкий, один толстый, другой худой…
У.: А бывает ли форма в музыке?
Д.: Да, есть песня, есть танец; симфонии; рондо; этюды…
У.: А в какой форме написаны «Картинки с выставки» Мусоргского?
Д.: В форме сюиты!
У.: Докажите это.
Д.: В начале урока мы говорили, что «Картинки с выставки» состоят и нескольких пьес, эти пьесы разные, но они вместе образуют единое произведение; пьесы следуют одна за другой; а это как раз и есть сюита!
Д.: А я где-то читала, что слово «сюита» однокоренное со словом «свита» - только не пойму почему.
У.: А давайте над этим вы подумаете дома. Посмотрите значения обоих слов в словарях, в Интернете, а к следующему уроку сделаете сообщения на эту тему.
У.: Давайте вернемся к «Избушке на курьих ножках» Мусоргского. Я задам вам несколько вопросов, а вы ответьте на них, выскажите свое мнение. Первый вопрос: какими средствами музыкальной выразительности композитор создал фантастический образ Бабы-Яги?
Д.: Баба-Яга страшная, коварная, поэтому вначале музыка была громкая, устрашающая. Потом музыка затихла - Баба-Яга представилась нам таинственной, загадочной. А потом опять музыка стала громкой. Баба-Яга прыгает скачками и колдует, поэтому ритм упругий. Смена ритма и громкости создает впечатление таинственности…
У.: Вы говорили: вначале, потом, в конце. Мой второй вопрос: в какой форме написано это произведение?
Д.: В трехчастной форме. Вначале – одно настроение, потом оно резко меняется, а в третьей части все возвращается к настроению первой части. В трехчастной форме написаны многие музыкальные произведения – сонаты, симфонии. Три части спорят друг с другом, что-то объясняют друг другу.
У.: Наконец, мой третий вопрос: какое из трех стихотворений больше всего подходит к этому произведению Мусоргского?
(Дети спорят, большинство склоняются ко второму и к третьему стихотворению)
У.: Вот какая богатая фантазия была у Мусоргского. Я думаю, что все вы запомнили эту выразительную и яркую музыку. А теперь посмотрите, какие картины были написаны другими художниками на это же музыкальное произведение. (Показываются слайды)
        Итог урока.
У.: Тема нашего сегодняшнего урока называлась «Портрет в музыке». Чей портрет мы сегодня изучали?
Д.: Бабы-Яги!
У.: А теперь – домашнее задание: нарисуйте Бабу-Ягу так, как вы ее представили из произведения Мусоргского. Дополните своими рисунками те рисунки, которые вы просмотрели на слайдах.


Здесь представлен конспект к уроку на тему «Избушка на курьих ножках», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Музыка (5 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Список похожих конспектов

Развитие эмоциональности и творческой свободы на занятиях хора учащихся младших классов

Развитие эмоциональности и творческой свободы на занятиях хора учащихся младших классов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение. Лицей №51. . . . РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА. «Весело поем». «Развитие ...
Развитие метроритмических навыков и чувства формы на уроке раннего развития музыкальных способностей

Развитие метроритмических навыков и чувства формы на уроке раннего развития музыкальных способностей

РАЗВИТИЕ МЕТРОРИТМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И ЧУВСТВА ФОРМЫ НА УРОКЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. Костюничева Ольга Владимировна. ...
Развитие технических и исполнительских навыков игры на аккордеоне на занятиях ансамбля

Развитие технических и исполнительских навыков игры на аккордеоне на занятиях ансамбля

«Развитие технических и исполнительских навыков игры на аккордеоне на занятиях ансамбля». «Техника – это еще не искусство,. . она всего лишь ...
Влияние музыки славянских народов России, Украины, Белоруссии на духовное развитие младших школьников

Влияние музыки славянских народов России, Украины, Белоруссии на духовное развитие младших школьников

Влияние музыки славянских народов России, Украины, Белоруссии на духовное развитие младших школьников. Сычева Марина Николаевна. МБОУ «Средняя ...
Работа над крупной формой на примере разбора Сонаты-партиты Й.Гайдна

Работа над крупной формой на примере разбора Сонаты-партиты Й.Гайдна

План-конспект открытого урока. «Работа над крупной формой на примере разбора Сонаты-партиты Й.Гайдна». Преподаватель. : Регаловская ...
Семья вместе – так и душа на месте

Семья вместе – так и душа на месте

Методическая разработка занятия. (для младшей группы детского фольклорного ансамбля ). Тема занятия:. «Семья вместе – так и душа на месте». ...
Урок музыки на тему Живописная музыка и музыкальная живопись

Урок музыки на тему Живописная музыка и музыкальная живопись

Республика Татарстан МБОУ СОШ. им.С.А.Ахтямова с.Манзарас Кукморского района. Урок музыки. . на тему «Живосписная музыка. и музыкальная ...
Незнайка на оперном спектакле

Незнайка на оперном спектакле

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. начальная общеобразовательная школа №11. Конспект урока по музыке во 2 классе«Незнайка ...
Нет повести печальнее на свете…

Нет повести печальнее на свете…

Нет повести печальнее на свете…. Интегрированный обобщающий урок английского языка, музыки и МХК. ЦЕЛЬ: обобщение пройденного материала по теме ...
Мыслительная деятельность на уроках музыки

Мыслительная деятельность на уроках музыки

Аскарова Дана Жаксылыковна – учитель музыки СОШ № 22. «Мыслительная деятельность на уроках музыки». Музыка, 1 – 4 классы. Проблема развития ...
Настрою гусли на старинный лад

Настрою гусли на старинный лад

. Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. . ...
Метроритмическое воспитание на уроках хорового пения в подготовительной группе

Метроритмическое воспитание на уроках хорового пения в подготовительной группе

Подготовительное отделение МАУ ДОД «ДШИ» г. Лихославль. Урок хорового пения в подготовительной группе. преподавателя МАУ ДОД «ДШИ» г. Лихославля. ...
Колокола на Руси

Колокола на Руси

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. . основная общеобразовательная школа №34 г. Томска. «Колокола на Руси». (Конспект ...
Колокола на Руси

Колокола на Руси

МКОУ «Вишневская средняя общеобразовательная школа». Внеклассное занятие. . «Колокола на Руси». с применением ИКТ. Подготовила:. . ...
Роль музыки и музыкального сопровождения на занятиях по ритмике

Роль музыки и музыкального сопровождения на занятиях по ритмике

. Роль музыки и музыкального сопровождения. на занятиях по ритмике. Музыка занимает одно из центральных мест при проведении ритмических ...
Приемы и методы дыхательной гимнастики в вокально-хоровой работе на уроках музыки

Приемы и методы дыхательной гимнастики в вокально-хоровой работе на уроках музыки

МОУ «СОШ с. Терса Вольского района Саратовской области». ТЕМА. :. «Приемы и методы дыхательной гимнастики в вокально-хоровой работе на уроках ...
Самостоятельная работа на уроках математики

Самостоятельная работа на уроках математики

. «Самостоятельная работа. на уроках математики». Подготовила:. Учитель математики. Маринкевич ...
Проблемные диалоги на уроках музыки

Проблемные диалоги на уроках музыки

Учитель музыки высшей категории МБОУ « СОШ №30. . с углублённым изучением отдельных предметов». . Энгельсского муниципального района Саратовской ...
Тембры музыкальных инструментов на примере сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк

Тембры музыкальных инструментов на примере сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк

Урок музыки в 3 классе по теме:. «Тембры музыкальных инструментов на примере сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк». Цель:. дать представление ...
Работа над аккомпанементом на уроке музицирования – некоторые инновационные моменты

Работа над аккомпанементом на уроке музицирования – некоторые инновационные моменты

Управление образования Добрянского муниципального района пермского края. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей. ...

Информация о конспекте

Ваша оценка: Оцените конспект по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:1 августа 2016
Категория:Музыка
Классы:
Поделись с друзьями:
Скачать конспект