- Работа над полифонией в младших классах

Конспект урока «Работа над полифонией в младших классах» музыке

Конспект открытого занятия с использованием электронных образовательных ресурсов)


Тема занятия:


«Работа над полифонией в младших классах»


Слайд № 1.


Электронные образовательные ресурсы, использованные на занятии:

  1. Компьютерная презентация со слайдами, отражающими содержание этапов занятия.

  2. Аудио запись произведений И.С. Баха: Прелюдии C-dur, c-moll, e-moll в исполнении Гленна Гульда.

Цель занятия

Развитие полифонического мышления.


Слайд № 2.

Задачи

Обучающие:

  • формирование исполнительских навыков игры на фортепиано;

  • владение полифонической фактурой.

Развивающие:

  • развитие музыкального слуха, ритма, памяти;

  • развитие навыков работы над полифонией, образного мышления;

  • развитие эмоциональной сферы ребёнка.

Воспитательные:

  • воспитание трудолюбия, усидчивости, внимания;

  • воспитание чувства личной ответственности;

  • воспитание уважительного отношения к культуре других народов.

Нотный материал

Г. Пёрселл «Ария»

И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»

И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сборника «Маленькие прелюдии и фуги»


Слайд № 3.

Содержание занятия

1. Сведения о полифонии.

Полифония (от греч. πολύς — многочисленный и φωνή — звук) — склад многоголосной музыки, характеризуемый одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких голосов

2. Виды полифонии.

  • Подголосочная

  • Контрастная

  • Имитационная

Слайд № 4.

Значительное место в репертуаре начинающих пианистов занимают пьесы старинных композиторов, написанные в стиле контрастной полифонии. Они были написаны для предшественников современного фортепиано (клавесин, клавикорд) — инструментов с двумя мануалами (клавиатурами). Исполнение двух голосов на различных мануалах создавало само собой тембровый контраст между ними. Почти всегда основную мелодию в контрастной полифонии ведёт верхний голос; нижний же голос проводит линию баса, более ровную и однообразную, лишь изредка включающую имитацию. Как правило пьесы такого рода исполняются различными штрихами.

Слайд № 5.

3. Г. Пёрселл «Ария»

Генри Пёрселл (1659-1695) — английский композитор ирландского происхождения, представитель стиля барокко. Один из крупнейших английских композиторов.

Слайд № 6.

«Ария» (итал. Aria — воздух) — 1) композиция для солирующего голоса с инструментальным сопровождением в опере, кантате, оратории; 2) пьеса певучего характера.

Это пьеса — пример контрастного двухголосия. «Солирующая поющая» мелодия в верхнем голосе очень выразительна и протяжна. Нижний голос исполняется portamento, ровно и мягко, как бы в отдалении, по динамике и тембру он должен контрастировать с верхним голосом.

Полезно поработать следующим образом: петь верхний голос и аккомпанировать левой рукой. Необходимо добиваться большого мелодического дыхания в обоих голосах. Для этого следует поучить партию левой руки legato.

4. И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) — немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист, музыкальный педагог. Один из величайших композиторов в истории музыки.

Слайд № 7, 8

Для своих учеников и собственных детей, некоторые из которых впоследствии стали известными музыкантами, Бах сочинял инструктивные пьесы, которые заняли значительное место в учебном репертуаре юных пианистов.

Слайд № 9, 10

«Менуэт» (от menu — маленький, мелкий) — старинный придворный французский танец. Грациозный, галантный с характерными движениями, церемонными поклонами, изящными шагами, лёгким скольжением.

Слайд № 11, 12.

В форме менуэта Бах выражал различные настроения — жизнерадостность, печаль, задумчивость.

Музыка «Менуэта G-dur” носит приподнятый, радостный характер. Ведущий голос здесь верхний. Его отличает мелодическая гибкость, ритмическое и штриховое разнообразие. У нижнего голоса более сдержанные и плавные линии с элементами имитации, он выходит на первый план в местах остановки верхнего. Между голосами возникает имитационные переклички. Их проще понять, представив как движение двух танцоров. Полезно учить менуэт совместно ученика с педагогом поочерёдно меняя партии рук.

5. И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сборника «Маленькие прелюдии и фуги»

Прелюдия — (позднелат. praeludium, от лат. praeludo — играю предварительно, на пробу, делаю вступление), инструментальная музыкальная пьеса, преимущественно сольная.

Это произведение пример имитационной полифонии, что представляет определённую сложность. Певучая задумчивая тема проходит в начале в верхнем, а затем в нижнем голосе — в мажоре и в миноре. После экспозиции идёт разработка. В заключении тема проходит в басу в основной тональности, выполняя роль репризы.

В работе над полифоническими произведениями имитационного склада необходимо найти тему и проследить её развитие во всех голосах. После разбора нотного текста следует приступит к тщательной работе над темой, отдельными голосами и их сочетаниями. Тему следует играть очень плавно и мягко — legatissimo. Следует продумать тембровую окраску голосов. Эпизод с двухголосием в правой руке следует поучить двумя руками. В середине следует обратить внимание на перекличку голосов.

В конце прелюдии следует обратить внимание на полиритмическую фигуру (3 на 2). Объяснить ученику, что вторая нота дуоли берётся посередине длительности второй ноты триоли.

Слайд № 13.

Непревзойдённым интерпретатором музыки Баха был знаменитый канадский пианист Гленн Гульд.

Слушание: И.С. Бах Прелидии C-dur, c-moll, e-moll в исполнеии Гленна Гульда.

6. Итог занятия — более осмысленное, грамотное прослушанное исполнение изучаемых произведений.

Слайд № 14.

Здесь представлен конспект к уроку на тему «Работа над полифонией в младших классах», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Музыка Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Список похожих конспектов

Работа над штрихами

Работа над штрихами

. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ. «ДОРОГОБУЖСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА». 215713 ...
Работа над штрихами в классе виолончели

Работа над штрихами в классе виолончели

Управление образования Добрянского муниципального района. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей. «Добрянская ...
Работа над крупной формой на примере разбора Сонаты-партиты Й.Гайдна

Работа над крупной формой на примере разбора Сонаты-партиты Й.Гайдна

План-конспект открытого урока. «Работа над крупной формой на примере разбора Сонаты-партиты Й.Гайдна». Преподаватель. : Регаловская ...
Работа над гаммами в классе синтезатора

Работа над гаммами в классе синтезатора

Областной институт повышения квалификации. и переподготовки работников образования. при управлении образования. Акмолинской области. отдел ...
Работа над аккомпанементом на уроке музицирования – некоторые инновационные моменты

Работа над аккомпанементом на уроке музицирования – некоторые инновационные моменты

Управление образования Добрянского муниципального района пермского края. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей. ...
Развитие эмоциональности и творческой свободы на занятиях хора учащихся младших классов

Развитие эмоциональности и творческой свободы на занятиях хора учащихся младших классов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение. Лицей №51. . . . РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА. «Весело поем». «Развитие ...
Развитие вокально-хоровых навыков в процессе работы над концертным репертуаром

Развитие вокально-хоровых навыков в процессе работы над концертным репертуаром

Разработка занятия школьного хора. учитель музыки и педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ 238. с углублённым изучением английского языка. ...
Работа с оркестром гитаристов «Милонга

Работа с оркестром гитаристов «Милонга

План – конспект открытого урокакласс гитары. Тема: «Работа с оркестром гитаристов «Милонга». Подготовка к концертным выступлениям». Преподаватель: ...
Корректировка исполнительского аппарата у младших школьников

Корректировка исполнительского аппарата у младших школьников

муниципальное бюджетное образовательное учреждение. дополнительного образования детей города Новосибирска. «Детская школа искусств «Гармония». ...
Влияние музыки славянских народов России, Украины, Белоруссии на духовное развитие младших школьников

Влияние музыки славянских народов России, Украины, Белоруссии на духовное развитие младших школьников

Влияние музыки славянских народов России, Украины, Белоруссии на духовное развитие младших школьников. Сычева Марина Николаевна. МБОУ «Средняя ...

Информация о конспекте

Ваша оценка: Оцените конспект по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:16 июня 2016
Категория:Музыка
Поделись с друзьями:
Скачать конспект