- Развитие вокально-хоровых навыков в процессе работы над концертным репертуаром

Конспект урока «Развитие вокально-хоровых навыков в процессе работы над концертным репертуаром» по музыке для 7 класса

Разработка занятия школьного хора

учитель музыки и педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ 238

с углублённым изучением английского языка

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Долматова Марина Борисовна


Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека” В. Сухомлинский

Данное занятие разработано для школьного, так называемого Концертного хора. Концертный хор – это коллектив, в котором поют все девочки седьмых, восьмых и девятых классов. Причём это именно все девочки, без принятого отбора. Конечно, это создаёт определённые трудности в работе хорового коллектива, но и в то же время позволяет каждому участнику хора пройти за три года индивидуальный творческий путь. Овладение вокально-хоровыми навыками, преодоление индивидуальных «невозможностей», получение нового круга знаний даёт возможность юным певцам по-настоящему понять художественный образ и проникнуть в глубины музыки. Ощутить себя артистом, способным донести музыку до слушателя, эмоционально взволновать его, заставить сопереживать исполнителю – такую возможность каждому хористу дают выступления хора.


Обучающиеся:  Концертный школьный хор (девочки 7х-9х классов)

Тема занятия:  «Развитие вокально-хоровых навыков в процессе работы над концертным репертуаром»

Форма проведения:  коллективная.

Тип занятия:  хоровая репетиция

Продолжительность занятия: 60 минут


Цель занятия:

- всестороннее развитие творческих способностей учащихся и формирование у учащихся навыков хорового пения, эмоционального отклика на музыку.


Задачи:

обучающая:

- добиваться правильного звукообразования

- вырабатывать правильное певческое дыхание

- добиваться активной артикуляции и чёткой дикции

- дать понятие о разнообразности музыкальных образов и настроений

- научить эмоционально, исполнять произведения, используя различные приемы (сценическое движение)

развивающая:

- создать условия для развития эмоциональной сферы

- развить творческую фантазию, воображение

- активизировать слуховое восприятие

- развивать чувство ритма

воспитывающая:

- воспитвать эмоциональное отношение к исполняемому произведению

- формировать навык коллективного музицирования

- расширять музыкальный кругозор


Методы обучения: 

- объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальные иллюстрации

голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

- наглядный (слуховой и зрительный)

- словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка

исполнения)

- индуктивный

Методические приёмы:

-творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации

-применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный  опрос

- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения

сопоставление песен, различных по характеру

- вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала

- представление « в уме» первого звука уже на дыхании вокализация песен на слог и

сольфеджио

- образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным

мышлением  обучающихся

Оборудование для организации занятия:

- фортепиано

- компьютер и диапроектор

- видеофрагмент из кинофильма «Волга-Волга»

- фонограмма песни «Молодёжная» И. Дунаевского

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. РАСПЕВАНИЕ

1. выстраивание унисона (с закрытым ртом от «до» по полутонам наверх)

E:\Мои документы\АТТЕСТАЦИЯ\Ноты для разработки занятия\распевка закр ртом.jpg

2. распевка Глинки (закр. ртом, «у», «у-о») – звукообразование, дыхание

3. по полутонам наверх - точное интонирование, формирование гласных, дыхание на опоре

E:\Мои документы\НОТЫ\распевка ми-а.jpg

4.по полутонам наверх (от d-moll до a-moll) - широкий квинтовый ход, дыхание на опоре, звукообразование

E:\Мои документы\АТТЕСТАЦИЯ\Ноты для разработки занятия\Улетай на крыльях.jpg

5. распевка по гамме (сольфеджио по полутонам наверх, подвижно, легко) – дикция, дыхание

E:\Мои документы\НОТЫ\распевка по гамме2.jpg


II. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ Й. БРАМСА «НОЧНОЙ КОСТЁР» (разучивание 2 куплета)

  1. Показ знакомой мелодии с новым текстом (текст на доске, дети пропевают про себя)


E:\Мои документы\НОТЫ\ночной костёр партия.jpg

Добиваться кантиленности звучания, правильного звукообразования с опорой на дыхание, распределения дыхания на всю фразу, активной артикуляции и чёткого произношения согласных звуков. В исполнительском плане – яркие акценты на каждую сильную долю «да бессонный бубен глухо бьёт», subito piano на слова «И тебе сегодня» и последующим небольшим crescendo.


ПРИПЕВ

E:\Мои документы\НОТЫ\ночной костёр партия припев.jpg

В припеве – закрепление каждой партии (пропевание a capella и с аккомпанементом),

Пропевание двухголосия медленно с ферматами на унисонах, добиваясь красоты ансамблевого звучания и чёткости произнесения гласных. Исполнение припева в темпе с аккомпанементом.

Исполнение второго куплета целиком по тексту в темпе.



III. РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ И. ДУНАЕВСКОГО «МОЛОДЁЖНАЯ»

Известный советский композитор Исаак Осипович Дунаевский написал чудесную музыку ко многим кинофильмам. Дунаевский обладал особенным даром – но был настоящим композитором-мелодистом и мелодии его песен вышли за рамки кинофильмов и стали частью нашей жизни. Не только старшее поколение знает музыку Дунаевского, но и молодые ребята с удовольствием поют его песни в наше время. Песня «Молодёжная» звучит в кинокомедии «Волга-Волга», и мы посмотрим фрагмент этой ленты.

Показ фрагмента кинофильма «Волга-Волга» (2.52)

Прослушивание песни «Молодёжная» в исполнении смешанного хора (текст песни на доске). После прослушивания хористы определяют трудности исполнения произведения (быстрый темп, широкие ходы мелодии в припеве)

E:\Мои документы\НОТЫ\Молодёжная партия.jpg

Разучивание по голосам (сначала альты, потом сопрано) по фразам. При пропевании в умеренном темпе добиваться кантиленности звучания, точно выстроенных терций и унисонов (можно останавливаться на ферматах), активной артикуляции и дикционной чёткости. Не позволять громкого, форсированного звучания, добиваться полётности, лёгкости звучания на piano и mezzo-piano. В припеве медленно пропеть сложные широкие мелодические ходы, выстроив все интервалы, а при повторении «Точно небо высока ты» большее внимание уделить партии альтов и их попаданию в унисон. На этом занятии в начале работы над песней все задания выполнять в спокойном, умеренном темпе, чтобы в быстром темпе не потерять певучесть мелодии.




IV. РАБОТА НАД СЦЕНИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЕМ В РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНЕ «ОЙ, ВСТАВАЛА Я РАНЁШЕНЬКО»

E:\Мои документы\НОТЫ\Ой, вставла я ранёшенько партитура.jpg

Эта русская народная песня плясового характера, с задорным традиционным припевом. На момент проведения занятия партитура произведения уже выучена хористами. Чтобы характер песни в исполнении на концерте был ещё ярче, чтобы придать исполнению живость, шуточность, ироничность в припев «Калинка, калинка…» включаются простые движения, не мешающие вокальной работе. У каждой хористки в правой руке небольшой ЛЁГКИЙ головной платочек, незаметный при выходе на сцену. На сильную долю каждого такта припева девочки легко взмахивают платочками вверх и убирают их сразу по окончании припева. Взмахи платочками варьируются в разных куплетах:

1 куплет – сильная доля, все вместе (ка-ЛИН-ка)

2 куплет - сильная доля, все вместе (ка-ЛИН-ка)

3 куплет - слабая доля, все вместе (ка-лин-КА)

4 куплет - слабая доля, все вместе (ка-лин-КА)

5 куплет – сопрано – сильная доля (ка-ЛИН-ка), альты – слабая доля (ка-лин-КА)

6 куплет - сильная доля, все вместе (ка-ЛИН-ка)

Включение движений в исполнение требует большой слаженности, естественности и уверенности в исполнении, а, следовательно, продолжительных репетиций, начало которым положено на этом занятии.


V. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

По завершении хорового занятия подводится его итог, в котором необходимо отметить успешно выполненные задачи, оценить работу хористов в целом и отличить особенно постаравшихся, определить задачи на следующую репетицию. Успешность проведённой репетиции должен показать эмоциональный, радостный, приподнятый настрой хористов.

7


Здесь представлен конспект к уроку на тему «Развитие вокально-хоровых навыков в процессе работы над концертным репертуаром», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Музыка (7 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Список похожих конспектов

Развитие технических и исполнительских навыков игры на аккордеоне на занятиях ансамбля

Развитие технических и исполнительских навыков игры на аккордеоне на занятиях ансамбля

«Развитие технических и исполнительских навыков игры на аккордеоне на занятиях ансамбля». «Техника – это еще не искусство,. . она всего лишь ...
Развитие технических навыков учащихся-баянистов в детской школе искусств

Развитие технических навыков учащихся-баянистов в детской школе искусств

Выполнила:. Масленникова Т.В.,. преподаватель по классу баяна, аккордеона МОУ ДОД «Козьмодемьянская детская школа искусств им. А.Я. Эшпая», г.Козьмодемьянск, ...
Развитие метроритмических навыков и чувства формы на уроке раннего развития музыкальных способностей

Развитие метроритмических навыков и чувства формы на уроке раннего развития музыкальных способностей

РАЗВИТИЕ МЕТРОРИТМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И ЧУВСТВА ФОРМЫ НА УРОКЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. Костюничева Ольга Владимировна. ...
Формы и методы работы на уроке сольфеджио в 1 классе

Формы и методы работы на уроке сольфеджио в 1 классе

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей. Сосновская детская музыкальная школа. . . . ...
Развитие эмоциональности и творческой свободы на занятиях хора учащихся младших классов

Развитие эмоциональности и творческой свободы на занятиях хора учащихся младших классов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение. Лицей №51. . . . РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА. «Весело поем». «Развитие ...
Развитие творческих способностей

Развитие творческих способностей

Факультативное занятие «Развитие творческих способностей». Тема: «Выполнение нестандартных заданий. Первые шаги в проектной деятельности». 1 ...
Развитие речи детей через музыкальные занятия

Развитие речи детей через музыкальные занятия

«Развитие речи детей через музыкальные занятия». Речь и музыка. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих ...
Развитие музыки. Ритм. Динамика

Развитие музыки. Ритм. Динамика

. МОУ СОШ п. Радченко. Урок в. 3 классе. по теме:. . «. Развитие. музыки. . . . Ритм. . Динамика. ». Учитель:. Овчинникова ...
Развитие музыки

Развитие музыки

Конспект урока для 3 класса. «Развитие музыки». Класс: ЗА. Цели:. Способствовать овладению учащимися опорными знаниями о музыке: об интонации ...
Работа над штрихами в классе виолончели

Работа над штрихами в классе виолончели

Управление образования Добрянского муниципального района. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей. «Добрянская ...
Работа над штрихами

Работа над штрихами

. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ. «ДОРОГОБУЖСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА». 215713 ...
Работа над полифонией в младших классах

Работа над полифонией в младших классах

Конспект открытого занятия с использованием электронных образовательных ресурсов). Тема занятия:. «Работа над полифонией в младших классах». ...
Работа над крупной формой на примере разбора Сонаты-партиты Й.Гайдна

Работа над крупной формой на примере разбора Сонаты-партиты Й.Гайдна

План-конспект открытого урока. «Работа над крупной формой на примере разбора Сонаты-партиты Й.Гайдна». Преподаватель. : Регаловская ...
Работа над гаммами в классе синтезатора

Работа над гаммами в классе синтезатора

Областной институт повышения квалификации. и переподготовки работников образования. при управлении образования. Акмолинской области. отдел ...
Работа над аккомпанементом на уроке музицирования – некоторые инновационные моменты

Работа над аккомпанементом на уроке музицирования – некоторые инновационные моменты

Управление образования Добрянского муниципального района пермского края. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей. ...

Информация о конспекте

Ваша оценка: Оцените конспект по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:15 августа 2016
Категория:Музыка
Классы:
Поделись с друзьями:
Скачать конспект