- Вольфганг Амадей Моцарт – Симфония № 40

Конспект урока «Вольфганг Амадей Моцарт – Симфония № 40» по музыке для 7 класса

Название: Разработка урока

Предмет: Музыка. Тема: Вольфганг Амадей Моцарт – Симфония № 40 (первая часть, экспозиция). Урок-поиск, урок формирования навыков слушания и слышания музыки.

Класс 7

Место проведения: МОУ СОШ № 3 города Похвистнево Самарской области

Автор Клюшина Л.И. – учитель музыки.

Тип урока: Формирование усвоения новых знаний.

Педагогическая технология: технология полного усвоения.

Оценка педагогических ситуаций: Возрастные возможности учащихся соответствуют этому новому виду деятельности в обучении.

Цели урока:

  1. Постижение музыки великого Моцарта, музыкальной ткани его "40 симфонии" через пение и пластическое интонирование, через слушание и анализ музыки.

  2. Вступить в диалог с музыкой композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

  3. Совершенствование музыкально-слуховых представлений учащихся, их ритмического и звуковысотного слуха.

Виды деятельности:

● Выполнение творческих заданий.

● Слушание музыки, сольфеджирование, пластическое интонирование.

Методы обучения: Анализ, сравнение, обобщение; наглядная демонстрация схем-таблиц, проблемно-поисковые ситуации.

Оборудование: Нотные таблицы, графические таблицы, графическая партитура I части симфонии № 40 Моцарта, портрет композитора, магнитофон, инструмент (фортепиано).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Структурные элементы урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Мотивация

(1 мин.)

Если бы не было музыки, - то мир бы потерял красочность в жизни людей, которую дарит нам музыка. Б.В. Асафьев – музыковед, академик сказал: "Симфоническая музыка – это особый вид познания жизни". Интересно: "Чему учит нас музыка великого Моцарта?"

I БЛОК

(3 мин.)


Беседа: На уроках музыки мы с вами не раз убеждались, что музыка – есть одно из средств общения людей между собой.

Согласны были вы и с таким высказыванием: В музыке, которую мы слушаем, слышим, в её музыкальной интонации "спрятан" человек, какой-то герой – его мысли, переживания, его характеристика. Да, это так и есть. Сегодня на уроке будем общаться с музыкой великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта, 255 лет которого мы в этом году отмечали.


Запишите в тетради число и тему урока: "В.А. Моцарт симфония № 40 I часть. Экспозиция".

Повторение:

Какое строение экспозиции I части симфонии? (Г.П., С.В.П., П.П., З.П.)

II БЛОК

(18 мин.)


Любая музыка начинает сочиняться композитором с музыкальной идеи, музыкальной интонации.

Предлагаю такое "зерно интонации": (Играю первую фразу главной партии экспозиции симфонии № 40 Моцарта).

Вопрос: Скажите, какая по характеру эта музыка? (тревожная, радостная, взволнованная, мечтательная, жалобная).

Представьте, это к нам "вошел" главный герой.

Вопрос: Охарактеризуйте этого героя. (Это герой с его чувствами, мыслями, исканиями, стремлениями. Он приветлив и скромен, чуток, и нежен, благороден).

- Поем на слог –лё-, а затем находим по нотной записи (таблица № 1 нотную тему главного героя, Г.П.)

Задание:

Предлагается четыре темы экспозиции I части симфонии № 40 В.А. Моцарта:



(определили, это № 3. Отмечаем на доске рядом с темой № 3 – Г.П.)

- Поем сольфеджио тему № 3, это главная партия (главный герой).

- Слушаем в записи начало I части симфонии № 40:

Сколько звучит главная тема? Как заканчивается тема главного героя?

(просветлением, напряжением, тот же характер); (главная партия звучит два раза).

- Теперь обратите внимание на таблицу № 2 – это графические изображения нотных тем героев музыки Моцарта I части симфонии № 40.

- Найдите среди них главную партию. Она не обязательно будет под номером 3.

Предлагается четыре графика четырех тем экспозиций I части симфонии № 40 Моцарта.

Появились графики такие, а не другие, благодаря траектории контура мелодии каждой из этих тем (таблица № 2).



(Да, это № 1).

- Поставим правую руки на дирижёрский жест "ВНИМАНИЕ".

Медленно выполняем одновременно действия: поём закрытым ртом и пластикой руки интонируем графическую запись № 1 – это Г.П.

- Молодцы! А теперь это сделаем в темпе под симфоническую музыку.

- Эта тема звучит два раза.

- Какие инструменты исполняли Г.П. (струнные).

III БЛОК

Прогнозирование дальнейшего развития темы главного героя:

- Как думаете, что дальше произойдет в музыке? (моделируем музыкальную драматургию, вступаем "в диалог" с композитором).

- Что можете предложить:

А – появление нового героя;

Б – в самом герое какие-то изменения произойдут;

В – или что-то другое.

- Слушаем дальше музыку Моцарта и определяем. (Это ответ А, появился новый герой), согласно строению экспозиции как называется эта тема? (это СВ.П.)

- Какой характер музыки нового героя – темы? (весёлый, энергичный, порывистый)

- По таблице № 1 определяем: под каким номером определилась СВ.П. (под номером 1, на доске отмечаем СВ.П.) Теперь находим графическую запись этой темы. Да, она под номером 2.

- Поставим правую руку на дирижёрский жест "ВНИМАНИЕ"

Медленно выполняем одновременно действия: поём на слог "да" и пластикой руки интонируем графическую запись № 2 –это СВ.П. (по таблице № 1)

- Молодцы! А теперь это сделаем в темпе под симфоническую музыку: пластическое интонирование Г.П. и СВ.П. и дальше слушаем экспозицию I части, и поднимите руки когда будет звучать П.П. и З.П.

РЕФЛЕКСИЯ:

- Галерея музыкальных образов представлена разнообразно в экспозиции.

- А какая предстала перед нами П.П.? (песенная, танцевальная, маршевая)

- Как ведет П.П. себя в конце звучания? (набирает силу, слабеет)

- Скажите: на музыкальном материале какой темы построена З.П.?

(А – Г.П.; Б – СВ.П.; В – П.П.)

Обобщение

- Таким образом: тема главного героя появлялась два раза: в начале и в конце экспозиции I части.

- Каким становится главный герой (Г.П.) по характеру в конце? (герой наш оказался не только взволнованно-устремленным, об этом говорят интонации кварты (Ч4) в музыке, а и проникновенным лиризм этой темы говорит о том, что этот герой раскрыл богатство духовного мира своей личности. Внутренний мир главного героя Моцарт показал через ритм. Этот ритм, как бьющийся внутренний нерв, говорит, сто герой не пассивен.

- Какая же из этих тем повлияла на развитие главного героя? (Побочная партия, связующая партия, заключительная партия).

Связующая партия дала свою энергию главному герою, как бы разрушив её драматизм, гармонизовала отношения между главной темой (Г.П.) и побочной темой (П.П.)

Закрепление:

Все встали, поставили правую руку на "ВНИМАНИЕ". Слушаем и через пластическое интонирование музыкальных тем учимся не только осознанному слушанию музыки, но и "слышанию" тем - героев великого Моцарта в симфонии № 40.

(Звучит экспозиция I части симфонии № 40 Моцарта).

(18 мин.)

. Литература:

Смолина Е.А. "Современный урок музыки" (Творческие приемы и задания) Ярославль – Академия развития, 2006 г.

"В помощь учителю". Музыкальная литература. Серия: "Зарубежные композиторы".



Здесь представлен конспект к уроку на тему «Вольфганг Амадей Моцарт – Симфония № 40», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Музыка (7 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Список похожих конспектов

Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт

Конспект урока музыки. Учитель:. Клиновицкая Марина Викторовна МБОУ СОШ №129 г. Челябинска Калининского района. Класс:. . 3. Авторы и название ...
Ты, Моцарт, Бог…

Ты, Моцарт, Бог…

Урок музыки в 7 классе. Тема урока:. . « Ты, Моцарт, Бог…». . . Цель урока:. Раскрыть образный и содержательный смысл творчества В.Моцарта ...
Сороки – прилет птиц

Сороки – прилет птиц

Муниципальное автономное дошкольное образовательное. учреждение детский сад общеразвивающего вида. «Умка». муниципального образования города Ноябрьска. ...
Россия – Родина моя. Мелодия

Россия – Родина моя. Мелодия

Конспект урока для 4 класса «Россия – Родина моя. Мелодия». Цель – воспитание-формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры ...
Работа над аккомпанементом на уроке музицирования – некоторые инновационные моменты

Работа над аккомпанементом на уроке музицирования – некоторые инновационные моменты

Управление образования Добрянского муниципального района пермского края. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей. ...
Музыкальный символ российского государства – Гимн

Музыкальный символ российского государства – Гимн

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №32 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ. Методическое объединение ...
Музыка разных народов – урок закрепление для 3 класса

Музыка разных народов – урок закрепление для 3 класса

Дружбина Светлана Викторовна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 1 пгт Серышево Амурской области. III. класс III. четверть. Тема:. Музыка ...
Моцарт и Сальери

Моцарт и Сальери

Тема: Маленькая трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери”. “Гений и злодейство - две вещи несовместные”. Цель урока:. . 1. Подвести ребят к формировке ...
Звучит нестареющий Моцарт

Звучит нестареющий Моцарт

Конспект к уроку музыки в 5 классе. "Звучит нестареющий Моцарт". Тип урока:. Изучение нового материала и закрепление знаний, полученных. . ...
Доброта – это маленькое чудо

Доброта – это маленькое чудо

. Интегрированный урок. . по музыке во 2 классе. . с применением игровых технологий. Доброта – это маленькое чудо. Предмет. : Музыка. Учитель:. ...
Джаз – это жизнь

Джаз – это жизнь

МБОУ СОШ № 5. Ст. Калниболоская. Учитель музыки: Попова Е.А. . . Тема урока: «Джаз – это жизнь». Цель урока:. Выявить особенности джазовой ...
Джаз – дитя двух культур

Джаз – дитя двух культур

Джаз – дитя двух культур. Цель урока:. Усвоение современных музыкальных стилей. Задачи:. . 1. . Научить ребят самостоятельно ставить проблему ...
Великие немецкие композиторы – И.С.Бах и Л.Бетховен

Великие немецкие композиторы – И.С.Бах и Л.Бетховен

Шибанова Вероника Владимировна. . Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 529 Петродворцового района Санкт-Петербурга. ...
Художественно – эстетическое развитие

Художественно – эстетическое развитие

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО. МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. ДЕТСКИЙ ...
Зимушка – красавица

Зимушка – красавица

«Зимушка – красавица». Интегрированное занятие из цикла «Времена года». Подготовительная к школе группа. Кайль Татьяна Анатольевна. музыкальный ...
БАРДОВСКАЯ ПЕСНЯ – ГОЛОС ЭПОХИ

БАРДОВСКАЯ ПЕСНЯ – ГОЛОС ЭПОХИ

Енова Валентина Васильевна. Учитель музыки МБОУ СОШ №1 г. Краснознаменска Калининградской области. Сама, увлечённая бардовской песней с юности, ...
Инструмент – оркестр. Фортепиано

Инструмент – оркестр. Фортепиано

Открытый урок музыки во. 2 «б». классе. (28.02.2014 г.). Класс:. 2 «б». Тема урока:. Инструмент – оркестр. Фортепиано. Тип урока:. урок изучения ...
Музыка – как средство воспитания детей

Музыка – как средство воспитания детей

Методическая разработка. на тему:. «Музыка – как средство воспитания детей». Автор – Донченко Кристина Сергеевна. Введение. ...
Искусства различны – тема едина - тема РОДИНЫ

Искусства различны – тема едина - тема РОДИНЫ

Урок 4. Тема: Искусства различны – тема едина - тема РОДИНЫ. Цель :формировать музыкальную культуру на основе любви к родному краю, родной стороне. ...
Музыкальный жанр – марш

Музыкальный жанр – марш

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение. средняя общеобразовательная школа № 85. Разработка урока. по теме:. «Музыкальный ...

Информация о конспекте

Ваша оценка: Оцените конспект по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:2 сентября 2016
Категория:Музыка
Классы:
Поделись с друзьями:
Скачать конспект