- Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета «Два проявленья стихии одной…

Конспект урока «Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета «Два проявленья стихии одной…» по литературе для 10 класса

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школы п. Сланцевый Рудник»

Озинского района Саратовской области














Конспект урока

по литературе в 10 классе

«Сопоставительный анализ стихотворений

Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

«Два проявленья стихии одной…»




Подготовил:

учитель русского языка и литературы

Искиндирова Аселя Булатовна














2014 год



Сопоставительный анализ стихотворений

Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

«Два проявленья стихии одной…»


Урок для учащихся 10 класса


Цели урока:

-закрепление изученного по творчеству Тютчева и Фета;

-развитие умений интерпретировать лирические произведения и сопоставлять их;

-развитие чувства прекрасного.

Оборудование:

-Портреты Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

2. Репродукция картин И.К. Айвазовского «Штиль у крымских берегов» (1899), «Черное море» (!881), «Пушкин на берегу Черного моря» (1868).

3. Аудиозаписи Ф. Шопен. Ноктюрн ор.9 №42; Л. Бетховен . Соната №14 («Лунная»)

4. Распечатки стихотворений Ф.И. Тютчева «Волна и дума» и А.А. Фета «Буря на небе вечернем…».

Ход урока

Все торжество гения, не вмещенное

Тютчевым, вместил Фет

А.А. Блок

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Море и утёс


И бунтует, и клокочет,
Хлещет, свищет, и ревет,
И до звезд допрянуть хочет,
До незыблемых высот...
Ад ли, адская ли сила
Под клокочущим котлом
Огнь геенский разложила -
И пучину взворотила
И поставила вверх дном?

Волн неистовых прибоем
Беспрерывно вал морской
С ревом, свистом, визгом, воем
Бьет в утес береговой,-
Но, спокойный и надменный,
Дурью волн не обуян,
Неподвижный, неизменный,
Мирозданью современный,
Ты стоишь, наш великан! Ф. И. Тютчев

-Ребята, Вы можете ответить на вопрос: Кто автор этого стихотворения? (Ответ учащихся: нет)

-Вторая подсказка, ребята, наш урок посвящен двум замечательным, далеко не «второстепенным русским поэтам 19 века». Обычным стало сочетание этих имен. Можете предположить, о ком пойдет речь? (Ответ учащихся: нет)

-Третья подсказка:

Ф.И. Тютчев

А.А. Фет

Родился он 23 ноября (5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы его прошли в Овстуге, юношеские — связаны с Москвой.

Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет он уже успешно переводил Горация.

На чужбине он провел двадцать два года, из них двадцать — в Мюнхене. Здесь он женился, здесь познакомился с философом Шеллингом и подружился с Г. Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.



Родился в октябре или ноябре в селе Новоселки Орловской губернии. Его отцом был богатый помещик А. Шеншин, мать — Каролина Шарлотта, приехавшая из Германии. Родители не состояли в браке. Мальчик был записан сыном Шеншина, но когда ему было 14 лет, обнаружилась юридическая незаконность этой записи, что лишало его привилегий, дававшихся потомственным дворянам. Отныне он должен был носить фамилию матери, богатый наследник внезапно превратился в "человека без имени", сына безвестного иностранца сомнительного происхождения. Он принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь.

Ради достижения своей цели — вернуть дворянское звание — в 1845 он покинул Москву и поступил Да военную службу в один из провинциальных полков на юге. Продолжал писать стихи.



- А что же дает нам право ставить их рядом? (Ответ учащихся: это два современника, старший и младший; оба родились в Орловской губерний; излюбленные темы поэтов – природа и любовь)

-Ребята, обозначьте, какие цели мы должны преследовать сегодня на уроке?

-Какие вопросы для нас будут главными? А для этого я предлагаю их озвучить и записать, они будут направлять нас к цели?

-Что объединяет их?

-Что отличают?

-И чем, может быть, они дополняют друг друга?

-Ребята, в конце урока Вы должны получить все оценки. Для этого я предлагаю Вам работать с оценочным листом, но Вы будите оценивать работу своего соседа по парте.

Что знал о Фете

Что знал о Тютчеве

Работа в течение урока

Оценка

+

-

+

-

+






-А что нам для этого поможет? (В этом нам помогут стихотворения Тютчева и Фета)

-А как? (Ответы учащихся: Необходимо провести сопоставительный анализ их поэтических произведений: что сближает и чем они отличаются)

-Правильно. Нам необходимо проследить как один и тот же мотив развивается каждым автором, что в свою очередь, откроет путь к пониманию творческой индивидуальности поэта. А для этого мы обратимся к одному из самых характерных для поэтов 19 века мотивов – мотив моря.

-Когда вы слышите слово море, что вы представляете? Какие ассоциации у вас возникают с этим словом? (ответы учащихся)

Презентация. Шум моря (приложение1)

-Одинаковы ли ваши ощущения, чувства? С чем это связано? (Гамма чувств от счастья и безмятежности до грусти и тревоги зависит от состояния моря, времени суток, психологического состояния).

3. Первичное восприятие.

-А теперь я предлагаю прослушать стихотворения Тютчева и Фета?

На фоне музыки Ф.Шопен. Ноктюрн ор 9 №42

А.А. Фет «Буря на небе вечернем» Ф.И. Тютчев Волна и дума»

Буря на небе вечернем,

Моря сердитого шум-

Буря на море и думы,

Много мучительных дум

Буря на море и думы,

Хор возрастающих дум-

Черная туча за тучей,

Моря сердитого шум.

Дума за думою, волна за волной-

Два проявленья стихии одной:

В сердце ли тесном , в безбрежном ли море,

Здесь – в заключении, там – на просторе-

Тот же все вечный прибой и отбой,

Тот же все призрак тревожно-пустой.

июль 1851

-Что интересного вы заметили? (оба стихотворения о море, даже есть одинаковые слова)

-Знакомы ли вам они? Можете ли вы сказать, какое из них принадлежит Тютчеву, а какое Фету?

-Какое из стихотворения произвело на вас большее впечатление? Почему? ( Стих-я Фета, так как оно эмоциональнее, слушая его, представляешь яркую картину, оно понятнее)

4. Работа по теме урока. Сопоставительный анализ

-Почему эти стих-я можно сравнивать? Что их сближает? (Учащиеся отмечают малую форму стих-ний, перекличку образов: море, волны, думы; одинаковый размер стиха – дактиль)

-Обратите внимание на время создания. Что оно позволяет предположить

(стих-е Тютчева появилось вскоре после опубликования стихотворения Фета и, возможно, было откликом на фетовскую миниатюру. Косвенным доказательством этого может служить и отсутствие глаголов в обоих стихотворениях, ведь безглагольность отмечалась нами как одна из особенностей стихотворении Фета).

- Однако при всей схожести произведения существенно различаются. Давайте попытаемся увидеть эти различия и объяснить, чем они определены.

-Какое стихотворение эмоциональнее, ярче? (Фет «Буря на небе вернем…», объясняя это зримостью образов, которые так и просятся на полотно или в кадр).

-Какое впечатление производит на Вас небо? Какое оно? Это вечернее небо с несущимися по небу косматыми тучами. Кто-то из ребят видит зигзаг молнии, лезвием полоснувшее небо. Все это рождает глубокое волнение, тревогу, страх)

- «Моря сердитого шум..» Фет одним эпитетом (сердитого передает состояние моря. А как показать это в кино? Какие чувства вызывает у вас этот образ? (темные высокие волны, с пенными гребнями, несутся одна за другой. Картина жуткая и величественная одновременно)

- Следующая строчка – «Буря на море и думы…» (Ответ учащихся: На первый план выдвигается море и берег, а на берегу –человек)

Что вы можете сказать об этом человеке на берегу? Каким вы его представляете?

(Учащиеся говорят о позе человека («смотрит не море , стоя не берегу», «сидит на берегу », о развевающейся на ветру одежде и растрепанных волосах. Он потрясен величием картины будущего моря).

- И крупный план: «Много мучительных дум…» (лицо человека , а котором отражаются противоречивые чувства: волнение, смятение, неясные предчувствия, ужас, восторг. Это кульминация: в душе человека тоже буря, буря чувств.)

-«Хор возрастающих дум». Почему хор? (Множество разных дум возникает одновременно, они теснятся, то перебивая друг друга, то сливаясь воедино. Невозможно сосредоточиться ни на одной.)

- «чёрная туча за тучей». Почему не небо? (Буря усиливается, неба уже не видно за тучами)

- И финал: взгляд вниз - на «море сердитое». Проследите снова за взглядом. Что особенного вы заметили? Что достигается такой композицией? (Появляется ощущение движения, Движения волн: вверх – вниз, к берегу от берега – хотя ни одного глагола!)

- Что ещё участвует в создании волнообразующей интонации? Обратите внимание на рифмы. (Чередование женской и мужской рифм, а также коротких и длинных слов- всё это тоже создает ощущение, что волны набегают и отходят.)

- Что вы слышите, когда видите перед собой картину моря? Какие звуки создают музыку бури? (Учащиеся в один голос говорят о «звуковом кино» и отмечают роль аллитерации: благодаря сочетанию согласных р, ч, ш, щ, («вечернем», «сердитого», «шум», «возрастающих», и т.п.) мы «слышим» рёв бушующего моря, шипение набегающих волн, а повтор звуков м, т, д («шум», «дум», «туча за тучей и др.) вызывает почти физическое ощущение ударов волн о берег. Ассонанс усиливает впечатление: повтор ударного у («буря», «думы», «туча», «шум») передается гул а вызывает беспокойство.)

- Созданию музыкальности способствуют и повторы, пронизывающие всё стихотворение. Это словно музыкальная пьеса. Пусть она прозвучит ёще раз.

Повторное чтение стихотворения.

Предлагаем учащимся рассмотреть репродукции картин И.К.Айвазовского (до этого момента они закрыты).

-Какая картина вызывает у вас те же ощущения, что и стихотворение Фета?

(Некоторые называют «Чёрное море, но большинство выбирают картину «Пушкин на берегу Чёрного моря», так как она близка по сюжету, созданному нам «фильму» и точно передает всю гамму чувств лирического героя».)

- Как вы думаете, Фет свою картину экспромтом или после предварительного обдумывания?

(Картина Фета рождается как бы на наших глазах. В ней нет ничего заданного, преднамеренного. Пейзаж зарисован по первому впечатлению.)

Что для него как поэта-импрессиониста было важно? (Импрессионизм- направление в искусстве, для которого характерно не столько изображение самого предмета, сколько передача чувств, впечатлений, вызванных им. Для Фета было важно уловить мгновение в жизни природы и человеческой души, воссоздать то, что он видит и слышит.) Здесь мы видим поэта-художника, поэта-музыканта.

А теперь посмотрим, каков образ лирического переживания в стихотворении Тютчева. Он имеет название «Волна и дума». Что необычного в этом сочетании? (Волна из мира природы, а дума- мысль- поражение человека.)

-Почему они оказываются рядом? Ответ - в первых же строках:

Дума за думой, волна за волной-

Два проявленья стихии одной...


-Как вы понимаете это?(Стихия- то, что не поддается управлению. Ни возникновение волн, Ни появлении дум человек не может контролировать, их нельзя сдержать усилием воли.)

-Какой прём использовал поэт? Какое свойственное Тютчеву убеждение выражено таким способом? (Природа и человек, по убеждению Тютчева, образуют глубинное единство, граница между ними подвижна. Это подчеркивается параллелизмом и даже смежной рифмовкой. Поэт находит аналогии в жизни природы и человека, что помогает ему а познании того и другого).

-Как вы думаете, в данном случае Тютчева больше интересует природа или человек?

(Обратите внимание на порядок слов в названии и первой строчке. В стихотворении на первый план выходят думы, а значит и человек. Его состояние сравнивается с тем, что происходит в природе.)

А как же море? Каким оно видится вам? (Безбрежным, спокойно несущим свои волны к берегу, как на картине И.К. Айвазовского «Штиль у крымских берегов»)

-Сравните, какое место занимает образ море в стихотворениях Фета и Тютчева? (Если у Фета на протяжении всего стихотворения образ моря яркий, то у Тютчева он становится все более призрачным, ускользающим)

-Что вы можете сказать об интонации стихотворения Тютчева? Есть ли что-то общее с интонацией стихотворения Фета? (интонация тоже волнообразующая, только более размеренная, что достигается удлинением строки за счет увеличения количества стоп)

-Каким вы представляете себе человека, наблюдающего за волнами? (перед нами мыслитель А.А. Фет в статье «О стихотворениях Ф. Тютчева» писал: «По свойству своего таланта г. Тютчев не может смотреть на природу без того, чтобы в душе его единовременно не возникла соответственная яркая мысль» Вид моря для него лишь толчок к размышлению).

-А как обычно строится рассуждение? (тезис – аргументы, пояснения – вывод) Все эти элементы легко найти в стихотворении Тютчева, вот почему оно не подается «экранизации».

-Появление какого слова в стихотворении довольно неожиданно? (Если «в сердце», то речь уже не о думах, а о чувствах. Значит, и чувства стихийны).

-Какой прием использовал Тютчев в 3 и 4 строках? Какова роль антитезы «в сердце ли тесном/в безбрежном ли море», «Здесь – в заключении/ там – на просторе? (показывая различия между думой и волной, поэт не столько их противопоставляет, сколько подготавливает нас к обобщению: несмотря на эти различия, их природа един).

Это единство подчеркнуто даже звукописью:

Тот же все вечный прибой и отбой,

Тот же все призрак тревожно-пустой.


-Что вам слышится? (то ли удары волн о берег, то ли биение сердца)

-Какое ощущение остается после прочтения этих строк? В чем их особенность? (Анафора, эпитеты «вечный», «тревожно-пустой», слово «призрак», убеждают нас в том, что все это вечно повторяющееся, неизменное, что все попытки человека изменить что-то тщетны, потому что человек не может управлять стихией. Напряженность и ощущение тревоги усиливается инверсией. Последние две строчки рифмуются с двумя первыми, образуя замкнутый круг –символ безысходности и в то же время гармонии.)

-Можно ли стихотворение отнести к пейзажной лирике? (нет. это скорее яркий образец лирики философской. Послушайте это стихотворение еще раз и скажите, о чем приглашает задуматься каждого из нас Тютчев – философ)

Чтение стихотворения на фоне «Лунной сонаты» Бетховена с эффектом шума волн

(поэт предлагает задуматься о месте человека в этом мире, прислушаться к себе, понять, что важно, а что суетно)

Итог урока

-Итак, что мы увидели в результате сопоставления поэтических текстов? (несмотря на явные черты творческой общности, Тютчев и Фет создают разные образы переживаний)

А чем это можно объяснить? (это связано с мироощущением поэтов, их взглядами на роль поэзии, искусства в целом. Тютчев – поэт-философ со всей комичностью, верой в непреодолимой рок логично вписывает миниатюру «Волна и дума» в ряд таких стихотворений, как «Святая ночь на небосклон взошла…», «Бессонница», «О, вещая душа моя!» Фет – импрессионист стремился запечатлеть собственные впечатления, потрясение моментом. однако не стоит переносить эти выводы на все творчество поэтов. Есть произведения, в которых мы увидим та – мыслителя, которому удалось прикоснуться к вечным темам, непосредственно связанным с бытием человека, и наоборот, исследователи лирики Тютчева нередко называют его поэтом – импрессионистом и находят немало примеров для подтверждения этого. Каждое произведение нужно пропускать через себя, прислушиваясь к своим переживаниям и доверяя им).

В начале урока мы говорили с вами об ощущениях и чувствах, которые возникает у вас вид моря. Сейчас мы послушает стихотворение одной ученицы о море, после чего я хотела бы услышать ваше мнение о том, Тютчеву или Фету близок образ лирического переживания в ее стихотворении

На фоне музыки Ф.Шопен. Ноктюрн ор 9 №42

Призрачной шалью, легким дымом

Закат морскую даль покрыл

Спокойно море. И над миром

Сон, тишина и кроткий пыл.

Я помню: волны развивались

И, пенясь, на скалу бросались!

Бушует море, а со дна

Вздымался страх , и глубина

Казалось близкой… Это в прошлом.

Сейчас движения волны

Легки, но исподволь, возможно,

Подступит горечь с глубины.


-Остались ли у вас невысказанными какие – то мысли или вопросы, которыми вы хотели бы поделиться? -Как вы думаете, почему наш урок получил такое название – «Два проявленья стихии одной…»? Конечно, дело не только в морской стихии. Сегодня мы еще раз окунулись в стихию поэтического творчества и рассмотрели ее проявления в лирике Тютчева и Фета.

Домашнее задание письменный анализ (на выбор):

-стихотворений Тютчева «Волна и дума» и Фета «Буря на небе ночном».

-стихотворения Тютчева фонтан и одноименного стихотворения Фета

-? учащийся сам должен выбрать стих-я Тютчева и Фета, которые можно сравнить.






Здесь представлен конспект к уроку на тему «Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета «Два проявленья стихии одной…», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература (10 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Список похожих конспектов

Река поэзии бурлит, не умолкая..Тема природы в поэзии М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А. Фета

Река поэзии бурлит, не умолкая..Тема природы в поэзии М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А. Фета

МБОУ СОШ №23 г. Пятигорска, Ставропольского края. Тумасова Рита Григорьевна, учитель русского языка и литературы. Аннотация: Тема урока:. «Река ...
Импрессионизм в лирике А.А. Фета

Импрессионизм в лирике А.А. Фета

Ермакова Галина Ивановна. . МБОУ СОШ № 32 г . Нижнего Новгорода. Учитель русского языка и литературы. Урок литературы в 10 классе. Импрессионизм ...
Звукопись в стихах Фета и Тютчева

Звукопись в стихах Фета и Тютчева

Звукопись в стихах Фета и Тютчева. Введение. Мне нравится поэзия, я люблю не просто читать стихи, а вчитываться в них, вслушиваться, представлять ...
Природа как воплощение прекрасного в лирике А. Фета и Ф. Тютчева

Природа как воплощение прекрасного в лирике А. Фета и Ф. Тютчева

ГКОУ саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ...
Анализ стихотворений в прозе И.С. Тургенева

Анализ стихотворений в прозе И.С. Тургенева

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. . Анализ стихотворений в прозе И.С. Тургенева. ФИО Шморгун Юлия Владимировна. . Место работы МОУ Дергаевская СОШ ...
Сравнительный анализ сказок «Два жадных медвежонка

Сравнительный анализ сказок «Два жадных медвежонка

Урок по литературному чтению в 3 классе (УМК «ПНШ»). Учитель начальных классов МОУ «ВСОШ» : Е.В. Миронова. Тема урока:. « Сравнительный анализ сказок ...
Русская природа в изображении А.А. Фета

Русская природа в изображении А.А. Фета

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение. «Украинская средняя общеобразовательная школа». с. Украинка Исилькульского района Омской ...
Природа в поэзии Ф.И. Тютчева

Природа в поэзии Ф.И. Тютчева

Бабунова Екатерина Евгеньевна. Учитель русского языка и литературы. ГБОУ СОШ №253 г.Санкт-Петербурга. Конспект урока по литературе в 6 классе ...
Любовная лирика Ф.И. Тютчева

Любовная лирика Ф.И. Тютчева

ФИО: Гололобова Галина Вячеславовна. Полное название ОУ. : Муниципальное общеобразовательное учреждение Кромская средняя общеобразовательная школа ...
Тема любви в творчестве Ф.И. Тютчева

Тема любви в творчестве Ф.И. Тютчева

«Любовь, любовь – гласит преданье…». (тема любви в лирике Ф.И.Тютчева). Задачи:. Проследить, как развивается тема любви в лирике, познакомить ...
Любовная лирика Ф.И. Тютчева

Любовная лирика Ф.И. Тютчева

Конспект урока по литературе по теме: "Любовная лирика. . Ф.И. Тютчева". Цели:. 1. Обучающие:. Познакомить учащихся с любовной лирикой Тютчева. ...
Поэтический анализ стихотворения А.Фета «Уснуло озеро

Поэтический анализ стихотворения А.Фета «Уснуло озеро

Урок литературы в 6 классе по теме:. «Поэтический анализ стихотворения А.Фета «Уснуло озеро». Цели и задачи. :. 1.Уточнение, закрепление и приведение ...
Стихотворение «Ф.И. Тютчева «Ещё земли печален вид

Стихотворение «Ф.И. Тютчева «Ещё земли печален вид

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Фёдоровская ООШ». Методическая разработка урока по литературному чтению для 4 класса. ...
Сравнительный анализ сказок разных народов

Сравнительный анализ сказок разных народов

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ. Несветайло Ирина Владимировна. Учитель начальных классов. МБОУ «БСОШ №1 им. А.М.Рудого. Тема урока: ...
Сравнительный анализ литературной сказки П. Бажова и русских народных сказок

Сравнительный анализ литературной сказки П. Бажова и русских народных сказок

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ ВРАЗВИТИИ ...
Чтение басни Л.Н. Толстого «Два товарища

Чтение басни Л.Н. Толстого «Два товарища

План – конспект урока Литературного чтения 2 класс. Тема. Чтение басни Л.Н. Толстого «Два товарища». Урок литературного чтения в режиме смены ...
Пересказ рассказа Л.Толстого «Два товарища

Пересказ рассказа Л.Толстого «Два товарища

Тема:. «Пересказ рассказа Л.Толстого «Два товарища». Цель. : учить детей пересказывать рассказ близко к тексту Л.Толстого «Два товарища». Образовательные ...
Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева

Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева

ФИО учителя:. Зырина Татьяна Александровна. Город, школа:. город Буй Костромской области МОУ СОШ №9. Предмет:. литература. Класс. : 10. Тема ...
Нравственная проблематика бытовой сказки Л.А.Толстого «Два брата

Нравственная проблематика бытовой сказки Л.А.Толстого «Два брата

Урок чтения в 3-м классе по программе "Школа XXI. века". на тему: «Нравственная проблематика бытовой сказки Л.А.Толстого «Два брата». Учитель ...
Сравнительный анализ языка разных видов искусств: литературы и живописи

Сравнительный анализ языка разных видов искусств: литературы и живописи

. Якушина Татьяна Анатольевна Шведкова Людмила Александровна. МОУ «Начальная общеобразовательная школа №2» г. Кемерово. . . . Интегрированный ...

Информация о конспекте

Ваша оценка: Оцените конспект по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:10 мая 2019
Категория:Литература
Классы:
Поделись с друзьями:
Скачать конспект