Конспект урока «Вечные образы искусства. Мифология» по ИЗО для 5 класса
Министерство образования и науки Российской Федерации
Отдел образования администрации МО «Братский район»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Покоснинская СОШ»»
РЕКОМЕНДОВАНО: ЭС Отдела образования АМО «Братский район» Протокол № ____ от «____»________20___г Заведующий ИМК И.Г. Бусыгина ___________ | УТВЕРЖДЕНО: Приказ № _______ От ___________2013г Директор МКОУ «Покоснинская СОШ» Ю.Н.Хрипач ____________ |
Конспект урока ИЗО для 5 класса на тему
«Вечные образы искусства. Мифология»
-
Автор разработки:
Трынкова Наталья Борисовна учитель изобразительного искусства
МКОУ «Покоснинская СОШ» вторая квалификационная категория
с.Покосное, 2013 год
Пояснительная записка
Образовательная область: искусство
Предмет: Мировая художественная культура
Курс: «Вечные образы искусства. Мифология»
Класс: 5
Программа: Авторская. Г.И.Данилова. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. М., «Дрофа», 2010.
Год: 2013-2014
Количество часов: в год – 35, в неделю -1
Данная рабочая программа МХК (факультативного курса) для обучающихся 5 класса общеобразовательного учреждения, разработана на основе авторской программы Г.И. Даниловой, рекомендованной Министерством образования и науки Р.Ф. в соответствии с Федеральными государственными стандартами образования и основной образовательной программой муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Покоснинская средняя общеобразовательная школа».
Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала обучающихся. Взятая за основу программа составителя Г.И.Даниловой содействует реализации единой концепции гуманитарно-художественного образования.
Программа по курсу «Вечные образы искусства. Мифология.» направлена на приобщение обучающихся к шедеврам мировой художественной культуры на основе знакомства с мифами и их интерпретациями в произведениях искусства различных жанров и эпох. Курс «Вечные образы искусства. Мифология» основывается на конкретно-чувственном восприятии произведений культуры. Программа предусматривает изучение на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Принципы построения программы: непрерывность, преемственность, принцип интеграции, дифференциации и индивидуализации.
Цель курса: изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов.
Задачи курса:
*способствовать воспитанию художественного вкуса
*создавать оптимальные условия для живого, эмоционального общения обучающихся с произведениями искусства
*подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведениями искусства
*развивать общеучебные и предметные умения учащихся.
Форма обучения: классно-урочная.
Методы организации учебного процесса:
а) по уровню активной познавательно деятельности – объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение учебного материала, частично - поисковый;
б) по функциям – методы устного изложения знаний и активизация познавательной деятельности учащихся, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;
в) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;
г) на основе структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.
Приемы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный учебный материал), преобразующая деятельность (новый учебный материал), творческая деятельность (новый учебный материал, новые способы деятельности, степень овладения приемом учебной деятельности).
Методы и приемы обучения: словесный ( беседа, монолог, диалог, рассказ), наглядный (карта, таблица, схема, диаграмма, видеофильм, иллюстрация), печатно-словесный (работа с учебным текстом), частично-поисковый (доклад, сообщение).
Типы уроков: по соотношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучения нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учета знаний), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).
Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.
Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.
Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ.
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончанию изучения курса учащийся:
должен знать:
*основные понятия курса – античность, миф, академия, гармония, цивилизация, интерпретация,и др.
*мифологические сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров
*причины изменения интерпретации образов и сюжетов на протяжении истории развития мировой художественной культуры
*актуальность и нравственную значимость произведений искусства древности для наших дней
должен уметь:
*выделять главную мысль изучаемого литературного текста
*давать характеристику героя
*формулировать собственную оценку изучаемого произведения
должен владеть навыками:
*отбора и анализа информации, в том числе компьютерных технологий
*монологического связного воспроизведения информаци
*презентации собственных суждений, сообщений
*сценической, выставочной, игровой деятельности
*толерантного восприятия различных точек зрения
владеть образовательными ключевыми компетенциями:
*исследовательские компетенции – умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники, представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях, работать с документами
*социально-личностные компетенции – умение критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями, осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций, понимать произведения искусства и литературы, вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение
*коммуникативные компетенции – умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично, литературно выражать свои мысли, создавать и понимать графики, диаграммы и таблицы данных
Учебно-тематический план.
ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ ИСКУССТВА. МИФОЛОГИЯ 35часов.
Мифология как система образов и представлений о жизни. Глубина художественного обобщения важнейших сторон бытия. Исходные понятия нравственности — залог «вечной» жизни ее сюжетов и образов. Проблемы смысла жизни, идеалы красоты, добра, борьбы и подвига, любви и страдания. Мифологические сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров. Причины изменения их интерпретации на протяжении истории развития мировой художественной культуры. Диалог героев мифологии с человеком нового времени
1. Сотворение мира. 1 час
Раздел 1. Сюжеты и образы античной мифологии.
Хаос как источник жизни на Земле, элемент первоосновы мира. Понятие Космоса как упорядоченного мира, состоящего из земли, неба и подземного мира. Возникновение Космоса из Хаоса в поэме Овидия « Метаморфозы ».
Первые божества: Гея (Земля), Никта (Ночь), Эреб (Мрак), Тартар (Бездна) и Эрос (Любовь). Дети Земли Уран (Небо) и Понт (Море). Рождение первых богов в поэме Гесиода «Теогония».
Сатурн (Кронос) и Рея — родители верховного греческого бога Зевса. Картина Ф. Гойи «Сатурн, пожирающий своих детей». Как Зевс лишил власти отца и стал во главе богов-олимпийцев. Картина Н. Пуссена «Детство Юпитера» и характерные особенности интерпретации античного мифа.
2. Бог-громовержец Зевс. 2 часа
Рождение Зевса (Юпитера) и распределение сфер влияния между ним, Посейдоном и Аидом. Схватка богов и титанов и ее интерпретация в поэме Гесиода «Теогония». Алтарь Зевса в Пергаме. И. С. Тургенев «Пергамские раскопки». Драматизм борьбы богов и гигантов. Особенности изображения Зевса.
Гора Олимп — место вечного обитания богов. Двенадцать богов-олимпийцев: Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес. Гомер об особом почитании Зевса в «Илиаде». Пир богов на западном фризе Парфенона. Стихотворение Г. Гейне «Боги Греции».
Традиционный образ Зевса в произведениях искусства. Храм Зевса в Олимпии и скульптура Фидия. Голова Зевса «Отриколи». Атрибуты Зевса.
Миф о Зевсе, побеждающем стоглавое чудовище Тифона. Наказание Атланта. Художественное воплощение образа в скульптуре Микеланджело «Атлант».
3. Окружение Зевса. 2 часа
Исполнители воли Зевса. Сюжет похищения Ганимеда в скульптурной статуе Леохара «Ганимед» и в картинах Корреджо, П. Рубенса и Рембрандта (по выбору). Скульптура Б. Торвальдсена «Ганимед, кормящий Зевсова орла».
Крылатая богиня Ника Самофракийская, художественные достоинства скульптурного образа. Стихотворение Н. Гумилева «Самофракийская победа».
Зевс — вершитель судеб богов и людей. Миф о Филемоне и Бавкиде и его интерпретация в «Метаморфозах» Овидия.
Миф о жестоком наказании Зевсом Тантала. Литературная интерпретация мифа в «Одиссее» Гомера и стихотворении Н. П. Огарева «Тантал». Роль Зевса в судьбе Сизифа. Картина Тициана «Сизиф».
Возлюбленные Зевса. Миф о Данае (картины Тициана и Рембрандта «Даная»). Сюжет похищения Европы в картинах П. Веронезе и В. Серова. Предчувствие трагической развязки в картине П. Веронезе и радостное, счастливое похищение прекрасной Европы в картине В. Серова.
Юпитер и Леда, Ио, Каллисто в картинах Корреджо, Леонардо да Винчи, Ф. Буше. «Юпитер и Фетида» в картине Ж. Д. Энгра и Я. Тинторетто «Происхождение Млечного Пути» (по выбору). Интерпретация мифов о возлюбленных Зевса в стихотворении Г. Гейне «Мифология».
4. Прометей — «сквозь тысячелетия вперед смотрящий». 2 часа
Миф о титане духа и воли как пример самоотверженной борьбы за спасение рода человеческого. Заслуги Прометея перед человечеством в «Метаморфозах» Овидия. Создание первого человека из глины и воды. Рельеф саркофага «Прометей, создающий первого человека». Басни Эзопа о Прометее.
Характер конфликта между Прометеем и Зевсом. Символическое толкование образа в античную эпоху. Примитивизм и грубость Прометея, по заслугам наказанного Зевсом, в «Теогонии» Гесиода. Прометей — титан, похитивший огонь для человечества, в трагедии Эсхила «Прикованный Прометей». Отражение сюжета в картине Ф. Снейдерса и П. Рубенса «Прикованный Прометей» и в скульптуре Ф. Г. Гордеева «Прометей, терзаемый орлом».
Устойчивость мифа о Прометее в истории искусств, его особая популярность в романтическую эпоху XIX в. Прометей как символ свободы и победитель тирании, олицетворение художника, получающего у неба огонь творческого вдохновения. Сравнительный анализ стихотворений «Прометей» И. В. Гете и Дж. Байрона. Прометей Гете — поэтический манифест творческой личности, утверждающий себя в реальном мире, «смиривший высокомерие» богов. Прометей Байрона — «титан, воитель и борец», не покорившийся Зевсу, «символ свободы», «величья образец для человеческого рода», озаривший огнем творческого познания жизнь человека.
Музыкальные интерпретации мифа о Прометее. Бетховен. Финал Третьей (Героической) симфонии. Музыка, рассказывающая о титанической борьбе Прометея, его высоком подвиге во имя человечества и доблестной, героической смерти. «Прометей» Ф. Листа. Внимание композитора к драматизму личных переживаний героя. Сравнительный анализ стихотворения И. В. Гете «Прометей» и песни-арии Ф. Шуберта. Отражение в музыке темы беззаветной любви к свободе (по выбору).
5. Посейдон — владыка морей. 2часа.
Посейдон (Нептун) — один из главных олимпийских богов, владыка моря и его обитателей. Атрибуты Посейдона и его свита. Морское царство Посейдона. Спор Зевса и Посейдона о главенстве среди богов олимпийского пантеона и его отражение в «Илиаде» Гомера.
Миф о состязании Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Эрехтейон — храм Афины и Посейдона на Акрополе в Афинах.
Величественный образ Посейдона в произведениях искусства. Скульптура Посейдона (римская копия с греческого оригинала). Скульптуры Л. Бернини «Нептун и Тритон» и К. Растрелли «Посейдон». Картина И. К. Айвазовского «Посейдон, несущийся по морю». Особенности воплощения его художественного образа. Образ «владыки морей» в художественном фильме А. С. Михалкова-Кончаловского «Одиссея» (просмотр фрагментов и их обсуждение).
Миф о Посейдоне и Амфитрите. Аллегорическое воплощение сюжета в картине Н. Пуссена «Триумф Амфитриты».
6. Бог огня Гефест. 1 час
Гефест (Вулкан) — бог огненной стихии и кузнечного ремесла. Миф о рождении Гефеста и его жизни среди богов Олимпа в интерпретации Гомера. Описание кузницы Гефеста в «Энеиде» Вергилия. Гефест — мастер «золотые руки». Циклопы — помощники Гефеста. Стихотворение А. С. Пушкина «Циклоп».
Посещение кузницы вулкана Афродитой в картинах братьев М. и Л. Ленен и П. Рубенса (по выбору). Миф о сетях для неверной жены Афродиты и его отражение в картине Веласкеса «Кузница Вулкана».
7. Афина — богиня мудрости и справедливой
войны. 2 часа
Распространение культа Афины (Минервы) в Древней Греции, ее заслуги перед народом. Миф о чудесном рождении Афины из головы Зевса. Скульптурная композиция на восточном фронтоне Парфенона в Акрополе.
Афина — богиня мудрости, покровительствующая греческому народу. Прославление культа Афины в произведениях античной пластики. Статуи Фидия «Афина Парфенос» и «Афина Промахос» в архитектурном ансамбле Парфенона и их судьба в истории искусства. Смысл символических атрибутов Афины в скульптурных портретах.
Афина Паллада (Воительница), покровительствующая справедливым войнам в отличие от Марса — бога разрушительных войн. Гомер об Афине Палладе и Марсе в поэме «Илиада».
Кого спасает, а кого губит Афина? Миф об Арахне в изложении Овидия («Метаморфозы»). Картина Я. Тинторетто «Афина и Арахна» и отражение в ней предчувствия трагической развязки (превращение Арахны в паука). Картина Веласкеса «Пряхи», соединение в одном полотне античного мифа и реальности жизни.
Спор Аполлона, Афины и Марсия. Скульптурная группа Мирона «Афина и Марсий», отражение в ней драматического конфликта. Удивление юной и сдержанной богини Афины и мастерски переданный испуг лесного демона Марсия. Справедливая роль Афины в решении судьбы Марсия (стихотворение Алкея «Марсий»).
Афина, покровительствующая искусству. Сюжет посещения муз на горе Геликон в «Метаморфозах» Овидия.
8. Лики Аполлона.2 часа
Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Неоднородность его восприятия и глубокое символическое звучание в различные культурно-исторические эпохи. Аполлон как олицетворение доблестной силы и мужества.
Миф о победе над Пифоном и его ироническое отражение в «Эпиграмме» А. С. Пушкина. Скульптурные произведения Леохара («Аполлон Бельведерский») и Праксителя («Аполлон Сауроктон, убивающий ящерицу»). Аполлон как воплощение красоты всех олимпийских богов. Душевный порыв, величие, мужественность и гордость в скульптуре Леохара. Созерцательность и лиричность настроения, непринужденность и идиллическая одухотворенность героя в скульптуре Праксителя. Различия в художественной интерпретации образа.
Предсказание будущего — один из главных даров Аполлона. Храм Аполлона в Дельфах.
Губительные стрелы Аполлона. Миф о гибели Ниобеи и его отражение в «Метаморфозах» Овидия. Рельеф «Гибель Ниобид» и выражение в нем материнской скорби и неотвратимости неожиданных ударов судьбы. Стихотворение А. Апухтина «Ниобея» и переданныи в нем протест героини против воли всесильных богов.
Миф о состязании Аполлона и Марсия. Аллегорическое противопоставление интеллектуального начала (Аполлон) эмоциональному (Марсий). Художественное воплощение сюжета в картинах Тициана «Наказание Марсия» и X. Риберы «Аполлон и Марсий» (по выбору).
Возлюбленные Аполлона. «Первая Феба любовь» — прекрасная Дафна. Миф в изложении Овидия («Метаморфозы»). Скульптурная группа Л. Бернини «Аполлон и Дафна», мастерская передача стремительности бега девушки, ее душевного волнения, растерянности и испуга. Поэтическая интерпретация мифа в стихотворении Л. Мея «Дафна».
9. Аполлон и музы Парнаса. 2 часа
Аполлон Мусагет — покровитель искусств и творческого вдохновения. Спутница Аполлона — лира (кифара). Лавры Аполлона как высшая награда поэтов и победителей. Стихотворение Г. Гейне «Бог Аполлон».
Аполлон как нежный и верный друг в картине А. Иванова «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой». Образное воплощение темы творческого вдохновения, ощущение абсолютного покоя и тишины.
Девять муз Аполлона: Клио (история), Каллиопа (эпос), Мельпомена (трагедия), Терпсихора (танец), Талия (комедия), Эрато (любовная поэзия, мимика), Евтерпа (лирическая поэзия, музыка), Полигимния (красноречие, гимны), Урания (астрономия). Происхождение муз, их отличительные атрибуты в скульптурных изображениях из собрания Эрмитажа.
«Парнас» А. Мантеньи — аллегория красоты и грации. Романтический характер пейзажа, фантастически-сказочная фигура крылатого коня Пегаса. Фреска Рафаэля «Парнас». Увлеченная игра Аполлона на виоле в окружении девяти муз, изображение знаменитых греческих, римских и современных поэтов. Поэтическое воплощение художественного идеала Рафаэля. Картина Н. Пуссена «Парнас» и переданная в ней поэтическая атмосфера творческого вдохновения. Балет Дж. Баланчина «Аполлон Мусагет» на музыку И. Ф. Стравинского. Чарующая радость жизни и творчества, воплощенные в музыке и танце. Заключительный танец Аполлона и Терпсихоры, прославляющий красоту и великую силу искусства.
10. Орфей и Эвридика. 1 час
Миф об Орфее и Эвридике — миф о рождении музыки. «Зовущая лира Орфея поныне волнует сердца». Отражение мифа в произведениях искусства различных жанров. Картина Н. Пуссена «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой». Скульптурная группа А. Кановы «Орфей» и «Эвридика», выразительность отчаянного жеста, трагичность позы, напряженная и эмоциональная динамика движений героев. Фрагменты из «Метаморфоз» Овидия («Орфей», «Песнь Орфея» и «Гибель Орфея»).
«Орфей» К. Глюка — одна из лучших музыкальных интерпретаций античного мифа. Суровая драматическая сила и нежная лирика, власть любви и искусства, торжествующие над смертью.
Радость, боль и надежда, переданные в балете И. Ф. Стравинского «Орфей». Лирический цикл Р. М. Рильке «Сонеты к Орфею» (по выбору).
11. Диана — покровительница охоты. 1 час
Вечно юная и прекрасная Артемида (Диана), ее основные атрибуты. Особый культ богини, нашедший отражение в храме Артемиды в Эфесе, одном из семи чудес света. Стихотворение А. А. Фета «Диана».
Диана-охотница в скульптурах Леохара и Ж. Гудона («Диана с оленем»), своеобразие художественной интерпретации образа. Картина П. Рубенса «Возвращение Дианы с охоты». Диана в окружении прекрасных нимф (картина Ф. Буше «Купание Дианы»). Изысканность и очаровательная грациозность богини. Кому и как покровительствует Артемида. Легенда об Актеоне и ее поучительный смысл. Роспись античного кратера с изображением Артемиды и Актеона. Участие Артемиды в решении судьбы нимфы Каллисто.
Художественное воплощение мифа о любви к юноше Эндимиону в картине Н. Пуссена «Диана и Эндимион». Стихотворение А. И. Полежаева «Эндимион», поэтическая интерпретация мифа.
12. Арес — неукротимый бог войны. 1 час
Арес (Марс) — коварный и вероломный бог войны. Изображение Ареса в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. Богиня раздора Эрида — постоянная спутница Ареса. Атрибуты бога войны (щит, шлем с пером, меч или копье).
Изображение Ареса в мирной позе, отдыхающим после боя — главная особенность произведений античной скульптуры. «Арес Людовизи» неизвестного автора — образ атлета-воина. Его роль и участие в войне богов с гигантами и в Троянской войне. Поединок Ареса и Диомеда в «Илиаде» Гомера. Картина П. Рубенса «Битва амазонок с греками», смелость и решительность действий амазонок.
Широкое распространение культа Марса в римской мифологии. Марс как основатель и хранитель города Рима. Легенда о Ромуле и Реме. Создание Марсова поля — места военных смотров и маневров в Риме. Неожиданное решение образа в картине Веласкеса «Марс».
Скульптурный портрет императора Августа из прима Порта. Сходство его изображения с богом войны Марсом. Традиции римского скульптурного портрета в памятнике А. В. Суворову М. Козловского на Марсовом поле в Санкт-Петербурге. Всепобеждающая энергия и непоколебимая воля полководца, запечатленная в аллегорическом образе. Фрагмент из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» («Люблю воинственную живость потешных марсовых полей»).Миф о любви Марса и Венеры. Фрагмент из «Метаморфоз» Овидия. Изнеженный юноша, ослепленный чувством любви к прекрасной Венере во фресках Помпеи «Марс и Венера». Марс — покоритель женских сердец в картинах Н. Пуссена и П. Рубенса (по выбору).
13. Триумф Диониса. 1 час
Культ бога Диониса (Вакха, Бахуса) и его место среди олимпийских богов. Миф о рождении и воспитании Диониса.
Воспитатели и спутники Диониса. Скульптурная группа Праксителя «Гермес с младенцем Дионисом». Изображение шаловливого малыша, тянущегося ручонкой к кисти винограда, как символическое воплощение сущности бога виноградарства и виноделия. Скульптура «Силен с младенцем Дионисом» неизвестного автора. Нежное и бережное воспитание Силеном забавного и веселого малыша.
Миф о Дионисе и морских разбойниках в гомеровских гимнах. Роспись килика «Дионис, плывущий по морю в ладье» Эксекия. Непринужденность поэтической сцены, удачно выбранная композиция.
Миф о Дионисе и Ариадне и его отражение в картине Тициана «Вакх и Ариадна». Триумфальный кортеж Диониса и Ариадны в сопровождении вакханок и сатиров.
14. У истоков театрального искусства.
1 час
Дионисийские празднества (Великие Дионисии). Шествия Диониса и его спутников, нашедшие отражение в греческой вазописи и в рельефах восточного фриза Парфенона.
Дифирамбы — песнопения в честь Диониса — пролог к истории греческого театра. Возникновение греческой драмы и комедии. Первые театры Греции и организация в них театральных спектаклей.
Свита Диониса. Сцены вакханалий в картинах Н. Пуссена и П. Рубенса. Скульптура Скопаса «Менада», художественная выразительность спутницы Диониса, запечатленная в стремительном и страстном танце. Мастерство в передаче ритма движения, чувства экспрессии и власти стихийного порыва. Скульптура Праксителя «Отдыхающий сатир».
Дивертисмент К. Дебюсси «Триумф Вакха», музыкальное решение образа.
15. Афродита — богиня любви. 2 часа
Гармония духа и красоты, воплощенная в образе богини любви Афродиты (Венеры). Культ Афродиты в Древней Греции. Скульптура Агессандра «Венера Милосская». Нежность и целомудренная красота, запечатленные в образе. Миф о рождении Афродиты и его версии. «Трон Людовизи». Величественное явление в мир, ощущение гармонии и свободы, передача тончайших нюансов возвышенного и светлого чувства.
«Рождение Венеры» С. Боттичелли. Целомудрие и поэтичность образа, его одухотворенная красота и нежность. Сочетание обаяния античной богини с мечтательностью Мадонны.
Афродита Пандемос (Всенародная) и Афродита Урания (Небесная). Картина Тициана «Любовь небесная и земная», отразившая две сущности богини любви, способной губить и возрождать человека к жизни.
Сюжеты «Спящая Венера» (Джорджоне, Э. Мане), «Венера перед зеркалом» (Тициан, Д. Веласкес, П. Рубенс, Ж. Д. Энгр), «Туалет Венеры» (Тициан, Я. Тин-торетто, П. Рубенс, Ф. Буше), «Купание Венеры» (П. Рубенс, А. ван Дейк) в произведениях мировой живописи (по выбору).
Знакомство с мифом о Венере и Марсе в изложении Гомера («Одиссея»). Аллегорический смысл картины П. Веронезе «Марс и Венера», передающей торжество целомудренной любви.
Миф об Адонисе — «прекрасном баловне Киприды» (А. С. Пушкин). Адонис — один из самых популярных персонажей античной живописи (фрески Помпеи, греческая вазопись, рельефы саркофагов — по выбору).Чтение фрагментов из «Метаморфоз» Овидия («Адонис», «Смерть Адониса»). Возвращение к мифу в эпоху Возрождения (картины Джорджоне, Тициана, П. Веронезе). Сцена трогательного и нежного расставания влюбленных, сложность и противоречивость чувств героев. Скульптура Дж. Мацуоллы «Гибель Адониса». Стремительный порыв последнего движения, неотвратимость приближающейся смерти, символически воплощенной в выросших цветах анемонов.
16. Нарцисс и Эхо. 1 час
Венера, покровительствующая влюбленным и преследующая тех, кто отвергает любовь. Как был наказан за эгоизм Нарцисс? Литературная интерпретация мифа о Нарциссе в «Метаморфозах» Овидия.
Картина Н. Пуссена «Нарцисс и Эхо». Символическое воплощение сцены гибели Нарцисса и призрачность образа опечаленной нимфы Эхо. «Нарцисс» в картине К. Брюллова: искренность и удивление героя, увидевшего свое отражение в воде. Сатирическое видение образа в литографии О. Домье «Прекрасный Нарцисс». Смешной и тощий подросток, очарованный своим отражением в зеркале ручья. Картина С. Дали «Метаморфозы Нарцисса», условный характер воплощения мифологического сюжета.
17. В сетях Эрота. 1 час
Эрот (Амур, Купидон) — юный бог любви, рожденный Афродитой. Неоднородность трактовок образа в произведениях искусства. Изображения Эрота сначала в виде прекрасного юноши, а затем шаловливого и капризного мальчика, пускающего стрелы любви в богов и людей. Образ Эрота в произведениях античной литературы (трагедии Софокла «Антигона») и скульптуры («Эрот, натягивающий лук» Лисиппа.
Эрот — хитроумный малыш, помыкающий своей матерью. Сюжет воспитания и наказания Амура Афродитой. «Венера, завязывающая глаза Амуру» Тициана, «Венера и Купидон» Лукаса Кранаха Младшего и «Венера, утешающая Амура» Ф. Буше (по выбору).
Традиционные атрибуты и окружение Амура. Картины Караваджо «Амур-победитель», Пармиджанино «Амур с луком» и П. Рубенса «Амур, вырезающий лук» (по выбору). Общность и различие в трактовках образа. Образ Амура, запечатленный в скульптурных образах Донателло («Амур — Атис»), А. Кановы («Амур») и Э. Фальконе («Грозящий Амур») (по выбору).
Крылатый бог любви Амур в сонетах Ф. Петрарки. Бесполезность любых попыток человека и богов вступить с ним в состязание или противиться его воле.
18. Амур и Психея. 1 час
Мотив страдающей и мучающейся души в мифе об Амуре и Психее. Особенности изображения сюжета в античном искусстве. Психея как олицетворение человеческой души. Чтение фрагмента из «Метаморфоз» Апулея. Картина О. Фрагонара «Психея показывает сестрам дары Амура». Нескрываемое любопытство и зависть сестер, пользующихся добротой и радушием Психеи.
Скульптурная группа «Амур и Психея» А. Кановы. Целомудрие любви, нежность, изящество и грация юных героев. А. А. Бестужев-Марлинский о скульптурной группе А. Кановы («Фрегат «Надежда»).
Символическое изображение души Психеи в виде бабочки. Поэтическое изображение внутреннего мира Психеи в стихотворении В. Я. Брюсова «Психея». Почему так недружелюбно она была принята на божественном Олимпе? Почему, оказавшись «на пиру богов», она вспоминает о «днях земных утех»?
Особенности разработки сюжета об Амуре и Психее в русской народной сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».
19. Богиня цветов Флора. 1 час
Флора (греч. — Хлорида) — италийская богиня цветения колосьев, распускающихся цветов и садов.Ее отождествление с греческой богиней цветов Хлори-дой. Чтение фрагмента из произведения Овидия «Фасты». Распространение культа Флоры в Италии. Флоралии — празднества в ее честь.
Особенности изображения Флоры в произведениях искусства. Высокий женский идеал и чистая юная радость в картине Тициана «Флора». Образ жены художника в картине Рембрандта «Флора».
Воплощение сюжета «Царство Флоры» в картине Н. Пуссена. Поэтическая аллегория происхождения цветов, ее глубокий символический смысл.
Миф о Зефире и Флоре в поэтическом изложении Овидия («Фасты»). Отражение сюжета в картине
С. Боттичелли «Весна». Аллегорическое превращение силой любви нимфы Хлорис в богиню цветения Флору.
20.Контрольно-обобщающий урок по теме Античная мифология.
Раздел 2. Мифология древних славян.
Судьба язьгаеской славянской мифологии в истории русской духовной культуры, ее связь с античной мифологией. Происхождение богов и особенности их изображения. Предания, поверья, обычаи, обряды, народная поэзия — главный источник знаний о славянской мифологии. Пантеон славянских языческих богов.
21. Перун — бог грома и молнии. 1 час
Перун-громовержец, один из главных богов славянского пантеона. Свита Перуна: Гром, Молния (тетушка Маланьица), Град, Дождь, русалки, водяные, ветры. Смысл понятий «после дождичка в четверг» и «чистый четверг». Главный праздник громовержца — Ильин день. Связь Перуна с греческим верховным богом Зевсом и римским Юпитером.
Многочисленные упоминания о Перуне в летописи Нестора «Повесть временных лет». Почему даже после принятия христианства наши предки продолжали поклоняться Перуну? Фрагменты из поэмы М. Хераскова «Владимириада» и стихотворение В. Хлебникова «Перуну» (по выбору). Характерные особенности изображения языческого божества. Перун — верховный бог, повелевающий грозами, громами и молнией в поэме Хераскова. Перун как воплощение свободной стихии в стихотворении В. Хлебникова.
Сходство между языческим богом Перуном, Ильей Пророком и народным богатырем Ильей Муромцем (святость жизни, воинские доблести, общность атрибутов, сказания о битвах с демонами, врагами).
22. Велес. 1 час
Велес — покровитель домашнего скота, символ богатства и благополучия. Чествование Велеса в Масленицу (Власьев день). Черты сходства с олимпийским богом Аполлоном и Паном. Велес как противник Перуна, воплощение существа змеиной породы.
Переосмысление культа Велеса в христианскую эпоху в культ святого Власия. Знакомство с иконой новгородской школы «Св. Власий и Спиридоний». Почему на иконах святой Власий чаще всего изображался на коне в окружении лошадей, коров и овец? Смысл поучительного отношения к последнему снопу убранного с полей урожая.
Чтение фрагментов «Велесовой книги». Рассказ об исторической судьбе книги, знакомство с основными мифологическими персонажами.
23. Даждьбог. 1 час.
Дажьбог — один из главных богов восточных славян, давший солнце, тепло, свет, движение, смену дня и ночи, времен года и лет. Версии о происхождении его имени. Что объединяет греческого бога Гелиоса с восточнославянским Дажьбогом?
Народные легенды о Дажьбоге и их глубокий символический смысл. Слияние языческого божества с фольклорным образом Солнца. Фрагмент из книги А. Н. Афанасьева «Древо жизни», рассказывающий о наказании солнцем тех, кто не очень почтительно относится к нему.Образ Дажьбога как олицетворение правды и истины, запечатленный в русских народных пословицах. Какие качества нашли отражение в загадках и народных приметах о солнышке? Отражение культа Дажьбога в народных обрядах и праздниках..
24. Световид. 1 час. Световид — верховный бог западных славян, хранитель и продолжатель рода, давший свет, жизнь. Четыре лица Световида и его главные атрибуты, запечатленные в Збручском идоле.
Световид как прорицатель народной судьбы. Что объединяет славянское божество Световида с греческим богом Аполлоном?
Святки — символические игры в честь Световида. Смысл подношений в виде огромных пирогов, скота и военных трофеев.
25. Макошь. 1 час
Макошь — богиня хорошего урожая, судьбы и удачи. Рог изобилия — обязательный атрибут ее изображения. Покровительница брака и семейного счастья. Многочисленные версии происхождения имени.
Особенности изображения богини в произведениях декоративно-прикладного искусства, народных обрядах и праздниках. Связь с фольклорным образом Матери Сырой Земли. Легенда о Матери Сырой Земле в изложении П. И. Мельникова-Печерского («В лесах») и ее поучительный смысл.
Христианское переосмысление языческой богини в Параскеву Пятницу, покровительницу хозяйства и торговли. Характерные особенности изображения Параскевы Пятницы в древнерусских иконах. Почему во многих городах Руси (Новгороде, Чернигове, Москве) возводимые в ее честь церкви носили название Параскевы Пятницы на Торгу?
26. Лада. 1 час
Лада (Ладо) — богиня любви, красоты и очарования. Ее общность с греческой богиней любви Афродитой. Особый культ богини в Киеве, характерные особенности изображения. Почетное место среди других божеств славянского пантеона (по поэме М. Хераскова «Владимириада»).
Отражение культа богини в произведениях устного народного творчества (обрядовых песнях с закликанием весны). Русская народная песня «А мы просо сеяли, сеяли...». Сходство героини народной сказки о Марье Моревне с Ладой.
Версии происхождения имени. Лад в народной жизни — стремление к совершенству, целесообразности, простоте и красоте в жизненном укладе.
Лада и ее дочь Лель — воспламеняющая любовь. Поэтическое воплощение образа в стихотворении А. Н. Толстого «Лель». Переосмысление образа в опере-сказке «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова и художественном фильме «Снегурочка» режиссера П. Кадочникова.
27. Купало, Ярило, Кострома. 1 час
Купало, Ярило и Кострома — персонажи весенних народных праздников и покровители земного плодородия. Отражение в божествах представлений народа о ежегодно рождающейся и умирающей растительности. Существующие версии происхождения их имен.
Разделение функций между божествами. Купало — бог плодородия, символ летнего солнцестояния, покровитель земледельцев, собирающих урожай. Ярило — символ вызревания новых зерен на колосьях. Кострома — символ плодородия земли, воплощение растительных сил. Их близкое родство с богом-громовержцем Перуном.
Отражение языческих божеств в народных обрядах, поверьях и праздниках. Символический смысл сжигания соломенных кукол Ярилы, Купалы и Костромы в праздник Ивана Купалы. Проводы русалок и их символический смысл. Отражение мифологических образов русалок в стихотворениях «Русалка» А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова и в картине И. Н. Крамского«Русалка». Символическое значение образов цветущего папоротника и разрыв-травы. Обряд «похорон Костромы» в праздник Петрова дня.
Сближение языческого праздника Ивана Купалы с христианским праздником Иванова дня (рождества Иоанна Крестителя). Отражение праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купалы в романе П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и в стихотворении С. Есенина «Матушка в Купальницу по лесу ходила» (по выбору )
28.Контрольно-обобщающий урок по теме Мифология древних славян.
Перечень учебно-методического обеспечения
предмета «Мировая художественная культура. 5 класс»
Оборудование
мультимедийный проектор;
доска с магнитной поверхностью.
Дидактический материал
Наборы открыток по изобразительному искусству;
карточки по всем изучаемым темам;
тесты, задания и кроссворды по античной и древнерусской мифологии.
Список литературы
(основной и дополнительной)
Литература, использованная при разработке программы
-
Г.И. Данилова Мировая художественная культура. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Москва, Дрофа, 2010;
-
Н.Н. Куцман Мировая художественная культура 5 класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. Волгоград, Корифей, 2011;
-
М.С. Горюшкина, О.В. Ибрагимова, И.Э. Кашекова, Г.П. Сергеева Аттестация учителей и педагогов дополнительного образования. Музыка, ИЗО, МХК: методические рекомендации. Москва, Айрис-пресс, 2007.
-
Мифология. Энциклопедия. - М.: Белфакс, 2002.
-
Н.А.Кун. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима.-М.: Правда, 1988.
-
Ф.Ницше. Рождение трагедии, или Эллинство и варварство. Соч в 2-х т., - М., 1990.
-
Античность как тип культуры. - М., 1988.
-
Сквозь века. - М., 1986.
-
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. - М.,1980.
-
История философии: Запад - Россия - Восток. - М., 1995.
-
Мифология древнего мира. - М: Белфакс, 2002.
-
Б.А.Рыбаков. Язычество древних славян. - М.: Русское слово, 1997.
-
Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. - М., 1987.
-
В.Калашников. Боги древних славян. - М.: Белый город, 2003.
-
Д.Гаврилов, А.Наговицын. Боги славян. Язычество. Традиция. - М.: Рефл-Бук, 2002.
-
А.Платов. Славянские руны. - М.: Гелиос, 2001.
-
Песни, сказки, частушки. - Саратов, 1969.
-
Г.С.Белякова. Славянская мифология. -М.: Просвещение, 1995.
-
А.А. Потебня. Объяснения малорусских и сродных народных песен.
-
А.Н. Нестеров. Религиозно-мифологическое мировоззрение древних славян. - М., 1992.
Литература, рекомендованная для обучающихся
Г.И. Данилова Мировая художественная культура. Вечные образы искусства. Мифология 5 класс. Москва, Дрофа, 2
Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки
Формы контроля знаний обучающихся
В педагогической практике преподавания предмета МХК существуют различные формы контроля знаний обучающихся:
-
высказывания учеников
-
составление сравнительных таблиц;
-
собственное литературное, художественное творчество.
Информационное обеспечение
Краткая характеристика электронных УМК, используемых на уроках.
-
Мировая художественная культура. Библиотека электронных наглядных пособий. Министерство образования Российской Федерации, 2003. Содержит более 400 иллюстраций, словарь терминов, биографии художников, краткие характеристики картин.
-
Мировая художественная культура. 2СD. От наскальных рисунков до киноискусства. ЗАО «Новый диск», 2003. Мультимедийное учебное пособие предназначено для учащихся общеобразовательной школы, а также для учащихся образовательных учреждений гуманитарного профиля. В курсе делается акцент на процесс исторического становления и развития русской культуры в контексте её взаимодействия с культурами других народов мира
3.Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века.
Иллюстрированное приложение к учебному изданию Львова Е.П., Фомина Н.Н., Некрасова Л.М., Кабкова Е.П. «Мировая художественная культура» (Очерки истории), ООО «Питер Пресс», 2008.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ уроков | Раздел/ Тема | Кол-во часов | Планируемые результаты | Образовательный продукт | Виды контроля | ||
Универсальные учебные действия | Освоение предметных знаний (базовые понятия) | ||||||
| 1 | Введение. Сотворение мира. | 1 | Умение работать с литературой | Зарождение мифов. Понятие Космоса. Хаос как источник жизни на земле. | | Стартовая диагностика |
Раздел1.Сюжеты и образы античной мифологии. 26 | |||||||
| 2 | Бог-громовержец Зевс. | 2 | Умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, формирование эстетической культуры | Рождение Зевса, его атрибуты. Поэма Геосида «Теогония». Н.Пуссен Детство Юпитера. | Доклады (по выбору) | Опрос |
| 3 | Окружение Зевса. | 2 | Формулировать вопросы по изучаемой теме, оценивать ответ одноклассников | Исполнители воли Зевса. Миф о Филемоне и Бавкиде. Овидий «Метаморфозы». | Рассказ о своем знаке Зодиака | Опрос |
. | 4 | Прометей-сквозь тысячелетия вперед смотрящий. | 2 | Анализировать текст, сопоставлять различные точки зрения на одну проблему, умение работать в группах | Титан духа и воли. Басни Эзопа о Прометее. Бетховен, Лист, Шуберт. | Картина, поделка на тему «мой Прометей» | Выставка |
| 5 | Посейдон -владыка морей. | 2 | Умение работать с литературой, решать творческие задачи, предъявлять результаты своей деятельности | Атрибуты и свита Посейдона. Скульпуры Бернини, Растрелли. Айвазовский «Посейдон несущийся по морю». | Рисунок на тему «Вулкан – огненная стихия» | Просмотр |
| 6 | Бог огня Гефест | 2 | Сопоставление мнений и фактов, самостоятельный анализ различных источников, учить отстаивать свою точку зрения | Гефест. Миф о его рождении в интерпретации Гомера. Веласкес «Кузница Вулкана». | | |
| 7 | Афина – богиня мудрости и справедливой войны. | 2 | Совершенствовать навыки общения, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность | Культ Афины в Древней Греции. Овидий «Метаморфозы». Миф об Арахне. Веласкес «Пряхи». | Рисунок к мифу об Афине | Просмотр |
| 8 | Лики Аполлона. | 2 | Применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации | Миф о рождении Аполлона, как воплощения красоты. Состязание Аполлона и Марсия. Скульпура Бернини «Аполлон и Дафна». | Подготовка тезисов «мифическая неизвестность» | Зачет |
| 9 | Аполлон и музы Парнаса. | 1 | Рассматривать различные аспекты развития в произведениях искусства, оценивать ответы своих одноклассников | Место обитания Аполлона и муз. 9 муз: Каллиопа, Эвтерпа. Эрато, Мельпомена, Талия. Терпсихора, Клио, Урания, Полигимния. | Терпсихора, рисунок музы танцев | Просмотр |
| 10 | Орфей и Эвридика. | 1 | Использовать ранее полученные знания и переносить их в новую ситуацию, определять область «незнания» в новой задаче | Могучая сила искусства и всепобеждающая сила любви. Миф о рождении музыки. Опера, балет. | Рисунок, открытка, коллаж. Изобразить свое видение мифа об Арфее | Выставка |
| 11 | Диана (Артемида)-покровительница охоты. | 1 | Анализировать , сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры, работать с литературой | Культ Артемиды в Греции. Храм в Эфесе. (Семь чудес света). | Сочинение «тайна созвездия Большой медведицы» | Зачет |
| 12 | Арес (Марс) –неукротимый бог войны. | 1 | Самостоятельная работа с источниками, развивать эстетическую культуру | Война-смысл существования Ареса. Характер, атрибуты, символы, окружение бога. | | |
| 13 | Триумф Диониса. | 1 | Применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации | Покровитель виноградарства и виноделия. Вакханалия. Рубенс. | Сочинение по картине Микеланджело «Вакх» | Зачет |
| 14 | У истоков театрального искусства. | 1 | Усваивать информацию по текстам учебных пособий, дополнительной литературе | Рождение греческого театра. Роль маски в древнегреческом театре. | Таблица | Зачет |
| 15 | Афродита-богиня любви. | 1 | Усваивать информацию по тексам учебных пособий, дополнительной литературе | Миф о рождении Афродиты. Пигмалион и Галатея. Миф об Адонисе. | Конспект | Зачет |
| 16 | Нарцисс и Эхо. | 1 | Использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию, определять область «незнания» в новой задаче | Миф о Нарциссе и Эхо. Кара Афродиты. Брюллов, Пуссен, Караваджо. | Описание картины К.Брюллова «Нарцисс» | Зачет |
| 17 | В сетях Эрота. | 1 | Расширение лингвострановедческих знаний, развитие коммуникативных умений | Эрот-сын Афродиты. Ф.Буше «Венера, обезоруживающая Купидона». | Конспект | Зачет |
| 18 | Амур и Психея. | 1 | Формирование эстетического и эмоционального видения мира, применение полученных знаний на практике | Скульптура А.Канова «Амур и Психея». Задание Венеры. «Душа», «бабочка» | Кроссворд | Зачет |
| 19 | Богиня цветов Флора | 1 | Структурировать учебный материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи | Хлорида. Картина С.Боттичелли «Весна». Д. Тьеполо «Триумф Зефира и Флоры». | Викторина | Опрос |
| 20 | Контрольно-обобщающий урок по теме Античная мифология. | 1 | Обобщать учебный материал в систему знаний, самостоятельная деятельность, умение работать с тестовыми и познавательным и заданиями | Итоговый контроль знаний. | Тест | Промежуточный контроль |
Раздел 2. Мифология древних славян. 8 часов. | |||||||
| 21 | Перун-бог грома и молнии | 1 | Чтение и анализ текстов, расширение познавательной деятельности | Культ громовержца. Сварог и Лада (родители Перуна) Атрибуты и орудия Перуна. Перунов цвет. | Список символов и атрибутов бога Перуна | Опрос |
| 22 | Велес. | 1 | Анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное | Священная «Велесова книга». Скотий бог-хозяин дикой природы. Бог удачи. Податель богатств. | Композиция «народные гулянья» | Просмотр |
| 23 | Даждьбог. | 1 | Применять полученные знания на практике, совершенствовать навыки общения, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации | Бог солнца, податель тепла и света. Дающий бог. Повелитель и распорядитель земных благ. | Проект | Защита проекта |
| 24 | Световид. | 1 | Рассуждать, сравнивать, делать выводы, работать с учебной и дополнительной литературой | Бог Белого света. Оракул. Святки-игры в честь Световида. | Доклад | Опрос |
| 25 | Макошь. | 1 | Логически мыслить, классифицировать, выявлять связи и делать выводы, объяснять особенности | Небесная Богиня Судьбы. Богиня плодородия, колдовства. Параскева Пятница-покровительница хозяек и жен. | Пословицы про пятницу, о земле и т.д. | Опрос |
| 26 | Лада. | 1 | Рассуждать, сравнивать, делать выводы, работать с учебной и дополнительной литературой | Лада-славянская Венера. Островский «Снегурочка». Обряд завивания березы. | Мини-сочинение «современность и Лада» | Зачет |
| 27 | Купало, Ярило, Кострома. | 1 | Обобщать материал как систему знаний, проверить способность творчески мыслить и применять знания на практике | Персонажи весенних и летних праздников. Месть богов. Цветок Иван-да –Марья. | Проект | Защита проекта |
| 28 | Контрольно-обобщающий урок по теме Мифология древних славян. | 1 | Обобщать учебный материал в систему знаний, самостоятельная деятельность, умение работать с тестовыми и познавательным и заданиями | Итоговый контроль знаний. | Тест | Итоговый контроль |
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Вечные образы искусства. Мифология», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: ИЗО (5 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.