Конспект урока «Человек и пространство в изобразительном искусстве»
Поурочные планы по программе Б.М. Неменского
6 класс по разделу 4 четверти
«Человек и пространство в изобразительном искусстве»
Урок 3-4
ПРАВИЛА ЛИНЕЙНОЙ И ВОЗДУШНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ.
Цели: Познакомить учащихся с возможностями передачи пространства в пейзаже, расширить и обобщить знания в области воздушной перспективы, сформировать навыки в передаче образа пейзажа. Повторить и закрепить изученный материал. Учить понимать и видеть красоту природы. Воспитывать бережное и чуткое отношение к природе.
Ход урока:
1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку учащихся.
2. Повторение изученного материала, подготовка к изучению нового.
Вспомним весёлую историю, написанную детским поэтом Маршаком.
«Дама сдавала в багаж,
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку и маленькую собачонку».
Собачка сбежала. При получении багажа хозяйке вручили другую собачку большого размера, сказали при этом,
«За время пути
Собачка заметно могла подрасти».
Вот и вы, ребята, занимаясь в школе, находитесь в пути по стране знаний, складывая свои знания в багаж. Давайте сейчас проверим, а знания ваши за время в пути смогли подрасти?
Ваш багаж знаний поможет нам сегодня изучить новую тему и написать свою собственную картину.
Мы повторим тему прошлого урока.
Вспомните и назовите известные вам законы линейной перспективы.
1.Что такое перспектива?
2.Что происходит с предметами, который удаляется дальше от нас?
3.Что происходит с параллельными линиями, которые удаляются к линии горизонта? (приведите примеры).
4.Как изображаются вертикальные линии?
5.Продолжите фразу следующего закона: «линии, параллельные горизонту….»? (приведите примеры)
Багаж знаний у вас заметно подрос, и вы сами в этом убедились. (устные ответы учащихся оцениваются)
А сейчас мы отправимся в дальнейший путь в страну знаний увеличивать свой багаж.
Основные законы линейной перспективы мы уже знаем. А сегодня на уроке наша цель: узнать законы воздушной перспективы и используя их построить пространство в пейзаже.
Строить пространство в пейзаже мы уже учились, используя линейную перспективу. Мы знаем, что важно определить положение линии горизонта на листе бумаги. Сегодня мы попробуем создать композицию-пейзаж «Дорога, по которой мне хотелось бы пройти».
Откроем альбом, определим и проведём линию горизонта. Подберите нужные вам цвета, горизонтальными, широкими мазками, делая растяжку тона, заполните цветом небо и землю.
(Ученики работают в альбоме, а в этот момент на доску вывешиваются картины И. И. Шишкина.)
Сообщение нового материала:
Чтобы пейзаж на листе бумаги не выглядел плоским, а передавал пространство и воздух, используют закон воздушной перспективы.
Запись в тетрадь:
«Воздушной перспективой называют кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства».
Давайте последовательно разберемся в ее законах на примере работ художника Шишкина.
Воздух – прозрачная среда. Но прозрачность его постоянно меняется из - за мельчайших частиц пыли и влаги, в нем содержащихся. Обволакивая предмет, воздух меняет его внешний вид.
Шишкин в рисунке «Дубы» изображает старый дуб. Его кора испещрена глубокими трещинами, ветви широко раскинутые, закрыли небо на коре, ветвях и листьях играют мелкие пятна света и тени, дробя и оживляя их.
Поодаль художник изображает группу деревьев. Он очерчивает всю из массу и закрывает темно – зеленым тоном. Не видно деталей, все дается цельно, большими пятнами.
Еще обобщеннее показывают самые дальние деревья, слившиеся в одну зелено – серую полосу.
Если в средней группе деревьев светом и тенью выявлены самые крупные ветви, то здесь мы не видим ни стволов, ни ветвей, ни, тем более листьев. Вся глубина пространства разделилась на три плана – ближний, средние и дальний.
Из сказанного можно вывести первый закон воздушной перспективы. (на листе отпечатанный закон помещается рядом с картиной).
Первый закон: Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные обобщено; для передачи пространства ближние предметы надо изображать детально, а дальние – обобщенно.
В другом рисунке «Опушка лиственного леса» Шишкин изображает лиственный лес, перед ним опушку с разными цветами. Художник тщательно прослеживает, как по мере удаления теряется четкость контуров травы, кустов.
Из этих наблюдений можно вывести второй закон.
Второй закон: Для передачи пространства надо делать контуры ближних предметов резче, а удаленных – мягче.
Загрязненность и замутненность воздуха не только смягчает границы удаленных предметов, она изменяет светлоту их поверхности. Если сравнить освещенные солнцем камни первого плана с деревьями на дальнем плане, в картине Шишкина «Лесные дали» можно заметить, как велика разница в их яркости. Цвета дальнего леса точно померкли, потемнели из- за мутной толщи воздуха. Темные или затемненные части, напротив на большом расстоянии светлеют. Это объясняется тем, что свет, проходя сквозь замутненные воздух, отражается во все стороны от мутящих его частиц. Образуется светлая завеса, которая прикрывая темные предметы и тени, делает их светлее. Из этих наблюдений можно вывести третий закон.
Третий закон: Для передачи пространства удаленные светлые предметы надо слегка притемнять, а темные – осветлять.
В картине Шишкина «Перед грозой» мы видим, как солнечный свет, выделяет каждую травинку, цветочек и вызывает густые темные тени, падающие от высоких деревьев. Здесь возникает светотень контраста светлого и темного, но на большом расстоянии контрастность между светом и тенью исчезает. Освещенные поверхности по яркости становятся близкими затененными, что делает дали почти одинаково серыми. На этом примере мы видим четвертый закон.
Четвертый закон: Для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние – плоско.
Как бы чист и прозрачен не был воздух, он содержит мутные частицы. Они изменяют не только яркость, но и цвет удаленных поверхностей.
При малой концентрации частиц дымка придает удаленным предметам фиолетовый оттенок.
С увеличением толщи воздуха и частиц, в нем содержащихся, в воздухе происходит рассеивание не только фиолетовых, но и других лучей – синих и голубых.
Воздушная синяя и голубая дымка окутывая дальние предметы, придает им синие и голубые оттенки. Это изменение цвета предметов по мере их удаления от наблюдателя наглядно выражено в картине Шишкина «Лесные дали», Где пространство как бы делится на несколько цветовых зон.
На первом плане ярко – зеленая группа деревьев; на втором такие же деревья кажутся менее зелеными; на третьем – синими, на дальних планах – голубыми разной насыщенности.
Шишкин в картине «Дождь в дубовом лесу» передает состояние природы, когда воздух, насыщенный капельками воды, становится непроницаемым, а дали – белесыми и расплывчатыми. Наблюдения этих явлений позволяют сформулировать пятый закон воздушной перспективы.
Пятый закон: Все удаленные предметы, прикрываясь воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки – фиолетовый, синий, голубой или беловатый, для передачи пространства надо ближние предметы изображать ярко окрашенными, а удаленные – бледными.
Рассмотрим еще картину Шишкина «Уголок заброшенного сада». Мы увидим что изображение ближних предметов осуществляется богатством оттенков, а дальних предметов – скудной цветовой гаммой.
Так в траве на первом плане мы видим различные оттенки зеленого желтоватые в освещенных местах листья и бело – желтые соцветия.
Посмотрим теперь живописное состояние удаленных предметов. Художник использует всего лишь два – три оттенка зеленого цвета для обобщенного изображения травы и кроны деревьев.
Это особенность нашего видения формулируется в шестой закон воздушной перспективы.
Шестой закон: Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные - одноцветными; для передачи пространства ближние предметы надо изображать различными по цвету красками, а удаленные – одинаковыми.
Зная и применяя перечисленные законы перспективы, вы сможете грамотно и эмоционально передать пространство пейзажа.
Закрепление знаний
Перечислите законы воздушной перспективы, рассмотренные на уроке ( на доску вывешиваю лист бумаги формата А-3, имитирующий пространство, небо и землю.
Зная законы линейной и воздушной перспективы из картинок-призов мы сейчас составим свой пейзаж. Приклейте свои картинки на листе, соблюдая законы перспективы. ( Учащиеся составляют пейзаж).
Практическая работа.
Задание 1-го урока. Выполнить эскиз рисунка уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы (работа карандашом ).
Задание 2-го урока. Выполнить рисунок уходящей вдаль аллеи (работа красками с ограниченной палитрой).
Материалы: акварель, гуашь, бумага, кисти, салфетки.
Для эмоционального настроя учащихся звучит музыка Чайковского «Времена года».
Анализ работы: Учащиеся вывешивают работы на доске. Один из желающих анализирует.
Итог урока:
-
Выставка работ учащихся.
-
Беседа с учащимися по вопросам:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Назовите способы передачи глубины пространства.
- Что называется точкой зрения? Точкой схода?
- Расскажите об основных правилах линейной перспективы.
- Как изменится контрастность света и тени при удалении объёмного предмета от рисующего?
- Смогли вы в своих рисунках передать глубину пространства?
Домашняя работа :
Сбор информации по данной теме; постараться отработать практические приёмы по овладению правил линейной и воздушной перспективы.
УРОК 5
«ПЕЙЗАЖ - БОЛЬШОЙ МИР. ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗОБРАЖАЕМОГО ПРСТРАНСТВА»
Цель: расширить знания учащихся о пейзаже как жанре изобразительного искусства;
сформировать умение видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира.
Задачи: показать многообразие форм и красок в изображении пейзажа; овладеть навыками передачи цветом того или иного состояния в природе, найти нужный колорит;
совершенствовать технику работы с красками (гуашь, акварель);
показать связь изобразительного искусства с музыкой и литературой.
Оборудование: репродукции картин художников-пейзажистов:
И.Левитана «Над вечным покоем», К. Моне «Впечатление. Восход»,
пейзажи М. Абакумова, А. Куинджи «Ночь над Днепром»,Гробарь «Февральская лазурь,П. Гогена, Ван Гога,А. Матисса, И.Айвазовского, стихотворения Т. Курбатовой.
Музыка П.И. Чайковского «Времена года»
Оборудование для учеников: акварельные и гуашевые краски, кисточки, простой карандаш, ластик, лист форматом А-4, палитра, банка для воды.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Приветствие.
-
Проверка принадлежностей к уроку изобразительного искусства.
-
Вступительное слово учителя.
Учитель:
Сгустились сумерки,
Прозрачен небосвод.
Над гладью вод,
Подернутых туманом,
Мерцает бабочек печальный хоровод,
В лиловой дымке спрятались поляны.
Т. Курбатова
Заметает пурга
Белый путь.
Хочет в мягких снегах
Потонуть.
Ветер резвый уснул
На пути;
Ни проехать в лесу,
Ни пройти…
С. Есенин
… Пройдет зима холодная,
Настанут дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушистые,
Листами изумрудными
Леса зазеленеются,
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые…
С. Дрожжин
Вы прослушали стихотворения. Скажите, к какому жанру относятся эти поэтические зарисовки.
Ученики: Эти стихотворения относятся к жанру пейзажа.
Учитель: Прослушав эти строки, какие образы природы возникли в вашем воображении? Какое настроение вызвала та или иная поэтическая зарисовка?
(Ответы учащихся).
Учитель: Мы с вами неоднократно встречались с жанром пейзажа в процессе обучения. Что изображали художники на своих полотнах?
Ученики: Луга, поля, леса, озера, реки, моря, города…
Учитель: Верно, но просмотрев великое множество пейзажей вы не найдете ни одного похожего. Даже если художники будут писать один и тот же сюжет, они напишут его по-разному. Художники-пейзажисты создавали художественные образы, как бы заново открывая нам вечную красоту природы
-
Изучение нового материала.
Рассказ об истории пейзажа с применением видеоматериала.
Учитель: ПЕЙЗАЖ (фр. paysage, от pays – местность, страна, родина) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта (общий вид местности: горы, леса, поля, реки).
Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита, в рельефах и росписях стран Древнего Востока, особенно Древнего Египта и Древней Греции.
(Слайд №2)
Как самостоятельный жанр пейзаж появился в Китае еще в VI веке.
(Слайд №3)
Пейзажи китайских художников одухотворены и имеют глубокий поэтический смысл, как бы показывая вечно обновляющуюся природу, беспредельное пространство, которое кажется таковым из-за введения в композицию обширных горных панорам, водных гладей и туманной дымки. В пейзаж включаются человеческие фигурки и символические мотивы (горная сосна, бамбук, дикая слива), олицетворяющие возвышенные духовные качества.
Под влиянием китайской живописи возник и японский пейзаж, отличающийся обостренной графичностью, декоративными мотивами, более активной ролью человека в природе (К. Хокусай).
(Слайд №4)
К XV веку жанр пейзажа возникает в Нидерландах, художники стремятся правдиво отображать природу, но она является лишь фоном для человека. Самостоятельный жанр пейзажа окончательно сформировался в XVII в. Его создали голландские живописцы. Особый расцвет пейзажной живописи наблюдался в XVII-XVIII вв. (П. Рубенс во Фландрии, Рембрандт и Я. Рейсдал в Голландии, Н. Пуссен, К. Лоррен во Франции).
(Слайд №5)
В XIX веке творческие открытия мастеров пейзажа, завоевания пленэрной живописи (К. Коро во Франции, А. Иванов, А. Саврасов , Ф. Васильев, И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов в России
(Слайд №6,7)) продолжили импрессионисты (Э. Моне, О. Ренуар во Франции, К. Коровин, И. Грабарь в России (Слайд №8)), открывшие новые возможности в передаче изменчивости световоздушной среды, неуловимых состояний природы, богатства красочных оттенков.
Крупные мастера конца XIX-XX в. (П. Сезанн, П. Гоген, Ван Гог, А. Матисс во Франции, А Куинджи, Н. Рерих, Н. Крымов в России, М. Сарьян в Армении (Слайд №9)) расширяют эмоциональные, ассоциативные качества пейзажной живописи. Традиции русского пейзажа обогатили А. Рылов, К. Юон, А. Остроумова- Лебедева, А. Куприн, П. Кончаловский и другие.
Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, но и передает чувства и настроения. В основе любого живописного произведения – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету.
Морские пейзажи называют «маринами», они составляют самостоятельный жанр. Яркий пример – картины И.Айвозовского (Слайд №10).
- Какие чувства вызвали увиденные сегодня вами картины известных художников?
- Что в своих произведениях помимо видимого предметного мира передают художники? Чем отличается фотография от живописного полотна художника-пейзажиста?
- что из увиденного сегодня на уроке больше всего затронуло, запомнилось, удивило вас в картинах?
Объяснение работы над пейзажем.
Пейзаж требует такого же мастерства, как и другие жанры. Первое качество пейзажиста – умение рисовать. Второе важное качество – умение наблюдать.
Множество подобных впечатлений должно храниться в памяти художника и в нужный момент выразиться в пейзаже. Внимание к деталям позволяет писать по памяти. Третье и главное качество пейзажиста – чувство природы.
Без эмоционального воздействия нет художественного произведения. Чтобы написать пейзаж нужно увидеть и прочувствовать, как блестит вода, как она светла и прозрачна; как струится теплый воздух при переходе к речной прохладе; как бегут тени от облаков по земле; как пробивается солнце сквозь чащу леса или торжественно всходит утром, заливая землю.
И здесь вступает в силу цветовое видение, умение передать цветом то или иное состояние природы, найти нужный колорит.
Земля – твердь, небо – воздух, а вода – живое начало. Небо всегда по тону светлее земли во много раз, а вода по тону темнее неба, но всегда светлее земли. Исключение – освещение во время грозы. Важно передать рябь на воде или же написать волны. В воде всегда отражается небо, облака дают свое цветовое отражение. Особое значение имеют качество и форма мазка.
Утром в пейзаже преобладают золотисто-розовые оттенки, вечером – желто- оранжевые, в пасмурный день светло-серебристые, при свете луны – голубые и зеленоватые цвета.
Все времена года имеют свои характерные цвета в пейзаже. Палитра их многообразна.
Весной больше небесно-голубого, природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому палитра состоит из мягких пастельных тонов: кремового, розового, абрикосового, голубого, светло-желтого и охристого. Ну, а для контраста – цвет молодой зелени и приглушенный коричневый.
Краски лета очень сочные, яркие и радостные. Палитру составляют травянисто-зеленый, алый, малиновый, синий, темно-желтый и оранжевые цвета. К каждому локальному цвету подбирается богатая гамма разнообразных сложных оттенков.
Осеннюю палитру составляют краски с теплым основным тоном, словно излучающие цвет. Очень эффектно выглядят композиции, построенные на контрастах синего и оранжевого, желтого и фиолетового, красного и желтого; темные красно-коричневый, бордовый и фиолетовый цвета ярче и заметнее в сочетании со светлыми охристыми тонами. Основную цветовую гамму может дополнить зеленый цвет хвои, а для неба в пору золотой осени используют синий кобальт.
Зимний пейзаж содержит, как правило, максимум цветовых контрастов, небо становится темнее, чем поверхность земли. Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, сияющие синеватые оттенки льда, контрасты белого и черного цветов. Композиции чаще всего четкие, ясные, лаконичные. Романтический образ зимы помогут создать нежные цвета, удачно сочетающиеся с нейтральными серыми оттенками.
Живописное изображение пейзажа создается на основе знаний законов линейной, воздушной и цветовой перспективы. Помните о цельности видения и методе работы отношениями.
-
Практическая часть.
Учитель: На уроке вам предстоит выполнить работу изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир» (по памяти и впечатлению). Можно изобразить любое время года в одном из состояний природы.
(Слайд №11)
Первый этап: Выбор сюжета и построение композиции. Рисунок выполняется кистью красками теплых или холодных цветов в зависимости от колорита.
Второй этап: Прокладка основных цветов неба, воды, земли, крон деревьев. Передача верных тональных и цветовых отношений.
Третий этап: прорисовывание деталей, обобщение и завершение работы. Достижение колористического единства пейзажа.
-
Итоговая часть.
1. Выставка работ учащихся, их оценка. (Слайд №13).
2.Заключительное слово учителя.
Посмотрев ваши работы, можно сказать: каждый художник неповторим. Какое многообразие композиционных, колористических решений мы находим в ваших пейзажах. В лучших картинах вы сумели решить широкий круг вопросов – от выбора формата и размера рисунка до выбора перспективы, изображения пространства. И по этому результаты вашей работы получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки.
Домашняя работа:
Собрать иллюстрации с изображением пейзажей; проанализировать наиболее удачные, с вашей точки зрения, понравившиеся и наименее удачные; объясни свою оценку.
УРОК 6
Пейзаж- настроение. Природа и художник.
Цель урока: Расширить знания учащихся о пейзаже как таком жанре в искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности.
Познакомить с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения.
Учить находить красоту природы в разных её состояниях.
Показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение.
Совершенствовать технику работы с красками.
Развивать творческое воображение, технику работы кистью.
Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.
План урока:
-
Организационная часть.
-
Изложение материала.
-
Практическая работа.
-
Анализ урока и домашнее задание.
Оборудование: таблица с низкой и высокой линией горизонта, картина И.И. Левитана «Золотая осень».
Пространственное действие цветов, перспектива
С помощью цвета всегда можно передать иллюзию пространства. Однако это впечатление является относительным и зависит от внешних обстоятельств. Пространственное действие цвета, расстояние его от предмета может выражаться в собственной его яркости, а также в контрастах светлого и темного или холодного и теплого. Тот же эффект имеет насыщенность цвета. Прежде всего в современной живописи, признающей цвет как единственное изобразительное средство в картине, известны выразительные произведения, в которых цвет является одновременно пространством. "Искусство построения" и внутренняя архитектура картины, а также монументальная живопись в той или иной степени тоже содержат элементы этого явления.
Искусство живописи состоит, прежде всего, в умении осознанно использовать цветовые контрасты.
Как ни впечатляют в наши дни публику картины импрессионистов, не стоит забывать, что именно они были теми художниками, которые сопоставили науку о цвете с живописью и продемонстрировали эту связь в своих картинах.
(Примечания к учению о колорите.
•Области цвета
Цветная область: никаких примесей белого и черного.
Не цветная область: только черный и белый, а также их смеси.
Область серых тонов: белый и черный, а также цветные цвета в смесях; цветные и не цветные цвета.
Область цветов земли: натуральные пигменты, в основном коричневые тона.
• Первичные (основные) цвета
соответствуют цветам спектра. В живописных красках различают первичные (основные) цвета, если они не смешаны с другими цветами. Живопись строится на пяти первичных цветах: белом, черном, желтом, пурпурном, синем. Эти цвета имеются в продаже как масляные живописные краски (в ряде российских учебных пособий для художников к группе основных цветов относят три цвета - красный, синий, желтый).
• Смешение цветов
Осветление: цвет и белила;
замутнение в серый тон: цвет и серый;
замутнение в черный тон: цвет и черный;
преломление, цветное замутнение: цвет и дополнительный цвет;
цветные смеси:
цвет I и цвет II, например пурпурный и оранжевый;
модулировки:
равномерные цветовые переходы в цветной или не цветной области - например, цвет и белый, цвет и цвет, то есть от желтого к белому, от желтого к оранжевому.
• Собственная яркость
цвет зависит от цветного окружения.
• Насыщенность, интенсивность
Спектральные цвета в большинстве случаев насыщенные (в них много частей цветных цветов); цвета невысокой собственной яркости увеличивают свою интенсивность за счет осветления.
• Глубина цвета, цветовая перспектива
За счет равномерного смешения по направлению к светлому оттенку (равномерное осветление), и равномерных цветовых переходов ("растирание"), появляется впечатление цветовой и пространственной глубины).
Осень – время увядания природы, время серых туч и холодных, долгих дождей. Осень вызывает чувство печали и тоски. Но осень в сухую, тёплую погоду, очень красивое время года, потому, что деревья меняют цвет своих листьев и это разнообразие цветов вызывает чувство бодрости у человека, появления у него жизнерадостного настроения.
Именно про осень замечательный русский поэт А.С. Пушкин написал стихотворение:
«Унылая пора, очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса».
Многие писатели в своих произведениях восхищаются этим дивным природным периодом времени.
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера ...”
(Ф. Тютчев)
“Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят
Лишь в бору, поникли ели
Зелень мрачную храня”.
(М. Лермонтов)
“И послушно ветру вслед
Листья улетают.
Значит, лета больше нет,
Осень наступает”
(А.Плещеев)
На картине И. И. Левитана небольшая речка несёт свои спокойные воды. Немного изгибаясь, она удаляется в глубину луга, и у одиноко стоящей берёзы, резко под прямым углом поворачивает влево. Вода у берега тёмная, как в омуте, и в ней отражаются прибрежные травы и цветы. По берегу речки растёт трава – птичья гречиха. Молодые берёзы сплошь покрыты золотой листвой (Знакомство с методом замутнения цвета в рисунках. Обратить внимание учащихся на различные проявления этого эффекта в природе.).
Рассказ о художнике. И.И. Левитан (1860 – 1900) очень любил родную страну. Его картины учат видеть и понимать красоту и обаяние русской природы.
Левитан рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве, ему часто приходилось голодать. Ночевать приходилось в училище, так как он не имел своего угла.
Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил всё красивое. Он оставил нам богатое художественное наследие. Многие его картины находятся в Третьяковской галерее, в Русском музее города Санкт Петербурга. Современники называют Левитана поэтом русской природы.
Практическая работа:
Задание. Выполнить рисунок осеннего пейзажа в одном из состояний природы: ветер, туман, дождь, яркое солнце и тени.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приёмов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение; 4) контроль объёма и качества выполнения работы.
Итог урока.
1) Выставка работ учащихся.
2) Заключительное слово учителя.
Осень – щедрое на дары, праздничное, нарядное по цвету время года – всегда радовало поэтов и художников. Помните замечательные строки А.С.Пушкина : «Люблю я пышное природы увядание, в багрец и золото одетые леса» ?
Ваши лучшие работы пленяют зрителя своим лиризмом. В каком – то пейзаже чувствуешь себя уютно, другие рождают созерцательное настроение. Но главное, что ни одна из ваших работ не оставляет зрителя равнодушным.
Домашняя работа :
Подобрать материал о художниках – пейзажистах городского пейзажа, архитектурного пейзажа и иллюстрации этих видов пейзажей.
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Человек и пространство в изобразительном искусстве», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: ИЗО (6 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.