Конспект урока «Программирование правильных многоугольников и окружностей» по информатике для 5 класса
ГБОУ лицей №144 г. Санкт-Петербург
Учитель информатики Мочалова Марина Владимировна
Урок информатики в 5-6 классах
План открытого урока
5 класс
Тема урока: Программирование правильных многоугольников и окружностей.
Цель урока: Изучить построение правильных многоугольников в среде ЛОГО;
вывести формулу угла поворота при построении правильных многоугольников с заданным числом сторон. Формировать навыки для написания программ построения окружностей.
1. Разминка (с целью повторить и закрепить знания, полученные на предыдущих уроках).
-
Кто является исполнителем команд в среде ЛОГО?
-
Что такое исходное положение черепашки?
-
Как называется место экрана, где печатаются команды для черепашки?
-
Что происходит по команде cг?
-
Как называется часть экрана, на котором Черепашка выполняет данные ей команды?
-
Можно ли вместо команд вп и нд записать вперед и назад?
-
Если дана команда нд 180, черепашка развернет голову на 1800 или она останется в прежнем положении?
-
Для чего нужна команда повтори?
-
Сколько команд может быть в одной строке командного центра: одна или несколько?
-
Зачем нужны команды «поднять перо» и «опустить перо»?
-
Зачем нужны команды «спрятать черепашку» и «показать черепашку»?
2. Новая тема: правильные многоугольники.
В курсе наглядной геометрии вы начали изучать геометрические фигуры. Они бывают плоскими, а бывают объемными. Сейчас вы работаете с плоскими фигурами. А какие фигуры вы знаете? (Примеры). В треугольнике – 3 угла и 3 стороны. В четырехугольнике – 4 угла и 4 стороны. А как вы назовете фигуру, у которой много сторон и много углов? Правильно, многоугольник. Теперь подумайте, какой многоугольник называется правильным? (Правильным называется многоугольник, у которого все углы равны между собой и все стороны равны между собой). Приведите примеры известных вам правильных многоугольников. А можно ли ромб назвать правильным четырехугольником? Почему?
Рассмотрим, что такое правильный многоугольник с точки зрения Черепашки.
Попросим Черепашку нарисовать правильный многоугольник с количеством сторон 3, т. е. правильный треугольник.
Нетрудно заметить, что при рисовании треугольника Черепашка, пройдя длину стороны треугольника, должна повернуться на угол, отмеченный на рисунке дугой. Мы сказали, что в любом правильном многоугольнике все углы его равны между собой. Поэтому и углы, отмеченные дугой, тоже равны между собой. Подсчитать величину этого угла можно на основе следующих рассуждений. Поскольку Черепашка, нарисовав треугольник, вернулась в исходное положение, значит она совершила суммарный оборот на 3600. Получается, что Черепашка, поворачиваясь 3 раза, нарисовала нужный нам треугольник и вернулась в исходное положение, сделав полный оборот в 3600.
Таким образом, чему же равен угол одного поворота? Как вы думаете, как его рассчитать?
Нужно величину полного оборота (3600) разделить на количество поворотов, т. е. на 3:
3600 : 3=1200
Следовательно, можно сделать вывод: при построении правильного многоугольника с количеством сторон n угол одного поворота b рассчитывается по следующей формуле:
b = 360 : n
Давайте рассмотрим правильный четырехугольник – квадрат и проверим правильность нашего вывода.
Квадрат: повтори 4 [вп 50 пр 90]
Сумма углов поворота: 90 + 90 + 90 + 90 = 360.
Угол одного поворота равен: 360 : 4 = 90, что очевидно и из рисунка.
В программе угол поворота может быть задан либо заранее подсчитанным числом, либо представлен в виде арифметического выражения, например, в случае треугольника:
повтори 3 [вп 50 пр 360 / 3]
Теперь по своему желанию разбейтесь на пары и напишите (каждая пара) программу для построения любого правильного многоугольника с произвольной длиной стороны. После этого проверяем варианты, написанные каждой парой, разбираем ошибки, если они есть.
Физкультпауза 3 минуты.
Теперь займемся исследованием многоугольников с большим числом сторон с помощью компьютера (садимся за компьютеры).
Давайте построим правильный 18-угольник с длиной стороны 40 шагов (повтори 18 [вп 40 пр 20]) и рядом с ним, слева еще один многоугольник с количеством сторон 36 и длиной стороны 20 шагов. И пусть черепашка нарисует этот многоугольник, поворачиваясь налево: повтори 36 [вп 20 лв10].
Как вам кажется, на что похожи нарисованные фигуры? Правильно, на окружности. И чем больше сторон будет у многоугольника, тем больше он будет походить на окружность. Хотя если посмотреть на многоугольник как бы через лупу, его контур окажется не плавной линией, а ломаной. Действительно, ведь черепашка проходит несколько шагов вперед и поворачивает направо или налево. Если же шаг черепашки будет очень мал и угол поворота тоже будет маленьким, то тогда многоугольник будет как бы приближаться к окружности. С определенной погрешностью за окружность можно принять даже правильный 36-угольник. А что же такое окружность? (Окружность – это такая геометрическая фигура, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от ее центра.)
Давайте сейчас построим несколько окружностей разного цвета как правильные многоугольники.
1. 60-угольник со стороной 2 шага (повтори 60 [вп 2 пр 6])
2. 90- угольник со стороной 3 шага (повтори 90 [вп 3 пр 4])
3. 120- угольник со стороной 4 шага (повтори 120 [вп 4 пр 3])
4. 180- угольник со стороной 1 шаг (повтори 180 [вп 1 пр 2])
5. 360- угольник со стороной 2 шага (повтори 360 [вп 2 пр 1])
Выводы: 1). При построении правильного многоугольника с количеством сторон n угол одного поворота b рассчитывается по формуле:
b = 360 : n
2). За окружность можно принять правильный многоугольник с большим количеством сторон (36 и более) и небольшой длиной стороны.
Сейчас мы проверим, как вы поняли и усвоили сегодняшний материал.
На карточках вам даны задания. В задании №1 нужно обвести цифру правильного ответа. В задании №2 в пустой столбец таблицы нужно вписать угол одного поворота для построения указанных многоугольников. В задании №3 нужно написать программу построения указанной фигуры. После выполнения задания обменяйтесь с соседом карточками и проверьте задания друг друга.
1. Чтобы нарисовать правильный 10-угольник со стороной 20 шагов, нужно дать команду 1. повтори 20 [вп 10 пр 18] 2. повтори 10 [вп 20 пр 36] II. Угол одного поворота Правильный 36-угольник Правильный 12-угольник Правильный 9-угольник Правильный 18-угольник III. 15
.
Домашнее задание: подумайте, как заставить черепашку нарисовать половину окружности. Запрограммируйте волну:
Список источников:
-
Макарова Н.В. Информатика 5-6. Начальный курс.
-
Белова Г.В. Программирование в среде ЛОГО. Первые шаги.
-
Юдина А.Г. Практикум в среде LogoWriter.
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Программирование правильных многоугольников и окружностей», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Информатика (5 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.