- Решение задач на ветвление. Программирование диалога с компьютером

Конспект урока «Решение задач на ветвление. Программирование диалога с компьютером» по информатике

Тема: Решение задач на ветвление. Программирование диалога с компьютером

Место урока в теме: урок предусматривает использовать знания линейных программ и программ, использующих ветвление. После этого урока начинается изучение программирование циклов.

Краткая аннотация: Данный урок состоит из двух частей: теоретической и практической. В ходе изучения теории рассматривается порядок выполнения действий учащихся при создании дружественного интерфейса в программировании. Выполняя практическую часть, дети учатся применять полученные знания.

Цель урока: систематизировать и обобщить сведения полученные учащимися по теме "Программирование ветвления "; акцентировать внимание учащихся на программирование диалога между пользователем и компьютером.

Задачи урока:

Образовательные:

  • активизация и закрепление знаний учащихся по теме "Программирование ветвления";

  • систематизация и расширение знаний учащихся о действиях с информацией;

Развивающие:

  • развитие логического мышления учащихся – умений выделять главное, существенное, обобщать имеющуюся информацию;

  • развитие у учащихся навыков самостоятельной работы;

  • развитие воображения;

  • формирование положительной самооценки.

Воспитательные:

  • формирование у учащихся познавательной потребности, интереса к предмету за счет использования на уроке различных методов;

  • воспитание дисциплинированности;

  • формирование чувства коллективизма и здорового соперничества;

  • повышение грамотности устной речи учащихся.

Тип урока: комбинированный урок- закрепление

Оборудование урока:

  • компьютеры с операционной системой MS Windows;

  • мультимедийный проектор, экран;

  • презентация, подготовленная в Power Point;

Раздаточный материал - листок с материалом к уроку, задания для работы в группах.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Объяснение материала (мотивация, постановка учебной задачи и планирование её решения)

  4. Работа в парах над задачей (разработка сценария)

  5. Программирование задачи и её защита

  6. Подведение итогов, домашнее задание



Ход урока:

То, что мы знаем – ограничено,

А, то, что мы не знаем – бесконечно.

П. Лаплас

  1. Организационный момент.

Учитель:

Здравствуйте ребята. Садитесь. Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у Вас, девятиклассников, жажду новых познаний, ведь «великий океан истины» по-прежнему расстилается перед Вами не исследованным до конца.

Тема нашего урока: «Программирование диалога с компьютером». (Слайд № 1)

Откройте тетради, запишите число и тему урока. Обратите внимание на эпиграф. Сегодня на уроке мы с Вами поговорим о двух понятиях: программах и диалоге. Попытаемся научиться составлять программы на компьютере с использованием соответствующего задаче диалога. (Слайд № 2)

Что-то новое всегда кажется на первый взгляд сложным, поэтому давайте работать вместе.

Вместе не трудно, вместе не тесно,

Вместе легко и всегда интересно!

  1. Повторение ранее изученного материала.

Сегодня на уроке мы будем составлять программы используя линейные алгоритмы и алгоритмы на ветвление. Зарисуйте, пожалуйста, блок-схемы для линейных программ и программ на ветвление? Любой вывод на экран происходит по оператору вывода, записанному в программе. Запишите оператор вывода данных на экран?

3.Объяснение материала (мотивация, постановка учебной задачи и планирование её решения)

Что же такое диалог с компьютером?

Если вы исполняли рассмотренные выше программы на компьютере, то почувствовали определенное неудобство при работе с машиной. Во-первых, непонятно, когда машина начи­нает ожидать ввода данных, какие данные и в каком порядке нужно вводить (это ведь можно и забыть). Во-вторых, резуль­таты получаются в виде чисел на экране, без всяких пояснений их смысла. Ясно, что люди между собой так не общаются.

Любую программу составлять нужно так, чтобы ее исполнение имитировало диалог между компьютером и пользователем в понятной для человека форме.

Прежде чем начать составление программы, нужно проду­мать сценарий такого диалога.

Сценарий работы программы — это описание ее общения с пользователем (пользовательского интерфейса). Интерфейс обязательно должен быть дружественным.

Например, составим сценарий работы программы, вычис­ляющей сумму двух целых чисел. На экране компьютера по­следовательно должны появляться следующие строки (для примера предположим, что будем вводить числа 237 и 658):

Введите первое слагаемое: А= 237

Введите второе слагаемое: В = 658

А + В = 895

Пока!

Здесь курсивом записаны символы, которые выводит компьютер по программе, а прямым жирным шрифтом — символы, вводимые пользователем.

Следовательно, с помощью оператора вывода на экран вы­носятся не только результаты решения задачи, но и все эле­менты диалога со стороны компьютера.

На листочке «Материал к уроку» записана программа, которая реализует наш сценарий. Рассмотрим её внимательно. Весь диалог реализуется с помощью оператора вывода. В этой программе используется возможность включать в список вывода символьные строки, заключенные в апост­рофы, и арифметические выражения. Выражение А+В снача­ла вычисляется, а потом полученное число выводится на эк­ран. Конечно, для вычисления суммы можно было написать отдельный оператор присваивания, но можно и так, как в этом примере.

Еще обратите внимание на оператор writeln без списка вывода. Он обеспечивает пропуск строки на экране.

Вот программа, которая реализует наш сценарий:

Program Summa;

Var A, B: integer;

Begin write (‘Введите первое слагаемое А=’);

Readln (A);

Write(‘введите второе слагаемое: В=’);

Readln(B);

Writeln;

Writeln (‘A+B=’, A+B);

Writeln (‘Пока!’)

End.


Компьютерная программа совсем не обязательно должна иметь математическое содержание. Вот пример сценария, судя по которому компьютер выполняет роль электронной няньки, заботящейся о здоровье школьника. Приводятся два варианта развития сценария, в зависимости от ответа ребенка.

Вариант 1:

Ты вчера был болен. Измерь-ка темпера­туру.

Сообщи, какая у тебя температу­ра: 36.5

Ты здоров, дружок! Можешь идти в школу. Желаю успехов!

Вариант 2:

Ты вчера был болен. Измерь-ка температуру!

Сообщи, какая у тебя температура: 37.3

Ты еще болен! Раздевайся и ложись в постель. Поправляйся, дружок!

Алгоритм этой программы содержит ветвление. Идея ал­горитма состоит в том, что значение температуры ребенка сравнивается с величиной нормальной температуры челове­ка: 36,6 °С. И если у ребенка температура выше, то он нездо­ров.

По этому алгоритму получается следующая программа на Паскале:

Program nanny;

Var T: real;

Begin writeln (‘Ты вчера был болен.

Измерь-ка температуру!’);

Write(‘Сообщи какая у тебя температура:’);

Readln(T);

If T>37

Then begin

Writeln (‘Ты ещё болен! Раздевайся и ложись в постель.’);

Writeln (‘Поправляйся, дружок!’)

End

Else begin

Writeln (‘Ты здоров, дружок! Можешь идти в школу.’);

Writeln (‘Желаю успехов!’)

end

End.


Обратите внимание на два момента: во-первых, перед сло­вом else ни в коем случае нельзя ставить точку с запятой; во-вторых, в записи и при вводе вещественных чисел целая и дробная части числа отделяются десятичной точкой. Составляя подобную программу, вы сами организуете ин­терфейс компьютера с пользователем вашей программы. Этот интерфейс обязательно должен быть дружественным. Содержание диалога должно быть понятным и удобным.

Ребята у кого есть вопросы по этому материалу? (дети задают вопросы, учитель отвечает)

4. Следующий этап работы - работа в парах. На каждую пару дается задание подобное тому, что мы разобрали. Ваше задание продумать сценарий диалога для решения этой задачи за партой, потом за компьютером создать программу на Паскале реализующую диалог.

5. Программирование задачи и её защита

6.Подведение итогов: выставление оценок за задачи.

Домашнее задание: Гл.6 параграф 38. Листок с задачами, для двух из которых надо написать сценарий диалога и программу его реализующий.

Загляните в компьютер. Сколько еще не познанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательных натур!

Спасибо за урок, до свидания!



Здесь представлен конспект к уроку на тему «Решение задач на ветвление. Программирование диалога с компьютером», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Информатика Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Список похожих конспектов

ЗАНЯТИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ Решение задач на развитие внимания, памяти, мышления. Элементы логики. Суждение: истинное и ложное

ЗАНЯТИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ Решение задач на развитие внимания, памяти, мышления. Элементы логики. Суждение: истинное и ложное

ЗАНЯТИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ . Тема занятия:. Решение задач на развитие внимания, памяти, мышления. . . Элементы логики. Суждение: истинное ...
Одномерные массивы. Решение задач

Одномерные массивы. Решение задач

Конспект. . урока информатики. по теме «Одномерные массивы. Решение задач». Тема: Одномерные массивы. Решение задач. Цели урока:. 1.Обучающие:. ...
Линейное программирование на языке TurboPascal

Линейное программирование на языке TurboPascal

Интегрированный урок информатика и экология 7 классе. Тема урока : Линейное программирование на языке TurboPascal. Цель:.  . Сформировать навыки ...
Знакомство с компьютером

Знакомство с компьютером

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Знакомство с компьютером. . ФИО (полностью). . Ластовкин Николай Владимирович. . . . Место работы. . ...
Граф. Решение задач с помощью графа

Граф. Решение задач с помощью графа

Назарбаев Интеллектуальная школа физико- математического направления. г. Кокшетау Акмолинская область. Конспект ...
Ветвление на языке Паскаль

Ветвление на языке Паскаль

Урок по теме «Ветвление на языке Паскаль». Цель: Продолжить формирование навыков решения основных типов задач по информатике в форме тестирования. ...
Использование анимации и звука в презентации. Создаем анимацию на заданную тему

Использование анимации и звука в презентации. Создаем анимацию на заданную тему

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа. № 1971. по информатике и икт. для 5 классаучитель ...
Исполнитель Колобок на линейке

Исполнитель Колобок на линейке

Муниципальное общеобразовательное учреждение. «Пятницкая средняя общеобразовательная школа». Волоконовского района Белгородской области. ...
Информационные модели на графах

Информационные модели на графах

Урок "Информационные модели на графах". Цели урока:. . •расширить представления учащихся о видах информационных моделей;. . •сформировать ...
Введение в предмет Вводный инструктаж по технике безопасности при работе на ПК

Введение в предмет Вводный инструктаж по технике безопасности при работе на ПК

Тема урока: Введение в предмет. . Вводный инструктаж по технике безопасности при работе на ПК. . . Цели урока:. . познакомить учащихся с ...
Ввод формул. Ссылки на ячейки. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Функции. Использование стандартных функций

Ввод формул. Ссылки на ячейки. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Функции. Использование стандартных функций

1. . 8. . класс. . Практическая работа за компьютером на тему:. . Ввод формул. Ссылки на ячейки. . . Относительные, абсолютные и смешанные ...
Линейная программа на Паскале

Линейная программа на Паскале

Урок №4. Тема:. Линейная программа на Паскале. . . Тип урока:. ЛПЗ. Цели урока:. Обучающая:. Освоить первые навыки работы в Turbo Pascal ...
Как открыть рисунок, сохраненный на диске

Как открыть рисунок, сохраненный на диске

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. «Красноануйская основная общеобразовательная школа». Солонешенского района Алтайского ...
Двумерные массивы на языке Basic

Двумерные массивы на языке Basic

Двумерные массивы на языке Basic. . Тип урока:. урок изучения нового материала. Технология:. личностно-ориентированная. Цели урока:. . ...
Графические процедуры на языке Delphi

Графические процедуры на языке Delphi

10 класс. «Графические процедуры на языке Delphi». . Цели:. организовать деятельность учащихся изучению и закреплению знаний и способов действий ...
Графика на языке программирования АВС Pascal

Графика на языке программирования АВС Pascal

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. ТЕМА: «. Графика на языке программирования АВС. Pascal. ». Тип урока:. получение. новых знаний. Технология:. системно-деятельностный ...
Графика на языке BASIC

Графика на языке BASIC

Учитель 2 квалификационной категории. . Шамсутдинова Рамиля Ильгизовна. МАОУ «Базарно-Матакская СОШ». Тема: «Графика на языке BASIC. ». Цели:. ...
Влияние компьютерных игр на формирование агрессивных моделей поведения учащихся начальных классов

Влияние компьютерных игр на формирование агрессивных моделей поведения учащихся начальных классов

Конспект урока в 4 классе. на тему:. «Влияние компьютерных игр на формирование агрессивных моделей поведения учащихся начальных классов». Выполнила: ...
Использование схемы анализа на уроках информатики и истории

Использование схемы анализа на уроках информатики и истории

Ин. тегрированный урок по информатике и истории в 9 М классе. Е.Е Гунейко. , учитель информатики, заместитель директора по информатизации, О.В. ...
Деление двузначного числа на однозначное с помощью разложения на удобные слагаемые

Деление двузначного числа на однозначное с помощью разложения на удобные слагаемые

ГУ СШ №16 города Костаная. Республика Казахстан. Конспект урока по математике. в 3 классе«Деление двузначного ...

Информация о конспекте

Ваша оценка: Оцените конспект по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:6 ноября 2017
Категория:Информатика
Поделись с друзьями:
Скачать конспект