- Подпрограммы в языке Паскаль

Конспект урока «Подпрограммы в языке Паскаль» по информатике

Учитель информатики и ИКТ первой квалификационной категории МОУ Лицей № 15 Заводского района г. Саратова – Канаева Галина Васильевна.

ПРЕДМЕТ Информатика и ИКТ


ТЕМА: «Подпрограммы в языке Паскаль»


ЦЕЛЬ УРОКА: Дать учащимся представление о подпрограммах и возможностях их использования. Показать на примерах механизм реализации подпрограмм с помощью процедур.


ЗАДАЧИ:


Образовательные

Использовать специальные термины при ответе на вопросы

Формировать умение применять полученные знания в процессе создания и отладки программ

Развивающие

Развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление

Развивать умение анализировать и систематизировать необходимый для работы материал

Развивать навыки принимать решения самостоятельно

Воспитательные

Соблюдать правила техники безопасности в кабинете информатики

Воспитывать культуру поведения, иметь свой взгляд на способ решения поставленной задачи, уметь выслушивать противоположную точку зрения


ПЛАН

I. Повторение материала.

II. Изучение нового материала.

III. Итог урока.
IV. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Повторение материала.


  1. Какова структура программы?

  2. Обязателен ли заголовок программы?

  3. Перечислите разделы описаний

  4. Какие служебные слова служат для описания переменных?

  5. Какое служебное слово является началом основной части программы?

  6. Как заканчивается программа?



PROGRAM ИМЯ; (можно не писать)

1. CONST

2. TYPE

3. VAR

4. PROCEDURE, FUNCTION

BEGIN

Тело программы

END.


А сейчас будем разгадывать КЛЮЧВОД, заполняя его – повторим операторы, служебные слова языка Паскаль


Воспользовавшись буквами – подсказками восстановите кроссворд.


Ключевое слово PROCEDURE



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

P

R

O

C

E

D

U


























 














10

13










12

5

11

10

9

 










8

2

7

5




5





18


11


13


2

5

17

16




1

2

3

4

5

6

7

2

5





10



2


9


17

9

6






8




4

6



13

5


8






14

16

18

19

10

16

5

15

8

2

10

9

11


3


9









9

6


















Заполненный КЛЮЧВОРД –


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

P

R

O

C

E

D

U

T

N

I

G

B

F

O

S

L

A

W

H










 














10 I

13 F










12 B

5 E

11 G

10 I

9 N

 










8 T

2 R

7 U

5 E




5 E





18W


11 G


13 F


2 R

5 E

17 A

16 L




1 P

2 R

3 O

4 C

5 E

6 D

7 U

2 R

5 E





10 I



2 R


9 N


17 A

9 N

6 D






8 T




4 C

6 D



13 F

5 E


8 T






14 O

16 L

18W

19 H

10 I

16 L

5 E

15 S

8 T

2 R

10 I

9 N

11 G


3 O


9 N









9 N

6 D
















II. Изучение нового материала.

При создании программы для решения сложной задачи программисты выполняют разделение этой задачи на подзадачи, подзадачи - на еще меньшие подзадачи и так далее, до легко программируемых элементарных задач. Со временем у каждого программиста через некоторое время появляется большой набор собственных заготовок, неординарных решений и т. д., которые он хотел бы использовать во всех своих творениях.

Язык программирования Pascal позволяет разделять программу на отдельные части, которые называются подпрограммами. Сам термин подпрограмма говорит о том, что она подобна и подчинена основной программе. Подпрограммы решают три важные задачи, значительно облегчающие программирование:

  • избавляют от необходимости многократно повторять в тексте программы аналогичные фрагменты, т. е. сократить объем программы;

  • улучшают структуру программы, облегчая понимание при разборе;

  • уменьшают вероятность появления ошибок, повышают устойчивость к ошибкам программирования и непредвиденным по следствиям при модификации.

Таким образом, подпрограмма - это повторяющаяся группа операторов, оформленная в виде самостоятельной программной единицы. Она записывается однократно, а в соответствующих местах программы обеспечивается лишь обращение к ней по имени.

Общие принципы выделения подпрограмм:

- если в программе необходимо переписывать одни и те же последовательности команд, то стоит эту последовательность команд оформить в виде подпрограммы;

  • слишком длинную программу полезно разбить на составные части — подобно тому, как книгу разбивают на главы. При этом основная программа становится похожей на оглавление;

  • при решении задачи могут возникать слишком сложные под задачи. Целесообразней отладить их отдельно в небольших программах. Добавление этих программ в основную задачу будет легким, если они оформлены как подпрограммы;

  • все, что вы сделали хорошо в одной программе, вам захочется перенести в новые программы.

В языке Pascal механизм подпрограмм реализуется в виде ПРОЦЕДУР (PROCEDURE) и ФУНКЦИЙ (FUNCTION), которые вводятся в программу с помощью своего описания, но их структура такая же, как и структура программы. Они различаются назначением и способом их использования.


Процедуры предназначены для выполнения некоторой последовательности действий.

Чтобы использовать подпрограмму – процедуру её надо описать и к ней надо уметь обращаться.

Описание:

  1. выбрать для неё имя.

  2. определить параметры.

  3. составить последовательность действий, которые надо выполнять, для получения результата.

Обращение: вызов выполнения указанных действий, для конкретных значений параметров.


Параметры бывают следующих видов:

I. Глобальныепараметры описываются в головном модуле, доступны любой подпрограмме.

I. Локальные используются только в процедуре, они могут быть или не быть, описываются после слова VAR, с указанием типа.


II. Формальные – описываются в заголовке процедуры, к ним относятся входные и выходные параметры.

III. Входные – это и IV. параметры – значений описываются через запятую с указанием типа. При выходе из процедуры не сохраняются.

III. Выходные – это и IV. параметры – переменные описываются после слова VAR через запятую, с указанием типа, при выходе из процедуры сохраняются.

Эти параметры описываются в круглых скобках после имени процедуры

II. Фактические – в головном модуле при вызове процедуры.

При вызове (обращении) формальные параметры заменяются на фактические.

Формальные и фактические должны совпадать по 3 –ём признакам:

  1. по количеству

  2. по типу

  3. по порядку следования.


Описание процедуры


Любая процедура начинается с заголовка, который является ее обязательной частью (в отличие от заголовка программы). Он состоит из служебного слова Procedure, за которым следует имя процедуры, а в круглых скобках - список формальных параметров. После заголовка могут идти те же разделы, что и в программе. Таким образом, общий вид будет следующим:


Рrосеdиге (формальные параметры);

VAR (описание локальных параметров, они могут быть или не быть)

begin

тело процедуры

end; (конец процедуры)

BEGIN (головного модуля)

Фактические параметры

END.

Используя подпрограмму – процедуру рассмотрим несколько задач


1.Составить программу сложения 2-х чисел, значения вводятся с клавиатуры.


uses crt ; (глобальные) (формальные)

var a,b,s:real;

procedure summa (x,y:real; var s:real);

begin (параметры – переменные, выходные, при выходе сохраняются)

s:=x+y; (параметры – значений , входные, при выходе не сохраняются)

end;

begin

writeln('bbedite 2 chisla ');read(a,b);

summa(a,b,s);

writeln('s=',s:3:1);

readkey;

end.


2. Составить программу нахождения максимального из четырёх чисел, вводимых с клавиатуры.

uses art;

var a,b,s,c,d:real;

procedure maxim (x,y: real; var s:real);

begin

if x

end;


begin

clrscr;

writeln('bbedite 4 chisla ');readln(a,b,c,d);


В переменную S заносим большее из двух чисел А и В.

maxim(a,b,s);

В переменную S заносим большее из двух чисел С и S.

maxim(c,s,s);

В переменную S заносим большее из двух чисел D и S.

maxim(d,s,s);}

writeln('max=',s:3:I);

readkey;

end.


Произвести отладку на компьютере.


  1. Итак, мы познакомились с новым понятиям: подпрограмма, процедура. Узнали, какие параметры необходимо для работы с процедурами. Структуру процедуры. Описание.

  1. Домашнее задание


  1. Треугольник задан координатами вершин, вычислить периметр, площадь. Вычисление длин сторон оформить с помощью процедуры.


Объяснение:

    • чтобы подсчитать длину одной стороны необходимо 4 числа

    X2,Y2 X1,Y1,X2,Y2,X3,Y3 – входные параметры

    A,B,C – промежуточные параметры

    A B P,S – выходные периметр, площадь

    Р1 - полупериметр

    X1,Y1 C X3,Y3

      • формула для подсчёта длины:


      A=

      Какая функция в Паскале означает корень квадратный? – SQRT

      означает возведение в квадрат – SQR


        • периметр находим по формуле Р= A+B+C

        • формула для нахождения площади:

        S=

        • сколько раз будем обращаться к процедуре? – 3 раза


        5


        Здесь представлен конспект к уроку на тему «Подпрограммы в языке Паскаль», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Информатика Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

        Список похожих конспектов

        Массивы в языке Паскаль

        Массивы в языке Паскаль

        Тема урока: Массивы в языке Паскаль. Дидактическая цель:. . расширить знания о массивах в языке Паскаль. . углубить знания о массивах в языке ...
        Ветвление на языке Паскаль

        Ветвление на языке Паскаль

        Урок по теме «Ветвление на языке Паскаль». Цель: Продолжить формирование навыков решения основных типов задач по информатике в форме тестирования. ...
        Решение задач на языке Паскаль

        Решение задач на языке Паскаль

        Разработка урока на тему: «Решение задач на языке Паскаль». Цели:. Образовательная:. -. обобщить учебный материал;. -закрепить навыки по арифметическим ...
        Решение математических примеров с использованием языка программирования Турбо Паскаль

        Решение математических примеров с использованием языка программирования Турбо Паскаль

        . Муниципальное бюджетное образовательное учреждение. средняя общеобразовательная школа № 12. Открытый урок по информатике и ...
        Разработка программ на языке Turbo Pascal

        Разработка программ на языке Turbo Pascal

        Урок. Разработка программ на языке. Turbo. . Pascal. . Цель урока:. . . 1. . Повторить и обобщить знания, полученные по теме. “Алгоритм. Свойства ...
        Программирование линейных алгоритмов на языке FREE PASCAL

        Программирование линейных алгоритмов на языке FREE PASCAL

        Конспект урока по информатике. Тема: «. Программирование линейных алгоритмов на языке. FREE. PASCAL. ». Барнаул ...
        Программирование на языке QBasic. Символьные величины

        Программирование на языке QBasic. Символьные величины

        Учитель информатики МКОУ Октябрьская СОШ№1 Кондрашина С.А. . Тема «Программирование на языке QBasic. . Символьные величины». Цели:. - Образовательные. ...
        Циклы в языке программирования Pascal

        Циклы в языке программирования Pascal

        . Методическая разработка. . на тему. «Циклы в языке программирования Pascal. ». ...
        Графика в среде Паскаль

        Графика в среде Паскаль

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. муниципального образования г. Нягань. «Средняя общеобразовательная школа №2». Ханты-Мансийского ...
        Создание вкладок на языке Turbo Delphi в среде Lazarus версии 0.9.29

        Создание вкладок на языке Turbo Delphi в среде Lazarus версии 0.9.29

        10 класс. Физико - математический профиль. ОС Linux 5.0.2. Школьный мастер. . Урок для 10 класса на тему. «Создание вкладок на языке Turbo. ...
        Типы данных в Паскаль

        Типы данных в Паскаль

        Умарова Алия Жумажановна - учитель информатики. . СОПШДО № 17 г. Павлодара. Урок № 1, 2. Тема: «Типы данных в Паскаль». Цель урока: сформировать ...
        Использование переменных. Операции над переменными различных типов в языке программирования

        Использование переменных. Операции над переменными различных типов в языке программирования

        КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИНФОРМАТИКЕ В 8 КЛАССЕ. Тема урока:. Решение задач ЕГЭ по информатике по теме «Использование переменных. Операции над переменными ...
        Линейное программирование на языке TurboPascal

        Линейное программирование на языке TurboPascal

        Интегрированный урок информатика и экология 7 классе. Тема урока : Линейное программирование на языке TurboPascal. Цель:.  . Сформировать навыки ...
        Двумерные массивы на языке Basic

        Двумерные массивы на языке Basic

        Двумерные массивы на языке Basic. . Тип урока:. урок изучения нового материала. Технология:. личностно-ориентированная. Цели урока:. . ...
        Графические процедуры на языке Delphi

        Графические процедуры на языке Delphi

        10 класс. «Графические процедуры на языке Delphi». . Цели:. организовать деятельность учащихся изучению и закреплению знаний и способов действий ...
        Графика на языке программирования АВС Pascal

        Графика на языке программирования АВС Pascal

        ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. ТЕМА: «. Графика на языке программирования АВС. Pascal. ». Тип урока:. получение. новых знаний. Технология:. системно-деятельностный ...
        Графика на языке BASIC

        Графика на языке BASIC

        Учитель 2 квалификационной категории. . Шамсутдинова Рамиля Ильгизовна. МАОУ «Базарно-Матакская СОШ». Тема: «Графика на языке BASIC. ». Цели:. ...
        Графика в Турбо Паскаль

        Графика в Турбо Паскаль

        Тема урока: Графика в Турбо Паскаль. Цели занятия:. дидактическая:.  . – закрепление пройденного материала;. – обобщение и систематизация знаний ...
        Составление программ на операторы ввода и вывода данных, оператора присваивания в среде программирования Турбо Паскаль

        Составление программ на операторы ввода и вывода данных, оператора присваивания в среде программирования Турбо Паскаль

        Ермолаев Александр Владимирович. . Учитель информатики. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. “Окуневская СОШ ”. Промышленновский ...
        Паскаль

        Паскаль

        Паскаль. Урок 1. Первая программа. program First; {Первая строка - заголовок программы. program - служебное слово. First - имя нашей ...

        Информация о конспекте

        Ваша оценка: Оцените конспект по шкале от 1 до 5 баллов
        Дата добавления:29 апреля 2017
        Категория:Информатика
        Поделись с друзьями:
        Скачать конспект