- Графика в среде Паскаль

Конспект урока «Графика в среде Паскаль» по информатике для 11 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г. Нягань

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Ханты-Мансийского АО - Югра








Конспект урока по информатике
в 11 классе

«Графика в среде Паскаль»







подготовила

учитель информатики

Ширяева Ольга Мухадинновна











г. Нягань
2015

План урока по теме:

«Графика в среде Паскаль. Мультипликация».


Цель урока:


Сформировать специальные умения и навыки по работе с графикой в среде программирования Паскаль.


Задачи:

- Способствовать дальнейшему развитию навыков анализа изучаемого материала;

- познакомиться с новыми приемам построения графических алгоритмов и их программированию на языке высокого уровня;

- приобретение практических навыков работы на языке высокого уровня.



Оборудование: мультимедиапроектор, раздаточный материал, среда программирования Паскаль.

Ход урока.

п/п

Этапы

Время (мин)

Формы и методы

I

Организационный момент.

1




II

Вступление. Презентация «Создатель Паскаля - Никлаус Вирт».

5

Мультимедийная презентация, рассказ.

III


Повторение. Проверка знаний по теме: «Графика в среде Паскаль».




5-7


Мини-игра «Угадай тему»


IV


Постановка учебной проблемы. Изучение нового материала.



10


Мультимедийная презентация, рассказ.


V


Закрепление нового материала.



10-12

Работа учащихся за компьютером в среде программирования Паскаль.

VI

Подведение итогов.

2

Оценивание результатов.


VII


Домашнее задание.


2-3

Повторение теоретического материала. Задача.

Развернутый план.

  1. Организационный момент.

  2. Вступление. Презентация «Создатель Паскаля Никлаус Вирт»


Рассказ учителя:

Мы с вами переходим к завершающему этапу по теме программирование. Вы уже хорошо знакомы со средой Паскаль. Знаете структуру программы и много операторов, умеете создавать большие и маленькие, сложные и несложные программы. Кто-то из вас серьезно увлечется программированием и посвятит этому свою жизнь, кто-то просто получил практические навыки необходимые в современном мире и будет использовать их в другой профессии. В любом случае, программирование не уйдет бесследно из вашей жизни. И я думаю вам было бы интересно узнать, кто тот человек, который создал Паскаль, кому мы должны быть благодарны за этот простой, но строгий язык.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

1) В настоящее время в компьютерном мире существует много языков программирования. Программу, выполняющую одни и те же действия, можно написать на Бэйсике, Паскале, Си. Какой же из языков лучше? Ответ на этот вопрос не так прост. Однако можно с уверенностью сказать, что Паскаль лучше других языков подходит для обучения программированию. И это не удивительно, ведь этот язык был разработан швейцарским ученым Никлаусом Виртом в том числе и для целей обучения программированию.

Хочу подчеркнуть, что Паскаль – не «учебный», «не игрушечный» язык, он используется для разработки сложных, «профессиональных» программ, в том числе, предназначенных для работы в Windows.


2) Профессор Никлаус Вирт — живая легенда в мире программирования, блестящий инженер и глубокий исследователь, удостоенный в 1984 г. премии им. Тьюринга за разработку языка программирования Паскаль, с которым знаком каждый школьник. Тьюринговская премия — аналог Нобелевской и высшая почесть в информатике.


2)30 сентября 2005 года столицу уральского региона – Екатеринбург посетил легендарный Никлаус Вирт (Niklaus Wirth). Ученый с мировым именем, профессор Высшей Политехнической школы ETH (Цюрих), где учились Альберт Эйнштейн и Джон фон Нейман.


3)Но наиболее известен господин Вирт тем, что изобрел семь языком программирования – в 1963 году Euler, в 1966 - Algol-W, в 1968 - PL360, в 1976 – Modula, в 1979 - Modula-2 и в 1988 – Оберон. Но наибольшую популярность и мировое признание Никлаус Вирт получил с изобретением языка Pascal в 1970 году.


4) Екатеринбург господин Вирт посетил в рамках своего турне по России, которое началось 13 сентября в Санкт-Петербурге и закончилось 5 октября в Томске. В ходе своего пребывания в городе профессор пообщался со студентами Уральского Государственного Университета (УрГУ), призерами олимпиад по программированию и провел круглый стол с учителями информатики екатеринбургских школ и преподавателями вузов.


5) Основная идея Никлауса Вирта:

Программирование становится столь же необходимым и обыденным элементом ремесла для самых различных профессий — физиков, химиков, инженеров, экономистов, лингвистов ... — каким уже давно являются базовые математические знания.

II. Повторение.

Проверка знаний по теме: «Графика в среде Паскаль».

Я предлагаю вам, отгадать тему нашего урока. На экране закрытые буквы темы (презентация), вам предстоит отгадать каждую букву. На столах перед вами лежат листы с вопросами по предыдущим темам. Переверните их пожалуйста. Просмотрите глазами вопросы. Если вы знаете правильный ответ на вопрос, поднимайте руку. Для каждого вопроса вам предложено 2 варианта ответа: верный и неверный, напротив каждого ответа стоит буква, следовательно указав правильный ответ, вы указываете букву темы. Оценивать себя на уроке вы будете сами. В карту оценивания ставьте плюс за каждый правильный ответ, в конце урока верните мне подписанные карты. Желаю удачи!


III.Объяснение нового материала.

Мы с вами уже знаем довольно много графических операторов, и умеем создавать интересные рисунки в среде программирования Паскаль. (презентация) Но гораздо интереснее создавать перемещающиеся изображения, т.е. мультипликацию. Как же это сделать? Давайте подумаем, как заставить перемещать по экрану, к примеру, окружность. Первое, что необходимо сделать - это нарисовать окружность. Рисует ее оператор (какой?) circle. (презентация) Что же сделать дальше? Дальше ее необходимо нарисовать в другом месте, предварительно убрав с предыдущего. Специальных операторов стирания в Паскале нет, но выход из данной ситуации программистами давно придуман. Если мы рисовали окружность, например, белым цветом, то для того чтобы стереть ее, необходимо нарисовать ее цветом фона, т.е. черным. Кроме этого - рисование и стирание необходимо зациклить, для того чтобы данные действия происходили многократно, до выполнения какого-либо условия. Итак – рисуем окружность, стираем ее, и рисуем в другом месте. (презентация) Но давай вспомним, как работает программа. Программа выполняет все команды программиста, начиная с самой верхней и двигаясь вниз. Следовательно, она выполнит все наши команды и выведет на экран последнюю, (презентация) но чтобы получить движение на экране необходимо видеть выполнение всех команд – в этом суть мультипликации. Значит нужно задержать выполнение команд: нарисовали окружность задержали стерли нарисовали в другом месте. (презентация) Для обеспечения задержки используется процедура DELAY (задержка). В скобках, в качестве параметра передается величина (в миллисекундах) необходимой задержки. Теперь необходимо подумать до каких пор будет продолжаться цикл. Лучше всего подходит процедура остановки цикла после нажатия любой клавиши на клавиатуре. Это процедура KEYPRESSED. Обе рассмотренные процедуры входят в библиотеку CRT, и ее необходимо объявить в разделе USES. (презентация)

Программа движения окружности (презентация) :

Program okr;

Uses graph, crt;

Var x, y, r: integer; { параметры окружности }

dx: integer; { шаг перемещения окружности }

grdriver, grmode: integer; { графический режим }

Begin

Grdriver:=detect;

Initgraph ( grdriver, grmode, ‘ ‘ );

X:=0;

Y:=100;

R:=20;

Dx:=2;

Repeat

Setcolor(15);

Circle(x,y,r);

Delay(100);

Setcolor(0);

Circle(x,y,r);

X:=x+dx;

Until keypressed;

Readln;

Closegraph;

End.


Таким образом, осуществляется мультипликация в Паскале.

III. Закрепление (презентация).

  1. Вопрос: что необходимо изменить в программе, для того, чтобы окружность двигалась закрашенная?

  2. Выполнение разноуровневых заданий в среде программирования Паскаль.


IV. Домашнее задание (презентация) .

  1. Повторение теоретического материала.

  2. Как выполнить мерцающую разными цветами окружность? Подумать и записать изменение к программе созданной на уроке.















ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

Уровень А

Вариант 1.



Написать программу, которая рисует движение мерцающей всеми цветами окружности, по заданной ниже траектории:









Уровень А

Вариант 2.



Написать программу, которая рисует движение мерцающей всеми цветами окружности, по заданной ниже траектории:









Уровень А

Вариант 3.



Написать программу, которая рисует движение желтой окружности по звездному небу, по заданной ниже траектории:

Уровень А

Вариант 4.



Написать программу, которая рисует движение голубой окружности по звездному небу, по заданной ниже траектории:

Уровень В

Вариант 1.



Написать программу, которая рисует падающий отрезок по заданной ниже траектории:










Уровень В

Вариант 2.



Написать программу, которая рисует движение не закрашенной окружности по заданной ниже траектории:






Уровень В

Вариант 3.



Написать программу, которая рисует движение не закрашенной окружности по заданной ниже траектории:

Уровень В

Вариант 4.



Написать программу, которая рисует падающий отрезок по заданной ниже траектории:


Уровень В

Вариант 5.



Написать программу, которая рисует движение не закрашенной окружности по заданной ниже траектории:



Уровень С

Вариант 1.


Написать программу, которая выводит на экран бегущую строку: GAME OVER, по заданной ниже траектории:











Уровень С

Вариант 2.


Написать программу, которая выводит на экран бегущую строку: GOOD-BYE, по заданной ниже траектории:










Уровень С

Вариант 3.


Написать программу, которая выводит на экран бегущую строку: WELCOME, по заданной ниже траектории:












Вопросы к мини-игре «Отгадай тему».

  1. Каким образом расположены оси координат на экране дисплея?

1) если то Г



2) если то К



  1. Какой графический оператор задает цвет рисования?

  1. если SETCOLOUR, то Н

  2. если SETCOLOR, то Р

  1. Какой графический оператор задает стиль и цвет закрашивания?

1) если SETFILSTULE, то О

2) если SETFILLSTYLE, то A

  1. Как называется оператор ввода в Паскале?

    1. если READ, то Ф

    2. если WRITE, то В

  2. Как нарисовать точку?

    1. если PUTPIXEL, то И

    2. если PUTPICSEL, то Е

  3. Назовите оператор рисования линий.

    1. если LINE, то К

    2. если LINEX, то Г

  4. Какой оператор рисует окружность?

    1. если CIRCELE, то О

    2. если CIRCLE, то А

  5. Какие числа могут быть с плавающей и фиксированной точкой?

    1. если INTEGER, то И

    2. если, REAL, то В

  6. Назовите оператор рисования эллипса.

    1. если ELLIPSE, то С

    2. если EULIPSE, то П

  7. В каком разделе описываются переменные значения программы?

    1. если VAR, то Р

    2. если LABEL, то А

  8. Назовите полную форму условного оператора.

    1. если IF условие THEN оператор1
      ELSE оператор 2; то Е

    2. если THEN условие IF оператор1
      ELSE оператор 2; то И

  9. Какой графический оператор рисует прямоугольник?

    1. если REKTANGLE, то Т

    2. если RECTANGLE, то Д

  10. Какой оператор рисует закрашенный эллипс?

    1. если FILLELLIPSE, то Е

    2. если FLOODELLIPSE, то И

  11. Как описываются целые числа в Паскале?

    1. если INTEGER, то П

    2. если, REAL, то Б

  12. В каком разделе описываются постоянные значения программы?

    1. если TYPE, то C

    2. если CONST, то А

  13. В какой записи цикла ПОКА допущена ошибка?

    1. если

WHILE оператор DO условие; то С

2) если

WHILE условие DO оператор; то З

  1. Что такое операторные скобки?

    1. если слова BEGIN и END, то К

    2. если {}, то Г

  2. Какой оператор закрашивает замкнутые области?

    1. если SETFILLSTYLE, то О

    2. если FLOODFILL, то А

  3. Какой графический оператор рисует закрашенный прямоугольник?

    1. если BAR, то Л

    2. если RECTANGLE, то Н

  4. В каком году Никлаус Вирт создал язык программирования Паскаль?

    1. если в 1975, то Ъ

    2. если в 1970, то Ь


Вопрос

Буква

1

Г

2

Р

3

А

4

Ф

5

И

6

К

7

А

8

В

9

С

10

Р

11

Е

12

Д

13

Е

14

П

15

А

16

С

17

К

18

А

19

Л

20

Ь

Правильные ответы:


Карта самооценивания.

Фамилия_______________


Вопрос

Ответ

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11



Карта самооценивания.

Фамилия_______________


Вопрос

Ответ

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11







Электронная презентация.

Список использованной литературы

  1. Культин Н. Б. Программирование в Turbo Pascal7.0 и Delphi – СПб.: БХВ-Петербург, 2001. – 416 с.

  2. Вирт Н. Алгоритмы и структуры данных: пер. с англ. – М.:Мир, 1989.- 360 с.



Использованные материалы и Интернет-ресурсы


  1. http://www.osp.ru/pcworld/2005/11/317438

  2. http://www.apiural.ru/news/society/12152/

  3. http://www.inr.ac.ru/~info21/wg2005.ru/pressa.htm

Здесь представлен конспект к уроку на тему «Графика в среде Паскаль», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Информатика (11 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Список похожих конспектов

Графика в Турбо Паскаль

Графика в Турбо Паскаль

Тема урока: Графика в Турбо Паскаль. Цели занятия:. дидактическая:.  . – закрепление пройденного материала;. – обобщение и систематизация знаний ...
Составление программ на операторы ввода и вывода данных, оператора присваивания в среде программирования Турбо Паскаль

Составление программ на операторы ввода и вывода данных, оператора присваивания в среде программирования Турбо Паскаль

Ермолаев Александр Владимирович. . Учитель информатики. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. “Окуневская СОШ ”. Промышленновский ...
Решение задач на языке Паскаль

Решение задач на языке Паскаль

Разработка урока на тему: «Решение задач на языке Паскаль». Цели:. Образовательная:. -. обобщить учебный материал;. -закрепить навыки по арифметическим ...
Работа с алгоритмической структурой ветвление в среде программирования Scratch

Работа с алгоритмической структурой ветвление в среде программирования Scratch

Конспект. занятия. на тему: «Работа с алгоритмической структурой ветвление в среде программирования. Scratch. ». Цель:. . Образовательная. : Познакомить ...
Построение изображений из графических примитивов в среде программирования Qbasic

Построение изображений из графических примитивов в среде программирования Qbasic

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Учитель. : Волкова Евгения Игоревна. Предмет:. Технология (ИКТ). Класс:. 5. Тема урока:. «Построение изображений ...
Графика в текстовом редакторе

Графика в текстовом редакторе

Урок информатики по теме: «Графика в текстовом редакторе» в 5 классе. Дата проведения урока:. . ______________________. Цели уpoкa:. ...
Электронные таблицы Microsoft Excel. Назначение и их основные возможности. Работа в среде электронной таблицы

Электронные таблицы Microsoft Excel. Назначение и их основные возможности. Работа в среде электронной таблицы

Плинк Елена Николаевна, ГБОУ СОШ №575. . Урок в 9 классе. «Электронные таблицы Microsoft. Excel. . Назначение и их основные возможности. ...
Типы данных в Паскаль

Типы данных в Паскаль

Умарова Алия Жумажановна - учитель информатики. . СОПШДО № 17 г. Павлодара. Урок № 1, 2. Тема: «Типы данных в Паскаль». Цель урока: сформировать ...
Создание вкладок на языке Turbo Delphi в среде Lazarus версии 0.9.29

Создание вкладок на языке Turbo Delphi в среде Lazarus версии 0.9.29

10 класс. Физико - математический профиль. ОС Linux 5.0.2. Школьный мастер. . Урок для 10 класса на тему. «Создание вкладок на языке Turbo. ...
Моделирование в графической среде

Моделирование в графической среде

Алексеева Елена Валерьевна, учитель информатики и ИКТ МОУ «Сланцевская СОШ №3». Конспект урока по теме «Моделирование в графической среде» 9 класс. ...
Массивы в языке Паскаль

Массивы в языке Паскаль

Тема урока: Массивы в языке Паскаль. Дидактическая цель:. . расширить знания о массивах в языке Паскаль. . углубить знания о массивах в языке ...
Компьютерное моделирование в среде табличного процессора Excel

Компьютерное моделирование в среде табличного процессора Excel

Муниципальное общеобразовательное учреждение. «Средняя общеобразовательная школа №1». КОНСПЕКТ. урока по информатике. ...
Графика на языке программирования АВС Pascal

Графика на языке программирования АВС Pascal

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. ТЕМА: «. Графика на языке программирования АВС. Pascal. ». Тип урока:. получение. новых знаний. Технология:. системно-деятельностный ...
Графика на языке BASIC

Графика на языке BASIC

Учитель 2 квалификационной категории. . Шамсутдинова Рамиля Ильгизовна. МАОУ «Базарно-Матакская СОШ». Тема: «Графика на языке BASIC. ». Цели:. ...
Графика в Турбо Паскале

Графика в Турбо Паскале

Описание конкурсных материалов. Автор (ФИО, ОУ, должность). Бадыков Султан Рузилович, МОУ ордена Дружбы Народов гимназия №3 им. А.М.Горького ...
Решение математических примеров с использованием языка программирования Турбо Паскаль

Решение математических примеров с использованием языка программирования Турбо Паскаль

. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение. средняя общеобразовательная школа № 12. Открытый урок по информатике и ...
Создание анимации в среде MS Power Point

Создание анимации в среде MS Power Point

Белоус Екатерина Сергеевна, учитель информатики ОБОШИ «Школа-интернат №4». . "Создание анимации в среде MS. Power. Point. ". . Урок-защита ...
Паскаль

Паскаль

Паскаль. Урок 1. Первая программа. program First; {Первая строка - заголовок программы. program - служебное слово. First - имя нашей ...
Паскаль

Паскаль

План-конспект занятия по информатике. Город:. Раменское. МОУ «СОШ № 8». Учитель:. Константинова Елена Ивановна. Класс:. 10 «А». Тема ...
Подпрограммы в языке Паскаль

Подпрограммы в языке Паскаль

Учитель информатики и ИКТ первой квалификационной категории МОУ Лицей № 15 Заводского района г. Саратова – Канаева Галина Васильевна. ПРЕДМЕТ. Информатика ...

Информация о конспекте

Ваша оценка: Оцените конспект по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:30 июля 2017
Категория:Информатика
Классы:
Поделись с друзьями:
Скачать конспект