- Женские образы в повестях Распутина

Презентация "Женские образы в повестях Распутина" (10 класс) по литературе – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16

Презентацию на тему "Женские образы в повестях Распутина" (10 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 16 слайд(ов).

Слайды презентации

Женские образы в повестях Распутина
Слайд 1

Женские образы в повестях Распутина

Женские образы в повести «Дочь Ивана, мать Ивана». Память имени, рода, родины – сквозная болевая тема в любой повести Валентина Распутина, любом его рассказе. И женщине отведена тут роль особая. Если муж достался ей слабый, то уж силу и мудрость отца она помнит и сыну её передаст. Любой ценой – счас
Слайд 2

Женские образы в повести «Дочь Ивана, мать Ивана»

Память имени, рода, родины – сквозная болевая тема в любой повести Валентина Распутина, любом его рассказе. И женщине отведена тут роль особая. Если муж достался ей слабый, то уж силу и мудрость отца она помнит и сыну её передаст. Любой ценой – счастья своего, свободы, самой жизни – будет держать эту связь времён. Может, в войну так радисты на передовой держали связь – зажав оборванный провод в зубах и принимая смерть

Тамара Ивановна отражена, именно отражена – как в зеркале, - из жизни, в повести Распутина, так живо правдиво и точно, словно, читатель не к образу прикасается, но знакомится с живым человеком. И от этого знакомства счастливо и радостно. И уже легче за Россию, несмотря на весь рынок и мрак: Мы – Жив
Слайд 3

Тамара Ивановна отражена, именно отражена – как в зеркале, - из жизни, в повести Распутина, так живо правдиво и точно, словно, читатель не к образу прикасается, но знакомится с живым человеком. И от этого знакомства счастливо и радостно. И уже легче за Россию, несмотря на весь рынок и мрак: Мы – Живы! Пока есть в России такие Дочери и Матери. А они есть. И их не единицы, их много. И мы видим этих женщин. Просто не задумываемся о них. Они и сами, порой, не подозревают, какие силы таят в себе.

Образ Тамары Ивановны раскрыт перед нами полностью. Мы видим ее и в детстве, и в девичестве, когда вызревает в ней тонкое сокровенное женское свечение, и в замужестве. Постигать образ Тамары Ивановны – это наслаждение для исследователя и для читателя. Столько в ней чистоты, света, уверенности. Отмет
Слайд 4

Образ Тамары Ивановны раскрыт перед нами полностью. Мы видим ее и в детстве, и в девичестве, когда вызревает в ней тонкое сокровенное женское свечение, и в замужестве. Постигать образ Тамары Ивановны – это наслаждение для исследователя и для читателя. Столько в ней чистоты, света, уверенности. Отметим важнейшее: поступок, совершенный Тамарой Ивановной, - не есть проявление отчаянья, срыва, нет, - это спокойное, но столь же и неотвратимое действие размеренной, хорошо осознающей себя силы, силы напоенной почвой, корнями, тысячелетней историей русского рода. «Виновата — буду ответ держать. Сделанного не воротишь. А я и не жалею о сделанном. Теперь мне каторга шесть лет, а если бы насильник ушел безнаказанным, — твердо подчеркнула она, — для меня бы и воля на всю жизнь сделалась каторгой». Все это убедительно показано Распутиным

Героини Валентина Распутина. Настёна Гуськова из повести «Живи и помни» принимает своего мужа, бежавшего с войны незадолго до великой Победы. Принимает без рассуждений и комплексов: ну что ж, судьба так сложилась. “Жизнь не одёжка, её десять раз не примерять… Когда всё хорошо, легко быть вместе. Над
Слайд 5

Героини Валентина Распутина

Настёна Гуськова из повести «Живи и помни» принимает своего мужа, бежавшего с войны незадолго до великой Победы. Принимает без рассуждений и комплексов: ну что ж, судьба так сложилась. “Жизнь не одёжка, её десять раз не примерять… Когда всё хорошо, легко быть вместе. Надо быть вместе, когда плохо – вот для чего люди сходятся”. Характер Настёны война особо не изменила, он просто закалился в испытаниях, обрёл завершённые черты. Изумлённый Андрей Гуськов прозревает запоздало: “Эх, Настёна, Настёна! Тебе бы не меня, а кого другого… ты же вон какая!” А она, может, мысленно и хотела другую судьбу, но… “другая у других. А эта – моя. И я о ней не пожалею”.

Как раз сила и цельность её натуры, неспособность размениваться и мельчить неумолимо приводит к осознанию того, что Андрей перешагнул порог непересекаемый. Пожалеть его, может, и пожалеют, а простить – не простят: горе народное не дозволит. Не простят Гуськова люди, потерявшие таких же, как он, отцо
Слайд 6

Как раз сила и цельность её натуры, неспособность размениваться и мельчить неумолимо приводит к осознанию того, что Андрей перешагнул порог непересекаемый. Пожалеть его, может, и пожалеют, а простить – не простят: горе народное не дозволит. Не простят Гуськова люди, потерявшие таких же, как он, отцов и братьев, мужей и сыновей. Настёна не философствует, она до всего доходит сердцем, и голос его подводит её саму к роковому шагу. Выдать мужа властям она никогда не выдаст. Но и жить т а к не сможет, потому что цена этой жизни – не страх даже, а вина непомерная. Ведь она вину Андрея берёт на себя, судьбу его делит. А как ей с таким-то грузом дитя рожать-воспитывать? Что ему, ребёнку своему, передать в наследство? Вопрос не праздный.

Я полагаю, в героинях Валентина Распутина до предела обострено чувство совестливости, ответственности перед прошлым за будущее. Одним днём они не живут. Могут терпеть боль, унижения и лишения, но приспособить душу свою к беззаконию, преступить вековые нравственные устои – не могут и не хотят. В чём-
Слайд 7

Я полагаю, в героинях Валентина Распутина до предела обострено чувство совестливости, ответственности перед прошлым за будущее. Одним днём они не живут. Могут терпеть боль, унижения и лишения, но приспособить душу свою к беззаконию, преступить вековые нравственные устои – не могут и не хотят. В чём-то характер их сродни характеру Катерины из “Грозы” А. Островского. Теченье реки можно перекрыть на время, но остановиться она не может и вспять не потечёт против природы своей, против закона своего и Божьего.

«Василий и Василиса». Любит ли Василиса из повести «Василий и Василиса» своего Василия? А если да, то мыслимо ли отселить мужа родного на тридцать лет в амбар из-за того, что покуражился над нею во хмелю? Да, напугал, но ведь таких историй в российских семьях, увы, очень много. Ведь не со зла довёл,
Слайд 8

«Василий и Василиса»

Любит ли Василиса из повести «Василий и Василиса» своего Василия? А если да, то мыслимо ли отселить мужа родного на тридцать лет в амбар из-за того, что покуражился над нею во хмелю? Да, напугал, но ведь таких историй в российских семьях, увы, очень много. Ведь не со зла довёл, сдуру… Миллионы баб терпят и прощают, а Василиса чем лучше?

Всё так. Да только вспоминается история другой женщины, жившей в Сибири за полтора столетия до Василисы. Женщины, которая встала на колени перед своим мужем, когда он выступил в защиту рабов; и сухо обронила, когда он заговорил на языке этих рабов, пытаясь встать на один с ними уровень: “Вы говорите
Слайд 9

Всё так. Да только вспоминается история другой женщины, жившей в Сибири за полтора столетия до Василисы. Женщины, которая встала на колени перед своим мужем, когда он выступил в защиту рабов; и сухо обронила, когда он заговорил на языке этих рабов, пытаясь встать на один с ними уровень: “Вы говорите на языке простонародья, князь!” Кто упрекнёт в гордыне Марию Волконскую? Благородство поступков и высота помыслов выделяли её даже среди декабристов, которые сами были людьми незаурядными. В любой лачуге, любом каземате она оставалась княгиней. Не дворянкой-аристократкой – просто самой собой.

Может, женской любви определена Богом роль особая: пока женщина чувствует муки рождения другой души, мужской – она будет ей и повитухой, и кормилицей, и нянькой, и матерью – силы её воистину безграничны и самопожертвование не знает предела. Но как только душа его останавливается в росте, мельчает, у
Слайд 10

Может, женской любви определена Богом роль особая: пока женщина чувствует муки рождения другой души, мужской – она будет ей и повитухой, и кормилицей, и нянькой, и матерью – силы её воистину безграничны и самопожертвование не знает предела. Но как только душа его останавливается в росте, мельчает, уступает суете, меняя бытие на быт, – высокое горение любви исчезает. Остаётся привычка, ответственность, жалость – всё, кроме любви. Женщины, подобные Василисе, и любят один раз в жизни, и от решений принятых не отступают. Такими уж уродились

“Прощание с Матёрой». Дарья из “Прощания с Матёрой”… Как созвучно нашему времени её горькое откровение, выплеснувшееся 30 лет назад, в другой как будто стране, в другую эпоху: “Нонче свет пополам переломился: евон чё деется! И по нам переломился, по старикам… ни туды мы, ни сюды… Не приведи Господь!
Слайд 11

“Прощание с Матёрой»

Дарья из “Прощания с Матёрой”… Как созвучно нашему времени её горькое откровение, выплеснувшееся 30 лет назад, в другой как будто стране, в другую эпоху: “Нонче свет пополам переломился: евон чё деется! И по нам переломился, по старикам… ни туды мы, ни сюды… Не приведи Господь! Оно, может, по нам маленько и видать, как в ранешное время были люди, дак ить никто назад себя не смотрит. Все сломя голову вперёд бегут…” Всех-то она жалеет, “христовеньких”, а саму себя укоряет: не ушла вовремя, зажилась. Пережить своё время, потерять самый смысл существования на земле – страшен этот русский вариант Наройямы… Впрочем, Дарья-то этот смысл не теряет, помня слова отца: “Ты много на себя не бери. А возьми-ка ты на себя самое напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть”.

И внуку своему она передаёт то, что от родителей взяла: “В ком душа, в том и Бог, парень. И хошь не верь, хошь изневерься ты, а он в тебе же и есть. Не в небе. А более того – человека в тебе держит. Чтоб человеком ты родился и человеком остался… А кто душу вытравил – тот не человек, не-ет! Ну дак бе
Слайд 12

И внуку своему она передаёт то, что от родителей взяла: “В ком душа, в том и Бог, парень. И хошь не верь, хошь изневерься ты, а он в тебе же и есть. Не в небе. А более того – человека в тебе держит. Чтоб человеком ты родился и человеком остался… А кто душу вытравил – тот не человек, не-ет! Ну дак без неё-то легче… Никто в тебе не заноет, не заболит. Не спросит никто…” Уходит Матёра под воду, уходит с погостом и с Хозяином острова, уходит со старухами и мальчиком Коляней, уходит с Богодулом, “деклассированным элементом”, а по сути – юродивым, из тех, кто во все времена – заноза в указующем персте власти…

Ах, эти колокола подводного Китежа, разбудят ли они когда-нибудь Русь? “Кто знает правду о человеке, зачем он живёт? Ради жизни самой, ради детей, чтобы и дети оставили детей, или ради чего-то ещё? Вечным ли будет это движение? И если ради детей, ради движения, ради этого беспрерывного продёргивания
Слайд 13

Ах, эти колокола подводного Китежа, разбудят ли они когда-нибудь Русь? “Кто знает правду о человеке, зачем он живёт? Ради жизни самой, ради детей, чтобы и дети оставили детей, или ради чего-то ещё? Вечным ли будет это движение? И если ради детей, ради движения, ради этого беспрерывного продёргивания, – зачем тогда приходить на эти могилы?” Вот когда даётся Дарье ответ: ничего не забудется. Всё спросится. Ибо “правда – в памяти”.

«Пожар», Алёна из повести «Пожар», жена Ивана Петровича, по сути, единственный в повести женский образ. В этой женщине воплощено то лучшее, с исчезновением чего мир теряет свою прочность. Умение прожить жизнь в ладу с собой, видя её смысл в работе, в семье, в заботе о близких. На протяжении всей пов
Слайд 14

«Пожар»,

Алёна из повести «Пожар», жена Ивана Петровича, по сути, единственный в повести женский образ. В этой женщине воплощено то лучшее, с исчезновением чего мир теряет свою прочность. Умение прожить жизнь в ладу с собой, видя её смысл в работе, в семье, в заботе о близких. На протяжении всей повести мы ни разу не застанем Алёну размышляющей о чём-то высоком, - она не говорит, а делает, и так получается, что малое её, привычное дело всё же значимей самых красивых речей

Образ Алёны – один из второстепенных образов “Пожара”, и это действительно так, особенно если учесть, что в большей части повестей Распутина именно женщины – главные героини (Анна в “Прощании с Матёрой”, Настёна в “Живи и помни”). Но и в “Пожаре” героине отводится целая глава, содержащая своего рода
Слайд 15

Образ Алёны – один из второстепенных образов “Пожара”, и это действительно так, особенно если учесть, что в большей части повестей Распутина именно женщины – главные героини (Анна в “Прощании с Матёрой”, Настёна в “Живи и помни”). Но и в “Пожаре” героине отводится целая глава, содержащая своего рода мини-свод философских воззрений прозаика на предмет исследования. Битва за семью становится в наше время именно битвой – да ещё какой! Её не надо путать с примитивным: моё! не отдам! Это битва за спасение основ человечества, его колыбели, первого приюта земного. Когда всё кругом горит и рушится, когда одни гибнут, а другие предают – попробуй выстоять! Но героини Распутина – стоят. Не потому, что такие сильные и смелые. Просто сердце им запрещает отступление. Мужчины терпят, сколько могут. Женщины – сколько потребуется. А поскольку в этой битве не действуют никакие законы, уставы и кодексы, то остаётся только отчаянная молитва и готовность ко всему: будь что будет.

Спасибо за внимание. Выполнила Цветкова Светлана , ученица 10а класса МКОУ Оленинская СОШ Тверской области
Слайд 16

Спасибо за внимание. Выполнила Цветкова Светлана , ученица 10а класса МКОУ Оленинская СОШ Тверской области

Список похожих презентаций

Женские образы в романе "Война и Мир"

Женские образы в романе "Война и Мир"

Роману "Война и мир" Л.Н. Толстой посвятил семь лет напряженного и упорного труда.(1863-1869гг.). В романе перед нами предстает несколько образов ...
"Тихий Дон" М.А. Шолохов - женские образы

"Тихий Дон" М.А. Шолохов - женские образы

К созданию женских характеров Шолохов обращается уже в самом начале творческого пути. Но если в рассказах характеры женщин только намечаются, то в ...
«Война и мир» - женские образы

«Война и мир» - женские образы

В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” показана жизнь русского общества начала XIX века периода войны 1812 года. Это время активной общественной деятельности ...
Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Цели урока: Продолжить знакомство с романом М.А.Шолохова «Тихий Дон»; развивать навыки выразительного чтения; 3.уметь самостоятельно давать характеристику ...
Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон»

Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон»

Цели урока: Продолжить знакомство с романом М.А.Шолохова «Тихий Дон»; развивать навыки выразительного чтения; 3.уметь самостоятельно давать характеристику ...
Женские образы в романе эпопее Л. Толстого "Война и мир"

Женские образы в романе эпопее Л. Толстого "Война и мир"

Женские образы в романе "Война и мир" играют важную роль. Они не только определяют поведение главных героев, но и имеют самостоятельное значение. ...
Женские образы в прозе А.С. Пушкина

Женские образы в прозе А.С. Пушкина

Приемы создания художественного образа человека. Внешние черты (портрет); Психологический анализ; Характер персонажа; Прямая авторская характеристика; ...
«Доктор Живаго» Б. Пастернак - женские образы

«Доктор Живаго» Б. Пастернак - женские образы

Ольга Ивинская Евгения Лурье. Любимые женщины Бориса Пастернака Любить иных – тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке ...
Литературные образы Пушкина

Литературные образы Пушкина

Германн Трудолюбивый. Умеренно-Расчетливый. Играет Обманывает Убивает. Человек, который в будущем не в состоянии жертвовать необходимым в надежде ...
Литературные образы Н. Гумилёв

Литературные образы Н. Гумилёв

Цели урока:. Дать представление о личности и поэзии Н.Гумилёва; Закрепить понятие об акмеизме. Николай Степанович Гумилёв. 1886 1921. Биография. Гумилёв ...
Жизненный и творческий путь Распутина

Жизненный и творческий путь Распутина

В.Г.Распутин- верный сын земли русской , защитник её чести. Аталанка – родина писателя. Это небольшое село на берегу прославленной Ангары. Родился ...
Словесное описание и зрительные образы

Словесное описание и зрительные образы

Жук с мишуткою играют Мячик по полу катают. Жук с мишуткою играют — Шарик по полу катают. Света в горку идёт, Света санки везёт. Куклу в санки посадила, ...
Богатырские образы в искусстве

Богатырские образы в искусстве

Тема урока: «Можем ли мы увидеть музыку? Богатырские образы в искусстве». Выдержки из словарей: Богатырь 1. Герой русских былин, совершающий воинские ...
«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский - христианские образы

«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский - христианские образы

Цель исследования. Рассмотреть христианские образы и мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Задачи. 1. Определить религиозные ...
«Уроки французского» В. Распутина

«Уроки французского» В. Распутина

Он не мог в деревне получить достойное образование, а мальчик способный. Почему мама отправила его учиться в район? Одиночество, тоска по дому, голод. ...
«Мёртвые души»: образы помещиков

«Мёртвые души»: образы помещиков

Манилов. Вывод. Вместо настоящего чувства – у Манилова «приятная улыбка», приторная любезность и чувствительная фраза; Вместо мысли – какие-то бессвязные, ...
«Мёртвые души» Н.В. Гоголь - образы помещиков

«Мёртвые души» Н.В. Гоголь - образы помещиков

Чичиков (художник Петр Боклевский). Манилов (художник Петр Боклевский). Коробочка (художник Петр Боклевский). Ноздрёв (художник Петр Боклевский). ...
«Мертвые души» - образы помещиков

«Мертвые души» - образы помещиков

План: ♦ краткая характеристика помещика (описание внешности); ♦ описание усадьбы помещика; ♦ описание совместной трапезы (застолья) – чем и как угощают ...
Мотив дома в произведениях В. Распутина

Мотив дома в произведениях В. Распутина

Мотив в литературе. Мотив – это устойчивый, формально-содержательный компонент литературного текста. Мотив – это сущностный для понимания авторской ...
Творчество В.Г. Распутина - литературная игра

Творчество В.Г. Распутина - литературная игра

РАСПУТИН Валентин Григорьевич (р. 15 марта 1937, пос. Усть-Уда Иркутской области), русский писатель; лауреат Государственной премии 1977, 1978) и ...

Конспекты

Тема любви и женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон

Тема любви и женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон

Конспект урока. Тема. Тема любви и женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Задачи:. образовательная: показать своеобразие и роль женских ...
Экзистенциальные мотивы в рассказах В. Распутина

Экзистенциальные мотивы в рассказах В. Распутина

. . Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. средняя общеобразовательная школа №1. г. Сургут ХМАО-ЮГРА. Конспект ...
Сказочные образы Васнецова

Сказочные образы Васнецова

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому ...
Судьба малой родины в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой

Судьба малой родины в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение. «Ярковская средняя общеобразовательная школа». Новохоперского района Воронежской области. ...
Проблемы нравственности в творчестве В.Г. Распутина

Проблемы нравственности в творчестве В.Г. Распутина

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОСТЁНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ХОХОЛЬСКОГО РАЙОНА. МЕТОДИЧЕСКОЕ ...
Роль и функция детали в повестях Н.В.Гоголя «Невский проспект

Роль и функция детали в повестях Н.В.Гоголя «Невский проспект

. Автор - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 5 г.Краснодара. Лесных Е.И. УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ. «Роль и функция детали в повестях ...
Основные образы рассказа И.А.Бунина «Косцы

Основные образы рассказа И.А.Бунина «Косцы

Родина Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы. . МКОУ «Средняя школа №4» г.Людинова Калужской области. . Урок, построенный по ...
Основные образы в

Основные образы в

Муниципальное общеобразовательное учреждение. «Средняя общеобразовательная школа № 14». Г. Брянска. Конспект урока по литературе в ...
Нравственные проблемы повести В. Г. Распутина «Живи и помни

Нравственные проблемы повести В. Г. Распутина «Живи и помни

Урок литературы в 11 классе «Нравственные проблемы повести В. Г. Распутина «Живи и помни». Цели урока: познакомиться с личностью писателя современника ...
Нравственные проблемы в повести В. Распутина «Живи и помни

Нравственные проблемы в повести В. Распутина «Живи и помни

Конспект урока. Нравственные проблемы в повести В. Распутина «Живи и помни».(10 класс). Цели занятия:. Воспитательные:. -познакомить с духовными ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Информация о презентации

Ваша оценка: Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:23 августа 2019
Категория:Литература
Классы:
Содержит:16 слайд(ов)
Поделись с друзьями:
Скачать презентацию
Смотреть советы по подготовке презентации