Конспект урока «Нравственные проблемы в повести В. Распутина «Живи и помни» по литературе для 10 класса
Конспект урока.
Нравственные проблемы в повести В. Распутина «Живи и помни».(10 класс)
Цели занятия:
Воспитательные:
-познакомить с духовными ценностями человеческой жизни, наметить нравственные ориентиры на примере повести В.Г.Распутина «Живи и помни»;
-способствовать воспитанию нравственности, патриотизма, интереса к истории своей страны, формированию правильного морального облика.
Образовательные:
-познакомить с повестью «Живи и помни»;
-способствовать усвоению творческого мира писателя,пониманию нравственно-философских проблем его произведений на примере повести «Живи и помни»;
Развивающие:
-способствовать развитию логического мышления и интеллектуального развития в процессе чтения и проблемной дискуссии;
-навыков устной связной речи и культуры речи;
-выразительного чтения, внимания и памяти;
-развития письменной речи в процессе выполнения домашнего задания.
Приемы изучения: вступительное слово учителя, индивидуальные задания и сообщения учащихся,обращение к иллюстративному материалу ,разные виды пересказа эпизодов,постановка аналитических вопросов, выразительное чтение эпизодов.
-способствовать развитию логического мышления и интеллектуального развития в процессе чтения и проблемной дискуссии;
-навыков устной связной речи и культуры речи;
-выразительного чтения, внимания и памяти;
-развития письменной речи в процессе выполнения домашнего задания.
Приемы изучения: вступительное слово учителя, индивидуальные задания и сообщения учащихся,обращение к иллюстративному материалу ,разные виды пересказа эпизодов,постановка аналитических вопросов, выразительное чтение эпизодов.
-
Вступительное слово.
- О повести В. Распутина «Живи и помни» написано так много и у нас в стране, и за рубежом, сколько, вероятно, ни о каком другом произведении, она издавалась около 40 раз, одной из лучших книг о минувшей войне назвал ее Виктор Астафьев.
«Живи и помни» , как никакое другое произведение этого писателя, являет собой именно трагедию – во-первых, и именно путешествие вглубь человеческой души, до того уровня, где добро и зло еще не столь явно разделены, чтобы бороться между собою, - во-вторых. Эта новаторская повесть – не только о судьбах героя и героине, но и о соотнесении их судеб с судьбою народной в один из драматических моментов истории.
- О чем, по-вашему, эта повесть?
Сам Распутин не раз подчеркивал: «Я писал не только и меньше всего о дезертире, о котором, не унимаясь, талдычат почему-то все, а о женщине… писателю не нужно, чтобы хвалили, а нужно, чтобы понимали.» И критики отмечали, что «повесть Валентина Распутина – не о дезертире, а о русской женщине, великой в своих подвигах и в своих несчастьях, хранящей корень жизни». (А. Овчаренко)
-
Беседа по повести.
-
–Что составляет основу повести?
(Рассказ о жизни деревни в годы ВОВ, отношения между людьми)
-
а) –Как и почему стал дезертиром Андрей Гуськов.
б) – Кто же виноват в падении Гуськова?
(Нежелание признавать необходимость личной ответственности за свои поступки, эгоизм, который В.А. Сухомлинский назвал «первопричиной рака души», а М. Горький – « родным отцом подлости».)
Вывод: Мысль о собственном спасении постоянно жила в нем, заглушая все остальное. «Человек , хотя бы раз ступивший на дорожку предательства, проходит по ней до конца». (В. Распутин) Гуськов на эту дорожку вступил до факта предательства, он был уже подготовлен внутренне тем, что допускал возможность побега. Возможно, с детства поселившийся в нем эгоизм и обидчивость ( в немалой степени переданные единственному ребенку матерью Семеновой) нашли бы выход в каких- то формах, но не в столь уродливой. Гуськов решил, что можно прожить по другим законам, чем весь народ.
Да, дезертировать он не собирался, это случилось непреднамеренно. Желая добраться до Атамановки, он не учел многих обстоятельств. Но ведь мог же вернуться, еще мог? Побоялся. И уже не желание увидеть близких руководило им, а только страх перед наказанием. Но наказание он уже выбрал себе:
- Какое?
И это было только начало, только первые отголоски той беды, которую он нес в себе, еще не зная всех ее трагических последствий.
в) – Как же происходит душевный распад Гуськова, его нравственное падение?(Работа в группах)
( Дезертирство →жизнь в зимовье ( постепенно перестает быть человеком и становится человекообразным зверем→ охота на косуль → воет по- волчьи → ворует рыбу из сетей → убивает теленка). В этом подготовка и к собственному неизбежному концу.
↓
Топор, с продажи которого началось повествование, снова привлекает к себе внимание. И после этой сцены становится очевидным падение Гуськова и невозможность для него нравственного «воскресения».
Нравственные категории постепенно становятся для Гуськова условностями, которым надо следовать, живя среди людей, и обузой , когда он остается наедине с собой.
г) – Какую роль играет память героев о прошлом? (Индивидуальное задание)
Вывод: « Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания: место твое – с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя» . (В. Астафьев).
-
– Гуськов предпочел жить в страхе, хотя не мог не понимать, что, какие бы планы он ни строил, само по себе существование его временно, призрачно, эфемерно. Единственное, в чем он ни на миг не сомневался, так это в том, что «надо объявиться Настене, больше некому. Один он пропадет».
Образ Настены – центр повести. Она, а не Гуськов,- главная героиня.
-
-Какой была жизнь Настены до встречи с Андреем?
-Любила ли Настена своего мужа?
( Да, любила, но в этом ее чувстве преобладали те стороны, которые в иных случаях воспринимаются как второстепенные. Во-первых, она испытывала к нему чувство благодарности; затем к этому примешалось чувство вины: сколько уже прожили вместе, а детей все не было. Это была любовь – привычка).
-
–В чем она видит смысл семейной жизни? (Верность).
-
–В чем трагедия Настены?
(Единственно возможная для нее форма существования: жалеть, отдавать, сочувствоавать, пока есть силы. И эти положительные качества направлены на преступника, дезертира. Но преступник этот- муж. И впервые, может быть, в жизни чувствует она душевный разлад, дискомфорт, разлом. Права перед собою – неправа перед людьми, помогает Андрею – значит, предает тех, кого и он предал; честна перед мужем – грешна в глазах свекра, свекрови и всей деревни).
-
–За что ей такое наказание? В чем она виновата?
Вина – это состояние, противоположное правоте, оно охватывает человека, когда он пренебрег нравственным долгом, не исполнил его. Но в том-то и дело, что Настена чувствует себя Виновной, будучи предельно правой и неукоснительно следуя долгу. Она просто не может себе позволить быть невиновной, когда ее муж страдает от содеянного им. Это добровольная вина- проявление и доказательство высшей этической чистоты героини.
-
Что же двигало ее целенаправленными, хотя и нелогичными поступками, за следование представлениям о супружеском долге?
( Этот вывод, к которому могла бы прийти только цельная натура, многое объясняет в характере Настены. Сохранившая в себе нравственный идеал, она не отвергает падших, способна протянуть им руку.)
-
–Почему у повести такой финал?
( Дальше судьбу испытывать некуда, надо делать решающий выбор. Несмотря ни на что, она осталась той, прежней Настеной – цельной натурой, идущей до конца по избранному пути. Поэтому даже смертельную усталость перебивает в ней стыд, как одно из высших проявлений нравственного самосознания)
-Почему же стыдно ей, тем более перед Андреем?
( М. Горький писал, что «самый тяжкий стыд и великое мучение- это когда не умеешь достойно защищать то, что любишь, чем жив»).
Вывод: Гуськов платит высшей платой: никогда и ни в ком он уже не продолжится; никогда и никто не будет понимать его так, как Настена. Умереть должен Гуськов, а гибнем Настена. Это значит, что дезертир умирает дважды, и теперь уже навсегда.
В. Распутин говорит, что он рассчитывал оставить настену в живых и не думал о таком финале. «Я надеялся, что как раз у меня покончит с собой Андрей Гуськов, муж Настены. Но чем дальше продолжалось действие, чем большье жила у меня Настена, чем больше страдала от того положения, в какое попала, тем больше я чувствовал , что она не подчиняется уже автору, что она начинает жить самостоятельной жизнью».
-
–В чем смысл названия повести?
-
Какие нравственные проблемы ставит перед читателем Валентин Распутин? (Проблема выбора,ответственности за свои поступки,за судьбу близкого человека,долга,памяти)
Домашнее задание:напишите сочинение,выбрав в качестве темы одну из проблем,поставленных автором.
Вопросы к уроку внеклассного чтения по повести
(вопросы были даны заранее )
1. Удается ли писателю объяснить все причины «невольного» предательства Гуськова?
2. В чем его наказание? Кто его осуждает: писатель, читатели, родные, односельчане или сама жизнь?
3. Как решается в романе проблема взаимосвязи человека со временем, тема жизни и смерти?
4. Помогает ли память героев о прошлом понять и объяснить человека ( «Правда – в памяти. У кого нет памяти, у кого нет и жизни»,- пишет В. Распутин)?
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Нравственные проблемы в повести В. Распутина «Живи и помни», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература (10 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.