Конспект урока «Тема любви и женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон» по литературе
Конспект урока.
Тема. Тема любви и женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон».
Задачи:
-
образовательная: показать своеобразие и роль женских образов в романе, средства создания литературных характеров;
-
воспитательная: умение сочувствовать, сопереживать;
-
развивающая: формировать умение определять место и роль литературных героев в произведении, характеризовать их, сравнивать поведение персонажа в рамках эпизода; формировать умение определять роль определенного персонажа в системе всего произведения.
Тип урока – комбинированный.
Форма урока: беседа.
Сетка времени:
-
Организационный этап – 2 минуты
-
Вступительное слово учителя (+опрос) – 6 минут
-
Работа с эпизодом – 30 минут
-
Просмотр видеозаписей (+ небольшая беседа по ним) – 5 минут
-
Подведение итогов, домашнее задание – 2 минуты
Оборудование: портрет Шолохова, репродукции женских образов романа, видеофрагменты.
Ход урока
-
Организационный этап
Учитель озвучивает тему урока (она записана на доске): «Тема любви и женские образы в романе М. Шолохова «Тихий дон». Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
-
Вступительное слово учителя
Роман М. Шолохова «Тихий Дон», и мы уже говорили об этом, посвящен изображению жизни казачества в трагические годы российской истории. Человек и история – одна из центральных проблем романа-эпопеи, и избранный автором жанр обязывал писателя к глубокому и всестороннему отражению эпохи. Антитезой мирной жизни в «Тихом Доне» является война, сначала первая мировая, потом гражданская. Эти войны пройдутся по хуторам и станицам, у каждой семьи будут жертвы. Семья у Шолохова – это зеркало, своеобразно отражающее и события мировой истории.. Тема шолоховского романа – семья, простой человек в водовороте исторических событий. Впервые в русской литературе в «большом жанре» – романе – люди из народа оказались не среди второстепенных персонажей, а в самом центре. Каждый из характеров, изображенных М. Шолоховым, несет в себе ту неповторимость, которая составляет разнообразие и богатство человеческого мира.
Женские образы романа – это воплощение единства народной жизни, отражение философского осмысления гармонии мира и человека. По мнению исследователей (например, Муравьевой Н.М., Сатаровой Л.), в романе «Тихий Дон» слились воедино многочисленные реки и ручейки русского национального мироощущения, которое зародилось в древности, расцвело в классический период отечественной культуры и во многом исчерпало себя в ХХ веке. И изображение казачьих семей в романе позволяет автору отразить процесс разрушения гармонии целостного казачьего мира, существовавшей на протяжении веков, а семейная драма Мелиховых (как и Астаховых, и Кошевых) становится микромоделью трагедии, произошедшей с казачеством после революции и гражданской войны.
Какие, на ваш взгляд, центральные женские образы? (Наталья и Аксинья). А какие еще женские образы есть в романе (Дарья, Дуняшка, Ильинична, Анна Погудко).
Теперь давайте вспомним основные средства создания литературного характера и дадим определения эти средствам:
А) Портрет – это описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа литературного произведения, в первую очередь мельчайших деталей лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Обычно используется в эпическом роде, реже – в лирике и драматургии.
Б) Речь героя
В) Поступки героя
Г) Отзывы о герое других персонажей
Д) Предыстория героя
Е) Интерьер
Ж) Диалог; внутренняя речь героя
З) Прямая авторская характеристика
3. Работа с эпизодом («Встреча Натальи и Аксиньи в Ягодном»; кн. 1, ч. 3, гл. XIX)
Чтение эпизода.
Учитель:
Ребята, обратите внимание на речь персонажей, поведение, авторские примечания.
Заранее подготовившийся ученик выразительно читает эпизод (со слов «В воскресенье как-то…» и до конца главы).
Вопросы для учащихся:
-
Зачем пришла Наталья к Аксинье в Ягодное? (Наталья пришла к Аксинье для женского разговора, пришла уговорить отдать ей Григория; «как-то внезапно созрело у Натальи решение сходить в Ягодное к Аксинье вымолить, упросить ее вернуть Григория. Ей почему-то казалось, что от Аксиньи зависит все, и упроси она ее - снова вернется Григорий и былое счастье. Она не задумывалась над тем, осуществимо ли это и как примет Аксинья ее странную просьбу. Толкаемая подсознательным чувством, она стремилась скорей претворить внезапное свое решение в жизнь»).
-
Давайте посмотрим на речь Натальи. Обратите внимание на знаки препинания в ее репликах. Как речь характеризует состояние Натальи? (реплики: «Я к тебе, Аксинья...; Мне бы напиться...; Ты отбила у меня мужа... Отдай мне Григория!.. Ты... мне жизню сломила... Видишь, я какая...; Ты своего мужа бросила... Не шуми так...; Ты думаешь, я надеялась, что выпрошу?; Тоска меня пихнула»). В этом эпизоде – отчаяние Натальи (и многоточия, и восклицательный знак как последний крик)
-
Выпишите цитаты из текста, которые характеризуют поведение Натальи: «она остановилась, безжизненно уронив свои большие рабочие руки, сапно дыша, пыталась и не могла выпрямить изуродованную шею; обвела комнату тяжелым, негнущимся взглядом; заговорила, трудно поднимая голос; Наталья боком подошла к лавке и села, роняя голову на руки, ладонями закрывая лицо; пьяные от муки глаза; вся содрогаясь, Наталья глядела на ребенка. Сухая спазма захлестнула ей горло; она вышла на крыльцо, рыдая и качаясь; раздавленная неизъяснимой тоской»)
-
Теперь посмотрим на речь Аксиньи. Какие предложения преобладают в ее речи? Почему? (практически вся речь Аксиньи состоит из восклицательных предложений (помимо вопросов Наталье), она возмущена, она ненавидит свою соперницу, она никогда не отдаст ей Григория).
-
Поведение Аксиньи во время разговора (проследить по тексту: Аксинья сначала вкрадчиво спрашивает, зачем пришла Наталья, а затем начинает закипать. Автор сравнивает одну из реплик Аксиньи с первыми каплями дождя: «слова – дождевые капли на камень – точились скупо»).
-
Обратите внимание на авторские комментарии, которые объясняют поведение Аксиньи («вот та, по милости которой исходила Аксинья слезами, расставаясь с Григорием, несла в сердце кровяную боль, и в то время, когда она, Аксинья, томилась в смертной тоске, вот эта ласкала Григория и, наверное, смеялась над нею, неудачливой оставленной любовницей»).
-
Как данный эпизод раскрывает характер героинь? (Обе героини беззаветно любят Григория. Наталья пошла на унижение, чтобы вернуть любимого мужа. Аксинья ни за что не отступится от своей пусть и грешной любви). Этот вывод запишем в тетрадь.
Фронтальный опрос
-
Для чего Шолохов дает читателю предысторию жизни Аксиньи? (рассказ о девическом горе Аксиньи и жизни ее с нелюбимым Степаном помогают понять неистовую позднюю любовь к Григорию).
-
Отношение окружающих к Аксинье (например, Степан любит и ненавидит; Пантелей Прокофьевич побаивается; бабы завидуют и злорадствуют; Ильинична сначала недолюбливает, а потом они сближаются, т.к. обе любят Григория).
-
Отношение окружающих к Наталье (любимая дочь, любимая внучка, пришлась ко двору и Мелховым).
-
А кто из них счастливее? Можно ли вообще ставить такой вопрос? (У Натальи есть дом, семья, но нет любви мужа. А у Аксиньи нет ни дома, ни детей, но есть любовь Григория. Каждая счастлива и несчастна по-своему).
Учитель:
Ребята, мы видим, что автор противопоставляет двух героинь. Это две разные дороги, которые, как мы знаем из содержания романа постоянно пересекаются, потому что любят одного мужчину, это две судьбы. Но в этих сильных женщинах есть и общие черты. Давайте выделим их.
Аксинья | |
Портрет | |
Красивая женщина. Автор сначала в словами Аксиньи оценивает внешние данные Натальи: «Наталья… Наталья – девка красивая… Дюже красивая». Даже изуродованная шея не особо повредила ее красоте. И опять Аксинья замечает: «…так же хороша, как и раньше, - щеки ее и рот свежи, не измяты временем, а у нее, Аксиньи, не по вине ли этой Натальи раньше времени сплелась под глазами паутинка морщин?» | Красивая женщина: «…Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала круглую спину и налитые плечи…». Даже ведра с водой она носит гордо и величаво. |
Отношение к Григорию | |
«Наталья, доверчиво и беззаветно отдавшая свое нерастраченное молодое чувство Григорию, не встретила ответного движения». Она вскоре поняла, что нелюбима, оплакивала свое «заплеванное счастье». Вся любовь Натальи – в письме к Григорию в Ягодное. Борьба за любовь. | «Со всей силой и страстью впервые и на всю жизнь полюбила Аксинья, замужняя женщина, соседского парня, угловатого и неловкого в ласках Григория Мелехова». Чувство взаимное. Борьба за любовь. |
Женщина-мать | |
Наталья-мать приобретает одухотворенную и возвышенную красоту. У Григория все-таки просыпается любовь к Наталье (внутренний монолог). | Материнство Аксиньи (доброе и нежное) обогатило характер Аксиньи. Это чувство особо проявляется в отношении ее к детям григория и Натальи. |
Смерть | |
Жизнь без любви и верности Григория – жизнь без всякого смысла и ценности. Горе, которое вначале скрыто, надломило ее. Семейная драма завершается страшным исходом: гордая и оскорбленная Наталья не захотела родить от нарушившего верность Григория. После аборта, варварски сделанного хуторской бабкой-повитухой, она гибнет. Любовь погубила Наталью. | Вся сила характера Аксиньи выразилась в любви к Григорию. Ничего другого, столь же важного, не существовало для нее. И это в конечном счете привело Аксинью в суровых условиях гражданской войны к трагической гибели. Любовь к Григорию погубила и Аксинью. |
Вывод: несмотря на полярность этих двух героинь можно выделить общие черты, которые помогают нам глубже понять Наталью и Аксинью, проследить авторский замысел.
Примечание: учитель называет общий критерий, задает наводящие вопросы, напоминает костяк сюжета (это обусловлено объемом романа). Также, когда ребятами после обсуждения в тетради заполняется таблица, диктует главное.
Учитель:
Мы с вами уже отметили, что Наталья и Аксинья – две разные дороги со своей судьбой. Давайте подытожим: какой выбор сделала каждая из героинь? Какая судьба у них?
Учащиеся говорят о жизни Шолоховских героинь, об их трагической гибели: всю себя отдала Григорию Аксинья, не воспользовалась даже возможностью иметь свой дом, быть матерью, убежала с возлюбленным Гришенькой и погибла от красноармейской пули; Наталья выбрала путь материнства, дом, семья, дети – стали ее судьбой, но, убив неродившегося ребенка, погибает сама.
Этот итог записываем в тетрадь.
Далее учитель предлагает посмотреть два фрагмента фильма «Тихого Дона» Герасимова.
Учащиеся смотрят такие фрагменты: «Смерть Натальи» и «Гибель Аксиньи». Дается установка: уловить настроение. После просмотра ребята говорят о чувствах грусти, сожаления, сострадания к героиням.
Домашнее задание: выделить основные черты других женских образов романа, определить место и роль образа в системе романа (учащимися выбирается один женский образ).
Список использованной литературы
-
Шолохов, М. Тихий Дон
-
Учебник для 10 класса под ред Ладыгина
-
Учебник для вузов. Русская литература 20 века под ред Кременцовой Л.П. С. 266-271
-
Гура В.В., Абрамов Ф.А. М.А. Шолохов. Семинарий. С. 246-248
-
Минакова А. О художественной структуре эпоса М.Шолохова// Проблемы творчества М.Шолохова. – М., 1984.
-
Нестандартный урок по литературе: Сборник методических разработок. В 2-х частях/ МО РФ Челяб. Филиал ИПО/ под ред В.Я. Легаева. – Челябинск, 1993.
-
Чалмаев В. Открытый мир Шолохова: «Тихий Дон» – не востребованные идеи и образы
-
Якименко Л.Я. Творчество М.А. Шолохова. С. 326-352
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Тема любви и женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.