- «Мёртвые души» Н.В. Гоголь - лирические отступления

Презентация "«Мёртвые души» Н.В. Гоголь - лирические отступления" (10 класс) по литературе – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19

Презентацию на тему "«Мёртвые души» Н.В. Гоголь - лирические отступления" (10 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 19 слайд(ов).

Слайды презентации

Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
Слайд 1

Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Гоголь – поэт, поэт жизни действительной. В. Г. Белинский. Н.В.Гоголь начал работать над созданием «Мёртвых душ» в 1835 году. Но вскоре после постановки "Ревизора", затравленный реакционной печатью, Гоголь уехал в Германию. Потом он путешествует по Швейцарии и Франции, продолжая работу над
Слайд 2

Гоголь – поэт, поэт жизни действительной. В. Г. Белинский

Н.В.Гоголь начал работать над созданием «Мёртвых душ» в 1835 году. Но вскоре после постановки "Ревизора", затравленный реакционной печатью, Гоголь уехал в Германию. Потом он путешествует по Швейцарии и Франции, продолжая работу над «Мертвыми душами».

Н.В.Гоголь работал над поэмой «Мёртвые души» до 1841 г. «Мёртвые души». Во время приезда в Россию в 1839 – 40-х годах он читал друзьям главы из первого тома "Мертвых душ", который был завершен в Риме в 1840 - 41.
Слайд 3

Н.В.Гоголь работал над поэмой «Мёртвые души» до 1841 г.

«Мёртвые души»

Во время приезда в Россию в 1839 – 40-х годах он читал друзьям главы из первого тома "Мертвых душ", который был завершен в Риме в 1840 - 41.

В декабре 1838 года в Рим приехал В.А.Жуковский, сопровождавший наследника Александра II. Гоголь был чрезвычайно обрадован приездом поэта, показывал ему Рим, рисовал с ним виды, читал ему главы «Мёртвых душ». Н.В. Гоголь на террасе виллы З.А. Волконской в Риме. Рисунок В.А. Жуковского. 22 января 183
Слайд 4

В декабре 1838 года в Рим приехал В.А.Жуковский, сопровождавший наследника Александра II. Гоголь был чрезвычайно обрадован приездом поэта, показывал ему Рим, рисовал с ним виды, читал ему главы «Мёртвых душ».

Н.В. Гоголь на террасе виллы З.А. Волконской в Риме. Рисунок В.А. Жуковского. 22 января 1839 г.

Встреча с В.А.Жуковским в Риме

При издании "Мертвых душ" Гоголь пожелал сам оформить титульный лист. На первом титульном листе была изображена коляска Чичикова, символизирующая путь России, а вокруг – множество человеческих черепов.
Слайд 5

При издании "Мертвых душ" Гоголь пожелал сам оформить титульный лист

На первом титульном листе была изображена коляска Чичикова, символизирующая путь России, а вокруг – множество человеческих черепов.

Тема жизни и смерти, тема пути к возрождению красной нитью проходит через всё творчество Гоголя. А. А. Иванов «Явление Христа народу». Очень важно для Гоголя было и то, чтобы его книга вышла в свет одновременно с картиной А.А. Иванова "Явление Христа народу".
Слайд 6

Тема жизни и смерти, тема пути к возрождению красной нитью проходит через всё творчество Гоголя

А. А. Иванов «Явление Христа народу»

Очень важно для Гоголя было и то, чтобы его книга вышла в свет одновременно с картиной А.А. Иванова "Явление Христа народу".

«Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то …какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!». (из письма к В. А. Жуковскому от 12 ноября 1836 г.). Композиция «Мёртвых душ» подчинена законам логики. Каждая глава как кольцо в цепи. «Если коль
Слайд 7

«Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то …какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!»

(из письма к В. А. Жуковскому от 12 ноября 1836 г.)

Композиция «Мёртвых душ» подчинена законам логики. Каждая глава как кольцо в цепи. «Если кольцо будет вырвано, то цепь разрывается…» Однако в противовес авторскому тяготению к логике в поэме обращает на себя внимание алогизм.

Словарь: Алогизм – 1) нелогичность, несовместимость с требованиями логики; 2) смысловой скачок в речи, попытка доказательства в обход связности и последовательности изложения; может использоваться как стилистический приём.

Словарь. Жанр и композиция: Поэма – лиро-эпический жанр большого объёма с развёрнутым сюжетом и широким развитием образа лирического героя. 2. Композиция – построение сюжета в динамической последовательности: Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка Эпилог Виды композиции: прямая, о
Слайд 8

Словарь

Жанр и композиция:

Поэма – лиро-эпический жанр большого объёма с развёрнутым сюжетом и широким развитием образа лирического героя. 2. Композиция – построение сюжета в динамической последовательности: Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка Эпилог Виды композиции: прямая, обратная.

Особенности композиции
Слайд 9

Особенности композиции

Сюжет – основные эпизоды литературного произведения в их художественной последовательности, предусмотренной композицией произведения. Виды сюжета: хроникальный – определяет связь между эпизодами в определённой последовательности; концентрический – подразумевается наличие причинно-следственных связей
Слайд 10

Сюжет – основные эпизоды литературного произведения в их художественной последовательности, предусмотренной композицией произведения.

Виды сюжета: хроникальный – определяет связь между эпизодами в определённой последовательности; концентрический – подразумевается наличие причинно-следственных связей, т. е. одно событие влечёт за собой другое; вставной сюжет – сюжет в сюжете.

Внесюжетные элементы: вводные эпизоды – сюжеты, не связанные с основным действием; лирические отступления – форма раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображаемых событий; художественные предварения – изображение сцен, предваряющих основное действие; художественное обрамление – сцены, которые начинают и заканчивают действие.

Автор часто использует отступления, напрямую не связанные с сюжетом, в которых, оттолкнувшись от мелкой детали, уходит далеко за пределы сюжета. Все лирические отступления так или иначе развивают тему России. Гоголевские лирические отступления служат расширению художественного пространства, созданию
Слайд 11

Автор часто использует отступления, напрямую не связанные с сюжетом, в которых, оттолкнувшись от мелкой детали, уходит далеко за пределы сюжета. Все лирические отступления так или иначе развивают тему России. Гоголевские лирические отступления служат расширению художественного пространства, созданию целостного образа Руси: от бытовых деталей, обобщений («Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, какие бывают гостиницы в губернских городах...») до масштабных, наполненных философским содержанием образов (птица-тройка).

Лирические отступления в поэме «Мёртвые души»

Основные темы «Мёртвых душ». Тема России Тема дороги. «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься? ...Русь! Куда ж несется ты? Дай ответ. Не дает ответа».
Слайд 12

Основные темы «Мёртвых душ»

Тема России Тема дороги

«Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься? ...Русь! Куда ж несется ты? Дай ответ. Не дает ответа».

Любовь к русскому народу, к родине, патриотические и возвышенные чувства писателя выразились в образе тройки, несущейся вперед, олицетворяющей собой могучие и неисчерпаемые силы России. Здесь автор задумывается о будущем страны, он смотрит в будущее и не видит его, но как истинный патриот верит в то
Слайд 13

Любовь к русскому народу, к родине, патриотические и возвышенные чувства писателя выразились в образе тройки, несущейся вперед, олицетворяющей собой могучие и неисчерпаемые силы России. Здесь автор задумывается о будущем страны, он смотрит в будущее и не видит его, но как истинный патриот верит в то, что в будущем не будет Маниловых, Собакевичей, Ноздревых, Плюшкиных, что Россия поднимется к величию и славе.

Тема России в «Мёртвых душах»

Дорога — образ, организующий весь сюжет, и себя Гоголь вводит в лирические отступления как человека пути. «Прежде, давно, в лета моей юности... мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту. Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружн
Слайд 14

Дорога — образ, организующий весь сюжет, и себя Гоголь вводит в лирические отступления как человека пути. «Прежде, давно, в лета моей юности... мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту. Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; но моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно,.. и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! О моя совесть!»

Тема дороги в «Мёртвых душах»

В лирических отступлениях Гоголь раскрывается как глубоко чувствующий, эмоциональный человек, которого волнуют вопросы о роли писателя в России. Интересно рассуждение автора о разных типах писателей: «Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, …не касаясь земли, весь повергался в
Слайд 15

В лирических отступлениях Гоголь раскрывается как глубоко чувствующий, эмоциональный человек, которого волнуют вопросы о роли писателя в России. Интересно рассуждение автора о разных типах писателей: «Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, …не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от нее и возвеличенные образы ... Но не таков удел и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами, но чего не зрят равнодушные очи... Сурово его поприще, и горько почувствует он свое одиночество».

Гоголь о роли писателя в России

Символичность образа дороги. Это дорога из прошлого в будущее, дорога, по которой идет развитие каждого человека и России в целом. Произведение завершается гимном русскому народу: «Эх! тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла родиться...» Здесь лирические отступления в
Слайд 16

Символичность образа дороги

Это дорога из прошлого в будущее, дорога, по которой идет развитие каждого человека и России в целом. Произведение завершается гимном русскому народу: «Эх! тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла родиться...» Здесь лирические отступления выполняют обобщающую функцию: служат для расширения художественного пространства и для создания целостного образа Руси. Они раскрывают положительный идеал автора – России народной, которая противопоставлена Руси помещичье-чиновной.

О чём ещё размышлял Гоголь? о молодости и старости, о призвании и назначении истинного писателя, о его судьбе, о сохранении живой души, о свежести и полноте чувств, о скоротечности жизни, об изменении идеалов.
Слайд 17

О чём ещё размышлял Гоголь?

о молодости и старости, о призвании и назначении истинного писателя, о его судьбе, о сохранении живой души, о свежести и полноте чувств, о скоротечности жизни, об изменении идеалов.

Наставление Гоголя: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!..». Все самое хорошее в жизни связано именно с юностью и не нужно забывать об этом, как это сд
Слайд 18

Наставление Гоголя:

«Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!..»

Все самое хорошее в жизни связано именно с юностью и не нужно забывать об этом, как это сделали описанные в романе герои. Они потеряли человеческое и не смогли его найти потом.

Памятник Гоголю в Риме работы Церетели. На белом постаменте надпись: "...О России я могу писать только в Риме, только так она предстоит мне вся, во всей своей громаде". «Проза Гоголя по меньшей мере четырехмерна. Его можно сравнить с его современником математиком Лобачевским, который взорв
Слайд 19

Памятник Гоголю в Риме работы Церетели. На белом постаменте надпись: "...О России я могу писать только в Риме, только так она предстоит мне вся, во всей своей громаде".

«Проза Гоголя по меньшей мере четырехмерна. Его можно сравнить с его современником математиком Лобачевским, который взорвал Евклидов мир...» В. Набоков

Список похожих презентаций

Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе)

Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе)

Обложка «Мертвых душ» была выполнена в стиле гротескного орнамента, совмещавшего в причудливом сочетании детали повседневного быта, человеческие головы, ...
«Мёртвые души» Н.В. Гоголь - иллюстрации

«Мёртвые души» Н.В. Гоголь - иллюстрации

Н. В. Гоголь. Портрет работы Ф. А. Моллера. 1841 г. В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка… ...
«Мёртвые души» Н.В. Гоголь - образы помещиков

«Мёртвые души» Н.В. Гоголь - образы помещиков

Чичиков (художник Петр Боклевский). Манилов (художник Петр Боклевский). Коробочка (художник Петр Боклевский). Ноздрёв (художник Петр Боклевский). ...
«Мертвые души» Н.В. Гоголь - пролог к изучению

«Мертвые души» Н.В. Гоголь - пролог к изучению

..."Мертвые души" не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих: читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда не виданное ...
«Мертвые души» Н.В. Гоголь

«Мертвые души» Н.В. Гоголь

В своих произведениях Н.В. Гоголь предстает перед нами не только как замечательный писатель. «Старайтесь лучше видеть во мне христианина и человека, ...
«Мертвые души» Н.В. Гоголь

«Мертвые души» Н.В. Гоголь

Цели урока:. Вступительное занятие по: истории создания, замыслу и композиции поэмы Комментированное чтение: экспозиция и завязка поэмы – приезд П.И. ...
«Мертвые души» Н.В. Гоголь

«Мертвые души» Н.В. Гоголь

Цель урока. Познакомить учащихся с особенностями построения произведения Показать жанровое своеобразие произведение. «Мертвые души» - «…не роман, ...
История создания поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

История создания поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

«Блажен незлобливый поэт…» Н.Некрасов. Николай Васильевич Гоголь Родился 20 марта (1 апреля) 1809 в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда ...
Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

«Мёртвые души» стоят выше всего, что было и есть в русской литературе…» В.Г. Белинский. Словарная работа:. Бричка – легкая полукрытая повозка Штабс-капитан ...
Николай Васильевич Гоголь «Мёртвые души»

Николай Васильевич Гоголь «Мёртвые души»

Обложка «Мертвых душ» была выполнена в стиле гротескного орнамента, совмещавшего в причудливом сочетании детали повседневного быта, человеческие головы, ...
Работа с текстом: Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

Работа с текстом: Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

Когда и где впервые встречаем Манилова? Первое впечатление о нем? Найдите цитаты из текста. На вечеринке у губернатора. «Тут же познакомился он весьма ...
«Тарас Бульба» Н.В. Гоголь

«Тарас Бульба» Н.В. Гоголь

Работу выполнила. Ученица 7 «А» класса Кленяева Евгения Учитель: Мордвинова Галина Юрьевна. Цель презентации. «Тарас Бульба» - «поэма о любви к родине». ...
«Ревизор» Н.В. Гоголь - уездный город

«Ревизор» Н.В. Гоголь - уездный город

Где расположен Уездный город N? Городничий: «Да отсюда хоть три года скачи… ни до какого государства не доскачешь». Гостиница и трактир. «Еще ни один ...
"Мёртвые Души" Н.В. Гоголь Образ помещика Плюшкина

"Мёртвые Души" Н.В. Гоголь Образ помещика Плюшкина

Дом Плюшкина. Интерьер Внутри дом оказывается еще страшнее, чем снаружи. Он грязный, мрачный, темный. Но больше всего поражают кучи хлама, которые ...
"Тарас Бульба" Н.В. Гоголь

"Тарас Бульба" Н.В. Гоголь

Историческая местность на реке Днепр, куда Тарас решил отправиться вместе с сыновьями. Название духовного училища в Киеве, где учились сыновья Тараса. ...
«Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь

«Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь

История создания «Вечеров..». Н.В.Гоголь начал работать над этим циклом повестей в 1829 году, в 1931 году вышла первая книга “Вечеров…”, а через год ...
«Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь

«Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь

Рождество - христианский праздник, День рождения Иисуса Христа. С рождением Христа связано понятие об установлении новой эры, которую уже давно исчисляют ...
“Петербургские повести” Н.В. Гоголь

“Петербургские повести” Н.В. Гоголь

Тема Петербурга в творчестве писателей XIX века занимает отнюдь не последнее место. Город, построенный вопреки всем законам природы, по воле одного ...
«Тарас Бульба» Н.В. Гоголь - урок-игра

«Тарас Бульба» Н.В. Гоголь - урок-игра

Описание Чьи слова? Эпизод Значение слова Термины 10 30 40 50. БЛОК – 1; БАЛЛОВ – 10 «Был один из числа коренных, старых полковников: весь был он ...
«Мёртвые души» - образ помещиков

«Мёртвые души» - образ помещиков

Цель. Сравнить образы помещиков и крестьян в поэме Н.В.Гоголя. Задачи. Найти отличительные черты каждого из помещиков, описанных в главах 2-6. Дать ...

Конспекты

Н.В. Гоголь, поэма «Мертвые души

Н.В. Гоголь, поэма «Мертвые души

План урока литературы в 9А классе МКОУ СОШ №4. Тема: Н.В. Гоголь, поэма «Мертвые души». Цели:. 1) осознать идею гоголевской поэмы как стремление ...
Н.В.Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи.

Н.В.Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи.

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС. Н.В.Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи.  . (7 класс). ...
Гоголь Н.В

Гоголь Н.В

Гоголь Н.В. Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. У Гоголей было свыше 1000 десятин земли ...
Песни свадебные, лирические, лиро-эпические

Песни свадебные, лирические, лиро-эпические

7 класс. Программа Г.С.Меркина. Урок № 6. . . . Тема. . Песни свадебные, лирические, лиро-эпические. Цель. :. выявить особенности поэтики ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Информация о презентации

Ваша оценка: Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:24 марта 2019
Категория:Литература
Содержит:19 слайд(ов)
Поделись с друзьями:
Скачать презентацию
Смотреть советы по подготовке презентации