- «Мертвые души» Н.В. Гоголь

Презентация "«Мертвые души» Н.В. Гоголь" (10 класс) по литературе – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20

Презентацию на тему "«Мертвые души» Н.В. Гоголь" (10 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 20 слайд(ов).

Слайды презентации

Жанровое своеобразие «Мертвых душ». Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Слайд 1

Жанровое своеобразие «Мертвых душ»

Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.

Цель урока. Познакомить учащихся с особенностями построения произведения Показать жанровое своеобразие произведение
Слайд 2

Цель урока

Познакомить учащихся с особенностями построения произведения Показать жанровое своеобразие произведение

«Мертвые души» - «…не роман, не повесть – нечто совершенно оригинальное» Л.Н.Толстой
Слайд 3

«Мертвые души» - «…не роман, не повесть – нечто совершенно оригинальное» Л.Н.Толстой

Размышления о жанре произведения. Сам Гоголь определил жанр «Мертвых душ» как поэму, подчеркнув равноправие эпического (повествовательного) и лирического начал
Слайд 4

Размышления о жанре произведения

Сам Гоголь определил жанр «Мертвых душ» как поэму, подчеркнув равноправие эпического (повествовательного) и лирического начал

«Величайшим успехом и шагом вперед считаем мы со стороны автора то, что в «Мертвых душах» везде ощущаемо и, так сказать, осязаемо проступает его субъективность. Здесь мы разумеем… ту глубокую, всеобъемлющую и гуманную субъективность. Это преобладание субъективности доходит до высокого лирического па
Слайд 5

«Величайшим успехом и шагом вперед считаем мы со стороны автора то, что в «Мертвых душах» везде ощущаемо и, так сказать, осязаемо проступает его субъективность. Здесь мы разумеем… ту глубокую, всеобъемлющую и гуманную субъективность. Это преобладание субъективности доходит до высокого лирического пафоса… Этот пафос субъективности поэта проявляется не в одних … высоколирических отступлениях: он проявляется беспрестанно, даже и среди рассказа о самых прозаических предметах…» В.Г.Белинский

Вывод. Субъективность произведения проявилась: в лирических отступлениях по ходу самого повествования в авторских оценках и комментариях
Слайд 6

Вывод

Субъективность произведения проявилась: в лирических отступлениях по ходу самого повествования в авторских оценках и комментариях

Эпическая и лирическая части отличаются друг от друга по целям, которые ставит перед собой автор. Задача эпической части. Задача лирической части. Показать «хотя с одного боку Русь». Показать лирический идеал автора
Слайд 7

Эпическая и лирическая части отличаются друг от друга по целям, которые ставит перед собой автор.

Задача эпической части

Задача лирической части

Показать «хотя с одного боку Русь»

Показать лирический идеал автора

Противопоставление по целям и задачам отражается в языке. Если у Пушкина и повествование, и лирическая часть написаны разговорным языком светского человека, то у Гоголя переход от эпической части к лирической соответствует возвышенной задаче: автор использует высокий стиль речи; средства, приближающ
Слайд 8

Противопоставление по целям и задачам отражается в языке. Если у Пушкина и повествование, и лирическая часть написаны разговорным языком светского человека, то у Гоголя переход от эпической части к лирической соответствует возвышенной задаче: автор использует высокий стиль речи; средства, приближающие язык лирических отступлений к поэтическому.

Язык лирической части поэмы. Оценочная лексика, часто контрастные эпитеты (высокое – уничижительное): «Не признает современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движением и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха!»; «…бледно, разброса
Слайд 9

Язык лирической части поэмы

Оценочная лексика, часто контрастные эпитеты (высокое – уничижительное): «Не признает современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движением и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха!»; «…бледно, разбросанно и неприютно в тебе… слышится что-то восторженно чудное». Высокая образность - метафоры («Как соблазнительно крадется дремота… Какая ночь совершается в вышине… ничто не обольстит взора…» ) ;

- метафорические эпитеты («устремлен пронзительный перст дерзкие дива природы, небо… так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся громадно выглядывает хлебный арсенал»); - гиперболы («Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?»). 3. Поэтический синтаксис: - риторичес
Слайд 10

- метафорические эпитеты («устремлен пронзительный перст дерзкие дива природы, небо… так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся громадно выглядывает хлебный арсенал»); - гиперболы («Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?»). 3. Поэтический синтаксис: - риторические вопросы («И какой же русский не любит быстрой езды?»); - восклицания («Выражается сильно русский народ! Эх, кони, кони, что за кони!»);

- обращения («О моя юность! о моя свежесть!.. Русь, куда же несешься ты?»); - анафоры («Что в ней, в этой песне , что пророчит твой необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родится беспредельной мысли?.. Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?»); - повторы («Е
Слайд 11

- обращения («О моя юность! о моя свежесть!.. Русь, куда же несешься ты?»); - анафоры («Что в ней, в этой песне , что пророчит твой необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родится беспредельной мысли?.. Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?»); - повторы («Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» - его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно – чудное?»);

- ряды однородных членов («И опять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колоды, обозы, серые избы с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином  , пешеход в протертых лаптях, плетущийся за 800 верст, городишки, выстроенные живьем, с деревянными лавч
Слайд 12

- ряды однородных членов («И опять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колоды, обозы, серые избы с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином <…> , пешеход в протертых лаптях, плетущийся за 800 верст, городишки, выстроенные живьем, с деревянными лавчонками, мучными бочками, лаптями, калачами и прочей мелюзгой…»); - градация («Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце?»; «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове…» - инверсия («Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного , прекрасного далека тебя вижу…»).

Язык эпической части поэмы. Речь героев индивидуализирована. Широко вводятся: - просторечная лексика - просторечные устойчивые обороты - пословицы и поговорки Чичиков: «Не имей денег, имей хороших людей для обращения, сказал один мудрец».
Слайд 13

Язык эпической части поэмы

Речь героев индивидуализирована. Широко вводятся: - просторечная лексика - просторечные устойчивые обороты - пословицы и поговорки Чичиков: «Не имей денег, имей хороших людей для обращения, сказал один мудрец».

Противопоставление эпического и лирического начал заметно и в пейзаже. Основной мотив лирического пейзажа – простор: «Открыто-пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин твои города… А ночь? Небесные силы! Какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, дале
Слайд 14

Противопоставление эпического и лирического начал заметно и в пейзаже.

Основной мотив лирического пейзажа – простор: «Открыто-пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин твои города… А ночь? Небесные силы! Какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно, раскинувшееся!»

В эпическом пейзаже почти нет дикой природы, здесь появляются мотивы забора, границы, пересечения: «У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы… Двор окружен крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой». В эпическом пейзаже присутствую
Слайд 15

В эпическом пейзаже почти нет дикой природы, здесь появляются мотивы забора, границы, пересечения: «У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы… Двор окружен крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой». В эпическом пейзаже присутствуют элементы социального.

Черты романа в «Мертвых душах». Романное начало связано прежде всего с образом Чичикова, хотя его нельзя назвать героем романа в традиционном смысле этого слова. Если в первых шести главах он лишь композиционно связующий образ и дан в ряду других, описываемых автором не менее подробно, то во второй
Слайд 16

Черты романа в «Мертвых душах»

Романное начало связано прежде всего с образом Чичикова, хотя его нельзя назвать героем романа в традиционном смысле этого слова. Если в первых шести главах он лишь композиционно связующий образ и дан в ряду других, описываемых автором не менее подробно, то во второй части 1 тома появляются элементы концентрического сюжета. Возникают намеки на традиционную романную любовную интригу (история с губернаторской дочкой). Сплетня – также элемент романного сюжета. «Из числа многих в своем роде сметливых предположений было, наконец, одно – странно даже сказать: что не есть ли Чичиков переодетый Наполеон») «Мертвые души» можно сравнить с плутовским романом, популярным жанром европейской литературы XVII – XVIII веков.

Принципы плутовского романа. Главное действующее лицо – антигерой, герой-пройдоха, герой-подлец Сюжет построен на логически не связанных эпизодах, которые объединены похождениями и проделками героя (часто сюжетообразующим становится мотив дороги) Герой не изменяется под воздействием внешних обстояте
Слайд 17

Принципы плутовского романа

Главное действующее лицо – антигерой, герой-пройдоха, герой-подлец Сюжет построен на логически не связанных эпизодах, которые объединены похождениями и проделками героя (часто сюжетообразующим становится мотив дороги) Герой не изменяется под воздействием внешних обстоятельств, а пытается или обмануть общество, или приспособиться к нему, поэтому плутовской роман дает возможность показать широкую социальную панораму. Как правило, плутовской роман имеет сатирическую направленность

Несмотря на признаки разных жанров, спор о жанровом своеобразии «Мертвых душ» продолжается По проблематике произведение шире плутовского романа Лирические и эпические картины сменяют друг друга Вставные элементы также своеобразны по жанру: новелла «Повесть о капитане Копейкине» и притча о Кифе Мокие
Слайд 18

Несмотря на признаки разных жанров, спор о жанровом своеобразии «Мертвых душ» продолжается По проблематике произведение шире плутовского романа Лирические и эпические картины сменяют друг друга Вставные элементы также своеобразны по жанру: новелла «Повесть о капитане Копейкине» и притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче

Спасибо за работу! Удачи вам!
Слайд 19

Спасибо за работу! Удачи вам!

«Мертвые души» Н.В. Гоголь Слайд: 20
Слайд 20

Список похожих презентаций

«Мертвые души» Н.В. Гоголь

«Мертвые души» Н.В. Гоголь

В своих произведениях Н.В. Гоголь предстает перед нами не только как замечательный писатель. «Старайтесь лучше видеть во мне христианина и человека, ...
«Мертвые души» Н.В. Гоголь

«Мертвые души» Н.В. Гоголь

Цели урока:. Вступительное занятие по: истории создания, замыслу и композиции поэмы Комментированное чтение: экспозиция и завязка поэмы – приезд П.И. ...
«Мертвые души» Н.В. Гоголь - пролог к изучению

«Мертвые души» Н.В. Гоголь - пролог к изучению

..."Мертвые души" не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих: читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда не виданное ...
Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе)

Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе)

Обложка «Мертвых душ» была выполнена в стиле гротескного орнамента, совмещавшего в причудливом сочетании детали повседневного быта, человеческие головы, ...
«Своя игра» по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

«Своя игра» по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Узнай героя 5 10 15 20 25 Чья усадьба? Чей дом? Чьи слова? Чьи привычки? Картинная галерея. «…такой человек как зарубил что себе в голову, то уж ничем ...
«Мёртвые души» Н.В. Гоголь - иллюстрации

«Мёртвые души» Н.В. Гоголь - иллюстрации

Н. В. Гоголь. Портрет работы Ф. А. Моллера. 1841 г. В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка… ...
«Мёртвые души» Н.В. Гоголь - образы помещиков

«Мёртвые души» Н.В. Гоголь - образы помещиков

Чичиков (художник Петр Боклевский). Манилов (художник Петр Боклевский). Коробочка (художник Петр Боклевский). Ноздрёв (художник Петр Боклевский). ...
«Мёртвые души» Н.В. Гоголь - лирические отступления

«Мёртвые души» Н.В. Гоголь - лирические отступления

Гоголь – поэт, поэт жизни действительной. В. Г. Белинский. Н.В.Гоголь начал работать над созданием «Мёртвых душ» в 1835 году. Но вскоре после постановки ...
«мертвые души» - образ собакевича

«мертвые души» - образ собакевича

Н. В. Гоголь (1809 – 1852). Рождение. Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали ...
«Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь

«Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь

История создания «Вечеров..». Н.В.Гоголь начал работать над этим циклом повестей в 1829 году, в 1931 году вышла первая книга “Вечеров…”, а через год ...
"Мёртвые души" Н.В. Гоголь - речевая характеристика

"Мёртвые души" Н.В. Гоголь - речевая характеристика

Задачи: 1) посмотреть как при помощи речевых характеристик раскрываются индивидуальность и характер героев, их поведение в той или иной ситуации, ...
"Мертвые души" Н.В. Гоголь

"Мертвые души" Н.В. Гоголь

Основополагающий вопрос:. ПОЧЕМУ ГЕРОИ Н.В. ГОГОЛЯ КАЖУТСЯ НАМ "ЗНАКОМЫМИ НЕЗНАКОМЦАМИ"? Цели исследовательского проекта:. Понять смысл поэмы «Мертвые ...
“Петербургские повести” Н.В. Гоголь

“Петербургские повести” Н.В. Гоголь

Тема Петербурга в творчестве писателей XIX века занимает отнюдь не последнее место. Город, построенный вопреки всем законам природы, по воле одного ...
"Шинель" Н.В. Гоголь - образ значительного лица

"Шинель" Н.В. Гоголь - образ значительного лица

Визит к значительному лицу Акакия Акакиевича – это кульминационная сцена повести. Приемы и обычаи значительного лица были солидны и величественны, ...
"Тарас Бульба" Н.В. Гоголь

"Тарас Бульба" Н.В. Гоголь

Историческая местность на реке Днепр, куда Тарас решил отправиться вместе с сыновьями. Название духовного училища в Киеве, где учились сыновья Тараса. ...
"Ночь перед Рождеством" Н.В. Гоголь - поэтизация любви

"Ночь перед Рождеством" Н.В. Гоголь - поэтизация любви

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ УРОКА. Задача: показать учащимся пути решения Н.В.Гоголем «вечной проблемы» человеческой жизни – проблемы любви. ЦЕЛИ: -обучающая: углубить ...
"Мёртвые Души" Н.В. Гоголь Образ помещика Плюшкина

"Мёртвые Души" Н.В. Гоголь Образ помещика Плюшкина

Дом Плюшкина. Интерьер Внутри дом оказывается еще страшнее, чем снаружи. Он грязный, мрачный, темный. Но больше всего поражают кучи хлама, которые ...
"Мертвые души" Н.В. Гоголь - роль одежды персонажей

"Мертвые души" Н.В. Гоголь - роль одежды персонажей

«По одёжке встречают…». Изобразительная роль описания одежды персонажей в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Цель исследования:. выявить роль описания ...
«Мертвые души» - образы помещиков

«Мертвые души» - образы помещиков

План: ♦ краткая характеристика помещика (описание внешности); ♦ описание усадьбы помещика; ♦ описание совместной трапезы (застолья) – чем и как угощают ...
«Мертвые души» - характеристика Манилова

«Мертвые души» - характеристика Манилова

Описание внешности. Манилов — «сладкий», сентиментальный помещик. Персонаж, «собранный» из обломков литературных штампов. В его портрете белокурые ...

Конспекты

Н.В. Гоголь, поэма «Мертвые души

Н.В. Гоголь, поэма «Мертвые души

План урока литературы в 9А классе МКОУ СОШ №4. Тема: Н.В. Гоголь, поэма «Мертвые души». Цели:. 1) осознать идею гоголевской поэмы как стремление ...
Н.В.Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи.

Н.В.Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи.

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС. Н.В.Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи.  . (7 класс). ...
Гоголь Н.В

Гоголь Н.В

Гоголь Н.В. Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. У Гоголей было свыше 1000 десятин земли ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Информация о презентации

Ваша оценка: Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:19 сентября 2019
Категория:Литература
Классы:
Содержит:20 слайд(ов)
Поделись с друзьями:
Скачать презентацию
Смотреть советы по подготовке презентации