- «Мертвые души» Н.В. Гоголь

Презентация "«Мертвые души» Н.В. Гоголь" (10 класс) по литературе – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19

Презентацию на тему "«Мертвые души» Н.В. Гоголь" (10 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 19 слайд(ов).

Слайды презентации

24.03.2019. Н.В.Гоголь «Мертвые души». История создания, смысл названия, особенности жанра, композиции.
Слайд 1

24.03.2019

Н.В.Гоголь «Мертвые души»

История создания, смысл названия, особенности жанра, композиции.

В своих произведениях Н.В. Гоголь предстает перед нами не только как замечательный писатель. «Старайтесь лучше видеть во мне христианина и человека, чем литератора», —призывал он.
Слайд 2

В своих произведениях Н.В. Гоголь предстает перед нами не только как замечательный писатель. «Старайтесь лучше видеть во мне христианина и человека, чем литератора», —призывал он.

Какую цель ставил перед собой Н.В.Гоголь? Еще с лицейской поры думал Н.В. Гоголь о службе на благо России. Он искренне и беззаветно любил ее и писал, что молится о спасении Русской земли. Достойный сын своего Отечества и истинный христианин, Гоголь не только верил, что Россия — страна истинно христи
Слайд 3

Какую цель ставил перед собой Н.В.Гоголь?

Еще с лицейской поры думал Н.В. Гоголь о службе на благо России. Он искренне и беззаветно любил ее и писал, что молится о спасении Русской земли. Достойный сын своего Отечества и истинный христианин, Гоголь не только верил, что Россия — страна истинно христианская. «Дружно докажем всему свету, что в русской земле все, что ни есть, от мала до велика, стремится служить Тому же, Кому все должно служить на земле, несется туда же, кверху, к Верховной вечной красоте», но и вдохновенно призывал к служению России. «Нет выше звания, как монашеское, — писал он. — Монастырь Ваш — Россия. Облеките же себя умственно рясой чернеца и всего себя умертвите для себя, а не для нее, ступайте подвизаться в ней...»

В чем видел свой долг Н.В.Гоголь? Писатель видел смысл собственного служения России в великой ответственности за каждое свое слово, ибо именно оно «есть высший подарок Бога человеку», то орудие, с помощью которого художник «призван все в мире исправлять к добру». Но все произведения, созданные им в
Слайд 4

В чем видел свой долг Н.В.Гоголь?

Писатель видел смысл собственного служения России в великой ответственности за каждое свое слово, ибо именно оно «есть высший подарок Бога человеку», то орудие, с помощью которого художник «призван все в мире исправлять к добру». Но все произведения, созданные им в первый период творчества, кажутся Гоголю лишь «давнею тетрадью ученика», и он восклицает: «Пора, пора, наконец, заняться делом» (письмо В.А.Жуковскому, 28 июня 1836 года). И это дело —работа над «Мертвыми душами», поэмой, на которую автор возлагал большие надежды. «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! — писал он. — Вся Русь явится в нем!»

Из письма Н.В.Гоголя А.С.Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь смешной или не смешной, но русский анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию».
Слайд 5

Из письма Н.В.Гоголя А.С.Пушкину:

«Сделайте милость, дайте какой-нибудь смешной или не смешной, но русский анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию».

В «Авторской исповеди» Гоголя (написана в 1847 году, напечатана в 1855 г.) читаем: «Он (Пушкин) уже давно склонял меня приняться за большое сочинение и наконец, один раз, после того, как я ему прочел одно небольшое изображение небольшой сцены, но которое, однако же, поразило его больше всего мной пр
Слайд 6

В «Авторской исповеди» Гоголя (написана в 1847 году, напечатана в 1855 г.) читаем: «Он (Пушкин) уже давно склонял меня приняться за большое сочинение и наконец, один раз, после того, как я ему прочел одно небольшое изображение небольшой сцены, но которое, однако же, поразило его больше всего мной прежде читанного, он мне сказал: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение! Это просто грех!» Вслед за этим начал он представлять мне слабое мое сложение, мои недуги, которые могут прекратить мою жизнь рано; привел мне в пример Сервантеса, который, хотя и написал несколько очень замечательных и хороших повестей, но, если бы не принялся за Донкишота, никогда бы не занял того места, которое занимает теперь между писателями, и, в заключенье всего отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал никому».

Замысел произведения

Гоголь последовал совету Пушкина, быстро принялся за работу и в письме от 7 октября 1835 года извещал его: «Начал писать «Мёртвых душ». Сюжет раскинулся на предлинный роман и, кажется, будто сильно смешон... Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь».
Слайд 7

Гоголь последовал совету Пушкина, быстро принялся за работу и в письме от 7 октября 1835 года извещал его: «Начал писать «Мёртвых душ». Сюжет раскинулся на предлинный роман и, кажется, будто сильно смешон... Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь».

Много позднее, в письме к Жуковскому 1848 года, Гоголь пояснял замысел своего творения: «Уже давно занимала меня мысль большого сочиненья, в котором бы предстало все, что ни есть и хорошего и дурного в русском человеке, и обнаружилось бы пред нами видней свойство нашей русской природы».
Слайд 8

Много позднее, в письме к Жуковскому 1848 года, Гоголь пояснял замысел своего творения: «Уже давно занимала меня мысль большого сочиненья, в котором бы предстало все, что ни есть и хорошего и дурного в русском человеке, и обнаружилось бы пред нами видней свойство нашей русской природы».

Смысл названия поэмы. Главная проблема произведения задается уже в заглавии поэмы: противопоставление живого и мертвого и превращение одного в другое. 1. Значение заглавия поэмы в контексте ее сюжета расшифровывается как мертвый крестьянин. Другое значение названия символично: душа – это то, что бес
Слайд 9

Смысл названия поэмы

Главная проблема произведения задается уже в заглавии поэмы: противопоставление живого и мертвого и превращение одного в другое. 1. Значение заглавия поэмы в контексте ее сюжета расшифровывается как мертвый крестьянин. Другое значение названия символично: душа – это то, что бессмертно, то, что подобно Богу, однако для Гоголя она мертва. 3. Словосочетание «мертвые души» относится ко всем «серым». «мелким», «средненьким» людям, не имеющим ничего высокого в душе.

Жанр произведения В процессе работы Гоголь замыслил дать уже не один, а три тома, в которых можно было бы показать Русь уже не «с одного боку», а всесторонне. Второй и третий тома «Мёртвых душ» должны были, по мысли автора, наряду с отрицательными вывести и положительных героев и показать нравственн
Слайд 10

Жанр произведения В процессе работы Гоголь замыслил дать уже не один, а три тома, в которых можно было бы показать Русь уже не «с одного боку», а всесторонне. Второй и третий тома «Мёртвых душ» должны были, по мысли автора, наряду с отрицательными вывести и положительных героев и показать нравственное возрождение «подлеца-приобретателя» Чичикова. Задуман был не просто роман, а (по гоголевскому определению) «малая эпопея» из современной жизни, но в духе древнегреческого эпоса Гомера и средневековой эпической поэмы Данте «Божественная комедия». Широта сюжета и насыщенность произведения лирическими местами, позволяющими писателю многообразно выявлять своё отношение к изображаемому, внушили Гоголю мысль назвать «Мёртвые души» не романом, а поэмой (!пафосное лирическое начало должно было пронизывать все пространство эпического произведения и усиливаться от главы к главе, от книги к книге). Но Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ», а к третьему он и не приступал. Позже, в «четырех письмах к разным лицам» по поводу «Мертвых душ» он объяснил этот «акт сожжения» тем, что во втором томе не были ясно указаны «пути и дороги к идеалу». Истинные причины глубже и разнообразнее.

Почему Гоголь не смог найти положительного героя для поэмы «? Белинский ещё в 1842 году предсказал неизбежность неудачи Гоголя в осуществлении подобного замысла. «Много, слишком много обещано, так много, что негде и взять того, чем выполнить обещание, потому что того и нет ещё на свете»,— писал он.
Слайд 11

Почему Гоголь не смог найти положительного героя для поэмы «?

Белинский ещё в 1842 году предсказал неизбежность неудачи Гоголя в осуществлении подобного замысла. «Много, слишком много обещано, так много, что негде и взять того, чем выполнить обещание, потому что того и нет ещё на свете»,— писал он. Дошедшие до нас главы второго тома «Мёртвых душ» подтверждают справедливость мыслей Белинского. В этих главах есть блестяще написанные образы, родственные помещикам первого тома (Пётр Петрович Петух, Хлобуев и др.), но положительные герои (добродетельный генерал-губернатор, идеальный помещик Костанжогло и откупщик Муразов, «самым безукоризненным путём» наживший свыше сорока миллионов) явно нетипичны, жизненно неубедительны.

Композиция поэмы строится на отдельных главах, посвященных помещикам и связанных между собой образом дороги. Замысел «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров» предопределил композицию поэмы. Она построена как история похождений «приобретателя» Чичикова,
Слайд 12

Композиция поэмы строится на отдельных главах, посвященных помещикам и связанных между собой образом дороги.

Замысел «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров» предопределил композицию поэмы. Она построена как история похождений «приобретателя» Чичикова, покупающего мёртвые фактически, но живые юридически, т.е. не вычеркнутые из ревизских списков, души. Центральное место в первом томе занимают пять «портретных» глав (портреты помещиков). Эти главы, построенные по одинаковому плану, показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное право в 20—30-х годах XIX века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к экономическому и моральному упадку.

Бесхозяйственного помещика Манилова (II глава) сменяет мелочная скопидомка Коробочка (III глава), безалаберного прожигателя жизни Ноздрёва (IV глава)— прижимистый Собакевич (V глава). Завершает эту галерею помещиков Плюшкин — скряга, доведший своё имение и крестьян до полного разорения.
Слайд 13

Бесхозяйственного помещика Манилова (II глава) сменяет мелочная скопидомка Коробочка (III глава), безалаберного прожигателя жизни Ноздрёва (IV глава)— прижимистый Собакевич (V глава). Завершает эту галерею помещиков Плюшкин — скряга, доведший своё имение и крестьян до полного разорения.

Какими были отзывы критиков на выход поэмы? Вокруг первого тома сразу же разгорелись жаркие споры. Вопрос о книге Гоголя, по словам Белинского, был «столько же литературным, сколько и общественным». «Между восторгом и ожесточенной ненавистью к «Мертвым душам» середины решительно нет...», — писал Про
Слайд 14

Какими были отзывы критиков на выход поэмы? Вокруг первого тома сразу же разгорелись жаркие споры. Вопрос о книге Гоголя, по словам Белинского, был «столько же литературным, сколько и общественным». «Между восторгом и ожесточенной ненавистью к «Мертвым душам» середины решительно нет...», — писал Прокопович Гоголю в октябре 1842 года. Одни обвиняли автора в клевете на Россию, другие, напротив, увидели в поэме апофеоз Руси.

На выход «Мертвых душ» не замедлили откликнуться и журналы. Наиболее подробные и интересные разборы дали Шевырев в «Москвитянине» и Плетнев в «Современнике» — как раз те критики, которые ближе других стояли к Гоголю и более чем кто-либо были посвящены в его замыслы. Так, Плетнев писал, что «на книгу
Слайд 15

На выход «Мертвых душ» не замедлили откликнуться и журналы. Наиболее подробные и интересные разборы дали Шевырев в «Москвитянине» и Плетнев в «Современнике» — как раз те критики, которые ближе других стояли к Гоголю и более чем кто-либо были посвящены в его замыслы. Так, Плетнев писал, что «на книгу Гоголя нельзя иначе смотреть, как только на вступление к великой идее о жизни человека, увлекаемого страстями жалкими, но неотступно действующими в мелком кругу общества». Замечание Шевырева о «неполноте комического взгляда, берущего только вполобхвата предмет», особенно понравилось Гоголю.

В том же 1842 году в Москве вышла брошюра Константина Сергеевича Аксакова "Несколько слов о поэме Гоголя: «Похождения Чичикова, или Мертвые души»", в которой он сравнивал Гоголя с Гомером, находя у них общий взгляд на мир — «всеобъемлющее эпическое созерцание». По мысли критика, поэма Гого
Слайд 16

В том же 1842 году в Москве вышла брошюра Константина Сергеевича Аксакова "Несколько слов о поэме Гоголя: «Похождения Чичикова, или Мертвые души»", в которой он сравнивал Гоголя с Гомером, находя у них общий взгляд на мир — «всеобъемлющее эпическое созерцание». По мысли критика, поэма Гоголя возрождала в русской литературе традиции гомеровского эпоса. «Уж не тайна ли русской жизни лежит, заключенная в ней, не выговорится ли она здесь художественно?» — вопрошал Аксаков, разумея всю поэму в целом.

"Как всякое глубокое создание, «Мертвые души» не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих, — писал Белинский, — читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда не виданное произведение". Однако именно Белинскому принадлежит определение поэмы, как «творения чисто ру
Слайд 17

"Как всякое глубокое создание, «Мертвые души» не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих, — писал Белинский, — читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда не виданное произведение". Однако именно Белинскому принадлежит определение поэмы, как «творения чисто русского, национального, выхваченного из тайника народной жизни <...> дышащего страстною, нервистою, кровною любовью к плодовитому зерну русской жизни», и Гоголя как «русского национального поэта во всем пространстве этого слова». Одним из первых критик подчеркнул и важнейшую особенность творчества Гоголя — его исключительную оригинальность и самобытность.

АНАЛИЗ 1 ГЛАВЫ. Всего и надо, что вчитаться, - боже мой, Всего и дела, что помедлить над строкою - Не пролистнуть нетерпеливою рукою, А задержаться, прочитать и перечесть. Ю. Левитанский
Слайд 18

АНАЛИЗ 1 ГЛАВЫ

Всего и надо, что вчитаться, - боже мой, Всего и дела, что помедлить над строкою - Не пролистнуть нетерпеливою рукою, А задержаться, прочитать и перечесть. Ю. Левитанский

Н.В. Гоголь действительно мастер художественного слова, который так умело и точно подбирает каждое слово. Иногда мелкая деталь красноречивее пространного описания или развернутой характеристики. Именно такая манера и заставляет вдумчиво читать и размышлять над страницами поэмы Н. В. Гоголя.
Слайд 19

Н.В. Гоголь действительно мастер художественного слова, который так умело и точно подбирает каждое слово. Иногда мелкая деталь красноречивее пространного описания или развернутой характеристики. Именно такая манера и заставляет вдумчиво читать и размышлять над страницами поэмы Н. В. Гоголя.

Список похожих презентаций

«Мертвые души» Н.В. Гоголь

«Мертвые души» Н.В. Гоголь

Цель урока. Познакомить учащихся с особенностями построения произведения Показать жанровое своеобразие произведение. «Мертвые души» - «…не роман, ...
«Мертвые души» Н.В. Гоголь

«Мертвые души» Н.В. Гоголь

Цели урока:. Вступительное занятие по: истории создания, замыслу и композиции поэмы Комментированное чтение: экспозиция и завязка поэмы – приезд П.И. ...
«Мертвые души» Н.В. Гоголь - пролог к изучению

«Мертвые души» Н.В. Гоголь - пролог к изучению

..."Мертвые души" не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих: читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда не виданное ...
Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе)

Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе)

Обложка «Мертвых душ» была выполнена в стиле гротескного орнамента, совмещавшего в причудливом сочетании детали повседневного быта, человеческие головы, ...
«Своя игра» по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

«Своя игра» по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Узнай героя 5 10 15 20 25 Чья усадьба? Чей дом? Чьи слова? Чьи привычки? Картинная галерея. «…такой человек как зарубил что себе в голову, то уж ничем ...
«Мёртвые души» Н.В. Гоголь - иллюстрации

«Мёртвые души» Н.В. Гоголь - иллюстрации

Н. В. Гоголь. Портрет работы Ф. А. Моллера. 1841 г. В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка… ...
«Мёртвые души» Н.В. Гоголь - образы помещиков

«Мёртвые души» Н.В. Гоголь - образы помещиков

Чичиков (художник Петр Боклевский). Манилов (художник Петр Боклевский). Коробочка (художник Петр Боклевский). Ноздрёв (художник Петр Боклевский). ...
«Мёртвые души» Н.В. Гоголь - лирические отступления

«Мёртвые души» Н.В. Гоголь - лирические отступления

Гоголь – поэт, поэт жизни действительной. В. Г. Белинский. Н.В.Гоголь начал работать над созданием «Мёртвых душ» в 1835 году. Но вскоре после постановки ...
«мертвые души» - образ собакевича

«мертвые души» - образ собакевича

Н. В. Гоголь (1809 – 1852). Рождение. Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали ...
«Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь

«Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь

История создания «Вечеров..». Н.В.Гоголь начал работать над этим циклом повестей в 1829 году, в 1931 году вышла первая книга “Вечеров…”, а через год ...
"Мёртвые души" Н.В. Гоголь - речевая характеристика

"Мёртвые души" Н.В. Гоголь - речевая характеристика

Задачи: 1) посмотреть как при помощи речевых характеристик раскрываются индивидуальность и характер героев, их поведение в той или иной ситуации, ...
"Мертвые души" Н.В. Гоголь

"Мертвые души" Н.В. Гоголь

Основополагающий вопрос:. ПОЧЕМУ ГЕРОИ Н.В. ГОГОЛЯ КАЖУТСЯ НАМ "ЗНАКОМЫМИ НЕЗНАКОМЦАМИ"? Цели исследовательского проекта:. Понять смысл поэмы «Мертвые ...
“Петербургские повести” Н.В. Гоголь

“Петербургские повести” Н.В. Гоголь

Тема Петербурга в творчестве писателей XIX века занимает отнюдь не последнее место. Город, построенный вопреки всем законам природы, по воле одного ...
"Шинель" Н.В. Гоголь - образ значительного лица

"Шинель" Н.В. Гоголь - образ значительного лица

Визит к значительному лицу Акакия Акакиевича – это кульминационная сцена повести. Приемы и обычаи значительного лица были солидны и величественны, ...
"Тарас Бульба" Н.В. Гоголь

"Тарас Бульба" Н.В. Гоголь

Историческая местность на реке Днепр, куда Тарас решил отправиться вместе с сыновьями. Название духовного училища в Киеве, где учились сыновья Тараса. ...
"Ночь перед Рождеством" Н.В. Гоголь - поэтизация любви

"Ночь перед Рождеством" Н.В. Гоголь - поэтизация любви

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ УРОКА. Задача: показать учащимся пути решения Н.В.Гоголем «вечной проблемы» человеческой жизни – проблемы любви. ЦЕЛИ: -обучающая: углубить ...
"Мёртвые Души" Н.В. Гоголь Образ помещика Плюшкина

"Мёртвые Души" Н.В. Гоголь Образ помещика Плюшкина

Дом Плюшкина. Интерьер Внутри дом оказывается еще страшнее, чем снаружи. Он грязный, мрачный, темный. Но больше всего поражают кучи хлама, которые ...
"Мертвые души" Н.В. Гоголь - роль одежды персонажей

"Мертвые души" Н.В. Гоголь - роль одежды персонажей

«По одёжке встречают…». Изобразительная роль описания одежды персонажей в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Цель исследования:. выявить роль описания ...
«Мертвые души» - образы помещиков

«Мертвые души» - образы помещиков

План: ♦ краткая характеристика помещика (описание внешности); ♦ описание усадьбы помещика; ♦ описание совместной трапезы (застолья) – чем и как угощают ...
«Мертвые души» - характеристика Манилова

«Мертвые души» - характеристика Манилова

Описание внешности. Манилов — «сладкий», сентиментальный помещик. Персонаж, «собранный» из обломков литературных штампов. В его портрете белокурые ...

Конспекты

Н.В. Гоголь, поэма «Мертвые души

Н.В. Гоголь, поэма «Мертвые души

План урока литературы в 9А классе МКОУ СОШ №4. Тема: Н.В. Гоголь, поэма «Мертвые души». Цели:. 1) осознать идею гоголевской поэмы как стремление ...
Н.В.Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи.

Н.В.Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи.

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС. Н.В.Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи.  . (7 класс). ...
Гоголь Н.В

Гоголь Н.В

Гоголь Н.В. Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. У Гоголей было свыше 1000 десятин земли ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Информация о презентации

Ваша оценка: Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:25 марта 2019
Категория:Литература
Содержит:19 слайд(ов)
Поделись с друзьями:
Скачать презентацию
Смотреть советы по подготовке презентации