- Описание с элементами повествования памятника русской архитектуры

Конспект урока «Описание с элементами повествования памятника русской архитектуры»

Урок русского языка в

8 классе на тему

«Описание с элементами повествования

памятника русской архитектуры»


Цели урока: подготовить учащихся к сочинению-описанию с элементами повествования памятника архитектуры; активизировать лексику, необходимую для описания памятника архитектуры; совершенствовать умение подбирать и использовать специальные языковые средства для сочинения в научно-популярном стиле речи; способствовать формированию интереса к русской культуре.

Оборудование: иллюстрации, фотографии, ксерокопии изображения храма Василия Блаженного; словарики-иллюстрации понятий некоторых архитектурных терминов. Мультимедийный проектор.


Подготовка к уроку:

1.Составить словарик к уроку, посмотрев в толковых словарях определения следующих слов-понятий: зодчие, храм,возводить (здание),увенчать. Записать в словарике, какая стилистическая помета дается к этим словам.

2.Индивидуальные задания: подготовить рассказ о создании храма Василия Блаженного; подготовить рассказ о композиции храма по плану его построения.

Ход урока. Слайд№1(Тема урока), №2 (Эпиграф к уроку).


Говорят, что архитектура – это застывшая музыка.

Да нет же, не застывшая! У каждого храма на Руси – своя нота.

У одного торжествующая, у другого щемящая,

у третьего пронзительная

Надо только научиться слушать эти ноты…

( Отрывок из сочинения Кати Ч. 8 класс)


Вступительное слово учителя.


«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие. «Государственное правило, -говорит Карамзин, - ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному». Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». А.С. Пушкин.

Русская земля. Её история… Она осталась в рукописях, сказаниях, песнях. Существует она и в «каменных летописях», как справедливо называл создававшуюся на протяжении столетий старинную архитектуру Н.В. Гоголь.

Памятники старины – это вкусы времени, представления о прекрасном, духовные идеалы, трудолюбие, мастерство народа. Это история его страдания и мужества, закалявшегося в битвах.

Сейчас мы совершим экскурсию и уделим внимание сокровищам нашей культуры – древнерусскому зодчеству.

Каждый собор, монастырь, маленькая церквушка, даже колокольня или звоница могли бы рассказать о себе удивительные истории.


Слайд №3. (Преподобная колокольня).Например, в Суздале есть Преподобная колокольня (1813 г.) Предание повествует, что во время Отечественной войны 1812 года суздальцы дали обет: в случае изгнания войск Наполеона из России воздвигнуть в городе самую великую колокольню в честь победы русского воинства. Свое обещание суздальцы выполнили. В городе появилась Преподобная колокольня. Её высота составляет 72 метра. В общей панораме города она доминирует над всеми прочими сооружениями и выглядит очень торжественно.

Слайд №4, №5.(Покровский Монастырь).Покровский монастырь (1364 г. Суздаль) кажется величественным и строгим. Это не случайно. Василий III, делая указ на строительство собора, распорядился устроить под собором полуподвальный обширный склеп для погребения умерших знатных монахинь. И собор стал не только главным храмом монастыря, но и торжественным мавзолеем. В мрачном подцерковье за толстыми стенами нашли своё пристанище опальные царицы, княгини, боярыни. Здесь покоится дочь Ивана III и его племянница, жена Василия III, жена Ивана Грозного и другие представительницы знатных аристократических русских родов. В конце XVII века сюда была отправлена первая жена Петра I Евдокия Лопухина. Именно в старинных русских городах прочитывается наибольшее количество страниц русской истории.


Слайд №6-37. (Виртуальная экскурсия). Просмотр слайдов.


После просмотра на экране остается слайд №37.(Храм Василия Блаженного).


Сегодня на уроке мы будем готовиться к описанию памятника древнерусской архитектуры.Мы будем говорить об одном из самых величественных. Красивых и всемирно известных соборов – храме Василия Блаженного. Об этом храме известный искусствовед Михаил Владимирович Алпатов писал, что в нем русская архитектура достигла «зрелости и классического совершенства».

- Знаете ли вы, где расположен храм Василия Блаженного?

- Кто из Вас бывал на Красной площади и видел этот храм?

- Какое впечатление произвел на вас этот храм, когда вы впервые увидели его?

- Мы выяснили, что храм Василия Блаженного видели почти все, когда бывали в Москве, а кто не был, знают его, потому что не раз видели его изображение. Вы все сказали, что храм вам нравится. Действительно, он очень красив и неповторим. А теперь представьте себе такую ситуацию. Вы приехали в Москву со своим младшим братом или сестрой, которые впервые увидели этот храм. Что вы сможете рассказать об этом соборе? ( Как правило, в ответ следует молчание или неуверенное называние фактов, связанных с храмом.)

- Почему же вы не можете справиться с этим заданием? (Не хватает знания фактов: когда был построен храм, в честь каких событий.)

- Тогда я сформулирую другое задание. У каждого из вас на столе лежит фотография храма. Кто из вас сможет описать храм? (Как правило, желающих не бывает.)

- Что же мешает описать храм, изображение которого перед вашими глазами? (Не хватает слов. Для того, чтобы его описать, необходимо знание архитектурных элементов, деталей собора.)

Действительно, это задание невозможно выполнить без дополнительных сведений как о самом храме, так и о его архитектурных особенностях. А ведь может так случиться, что вы окажитесь в ситуации, когда не на уроке, а в жизни вы будете беспомощны: не сможете ответить на вопросы человека, который спросит вас об этом или любом другом храме, вам нечего будет сказать своим друзьям, родственникам, знакомым, если зайдет разговор на эту тему.

Каждый человек, живущий на своей земле, должен знать и уметь говорить о наиболее значимых явлениях родной культуры, в том числе и из области архитектуры. Литература не создается только для писателей и поэтов, живопись радует не только живописцев, архитектура существует не только для архитекторов - это наше общее наследие, наше достояние. Поэтому наша задача на уроке будет заключаться в том, чтобы обогатить себя сведениями о культурном наследии России, получить необходимые знания о храме Василия Блаженного, научиться описывать его, используя в речи специальные термины. Итогом урока будет написанное вами сочинение-описание с элементами повествования на тему «Собор Василия Блаженного – памятник русской старины». Помогут вам справиться с этой задачей ваши одноклассники, которые выступят в роли «историка» и «архитектора», а также специальные словарики с иллюстрациями тех понятий, о которых мы будем говорить на уроке (Ксерокопии словариков необходимо разложить на парты, т.к. словарь разделен на два слайда.)


Сбор фактического материала к сочинению.


Возможное содержание рассказа ученика, выступающего в качестве «историка» на уроке:

В середине XVI века сложной проблемой на Руси стали отношения с Казанским царством. Московские князья не раз предпринимали военные походы на Казань. В октябре 1552 года русские войска приступом овладели Казанью. В ознаменование этой победы на большой площади у Кремля (раньше Пожар, сейчас Красная площадь) был построен Покровский собор, названный так в честь общерусского праздника Покрова. Началом сооружения был 1555 год, а окончилось строительство в 1562 году.

Царь Иван IV, по прозвищу Грозный, пригласил талантливых русских мастеров Барму и Постника Яковлева и « и повеле им здати церкви каменнызаветныявосемь престолов».

Слайд №38. (Храм Василия Блаженного со строками Д.Кедрина).В своей известной поэме «Зодчие» Дмитрий Кедрин писал об этом событии так:

Как побил государь

Золотую Орду под Казанью,

Указал на подворье свое

Приходить мастерам.

И велел благодетель,-

Гласит летописца сказанье,-

В память оной победы

Да выстроят храм.

А писатель А.Волков рассказывает в книге «Зодчие» о строительстве храма:

Тысячи людей вовлечены были в строительство Покровского собора. Дровосеки стучали в лесах топорами, валили мачтовые сосны, огромные дубы. Углежоги выжигали уголь, и на этом угле кузнецы ковали железные полосы, скрепы, болты. Глиномесы готовили сотни тысяч кирпича, а обжигщики укладывали кирпич в печи. Плотники резали квадратные дубовые шашки для полов. Купцы доставляли луженое железо для кровель и глав. Столяры делали перегородки для иконостасов, покрывая их тончайшей узорной резьбой. Иконописцы писали иконы. Басменники, постукивая фигурными молоточками по листам золота и серебра, приготовляли драгоценные переплеты для богослужебных книг, а эти книги переписывались трудолюбивыми монахами-переписчиками в тесных кельях. И вся эта многообразная кропотливая работа сходилась в единому центру – к строительной площадке, где властвовали Барма и Постник.

По замыслу творцов храма, собор воплощал величие Ивана Грозного, победу русского воинства на Волге. Церквам, окружавшим центральную Покровскую церковь, были даны названия святых праздников, которые пришлись на период похода на Казань. Когда работа над проектом была завершена, метрополитМакарий сказал царю, что есть нарушения церковных правил: церкви должны заканчиваться куполами, а тут шатры. Барма произнес речь, что храм ставится в память русского воинства, в память великих жертв, понесенных русскими людьми. А это означает, что архитектура должна быть самобытной.

Размеры помещений внутри храма были невелики. Однако объяснялось это тем, что изначально храм не предназначался для моления, а задумывался как памятник.

Строили собор из красного кирпича, пуская пояски и карнизы из белого известнякового камня. Это выглядело очень нарядно и празднично, хотя и нарушало традиции белокаменной Москвы. Так что поначалу храм был красно-белый, и лишь в XVII веке он был раскрашен так причудливо.

  • Есть ли у вас вопросы к нашему уважаемому историку?(В докладе было сказано, что храм назывался Покровским, а мы его больше знаем под другим названием.Прочему?)


Дополнения «историка».


Иван Грозный был «на рабы свои жестокосерд вельми и на пролитие крови и на убийство дерзостен и неумолим, множество народа от мала до велика при царствии своем погуби». В Москве никто не решался перечить царю. За исключением одного человека: лишь юродивый ( по-старому – блаженный) Василий, ходивший зимой и летом босиком и в рубище, не боялся царя.

Сын Ивана Грозного Федор тяжело переживал злодеяния своего отца. После смерти Василия Блаженного Федор велел похоронить его в храме. Над его могилой выросла небольшая десятая главка

Вскоре название собор Покрова на Рву или Покровский собор, данное храму Иваном Грозным, было вытеснено новым названием, которое дал храму народ – храм Василия Блаженного.

  • Итак, теперь мы знаем, когда, как строился храм, почему он так назван. Можно ли уже описать храм? Каких знаний нам не хватает? (Необходимо иметь представление об основных архитектурных особенностях храма.)

  • В этом нам помогут иллюстрации с изображением храма, а также план собора. Н.В. Гоголь когда-то сказал,что «архитектура – это каменная летопись мира». Давайте попробуем ее прочитать, а поможет нам в этом «архитектор».


Сообщение «архитектора» о композиции храма.


Слайд №39.( План собора).Мастера Постник и Барма, как вы слышали, получили приказ царя построить церковь, состоящую из восьми престолов, или церквей. Но мастера изменили первоначальный замысел и,как говорится в летописи, « Божьим промыслом основаша девять пределов, не яко же повелено им, но яко по Бозе разум давася им в разумении основания». Как же расположили эти церкви зодчие? Посмотрите на план собора. В центре плана (рис.№1) находится церковь Покрова. Она самая большая по размерам. По четырем сторонам света расположены четыре крупные башни (рис.2,3,4,5), которые имеют форму восьмигранника, или «восьмерика». Башни № 6,7,8,9 расположены по диагоналям. Эти башни более мелкие, четырехгранные, имеющие форму «четверика». Церковь (№10), нарушающая симметрию,- та самая церковь, которая была построена позднее на месте захоронения Василия Блаженного.

Писатель А.Волков писал о плане собора:

План собора таков. Вокруг центрального храма располагаются четыре меньших храма по четырем сторонам света: эти храмы архитекторы называют «Большой четверицей». В промежутках, по диагоналям, размещаются церкви «малой четверицы». Приходится признаться: план задуман с гениальной простотой, с полным пониманием геометрических необходимостей.

Есть ли вопросы к «архитектору»? Что непонятно в плане собора? (Что за жирная линия вокруг храма?)


Дополнение «архитектора»:

Черная линия вокруг храма – это гульбище, или галерея.

Покажите на фотографии те башни, о которых шла речь в сообщении: центральную, Покровскую башню, башни по сторонам света и диагональные башни.

В сообщении «архитектора» встретились слова: четверик, восьмерик, гульбище. Давайте обратимся к нашему словарю, ещё раз уточним эти понятия.


Словарно-стилистическая работа.

Слайд 40-41 (Словарь к уроку).


Рассмотрите иллюстрации словаря, а затем найдите восьмерики и четверики на фотографии собора

Найдите в словаре, а затем на фотографии собора гульбище, или галерею.

Обратите внимание на слово гульбище. Какие слова вы назвали бы в качестве однокоренных к данному? (Гулять, прогулка.гулянье)

Слово галерея, вытеснившее исконно русское слово гульбище, не имеет образа. Но посмотрите, какой яркий образ лежит в основе слова гульбище. Нам не нужно переводить его, хотя оно давно ушло из языка, мы зримо представляем себе место, предназначенное для прогулок.

Рассмотрите иллюстрации, данные к архитектурным терминам в словарике. Найдите эти элементы на фотографии храма. (учащиеся в течение нескольких минут работают со словарями и фотографиями собора, сопоставляя рисунки и детали собора.)

Все слова в нашем словарике представляют собой архитектурные термины. Вспомните и скажите, для какого стиля речи характерно активное употребление терминов? (Для научного стиля)

Будем ли мы пользоваться этими терминами в сочинении? (Да.)

Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что сочинение мы будем писать в научном стиле речи. Но научный стиль также имеет свои разновидности. Вспомнить эти разновидности нам поможет следующая таблица:


Слайд №42. (Научный стиль).

Научный стиль речи

Собственно научный

Научно-учебный

Научно-популярный

используется в

монографиях,

научных статьях,

диссертациях

учебниках,

учебных пособиях,

лекциях

рецензиях,

отзывах,

очерках,

школьных сочинениях


Подумайте и скажите, какая разновидность (подстиль) научного стиля речи будет характерна для вашего сочинения. (Скорее всего мы будем писать сочинение в научно-популярном подстиле).

Вспомним, что характерно для этого подстиля? (Научно-популярный подстиль близок по своим особенностям к художественному и публицистическому стилям речи. Он рассчитан на людей, которые не являются специалистами в той или иной области. Главная задача этого подстиля – занимательно рассказать о чем-то слушателям или читателям, создать своим рассказом положительный настрой. Всколыхнуть чувства, эмоции людей).

Вы правильно вспомнили все особенности этого подстиля. Но в ваших сочинениях помимо терминов встретятся и слова совершенно другого типа. Дома вам нужно было по толковому словарю уточнить значения некоторых слов и посмотреть, какая стилистическая помета дается в словаре к этим словам: зодчие, храм, возводить, увенчать. Что обозначают эти слова? (Зодчие-строители, архитекторы; храм - собор, церковь; возводить – сооружать, воздвигать, строить; увенчать – завершить, закончить.Возле этих слов указана стилистическая помета - «высокое»).

Что означает эта помета? (Помета «высокое» означает, что данное слово придает речи оттенок торжественности, приподнятости. «Высокие» слова – это разновидность книжных слов. Чаще всего используются в публицистическом стиле).

Имеем ли мы право использовать слова такого типа в своем сочинении? (Да, возможно, так как именно эти слова употребляются, когда речь идет о древнерусской архитектуре).

Давайте ещё раз посмотрим на собор Василия Блаженного. Если бы вас попросили подобрать слова, характеризующие этот храм, его облик, какие слова вы назвали бы в первую очередь? (Оригинальный, непохожий на другие; прекрасный, удивительный; уникальный, своеобразный, величественный, сказочный…)

Как вы считаете, возможно ли употребление таких слов в сочинении? (Да, возможно, так как эти слова не только характеризуют храм, но и помогают передать чувства людей, видящих эту красоту).

Верно, ваша задача заключается в том, чтобы не просто механически описать храм, а передать через слова свои чувства и настроения при виде этого величественного памятника древнерусской архитектуры. Прилагательные оценки помогут нам в этом.

Но не только этот прием вы можете использовать в описании храма. Вспомните и о других средствах художественной выразительности (метафорах, олицетворениях), возможно и они пригодятся вам в работе.


Орфографическая работа.

Слайд №43. (Орфографическая работа).


Задание: Вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания.

Искусствовед М.В. Алпатов писал о храме Василия Блаженного так: Основу построения образует стройный и вытянутый главный шатер, увенчанный небольшой главкой; он окружен четырьмя более низкими и массивными башнями с мощными главами; между ними расположены другие четыре ещё меньшие главы. Но, нарастая к центру, башни не образуют пирамиды,- если их можно уподобить голосам, составляющим подобие хора, то они не сливаются в один голос; здесь можно усматривать скорее подобие дружеской беседы, в которой каждый собеседник, прислушиваясь к другому, сохраняет свое мнение.


Слайд №44. (Проверка орфографической работы).


Какое средство художественной выразительности использовал автор, описывая храм? (Автор дает в тексте развернутое сравнение: композиция храма сравнивается с дружеской беседой, в которой слышен каждый голос).

Итак, мы с вами, во-первых, рассмотрели ряд слов терминологического характера, которые необходимы, чтобы описать памятник древнерусского зодчества; во-вторых, определили, что сочинение мы будем писать в научно-популярном подстиле, где употребление этих слов традиционно; в-третьих, выяснили, что при написании сочинения можно пользоваться «высокими» словами, необходимыми для описания памятника древнерусской архитектуры; в сочинении будут уместны также эпитеты, сравнения и другие средства художественной выразительности. Теперь нам нужно собрать рабочие материалы, для чего рассмотрим особенности храма.


Сбор рабочего материала.


Неповторимый памятник русской старины – собор Василия Блаженного - цветет, по словам А. Волкова, «как прекрасный цветок, как песня, запечатленная в камне». Давайте вместе рассмотрим «ноты» этой «песни». Мы выяснили, что центральная башня собора – Покровская. Что её отличает от остальных башен? (Она не только самая большая, но и самая высокая.)

  • Что напоминает её форма? Её форма напоминает шатер.)

  • Чем увенчана церковь? (Церковь увенчана куполом.)

  • Какова форма купола, что она напоминает? (Форма купола напоминает луковицу.)

  • Башня выглядит необычно, красиво благодаря расписным полукруглым украшениям. Вы уже знаете, что эти украшения называются кокошниками. Как вы думаете, почему они так названы? (эти украшения называются кокошниками, потому что они по форме напоминают женский головной убор – кокошник.) В русской культуре всё удивительным образом связано, даже, казалось бы, такие разные вещи, как головной убор и архитектурное украшение, для которого была была позаимствована не только форма кокошника, но и само слово.

  • В этой башне три яруса. Уточните по словарю, что такое ярус? (ярус – это убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.) найдите ярусы башни на фотографии собора.

  • А что представляют собой окна? (Окна узкие, щелевидные.)

  • Как назывались на Руси такие окна? (окна назывались бойницами.)

  • Почему эти окна так назывались? (Окна раньше служили не только для того, чтобы пропускать свет в помещение, но при необходимости из них можно было вести бой и наблюдать за врагом .) Верно, но в храмах эти узкие вытянутые окна выполняли ещё одну важную функцию - они служили для украшения собора. Посмотрите, как «вписались» бойницы в общую композицию собора, как они гармоничны и естественны на башнях.

  • Рассмотрим четыре башни по сторонам света. Какова их форма? (Башни столпообразные, многоярусные.)

  • Какие элементы использовались для их украшения? (Различной формы кокошники, бойницы, украшенные треугольными стрелами.)

  • Знакома ли вам форма их куполов? (купола такие же как и у центральной башни – в форме луковиц.)

  • Что привлекает ваше внимание в оформлении куполов? (Оформлены причудливо, у каждого свой неповторимый узор, напоминающий то чалму, то шипы.)

  • Действительно, когда смотришь на купола собора, кажется, что фантазия зодчих была неисчерпаема:


Продолжение орфографической работы.

Слайд №45. (Продолжение орфографич. работы)


Трудная работа началась, когда дело дошло до сооружения глав. Башни разнились одна от другой архитектурным оформлением .Постник наше различные приемы и для отделки глав. Форма у всех одна – луковичная, но много изобретательности и неистощимой фантазии вложил гениальный зодчий в частности.Одна глава напоминала кедровую шишку из русского бора, по другой извивались причудливые зигзаги, третью покрывала чешуя, словно гигантскую рыбу, четвертая разрезалась на дольки вертикальными разрезами, а на следующей надрезы шли спиралями…

(А.Волков).


Слайд №46.(Проверка орфографич работы).


  • Что венчает купола? (Кресты.)

  • Теперь внимательно рассмотрим диагональные башни. Расскажите о них по тому же плану: размер, форма, украшения. (Диагональные башни самые маленькие. Так же как и башни по сторонам света, они многоярусные. Переход от одного яруса к другому осуществляется постепенно, за счет кокошников, расположенных в шахматном порядке, или «вперебежку». Украшены башни многоцветной росписью.)

  • Вы правильно заметили, что кокошники и здесь украшают башни. Это был излюбленный декоративный прием строителей каменных церквей. Красота – один из главных принципов, которым следовал древний зодчий. Кокошники имели и важное конструктивное значение: их стали употреблять для перехода от нижнего восьмерика к верхнему, уменьшая таким образом объем башен. Позднее зодчие стали ставить кокошники в два ряда – то один над другим, то вперебивку.

  • Рассмотрим гульбище, или галерею. Где она расположена? (Галерея окаймляет храм.) Галерея проектировалась таким образом, чтобы на нее можно было выходить и изнутри и снаружи.

  • Какие архитектурные детали, уже знакомые вам, украшают галерею? (Различной формы арки, которые образуют своды.)

  • Особое внимание строителями уделялось отделке порталов. Что это такое? (Портал – вход в церковь.)

  • Три портала вели в храм: с севера, с запада, с юга. Мы видим на фотографии один из порталов. Опишите его. (колонны портала украшены каменным орнаментом. Венчает портал шатер, украшенный позолотой. Ко входу в портал ведет высокая лестница.)

Итак, мы рассмотрели храм, описали и центральную башню, и башни, расположенные по сторонам света и диагональные башни. Теперь нам необходимо составить план будущего сочинения.

Учитель предлагает восьмиклассникам самостоятельно составить сложный план сочинения на тему «собор Василия Блаженного – памятник русской старины», включив в него и рассказ об истории его создания и описание внешнего вида храма.


Возможный вариант плана:

Слайд №47. (Вариант плана).


  1. ХрамВасилия Блаженного – часть русской истории.

  2. Чудо русской архитектуры:

а) композиция храма;

б) центральная башня;

в) башни по сторонам света и диагональные башни;

г) галерея и порталы храма;

3. «Песня, запечатленная в камне». (Мое мнение о храме.)


Работа над текстом сочинения.


  • Подумайте и скажите, о чем вы будете говорить во вступлении к сочинению? (Во вступлении мы расскажем о том, когда и как возник храм, как он стал частью русской истории.)

  • Какой тип речи поможет вам выполнить эту задачу? (Основной тип речи, который будетбудет использоваться – это повествование, поскольку в этой части мы используем информацию, данную нам «историком» и «архитектором».)

  • О чем вы скажете в основной части сочинения? (В основной части мы будем описывать храм, как выглядят его церкви, какова их форма, размер, чем они украшены.)

  • Что будет представлять собой заключение? (заключение будет содержать вывод, итог всего сочинения.Взаключении можно сказать о своём восприятии и оценке храма.) Интересно, что храм воспринимается людьми по-разному. Исследователь Лев Любимов в своей книге «Искусство Древней Руси» приводит высказывания тех, кто видел это чудо русской архитектуры. Одни сравнивают его с колоссальным растением,другие – с группой скал, третьи – с кондитерским изделием и даже со «зданием из облаков, причудливо окрашенных солнцем». А что бы вы сказали о храме в заключении сочинения, с чем сравнили, как оценили? («Мне кажется, что храм Василия Блаженного напоминает сказочный дворец, который за одну ночь построила Василиса Премудрая из известной сказки. Я бы писала о его сказочности и удивительной красоте.» «Сегодня на уроке, внимательно рассмотрев храм и сопоставив его с планом, я впервые понял. Что храм очень гармоничен по замыслу. Я бы писал о необыкновенной гармонии собора». «Я думаю, что буду писать о русском народе, который много веков назад был способен создать такое чудо, которым мы восхищаемся и по сей день…»)


Домашнее задание: напишите сочинение-описание с элементами повествования на тему «Собор Василия Блаженного – памятник русской старины» по составленному плану, используя собранные в ходе урока материалы. Необходимо учитывать стилистические особенности научно-популярного стиля речи, в котором должно быть создано сочинение.

(Материал взят из журнала «Русский язык в школе» 2004 год №4 Л.И.Новикова.)

Здесь представлен конспект к уроку на тему «Описание с элементами повествования памятника русской архитектуры», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Русский язык (8 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Список похожих конспектов

Обучение написанию сочинения-повествования с элементами описания

Обучение написанию сочинения-повествования с элементами описания

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательной школы №15 п. Березайка». Конспект урока развития речи по теме:. ...
Описание как тип речи

Описание как тип речи

Описание как тип речи. Цели урока:. . 1) расширить и углубить представление о разновидностях. . описания; 2) дать общее понятие об особенностях ...
Описание животного

Описание животного

Развитие речи: Описание животного (2 часа). Цель. : способствовать формированию умения описывать животное; научить строить текст в определённой ...
Описание внутреннего состояния ге¬роев по картине Н. Богданова-Бельского «У дверей школы

Описание внутреннего состояния ге¬роев по картине Н. Богданова-Бельского «У дверей школы

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. ТЕМА: «Описание внутреннего состояния ге­роев по картине Н. Богданова-Б. ельского «У дверей школы»». ЦЕЛИ УРОКА:. ...
Изложение публицистического стиля с элементами сочинения на морально-этическую тему

Изложение публицистического стиля с элементами сочинения на морально-этическую тему

Конспект урока русского языка в 11 классе. « Изложение публицистического стиля с элементами сочинения на морально-этическую тему». Урок рассчитан ...
Паронимы в русской речи

Паронимы в русской речи

Разработка урока русского языка на тему. «Паронимы в русской речи». для 5 класса. Подольская Ирина Александровна. учитель русского языка и литературы. ...
Описание одежды

Описание одежды

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. «Никифоровская средняя общеобразовательная школа № 2». Конспект урока по ...
Описание местности

Описание местности

Тема урока: Описание местности. . Цель урока. : 1) повторить изученное о деловом и художественном описании; 2) познакомить учеников с описанием ...
Лексическое значение фразеологических оборотов русской речи

Лексическое значение фразеологических оборотов русской речи

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение школа № 29 VIII. вида. . г.Усть-Лабинска Краснодарского края. ...
Обучающее изложение с элементами сочинения

Обучающее изложение с элементами сочинения

МБОУ «Закладинская СОШ». Романовского района Алтайского края. Обучающее изложение с элементами сочинения. “Цена хлеба”. . ...
Интерьер. Описание помещения школьного музея

Интерьер. Описание помещения школьного музея

Урок развития связной речи в 6 классе. Тема:. . Интерьер. Описание помещения школьного музея. слайд 1. Тип урока. :. урок формирования новых ...
Изложение с элементами сочинения

Изложение с элементами сочинения

Орёл Людмила Александровна. Учитель русского языка и литературы. ГБС(К)ОУШИ I. ,II. ВИДА г. Тихорецка, Краснодарского края. ТЕМА УРОКА:.  . ...
Изложение с элементами сочинения

Изложение с элементами сочинения

Развитие речи. 4 класс. Тема:. Изложение с элементами сочинения. Цель:. Создать условия для дальнейшего обучения умению письменно передавать ...
Описание книги

Описание книги

Муниципальное общеобразовательное учреждение. «Рождественская средняя общеобразовательная школа». Калининского. района Тверской. области. ...
Однородные члены предложения с элементами ПДД

Однородные члены предложения с элементами ПДД

1. Город Казань, Кировский район. 2. Галиева Люция Ильтезяровна, учитель начальных классов МБОУ “Гимназия №4” г. Казани. 3. . Методические материалы ...
Описание комнаты

Описание комнаты

Урок русского языка в 5 классе. «Описание комнаты». УМК:. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, ...
Описание внешности человека

Описание внешности человека

7 класс. Описание внешности человека. Цель урока: показать особенности художественного и делового словесного описания портрета, роль причастий в ...
Описание народной игрушки

Описание народной игрушки

Хайруллина Светлана Викторовна. ,. учитель русского языка и литературы I. квалификационной категории,. МБОУ «Гимназия №3», г.Чистополь. ...
Описание внешности человека

Описание внешности человека

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. . средняя общеобразовательная школа №16 ст. Ильинской Новопокровского района Краснодарского ...
Описание состояния окружающей среды

Описание состояния окружающей среды

Урок №. Класс:. Тема урока:. Описание состояния окружающей среды. Целеполагание: -. дать понятие о структуре текста описания окружающей среды;. ...

Информация о конспекте

Ваша оценка: Оцените конспект по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:17 июля 2019
Категория:Русский язык
Классы:
Поделись с друзьями:
Скачать конспект