- Описание внутреннего состояния ге¬роев по картине Н. Богданова-Бельского «У дверей школы

Конспект урока «Описание внутреннего состояния ге¬роев по картине Н. Богданова-Бельского «У дверей школы» по русскому языку

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ


ТЕМА: «Описание внутреннего состояния ге­роев по картине Н. Богданова-Бельского «У дверей школы»»


ЦЕЛИ УРОКА:

  • научить писать сочинение-описание с элементами внутреннего состояния героев по картине;

  • способствовать выработке навыка использования изученных грамматических конструкций (причастных, деепричастных оборотов, наречий, предлогов) в речи и правильного их написания;

  • активизировать искусствоведческую лексику, помогающую понять картину (композиция, ракурс), а также лексику культуроведческую (зипун, лапти, котомка, латать, заплатки);

  • формировать внимательное отношение к выбору слов для описания картины;

  • способствовать формированию интереса к отечественной истории и культуре ушедших эпох.


ХОД УРОКА


I. Объяснительный диктант с дополнительным заданием

Запишите данные вам фразы, объясните орфограммы, связанные с правописанием причастий, и постановку знаков препинания. (Ребенок, мечтающий учиться, стремящийся к знаниям; человек, шагнувший в мир знаний; отвечающий у доски школьник; объясняющий правило учитель; ученики, склонившиеся над тетрадками; лежащий на парте учебник; слушать учителя, записывая в тетради задание; ребенок, выполнивший задание первым; карта России, повешенная на доске; развешанные по стенам наглядные пособия; узнавать новое, обучаясь в школе.

II. Вступительная беседа учителя. Рассказ о художнике

Первое выражение в нашем словарном диктанте — «ребенок, мечтающий учиться». А вы мечтали о том, как пойдете учиться?

Действительно, каждый из вас совершенно точно знал, что в определенном возрасте вы пойдете в школу. Вместе с родителями вы готовились к этому событию, покупали тетради, выбирали портфель, учились читать, считать, писать. В наши дни это настолько естественно, что мы даже не задумываемся, что когда-то все было совсем не так. А задуматься над этим и сегодня будет нужно. Словарный диктант о школе, учебе, знаниях был дан вам не случайно. Мы будем говорить об этом на нашем уроке. Но не о школе сегодняшней пойдет речь, а о школе дореволюционной России, да к тому же еще изображенной на картине.

Задача нашего урока непростая: нам необходимо будет написать сочинение-описание с элементами действия по картине, для чего нужно будет окунуться в мир прошлого, оказаться во второй половине XIX века, постоять на пороге школы того времени, понять героя картины, который тоже стоит на пороге школы. А поможет нам в этом русский художник с непростой судьбой Николай Петрович Богданов-Бельский.

Для многих детей в дореволюционной России мечта об учебе была несбыточной. Бедные люди, дети крестьян далеко не всегда имели возможность учиться в школе.

Одним из тех, кому действительно повезло, был Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945). Будущий известный художник родился в бедной семье. Мальчик мечтал об учебе, но, возможно, его мечта никогда бы не сбылась, если бы ему не посчастливилось попасть в школу С.А. Рачинского. С.А. Рачинский — высококультурный человек, безгранично любивший свой народ, создавший свою особую систему образования. Он оставил должность профессора Московского университета, поселился в своем имении, создал школу, которая была известна во всей России, школу, в которой царила атмосфера доброты и братства. Он заметил ум, талант, одаренность пятилетнего мальчика, определил его в школу и оказывал ему материальную и моральную поддержку, пока тот учился.

Первое художественное образование будущий художник получил в рисовальной школе при Сергиевой Лавре, позже учился в академии. Н.П. Богданов-Бельский очень любил свою малую родину — Смоленщину, писал многочисленные пейзажи родных мест. Работал он и в жанре портрете. Но прославили его картины, которые он посвятил детям, школе: «Устный счет» (1896), «У дверей школы» (1897), «У больного учителя» (1897). Да­вайте рассмотрим одну из них, которая называется «У дверей школы».


Беседа по картине. Собирание рабочих материалов.


- Всмотритесь внимательно в картину. Какое настроение она создает? (Кажется, что картина создает немного грустное настроение, по­тому что мальчик, стоящий v порога, видимо, хочет учиться так же, как и другие дети на этой картине. Картина пронизана светлой грустью, воспоминаниями о том, что пришлось в детстве испы­тать самому автору.)

  • Когда автор создает картину, он всегда старается передать своим зрителям чувства, мысли. Как вы думаете, о чем думал автор, когда создавал эту картину? (Наверное, он вспоминал свое детство». «Может быть, он думал о том, как сам когда-то стоял у дверей школы в надежде на то, что и он будет учиться. Может быть, он думал о судьбе тех, кому так и не пришлось учиться в школе, о тех, для кого мечта учиться так и осталась несбыточной.)

  • Что в картине помогло нам почувствовать настроение автора? (Настроение создает подбор красок, которые использует автор.)

Какие краски использует художник? (Художник использует преимущественно теплые золотистые, коричневые тона. Кроме этого на картине мы видим зеленоватые, оливковые оттенки.)

Конечно, краски — самое главное средство передачи того настроения,! которое испытывает автор. Но есть ли что-то еще в этой картине, что тоже , рождает грусть и светлую печаль? (Такое настроение рожда­ет то, как художник расположил своего героя на картине. Созданию на­строения способствует и то, как выглядит главный герой картины.)

  • А как называется расположение героев на полотне? (Композиция.)

  • Следовательно, для того чтобы лучше понять эту картину и проникнуться ее настроением, нужно рассмотреть композицию картины и ее героев. Начнем с композиции. Как расположил своих героев художник? (Глав­ный герой картины стоит у порога школы, возле двери. На заднем плане, слева художник расположил других героев картины школьников, сидящих за партами.)

  • Как вы определили, что главный герой — мальчик, стоящий у порога?!
    (Этот мальчик находится в центре композиции, он выписан крупным планом.)

  • Помогает ли освещение картины понять, что прямо перед нами — главный герой этой картины? (Да, художник дал необычное освещение картины. Свет идет в класс, наверное, из окна, которого мы не видим, освещая головы учеников на заднем плане картины. А второй источник освещения идет откуда-то из-за двери, освещая фигуру мальчика, позволяя нам увидеть все детали этой фигуры.)

  • А сейчас я задам вам необычный вопрос: скажите, а помогает ли ос­вещение определить, где мечта, а где реальность на этой картине? (Помогает. Головы учеников на заднем плане освещены, скорее всего, солнеч­ным светом. От этого они видны не так отчетливо. Очертания ребят размытые, немножко нереальные. А вот подросток на переднем плане ос­вещен как-то реально: мы видим тень, падающую на дверь от его фигуры, складки одежды... Можно сказать о том, что то, что там, вдали, это
    мечта, а то, что на переднем плане
    это реальность.)

  • Конечно, то, о чем мы с вами говорили, — это в какой-то мере услов­но. Но действительно, освещение создает впечатление, что поток света, забивающий просторный класс, блики на полу, отсветы на стенах — это мечта, образ светлого «завтра», на пороге которого застыл наш главный герой.

  • Что особенного в том, как расположил подростка автор? (Подросток сmoum спиной к зрителям, мы не видим его лица.)

  • Такое необычное расположение героя в живописи называется ракурсом. Неожиданный ракурс усиливает впечатление движения, изображенного на картине, делает
    Произведение живописи более выразительным. Благодаря необычно вы­
    бранному ракурсу мы видим все то, что видит и герой картины. Мы смотрим

класс и наблюдаем то же, что и этот мальчик. Что же видит он и что видим месте с ним мы? (Мы видим просторный класс, залитый солнцем. Видим деревянные стены и простой деревянный пол. Видим парты, за ко­торыми сидят школьники.)

Что делают эти школьники? (Они склонились над партами, что-то внимательно читают или пишут.)

Неужели никто из детей не заметил мальчика, стоящего у порога? (Один ребенок, видимо, заметил, он поднял голову и смотрит на мальчика у двери.)

Что еще мы видим в этой комнате? (Мы видим развешанные на сте­нах наглядные пособия, необычную доску, которая стоит посреди класса на ножках и на которой можно писать с двух сторон.)

Правильно, мы видим и кусочек интерьера этой классной комнаты, и учеников, которые пришли в школу учиться.

Как вы думаете, почему так необычно — спиной к зрителям — изобразил этого крестьянского мальчика художник? («Может быть, художник делал это для того, чтобы мы вместе с мальчиком как бы заглянули в пасс и увидели все его глазами». «Он сделал это для того, чтобы зрители Могли понять чувства мальчика

  • Конечно, автор неслучайно поместил крестьянского подростка на первый план картины и развернул к нам спиной. Мы сталкиваемся в этой картине с удивительным парадоксом: не видя лица мальчика, его глаз, их выражения мы тем не менее видим все то, что видит и он сам, а это действительно помогает нам догадаться о том, о чем думает, о чем мечтает этот ребенок. И даже, наверное, помогает не догадаться, а помогает думать вместе с ним. Самые незаметные для посторонних, но самые значительные для нас самих — этой
    действия, которые происходят в наших душах, в наших чувствах. Талант и мастерство художника в этой картине проявились в том, что он смог показать нам эти действия, помог почувствовать ход мыслей мальчика. Давайте попробуем озвучить то, что происходит в душе изображенного подростка, о чем, по вашему мнению, он думает? (Вероятно, он думает о том, как замечательно учиться в этом классе. Может быть, его волнует вопрос, а будет ли он сидеть за партой когда-нибудь, как эти ученики. Возможно, он немного завидует тем детям, которые уже учатся. Мне кажется, что больше всего на свете ему тоже хочется учиться в школе.)

  • Итак, мы рассмотрели композицию картины и увидели удивительные вещи. Мы словно вместе с нашим героем оказались на пороге его мечты, увидели его возможное и желанное «завтра», и все это благодаря той необычной точке зрения, выбранной автором, благодаря которой зритель вместе с героев картины словно заглядывает в класс, видит многое его глазами и начинает понимать, что чувствует и видит этот мальчик. Нам не нужно смотреть на лицо этого ребенка, видеть выражение его глаз, потому что автор картины, сделал нас с вами соучастниками происходящего, нам созвучны мысли подростка, мы сочувствуем и сопереживаем тому, что происходит на картине.

  • В словах, которые я употребила, есть приставка со-, которую я ocобенно выделила. Вспомните, что обозначает эта приставка в русском языке. (Эта приставка обозначает «вместе».) Верно, мы вместе чувствуем, вместе переживаем все происходящее на картине, участвуем в событиях, а не просто смотрим на картину.

  • Давайте теперь рассмотрим главного героя картины. Что бросается в глаза при первом взгляде на этого ребенка и не оставляет нас равнодушными? (Сразу бросается в глаза его одежда. Видно, что мальчик из бедной семьи: одежда на нем рваная, где-то заштопанная, но опять порвавшаяся, а где-то настолько изношенная, что и штопать уже нечего. На ногах лапти, привязанные к ноге веревками, в руках какой-то головной убор, который мальчик снял, подойдя к двери.)

  • Что в руках у мальчика? (В руках мальчика палка.)

  • Зачем она ему? (Такие раньше брали с собой в дальнюю дорогу. А это значит, что он немало прошел, пока не подошел к двери этой школы.)

Может быть, он шел своей дорогой и совершенно случайно оказался на пороге школы? (Мне кажется, что подросток оказался у этой двери неслучайно, он готовился, чтобы прийти сюда: его волосы аккуратно подстрижены. Они чисто вымыты, видно, какие они шелковистые.)

-- А о чем нам говорит поза, в которой Богданов-Бельский изобразил главного героя? Помогает ли она нам что-то понять в этом ребенке? (Мне кажется, что поза многое говорит о ребенке. Он стоит, немного наклонившись вперед, опираясь на палку. Он слегка вытянул шею и с робостью смотрит в класс, не решаясь заглянуть больше. Только палку он переставил через порог школы». « Кажется, что еще немного, и он решится пере­ступить порог этой школы и его мечта сбудется. Во всяком случае, так хочется думать, когда смотришь на эту картину».)

Действительно, поза подростка «говорящая». Она говорит нам и о его желании учиться, и о робости, которую испытывает этот мальчик, стоя у по­рога школы. И еще эта поза, беззащитно и робко вытянутая вперед детская шея рождает в нас с вами сочувствие к этому ребенку, желание, чтобы все у ||его получилось, чтобы все его мечты сбылись.


IV. Работа с текстом-образцом. Словарная работа

Мы с вами рассмотрели картину известного русского художника . Богданова-Бельского и многое увидели в ней, почувствовали настроение, чувства, мысли самого художника и его главного героя. Но в картине есть всегда что-то, что мы с первого взгляда не заметили, быть может, пропустили, а потому сейчас мы прочитаем с вами искусствоведческий текст и посмотрим, что увидел в этой картине человек, профессионально занимающийся искусством, какие он слова подобрал для того, чтобы передать свои впечатления от картины...

...В дверном проеме застыла фигура худенького крестьянского паренька. На нем иапти, прохудившийся зипунишко, за плечами — котомка. Жадно и в то же время с опаской вслушивается он в то, что происходит в классной комнате, — видно, немало мыкался по свету, успел повидать бессердечных людей. Холст исполнен в лучших тра­дициях живописи передвижников — найден выразительный типаж, каждая деталь красноречиво свидетельствует о незавидной судьбе маленького скитальца.

Хорошо известно, что наиболее искренни художники в тех полотнах, где вспо­минают пережитое. Такова картина русского живописца Н.П. Богданова-Вельского (1868-1945) «У дверей школы». Сын крестьянина Смоленской губернии, он испытал все тяготы крестьянской жизни. В юности учился в народной школе одного из замечательных русских просветителей — С.А. Рачинского. И как знать, не вспомнил ли мастер, как сам когда-то шагнул в неведомый мир под названием «школа»? Дань этим впечатлениям — цикл картин, среди которых «Воскресное чтение», «У больно го учителя», прославивший художника «Устный счет».

Полотно «У дверей школы» замечательно высокой живописной культурой. Ведь учителями Богданова-Бельского были В. Маковский и И. Прянишников. Он стал продолжателем их дела.

Остра, необычна композиция, которую избирает Богданов-Бельский. Зритель вместе с героем словно заглядывает внутрь комнаты, настолько безыскусно выбрана точка зрения. Поток света, заливающий большое помещение, блики на полу, стеная широкий разворот пространства не менее важны для мастера, чем сам сюжет. Та! создается образ светлого, солнечного завтра, на пороге которого замер крестьянский подросток. Еще шаг, и его мечта сбудется...

Т. ВинторЩ

  • Как построен данный текст? Какова его композиция? (Сначала искусствовед описывает главного героя картины, затем обращается к прошлому самого художника и размышляет о том, что двигало его кистью, когда он создавал картину, говорит об учителях живописца, анализирует композицию картины, формулирует понимание главной мысли, ради которой бы­ла написана эта картина.)

  • Можно ли назвать композицию этого текста традиционной в том смысле, как мы с вами привыкли создавать тексты-описания картин? (Нет, композиция необычна, ее нельзя назвать традиционной. Мы обычно сначала говорим о художнике и его картинах, а потом о самой картине. А этот текст построен иначе.)

  • Искусствовед видит эту картину широко, он воспринимает ее на фоне тех событий, которые были характерны для эпохи, когда писалось полотно. У нас с вами таких знаний недостаточно, поэтому мы и не говорим обычно об учителях художников, о аправлениях и школах, к которым принадлежали те или иные художники. Это особенность искусствоведческих текстов, для нас, быть может, это и не очень близко.

  • А что вам близко в этом тексте? Какие наблюдения автора интересны?

  • Конечно, в любом тексте есть то, чему можно поучиться, что можно взять на заметку. Я хотела бы обратить ваше внимание на некоторые ocoбенности созданного автором текста. Давайте вслед за автором еще раз прочитаем каждое предложение первого абзаца и поразмышляем над ними.

«...В дверном проеме застыла фигура худенького крестьянского паренька».

  • Какими словами можно заменить глагол, употребленный в этом предло­жении? (Можно сказать «стоит у порога», «находится в центре картины».)

  • Как вы думаете, чем удачен глагол, который выбрал автор, сказав, что фигура застыла»? (Застыть это значит замереть, не просто стоять, а \стоять почти не дыша, боясь пошевелиться, обратить на себя внимание.)

  • Посмотрите, какой емкий глагол. Казалось бы, он свидетельствует о не­подвижности человека, а мы понимаем, что он включает в себя внутреннее движение, напряжение, которое испытывает главный герой картины. Мы чувствуем, как ему хочется войти в класс, и понимаем, что невозможно сделать это. Благодаря этому глаголу мы почувствовали страх ребенка перед неизвестным будущим, на пороге которого он стоит, его робость, нерешительность.

  • В чем особенность слов «худенький» и «паренек»? (В них есть уменьшительно- ласкательные суффиксы.)

  • Какую роль выполняют эти суффиксы в словах? (Они помогают пе­редать отношение пишущего к главному герою картины.)

  • Каково же это отношение? Совпадает ли оно с тем, что мы испытываем, глядя на картину? (Да, совпадает, автор текста сочувствует герою,сопереживает ему так же, как и мы.)

Значит, иногда для того чтобы сказать о своем отношении к кому-то или чему-то, достаточно просто правильно употребить суффиксы. Перейдем ко второму предложению.

«На нем лапти, прохудившийся зипунишко, за плечами — котомка».

  • Что обозначают слова «лапти», «зипун», «котомка»? (Лапти это вид обуви, которую носили раньше крестьяне, зипун одежда крестьян, котомка мешок, который крестьяне носили за плечами, когда шли куда-то в дорогу.)

  • Наверное, автор текста мог бы и не говорить о том, что перед нами крестьянский паренек, потому что каждое слово: «лапти», «зипун», «котом­ка» — говорят об этом сами. Эта одежда, предметы были свойственны имен­но крестьянам в России.

  • Можно ли обойтись без этих слов, описывая данную картину, заменить их синонимами? (Нет, нельзя. Их нужно использовать, потому что эти слова нельзя заменить никакими другими, они характерны для ушедшей эпохи.)

  • Конечно, мы давно уже не носим лапти, которые сейчас продают не столько как обувь, сколько как национальный сувенир. Мы можем знать о том, что плели эту обувь из лыка и была она очень легкой и удобной. Только догадываемся, глядя на картину, что зипун — это кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота. Вместо котомок носим удобные современные рюкзачки... Но когда сталкиваемся с этими почти забытыми словами в тексте, мы окунаемся в наше прошлое, чувствуем дыхание ушедших столетий,
    ощущаем движение истории и понимаем, что, говоря о такой картине, как данная, без них обойтись никак нельзя.

  • Но есть и еще одна «изюминка» в этом предложении. Ведь речь в тексте идет не просто о зипуне, а он назван — «зипунишко». Что меняется в нашем восприятии при употреблении такого варианта слова? (Это какой-то уж очень русский вариант. Есть в нем и что-то жалостливое, и что-то доброе, и что-то трогательное.)

  • Действительно, это слово как-то уж очень созвучно тому, что мы слышим в русских народных песнях, в которых часто используются подобные формы. Не презрение к этому незамысловатому виду одежды слышится этом слове, а жалость, сочувствие к тому, кто одет в эту одежду.

  • «Зипунишко» в тексте характеризуется автором как «прохудившийся.Что бозначает это слово? Есть ли отличия от современного употреблений этого слова? (Сейчас мы однокоренное с данным слово «худой» употребляет чаще в значении «не толстый, тощий». В тексте «прохудившийся» это значит дырявый, с дырками.) Слово в этом значении сохранилось в просторечии. Можно и сегодня услышать в быту: «Сапоги прохудились!», то есть стали рваными, порвались.

  • Уместно ли, на ваш взгляд, просторечное слово в искусствоведческом тексте? (Я думаю, что уместно, потому что оно помогает нам почувствовать историческую эпоху, к которой относится картина.)

А может быть, стоит заменить это слово вариантами «рваный», «дырявый»? («Я думаю, что можно использовать и эти слова». «Мне кажется, что слово «прохудившийся» не стоит менять на другое, потому что оно мягче, чем другие варианты, оно говорит не о том, что одежду случайно порвали, а помогает понять, что ее долго носили, прежде чем она «прохудилась».) Верное замечание, задумайтесь над этой особенностью слова. Перейдем к следующему предложению.

«Жадно и в то же время с опаской вслушивается он в то, что происходит в классной комнате, — видно, немало мыкался по свету, успел повидать бессердечных людей».

  • Какое слово в этом предложении также необычно? (Слово «мыкался».)

  • Как вы считаете, что оно обозначает? (Наверное, мыкался, это мучился, спытывал трудности.) Верно. СИ. Ожегов объясняет это слово как «скитаться, подвергаться невзгодам». Хотя слово устарело, но мы использу­ем его в выражении «мыкаться по свету».

«Холст исполнен в лучших традициях живописи передвижников — найден

вы­разительный типаж, каждая деталь красноречиво свидетельствует о незавидной судьбе маленького скитальца».

  • Мы называли нашего героя по-разному (крестьянский паренек, мальчишка, главный герой картины), а как он назван в данном предложении? (Ав­тор называет его «выразительный типаж» и «маленький скиталец».)

  • В чем разница в употреблении этих слов? (Первый вариант это слово, используемое в текстах, в которых характеризуется живопись или лите­ратура. Слово носит книжный характер, а второе слово имеет несколько возвышенный характер и больше говорит об отношении к герою картины.)

Итак, мы проанализировали некоторые особенности искусствоведческого текста и сделали ряд наблюдений над словами, которые могут быть полезны вам при написании сочинения. Главное — не повторять то, что на­писал автор этого текста, а внимательно относиться к выбору собственных слов, которые мы используем в сочинении, помнить о том, как велика роль слов и какое огромное значение имеет их правильный выбор.

V. Составление плана сочинения

Мы с вами внимательно рассмотрели картину, попытались понять замысел автора, его отношение к изображаемому, в ходе беседы вы записали для себя некоторые рабочие материалы. Сейчас самостоятельно составьте план к сочинению. (Возможный вариант плана может быть таким:

  1. Мир школы в картинах Н. Богданова-Бельского.

  2. Цветовое и композиционное решение картины.

  3. Действующие лица картины:

А) школьники, сидящие в классе;

Б) крестьянский мальчик на пороге школы.

4. Мечта о светлом завтра.)

VI. Написание сочинения



■еслучайно. Мы будем говорить об этом на нашем уроке. Но не о школе се-Ьдняшней пойдет речь, а о школе дореволюционной России, да к тому же 1ще изображенной на картине.

Задача нашего урока непростая: нам необходимо будет написать сочи-■ение-описание с элементами действия по картине, для чего нужно будет 1кунуться в мир прошлого, оказаться во второй половине XIX века, постоять ■а пороге школы того времени, понять героя картины, который тоже стоит ■а пороге школы. А поможет нам в этом русский художник с непростой |удьбой Николай Петрович Богданов-Бельский.

Для многих детей в дореволюционной России мечта об учебе была не-Выточной. Бедные люди, дети крестьян далеко не всегда имели возмож-Нсть учиться в школе.

Одним из тех, кому действительно повезло, был Николай Петрович Богда-Л-Бельский (1868-1945). Будущий известный художник родился в бедной Ьмье. Мальчик мечтал об учебе, но, возможно, его мечта никогда бы не сбы-Кь, если бы ему не посчастливилось попасть в школу С.А. Рачинского. I С.А. Рачинский — высококультурный человек, безгранично любивший ■ой народ, создавший свою особую систему образования. Он оставил ■лжность профессора Московского университета, поселился в своем име-ш, создал школу, которая была известна во всей России, школу, в которой 1рила атмосфера доброты и братства. Он заметил ум, талант, одаренность рятилетнего мальчика, определил его в школу и оказывал ему материаль-и моральную поддержку, пока тот учился.

Первое художественное образование будущий художник получил в ри-альной школе при Сергиевой Лавре, позже учился в академии. I. Богданов-Бельский очень любил свою малую родину — Смоленщину, .in многочисленные пейзажи родных мест. Работал он и в жанре портре-Н(> прославили его картины, которые он посвятил детям, школе: «Устный I» (1896), «У дверей школы» (1897), «У больного учителя» (1897). Да­те рассмотрим одну из них, которая называется «У дверей школы».

Беседа по картине. Собирание рабочих материалов

Всмотритесь внимательно в картину. Какое настроение она создает?
кажется, что картина создает немного грустное настроение, по­
что мальчик, стоящий v порога, видимо, хочет учиться так же, как и
Ости ни нтт 11 на inn, что >ти картина пронизана


Здесь представлен конспект к уроку на тему «Описание внутреннего состояния ге¬роев по картине Н. Богданова-Бельского «У дверей школы», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Русский язык Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Список похожих конспектов

Буква непарного по глухости – звонкости согласного Х х

Буква непарного по глухости – звонкости согласного Х х

Урок обучения грамоте в 1 классе. Проводится в период обучения грамоте, УМК «Гармония». Материал подобран с учётом особенностей сельской местности, ...
Альбом по автоматизации звуков

Альбом по автоматизации звуков

Автоматизация звуков С, С’. 1. В слогах:. са-со-су-сы. сю-сё-ся-си. . ас-ос-ус-ыс. . ась-ось-усь-ись. . . аса-оса-асу-асы. . ...

Информация о конспекте

Ваша оценка: Оцените конспект по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:13 июля 2017
Категория:Русский язык
Поделись с друзьями:
Скачать конспект