Конспект урока «Развитие координации на занятии классическим танцем» по педагогике для все классыа
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества «СОЮЗ» Выборгского района Санкт-Петербурга Методическая разработка Конспект занятия по хореографии для детей I года обучения «Развитие координации на занятии классическим танцем» Автор: Кувикова Виктория Владимировна педагог дополнительного образования Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Данная методическая разработка будет полезна педагогам – хореографам, методистам музыкально-художественной направленности.
Методическая разработка включает в себя развернутый конспект занятия по теме «Развитие координации на занятии классического танца» и рассчитана для детей младшего школьного возраста 7 – 9 лет.
Класси́ческий та́нец — основное выразительное средство балета; система, основанная на тщательной разработке различных групп движений, появившаяся в конце XVI века в Италии и получившая своё дальнейшее развитие во Франции благодаря придворному балету. Благодаря соблюдению определённых позиций ног, рук, корпуса и головы и точному следованию принципам выворотности ног, вертикальности тела и изоляции различных его частей, движения классического танца стремятся к геометрической ясности.
В Россию классический танец пришёл в 1-й половине XVIII века. Благодаря деятельности Жана-Батиста Ланде в Петербурге в 1738 году была открыта первая танцевальная школа в России (впоследствии ставшая Академией русского балета им. А. Я. Вагановой). Русский классический танец синтезировал в себе как французскую, так и итальянскую школы исполнительства. Основы классического танца вырабатываются при помощи экзерсиса, из которого состоит танцевальный урок как ученика, так и профессионального артиста балета.
Элементы упражнений, взятые из классического танца, включены в программу обучения художественной и спортивной гимнастике, фигурному катанию, эстрадными танцами, спортивному рок-н-роллу, акробатике, спортивным бальным танцам.
Тема занятия: «Развитие координации на занятии классического танца»
Цель занятия: улучшение координации движений и эмоциональной выразительности учащихся путем повторение и отработки пройденных движений. Выявление уровня освоения программы.
Тип занятия: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.
Задачи занятия:
Образовательные:
- закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих занятиях;
- развитие осмысленного исполнения движений;
- развитие познавательных интересов и творческого потенциала учащихся.
Развивающие:
- развитие координации движений;
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- развитие выносливости и постановки дыхания;
- психологическое раскрепощение учащихся.
Воспитательные:
- формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе;
- формирование чувства ответственности;
- активизация творческих способностей;
- умение творчески взаимодействовать на уроках с педагогом.
Основные методы работы:
- наглядный (практический показ);
- словесный (объяснение, беседа);
- игровой (игровая форма подачи материала).
Средства обучения:
- музыкальный инструмент (пианино);
- музыкальный центр (ТСО);
Педагогические технологии:
- игровая технология;
- здоровье сберегающая технология;
- личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.
ПЛАН занятия:
Вводная часть урока
- вход в танцевальный зал;
- поклон педагогу
- обозначение темы и цели занятия;
- беседа о значении координации в классическом танце.
Подготовительная часть занятия
- подготовительные упражнения (различные виды шагов и бега)
Основная часть занятия
- повторение музыкальной грамоты (вопрос-ответ);
- ЭКЗЕРСИС У СТАНКА
- повторение изученных движений на середине зала, упражнения на координацию;
-УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИОГАНАЛИ
- танцевальная композиция
Заключительная часть занятия
- рефлексия (закрепление пройденного материала).
- основное построение для выхода из зала;
- поклон педагогу
- выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение.
Развернутый конспект занятия
Вводная часть урок
Обозначение темы и цели урока.
Рассказ о значении координации в классическом танце.
Слово «координация» означает «согласование». Когда говорят о координации движений, имеют в виду согласованность в работе мышц разных групп, направленную на достижение определенного двигательного эффекта, контрольной цели. Любая поза, любое движение требует координации. Координация является именно тем качеством, которое можно развить только тренировками.
Подготовительная часть
• Учащиеся выстраиваются в круг и исполняют подготовительные упражнения для разогрева мышц. Музыкальное сопровождение марш, муз. р-р 4/4.
- танцевальный шаг с носка;
- шаги на полупальцах, на пятках;
- шаги на скошенных стопах наружу («медведи») и вовнутрь;
- легкий бег на полупальцах;
- бег с поднятием ног вперед, согнутых в коленях («лошадки»);
- бег с отбрасыванием ног назад, согнутых в коленях;
- шаги с высоким поднятием ноги, согнутой в колене («цапля»);
- шаги в приседании («уточки»);
- прыжки на двух ногах («зайцы»).
В данном упражнении применяется игровая технология. Учащиеся исполняют движения, имеющие образное сходство с различными животными. Это развивает образное мышление учащихся и увеличивает интерес к образовательной деятельности.
Основная часть занятия
Повторение музыкальной грамоты. Учащиеся отвечают на вопросы:
- какие музыкальные жанры вы знаете?
- с какими музыкальными примерами (жанрами) мы познакомились очень близко?
- какой характер у марша, польки, вальса?
- какой музыкальный размер у марша?
- что такое музыкальный такт?
- сколько долей в одном музыкальном такте марша?
- какая по счету сильная доля?
Разминка : на середине зала
упражнения для улучшения гибкости шеи;
упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов;
упражнения для улучшения подвижности локтевого сустава и эластичности мышц плеча и предплечья;
упражнения для увеличения подвижности лучезапястных суставов, развития эластичности мышц кисти и предплечья;
упражнения для улучшения подвижности гибкости суставов позвоночника;
упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов;
упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;
упражнения для увеличения подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы.
Plié (это приседание) . Муз. р-р 4/4, комбинация на 16 тактов.
Исходное положение: 1 поз. ног, рука в подготовительном положении.
Препарасьон на 1 такт- рука открывается через 1 позицию во вторую.
2 такта – гранд – плие, рука через подготовительное положение в 1 поз.
1 такт – деми – плие, рука из 1 поз. во вторую.
1 такт – смена из 1поз. во вторую через батман – тандю.
2 позиция. 3 такта – повтор.
1 такт – смена из 2 поз. в пятую.
5 позиция.
1 такт – гранд – плие, рука до подг. Положения
1 такт – переход из 5поз. в 4 поз., через батман - тандю, рука 1.поз.
1 такт – деми-плие по 4 поз., рука до 2 поз.
1 такт – пассе-партер из 4 поз. в 5 поз.назад.
На 4 такта – гранд – плие по 5 поз., деми – плие по 4 поз., пассе –
партер вперёд, в первую поз.
Battements tendus ( натянутые движения — вырабатывают натянутость всей ноги в колене, и подъеме, развивая ножную силу. В самом начале батман тандю обучаются стоя лицом и к палке, так как в этом направлении легче всего правильно воспитать и воспринять выворотность. ) . Муз. р-р 4/4, 16 тактов.
Исходное положение: 5 поз. ног, рука в подготовительном положении.
Препарасьон на 1 такт- рука открывается через 1 позицию во вторую.
2 такта – батман-тандю вперёд , вернуть в исх. полож.
2 такта – батман-тандю вперёд, пурлипье, вернуть в исх. полож.
2 такта – батман-тандю вперёд, пассе-партер назад, вперёд в 5поз.
2 такта – батман-тандю в сторону, пурлипье, закрыть в 5поз.
Назад. На 8 тактов в обратном направлении.
Battements tendus jetes —( натянутые движения с броском. Они воспитывают натянутость ног в воздухе, развивают силу и легкость ног и подвижность тазобедренного сустава)
Исходное положение: 5 поз. ног, рука в подготовительном положении.
Препарасьон на 1 такт- рука открывается через 1 позицию во вторую.
1 такт – батман-тандю жете вперёд.
1 такт – батман-тандю жете в сторону.
1 такт – батман-тандю жете пике.
1 такт – вперёд на носок, закрыть в 5 поз.
4 такта – повторить в сторону.
4 такта – повторить назад.
1 такт – батман-тандю назад, бросок на 45гр.
1 такт – поставить на носок, пассе-партер через 1поз. на носок вперёд.
1 такт – бросок на 45 гр. вперёд, опустить на носок.
1 такт – пассе-партер в 5 поз. назад.
На 16 тактов в обратном направлении.
Rond de jambe par terre — круг ногой по земле.
Усвоив натянутость ног, изучают упражнения, развивающие выворотность и подвижность тазобедренного сустава. Это же упражнение изучается и в обратном направлении. Муз. р-р 4/4, 32 такта.
Исходное положение: 1 поз. ног, рука в подготовительном положении.
Препарасьон на 1 такт- рука открывается через 1 позицию во вторую.
4 такта – 2 ронд-де-жам-партер ан де ор.
4 такта – релевелян вперёд на 45гр., вернуть в 1 поз.
8 тактов – ронд-де-жам-партер, релевелян ан де ор.
4 такта – плие, деми-ронд до стороны, назад, ронд-де-жам-партер
вперёд, до стороны, в 1 поз.
4 такта – ан де дан, закрыть в 1 поз.
4 такта – правая рука из 2 поз. через подготовительное полож.,
1,3, во 2 поз., левая рука повторяет, голова анфас.
4 такта – проверить «лёгкую пятку».
Battement fondu это «тающее» движение. Принцип работы при сгибании и разгибании колена тот же, что и Demi-plié. Как только согнули колени до определённого уровня, начинаем их разгибание.. Муз. р-р 4/4, 16 тактов.
Исходное положение: 5 поз. ног, рука в подготовительном положении.
Препарасьон на 1 такт- рука открывается через 1 позицию во вторую.
3 такта – 3 батман-фондю на воздух.
1 такт – ронд до стороны.
8 тактов – повторить в сторону и назад, опустить в сторону на носок.
2 такт – в 5 поз. вперёд, рука из 2 поз. в 1-ую, плие.
2 такт – вытянуть колени, рука из 1 поз. во 2-ую.
Battement frappé в классическом танце — это удар стопой рабочей ноги по голеностопному суставу опорной ноги.Муз. р-р 2/4, 24 такта.
Исходное положение: 5 поз. ног, рука в подготовительном положении.
Препарасьон на 1 такт- нога открывается в сторону на воздух, рука открывается через 1 позицию во вторую.
6 тактов – 2 фраппе вперёд, 2 в сторону, 2 назад.
4 такта – 3 фраппе в сторону, пауза.
10 тактов – всё ан де дан.
1 такт – опустить в сторону на носок.
1 такт - плие в 5 поз., рука через подгот. полож. в 1 поз.
1 такт – подняться на полупальцы.
1 такт – опуститься, рука во 2 поз.
Релевелян, девлёпе. Муз.р-р 4/4, 16 тактов.
Исходное положение: 5 поз. ног, рука в подготовительном положении.
Препарасьон на 1 такт – рука открывается в сторону.
2 такта – релевелян на 90 гр., опустить в 5 поз.
2 такта – релевелян на 90 гр., через пассе-ретире перевести назад и опустить.
8 тактов – повторить ан де дан.
4 такта – 2 девлёпе в сторону, закрыть в 5 поз.
Гранд-батман. Муз. р-р 2/4, 16 тактов.
Исходное положение: 5 поз. ног, рука в подготовительном положении.
Препарасьон на 1 такт – рука открывается в сторону.
2 такта – 2 гранд-батман вперёд.
1 такт – батман-тандю, гранд-батман.
1 такт – на носок, в 5 поз.
2 такта – 2 гранд-батман в сторону.
2 такта – батман-тандю в сторону, рука в подгот.полож., плие по
2 поз., рука в 1 поз., закрыть в 5 поз. назад, рука во 2поз.
8 тактов – всё повторить ан де дан
Ронд-де-жам-анлер. Муз. р-р 4/4, 16 тактов.
Исходное положение: 5 поз. ног, рука в подготовительном положении.
Препарасьон на 1 такт – нога открывается в сторону на воздух, рука во 2 поз.
4 такта – 2 ронд-де-жам-анлер.
3 такта – опустить на носок, пурле-пье.
1 такт – поднять ногу на 45 гр.
8 тактов – всё повторить ан де дан.
Экзерсис на середине зала
Экзерсис на середине зала имеет такое же значение и развитие, как экзерсис у палки. Последовательность его в основном та же. На середине зала он значительно сложнее, так как следует сохранять выворотность ног и равновесие тела (особенно на полупальцах) без помощи палки. Правильное распределение центра тяжести потянутого корпуса на двух и на одной опорной ноге, ровные бедра и в особенности подтянутое и выворотное бедро работающей ноги-основные условия для овладения устойчивостью.
Работая перед зеркалом, не следует сосредотачивать внимание на какой-либо отдельной части тела,- необходимо охватывать взглядом всю фигуру, следя за правильностью формы и положением ног. Но кроме зрительного восприятия должно быть и ощущение всего тела, его собранности и подтянутости,экзерсис на середине класса идет в строго последовательном программном порядке и исполняется полностью. Во втором - в той же последовательности, что и у палки, но с добавлением к plie во всех позициях простейших developpes..
Основными движениями экзерсиса на середине зала, которые должны исполняться ежедневно, можно считать с battements tendus, jetes, fondus и большие battements. Rond de jambe par terre, rond de jambe en l ̀air и petit battement sur le cou-de-pied могут комбинироваться с основными движениями.
Повторение танцевальной комбинации.
Заключительная часть занятия:
Заключительная (итоговая) часть занятия включает в себя рефлексию (закрепление пройденного материала).
Давайте ребята теперь повторим, что же такое «Координация движений»? (ответы детей)
Как вы думаете, у нас получилось правильно исполнить движения танцевальной комбинации под музыкальное сопровождение?
Спасибо за занятие. До свидания. Поклон.
Используемая литература:
-
Громов Ю. И. Основы хореографии. Спб., 2005
-
Звездочкин В. А. Основы классики. Спб., 2005
-
Звездочкин В. А. Творчество Леонида Якобсона. Спб., 2005
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Развитие координации на занятии классическим танцем», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Педагогика (все классы). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.