Конспект урока «Пушкин и Любовь» по литературе
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением предметов
художественно-эстетического направления»
г. Рязани
Конспект урока
по литературе
Пушкин и Любовь
Учитель Комиссарова Л.В.
г. Рязань
Автор: Комиссарова Любовь Васильевна
Место работы: МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением предметов художественно-эстетического направления №11» г. Рязани.
Должность: учитель русского языка и литературы
Цели урока:
-
Показать богатство содержания, глубину мысли и художественное совершенство любовной лирики А.С.Пушкина.
-
Воспитание эстетического вкуса учащихся; эмоциональное воздействие с целью приобщения школьников к чтению лирических произведений А.С.Пушкина.
План урока:
-
Пушкин и Любовь (вступительное слово учителя).
-
«Женщины в жизни А.С.Пушкина» (монтаж-инсценировка).
-
Эволюция любовной лирики А.С.Пушкина (лингвостилистический анализ стихотворений Пушкина).
-
Подведение итогов урока.
Оборудование урока:
-
Стенд «Семья А.С.Пушкина».
-
Стенд «Музы Пушкина».
-
Стенд «Любовь в творчестве А.С.Пушкина».
-
Выставка «Пушкин и Любовь» (подборка книг, журналов на тему любви).
-
Плакат-конспект «Эволюция любовной лирики А.С.Пушкина».
6. Презентация “Пушкин и Любовь».
И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.
А.С.Пушкин
-
Оформление доски.
Пушкин и Любовь. Эпиграф Портрет А.С.Пушкина | План-конспект «Эволюция любовной лирики А.С.Пушкина» |
-
Запись на доске. Эволюция любовной лирики.
-
Богатство содержания, глубина мысли и художественное совершенство любовной лирики А.С.Пушкина.
-
Любовь как чувство идеальное, возвышенное, прекрасное в наивысшей силе его проявления (любовь юноши, любовь «человека возмужалого», любовь человека, умудренного жизнью В.Г.Белинский).
-
Любовь как «мимолетное влеченье».
-
«Лелеющая душу гуманность» как основа любви.
-
Любовь и чувства, ей сопутствующие: радость, печаль, робость, ревность.
-
-
-
План-конспект «Эволюция любовной лирики Пушкина».
-
Ранняя любовная лирика (1813 – 1820).
-
«Желание» (1816), «Певец» (1816), «К Морфею» и др.
-
Южная ссылка. Романтические порывы и настроения (1820 – 1824).
«Увы, зачем она блистает…» (1820); «Редеет облаков летучая гряда…» (1820); «Ночь» (1823).
-
«Душе настало пробужденье…» От романтизма к реализму (1824 – 1826).
«Сожженное письмо» (1825); «Я помню чудное мгновенье» (1825(; «Признание» (1826).
-
«И сердце вновь горит и любит…»: «Не пой, красавица, при мне…»; «На холмах Грузии…» (1829); «Я вас любил» (1829); «Что в имени тебе моем?» (1830); «Мадонна» (1830), «Красавица» (1832); «Я думал, сердце позабыло…» (1835) и др.
I. Пушкин и Любовь (вступительное слово учителя).
Сегодня у нас необычная тема: Пушкин и Любовь. Я не случайно остановилась на этих словах; нельзя говорить о Любви и Пушкине обычно, так как для самого поэта Любовь – не просто чувство, а сама жизнь.
Пушкин был первым у нас Поэтом Любви. Конечно, о Любви писали и до него и после. Но никто ни до, ни после Пушкина уже не создал в русской поэзии ничего подобного пушкинскому образу Любви, то есть полному ее образу. Любви – в момент ее рождения, в развитии, в становлении, в изжитости; любви в разнообразнейших состояниях и проявлениях: ревнивой и удовлетворенной, раздраженной и умиляющейся, по-земному страстной и почти неземно обожествляемой.
Наверное, у нас не было поэта так много, так полно, так разнообразно любившего. Любившего всегда, любившего постоянно. Любовь – это состояние поэта. Без Любви, вне Любви – Поэт жить не может. Обратимся к самому Пушкину:
…И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может… -
этим состоянием определяется его творчество, его жизнь. По сути, Пушкин пережил и представил весь возможный человеческий опыт Любви. Для того чтобы создать лирику Любви, которую он создал, Пушкин должен был любить так, как он любил, и столько, сколько он любил.
Звучит музыка Г. Свиридова. Иллюстрации к повести «Метель».
II. Женщины в жизни А.С.Пушкина.
(монтаж-инсценировка)
1. Сообщение ученицы на тему «Женщины в жизни Пушкина»
Пушкин с юности отличался пламенной влюбчивостью. Говорят, он был некрасив, но лицо его было выразительно и одушевленно. Ростом был мал, но тонок и сложен необыкновенно крепко и соразмерно. Женщинам Пушкин нравился: он бывал с ними необыкновенно увлекателен и внушил не одну страсть на своем веку. Но много ли мы знаем о женщинах, нравившихся Пушкину? «В жизни Пушкина, - писал Юрий Тынянов, - была любовь, необычайная по силе, длительности и влиянию на всю жизнь и им самим никогда неназванная». Эту любовь называли и «неназванной», и «безымянной», и «утаенной», и «северной…». Среди женщин, к которой якобы Пушкин пронес любовь через всю жизнь, называли Марию Голицыну, Наталью Кочубей, сестер Раевских, Амалию Ризнич, Елизавету Воронцову, Анну Оленину, Екатерину Ушакову… Список можно было бы продолжить…
С женщинами Пушкин не любил говорить о литературе, поэзии, но в литературе и поэзии постоянно касался до такого предмета, как женщина. Поэзия была конечным исходом его бесконечных встреч, увлечений, «Любовей». Впервые Любовь настигла Пушкина в конце 1815 года.
Цвет жизни сохнет от мучений!
Печально младость улетит,
Услышу старости угрозы,
Но я, любовью позабыт,
Моей любви забуду ль слезы!
Эти стихи посвящены Катеньке Бакуниной, сестре лицейского товарища. Юношеская чистая любовь явилась источником большого цикла – 22-х стихотворений, посвященных Екатерине Павловне Бакуниной, 20-летней фрейлине императрицы.
Сильнейшее впечатление произвели на Пушкина сестры Раевские: Екатерина, Елена, Софья, Мария.
(Далее ученицы представляют женщин, которыми был увлечен Пушкин. Девочки в бальных платьях. Класс представлен как литературная гостиная).
На фоне тихо звучащей музыки ученицы представляют женщин, с которыми было связано имя Пушкина.
2. Мария Николаевна Раевская (Волконская).
Я, Мария Раевская, познакомилась с А.С.Пушкиным в 1820 году. В это время он отправился в «южную ссылку», но в Екатеринославе он свалился в жестокой горячке. Мой отец, генерал Раевский, выхлопотал разрешение для поэта отправиться вместе с нами к морю. Многие впоследствии утверждали, что я «утаенная» любовь Пушкина.
Моя жизнь сложилась драматически. В начале 1825 года я стала женой будущего декабриста – Сергея Волконского, разделила с ним тяжелую участь – отправилась в сибирскую ссылку. Муж был осужден к 20-ти годам каторги. Чтобы отправиться вслед за ним, мне пришлось бороться не только с могущественной императорской властью, но и с родными, которые стремились не допустить моего отъезда. Сердце мое рвалось пополам: сына-младенца царь взять не разрешил, его пришлось оставить родителям, а со стариком отцом, которого любила беззаветно, прощалась навсегда.
Свое знакомство с Пушкиным вспоминала часто. Я почти точно знаю, что он был влюблен в меня. Да, как поэт, он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и девушек, с которыми встречался. Мне вспоминается, как во время нашего путешествия на Кавказ, завидев море, мы приказали остановиться, вышли из кареты и всей гурьбой бросились любоваться морем. Оно было покрыто волнами, и, не подозревая, что поэт шел за нами, я стала забавляться тем, что бегала за волной, а когда она настигала меня, убегала от нее; кончилось тем, что я промочила ноги. Понятно, я никому об этом не сказала и вернулась в карету. Пушкин нашел, что эта картинка была очень грациозна, и, поэтизируя детскую шалость, написал прелестные стихи:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами…
Мне было тогда 15 лет… Позднее я поняла, что в сущности он обожал только свою Музу и поэтизировал все, что видел.
Марии Волконской посвящены многие стихотворные строки: о ней Пушкин говорит в «Бахчисарайском фонтане», в «Евгении Онегине», «Полтаве», в стихотворении «Не пой, красавица, при мне…» и др. Шедевром любовной лирики является стихотворение «На холмах Грузии…»
Юноша читает стихотворение «На холмах Грузии»
3. Амалия Ризнич.
… А ложа, где красой блистая,
Негоциантка молодая,
Самолюбива и томна,
Толпой рабов окружена?...
Муж Амалии Ризнич – крупный коммерсант, был одновременно директором одесского театра.
Амалия Ризнич – высокая, стройная красавица с пламенными глазами, «с густою черною косою до колен» была, по одним сведениям, итальянка из Флоренции, по другим, - полуитальянка-полунемка с примесью еврейской крови, дочь венского банкира.
Любовь к Амалии Ризнич овладела сердцем Пушкина. Она давала ему минуты и восторга, и отчаяния. Мучительная, темным блеском горевшая любовь Пушкина к Амалии Ризнич, уехавшей в мае 1824 года из Одессы в Италию и умершей от чахотки после рождения ребенка, отразилась в стихах «Редеет облаков летучая гряда…», «Ночь», «Расставание», «Заклинание», «Для берегов Отчизны дальной…» (1830).
а) «Ночь» (1823) – читает юноша.
4. Анна Петровна Керн.
Я, Анна Керн, в девичестве Полторацкая. Впервые я увидела Пушкина в 1819 году в доме своей тетки Елизаветы Марковны Олениной и ее мужа, президента Академии художеств, директора Публичной библиотеки Алексея Николаевича Оленина. В гостиной Олениных собирались поэты, писатели, художники, актеры. Был там и Пушкин. Но его имя мне тогда ничего не говорило, стихов его я тогда еще не читала. Поэтому на страстные его взоры и на желание завладеть моим вниманием я не ответила. Но уже очень скоро я познакомилась с его стихами, они меня покорили. Теперь уже я стала искать возможности увидеть Пушкина. Но встреча наша состоялась несколько лет спустя, в 1825 году.
Я знала, что моя репутация не безупречна. Посудите сами. В 16 лет меня выдали, против моей воли, замуж за человека, который был в три с лишним раза старше меня, да еще с грубыми манерами, человека вспыльчивого и неуживчивого. Наш брак был решительно неудачным. В конце концов я решилась на разрыв с опостылевшим супругом и уехала вместе со своей дочкой Катенькой из Пскова, где мы тогда жили, в Петербург. Это был поступок нешуточный, нанесший сокрушительный удар по моей репутации. Но я об этом поступке никогда не жалела. А дружбу с А.Пушкиным, именно дружбу, чтобы ни говорили о моих отношениях с ним, я пронесла через всю мою жизнь.
Самой памятной была встреча с поэтом в 1825 году в Тригорском у моей тетки Прасковьи Александровны Осиповой. Свои чувства ко мне А.С.Пушкин выразил в стихотворении «Я помню чудное мгновенье». Я считаю, что мне и только мне посвящено это стихотворение…
Помню, я собиралась уезжать. Пушкин пришел рано утром и на прощанье принес мне экземпляр второй главы «Онегина». Среди листов я нашла вчетверо сложенный листок со стихами «Я помню чудное мгновенье»… Когда я собралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что промелькнуло у него в голове тогда, не знаю. Я сообщила эти стихи Дельвигу, который их тут же опубликовал.
Впоследствии Михаил Иванович сделал на них музыку, получившийся прекрасный романс посвятил моей дочери, в которую был влюблен.
а) исполнение романса «Я помню чудное мгновенье…»
б) исследование о стихотворении «Я помню чудное мгновенье».
Многие исследователи творчества А.С.Пушкина (среди них такие авторитеты, как Н.Н.Скатов, Д.Благой) считают, что это стихотворение не может быть посвящено А.Керн, так как увлечение ею было недолгим и неглубоким. Это стихотворение не только о любви к женщине; в нем соединилось все, что делает человека человеком в истинном смысле слова, что наделяет его творящей силой: «…И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь…» Это история души человеческой, вместившаяся в 24 строчки. И если встреча с Керн имеет какое-то значение для создания этого чуда, то разве что значение «первотолчка» - не более того.
Эти стихи не могут быть посвящены Керн и потому, что, при всей своей красоте и умению ценить красоту во всем, она никак не соответствует тому высокому образу, воплощенному в стихотворении:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Драгоценный образ «Гений чистой красоты» Пушкин позаимствовал отнюдь не из впечатления от А.П.Керн, а у Жуковского:
Ах, Не с нами обитает
Гений чистой красоты;
Лишь порой он навещает
Нас с небесной высоты…
… Он лишь в чистые мгновенья
Бытия бывает к нам
И приносит откровенья
Благотворные сердцам.
Это редкий поэтический алмаз. Пушкин же придал ему огранку: изобразил неизобразимое, явленное чудо, пролетевшее видение. Не случайно Белинский провел параллель между «гением чистой красоты» Пушкина и «Мадонной» Рафаэля. Нет, не образ конкретной женщины, а образ, родственный «Сикстинской Мадонне» запечатлел Пушкин. Белинский, созерцая в Дрездене «Сикстинскую мадонну», сразу назвал Пушкина: «Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения; при той же верности и строгости очертаний! Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре».
Можно с большой долей уверенности сказать, «мимолетное виденье», «гений чистой красоты» приобретает черты неземной женщины. Это образ, но еще более обобщенный и обогащенный, мы встретим не раз в творчестве А.С.Пушкина, например, в стихотворении «Жил на свете рыцарь бедный» возникает образ девы Марии, Матери господа Иисуса Христа, в которой воплотился «гений чистой красоты»; и, наконец, мадонной Пушкин назовет свою жену, Наталью Николаевну Гончарову, - «чистейшей прелести чистейший образец» - высшее проявление формулы «гений чистой красоты».
Но спасибо и Керн! Она была искрой, взметнувшей пламя гениального произведения.
5. Анна Алексеевна Оленина.
Я, Анна Алексеевна Оленина. Пушкин начал посещать наш дом в 1819 году, но тогда я была совсем девочкой, да и Пушкин не был еще великим. Увлечение Пушкина мною относится к 1928 году. В это время я была уже фрейлиной императрицы, и, как говорили, я считалась первой красавицей при Дворе, отличалась любовью ко всему изящному. Случилось так, что я почти стала невестой Пушкина, а в его мыслях – даже и женою. Я видела, как он на некоторых рукописях со стихами, посвященными мне, делал анаграммы – «Annete» и даже «Аnnete Pouschkin» - «Аннет Пушкина». Но свадьба не состоялась. Моя мать, Елизавета Марковна, решительно и резко отказала ему. Пушкин был не тем человеком, которого хотели видеть своим зятем мои родители. Во-первых, он – политически неблагонадежен, во-вторых, он был увлечен моей кузиной, Анной Керн, о чем нам было хорошо известно. Но был третий и главный мотив: Пушкин был в моих глазах вертопрахом, не имел никакого положения в обществе и, наконец, не был богат. Да я и недостаточно его любила, чтобы стать его женой.
Мне Пушкин посвятил самые лучшие свои стихи о Любви. Среди них и «Я вас любил», «Город пышный, город бедный…», «Что в имени тебе моем?», «Ты и вы».
Юноша читает стихотворение «Что в имени тебе моём?»
6. Екатерина Николаевна Ушакова.
Я, Екатерина Ушакова. Меня не часто упоминают среди женщин, которыми был увлечен А.С.Пушкин. А между тем наши отношения были серьезны. Я глубоко и искренне любила Пушкина, и было время, когда он отвечал мне взаимностью, даже подумывал о женитьбе. В нашем доме он был своим человеком, мы принимали его радушно, но мои родители никогда не смотрели на Пушкина как на подходящего, желанного жениха. Увлечение Пушкина мною то вспыхивало, то затухало. С 1826 по 1830 годы наши симпатии были взаимными и продолжались вплоть до его женитьбы. В начале 1830 года Пушкин пишет Вяземскому: «правда ли, что моя Гончарова выходит за Мещерского? Что делает Ушакова, моя же?»
Почему же свадьба не состоялась при взаимной симпатии? В Москве жила известная гадальщица. Пушкин не раз высказывал желание побывать у нее, но я отговаривала его. Но однажды, придя к нам, он сообщил, что был у этой гадальщицы, которая ему предсказала, что он умрет от своей жены… Могла ли я после этого выйти за него? Ведь я вынуждена была бы думать постоянно и опасаться и за себя, и за того, которого безгранично любила.
а) чтение стихотворения «Я вас узнал, о мой оракул…»
7. «Женщины в жизни Пушкина» (обобщение).
Увлечений было много, но стоит ли в этом упрекать Пушкина? Мы должны быть благодарны тому, что эти женщины были в его жизни, они вдохновляли поэта, они давали ему возможность Жить и Творить, ибо без Любви Пушкин не представлял себе Жизни. Они были музами поэта, и тем самым Пушкин обессмертил их в своих стихах.
8. Идалия Полетика.
А я, Идалия Полетика, ненавидела Пушкина и мстила ему до самой его смерти. Кто я такая и за что ненавидела Пушкина? Я – незаконная дочь графа Григория Александровича Строганова, родственника Гончаровых. Будучи русским посланником в Испании, влюбился в португалку графиню д´Эга, сошелся с нею и увез в Россию. Родилась я. После смерти жены, Строганов женился на моей матери, но меня не удочерил, я считалась «воспитанницей». Уже с детства у меня был самолюбивый характер. Я – женщина красивая, умная, но злобная и мстительная. В 1826 году вышла замуж за ротмистра кавалергардского полка А.М.Полетику. За что я мстила Пушкину?
Я была увлечена Пушкиным, но он не внял «моим сердечным излияниям, отнесся к ним насмешливо. Однажды я попросила поэта написать что-нибудь в альбом, правда, я не привыкла просить, я привыкла требовать, но Пушкин ответил, что он не мастер писать в альбомы. «Э, полноте, Пушкин, что вам стоит?» - упрекнула я его. Он вспыхнул, но согласился. На следующий день в моем салоне собрались гости, принесли альбом со стихами Пушкина. Каждый стих был лучезарен, что, казалось, брильянты сыпались по золоту, а каждый привет так ярок и ценен, как дивное ожерелье, нанизанное самой харитою в угоду красавице». Но через час один из гостей вновь прочитал стихотворение и невольно вскрикнул; «Боже, что это!?» Я быстро пробежала строки и швырнула альбом в другую комнату. В конце стихотворения Пушкин поставил дату: 1-е апреля!
Я затаила обиду: мне, одной из красивейших женщин Петербурга, Пушкин не посвятил ни одного стихотворения, ни одной строчки! Зато ничем не примечательной Олениной щедро посвящал стихи. Разве можно это простить?
Но вот подвернулся случай отомстить за нанесенные мне оскорбления. Я видела, что Дантес ухаживал за Натали Пушкиной, а Пушкина это ужасно злило. Тогда я подстроила свидание Натали и Дантеса в своей квартире. Натали приходилась мне троюродной сестрой. Воспользовавшись этим обстоятельством, я пригласила к себе ее. Приехав в мою квартиру, она нашла там не меня, а Дантеса. Возмущенная Натали тут же уехала, но и этих нескольких минут хватило, чтобы оскорбить Пушкина.
До конца своей жизни я ненавидела поэта Пушкина. И когда в старости жила в Одессе, где собирались поставить ему памятник, хотела поехать к нему, чтобы плюнуть на него.
Юноша. Пушкин ненавидел надменных женщин, к которым, несомненно, относилась Идалия Полетика. О таких, как она, он писал в «Евгении Онегине»:
Когда блистательная дама
Мне свой in cvarto подает,
И дрожь, и злость меня берет,
И шевелится эпиграмма
Во глубине моей души,
А мадригалы им пиши!
Звучит музыка.
III. Пушкин и Гончарова.
Конец 1828 года. Танцмейстер Иогель давал бал. И здесь Пушкин увидел юную красавицу. «Ей только минуло 16 лет, когда они впервые встретились на балу в Москве. В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической царственной красотой. Александр Сергеевич не мог оторвать от нее глаз, испытав на себе натиск чувства, окрещенного любовью с первого взгляда… При первом знакомстве его знаменитость, властность, присущие гению, не то что сконфузили, а как-то придавили ее. Она стыдливо отвечала на восторженные фразы, но эта врожденная скромность, столь редкая спутница торжествующей красоты, только возвысила ее в глазах влюбленного поэта».
Звали девушку Наталия Николаевна, Натали. И впервые в жизни, по его признанию, Александр Сергеевич Пушкин был робок. Вскоре он сделал предложение. В ответ полуотказ – полусогласие. Но Пушкин не отступил: мечта о счастье с этой девушкой, такой спокойной, такой нежной, умиротворенной, кружила голову.
Около двух лет тянулась мучительная для поэта история сватовства. И вот, наконец, 18 февраля 1831 года они обвенчались. Жизнь поэта озарилась счастьем.
Интерес к жене Пушкина не ослабевает. Один из самых напряженных споров, ведущихся вокруг Пушкина – это спор о Наталии Николаевне. Ее обвиняют и оправдывают, упрекают и защищают, ищут в ней то погубительницу, то ангела-хранителя. Где же можно найти истину о жене поэта? В его письмах.
Юноша. «С твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю я еще более твоего лица» (21 августа 1833г.).
«Конечно, друг мой, кроме тебя в жизни моей утешения нет – и жить с тобою в разлуке так же глупо, как и тяжело» (30 июня 1830г.).
«Я женат – и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось, лучшего не дождусь» (Пушкин – Плетневу, 24 февраля 1831г.).
«Я люблю мою Гончарову Наташу… Прощай, красавица моя, кумир мой, прекрасное мое сокровище, когда же я тебя опять увижу?» (2 сентября 1833г.).
«Милый мой ангел!.. Скучно жить без тебя… Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив… Зависимость жизни семейственной делает человека более нравственным…» (8 июня 1834г.).
Письма Пушкина жене не обожествление неземной красоты, а проявление того, что поэт таил от посторонних глаз, проявление любви семейной, счастье мужа и отца. Из писем Пушкина жене мы узнаем, что успехи Наталии Николаевны в свете волнуют, интересуют Пушкина, но не раздражают, напротив, он гордится «своей красавицей», он не гневится, а только боится, чтобы она не сделала ложного шага, боится не за себя, а за нее. Из писем мы узнаем о Наталии Николаевне как женщине, наделенной душевной щедростью, заботливой и деловой. Из писем видно, что со своей женой Пушкин обсуждает и материальные дела, и литературные, и общественные, а уже семейные тем более.
Мнение о Наталии Николаевне как о пустой светской красавице не выдерживает проверки письмами самого Пушкина, напротив, они высвечивают самые разнообразные грани ее характера и интересов.
Заключительное слово учителя
Да, Наталия Николаевна была молода, была прекрасна и бесконечно радовала, чаровала Пушкина своей молодостью и красотой. Да, как он и хотел, она блистала в той сфере, где была к этому призвана. Она очень любила балы, наряды, любила пококетничать со своими многочисленными поклонниками. Глубочайше потрясенная смертью мужа, она сама горько каялась в этом.
Но – мать четверых детей поэта – она давала ему то высокое и вместе с тем простое, доброе, человеческое счастье, в котором он так нуждался.
В истории трагической гибели Пушкина она была не виновницей, а жертвой тех дьявольских махинаций, тех адских козней, которыми был опутан и сам поэт. О ней, о ее будущей судьбе были последние помыслы и последние заботы умирающего Пушкина: «Жена моя – ангел».
И никто не должен, не смеет не только бросить, но и поднять на нее камень… (По Д.Благому).
Ю.Друнина
И просто ли испить такую чашу –
Подругой гения вдруг стать в осьмнадцать лет?
Наталья Николаевна, Наташа,
И после смерти вам покоя нет.
Была прекрасна – виновата значит,
Такое ясно каждому, как день.
И негодуют, сетуют, судачат,
И судят-рядят все, кому не лень.
А просто ли испить такую чашу?
И так ли весело и гладко шли
Дела у той, что сестры звали «Таша»,
А мы – великосветски – «Натали»?
Поэта носит по степям и хатам,
Он у Емельки Пугача «в плену»,
Лишь спрашивает в письмах грубовато,
По-русски, по-рассейски: «Ты брюхата?»
Свою великосветскую жену.
И на дворе на постоялом где-то
Строчит ей снова: «Не зови, постой!»
И тянутся прелестницы к поэту,
И сам он, как известно, не святой…
Да, торопила – скоро роды снова.
Да, ревновала и звала домой,
Что этой девочке до Пугачева,
Когда порой хоть в петлю лезть самой?
Коль не любила бы – не ревновала.
В нее влюблялись? В том дурного нет.
А если льстило быть «царицей бала» –
Вот криминал – в осьмнадцать, двадцать лет!
Бледна, тонка, застенчива – мадонна,
Как будто бы сошедшая с креста…
А сплетни, анонимки – все «законно»:
Всегда их привлекала красота.
Но повторять наветы нам негоже,
Забыли мы, что, уходя с земли,
Поэт просил Наташу не тревожить –
Оставим же в покое… Натали!
III. Любовь в прозе А.С.Пушкина.
Образ Любви раскрывается не только в лирике, но и в прозе. Каковы же идеалы Пушкина в Любви?
1. Сообщение ученика.
Если я слышу о чести, благородстве и верной любви, возникают образы Петра Гринева и Маши Мироновой. История любви Маши и Гринева – одна из главных линий романа «Капитанская дочка». Гринев готов отдать жизнь ради спасения Маши (это самопожертвование во имя Любви; когда любишь – не жаль жизни). На суде Гринев даже не упоминает имени Маши, чтобы не запятнать ее честь, хотя Маша – его единственный способ оправдаться: это желание обречь и уберечь – во имя Любви.
А Маша, кроткая, робкая, застенчивая, становится сильной и смелой, спасая своего любимого. Любовь придает человеку силы. Маша верна своему избраннику. Именно с ней связаны пушкинские идеалы Любви: Дом, Семья, Дети.
2. Сообщение ученика.
Сам Пушкин настоящими героями романа «Дубровский» назвал Владимира Дубровского и Машу Троекурову. Значит, это повесть о Любви, об облагораживающей Любви. Полюбив Машу Троекурову, Дубровский отказывается от мести злейшему врагу, погубившему семью: «Я ему простил… Я понял, что дом, где обитаете Вы, священен, что ни единое существо, связанное с Вами узами крови, не подлежит моему проклятию…»
С Машей Пушкин связывает свои идеалы дома и чести женщины. Ненавидя князя Верейского, она отказывается после венчания от предложения Дубровского: «Вы свободны…»
- Поздно. Я жена князя Верейского. Я дала клятву.
Любовь, Долг, Честь, Верность – вот нравственные идеалы Пушкина, питающие и обогащающие друг друга.
3. Сообщение ученика.
Пушкин – не только непревзойденный поэт, но и великий прозаик. Его проза отличается разнообразием сюжетов и тем. Но главной темой всегда является Любовь, так как Любовь – это состояние души Пушкина, а в свои произведения он всегда вкладывал душу. Период написания прозаических произведений относится к 30-м годам XIX в.
Когда на душе было тревожно, он особенно томился по счастью. И «счастливые» финалы его произведений («Капитанская дочка», «Метель», «Барышня-крестьянка») были в этих условиях чем-то вроде художественного выражения его личной человеческой жажды счастья и любви.
У Пушкина не бывает любви с первого взгляда. Она зарождается в сердцах героев постепенно, но потом все более разгорается и «поселяется» в них навечно. Герои повестей молоды, и поначалу кажутся нам наивными и легкомысленными. Героиня, как правило, - «…стройная семнадцатилетняя девица», единственное и, следовательно, избалованное дитя, выросшее на французских романах. Герой – молодой человек, обычно служащий в армии. Так они живут, не подозревая о существовании друг друга, но их сердца жаждут любви. Поначалу любовь героев нежная и ранимая. Кажется, счастье будет длиться вечно, но жизнь ставит перед ними множество препятствий. Первое – это их сословное и социальное неравенство. Она – богата, он – беден… Но они искренни в своих чувствах, что пренебрегают всеми материальными благами, преодолевают даже вражду своих семейств.
Любовь – самозабвенное, но не слепое чувство. Для влюбленных существуют еще и Долг, и обязанность. «Но я другому отдана и буду век ему верна», - так говорит героиня, выданная замуж за другого. Семья – основа основ, семья – это святое. «Брак – священная форма Любви», - говорил сам Пушкин. В прозе Пушкина Любовь представляется не только как чувство, поглотившее героев, но и как нравственный идеал – основа Дома, Семьи, Жизни.
2-ой урок, продолжение. Эволюция любовной лирики А.С. Пушкина. Анализ стихотворений.
I. Вступительное слово учителя.
О любовных увлечениях Пушкина еще и поныне ходят легенды, достоверность которых пристальные исследователи подвергают сомнению. Но всегда полезно составить собственное мнение по наиболее достоверным источникам: такие источники есть, они вполне доступны: это стихотворения Пушкина.
«Творения истинной поэзии, как бы они не отражали мир, никогда не лгут – они выражают высочайшую правду настроений, помыслов, убеждений, они рисуют правдивый портрет автора даже и тогда, когда он вовсе об этом не подозревает» (Н.М.Карамзин).
Давайте и мы с вами возьмем несколько лирических стихотворений А.С.Пушкина и попробуем представить себе главные, определяющие черты того чувства, что так властно охватывало поэта. Давайте посмотрим, как вместе с Пушкиным росла, жила, преображалась, «воспитывалась» Любовь. Давайте посмотрим, какие этапы эволюции прошла его Любовь.
В пушкинскую поэзию Любовь вошла почти с первым стихотворением. Вся поэзия Любви Пушкина – отрока, Пушкина – юноши – это лирика физической страстности, но не духовной страсти. В одном из первых же своих лицейских стихотворений 1813 года «К Наталье» отрок – мужчина признался:
Так, Наталья! Признаюся,
Я тобою полонен,
В первый раз еще, стыжуся,
В женски прелести влюблен!
Собственно, такой влюбленностью в «женские прелести» определяется вся лирика отроческой и юношеской поры, которую условно можно назвать любовной. Это лирика, прошедшая путь от первых полудетских желаний и порывов до нарастающей и, наконец, открытой чувственности. Это лирика скорых увлечений, преходящих настроений и мадригальных стихов. Общий тон отразился в строчках:
Не спрашивай, зачем душой остылой
Я разлюбил веселую любовь.
И никого не называю милой –
Кто раз любил, уж не полюбит вновь…
Себя же юный поэт называет «страдальцем чувственной любви».
1. Обратимся к раннему, лицейскому, стихотворению Пушкина «Желание» (1816г.).
а) чтение стихотворения учителем.
б) элементы анализа стихотворения по вопросам:
-
Определите настроение стихотворения. Как оно выражается? (Настроение тоски, томления, разочарования; словесное выражение: многочисленные эпитеты «в унылом сердце», «горести несчастливой любви», «горькое наслажденье» (оксюморон) и др.; метафоры и т.д.)
-
Определите чувства лирического героя. Способ выражения.
-
Определите главный мотив стихотворения.
-
Почему оно названо «Желание»?
Вывод: В этом стихотворении Любовь проявляется как одухотворенное страдание. Этот мотив сопровождается настроениями тоски, томления, разочарования, что характерно для любовной лирики раннего периода. В раннем творчестве нередко встретим такие определения любви, как: «злые страсти», «напрасная любовь», «мрачная любовь», «любовь, отрава наших дней…» и т.д.
Но пройдет совсем немного времени, чтобы вновь полюбилась «веселая любовь». Подлинно любовная лирика, лично одухотворенная, возникает у Пушкина в романтической молодости (обращение к записям на доске).
В период «южной ссылки» Любовь начинает звучать как слияние со стихией жизни, природы; Любовь уподобляется вдохновению творчества. Лирика этого периода открывает Любовь как неискоренимое никакими обстоятельствами чувство, как неотъемлемую стихию человеческого сердца.
2. Чтение стихотворения «Сожженное письмо» (1825г.)
Это стихотворение посвящено Елизавете Ксаверьевне Воронцовой, сильнейшее увлечение которой Пушкин пережил, находясь в Одессе. Она была женой генерала Воронцова, под «надзором» которого некоторое время находился поэт. Переписка Пушкина и Воронцовой продолжалась и тогда, когда поэт находился уже в другой ссылке – в Михайловском. В последнем письме к поэту Е.К.Воронцова попросила сжечь ее письма.
-
Почему стихотворение так названо?
(Поэт сжигает не просто письмо, он «сжигает» свое чувство, прощается с тем, что было дорого: «Радости мои», «пепел милый», «отрада бедная». Письмо – всего лишь предмет, но и в то же время вещественное содержание любви).
-
Проследите по тексту стихотворения, чем является для лирического героя это письмо? Как он еще определяет его для себя?
Письмо любви… 1. И образное название письма
…радости мои… 2. И мир ощущений, содержащихся в письме.
…письмо любви…
…темные листы…. Здесь раскрывается мир чувств лирического
…легкий пепел… героя, его душевное волнение.
…пепел милый…
…отрада бедная…
-
Обратимся к синтаксису и пунктуации стихотворения, которые играют здесь существенную роль в раскрытии чувств лирического героя. Какой синтаксический компонент доминирует в стихотворении? (Распространенные обращения).
-
Что особенного вы заметили в этих обращениях? (обращение не к человеку, а к письму. Это подчеркивает, как дорожит им поэт).
-
Какие особенности пунктуации вы здесь увидели? (Многочисленные многоточия; восклицательные знаки, после которых слова начинаются с маленькой буквы, значит восклицательный знак призван подчеркнуть или заострить то или иное чувство лирического героя).
-
Что скрывается за многоточиями? (Многоточия прерывают предложения, находятся внутри строки, порой поэт употребляет многоточие после каждого слова: «Минуту!… вспыхнули… пылают…». Оно передает сильнейшее душевное волнение, охватившее лирического героя).
-
Почти в каждой строке восклицательный знак подчеркивает какое-либо чувство лирического героя, а в четырех последних строчках нет ни одного восклицательного знака. Почему? (Наверное, это уже смирение. Если вначале лирический герой еще протестует против своего же поступка, то далее уже смирение. Кроме того, лирическому герою трудно и больно от переполнивших его чувств: «Грудь моя стеснилась». Ему трудно говорить).
Мы убеждаемся в том, что знаки препинания имеют большое значение в понимании идеи стихотворения.
- А как изменился лирический герой?
Выводы: «Сожженное письмо» – это символ – прощание с прежними чувствами, увлечениями, чувственными радостями и впечатлениями. Наступает новый этап в жизни лирического героя и в жизни поэта, наступает пора зрелости. Но с тем, что было, трудно расстаться; много было пережито, прочувствовано. Отречение от любви дается лирическому герою нелегко, его охватывает глубокое душевное волнение, что проявилось в синтаксисе (пунктуации) этого стихотворения. Предложения простые, прерывистые, незаконченные, недоговоренные, недосказанные… Это один из излюбленных приемов Пушкина. В его рукописях многоточия не просто три точки, точек может быть и 4, и 5, и 8, и даже 20.
Но письмо сожжено – прошлого не вернуть: «темные свернулися листы»… (Чтобы не нарушать ритма, автор прибегает к инверсии).
Но прошлое можно и должно помнить, прошлое питает настоящее и будущее, обогащает опытом, делает духовно и душевно богаче.
Как изменился и сам поэт? После Михайловского мы видим, как возмужал Пушкин, как «повзрослела» его Любовь.
В стихотворении «Я вас любил…» мы видим «человека возмужалого», мудрого, обогащенного.
3. Чтение стихотворения «Я вас любил…» (1829г.)
а) Анализ стихотворения.
-
На какие выразительные средства вы обратили внимание? Какую роль они играют? (Инверсия, усиливает выразительность).
-
Есть ли другие выразительные средства? (Нет).
-
В стихотворении нет ни эпитетов, ни сравнений, ни метафор. Так за счет чего достигается такая потрясающая глубина и одновременно легкость стихотворения? (За счет ритма, рифмы, музыкальности, смысла).
Рассмотрим ритмический рисунок этого стихотворения.
- Что такое ритм? (Ритм – упорядоченное чередование каких-либо однородных явлений: слогов, звуков, слов и т.д.).
Запись на доске:
Кол-во слогов | Кол-во согласных звуков | ||
1 | Я вас любил: любовь еще быть может | 11 | 16(14+2-й) |
2 | В душе моей угасла не совсем; | 10 | 13 (12+1-й) |
3 | Но пусть она вас больше не тревожит; | 11 | 16 |
4 | Я не хочу печалить вас ничем. | 10 | 13(12+1-й) |
5 | Я вас любил безмолвно, безнадежно, | 11 | |
6 | То робостью, то ревностью томим; | 10 | |
7 | Я вас любил так искренно, так нежно, | 11 | |
8 | Как дай вам Бог любимой быть другим. | 10 | |
Что значит ритм? И ударения, и количество слогов и звуков, и даже способ чтения. Мы убедились, что ритм – один из важнейших факторов, влияющих на восприятие стихотворения + инверсия. Поражает музыкальность этого стихотворения.
В своем определении поэзии Пушкин не только средствами слов-мыслей называет ее основные элементы, но и чувственно-слышимо сливает их в некое музыкальное единство. И это – один из приемов Пушкина. Музыкальный строй стихов, гармоническая уравновешенность, ритмическое чередование звуков: гласных и согласных – дает возможность им выполнить свои функции: гласные – музыкальные, ритмообразующие, интонационное начало стиха; согласные – скрепляют гласные в слова – все здесь Музыка. Движению поэтических мыслей-образов сопутствует течение музыкально окрашенных звуков – создается тончайшая вязь, кружево, узор. Союз мыслей и звуков – одна из главных особенностей лирики Пушкина, о которой не раз говорил он сам:
Из наслаждений жизни
Одной Любви Музыка уступает;
Но и Любовь Мелодия…
А.С.Пушкин «Каменный гость».
Но обратимся к стихотворению еще раз.
Все стихотворение состоит из слов самых обыкновенных. Но «в нем та же трогающая душу гуманность. Та же артистическая прелесть» (Белинский), что и в других интимных стихах поэта. Кажущаяся простота стиха обманчива: оно построено по определенному принципу: трижды лирический герой повторяет: «Я вас любил…» – это выражение составляет и композиционную и смысловую основу стихотворения.
-
Рассмотрите композицию стихотворения. Что вы можете сказать о его построении? (Если внимательно вчитаться в стихотворение, то можно увидеть, что оно распадается на три отрезка, в каждом из которых выражение «Я вас любил…», сохраняя общее значение, приобретает новые смысловые детали).
-
Какой смысл заключен в словах «Я вас любил…» в 1-ом отрезке? (В 1-ом отрезке глагол прошедшего времени «любил» не означает, однако, исчезнувшего чувства; любовь еще жива).
-
Что означают эти слова во 2-ом отрезке? (Во 2-ом отрезке этот же глагол «любил» раскрывает качественную сторону чувства любви, указывая на многогранность сопутствующих ему переживаний: безнадежность, робость, ревность).
-
И, наконец, что означают эти слова в 3-ем отрезке? (В 3-ем отрезке слово «любил» выражает новый смысл: любил и теперь любит; только искренно и нежно любящий может выразить желание: «…дай вам бог любимой быть другим», может молиться за счастье любимой женщины).
-
За счет чего создается целостность стихотворения? (Целостность стихотворения достигается интонационно-мелодическим ритмом, постепенным нарастанием интонационно-мелодического подъема).
-
Обратимся к синтаксису стихотворения. Какую синтаксическую конструкцию представляет собой 1-ый отрезок? (сложное предложение, состоящее из 4-х равноправных простых предложений, поэтому его надо произносить на параллельных нисходящих мелодиях).
-
Что представляет собой 2-ой отрезок? (простое предложение с четырьмя однородными членами: две пары однородных членов: 1-я – «безмолвно, безнадежно», 2-я – «то робостью, то ревностью…» Чтение требует мелодического перелома, убыстрения темпа, большего накала, волнения).
-
Что представляет собой 3-й отрезок? (сложноподчиненное предложение с придаточным в конце. В главном предложении: «я вас любил так искренно, так нежно…» – при произнесении продолжается мелодический подъем, начатый во 2-м отрезке. На слове «нежно» голос достигает самой высокой ноты. Затем – «мелодический перелом», и на мелодическом падении читается последняя строка. Каждое слово здесь равнозначно и произносится медленно, но очень чувственно).
-
Какие изменения вы увидели в лирическом герое? (лирический герой готов на самопожертвование ради счастья любимой женщины.)
-
Стихотворение читается еще раз (дети воспринимают его уже иначе).
Выводы: Может быть, один из главных секретов пушкинского обаяния как раз в том, что вся его поэзия, становясь сюжетом, остается событием биографии, и все у него – история, и все пропитано живым теплом его личности.
Вы, вероятно, почувствовали, что в восьми напоенных любовью строчках стихотворениях «Я вас любил» заключена целая история возвышенного, пламенного, исключительного по своей самоотверженности и благородству любовного чувства.
Кажется, что уже невозможно полнее и возвышеннее выразить Любовь. Однако любовь к Наталье Николаевне Гончаровой стала предметом большого и серьезного, пылкого и возвышенного чувства, с которым он связывал надежды на новый, преображенный ею этап своей жизни. Это подтверждается не только биографическими, но и стихотворными лирическими признаниями последних лет. В 1830 году Пушкин слагает в сонетной форме посвященное невесте стихотворение «Мадонна».
4. Чтение стихотворения «Мадонна».
-
Кто такая Мадонна? Откуда взят этот образ? (мадонна (ит.) – католическое обращение к Пресвятой Богородице. Пушкин, скорее всего, имел в виду образ не только библейский, но и образ, взятый из произведений живописи эпохи Возрождения (Рафаэль «Сикстинская мадонна»).
-
Как изображалась Мадонна? (обращение к репродукциям с картин Рафаэля). Мадонна изображалась с младенцем на руках).
-
Что символизирует Мадонна на художественных полотнах в религии католиков и в Библии? (В религии Мадонна – символ святости и Божественной предначертанности судьбы; на художественных полотнах – это уже не просто Богоматерь, а женщина – мать, вполне реальная женщина).
-
Почему этот образ появляется у Пушкина? (Он сопоставляет свою возлюбленную с Мадонной – Пречистой Богородицей. Именно с Ней, о чем свидетельствует такая деталь: «…под пальмою Сиона». Сион – холм в Иерусалиме, где, по преданию, располагался храм Бога-Отца).
-
Что значит это сопоставление Пречистой Богородицы и возлюбленной поэта? (Пушкин возводит Любовь, Материнство на уровень святости. И в этом нет никакого кощунства и оскорбления божества. Поэт глубокому и страстному личному чувству придает широчайшее обобщающее значение. И все прежние представления Пушкина о Любви, о женщине слились и достигли высоты в Мадонне, пушкинском идеале.
-
Обратимся к лексическому строю стихотворения. Проанализируйте, какая лексика преобладает в нем? (Творец, Пречистая, ниспослал, внимая, обитель и т.д. Старославянизмы придают стихотворению возвышенный, божественный смысл. Обращается внимание на повтор в последней строке).
-
Почему Пушкин для выражения своих чувств избирает сонет? (Сонет – стихотворная форма, «изобретённая» в эпоху Возрождения. Главная тема этой эпохи – обожествление человека (антропоморфность). Богородица – излюбленный образ искусства эпохи Возрождения. Сонетная форма только подчеркивает высокий божественный смысл стихотворения).
-
Каким предстает лирический герой стихотворения? (Лирический герой возмужал. Он умудрен жизненным опытом, возводит любовь в ореол святости).
-
Как меняется восприятие лирическим героем Любви?
Заключительное слово учителя.
Сегодня мы попытались всего лишь соприкоснуться со сложным внутренним миром поэта, попытались уловить прекрасные мгновенья его любящей души, жизни его сердца, которое «не может не любить»:
… И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
Рассматривая стихотворения Пушкина, мы попытались увидеть богатство содержания, глубину мысли, художественное совершенство его любовной лирики.
Мы постарались проследить, какие этапы эволюции прошла его Любовь, его любовная поэзия: любовь юноши, любовь «человека возмужалого», любовь человека, умудренного жизнью.
Мы увидели Любовь в разнообразнейших проявлениях и образах: любовь как чувство идеальное , возвышенное, прекрасное в наивысшей силе его проявления; любовь как мимолетное виденье, любовь с сопутствующими ей чувствами: радостью, печалью, робостью, ревностью.
Нельзя не почувствовать того нравственного потенциала, заложенного в стихотворениях о Любви. «Лелеющая душу гуманность» – основа Любви.
«Любви нет счастья боле в мире:
Люби – и пой ее на лире…»
Автор: Комиссарова Любовь Васильевна
Место работы: МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением предметов художественно-эстетического направления №11» г. Рязани.
Должность: учитель русского языка и литературы
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Пушкин и Любовь», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.