- Парадоксы в искусстве: опыт анализа художественного произведения

Конспект урока «Парадоксы в искусстве: опыт анализа художественного произведения» по литературе для 9 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2»













Конкурс «Учитель года»



Урок литературы

Тема: «Парадоксы в искусстве: опыт анализа художественного произведения»

9 класс













Учитель: Ершова Любовь Владимировна

Торжок

2013 г.









Дата проведения урока: 26.10.2013 г.

Класс: 9 «А»

Количество учащихся: 25 человек

Тема: «Парадоксы в искусстве: опыт анализа художественного произведения»

В системе планирования уроков литературы в курсе 9 класса это занятие было проведено перед изучением творчества А.С.Пушкина, а именно романа в стихах «Евгений Онегин»

Цель урока: формирование опыта внимательного чтения и анализа художественного произведения

Задачи:

  1. формирование грамотного читателя;

  2. развитие навыка видения особенностей художественных текстов, восприятия и понимания литературного произведения;

  3. развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию;

  4. совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста;

  5. работа с литературными понятиями;

  6. развитие навыков конспектирования, ведения записей в тетради;



Формы организации учебного процесса:

Анализ художественных произведений; чтение наизусть.

Фронтальная, индивидуальная работа при изучении материала.

Подготовка устных выступлений по заданной теме.

Использование мультимедийного оборудования на уроке.



Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • проблемное изложение;

  • частично-поисковый;

  • исследовательский







Формы текущего и итогового контроля



  • - выразительное чтение, в том числе и наизусть,

  • - развернутый ответ на вопрос,

  • - анализ эпизода, комментирование художественного текста,

  • - анализ отрывка стихотворения,

  • - конспектирование

  • - сообщение на историко-литературную тему



Планируемые предметные результаты урока:

Предметные знания и умения

  • Содержание изучаемых в течение учебного года художественных произведений

  • Конкретно-историческое и общечеловеческое значение характеров главных действующих лиц изученных произведений

  • Характерные особенности индивидуального стиля писателя

  • Изученные литературные термины и понятия



Метапредметные знания и умения

  • умение подготовить сообщение по предложенной теме и выступить перед аудиторией;

  • умение составить план, конспект, подготовить тезисы предложенного материала.

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, Интернет-ресурсы и др. базы данных;



Сформированные компетентности

Литературоведческая:

  • понимание темы, основной мысли произведения;

  • качественное построение связного текста рассуждения;

  • проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения


Коммуникативная:

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;

  • готовность к межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.







Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

Добрый день, друзья мои. Напоминаю вам, что в курсе литературы 9-го класса мы познакомились с творчеством предшественников А.С. Пушкина. А впереди – очень сложная и интересная задача – изучение романа в стихах «Евгений Онегин», произведения, в котором много загадок. Чтобы научиться их решать, я предлагаю вам на уроке приобрести опыт анализа художественных текстов.

Сегодня нас с вами ожидает очень интересное занятие на стыке русского языка, литературы и искусства. Поскольку у вас были предварительные домашние задания, я думаю, вы согласитесь с таким планом занятия: нам предстоит пройти 5 ступеней к тому выводу, который мы сделаем сегодня на уроке.



«Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю…»,- сказал А.С. Пушкин.



Подумайте, пожалуйста, в чем парадокс этого высказывания?

Планируемый результат: в ходе размышлений над вопросом учащиеся должны прийти к следующей мысли: парадокс в том, что А.С. Пушкин создал литературный язык, который не подразумевает ошибок. А в этом отрывке поэт говорит об ошибках, замечает, что они сообщают языку особую прелесть. Обсуждение 5 минут.



  1. Введение в тему урока, актуализация знаний

Скажите, когда в языке, в литературе появляются ошибки?

Планируемый результат: в ходе размышлений над вопросом и обсуждения мнений учащиеся должны прийти к следующей мысли: они появляются, когда нарушается НОРМА. Обсуждение 2 минуты.





Давайте вспомним, что такое языковая норма!

  1. Индивидуальное домашнее задание №1. Учащаяся подготовила языковедческий материал по предложенной теме, используя информационные источники разных видов

Ученица работает у доски, зачитывает материал про языковую норму, предлагает ребятам сделать записи в тетрадях.

Языковая норма – это совокупность правил употребления языковых средств. Норма неразрывно связана с понятием литературного языка, который иначе называют нормированным.

Языковые нормы объективно складываются в процессе языковой практики культурных людей. Нормы исторически изменчивы, но меняются они медленно. В развитых литературных языках норма остается стабильной на протяжении многих десятилетий.

Если бы нормы не было, литературный язык не смог бы существовать. Литературная речь смешалась бы с потоками диалектической речи, просторечия. А это значит, что утратилась бы основная функция литературного языка – культурная.

Это, конечно, фантастическая картина. Но она ярко показывает роль литературного языка в культурной жизни общества, значение нормы в языке.

Владея нормой, то есть умея правильно выбирать и употреблять средства языка, носитель литературного языка может позволить себе сознательное отступление от нее, то есть языковую игру. Этим человек обращает внимание на предмет речи или передает свое эмоциональное состояние.

Нормы языка – это великое благо: они сохраняют литературный язык, тонко разграничивают его средства в зависимости от целей общения.



Языковая норма

После того, как класс справится с заданием, учащаяся переворачивает карточку №1 , ставит на ней знак, означающий выполненную работу.





Конспектирование 7 минут.



Учитель: Напоминаю вам: мы доказываем, что в языке и литературе существуют парадоксы.

Скажите, какой самый хороший способ доказать любое утверждение?

Планируемый результат: в ходе обсуждения учащиеся должны прийти к выводу, что любое утверждение доказывается с помощью примеров.

Обсуждение 2 минуты.



Мы с вами переходим к примерам. И это наше следующее домашнее задание.



IV. Индивидуальное домашнее задание №2. Учащаяся получила задание по книге Д.С.Лихачёва «Земля родная» Воспоминания филолога о работе в семинаре Л.В.Щербы

Работа ученицы у доски.

«В качестве интересного примера я приведу отрывок из воспоминаний выдающегося русского филолога Д.С. Лихачёва»

Учитель: (работа со слайдом №1). Я предлагаю вам вспомнить наши уроки литературы в 7 классе и книгу Д.С. Лихачёва «Земля родная».



Выступление ученицы: хочу обратить ваше внимание, что Лихачёв был инициатором создания историко-этнографического музея у нас в Торжке. Но расскажу я вам не об этом.

В книге «Земля родная» Лихачев вспоминает свои студенческие годы и то, как он посещал семинары «медленного чтения» Льва Владимировича Щербы, где они разбирали и «Медного всадника» А.С. Пушкина в том числе. Только назывались тогда эти занятия СЕМИНАРИИ.

Писатель рассказывает удивительную вещь: за целый год они успевали разобрать всего лишь несколько строк из «Медного всадника».

Выступление 5 минут.



Учитель: Давайте вспомним поэму «Медный всадник.

Планируемый результат: в ходе обсуждения учащиеся воспроизводят события изученной поэмы. Они должны вспомнить, что рассказывается о наводнении, которое было на самом деле в Петербурге. Вспомнить главного героя – Евгения, и фактические события его жизни, которые становятся предметом содержания поэмы Пушкина

Учитель: Сюжет кратко мы вспомнили. А какова основная мысль произведения? Только ли о наводнении оно?

Планируемый результат: учащиеся вспоминают уроки 7 класса, делают вывод, что главное в поэме – тема «маленького человека», попавшего под «колесо истории». Часто то, что бывает хорошо для государства, оборачивается трагедией для человека.

Обсуждение 3 минуты.



Учитель: И теперь вам будет понятен тот парадокс, о котором далее пойдет речь в выступлении.

Читается наизусть отрывок из «Медного всадника».



Редеет мгла ненастной ночи

И бледный день уж настает...

Ужасный день!

Нева всю ночь

Рвалася к морю против бури,

Не одолев их буйной дури...

И спорить стало ей невмочь.

Поутру над ее брегами

Теснился кучами народ,

Любуясь брызгами, горами

И пеной разъяренных вод…





На экране мультимедийной доски строки, на которые надо обратить внимание:

Нева всю ночь

Рвалася к морю против бури,

Не одолев ИХ буйной дури,

И спорить стало ей невмочь…



Учитель зачитывает еще раз строки.

Обратите внимание на местоимение ИХ! К чему оно относится?

Планируемый результат: в процессе обсуждения учащиеся делают предположения: местоимение может относиться и к бурям, и к волнам, которые бушевали, и к ветрам.

Учитель задаёт вопрос, может ли быть только один верный ответ по данному суждению? Как вы думаете, какие ответы дали участники семинара Л.В.Щербы?

Планируемый результат: учащиеся приходят к выводу, что только одного верного ответа быть не может.

Мы видим, сколько интересных открытий можно сделать при прочтении художественного произведения. И все ваши ответы верны.

Обсуждение 3 минуты.



Учащаяся переворачивает карточку №2.

А.С. Пушкин

«Медный всадник»

Учитель: «Я напоминаю вам, что мы занимаемся парадоксами. И сейчас вы приобрели небольшой опыт анализа литературного произведения». Ставит на карточке знак - второй этап урока позади.

  1. Индивидуальное домашнее задание №3. Подготовить для чтения наизусть отрывок из поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон»

Учитель: Предлагаю еще один интересный пример парадокса.

Подготовленный ученик читает отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон».



И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал:
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял,
И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял,
И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте,
Ревел,- и горный зверь и птица,
Кружась в лазурной высоте,
Глаголу вод его внимали;
И золотые облака
Из южных стран, издалека
Его на север провожали;





На слайде появляются строки:

И Терек, прыгая, как львица

С косматой гривой на хребте,

Ревел…



Учитель еще раз четко зачитывает строки.

Кто же заметил парадокс, известный всем исследователям творчества Лермонтова?

Планируемый результат: в ходе обсуждения учащиеся должны заметить парадокс, ошибку, допущенную в тексте: у львицы гривы не бывает.

Обсуждение 3 минуты.



М.Ю. Лермонтов

«Демон»

Учитель: верно, гривы у львиц не бывает. Вот еще один пример парадокса, который можно встретить в художественном произведении. Учитель переворачивает карточку №3, третий эпизод урока состоялся.

Учитель: мы продолжаем двигаться к нашей цели. И сейчас четвертая ступень на нашем с вами пути.



  1. Индивидуальное домашнее задание №4. Учащейся было предложено выполнить короткий анализ живописного произведения И.Я.Вишнякова «Портрет Сарры - Элеоноры Фермор»

Конечно, все мы знаем, что литература – это искусство. Она связана с другими видами культуры: музыкой, архитектурой, живописью. И мы часто проводим эти параллели на уроках. Предлагаю вам вспомнить наши уроки истории русской живописи.

На слайде появляется работа И.Я Вишнякова «Портрет Сарры-Элеоноры Фермор.



Учащаяся напоминает особенности этого портрета.

И.Я Вишняков – мастер детского портрета 18 века. Работа находится в Русском музее. Это один из самых трогательных детских портретов в истории русской живописи. В чем же его особенность?

Так как русские художники в 18 веке не умели передавать перспективу, то фигурка девочки плоская. Лицо же написано объемно. Великолепное платье напоминает нам, что не существовало детской моды.

Вглядимся внимательно! Если Сарра опустит ручки с веером, то они будут почти до колена. Ошибка художника? Конечно! Но становится от этого портрет хуже? Конечно, нет! Это одна из самых знаменитых работ русских художников 18 века.

Выступление 5 минут.

И.Я Вишняков «Портрет Сарры-Элеоноры Фермор»

П

Карточка №4 перевернута. Еще один этап пройден!







  1. Подведение итогов урока

Учитель: нам нужно сделать вывод. Еще раз обратите внимание на эпиграф урока на доске в классе:

Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю…











Поэт говорит об ошибках.

Итак, с одной стороны ошибки. И в то же время допущены они в великих произведениях литературы и искусства, которые стали достоянием мировой культуры.

Разочаровывают ли нас эти недочеты? Сделаем вывод, я готова перевернуть последнюю карточку.

Планируемый результат: в ходе обсуждения учащиеся должны прийти к выводу, что эти парадоксы не разочаровывают, не влияют отрицательно на качество произведения, а наоборот, придают произведениям неповторимость.

Обсуждение 5 минут.

- +

Переворачивается последняя, карточка №5, на которой схематично показан вывод урока: даже ошибка в руках гения ( -) превращается в (+), в достоинство произведения!







Итого: урок 40 минут.

Здесь представлен конспект к уроку на тему «Парадоксы в искусстве: опыт анализа художественного произведения», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература (9 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Список похожих конспектов

Деталь как средство изучения художественного мира произведения

Деталь как средство изучения художественного мира произведения

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение. гимназии №2 имени А. П. Чехова. г. Таганрога Ростовской области. Конспект ...
Создание текста на основе художественного произведения

Создание текста на основе художественного произведения

Автор: Андросик Марина Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 12. Предмет:. литературное чтение. Класс:. 2 класс. Тип урока:. урок применения ...
произведения о животных. Ю. Дмитриев «Медвежата

произведения о животных. Ю. Дмитриев «Медвежата

Урок. литературного чтения в 1 классе. УМК «Начальная школа 21 века». . Тема: произведения о животных. . . Ю. Дмитриев «Медвежата», Г. Снегирёв ...
Парадоксы любви в стихотворении В.В.Маяковского

Парадоксы любви в стихотворении В.В.Маяковского

Всероссийский фестиваль передового педагогического опыта. "Современные методы и приемы обучения". Белякова Марина Михайловна. учитель русского ...
Осень в русском искусстве IXX века

Осень в русском искусстве IXX века

Урок внеклассного чтения. . "Осень в русском искусстве IXX. века". Тип урока. : Урок – исследование, защита проектов. Тип проекта:. исследовательско ...
Обучение анализу лирического произведения

Обучение анализу лирического произведения

Предмет, класс. Литература, 6. Учитель. . Санджиева Надежда Владимировна. Тема урока. «Обучение анализу лирического произведения». (стихотворение ...
Народные и литературные ( авторские ) произведения

Народные и литературные ( авторские ) произведения

Урок литературного чтения 2 класс. Тема. : «. Народные и литературные ( авторские ) произведения». Цели ( учебные задачи). :. формировать умение ...
XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве

XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве

Вниманию учащихся предлагаются основные признаки классицизма, затем демонстрируются образцы в различных видах литературы и искусства. Творческая работа ...
Мифические персонажи в истории, искусстве, литературе

Мифические персонажи в истории, искусстве, литературе

Автор:. Яценко Лилия Павловна. Место работы:. МОУ СОШ №4, г. Муравленко. Должность:. учитель истории и обществознания. «Мифические персонажи ...
Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове

Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове

7 класс. Программа Г.С.Меркина. Урок № 8. . . . Тема. . Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове. ...
Душа человека и ее отражение в литературе, изобразительном искусстве и музыке

Душа человека и ее отражение в литературе, изобразительном искусстве и музыке

Конспект урока на тему. Душа человека и ее отражение в литературе, изобразительном искусстве и музыке. ФИО автора: Хомутовская Ольга Николаевна. ...
Главная мысль произведения Ю.И.Ермолаева «Воспитатели

Главная мысль произведения Ю.И.Ермолаева «Воспитатели

1. Урок литературного чтения 3 класс. Тема урока: «Главная мысль произведения Ю.И.Ермолаева «Воспитатели»». Технология: коммуникативно-диалоговая. ...
Анализ произведения М. Пришвина «Кладовая солнца

Анализ произведения М. Пришвина «Кладовая солнца

Прошина Елена Юрьевна. учитель русского языка и литературы. МОУ «Серебряно – Прудская СОШ имени маршала В.и. Чуйкова». Конспект урока литературы ...
Творчество Н. Носова и его произведения

Творчество Н. Носова и его произведения

Учебно-воспитательный комплекс «Школа-лицей» № 1 г. Щёлкино. Ленинского района Республики Крым. Интегрированный урок внеклассного чтения ...
Многообразие женских образов в искусстве

Многообразие женских образов в искусстве

Сведения об авторах. : Малофеева Елена Владимировна учитель русского языка и литературы,Шкурова Светлана Андреевна учитель музыки и МХК. Школа:. ...
Что есть истина? От названия произведения и эпиграфа к нему – к основному философско-нравственному вопросу

Что есть истина? От названия произведения и эпиграфа к нему – к основному философско-нравственному вопросу

Конспект урока литературы в 11 классе. . Тема: «Что есть истина? От названия произведения и эпиграфа к нему – к основному философско-нравственному ...
Cобор Парижской Богоматери как художественный образ в искусстве

Cобор Парижской Богоматери как художественный образ в искусстве

Волошина Вера Петровна. ЧОУ-СОШ «Новый путь» г. Армавир. Учитель русского языка и литературы. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК. ТЕМА:. «. C. обор Парижской ...

Информация о конспекте

Ваша оценка: Оцените конспект по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:20 августа 2016
Категория:Литература
Классы:
Поделись с друзьями:
Скачать конспект