Конспект урока «Численные методы решения уравнений» по информатике для 11 класса
Предыдущий урок - графический метод решения уравнений: Дано уравнение которое невозможно решить математически (по стандартным формулам) Предлагается строить математическую модель и решить ее графически
Численные методы решения уравнений
Тип: Открытие нового знания.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с дополнительными заданиями, мел, доска, презентация, текст готовой программы, презентация, АРМ.
Цели:
-
Сформировать представление о численных методах приближенного решения уравнений
-
Сформировать понятие о методе половинного деления.
-
Сформировать умение решать уравнения методом половинного деления и проверить результат графическим способом.
-
Сформировать представление о точности вычислений.
План урока
1 этап Организационный момент – 2 минуты
2 этап Переход к теме урока, постановка целей урока – 3 минуты
3 этап Постановка проблемы – 5 минут
4 этап Решение проблемы – 5 минут
5 этап Новый материал – 5 минут
6 этап Применение новых знаний – 5 минут
7 этап Закрепление материала – 15 минут
8 этап Итоги урока – 5 минут
Ход урока:
1 этап: - Какие модели научились строить на прошлом уроке?
- …математические…
- С какой целью строили математическую модель?
- …для решения уравнений?
- Какой метод приближенного вычисления использовали?
-…графический.
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним методом приближённого решения уравнений.
2 этап: - Попробуем сформулировать новый метод, вспомнив детскую игру «Угадай число» и различные тактики решения этой задачи.
Фронтальная беседа:
- Сформулируйте цель игры: «На числовом отрезке ведущий загадывает число».
1 тактика: Игроки пытаются угадать. Ведущий отвечает больше или меньше.
Обсудить почему так действовать не рационально?
2 тактика: Чтобы угадать число за меньшее количество вопросов, удобно делить исходный отрезок пополам и проверять у ведущего находится ли загаданное число на данном промежутке.
3 этап: Попробуйте перенести 2 тактику игры «Угадай число» для решения уравнений.
- Что нам нужно знать, чтобы применить метод?
1) Отрезок, на котором находится корень уравнения.
- Мы можем его определить? Как?
…Да. С помощью графического метода.
- Что будем делать с исходным отрезком?
2) Будем делить отрезок пополам.
- Какой из двух получившихся отрезков нас интересует?
… отрезок, на котором находится корень…
- Как его определить (подсказка: обратите внимание на график)?
…Функция принимает разные по знаку значения…
3) Выбрать отрезок, на котором функция принимает разные по знаку значения.
- Что делать дальше (вспоминаем игру)?
…снова делим отрезок пополам…
- Как долго нужно продолжать деление?
…пока не найдём решение…
- Всегда ли его возможно найти точно?
…нет корень может быть бесконечной дробью…
-Как быть в этом случае? Как вы поступаете с такими числами?
…округляем до определённого разряда…
4) Если мы находим приближённое решение, то заранее должны выбрать точность, то есть до какого разряда будем округлять число.
4 этап: Таким образом, мы получили этапы метода половинного деления.
-
Отделение корня:
-
Записать уравнение в каноническом виде: f(x)=0;
-
Найти отрезки (a;b), для которых выполняются следующие условия: функция f(x) непрерывна на отрезке (a;b) и на концах отрезка имеет разные знаки;
-
-
Поиск корня.
-
Делим исходный отрезок на две половины (a;c) и (c;b), где с=(a+b)/2;
-
Определяем, на какой из частей теперь находится корень уравнения, и берем соответствующую половинку в качестве нового исходного отрезка;
-
Далее повторяем те же действия до тех пор, пока длина полученного отрезка, на котором находится корень, не будет меньше заданной точности |b-a|e.
-
5 этап: Рассмотрим работу метода на примере: Найти решение уравнения х3+х2-1=0.
1) Графическим методом найдём отрезок, на котором находится корень. Точка пересечения находится на отрезке [0; 1]. Проверим принимает ли функция на этом отрезке разные по знаку значения: у(0)= -10. Верно.
2) Найдём середину отрезка [0; 1], с=(а+b)/2, с=0,5.
3) Из двух получившихся отрезков выбираем то, на котором функция принимает разные по знаку значения: у(0,5)= -5/84) проверяем достижение нужной точности |1-0,5|
6 этап: Создание компьютерной модели.
Программный код:
var a,b,x,e:real; {ГЛОБАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫЕ}
Function y(x: Real):Real;
begin {Наша функция }
y:=x*x*x+x*x-1
end;
BEGIN
a:=-1; b:=1; {Начальные значения концов отрезка}
e:=0.00001;
writeln('y1=',y(a):2:2,' y2=',y(b):2:2) ; {знач-я ф-ии в этих точках}
repeat {Цикл с постусловием }
x:=(a+b)/2; {Находим середину}
if y(a)
else if y(x)>0 then a:=x else b:=x; {отрезок }
writeln('x1=',a:0:5,' x2=',b:0:5); {вывод очередных приближений}
until abs(b-a)
writeln('koren ',a:0:5); {вывод корня}
writeln('znacheniye ',y(a):0:5); {вывод значения функции в корне}
END.
7 этап: Компьютерный эксперимент.
Самостоятельно решить уравнение:
1) (х-1)^3-(х-2)^2=0. Ответ: 1,56984.
2) 3х^5+х^3-2=0. Ответ: 0,85541.
3) 1/(х-2)-(х-3)^3=0. Ответ: 3,81917.
4) . Ответ: 1, 13039.
5) x2-sin x=0
6) 2x=|x|
8 этап подведение итогов урока оценивание
Домашнее задание: Найти решение уравнения графическим методом и методом половинного деления: х^3+(х-1)^2=0.
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Численные методы решения уравнений», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Информатика (11 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.