- Русская гносеология и философия науки

Презентация "Русская гносеология и философия науки" – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
Слайд 30
Слайд 31
Слайд 32
Слайд 33
Слайд 34
Слайд 35

Презентацию на тему "Русская гносеология и философия науки" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Философия. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 35 слайд(ов).

Слайды презентации

История и философия науки. Тема 2 Русская гносеология и философия науки. МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии
Слайд 1

История и философия науки

Тема 2 Русская гносеология и философия науки

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии

Русская гносеология и философия науки. Теория цельного знания Критика западных теорий познания Критика эмпиризма Критика рационализма Познавательная функция веры (А. С. Хомяков, В. С. Соловьёв) Учение о социальной (коллективистской) природе знания Постановка проблемы (А. С. Хомяков) Богочеловечество
Слайд 2

Русская гносеология и философия науки

Теория цельного знания Критика западных теорий познания Критика эмпиризма Критика рационализма Познавательная функция веры (А. С. Хомяков, В. С. Соловьёв) Учение о социальной (коллективистской) природе знания Постановка проблемы (А. С. Хомяков) Богочеловечество как субъект познания (В. С. Соловьёв) Учение о «соборности сознания» (С. Н. Трубецкой) Учение о трансрациональном единстве реальности как онтологической предпосылке познания Концепция «гносеологической координации» (Н. О. Лосский) Концепция «металогического единства» (С. Л. Франк) Концепция «укоренённости в тотальности» (Г. Г. Шпет) Познание как постижение символической реальности (П. А. Флоренский)

Теория цельного знания Познавательная функция веры и учение о социальной природе знания. С. Н. Трубецкой (1862-1905). А. С. Хомяков (1804-1860). Теория целостного знания. В. С. Соловьёв (1853-1900). Теория цельного знания. Учение о соборности сознания. Л. М. Лопатин (1855-1920). Критика эмпиризма и
Слайд 3

Теория цельного знания Познавательная функция веры и учение о социальной природе знания

С. Н. Трубецкой (1862-1905)

А. С. Хомяков (1804-1860)

Теория целостного знания

В. С. Соловьёв (1853-1900)

Теория цельного знания

Учение о соборности сознания

Л. М. Лопатин (1855-1920)

Критика эмпиризма и рационализма

Критика западных теорий познания Критика эмпиризма. В. С. Соловьёв. «Чтения о Богочеловечестве». … Так как мы можем знать об этом мире только по собственным своим ощущениям, по тому, что нами испытывается, так что всё содержание нашего опыта и нашего знания суть наши собственные состояния и ничего б
Слайд 4

Критика западных теорий познания Критика эмпиризма

В. С. Соловьёв. «Чтения о Богочеловечестве».

… Так как мы можем знать об этом мире только по собственным своим ощущениям, по тому, что нами испытывается, так что всё содержание нашего опыта и нашего знания суть наши собственные состояния и ничего более, то всякое утверждение внешнего бытия, соответствующего этим состояниям, является с логической точки зрения лишь более или менее вероятным заключением …

Эмпирическая философия не в состоянии доказать реальность мира из опыта, в том числе и в особенности – реальность других сознаний. Последовательный эмпиризм, таким образом, неизбежно ведёт к солипсизму. Нелепость вывода заставляет отвергнуть и посылку – тезис о происхождении всех наших знаний из чув
Слайд 5

Эмпирическая философия не в состоянии доказать реальность мира из опыта,

в том числе и в особенности – реальность других сознаний.

Последовательный эмпиризм, таким образом, неизбежно ведёт к солипсизму.

Нелепость вывода заставляет отвергнуть и посылку – тезис о происхождении всех наших знаний из чувственного восприятия.

Л. М. Лопатин. «Положительные задачи философии».

Критика западных теорий познания Критика рационализма. … Хотя закон причинности и наводит нас на признание внешнего бытия как причины наших ощущений и представлений, но так как самый этот закон причинности есть форма нашего же разума, то применение этого закона ко внешней реальности может иметь лишь
Слайд 6

Критика западных теорий познания Критика рационализма

… Хотя закон причинности и наводит нас на признание внешнего бытия как причины наших ощущений и представлений, но так как самый этот закон причинности есть форма нашего же разума, то применение этого закона ко внешней реальности может иметь лишь условное значение и, следовательно, не может дать безусловного непоколебимого убеждения в существовании внешней действительности: все доказательства этого существования, сводимые к закону причинности, являются, таким образом, лишь как соображения вероятности, а не как свидетельства достоверности …

в подмене действительного отношения между вещами отношением между понятиями, а реальной необходимости – необходимостью логической. Коренной недостаток рационализма (проявляющийся яснее всего у Спинозы и Гегеля) заключается
Слайд 7

в подмене действительного отношения между вещами отношением между понятиями,

а реальной необходимости – необходимостью логической.

Коренной недостаток рационализма (проявляющийся яснее всего у Спинозы и Гегеля) заключается

Теория цельного знания Познавательная функция веры. В. С. Соловьёв. «Философские начала цельного знания». Мы ощущаем известное действие предмета, мыслим его общие признаки и уверены в его собственном или безусловном существовании. Эта уверенность нисколько не обусловлена ощущениями, получаемыми нами
Слайд 8

Теория цельного знания Познавательная функция веры

В. С. Соловьёв. «Философские начала цельного знания».

Мы ощущаем известное действие предмета, мыслим его общие признаки и уверены в его собственном или безусловном существовании. Эта уверенность нисколько не обусловлена ощущениями, получаемыми нами от предмета, и понятием нашим о нём; напротив, объективное значение наших ощущений и понятий прямо обусловлено уверенностью в самостоятельном бытии предмета. Это безусловное существование… составляет очевидно предмет некоторого особого, третьего рода познания, который правильнее может быть назван верой.

Существование внешней действительности утверждается верою. Содержание внешней действительности даётся опытом. Связь отдельных сведений в цельную систему даётся мышлением. Что есть действительность – мы верим. Что такое она есть – это мы испытываем и знаем. Как она устроена и почему – мы понимаем.
Слайд 9

Существование внешней действительности утверждается верою.

Содержание внешней действительности даётся опытом.

Связь отдельных сведений в цельную систему даётся мышлением.

Что есть действительность – мы верим.

Что такое она есть – это мы испытываем и знаем.

Как она устроена и почему – мы понимаем.

Теория цельного знания Три уровня реальности и три познавательных способности. Чувственное восприятие (опыт) открывает нам мир явлений. Наш разум постигает идеи – законы, которым подчинён этот мир. Истинная реальность (конкретное единство живых объектов) усваивается верой. С. Н. Трубецкой. «О природ
Слайд 10

Теория цельного знания Три уровня реальности и три познавательных способности

Чувственное восприятие (опыт) открывает нам мир явлений.

Наш разум постигает идеи – законы, которым подчинён этот мир.

Истинная реальность (конкретное единство живых объектов) усваивается верой.

С. Н. Трубецкой. «О природе человеческого познания».

Сам по себе рассудок не способен достичь истины, даже если он отправляется от данных чувственного восприятия. В основе познания лежат воля и вера, только благодаря которым мы отличаем объективную действительность от её субъективного отражения. Истинность веры удостоверяется соборным субъектом – Церк
Слайд 11

Сам по себе рассудок не способен достичь истины, даже если он отправляется от данных чувственного восприятия.

В основе познания лежат воля и вера, только благодаря которым мы отличаем объективную действительность от её субъективного отражения.

Истинность веры удостоверяется соборным субъектом – Церковью.

Следовательно и субъектом познания является не отдельный человек: истина доступна лишь совокупности мышлений, связанных любовью.

Социальная (коллективистская) природа знания Постановка проблемы (А. С. Хомяков)

Социальная природа знания

Воля и вера как познавательные способности

Критика односторонней рассудочности

Социальная (коллективистская) природа знания Богочеловечество как субъект познания (В. С. Соловьёв). Экономическое общество (земство). Положительная наука. Техническое творчество. Материальная степень. Политическое общество (государство). Отвлечённая философия. Изящное художество. Формальная степень
Слайд 12

Социальная (коллективистская) природа знания Богочеловечество как субъект познания (В. С. Соловьёв)

Экономическое общество (земство)

Положительная наука

Техническое творчество

Материальная степень

Политическое общество (государство)

Отвлечённая философия

Изящное художество

Формальная степень

Духовное общество (церковь)

Теология Мистика

Абсолютная степень

Сфера практической деятельности

Сфера знания Сфера творчества

для эмпиризма единичные вещи суть наши представления; для рационализма общие начала, идеи, принципы суть наши понятия. Соответственно, для эмпириков субъект познания есть индивид; для рационалистов субъект познания есть универсальное духовное начало. Социальная (коллективистская) природа знания Учен
Слайд 13

для эмпиризма единичные вещи суть наши представления;

для рационализма общие начала, идеи, принципы суть наши понятия.

Соответственно, для эмпириков субъект познания есть индивид;

для рационалистов субъект познания есть универсальное духовное начало.

Социальная (коллективистская) природа знания Учение о «соборности сознания» С. Н. Трубецкого

При всех различиях между ними два основных направления западной гносеологии: эмпиризм и рационализм – сходятся между собой в субъективизме:

Между тем, сознание не может быть ни безличным, ни единоличным, ибо оно более, чем лично – оно соборно.

во-первых, сущность познавательного акта заключается в отношении ко вне его сущему предмету – в «трансцендировании»; во-вторых, всякий акт познания претендует на то, чтобы иметь общее, даже – общеобязательное значение. Наше познание выводит нас за пределы нашей индивидуальности в двух отношениях:
Слайд 14

во-первых, сущность познавательного акта заключается в отношении ко вне его сущему предмету – в «трансцендировании»;

во-вторых, всякий акт познания претендует на то, чтобы иметь общее, даже – общеобязательное значение.

Наше познание выводит нас за пределы нашей индивидуальности в двух отношениях:

Сознание обще всем нам, и то, что я познаю им и в нём объективно, т.е. всеобщим образом, то я признаю истинным – от всех и за всех, не для себя только. Фактически я по поводу всего держу внутри себя собор со всеми. И только то для меня истинно, достоверно всеобщим и безусловным образом, что должно б
Слайд 15

Сознание обще всем нам, и то, что я познаю им и в нём объективно, т.е. всеобщим образом, то я признаю истинным – от всех и за всех, не для себя только. Фактически я по поводу всего держу внутри себя собор со всеми. И только то для меня истинно, достоверно всеобщим и безусловным образом, что должно быть таковым для всех. Наше общее согласие, возможное единогласие, которое я непосредственно усматриваю в своём сознании, есть для меня безусловный внутренний критерий...

Я могу ошибаться внутри себя относительно всеобщего органического согласия – в сложных запутанных вопросах, в том, что не для всех очевидно, о чём ещё не состоялось внешнего соглашения. Но самая моя ошибка предполагает уверенность в возможности общего согласия. Поэтому каждый может меня обличить, до
Слайд 16

Я могу ошибаться внутри себя относительно всеобщего органического согласия – в сложных запутанных вопросах, в том, что не для всех очевидно, о чём ещё не состоялось внешнего соглашения. Но самая моя ошибка предполагает уверенность в возможности общего согласия. Поэтому каждый может меня обличить, доказать мне моё заблуждение на основании общепризнанного, – того, что все внутри меня признают. Как бы ни силился я заглушить общий голос, он непогрешим; а когда я сознаю, что имею его за себя, то смело отвечаю за всех.

Эмпиризм Рационализм солипсизм. изолированность монад. Гносеологическая робинзонада. Кантианство. одинаковостью интеллектов. переходит в утверждает. объясняет общезначи- мость
Слайд 17

Эмпиризм Рационализм солипсизм

изолированность монад

Гносеологическая робинзонада

Кантианство

одинаковостью интеллектов

переходит в утверждает

объясняет общезначи- мость

Следовательно, сознание есть коллективная функция человеческого рода. ни как нечто сугубо личное, ни как абстрактно-общее свойство многих индивидов. Человеческое сознание не есть принадлежность индивида: Личное, ограниченное сознание предполагает сознание общее, коллективное.
Слайд 18

Следовательно, сознание есть коллективная функция человеческого рода.

ни как нечто сугубо личное,

ни как абстрактно-общее свойство многих индивидов.

Человеческое сознание не есть принадлежность индивида:

Личное, ограниченное сознание предполагает сознание общее, коллективное.

Знание человека начинается с чувственного опыта, показания которого всегда частны и единичны; от этих частных случаев единичный субъект лично, сам по себе, не имел бы ни психологической возможности, ни логического права перейти к чему-либо всеобщему, универсальному и необходимому, как в действительн
Слайд 19

Знание человека начинается с чувственного опыта, показания которого всегда частны и единичны; от этих частных случаев единичный субъект лично, сам по себе, не имел бы ни психологической возможности, ни логического права перейти к чему-либо всеобщему, универсальному и необходимому, как в действительности это делают все. Логически совершенно непонятно, каким образом отдельный индивид может знать с безусловной всеобщей достоверностью что бы то ни было: своё собственное существование, бытие внешнего мира, бесконечного времени и пространства.

Вместе с тем вера каждого человека в реальное существование мира и всех нас непоколебима и вселенски истинна.  Что же уполномочивает нас непосредственно признавать их объективность? Что свидетельствует в нас непосредственно об этом реальном и всеобщем существовании вещей и их универсальных свойств и
Слайд 20

Вместе с тем вера каждого человека в реальное существование мира и всех нас непоколебима и вселенски истинна. Что же уполномочивает нас непосредственно признавать их объективность? Что свидетельствует в нас непосредственно об этом реальном и всеобщем существовании вещей и их универсальных свойств и качеств? – Общее сознание, в котором я непосредственно воспринимаю вселенское согласие.

Позитивность опыта, т.е. восприятие самобытной, независимой от нас реальности, и возможная логичность знания предполагают коренную, существенную соборность сознания, ибо все логические функции, направленные на познание реального и общего, превышали бы компетенцию индивидуальной личности, если бы она
Слайд 21

Позитивность опыта, т.е. восприятие самобытной, независимой от нас реальности, и возможная логичность знания предполагают коренную, существенную соборность сознания, ибо все логические функции, направленные на познание реального и общего, превышали бы компетенцию индивидуальной личности, если бы она не заключала в себе сверхличного начала.

Каждое слово наше доказывает факт коллективного сознания, предполагая его. Без слова никогда не мыслит человек, и только в форме слова мысль его объективно обобщается. Словами мы отвлекаем, образуем, определяем логические универсальные понятия; словами же обособляем и закрепляем, индивидуализируем н
Слайд 22

Каждое слово наше доказывает факт коллективного сознания, предполагая его. Без слова никогда не мыслит человек, и только в форме слова мысль его объективно обобщается. Словами мы отвлекаем, образуем, определяем логические универсальные понятия; словами же обособляем и закрепляем, индивидуализируем наши представления. И вместе слово есть воплощение соборного сознания, ибо не было бы слов, если бы они были непонятны и невнятны для других, если бы незачем и не с кем было говорить. Слово предполагает органическую способность взаимного понимания, родовое психологическое единство; и вместе оно предполагает говорящих и внимающих людей.

Учение о трансрациональном единстве как онтологической предпосылке познания. Н. О. Лосский (1870-1965). Концепция гносеологической координации. С. Л. Франк (1877‑1950). Концепция металогического единства. Г. Г. Шпет (1879-1937). Концепция укоренённости в тотальности. П. А. Флоренский (1882-1937). По
Слайд 23

Учение о трансрациональном единстве как онтологической предпосылке познания

Н. О. Лосский (1870-1965)

Концепция гносеологической координации

С. Л. Франк (1877‑1950)

Концепция металогического единства

Г. Г. Шпет (1879-1937)

Концепция укоренённости в тотальности

П. А. Флоренский (1882-1937)

Постижение символической реальности

Сознание подобно не «психическому вместилищу», в которое предмет должен «попасть», чтобы стать «осознанным», а скорее средоточию лучей, направленных на участки бытия и их освещающих. В этой направленности на предмет (интенциональности) и заключается сущность познавательного акта. В познавательном ак
Слайд 24

Сознание подобно не «психическому вместилищу», в которое предмет должен «попасть», чтобы стать «осознанным», а скорее средоточию лучей, направленных на участки бытия и их освещающих.

В этой направленности на предмет (интенциональности) и заключается сущность познавательного акта.

В познавательном акте, таким образом, наличествует сам предмет (в своей подлинности), а не его «копия», «отражение», «субъективное преломление» и т.п.

Субъект имеет не опосредованное, а непосредственное (интуитивное) знание предмета.

Концепция «гносеологической координации» Н. О. Лосского

Интуитивизм

То отношение субъекта ко всем другим сущностям в мире, которое делает интуицию возможной, есть гносеологическая координация. Именно гносеологическая координация, а не гносеологическая субординация субъекта – предмету или предмета – субъекту составляет основной закон познания. При этом сама гносеолог
Слайд 25

То отношение субъекта ко всем другим сущностям в мире, которое делает интуицию возможной, есть гносеологическая координация.

Именно гносеологическая координация, а не гносеологическая субординация субъекта – предмету или предмета – субъекту составляет основной закон познания.

При этом сама гносеологическая координация есть лишь частный (гносеологический) аспект имманентности друг другу всех индивидуальных субстанций («субстанциальных деятелей»).

Универсальность взаимодействия «единосущных» субстанциальных деятелей, образующих мир как органическое целое, составляет онтологическую основу интуитивизма.

Всеединство

Всякое определённое А можно мыслить лишь в его соотнесённости с каким-то не-А. Но сама соотнесённость А и не-А предполагает, что оба они являются членами некоего объемлющего единства, которое должно мыслиться сверхопределённым, «трансцендентным». Это искомое единство не вмещается в рамки логической
Слайд 26

Всякое определённое А можно мыслить лишь в его соотнесённости с каким-то не-А.

Но сама соотнесённость А и не-А предполагает, что оба они являются членами некоего объемлющего единства, которое должно мыслиться сверхопределённым, «трансцендентным».

Это искомое единство не вмещается в рамки логической системы именно потому, что оно само есть условие возможности системы.

Как таковое оно «мета-логично», точнее – оно есть «металогическое единство» или «Всеединство».

Концепция «металогического единства» С. Л. Франка

Субъект и предмет знания существуют и должны мыслиться на фоне объемлющего их «металогического единства». Сознание не противостоит бытию, но включено в бытие (сознанию противостоит лишь «предметный мир» – область «объективируемого», но подлинное бытие не знает раздвоения на субъект и предмет). Следу
Слайд 27

Субъект и предмет знания существуют и должны мыслиться на фоне объемлющего их «металогического единства».

Сознание не противостоит бытию, но включено в бытие (сознанию противостоит лишь «предметный мир» – область «объективируемого», но подлинное бытие не знает раздвоения на субъект и предмет).

Следует отличать эмпирическое «предметное» знание действительности и идеальное «абстрактное» знание логических связей между элементами действительности от «живого знания».

Идеальное знание приводит в систему данные опыта, но это единство рационально и статично и есть лишь «бледный намёк» на металогическое всеединство, открывающееся в «живом знании».

С точки зрения отрицательной философии, субъект и объект разделены пропастью, действительность же понимается либо как явление вещи в себе, либо как акт субъекта. Проблематика истины ограничивается рамками теории познания, сама же истина понимается не как имманентное, а как трансцендентное согласован
Слайд 28

С точки зрения отрицательной философии, субъект и объект разделены пропастью, действительность же понимается либо как явление вещи в себе, либо как акт субъекта.

Проблематика истины ограничивается рамками теории познания, сама же истина понимается не как имманентное, а как трансцендентное согласование: познания – с вещью, или вещи – с познанием.

Необходимость при этом имеет своим источником не порядок и связи в предмете, но общеобязательность суждения, т.е. в конечном итоге – субъекта, утверждающего суждения.

При таком понимании истинное отделяется от действительного, развёртывание же процесса познания не приближает, а, напротив, удаляет понятия от действительности.

Концепция «укоренённости в тотальности» Г. Г. Шпета

Точка зрения «отрицательной философии»

Положительная философия исходит из возможности обоснования всякой предметности – подведения всего сущего под некоторое основание, превышающее обосновываемое. Это основание переходит в конечном итоге в предельную полноту: всё оказывается укоренённым в тотальности совокупной действительности, выступаю
Слайд 29

Положительная философия исходит из возможности обоснования всякой предметности – подведения всего сущего под некоторое основание, превышающее обосновываемое.

Это основание переходит в конечном итоге в предельную полноту: всё оказывается укоренённым в тотальности совокупной действительности, выступающей единым основанием всего сущего.

Решение проблемы действительности и средства этого решения суть также части действительности, в связи с чем положительная философия не может не быть рефлектирующей в себя наукой.

Проходя этот путь до конца, положительная философия может остановиться только на интуициях – непосредственно очевидных началах, предшествующих всякому теоретическому знанию.

Точка зрения «положительной философии»

Проблема истины – это проблема всей действительности, а не только области знания (как полагает отрицательная философия). В положительной философии оказывается невозможным рядоположное рассмотрение реального и иллюзорного, так как нет ничего, кроме реальной действительности. Иллюзия возможна только в
Слайд 30

Проблема истины – это проблема всей действительности, а не только области знания (как полагает отрицательная философия).

В положительной философии оказывается невозможным рядоположное рассмотрение реального и иллюзорного, так как нет ничего, кроме реальной действительности.

Иллюзия возможна только внутри самой действительности: иллюзорно не содержание иллюзии, а лишь неверные соотношения его с другими областями действительности.

Тотальность в охвате материала действительности коррелирует с истинностью.

Всё истинно на своём месте и ложно на месте чужом.

Нет никаких отвлечённых духовных сущностей или абстрактных идей, ибо духовный предмет всегда выражен в чувственном – явлен пластично и зримо. Но нет и чисто эмпирических явлений, ибо всякое явление есть выявление духовной сущности – чувственный облик определённого ноумена. Феномен и ноумен выражают
Слайд 31

Нет никаких отвлечённых духовных сущностей или абстрактных идей, ибо духовный предмет всегда выражен в чувственном – явлен пластично и зримо.

Но нет и чисто эмпирических явлений, ибо всякое явление есть выявление духовной сущности – чувственный облик определённого ноумена.

Феномен и ноумен выражают друг друга, образуя нераздельное двуединство, которое есть символ.

Вся реальность состоит из символов. Символ совмещает в себе «природное» и «духовное»; реальность едина, она повсюду, в любом своём элементе и чувственна, и духовна.

Познание как постижение символической реальности (П. А. Флоренский)

Символизм

И феномен, и ноумен пространственны, следовательно, пространственной является и связь их друг с другом. Существует особое пространство, отличное от пространства чувственных вещей и служащее вместилищем ноуменального. Ноуменальное пространство не является копией эмпирического пространства, но оно и н
Слайд 32

И феномен, и ноумен пространственны, следовательно, пространственной является и связь их друг с другом.

Существует особое пространство, отличное от пространства чувственных вещей и служащее вместилищем ноуменального.

Ноуменальное пространство не является копией эмпирического пространства, но оно и не абсолютно иное: ноуменальный мир есть мир «обращённый» («мнимый»).

Обе стороны символа: и чувственная, и умнáя – получаются одна из другой выворачиванием наизнанку.

«Мнимый мир»

Если переднюю сторону плоскости мы видим, то о задней только знаем. Но отвлечённо знать о некотором наглядном образе, сущность которого – именно в его наглядности, это значит иметь восприятие его каким-то иным, не зрительным, способом, но с коррективом на зрительность через отвлечённое понятие или ч
Слайд 33

Если переднюю сторону плоскости мы видим, то о задней только знаем. Но отвлечённо знать о некотором наглядном образе, сущность которого – именно в его наглядности, это значит иметь восприятие его каким-то иным, не зрительным, способом, но с коррективом на зрительность через отвлечённое понятие или через образ воспоминания. Действительность есть в этом смысле воплощение отвлечённого в наглядный материал, из которого и было получено отвлечённое; а мнимость – это воплощение того же самого отвлечённого, но в наглядном материале инородном. В этом смысле и надлежит говорить о понятиях ощущений, как ощущениях мнимых, или ощущениях мнимого…

П. А. Флоренский. «Мнимости геометрии».

В любой сфере познание означает раскрытие символической природы явлений, узрение ноумена в феномене, так что принципиальные различия между родами знания исчезают. При таком подходе иначе следует понимать и цели познания: оно должно быть направлено не на открытие отвлечённых законов, «управляющих» ра
Слайд 34

В любой сфере познание означает раскрытие символической природы явлений, узрение ноумена в феномене, так что принципиальные различия между родами знания исчезают.

При таком подходе иначе следует понимать и цели познания: оно должно быть направлено не на открытие отвлечённых законов, «управляющих» разными сферами реальности,

а на выявление фундаментальных, первичных символов, из которых складывается данная область.

Эти первичные символы выделяются среди других символов своей простотой и элементарностью, за счёт которых они и обретают общность и универсальность.

Метагеология

Вопросы?
Слайд 35

Вопросы?

Список похожих презентаций

Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время

Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время

В Новое время начинает формироваться новое понимание общества и человека в нем. Сначала в рамках философских течений А позже появились общественные ...
Философия науки

Философия науки

Вопросы:. Научная картина мира Построение завершенной научной теории Классическая, неклассическая и постнеклассическая картины мира. философия науки. ...
Русская философия. Бердяев

Русская философия. Бердяев

Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев ( (18) марта 1874, Киев — 23 марта 1948, Кламар под Парижем) — русский религиозный и политический философ, представитель ...
Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время

Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время

Домашнее задание. §3 читать, материал лекции учить, работа с источником на с. 37, ответы письменно, Тест «». «Философия и общественные науки в Новое ...
Русская философия

Русская философия

«Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью ...
Русская философия XIX века

Русская философия XIX века

Западники и славянофилы: спор о культурной идентичности и исторических перспективах России П. Я. Чаадаев: аномалии русской истории И. В. Киреевский: ...
Русская философия 2

Русская философия 2

Новые течения в искусстве, литературе, музыке, балете…: символизм, импрессионизм, модернизм... Рационализация истин веры. ВЛАДИМИР СОЛОВЬЁВ 1853–1900. ...
Русская философия

Русская философия

Пётр Чаадаев. Иван Киреевский. Алексей Хомяков. Николай Фёдоров. Владимир Соловьёв. Сергей Трубецкой. Павел Флоренский. Сергей Булгаков. Николай Бердяев. ...
Русская философия

Русская философия

Чем является русская философия? Михаил Васильевич Нестеров, Философы (о. Павел Флоренский и Сергей Николаевич Булгаков). ? библиография. В.В. Зеньковский, ...
Русская философия социального и исторического знания

Русская философия социального и исторического знания

Теоретические предпосылки социальной науки Проблема исторической закономерности Классы как субъекты закономерной деятельности Абстрактные и конкретные ...
История и философия науки

История и философия науки

Экзамен кандидатского минимума, утверждён приказами №№ 696, 697 Минобразования от 17.02.2004 г. Введён с 1 июля 2005 г. Сдаётся по программе, соответствующей ...
Философия науки

Философия науки

Философия науки. Содержание. Понятие науки. Характеристики науки. История развития науки. Концепция Т. Куна. Функции науки. Проблема двух культур. ...
философия екзистенциализма

философия екзистенциализма

Экзистенциализм (от лат. exsistentia – существование) – направление философии, главным предметом изучения которого стали противоречия сущности человека ...
Трансцендентальная философия

Трансцендентальная философия

Род. 22 апреля 1724 г. в Кёнигсберге Учёба в Кёнигбергском университете (1740-1746) «Докритический период»: приват-доцент в Кёнигбергском университете ...
Средневековая философия

Средневековая философия

Литература:. Августин Аврелий. Бог и мир. Вечность и время. Библия. Аквинский Фома. Доказательства бытия Бога. Винокуров В.В. Основные этапы развития ...
Возникновение науки

Возникновение науки

История и логика возникновения науки. Предпосылка и условие возникновения: Развитие материального производства. История возникновения науки. В современном ...
Развитие науки и техники

Развитие науки и техники

Цели: выяснить, развитию каких направлений науки и техники послужило открытие А.Попова; что произошло за это время. Задачи: проследить за основными ...
Философский образ науки

Философский образ науки

Возникновение науки. Особенности науки как социального института. Динамика научного знания. Возникновение науки. Как своеобразная форма познания – ...
Методологические проблемы современной науки

Методологические проблемы современной науки

Творчество – процесс создания модели мира Методология – инструмент создания Какая модель? 2. Картины мира. Картина мира – философская категория, выражающая ...
Методологические основания науки

Методологические основания науки

Становление научного метода: субъект познания выбирает и использует тот или иной инструмент познания, устанавливая и фиксируя взаимосвязь познавательной ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Информация о презентации

Ваша оценка: Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:12 декабря 2012
Категория:Философия
Содержит:35 слайд(ов)
Поделись с друзьями:
Скачать презентацию
Смотреть советы по подготовке презентации