Слайд 1По дисциплине: «Философия» Тема: «Фридрих Ницше»
Слайд 2Введение
Фридрих Ницше – немецкий философ, крупнейший представитель «философии жизни». В творчестве и личной судьбе Фридриха Ницше «наиболее отчетливо запечатлен драматизм «переходной эпохи» рубежа Х1Х-ХХ веков. С одной стороны, Ницше – идейный наследник философской классики, профессионально и творчески осмысливший как истоки западной культуры (античность), так и другие важнейшие ее этапы (христианство, Возрождение, Новое время). С другой стороны, он – первый декадент, поэт-безумец, пророк, силой своего таланта всколыхнувший долго дремавшие иррациональные пласты европейской культуры. Столкновение этих дух тенденций во многом и обусловило многоплановость и противоречивость как самого творчества Ницше, так и его последующего влияния».
Слайд 3Биография Фридриха Ницше
Слайд 4Фридрих Вильгельм Ницше, первый сын священника, лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (род. в 1813, в семье священника) и Франциски Ницше, урождённой Элер (род. в 1826, в семье священника), родился 15 октября 1844 года в местечке Рёккен у Лютцена, Германия. День рождения совпал с Днем рождения короля – Фридриха Вильгельма IV, поэтому мальчик был назван в его честь. Ницше рос в глубоко верующей семье, и вера составляла основу его мироощущения в детские годы.
Мать - Франциска Ницше (Элер)
Cестра Элизабет
Слайд 5В 1850 году умирает его отец и младший брат и семья переезжает в Наумбург. Школа, гимназия, изучение теологии и филологии в течение двух семестров в Боннском университете, затем филологии в Лейпцигском университете, место профессора классической филологии в Базельском университете, полученное 24-летним студентом, и десятилетняя преподавательская деятельность там же – таковы внешние вехи удачной, даже блестящей академической карьеры Ф.Ницше. С 1879г., после того как по состоянию здоровья Ф.Ницше оставил университет, получив право на ежегодную пенсию, он ведет скитальческую жизнь, кружа между Швейцарией, Италией, Францией и Германией.
Слайд 69 октября 1867 Ницше призывают на военную службу в конное подразделение полка полевой артиллерии в Наумбурге. В марте следующего года Фридриха освобождают от воинской службы в связи с сильной травмой. В 1870 году во время франко-прусской войны Ницше уходит в отпуск и отправляется на фронт санитаром. Однако война сильно подрывает его здоровье, он заражается дизентерией и дифтеритом, находится на грани жизни и смерти.
Слайд 7Сильнейшим фактором, определившим внешний рисунок и психологическую мотивацию жизни Ф.Ницше, стала его болезнь. Головные боли, мучившие его с детства, длились иногда до 30 часов. Зрение постоянно ухудшалось, и после 30 лет он был уже полуслепым. Ко всему этому добавились постоянные рвоты, связанные с серьезным расстройством внутренних органов после перенесенных инфекций дизентерии и дифтерита. В конце 1888 – начале 1889г. у Ф.Ницше обнаруживается душевное заболевание.
Слайд 8В 1889 года, безумие Ницше начинает нарастать, и мать отправляет сына в психиатрическую клинику Йенского университета. Через год его состояние временно улучшилось и мать, в надежде на полное выздоровление увозит сына на домашнее лечение в Наумбург. В период с 1890 по 1900, выходят три тома полного собрания сочинений Ницше. В 1897 году умирает мать Ницше, и его сестра перевозит больного брата в Веймар. 25 августа 1900 года Фридрих Ницше умирает в Веймаре.
Слайд 9Основные произведения Ф. Ницше: О будущности наших образовательных учреждений «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» «Несвоевременные размышления: Давид Штраус в роли исповедника и писателя» «Несвоевременные размышления: О пользе и вреде истории для жизни» «Несвоевременные размышления: Шопенгауэр как воспитатель» «Несвоевременные размышления: Рихард Вагнер в Байрейте» «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов» «Смешанные мнения и изречения» «Странник и его тень» «Утренняя заря, или мысль о моральных предрассудках» «Веселая наука (La Gaya Scienza)» «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философиии будущего» «К генеалогии морали» «Казус Вагнер» «Сумерки идолов, или как философствуют молотом» «Антихрист. Проклятие христианству» «Ecce Homo. Как становятся сами собою» 1888 «Ницше contra Вагнер» 1888 «Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей
Слайд 10Основные идеи Фридриха Ницше
Слайд 11Воля к власти
Это понятие является главным в философии Ницше. Он создал его, опираясь главным образом на два основных источника: Шопенгауэра и греческую философию. Ницше пришел к выводу, что человечество движимо волей к власти. Основополагающим импульсом всех наших действий следует признавать только этот источник. Часто первоначальный смысл этой идеи искажается или даже извращается, но он всегда в этой идее содержится. Христианство со своей идеей смирения, братской любви и сострадания проповедовало абсолютно другое. Но в действительности это было не более чем искажение идеи воли к власти.
Слайд 12Концепт Ницше воля к власти явился превосходным инструментом для анализа человеческих побуждений. Действия, которые до этого расценивались как благородные или бескорыстные, рассматриваются теперь как декадентские или неадекватные. Ф. Ницше: "Формы, в которых выражалось стремление к мощи, менялись с веками, но ее источником остается все тот же вулкан... Что когда-то выражалось в "стремлении к богу", сейчас выражается в стремлении к деньгам... Это то, что в данный момент создает непревзойденное чувство могущества" ("Утренняя заря", 204).
Слайд 13Вечное возвращение
Согласно Ницше, мы должны жить так, как если бы наша жизнь повторялась вновь и вновь. Каждый момент мы должны прожить так, чтобы нам хотелось прожить его снова и снова, то есть переживать его вечно. Это, по существу, метафизический моральный миф. Но Ницше настаивает на том, что в него нужно верить. Он провозглашает этот тезис в качестве своей "формулы величия человеческого бытия". Это возвышенное и невероятно романтическое акцентирование внимания на важности каждого момента выступает в качестве призыва прожить наши жизни полнокровно. Как и любая другая поэтическая идея, она имеет свои сильные стороны. Но как философская или моральная идея она, по сути своей, неглубока. Она просто-напросто не побуждает к дальнейшим размышлениям.
Слайд 14Сверхчеловек
Прототипом ницшеанского сверхчеловека выступает Заратустра . Ницше стремился не меньше, чем опровергнуть христианские ценности: каждый должен нести абсолютную ответственность за действия, совершенные им в этом мире. Каждый, будучи абсолютно свободным, должен сам создавать себе ценности. Никаких санкций, ни божественных, ни каких-либо еще, для его поступков быть не должно. Ницше предвидел воплощение этой идеи в ХХ веке. Те, кто будут следовать этим предписаниям , станут сверхлюдьми. Человек только переход к сверхчеловеку. Сверхчеловек – главная цель развития человечества. Сверхчеловек – личность, стоящая по ту сторону добра и зла. Сверхчеловек станет носителем новой морали, иных моральных ценностей. Существующая мораль является моралью рабов. Новая мораль утвердится порождением сверхчеловека, новой расой – расой господ, новой аристократией, которая будет с презрением относиться к черни и понятиям добра и справедливости, присущих морали рабов. Сверхчеловек как новая каста господ не будет знать жалости и справедливости.
Слайд 15Нигилизм
Суть нигилизма по Ницше: «Бог мертв». «Христианский Бог» утратил свою власть над сущим и определением природы человека. Под Богом понимается весь спектр «идеалов», «целей», «ценностей», того, что над сущим. Нигилизм - исторический процесс, в ходе которого «сверхчувственное» ослабевает в своем господстве и становится недействительным, так что само сущее утрачивает свою ценность и смысл. Изменяя прежнее отношение к ведущим ценностям, нигилизм созревает для свободной и действенной задачи утверждения новых ценностей. Этот нигилизм, достигший своего завершения и полагающий меру будущему - «классический нигилизм». Нигилизм - это освобождение от прежних ценностей как свобода для их переоценки. Изменяется вид и направление и направление утверждения новых ценностей, а так же определение их сущности, изменяется принцип утверждения этих ценностей. Поэтому необходимо заново истолковать сущее в целом, дабы вывести новые принципы утверждения ценностей.
Слайд 16Периоды развития философии Фридриха Ницше
Слайд 17Исследователи философии Ницше выделяют три периода развития его философии: первый или ранний (с 1871 г. по 1876 г.), когда были написаны: «Рождения трагедии из духа музыки» (1872 г.), «Несвоевременные размышления»; второй или средний период (с 1877 г. по 1881 г.) «Человеческое, слишком человеческое» (1878 г.) «Утренняя заря» (1881г.); и третий период (1882 – 1889 г.г.) «Веселая наука», «Так говорил Заратустра» (три книги 1883-1884), «По ту сторону добра и зла» (1886 г.), «Воля к власти» (1889 г.).
Слайд 18В первый период на философию Ницше большое влияние оказала философия немецкого философа первой половины ХIХ века Шопенгауэра и музыка и эстетика современного Ницше немецкого композитора Р.Вагнера. Шопенгауэр представил мир явлений как объективировавшуюся волю, создающую мир для эстетического и этического самопознания. Ницше берёт этот принцип. Философия Шопенгауэра для Ницше соединила слово и музыку в качестве двух сторон мировой воли. Изучая греческую культуру, Ницше стремиться проследить многие закономерности культуры: этапы, гармонию и дисгармонию, отражение в искусстве как художественную целостность.
Слайд 19На втором этапе развития философии Ницше на него большое влияние оказывает естествознание его времени и философия науки того времени - позитивизм. В философию Ницше входят понятия: «мир», «жизнь», «становление», «человек» понимаемый больше в биологическом смысле. У Ницше нет логически связанной и выведенной системы понятий, как у Гегеля или Фихте, но определённая логика в его философии была. Основополагающим понятием выступает «становление» как не имеющая в себе цели и конца, конкретной определенности, длительность мирового процесса, поток вечного круговорота и возвращения. Её нельзя познать или конкретно представить, так как это остановило бы весь процесс становления. Движущей силой этого становления является всё та же воля.
Слайд 20Центральным понятием философии Ницше выступает понятие «жизнь». Ницше причисляют к основоположникам философии жизни. То Ницше понимает жизнь, как чисто биологическое явление, то, как психологическое переживание. Ницше как бы стремится «преодолеть» противоположность материализма и идеализма, встав над ними. Жизнь, по Ницше, есть воля к власти, инстинктивная бессознательная и иррациональная сила, подчинившая себе чувства и мысли человека. Отсюда и понимание человека как биологического, подчиняющегося инстинктам бессознательного и иррационального существа.
Слайд 21Философию Ницше считали предвестницей потрясений самого мира и культуры. Особенно это относилось к третьему периоду развития его философии, когда он выступил со своим учением о кризисе современной культуры, о воле и власти, которая приведёт к появлению сверхчеловека. Учение о воли к власти, о сверхчеловеке как высшем существе, стоящим по ту сторону добра и зла, учение о новой морали – сердцевина и сущность всей философии Ницше. Их неё не выкинешь ни единого слова. Его философия, несмотря на ряд противоречий и неоднозначных высказываний, имеет такое ядро, которое представляется логически выстроенным, продуманным и направленным против общепринятых ценностей и норм морали. Ницше и называл себя первым амморалистом в истории, то есть человеком, который объявил всю прежнюю культуру, мораль и религию заблуждениями.
Слайд 22Ницше делает категорический вывод: «мораль и религия целиком и полностью относятся к психологии заблуждения». Ницше выступает не просто с позиций имморализма, но и антигуманизма, когда говорит: «…именно человек есть самый лучший хищный зверь. Лучше всего он чувствует себя, глядя на трагедии, на бои быков, на распятия; и когда он изобрёл ад, последний сделался небом на земле». «О, братья, разве я жесток? Но я говорю: что падает, то нужно ещё подтолкнуть!». «…В ком же, однако, величайшая опасность для будущих людей! …вред добрых людей есть самый вредоносный вред». «Добрые всегда были началом конца. …Разбейте добрых и справедливых… во лжи добрых были вы рождены и запрятаны. Всё было в основе своей наврано и искривлено добрыми.». «Именно созидающие тверды». «Эту новую скрижаль, братья мои, ставлю я над вами; сделайтесь твёрдыми!». Ницше мог только предвидеть, что XX век станет наиболее трагическим веком, когда писал: «Я обещаю трагический век: высшее искусство в утверждении жизни, трагедия, возродится, когда человечество, без сострадания, будет иметь позади себя сознание о самых жестоких… войнах…».
Слайд 23Заключение
Жизнь Фридриха Ницше, является ярким примером противостояния человека обществу и самому себе. Его идеи на протяжении почти всей его жизни не воспринимались остальными, рождали тишину, или поддавались безжалостной критике. Это провоцировало у Ницше новые болезненные приступы, подрывало его здоровье. Ницше понимал, что его работы являются гениальными и глобальными, порой он даже восторгался ими. Но яростные поклонники творчества Ницше появились лишь на закате его дней, когда он уже был психически не здоров. С детства он привык добиваться желаемого: в школе ним восторгались сверстники, в университете получил должность профессора филологии без сдачи экзаменов и защиты кандидатской и докторской диссертации, добился явных успехов на поприще филологии. Но все его жизненные успехи не приносили ему такую радость, которую приносили всплывающие в его голове идеи.