- Массовая и популярная культура. постиндустриальная цивилизация: основные черты и тенденции развития; причины, место и время появления массовой культуры; основные черты массовой культуры; элементы массовой культуры;

Презентация "Массовая и популярная культура. постиндустриальная цивилизация: основные черты и тенденции развития; причины, место и время появления массовой культуры; основные черты массовой культуры; элементы массовой культуры;" по МХК – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22

Презентацию на тему "Массовая и популярная культура. постиндустриальная цивилизация: основные черты и тенденции развития; причины, место и время появления массовой культуры; основные черты массовой культуры; элементы массовой культуры;" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 22 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Массовая и популярная культура. Причины, место и время появления массовой культуры; Основные черты массовой культуры; Элементы массовой культуры; Соотношение категорий массовая и популярная культура.Постиндустриальная цивилизация: основные черты и тенденции развития;

Слайд 2

Содержание

Массовая и популярная культура. 1. Причины, место и время появления массовой культуры; 2. Основные черты массовой культуры; 3. Элементы массовой культуры; 4. Соотношение категорий массовая и популярная культура.5. Постиндустриальная цивилизация: основные черты и тенденции развития;

Слайд 3

Причины, место и время появления массовой культуры

"В будущем будет создана такая форма контроля над обществом, аналога которому не знает история .... бесчисленное множество людей, равных и одинаковых, будут жить в постоянной погоне за все новыми и новыми удовольствиями. Они полностью подчиняться той силе, что эти удовольствия поставляет, и сила этой власти будет абсолютна и незыблема." Олдос Хаксли. Многовековая традиционная культура, видела в знании, воплощенном в словесных или материальных образах искусства, огромную ценность, что помогает человеку понять, осмыслить окружающий его мир, он рассматривал жизнь человека в процессе его внутреннего роста. Традиционная культура была аристократическая - она обращалась к высшим ценностям, духовным, доступным только тем кто не тратил всю энергию на выживание, высшим классам. В массовом обществе ХХ века, культура должна была ответить на запросы масс, запросы простых людей, живущих в сугубо материальном, физическом мире, в котором высшие духовные ценности не более чем абстракция, а ценность личности достаточно сомнительна. Традиционная аристократическая культура уступила свое место культуре массовой, которая обращалась к массовому вкусу, т.е. к самому низкому. Возрастная народная культура - цирк, рыночный балаган, зрелище, в котором действие важнее содержания, ее назначение развлекать, она предоставляла возможность на время уйти от проблем повседневной жизни. Это был своего рода легкий наркотик. Рыночный балаган, плотские радости жизни, еда, вино, секс были теми сферами, где, хотя бы временно, можно было укрыться от реальности, травмирует. Массовая культура осуществляет стандартизацию духовной деятельности человека. Человеческая масса испытывает, и всегда испытывала отвращение к образованию и к искусству. Она хочет, чтобы ее отвлекали от жизни, а не раскрывали ее смысл. Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций «массовой культуры». Авторы большинства из них склонны рассматривать ее как особый социальный феномен, имеющий свой генезис, специфику и тенденции развития.

Слайд 4

Существуют довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения “массовой культуры». Некоторые считают ее извечным побочным продуктом культуры и поэтому обнаруживают ее уже в античную эпоху. Гораздо больше оснований имеют попытки связать возникновение “массовой культуры» с научно-технической революцией, породившей новые способы производства, распространения и потребления культуры. Буржуазная “массовая культура впервые сформировалась в США. С одной стороны это демократизировало сферу культуры, с другой стороны, способствовало проникновению в эту сферу коммерческих, политических интересов, погони за прибылью. Американский социолог Д. Уайт считает, что к первым элементам массовой культуры можно отнести, например, бои римских гладиаторов, которые привлекали многочисленных зрителей. Согласно А. Адорно, прототипами современной массовой культуры следует считать формы культуры, которые появились во время становления капитализма в Англии, т. е. на рубеже XVII-XVIII веков. Он убежден, что романы, написанные в этот период (Дефо, Ричардсон) предназначались для рынка и имели явную коммерческую направленность. Следовательно, они тяготели скорее к «массовой», чем к «элитарной» культуре. Однако, российские оппоненты (Е. П. Смольская и др.) указывают, что эти произведения не содержали известных шаблонов, которые характерны для произведений массовой культуры. Вероятно, точкой отсчета в появлении и развитии массовой культуры следует все же считать конец XIX - начало XX века. В Европе «массовая культура» (народное развлечение, искусство жонглеров, мимов) всегда противостояла официальной культуре, которую контролировало государство и церковь. В США «массовая культура» изначально пропагандировала стереотипы и идеи официальной культуры, основным регулятором которой стала реклама. «Массовая культура» стала такой неотъемлимой частью культуры американского общества, его культурным сознанием, что ее изучение превышает в системе, к примеру, амереканского вышего образования. 56% учебных курсов в США посвящены изучению «популярных» видов культуры (курсы телевидения, кино, реклама, журналистика).

Слайд 5

В Англии к системе университетского образования включаются специальные курсы, которые включают в себя материалы из культуры кино, музыки, научной фантастики и даже футбола. В Америке «массовая культура» приобрела двойственный характер: американский ум, который не занят практическими заботами, остается отдыхающим, в то время как другая его часть, занята открытиями, производством и социальной организацией. Американская воля воплощается в небоскребе, американский интеллект - в колониальных постройках. Что же такое «массовая культура»? Как и в случае с традиционной культурой универсального определения массовой культуры до сих пор не существует. Такая ситуация имеет свое рациональное объяснение. Дело в том, что как научно-философская категория, «массовая культура» включает в себя целых три понятия. Во-первых, «культуру», как особый характер продукта. Во-вторых, «массовость», как степень распространения продукта. В-третьих, «культуру», как духовную ценность. Одним из наиболее интересных и продуктивных следует признать поход к определению «массовой культуры» Д. Белла, согласно которому массовая культура - это своего рода организация обыденного сознания в информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство.

Слайд 6

Основные черты массовой культуры; Элементы массовой культуры;

Очевидно, массовая культура - явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры: кич-культура (т. е. низкопробная, даже вульгарная культура); мид-культура (так сказать, культура «средней руки»); арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).

Анализируя массовую культуру как особое социо-культурное явление, необходимо указать ее основные характеристики. Такими характеристиками, на мой взгляд, являются: ориентированность на гомогенную аудиторию; опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное; эскейпизм; быстродоступность; быстрозабываемость; традиционность и консерватизм; оперирование средней языковой семиотической нормой; занимательность.

Слайд 7

Особое внимание «массовая культура» уделяет теме агрессии. Жестокость сцен насильства на экране впечатляет представление как количеством, так и своей натуральностью. Достоинства того или другого боевика нередко оценивается пропорционально количеству трупов- видуманное насильство манит к себе, как наркотик. Объяснение этому факту дается на основе философии З.Фрейда. Поскольку культура угнетает в человеке природное начало, инстинкты, иллюзионную реализацию своих неудовлетворенных пристрастий он вынужден искать в искусстве. Именно поэтому в «массовой культуре» так много секса и агрессии. Еще одна любимая тема-страх: такие жанры массовой культуры как триллер, фильм ужасов, фильм-катастрофа и т.д. эксплуатируют эту темы весьма активно. В результате психика человека, «закаленная» современной массовой культурой, становится менее чувственной к тому, что происходит в реальности. Человек привыкает к убийству и насильству. Душевное равнодушие сегодня становится, скорее, правилом, чем исключением. До возникновения технологического общества человек был связан с природой, благодаря религии он чувствовал себя органической частью мира и, в постоянном общении с другими, черпал жизненную энергию. В современном искусственном мире, в окружении бетона, стали и стекла индустриальной цивилизации связь человека с высшими силами, с органикой природы и с другими людьми была сужена до абсолютного минимума и, оставшись в вакууме своего одиночества, человек стал нуждаться в "наркотиках" намного больше, чем когда-либо раньше. Тем более что мир стал настолько переусложненный, что стало бессмысленным пытаться его понять. Но потребность в заполнении внутреннего мира сохранялась и на этот запрос не могли ответить традиционные формы ухода от реальности - алкоголизм, наркотики, сексуальная сфера, тем более что эти формы эскапизма (бегство от реальности) считаются аномалией, и единственно допустимой формой эскапизма стало искусство, трансформирующее реальность в эстетическое приемлемые формы.

Слайд 8

Когда на авансцену истории вышли массы, весь цивилизованный мир, вне зависимости от политической системы каждой страны, стал перед вопросом, как контролировать эти миллионы, и направить их энергию в безопасное для власти русло. Культура предыдущих веков не могла быть использована, идеи, которые в ней содержались, противоречили тем задачам, которые ставила перед собой власть, и была слишком сложна, она требовала многолетнего воспитания. Культура, как и наука, не может существовать без заказчика, по словам Скотта Фитцджеральда, "культура идет за деньгами". Новые хозяева жизни заказывали музыку исполнителям, вооружали их новыми техническими средствами. Новые технологии позволяли упростить культуру и сделать ее доступной для широкого потребления. Как говорил один из заказчиков, Ленин, - "Важнейшим из всех искусств для нас является кино, потому что наше население по преимуществу безграмотно." Радио, кино, а затем и телевидение, сама природа этих новых технических средств сделала упрощение идей, образов традиционной культуры, и давала неисчислимые возможности для постепенной подмены широкого видения мира тем плоским, одномерным миром, который понятен зрителю и необходим заказчику. Кинообъектив вырывает из реальной жизни определенный режиссером фрагмент, отделяет его от всего остального рамкой и, в результате монтажа образов, создается та картина мира, что соответствует задачам, которые ставит перед собой ее создатель.

Слайд 9

Телевизионный экран создает окно в огромный мир, сужая его многомерность до нескольких десятков сантиметров плоского изображения, и это уже не объемная реальность мира, а его бледная, упрощенная копия, лишенная широкого содержания оригинала. Другой советский идеолог, Арбатов, таким образом определял задачи для создателей пролетарской массовой культуры, - ".... художник проникается идеей целесообразности, обрабатывая материал не в угоду субъективным вкусам, а согласно объективным задачам производства, ... художники становятся сотрудниками инженеров, ученых, администраторов. Организовать общий продукт руководствуясь не личными побуждениями, а объективными потребностями производства, выполняя задания класса ... " "Объективные потребности производства" - отвлечь массы от реальных проблем их жизни и заставить их видеть мир так, как этого хочет заказчик. "Массовая культура, компенсируя чувство беспомощности среднего человека создает образы суперменов, преодолевающих те препятствия, которые в практике непреодолимы, побеждающие там, где среднего человека неизбежно ждет поражение. Супермены не ходят на работу с девяти до пяти, не дрожат перед начальством, не боятся, что завтра их уволят без всякого объяснения причин ... У них нет проблем, как выплачивать месячные счета. Супермены в одиночку решают все социальные проблемы, в простой и понятной форме - чаще физической силой. Эти сказки не уменьшают стрессов, но хотя бы на время, перед уходом в сон, приносят состояние сладкой дремы. " Александр Зиновьев.

Слайд 10

Фашисты сжигали книги на улицах и площадях, советская власть гноила книги в библиотечных архивах, что возбуждало общественный интерес к запрещенному знанию. Рынок делает это более эффективным способом - он прививает безразличие к знанию. Рэй Брэдбери боялся того, что государство запретит читать книги. Олдос Хаксли боялся другого, что будут созданы условия, в которых люди не захотят больше читать книги. Но они оба ошибались, сегодня читают намного больше, чем раньше. Сегодня выпускается 1,500 ежедневных газет и 7,000 еженедельников. Ежегодно выпускается 75,000 новых книг. Это по преимуществу, развлекательная литература, и массовый спрос существует только на нее, на литературу типа "гамбургер", на упрощенную до уровня массового вкуса информационной жвачки, "литература для бедных". И, в то же время, серьезная литература, ставящая острые социальные проблемы, никогда не достигает даже 10 тысяч копий. Их, в основном, приобретают лишь университеты, они входят в учебные программы многих колледжей, тысячи студентов эти книги читали, однако это ничего не меняет в их отношении к существующему статус-кво. По первому пункту можно сделать вывод, что сущность «массовой культуры» заключается в влиянии «массовой культуры» на сознание человека, его отношению к реальности и душевной чувственности. Причиной возникновения «массовой культуры» стала потребность власти контролировать миллионы масс и направлять их энергию в безопасное для власти русло. Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство.

Слайд 11

Соотношение категорий массовая и популярная культура.

Но несмотря констатацию наличия значительного научного задела в этой сфере, приходится признать, что сегодня остаются открытыми многочисленные вопросы в данной области, существует разрыв между запросами социальной практики и теории. Даже сами термины "массовая культура", "популярная культура", "массовое общество" и другие не получили пока общепринятого и устойчивого социально-философского содержания. Сегодня можно констатировать проблему, где в качестве семантически и аксиологическая родственных функционируют такие термины, как "высокое". "Классическое", "элитарное", "гуманное", "рациональное". Они противопоставляются "низком", "популярном", "массовом", "антигуманному", "иррациональном". Иногда данные оппозиции сводятся к противостоянию базовых - "культуры" и "псевдокультуры", "антикультуры" или "не культура". Сам термин "массовая культура" зачастую заменяется на близкий по содержанию "популярная культура", что в большей степени коррелирует с западной исследовательской традиции. С целью терминологического уточнения мы попробуем выяснить, являются ли указанные понятия ("массовая культура"/"популярная культура") тождественными или описывают различные по своей природе социальные явления и т.п.. Прилагательное "массовый" сегодня довольно часто встречается в научной литературе. Исследуются массовая культура, массовое производство и потребление, массовые движения, массовые организации, массовые коммуникации и массовое сознание и т.д.. Массовость стала характерной чертой многих социальных и культурных процессов, она прослеживается в различных сферах социально-экономической и культурной жизни современного общества. Сам термин "массовая культура" был принят научным сообществом только в середине 1940-х годов. Согласно еще позже, как производные, появились и получили широкое распространение термины "коммерческая", "популярная", "тривиальная", "низовой", "рыночная" и т.д..

Слайд 12

Важно отметить, что принятое в отечественной литературе обозначение "массовая культура" не адекватно всему разнообразию его значений. В огромном массиве литературы, посвященной этому феномену, преобладают две основные точки зрения. С одной стороны, это комплекс социокультурных ценностей, соответствующих уровню потребностей и вкуса массового потребителя, а с другой - это тексты художественной культуры, которые стали доступными массовой аудитории благодаря технологиям массового производства, медеации и т.д.. Массовая культура в данном исследовании трактуется как особый способ освоения действительности и адаптации к ней, проявляется в условиях индустриально развитого "массового общества". Данное явление характеризует специфику производства и распространения культурных ценностей в современном обществе. Отличительными особенностями массовой культуры являются такие, как ориентация на предпочтения и потребности "среднего человека", исключительно высокая гибкость, свойство трансформировать артефакты, созданные в рамках других культур, и превращать их в предметы массового потребления, коммерческий характер, использование клише при создании ее артефактов , а также связь со средствами массовой коммуникации как главным каналом распространения и потребления ее ценностей. В западной социологической и философской литературе массовая культура отождествляется с популярной, довольно часто термины "mass", "popular", "low" ("низкий") функционируют как синонимы. В 70-е годы ХХ века профессором социологии Колумбийского университета Г. Генс была предложена и разработана следующая типология культуры: высокая, она же элитарная (elite, high) народная (folk) массовая, она же низкая (mass, low), она же популярная (popular).

Слайд 13

Между тем дефиниции народной, популярной и массовой культуры не содержат характеристик, выходящих из единой основы, не позволяет сопоставить данные дефиниции, а наоборот приводит к частым семантических подмен и даже отождествлению данных типов культуры. Здесь термин "массовая культура" часто заменяется близким ему этимологически, но принципиально, по нашему мнению, другим по смыслу термином "популярная культура". Отчасти это связано с тем, что трактовка феномена массы как недифференцированного толпы сочетается с аналогичным восприятием и такой категории как народ, приводит к частым семантических подмен понятий массового, народного, популярного. Г. Генс так определяет свою позицию: "... в Европе появился термин massen-Kulture, который американцы приняли как mass-kulture с аналогичным содержанием. Я предпочитаю термин" поп-культура ", который имеет такой же смысл». Подобное понимание народного, массового и популярного позволяет Г. Генс отождествлять народное искусство и продукцию в этническом стиле, которую производит народ в качестве коммерческого продукта, и "популярное", этимологически родственное "народном" (от "populus" - "народ"). Так, Г. Генс, сравнивая массовую культуру с популярной, а популярную - с народной, стремится доказать равенство массовой культуры и народного. Автор автоматически сравнивает не только понятие, но и явления, которые за ними стоят. Схема, предложенная Г. Генс, представлялась настолько эвристической, вызвавшей появление ряда работ, развивали ее основные идеи. Об относительности любого структурирования в области культуры говорил американский исследователь Рэй Браун. Он отмечал, что популярно, массовое, народное и высокое искусство "являются производными друг от друга, и в линии демаркации между любыми двумя неопределенными и подвижными". Аналогичным образом высказывался Г. Пусть, который отмечал, что более разумно "рассматривать искусство как один длинный континуум и все уровни художественных достижений скорее как взаимосвязанные, а не как разветвленные», а термины "массовое", "популярное" , "народное", "элитарное" воспринимать как устаревшие и такие, которые не отвечают эмпирической действительности

Слайд 14

Между тем, некоторые из исследователей такую ​​научную ситуацию не воспринимал как естественную. Частности Колин Маккейб попытался воссоздать историю термина "популярная культура" и отмечал, что этимологически слово происходит от латинского "populus" - "народ", смысл которого заставляет всегда рядом с ним видеть другое - "закон": "авторское право оставалось за Сенатом и народом Рим, и с этого объединения возникал закон. Его первое значение, которое записано на английском языке, связывалось с законом: "популярный" закон был законом, распространялся на всех людей, и мы можем различить эту разницу в значениях, которая делает эти два понятия центральными: популярный, который исходит от народа, и популярный, который применяется к народу ", то есть" популярный, "массовый" и "народный" - это родственные по значению термины, используемые в равной степени. Очевидно, что такая исследовательская позиция главным образом определялась идеологическими задачами, где ситуация глобального противостояния двух социально-экономических и политических систем - капиталистической и социалистической - ставила перед исследователями задачу легитимизации определенного стиля жизни и, в первую очередь, всех его атрибутов. Подобный подход не позволяет выделить и описать указанные культурные феномены (массовая культура и популярная культура) в их собственных существенных чертах. Так, например, время расцвета массовой культуры (1950-1960-е годы) на Западе называют "поп-десятилетием", одно из ярких проявлений массовой культуры, что связано с модой, рекламой, телевидением, институтом "звезд" - " поп-артом "(" популярным искусством "), первые образцы рок-музыки -" поп-музыкой ". В 1960-е годы термин "поп-музыка" изменяется вследствие рождения такого принципиально нового музыкального направления, как "британский бит", получивший позднее название "рок-музыка". "Поп" и "рок" становятся синонимами, определяя уже не жанровую разновидность, а степень распространения и популярность данного явления. Однако рок-музыка стремительно эволюционирует и начинает расслаиваться. Некоторые из разновидностей усваивают традиции и принципы музыкального мышления академической и джазовой музыки: так появились джаз-рок, барокорок, рок-авангард, арт-рок.

Слайд 15

Происходит сочетание года с жанрами высокой профессиональной культуры и возникают такие полижанровые структуры, как рок-опера и рок-симфония. Наиболее оппозиционными поп-музыке становятся такие разновидности года, как Black metal, Grind-core, Doom, Gothic metal. С другой стороны, усиление танцевального начала в рок-музыке приводит к формированию нового стилевого направления - диско, которое по своей жанровой природе и внутренним содержанием стоит ближе к развлекательной эстрадной музыки, как, например, коммерческий поп-рок. Процесс смешения понятий "рок" и "поп" продолжает влиять и на современную практику, когда к поп-музыке относят и диско, и бит, и шлягер, и рок. Однако рок-музыка в своих лучших образцах тяготеет к профессиональной традиции и выражает в большей степени индивидуальное личностное мировосприятие, тогда как поп-музыка ближе к сфере коллективного творчества. К поп-музыки стали относить развлекательную массовую музыку, которая предназначена для слушателя с усредненным вкусом. При этом она основана на направлениях, стилях и жанрах современной музыки - рок-музыки, соула, фанка и др.., И в этом ее отличие от популярной музыки в широком смысле данного термина. Важно отметить, что сегодня произошло размежевание терминов "популярная музыка" и "поп-музыка". Поп-музыка (pop music) происходит от сокращенного словосочетания "популярная музыка" (popular music). Однако эти наименования имеют разное содержательное наполнение. К популярной музыки относят наиболее известные и наиболее часто выполняемые произведения (в том числе и народные, джазовые, симфонические и др.). К ней можно отнести и творчество Г. Миллера и И. Штрауса (1825-1899) и даже В.А.Моцарта (1756-1791). То есть, термин "популярная культура" означает свойство культурных феноменов выступать одновременно и в качестве сложных, элитарных, и в качестве распространенных, популярных. Британский исследователь Д. Маккуейл, отличая термин "популярное" от наиболее широко применяемого "массовое", указывает на то, что популярная культура - это культура, которая не претендует на массовость, буквально - это культура, которая популярна в различных слоях общества . Кроме того, использование термина "массовая культура" предполагает некоторый снобизм в критике "масс", которые будто не получили достаточного образования или не обладают тонкостью эстетического суждения.

Слайд 16

Автор наделяет массовую культуру следующими характеристиками: нетрадиционность (отличие от "традиционной" культуры), неелитарнисть, массовость производства, популярность, комерциализованисть и гомогенность. На основе этих характеристик мы можем выделить те, которые отличают популярную культуру от массовой - это сравнительная близость к элитарной культуры, гетерогенность и более высокая избирательность производства и потребления. Характерно, что когда предмет культуры получает популярность, (т.е. широкое распространение в массах), может оставаться при этом элитарным, включая в свою структуру как равные, общедоступные для понимания, так и те, которые воспринимаются только специалистами. Такой популярностью пользуется музыка П. Чайковского, поэзия С.Есенина т.п.. Если говорить об искусстве, то это искусство реалистическое, где популярность (подразумевается естественная распространенность, а не сформирована извне, в частности с помощью средств массовой коммуникации) может быть вызвана интересным сюжетом, подобием реальности, характерностью ситуаций, описываемых, типичностью персонажей , способностью вызывать сочувствие и стремление с ними идентифицировать, в музыке - опорой на актуальный "интонационный фонд" (Б. Асафьев). Популярная культура так же, как и массовая предполагает опору на устоявшееся и общепринятое в социальном и эстетическом смысле, повторение и подтверждение освоенного и усвоенного знания, она также апеллирует к обыденного сознания и для ее усвоению не требуются специальные знания и навыки.

Слайд 17

Постиндустриальная цивилизация:основные черты и тенденции развития

Постиндустриальная цивилизация – общество высокого массового потребления, в котором основными становятся проблемы развития сферы услуг, производство товаров массового потребления и теоретического знания. Конец цивилизации прогнозируется к 23 в. н.э., когда станет ясно, что без консолидации усилий всех цивилизаций, затраты на реализацию основных целей Постиндустриальной цивилизации окажутся несопоставимы с положительными результатами. Цивилизационные ценности, открытые в начале Нового времени, и главная из них — ценность человеческой личности, остаются значимыми для обществ, составивших цивилизацию Нового времени XV—XX вв., до нынешнего дня. Современная (постиндустриальная, информационная, постмодернистская) цивилизация по существу является составной частью цивилизации, начало которой было положено в XV—XVII столетиях. В рамках историко-стадиального подхода в зависимости от выбора тех или иных аксиоматических критериев выделяют различные типы цивилизаций. У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер в своих историко-стадиальных исследованиях применяют технократический подход, на основе которого выделяют следующие цивилизации: 1. Аграрную (доиндустриальную), 2. Промышленную (индустриальную) 3. Информационную (постиндустриальную)

Слайд 18

В современной литературе сторонники историко-стадиального подхода (Ю.В. Яковец) выделяют семь таких исторических стадий-цивилизаций, представляющих, правда, синтез марксистско-формационных и западно-технократических их интерпретаций: 1. неолитическая (VII – IV в. до н.э.) 2. восточно-рабовладельческая (III – первая половина I в. до н.э.) 3. античная (VI в. до н.э. – VI в. н.э.) 4. раннефеодальная (VII – ХШ вв.) 5. прединдустриальная (XIV – XVIII вв.) 6. индустриальная (60–90–e гг. XVIII в. – 10–70–е гг. XX в.) 7. постиндустриальная (80–е гг. XX в. – конец XXI – начало XXII вв.). Крупнейшим водоразделом современной истории можно считать начало перехода от индустриальной к постиндустриальной цивилизации в последней четверти XX в. Для сложившейся в течение XX в. дилеммы капитализм-социализм история выбрала третье решение становление постиндустриального общества.

Слайд 19

Начало перехода к постиндустриальному обществу связано со вторым этапом III-й научно-технической революции, который начался в 70-е годы XX в. С ним связан качественный прорыв в трех сферах микроэлектроники, биотехнологий и информатики. Именно в это время завершился век железа в истории человечества, длившийся около трех тысяч лет. Приоритетными материалами становятся керамика, пластмассы, синтетические смолы, что породило даже понятие синтетическая цивилизация. Бурно развивается порошковая металлургия. Осваиваются принципиально новые технологии. Коренные сдвиги происходят в сфере транспорта и связи. Началась Зеленая революция развитие техносферы обострило экологические проблемы до масштабов глобальных и в то же время открыло качественно новые возможности для их решения. Радикальные перемены произошли в формах организации производства. Индустриальных гигантов все более теснят малые и средние предприятия, объединенные в консорциумы, ассоциации и финансово-промышленные группы. Мелкий и средний бизнес во многих странах уже производит более половины валового национального продукта, обеспечивая дополнительные рабочие места, и отличаясь при этом способностью к гибкой реакции на инновации. Уходят в прошлое машинный строй производства, нараставшая концентрация и централизация власти, превращение человека в винтик огромных технических, экономических и социально-политических систем. В то же время становление постиндустриального общества проходит на фоне сложных интеграционных и дезинтеграционных процессов, которые отражают основные тенденции цивилизационного развития на рубеже XX и XXI веков.

Слайд 20

Одной из характерных черт развивающейся Постиндустриальной цивилизации является интернационализация экономики. Эта тенденция, зародившаяся еще в эпоху Индустриальной цивилизации, на рубеже веков стала доминирующей. Третья научно-техническая революция вызвала ускорение процесса вовлечения стран в международное разделение труда, обмена продукцией и информацией, что послужило основой для возникновения во второй половине XX в. феномена открытой экономики или интернационализации экономики на основе процессов интеграции. Уже в начале XX в. существовали международные предприятия, которые во второй половине XX в., используя ЭВМ и современные средства связи, стали превращаться в многоотраслевые комплексы. Эти объединения получили название транснациональных и многонациональных корпораций. Развитие международных предприятий и объединений наряду с небывалым расширением мировых рынков товаров и капиталов, рабочей силы способствовало формированию рынков информации (ноу-хау, патенты, лицензии) и научно-технических услуг (инжениринг, лизинг). Другим проявлением процессов интернационализации на рубеже Индустриальной и Постиндустриальной цивилизаций, получившим особое развитие, является межгосударственная интеграция национальных хозяйств. Наиболее развитой формой такой интеграции является Европейский Союз. В 80-е годы тенденции к интеграции отчетливо наметились и среди государств Северной Америки США, Канады, Мексики. Аналогичные интеграционные процессы с 80-х годов наблюдаются в Азиатско-Тихоокеанском регионе, центром и инициатором которых является Япония. В ноябре 1989 г. возникла Организация экономического сотрудничества азиатско-тихоокенанских государств (АПЕК). Кроме Японии в нее вошли Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Филиппины, Австралия, Гонконг, Китай, Новая Зеландия, всего 11 государств. .

Слайд 21

Интеграционные процессы не обошли и сравнительно молодые, развивающиеся государства. К объединению их подталкивала необходимость защиты национальных интересов. Примером могут служить организации стран экспортеров нефти (ОПЕК), железной руды (во главе с Индонезией), меди (Заир, Замбия, Перу, Чили). К сожалению общемировой процесс интеграции слабо выражен на постсоветском пространстве, но и здесь в последние годы усиливаются интеграционные тенденции. Во второй половине XX века зарождающаяся Постиндустриальная цивилизация, достигнув немалых высот в различных сферах общественной жизни науке, технике, культуре, столкнулась лицом к лицу с, казалось бы, неразрешимыми глобальными проблемами. Эти проблемы, ресурсно-экономические, демографические, мирохозяйственные, проявляются через кризисы, в том числе в области здравоохранения, образования, культуры, в растущей преступности, что позволяет многим ученым говорить о глобальном кризисе цивилизации. Есть, однако, и несколько иная точка зрения на природу современного кризиса цивилизации. По мнению ее сторонников, глобальный кризис современной цивилизации носит планетарный, а не локальный характер, как это было в прошлом. Следовательно, гибель угрожает не какой-то части современной культуры, а человечеству в целом. В силу этого неизбежно противостояние всего человечества глобальной катастрофе, ибо всеобщая опасность роднит, объединяет всех, что вселяет известный оптимизм. Демографический фактор глобального кризиса наиболее ярко проявляется в странах Третьего мира. Освободившись от колониальной зависимости, население этих стран через три-четыре десятилетия столкнулось с нищетой, голодом, эпидемиями. Плачевное состояние этих стран связано также с исключительными темпами роста населения. За последние 30 лет численность населения 39 экономически развитых стран увеличилась всего на 43% в то время как население 170-ти развивающихся государств увеличилось в 2,2 раза.

Слайд 22

Демографы прогнозируют в недалеком будущем демографическую стабилизацию и даже депопуляцию в развитых странах, а темпы роста населения в странах Третьего мира будут оставаться чрезвычайно высокими. Следовательно, будет усугубляться проблема занятости, бедности, нищеты, голода. Глобальные проблемы, с которыми столкнулось человечество в конце XX века, порождены во многом техногенной западной цивилизацией, западными ориентирами деятельности и представлениями о ценностях бытия, и это формулирует еще одну важную глобальную проблему: своевременное предвидение и предотвращение отрицательных последствий самой научно-технической революции

Список похожих презентаций

Основные направления в искусстве и массовой культуре

Основные направления в искусстве и массовой культуре

Художественная культура Кубизм. Кубизм — особая форма примитивизма, акцентировавшая внимание на стереометрии предмета, изображавшая мир в виде взаимосвязанных, ...
Нормативная система культуры. классификация культурных норм; функции культурных норм; основные виды культурных норм; этикет как культурная норма.

Нормативная система культуры. классификация культурных норм; функции культурных норм; основные виды культурных норм; этикет как культурная норма.

Культурные нормы. Наши действия только отчасти являются продуктом природы. Все человеческое поведение прежде всего результат обучения. Нас с детства ...
География культуры.  Культура и элементы культуры

География культуры. Культура и элементы культуры

Что такое культура? Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах ...
Постсоветский этап развития культуры

Постсоветский этап развития культуры

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: проблемы развития науки и образования в постсоветской России; Нобелевские премии ...
Деятели культуры и общественные деятели

Деятели культуры и общественные деятели

Константи́н Миха́йлович Си́монов (28 ноября 1915, Петроград — 28 августа 1979, Москва) — русский советский писатель, поэт, общественный деятель. Герой ...
Говорящие изображения Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы православной культуры»

Говорящие изображения Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы православной культуры»

Кроссворд. . . . . . Яко дух, яко тлен, яко платье на нём. (Русская народная загадка). Спас Нерукотворный. Богоматерь Владимирская. Богоматерь Казанская. ...
Виды культуры

Виды культуры

План. Понятие о культуре. Виды культуры. Молодёжная субкультура и её особенности. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к ...
Взаимодействие ян и инь – основа китайской культуры

Взаимодействие ян и инь – основа китайской культуры

Ян и инь - едины и неделимы. Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» — «южный, солнечный склон горы». Позднее инь воспринималось ...
Богатство и своеобразие культуры Древней Руси

Богатство и своеобразие культуры Древней Руси

Прежде чем говорить о зарождении культуры нужно сказать пару слов о том, что же значит термин «культура». Это слово произошло от латинского cultura, ...
Арабо-мусульманский тип культуры

Арабо-мусульманский тип культуры

1. Общая характеристика. 1.1. Периодизация. 1.2. Географическое положение. 1.3. Оазисы. 2. Джахилийа 3. Мекканский период. 3.1. Великое начало. 3.2. ...
Достояние русской культуры - балет

Достояние русской культуры - балет

В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Это был «Балет ...
Самостоятельная работу №8Развитие татарской культуры в начале 19 века

Самостоятельная работу №8Развитие татарской культуры в начале 19 века

Традиции строительства домов казанских татар складывались веками под влиянием религиозных, эстетических и культурных особенностей населения края. ...
Своеобразие художественной культуры Древнего Востока

Своеобразие художественной культуры Древнего Востока

Учебные цели и задачи: Познакомиться с религиозными представлениями человека Востока, определить направления и особенности восточного искусства, учиться ...
Система внеклассной работы в приобщении школьников к основам православной культуры (из опыта работы МОУ СОШ № 17 города-курорта Геленджик )

Система внеклассной работы в приобщении школьников к основам православной культуры (из опыта работы МОУ СОШ № 17 города-курорта Геленджик )

Условия для ведения внеклассной работы в нашем селе. Учебно-методические материалы. Информационные источники. Воспитательная работа школы. Библиотечный ...
Развитие татарской культуры в 18 веке

Развитие татарской культуры в 18 веке

В начале XX века, особенно с появлением у татар в 1905 году собственной периодической печати, широкого развития книгопечатания и книготорговли, возникновения ...
Заметный след Китая в развитии мировой культуры

Заметный след Китая в развитии мировой культуры

Цель: Исследовать художественные достижения и вклад Китая в мировую культуру. Задачи: 1. Познакомиться с художественным наследием Китая. 2. Понять, ...
Религия как одна из форм культуры

Религия как одна из форм культуры

Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, ...
Развитие культуры

Развитие культуры

Первобытная культура. Первобытное искусство — искусство эпохи первобытного общества отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников. ...
Единство и многообразие культуры

Единство и многообразие культуры

Для справки…. Библейская легенда о строительстве Вавилонской башни рассказывает нам о «золотом веке» человечества, когда «на всей земле был один язык ...
"Серебряный век" русской культуры

"Серебряный век" русской культуры

План урока. 1.Просвещение. 2.Наука. 3.Литература. 4.Живопись. 5.Скульптура.Архитектура. 6.Музыка.Театр.Кино. Задание на урок. Докажите,что период ...

Конспекты

Мировая художественная культура

Мировая художественная культура

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №77 с углубленным изучением английского языка" г.Перми. ...
Мировая художественная культура

Мировая художественная культура

Муниципальное общеобразовательное учреждение. «Нижне-Нарыкарская средняя общеобразовательная школа». «Мир Леонардо да Винчи». Открытый ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.