Слайд 1истоки древнегреческой культуры
Научное путешествие в мир Эллады
Слайд 2Эллада
Термин «Греция», «греки» – негреческого (возможно, иллирийского) происхождения; он вошел в обиход благодаря римлянам, которые первоначально обозначали им греков-колонистов в Южной Италии. Сами греки именовали себя эллинами, а свою страну – Элладой (от названия небольшого города и области в южной Фессалии).
Слайд 3Этапы развития культуры Древней Греции
Крито-микенская культура; Гомеровский период или «Темные века» ; Архаика; Классика; Эллинистический период.
В процессе своего развития культура Греции пережила несколько этапов:
Слайд 4Крито-микенская культура
АРХИТЕКТУРА. На рубеже III и II тыс. до н.э. вся жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг так называемых дворцов. Из всех дворцовых комплексов Крита исследователями лучше изучен дворец в Кноссе, известный как Лабиринт. Он представлял собой целый комплекс помещений различного назначения, расположенных на нескольких(2-4)уровнях, соединенных коридорами и переходами. Уловить какую-либо систему невозможно, поэтому Кносский дворец рассматривался как лабиринт, построенный зодчим – легендарным Дедалом.
Руины Кносского дворца. Середина 2 тысячелетия до н. э.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. В целом изобразительное искусство Крита было исключительно динамичным и красочным. Упругий, пронизанный движением орнамент в виде спиралевидных завитков или волн, где одни яркие тона сменялись другими, был особенно характерен для искусства Крита. Лишь некоторая условность обнаруживается при изображении людей. Ноги и лицо показывались в профиль, плечи – развернутыми в фас, глаза – смотрящими прямо на зрителя. Однако изображение природы было настолько реалистично, что человеческая фигура воспринималась как неотъемлемая ее часть, и не портило общего впечатления.
Фрески Феры. Остров Фера (он же Санторин) — один из центров крито-микенской цивилизации.
Слайд 5МИФОЛОГИЯ
Слово «миф» в переводе с греческого означает «сказание, история». Греки считали, что мир произошел из Хаоса, где не было верха и низа, правого и левого, света и даже тьмы. Из Хаоса родились небо — Уран и земля — Гея, которые и породили этот мир, его деревья, травы, звезды, светила, реки, моря и многочисленное поколение богов-титанов (первое имя Геи было Тита). Мир был населен тысячами богов. Но на Олимпе правило их священное число: 12 олимпийских богов. Это жена Зевса Гера, богиня семьи и брака; Гермес, бог торговли и путников; нелюбимый сын Зевса Арес, бог жестокой и кровожадной войны; прекрасная Афродита, богиня любви и красоты; Афина Дева, богиня ремесел и мудрости, покровительница честных и правильных войн; Гефест — бог-кузнец; сестра Зевса богиня плодородия Деметра; Гестия, покровительница домашнего очага; Артемида - охотница; Дионис — бог виноградарства, виноделия и театрального искусства; Аполлон — бог солнечного света и покровитель искусств и музыки.
Артемида — дочь Зевса, богиня охоты, покровительница рожениц.
статуя богини победы Ники
Статуя Венеры (Афродиты), богини любви и красоты
Гера — супруга Зевса.
Бюст богини Афины.
Статуя Аполлона
Слайд 6Ахейская культура
Расцвет минойской культуры был прерван в конце XV вв. до н.э. Почти все поселения и дворцы были разрушены в результате сильнейшего извержения вулкана (1450г. до н.э.), воспользовавшись этим на Крит вторглись воинственные греки – ахейцы. Крит превратился в провинцию ахейской Греции. Центр цивилизации переместился на материковую Грецию, где в то время процветала микенская или ахейская культура. Как и на Крите, основными центрами микенской культуры были дворцы. Они отличались симметрией и четкой системой расположения залов и комнат. Стены дворцов украшались фресками, причем в тематике росписей преобладали сюжеты, связанные с борьбой, охотой, войной… Торжество физической силы пронизывало всю микенскую художественную культуру. В изобразительном искусстве ахейцев преобладала жесткость и статичность композиции. На смену динамичности пришли строгость, геометричность и схематичность форм. Заняв место Крита, микенская культура распространила свое влияние далеко за пределы Эгейского региона. Доминирование ахейцев в Эгейском море закончилось с появлением в XII веке до н.э. исключительных народов, среди которых были и дорийцы. Дорийское завоевание привело Грецию к новому регрессу – резкому сокращению численности населения, падению жизненного уровня, прекращению монументального и каменного строительства, упадку ремесла, ослаблению торговых контактов, утрате письменности.
Город Микены
Слайд 7Гомеровский период или «Темные века»
Дорийское завоевание Греции привело к гибели Эгейской культуры и общему хозяйственному упадку, поэтому XI – IX вв.до. н.э. в истории культуры Древней Греции считается «темными веками», однако его еще называют гомеровским по имени гениального древнегреческого поэта и сказителя Гомера, создавшего эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея».
По преданию, Гомер был слепым странствующим певцом и жил около VIII в. до н. э. Многие столетия, начиная с древности, ученые спорят, действительно ли один человек написал две эти поэмы или это творение целого народа. Сейчас почти все уверены, что «Илиада» и «Одиссея» состоят из разных поэтических произведений, создававшихся на протяжении столетий, но собраны и обработаны они были одним человеком. Имя Гомера было священным для каждого грека; его поэмы заучивали наизусть, по ним учились читать и писать, из них черпали знания о богах, учились мужеству и доблести. Гомер является воспитателем Греции.
Слайд 8Архаика
Архаическая эпоха стала важной вехой в развитии древнегреческой культуры. На рубеже IX–VIII вв. до н.э. возродилась письменность (забытая в гомеровский период). По преданию, Кадм, сын финикийского царя Агенора, приплыл на о. Фера и научил местных греков финикийскому способу письма; на его основе те создали свой алфавит, позже включив в него и символы для обозначения гласных звуков. Распространение письменности дало толчок развитию древнегреческой литературы. В VIII в. до н.э. были записаны гомеровские поэмы, прежде распевавшиеся аэдами. Бурно развивается градостроительство (каменные здания, планировка городского комплекса, водопровод). Возрождается монументальная архитектура (прежде всего возведение храмов); внедряется новый способ строительства с помощью огромных каменных блоков, промежутки между которыми заполняются мелкими камнями и щебнем.
Слайд 9Уже в архаическую пору в греческой архитектуре ясно выявились два стиля, или ордера: дорический и ионический. Дорический можно считать основным в развитии греческой архитектуры. Стройное сочетание вертикалей и горизонталей, прямых линий и прямоугольных плоскостей, основанное на точном математическом расчете. Массивный ствол с вертикальными ложбинками – каннелюрами неестественно завершает круглая подушка – эхин, поддерживающая более широкую квадратную плиту – абаку. Вся капитель геометрически безупречная в предельной своей лаконичности, стилистически определяющей строение колонны. На капителях мерно располагается так называемый антаблемент. Он состоит из балки – архитрава, горизонтальная гладь которого мощно протягивается непосредственно над стволами; из фриза, расположенного над архитравом и расчлененного на прямоугольные триглифы и квадратные плоскости – метопы. Выше антаблемента – фронтон, величественный треугольник которого увенчивает чередование колонн, являя собой идеальное обрамление многофигурной монументальной скульптуры. Этой строгой геометричности, массивной простоте, исполненной внутренней силы, властному утверждению мужественного начала в искусстве ионический ордер противопоставляет стремление к декоративности, к легкости форм, плавность линий, свое более женственное вдохновение. Это особенно явственно в ионической капители с ее спиралевидными валютами, придающими всей колонне особое изящество и живописность. Легко вырастая над базой, ионическая колонна как бы распускается кверху, подобно цветку. Соотношение частей в ней тоже основано на математическом расчете, но этот расчет менее очевиден, не стесняет фантазии.
Слайд 10СКУЛЬПТУРА.
Архаическая эра знаменуется появлением пластического искусства. Ее цель – создание красоты, которая равнозначна добру, духовному и физическому совершенству человека. Скульптура ориентируется на идеал юного, прекрасного и мужественного героя, олицетворяющего добродетели гражданина полиса – воина и атлета. Это обнаженные юноши (куросы), атлеты. Можно сказать, что скульптура Эллады родилась на стадионе. Постоянные состязания развивали у юношей силу мускулов, ловкость движений. Художник вдохновлялся красотой хорошо тренированного, упругого тела, а прекрасные статуи воодушевляли юношей на тренировку, давая им образец вожделенного физического совершенства.
Архаическая статуя Аполлона.
Это коры – юные женщины в хитонах или плащах. Как правило, греческие женщины не участвовали тогда в спортивных состязаниях, так что красота обнаженного женского тела не сразу засияла в искусстве. Улыбка озаряет лица всех этих архаических куросов, Апполонов и кор: знаменитая «архаическая улыбка», вызывавшая столько догадок в прошлом веке, когда были открыты первые скульптуры тех времен. Улыбка застывшая, не совсем естественная. Так что черты куроса или коры не создают впечатления подлинно живого человеческого лица.
Кора хиосского мастера
Слайд 11Живопись (вазопись)
В живописи (вазописи) на рубеже IX–VIII вв. до н.э. отмирает искусство знака, геометрического символа; на смену ему приходят понятные и наглядные очеловеченные мифологические образы. ковровый орнамент полностью вытеснен живым изображением и искусно передается движение. Отношение к росписи как магическому средству одушевления сосуда уходит в прошлое; изображение, в отличие от орнамента, обретает собственный смысл, не связанный с функцией вазы. Около 530 до н.э. утверждается «краснофигурный стиль», позволивший искуснее передавать объемность и подвижность человеческого тела, и глубину пространства. Росписи на вазах, часто исполненные самими мастерами-керамистами с большим искусством, интересны еще и тем, что они повествуют о жизни древних греков, о их внешности, предметах быта, обычаях и многом другом. В этом смысле они сообщают нам даже больше, чем скульптуры.
Слайд 12Классика
V в. до н.э. – золотой век греческой культуры. Ведущие позиции в культурной жизни заняли Афины и Сиракузы. ПРАЗДНИКИ. В Афинах отмечалось около 60 праздников. Среди общегреческих праздников самыми известными были Олимпийские Игры, которые проводились в честь бога Зевса каждые четыре года летом в священном греческом городе Олимпия. Изобретателями первых видов состязаний на этих Играх — скачек на колесницах, бега и борьбы — считались греческие герои Пелопс и Геракл, первые игры состоялись в 776 до нашей эры. В Играх могли принимать участие только греки, варвары могли присутствовать на играх только в качестве зрителей. Замужним женщинам, за исключением жрицы богини Деметры, запрещалось появляться на празднике под страхом смерти.С началом игр во всех греческих государствах начиналось священное перемирие, длившееся два месяца, во время проведения которого прекращались все военные действия; область Олимпии становилась «священной зоной мира», в которую никто не имел права вступать с оружием.Спортсмены и их наставники съезжались в Олимпию за месяц до начала Игр. Для тренировок отводилось 10 месяцев, но последний месяц спортсмены упражнялись под присмотром судей. Сами Игры длились 5 дней. В 1-й день, когда участники Игр перед алтарем Зевса приносили клятву в соблюдении всех правил состязаний, проходили жертвоприношения богам. Во 2-й день проводились состязания в группе мальчиков, в 3-й — состязания мужчин, в 4-й — конные ристания (состязания), 5-й день заканчивался жертвоприношениями и был посвящен торжественной церемонии вручения наград. Первым победителем Олимпийских игр считался Коронбос, который выиграл состязание в коротком беге на 1 стадий (192,27 м). Со временем в программу Игр вошли двойной (то есть на 2 стадия) бег, длинный бег (от 7 до 24 стадиев), борьба, пятиборье (состоявшее из прыжков, бега, борьбы, метания копья и диска), кулачный бой, бег колесниц, запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, верховые скачки на взрослых лошадях, панкратий (борьба без правил и состязание на кулаках), бег в полном вооружении (гоплитодром), попеременный бег, скачка на колеснице и др.; верховые скачки на жеребятах и панкратий для мальчиков. Победителю судьи вручали пальмовую ветвь. Имя победителя, имя его отца и отечество торжественно объявлялись и высекались на мраморных плитах, выставленных в Олимпии для всеобщего обозрения. атлеты награждались венками из ветвей масличного дерева, по преданию, посаженного еще самим Гераклом, и им позволялось поставить в Олимпии свою статую. Древние греки считали победу знаком внимания Зевса к атлету и к его родному городу. Игры были священными и посвящались языческим богам; поэтому, когда Римская империя, в которую входила и Греция, стала христианской страной, они были запрещены.
Агиас — знаменитый атлет 5 в. до н. э.
Стадион в древней Олимпии, на котором проходили олимпийские состязания примерно с середины 4 в. до н. э. Длина стадиона по окружности — 1 олимпийский стадий (192,27 м).
Эта скульптура изображает героя греческого предания — маленького спартанца, который победил в состязаниях по бегу, несмотря на занозу в ноге. Лишь после состязания он присел, чтобы вытащить ее. На таких примерах воспитывалась спартанская молодежь.
Слайд 13Скульптура V в. до н.э. продолжает ориентироваться на изображение идеального человека – героя, воина-атлета, однако приобретает большую пластическую содержательность: фигура наливается особой внутренней силой, олицетворяя уверенность, достоинство и доблесть. На основе геометрического изучения человеческого тела устанавливается пропорциональное соотношение его частей и разрабатываются универсальные правила построения идеальной фигуры. Преодолевается схематизм и статичность архаической скульптуры, совершенствуется мастерство передачи движения. Для пластического искусства в IV в. до н.э. характерен переход от обобщенно идеального к индивидуальному. Скульпторы все чаще стремятся через пластику тела выразить внутреннее состояние человека.
Дискобол
Слайд 14МЕДИЦИНА
Ко второй половине V в. до н.э. относится рождение научной медицины. Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 до н.э.) отверг религиозно-мистические представления о физическом состоянии человека и предложил рационалистическое его объяснение. Гиппократ первым превратил медицину в науку, которая опиралась на факты и делала строгие выводы из них. Гиппократ исходил из принципов целостности организма, индивидуального подхода к больному. Ему приписывают создание так называемой клятвы Гиппократа, которую приносили врачи всех последующих веков. Эта клятва требует от врача честного исполнения своих обязанностей и беззаветного служения интересам больного. Труды Гиппократа стали основой для медицины последующих столетий.
Последняя треть V века до н.э. ознаменовалась тяжелыми для Греции событиями. Культурное главенство Афин было признано всем эллинским миром. В длительной Пелопоннесской войне (431- 404 гг. до н.э.) Спарта нанесла Афинам сокрушительное поражение. Эта война ослабила всю Грецию. Внутреннее устройство всего греческого мира требовало обновления: узкие рамки полисов оказывались недостаточными для развития рабовладельческого способа производства. В истории Эллады наступала новая пора…
Слайд 15Эллинистический период
МОДА. Одежда мужчин и женщин состояла из нижней и верхней. Нижней одеждой являлся хитон – короткое платье наподобие рубашки, закреплявшееся на одном или обоих плечах пряжкой и подбиравшееся поясом; женский хитон был длиннее мужского; в ранний период носили хитон без рукавов, позже с рукавами. Верхней одеждой служил гиматий (плащеобразная накидка); у мужчин он закреплялся пряжкой под правой рукой. Мужчины также носили хламиду (короткий плащ, застегивавшийся пряжкой на груди или на правом плече), а женщины – пеплос (шерстяной плащ, заколотый на плечах и открытый с правой стороны, с поясом или без него). Ионийцы и афиняне предпочитали льняную одежду, которую они часто вышивали или раскрашивали узорами. Дорийцы в основном носили шерстяное платье натурального цвета, которое отличалось простотой; они считали, что тело прекрасно само по себе и его не нужно искусственно украшать. Одежда греков не выкраивалась и не сшивалась; она представляла собой цельный продолговатый четырехугольный кусок материи. Мужчины покрывали голову только тогда, когда надо было защититься от дождя или солнца – для этого им служили войлочные шляпы с круглой и низкой тульей и с широкими загнутыми кверху или опущенными вниз полями (каузия, петас), а также шапки яйцеобразной формы из соломы, кожи или войлока. Женщины носили сетки из шнурков (иногда золотых), платки, которыми повязывали всю голову или только косу, и колпаки с кисточками; для украшения головы они использовали цветные ленты и обручи из металла или кожи; замужние женщины прикрепляли к косе прозрачное покрывало. До эллинистической эпохи было принято иметь густую бороду и длинные волосы (в Афинах их заплетали и связывали в пучок). Со второй половины IV в. до н.э. распространился обычай брить бороду, коротко стричь волосы и завивать их в мелкие кудри. В ранний период мужчины считали неподобающим украшать себя; они носили лишь трости и перстни-печати. Позже трости вышли из употребления, а перстни превратились в предмет роскоши. Женщины, наоборот, широко использовали украшения и косметические средства (благовонные масла, эссенции, белила, румяна, сурьму). Существовали разные виды женской прически: волосы зачесывали назад, связывая их на затылке в пучок, завивали в локоны или заплетали в косу, обвивая ими голову; лоб всегда был низко закрыт. Для сокрытия дефектов фигуры гречанки надевали искусственные бедра и грудь и туго затягивали широкий пояс на талии. Одежда у греков могла служить формой наказания. Граждан, не посещавших народное собрание, заставляли носить шнурок, намазанный суриком (Афины); трусов – женское платье; доносчиков и обманщиков – венок из мирики; прелюбодеев – шерстяной венок (Крит); нарушительниц супружеской верности – прозрачную одежду, в которой их выставляли на торговой площади.
Слайд 16Греческая система образования начала складываться в VI в. до н.э. в Афинах. Главной ее целью было формирование достойного члена полиса путем его гармоничного духовного, нравственного, физического и эстетического развития; она ориентировалась в первую очередь на воспитание мальчиков. В VI–V вв. до н.э. обучение осуществлялось в начальной школе, которую могли посещать дети всех свободных граждан. Там они, обычно с семилетнего возраста, приобретали навыки письма, чтения, счета; их также учили музыке, танцам и гимнастике. в Афинах существовал институт эфебии: по достижении восемнадцатилетнего возраста все юноши (эфебы) собирались со всей Аттики под Пиреем, где в течение года под руководством учителей (софронистов), обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с осадными орудиями и проходили курс интенсивной физической подготовки; в течение следующего года они несли военную службу на границе, после чего становились полноправными гражданами. В IV в. до н.э. появляются средние учебные заведения, целью которых было развить мышление и способность рассуждения. В них преподавался цикл наук – грамматика, риторика, арифметика и теория музыки, к которым добавлялись диалектика, геометрия и астрономия (астрология). Возраст учащихся варьировался от тринадцати до восемнадцати лет. В IV в. до н. в Афинах возникает и высшее образование, предполагавшее получение фундаментального гуманитарного знания. Риторы и философы за плату обучали желающих искусству красноречия, логике и истории философии. Порядок и содержание курса зависели от личности преподавателя. Особый вариант образовательной системы существовал в Спарте: задача воспитания сильного и дисциплинированного воина требовала одностороннего военного образования; за исключением элементарных знаний письма, счета, навыков пения и игры на музыкальных инструментах, спартанцы получали исключительно военную и физическую подготовку под контролем государства. В Спарте значительное внимание уделялось и женскому воспитанию, прежде всего физическому, которые было сходно с воспитанием мальчиков.
Спартанская женщина.
ОБРАЗОВАНИЕ
Педагог, сопровождающий ребенка в школу.
Слайд 17ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Широко, от восточных берегов нынешней Испании до северного Причерноморья, сияла культура Эллады. В Древней Греции жили прекрасные поэты, математики, философы. Мудрецы задавались вопросами о мироздании, которые волнуют нас и сегодня. Греки любили поэзию, музыку, пение, мифы о героях и богах. Древние греки очень любили театральные представления. Они возводили огромные открытые амфитеатры. Искусство Древней Греции оказало большое влияние на последующие поколения. Его спокойная и величественная красота, гармония и ясность служили образцом и источником для позднейших эпох истории культуры.