» » » Роды и жанры. Теория литературы

Презентация на тему Роды и жанры. Теория литературы


Здесь Вы можете скачать готовую презентацию на тему Роды и жанры. Теория литературы. Предмет презентации: Литература. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 58 слайдов.

Слайды презентации

Слайд 1
Роды и Жанры литературы теория литературы Автор: Гизатулина О.И.- учитель русского языка и литературы Гулистанского колледжа Компьютерных и информационных технологий Г.Гулистан, Узбекистан
Слайд 2
План: • Понятие литературного рода • Понятие литературного жанра • классификация жанров на примерах • литературных произведений • Театр в русской литературе и искусстве
Слайд 4
РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ лирика эпос драма
Слайд 5
Род литературы • Литературный род – группа литературных произведений, вычленяемых по ряду единства признаков:
Слайд 6
1 ) лирика – род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека. Характерная особенность – стихотворная речь, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер;
Слайд 7
2) драма – род литературы, отражающий жизнь в действии (поступках и переживаниях) людей. Предназначается для исполнения на сцене; 3) эпос – представляет собой связный рассказ о тех или иных событиях, максимально приближенных к объективности.
Слайд 8
жанр Жанр - это сочетание своеобразных свойств , объединяющих произведения данного вида.. пример Басня имеет ряд устойчивых признаков: короткий сюжет, аллегория, мораль.
Слайд 9
Эпос басня рассказ повесть очерк роман роман-эпопея
Слайд 10
Жанры литературы • Жанры литературы: эпические - повесть – произведение, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий; - рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера; - очерк – литературное произведение, основанное на фактах, документах, наблюдениях автора;
Слайд 11
- роман – большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни множества людей в определенный период времени или целой человеческой жизни; - роман-эпопея – самый крупный повествовательный жанр литературы, изображающий большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости; - притча – небольшой рассказ нравоучительного характера, родственный басне.
Слайд 12
Поиски истины
Слайд 14
Р Р о о м м а а н н — — литературный литературный жанр , , как правило, прозаически как правило, прозаически й й , который , который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/ личности главного героя (героев) в кризисный/ нестандартный нестандартный период его жизни. период его жизни. Возможные варианты повествования: Возможные варианты повествования: • с рождения героя до его смерти с рождения героя до его смерти ( ( « « Парфюмер Парфюмер » » П.Зюскинда); П.Зюскинда); • с рождения героя до выхода его/её жизни из кризисного с рождения героя до выхода его/её жизни из кризисного состояния состояния ( ( « « Дэвид Копперфильд Дэвид Копперфильд » » Чарльз Диккенс Чарльз Диккенс , , « « Бремя страстей человеческих Бремя страстей человеческих » » Уильям Сомерсет Моэм); Уильям Сомерсет Моэм); • с точки входа главного героя в кризисное состояние жизни до с точки входа главного героя в кризисное состояние жизни до развязки развязки ( ( « « Преступление и наказание Преступление и наказание » » , Фёдор Достоевский). , Фёдор Достоевский).
Слайд 15
Возникновение жанра Возникновение жанра С историко-литературной точки зрения невозможно говорить о возникновении романа как жанра, поскольку по существу « роман » — это термин, перегруженный философскими и идеологическими значен иями и указывающий на целый комплекс относительно независимых явлений, не всегда связанных друг с другом генетически. «Возникновение романа» в этом смысле занимает целые эпохи, начиная с античности и заканчивая XVII (17) или даже XVIII (18) веком. Огромное значение при этом имели процессы усвоени я и поглощени я классов и типов из соседних литературных рядов. Ему было свойственно линейное изложение фактов и событий .
Слайд 18
Рассказ РАССКАЗ — малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа. Для рассказа характерны следующие черты:  небольшой объем;  в основу сюжета положено чаще всего одно событие, остальные лишь сюжетно очерчены автором;  малое число персонажей: как правило  один- два центральных героя;  автору интересна какая-то определенная тема;  решается какой-то один главный вопрос, остальные вопросы являются "производными" от главного. Владимир Набоков «Обида» В этом произведении происходит рассказ о событиях, судьбе героев(Васи, Тани, Пути), их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувство обиды показано со стороны их внешнего проявления). Автор прямо выражает свое отношение к происходящему. Все это дает нам понять, что это рассказ. По словам Джека Лондона, "рассказ — это… единство настроения, ситуации, действия".*
Слайд 19
рассказы Рассказ – это малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа .
Слайд 20
О с н о в н ы е ч е р т ы р а с с к а з а : 1 ) . Н е б о л ь ш о й о б ъ ё м ; 2 ) . В о с н о в у с ю ж е т а п о л о ж е н о ч а щ е в с е г о о д н о с о б ы т и е , о с т а л ь н ы е л и ш ь с ю ж е т н о о ч е р ч е н ы а в т о р о м ; 3 ) . М а л о ч и с л о п е р с о н а ж е й : к а к п р а в и л о о д и н – д в а ц е н т р а л ь н ы х г е р о я ; 4 ) . А в т о р у и н т е р е с н а к а к а я – т о о п р е д е л ё н н а я т е м а ; 5 ) . Р е ш а е т с я к а к о й – т о о д и н г л а в н ы й в о п р о с ;
Слайд 21
Р а с с к а з , к а к и п о в е с т ь , т а к ж е в и д п о в е с т в о в а т е л ь н о й п р о з ы и о т н о с и т с я к э п и ч е с к и м ж а н р а м . Е с л и п о в е с т ь н а з в а т ь м а л о й п р о з о й , т о р а с с к а з э т о п р о з а м а л е н ь к а я , « м и н и а т ю р н а я » . Р а з м е р с р е д н е г о р а с с к а з а в а р ь и р у е т с я о т 2 д о 5 0 - 7 0 п е ч а т н ы х с т р а н и ц . В р а с с к а з е в ы н е с м о ж е т е н а й т и о п и с а н и я д е т с т в а г л а в н о г о г е р о я , т а к о г о п о д р о б н о г о к а к п о в е с т и , а в т о р з н а к о м и т ч и т а т е л я с г е р о е м р о в н о н а с т о л ь к о , ч т о б ы ч и т а т е л ь м о г п о н и м а т ь , к а к с л о ж и л а с ь о п и с ы в а е м а я в т е п е р е ш н и й м о м е н т с и т у а ц и я .
Слайд 22
1) Повесть — прозаический жанр неустойчивого объёма (преимущественно среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий. 2) Повесть - эпический прозаический жанр. Сюжет повести тяготеет более к эпичности и хроникальному сюжету и композиции. Возможна стиховая форма . Повесть изображает ряд событий. Она аморфна , события нередко просто присоединяются друг к другу , большую самостоятельную роль играют вне фабульные элементы . Не имеет сложного , напряженного и законченного сюжетного узла.
Слайд 24
«Повести Белкина» были созданы знаменитой болдинской осенью 1830 года. Под общим названием объединены пять повестей («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня- крестьянка»). А.С.Пушкин выдает написанные им повести за произведения некоего И.П.Белкина.
Слайд 27
лирика романс ода песня элегия послание сонет
Слайд 28
Жанры литературы • лирические : - поэма – крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; - баллада – повествовательная песня (стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай; - лирическое стихотворение – стихотворение, для которого характерна возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора;
Слайд 29
- элегия – лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти; - послание - лирическое стихотворение, передающее чувства человека по отношению к кому-либо; - эпиграмма – краткое стихотворение, высмеивающее кого-либо;
Слайд 30
- ода – стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или события; - сонет – четырнадцатистрочное стихотворение, сложенное по определенным правилам (4+4+3+3).
Слайд 31
Жанр оды- любимый жанр Жанр оды- любимый жанр Ломоносова Ломоносова Скульптор А.А.Иванов. Отрок Ломоносов на берегу моря Ода (от греческого «песнь»)- жанр лирической поэзии; стихотворение восторженного характера в честь какого-то лица, события.
Слайд 32
Н.И.Кисляков. Юный Ломоносов на пути в Москву Ломоносов написал 20 больших од. Они положили начало ангажированной поэзии ( поэзии заказной, поэзии государственного служения). Они стали образцом для одописцев второй половины 18 века и даже начала 19 века .
Слайд 33
Лиро-эпические жанры баллада басня поэма
Слайд 34
• Баллада, как жанр, зародилась в средние века у романских народов и представляла собой одноголосную танцевальную песню. В ХП-ХШ веке баллада стала одним из важнейших жанров искусства трубадуров и труверов. Для баллады характерно краткость возложения событий и наличие драматической развязки. Народная баллада оказала существенное влияние на развитие жанра баллады в европейской профессиональной поэзии и музыки.
Слайд 36
Басня – это небольшой повествовательный рассказ нравоучительного характера в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом. Традиционный круг басенных персонажей: животные, вещи, реже люди. Басня возникла еще в античной Греции. Одним из первых авторов басен был Эзоп. Сюжет басен носит аллегорический характер, а отношения между героями представлены сатирически или иронически. В современной литературе басня сохранилась в публицистике и в юмористической поэзии В русской литературе басня широко представлена в творчестве Ивана Андреевича Крылова. Примеры басен Крылова: «Слон и Моська» «Ворона и Лисица» «Стрекоза и муравей» «Мышь и крыса» «Лебедь, рак и щука» «Квартет» «Чиж и голубь»
Слайд 37
Басня – один из древнейших жанров словесного искусства. С её помощью человек всегда искал ответа на вопрос: как вести себя в этом огромном и сложном мире? • Басня – это небольшой рассказ или стихотворение, написанное в нравоучительном жанре, созданное для «исправления нравов», для воспитания. • Цель басни: назвать порок, воспитать на отрицательном примере. В ней всегда есть мораль – «вывод», формирующий суть басни .
Слайд 38
Басня состоит из двух частей. Повествовательная Поучительная – это Сближается со сказками, мораль. Поучительная новеллами, анекдотами. Часть сближается с пословицами и нраво- учительными изречения- ми.
Слайд 39
1). Поэмой называют или всякое повествовательное произведение в стихах, или определенный вид стихотворного повествования”. 2). “Поэма - большое многочастное стихотворное произведение эпического или лирического характера”. Признаки поэмы. Основным является идейный смысл — утверждение "народа"; другие существеннейшие признаки: тема — крупнейшее социальное событие, характеры — многочисленные и богато-разносторонние герои, действие — необходимость в ее объективной непреложности, оценка — эпическое величие. Такая классическая форма поэмы носит название эпопеи. Примеры: «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»
Слайд 40
драма трагедия комедия, мелодрама водевиль
Слайд 41
Комедия «Ревизор»- Бессмертное произведение Гоголя
Слайд 42
Жанры литературы • драматические: - комедия – произведение, средствами сатиры и юмора высмеивающее пороки общества и человека; - трагедия – произведение, в основе которого острый неразрешимый конфликт личности с жизнью или самим собой; - драма – произведение, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом и тяжелые переживания, однако возможно благополучное разрешение конфликта сталкивающихся сил.
Слайд 43
Драма Дра́ма (греч. Δρα´μα) — один из родов литературы (наряду с лирикой, эпосом, а также лироэпикой). Отличается от других родов литературы способом передачи сюжета — не посредством повествования или монолога, а через диалоги персонажей. К драме так или иначе относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма (как жанр)и т. д. С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов; независимо друг от друга свои драматические традиции создали античные греки, древние индийцы, китайцы, японцы, индейцы Америки. В греческом языке слово "драма" отображает печальное, неприятное событие или ситуацию одного конкретного человека.
Слайд 44
Драма в России Драма в России занесена с Запада в конце XVII века. Самостоятельная драматическая литература появляется лишь в конце XVIII века. До первой четверти XIX века в драме преобладает классическое направление, как в трагедии, так и в комедии и комедийной опере; лучшие авторы: Ломоносов, Княжнин, Озеров; попытка И. Лукина обратить внимание драматургов на изображение русской жизни и нравов осталась тщетной: все их пьесы безжизненны, ходульны и чужды русской действительности, кроме знаменитых «Недоросля» и «Бригадира» Фонвизина, «Ябеды» Капниста и некоторых комедий И. А. Крылова. В начале XIX века подражателями лёгкой французской драмы и комедии стали Шаховской, Хмельницкий, Загоскин, представителем ходульной патриотической драмы — Кукольник. Комедия Грибоедова «Горе от ума», позже «Ревизор», «Женитьба» Гоголя, становятся основанием русской бытовой драмы. После Гоголя даже в водевиле (Д. Ленский, Ф. Кони, Соллогуб, Каратыгин) заметно стремление приблизиться к жизни.
Слайд 45
Драма
Слайд 46
Созданная чуть больше полтора века назад, комедия пользуется всеобщим признанием. Колоссальную роль в раскрытии её содержания играют и художники, помогающие читателям глубже понять бессмертное произведение А.С.Грибоедова. П. Краснов
Слайд 47
А.Н.Островский "Гроза" А.Н.Островский "Гроза"
Слайд 48
Драма: 1) жанр; 2) литературный род, принадлежащий одновременно театру и литературе. Особенность драмы: конфликт, членение сюжета на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Жанровое своеобразие пьесы Жанровое своеобразие пьесы
Слайд 49
ТЕАТР В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ
Слайд 50
Театр и литература влияли на быт человека, формируя нравы и манеру. Это важно в дворянской культуре первой трети XIX века. Только представляя себе человека той поры, мы можем понять это искусство, и, одновременно, только в зеркалах искусства мы находим подлинное лицо человека той поры. Театр формировал зрителя.
Слайд 53
Опера М.П.Мусоргского
Слайд 57
Об авторе: • Гизатулина Ольга Ивановна- преподаватель русского языка и литературы Гулистанского колледжа компьютерных и информационных технологий, учитель высшей категории Республика Узбекистан.
Слайд 58
Ресурсы: • http://philologos.narod.ru/ • http://slovesnik.ucoz.com/load/raznoe/7

Другие презентации по литературе



  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru