Конспект урока «Функции для работы с символьными строками» по информатике
1 час
Функции для работы с символьными строками
Цели урока:
-
повторить и обобщить знания по теме «Массивы»;
-
побудить интерес к изучению информатики;
-
познакомить учащихся с основными функциями для работы со строковыми данными;
-
закрепить навыки решения задач с использованием символьных переменных и функций.
Оборудование:
-
компьютеры;
-
доска с проектором;
-
листы для контроля выполнения заданий;
-
раздаточный материал;
-
флипчарт Повторение;
-
презентация Строки.ppt.
План занятия
-
Организационный момент.
-
Постановка целей и задач занятия. Ознакомление с планом занятия.
-
Актуализация полученных знаний.
-
Объяснение нового материала.
-
Теоретические упражнения.
-
Решение задач по новой теме.
-
Домашнее задание.
-
Рефлексия.
-
Подведение итогов. Выставление оценок за урок.
Ход урока
-
Организационный момент.
Проверить готовность учащихся к уроку, правильную организацию рабочего места. Отметить отсутствующих в журнале.
Затем предлагаю учащимся разделиться на 2 команды по 7-8 человек. Урок будет проходить в виде соревнования команд.
На каждом РМУ находится лист контроля выполнения задания, в котором будут отмечаться все выполненные этапы урока и количество баллов за них. По окончании всех этапов будет проведен подсчет баллов и выявление победителя.
-
Постановка целей и задач урока.
Тема нашего сегодняшнего урока “Функции для работы с символьными переменными»
Сегодня на уроке мы с вами:
-
повторим типы данных, некоторые понятия языка Паскаль;
-
познакомимся с основными функциями для работы со строковыми величинами;
-
научимся составлять программы с использованием строковых функций.
-
Актуализация полученных знаний.
В данном уроке использованы следующие элементы интерактивности:
№1. «Произвольный выбор» - перемещение текста.
№2. «Ластик» - удаление неверных выражений.
№3. «Интерактивное перо» - исправление ошибок в программе.
Самостоятельная работа учащихся с флипчартом Повторение.flp.
-
Объяснение нового материала.
Д
анные строкового типа
Строковые переменные и строковые константы
Строковые константы – это последовательность символов, заключенных в апострофы, например, ‘Пример’, ‘АВС 1А’.
Строковые константы, также как и числовые, могут быть описаны в разделе описания констант.
Const Str= ‘СТРОКА’;
Переменные строкового типа описываются с помощью служебного слова String:
Var s1,s2:String[N];
где String – служебное слово;
S1,s2 – переменные строкового типа;
N – максимальная длина строки (от 0 до 255).
Функции для работы с символьными строками
Length (St) – вычисляет длину строки Str в символах. Результат имеет целочисленный тип.
Пример:
S:=’Сканер’;
D:=length(S);
Writeln (D);
На экран будет выведено: 6
Delete (Str,Poz,N) – удаляет N символов из строки Str, начиная с позиции Poz. Если значение Poz>255, возникает программное прерывание.
Пример:
S:=’Рубашка’;
Delete(S,3,3);
Writeln (S);
На экран будет выведено: Рука
Insert (Str1,Str2,Poz) – вставляет строку Str1 в строку Str2, начиная с позиции Poz.
Пример:
S1:=’ма’;
S2:=’Форт’;
Insert(S1,S2,4);
Writeln (S2);
На экран будет выведено: Формат
Copy (St, Poz, N) – выделяет из строки St подстроку длиной N символов, начиная с позиции Poz. Если значение Poz будет больше длины строки St. то результатом будет пробел.
Пример:
S:=’Конфигурация’;
S:=Copy(S,4,6);
Writeln (S);
На экран будет выведено: фигура
Concat (St1,St2,…,StN) – выполняет сцепление строк St1, St2, … , StN в том порядке, в каком они указаны в списке параметров. Сумма всех сцепленных строк не должна превышать 255 символов.
Пример:
S1:=’ти’;
S2:=’кар’;
S3:=’на’;
s:=Concat(S2,S1,S3);
Writeln (S);
На экран будет выведено: картина
Pos (Str1, Str2) – обнаруживает первое появление в строке Str2 подстроки Str1. Результат имеет целочисленный тип и равен номеру той позиции, где находится первый символ подстроки Str1. Если в Str2 подстроки Str1 не найдено, результат равен 0.
Пример:
S1:=’Картридж’;
S2:=’р’;
d:=pos(s2,s1);
Writeln (d);
На экран будет выведено: 3
Str (X,Str) – преобразует числовое значение величины Х в строковое и присваивает переменной Str.
Пример:
Var x:byte; S:string;
…
X:=456;
Str (X,S);
Writeln (S);
На экран будет выведено: 456
UpCase (Ch) – преобразует строчную букву в прописную. Параметр и результат имеют литерный тип. Обрабатывает буквы только латинского алфавита.
Пример:
S:=’g’;
х:=UpCase(S);
Writeln (x);
На экран будет выведено: G
Val (Str, X, С) – преобразует строку Str в величину целочисленного или вещественного типа и присваивает переменной Х. Значение Str не должно содержать незначащих пробелов в начале и в конце. С – целочисленная переменная. Если во время операции преобразования ошибки не обнаружено, то значение С равно нулю, если ошибка обнаружена (например, цифры и буквы 45X переводятся в цифры), то С будет содержать номер позиции первого ошибочного символа.
П Var x,c:byte; S:string; … S:='34V'; Val (S,X,c); Writeln (c); Writeln (X); На экран будет выведено: 3
Var x,c:byte; S:string;
…
S:='345';
Val (S,X,c);
Writeln (c);
Writeln (X);
На экран будет выведено: 0
345
-
Теоретические упражнения.
1. Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:
а) S:='Монитор';
Delete (S,3,2);
Writeln (S);
б) s:='торг';
s1:='ник';
s2:='в';
Insert (s1,s,4);
Insert (s2,s,1);
Delete (s,8,1);
Writeln (s);
№ 2. Чему будет равно значение переменной S после выполнения следующих операторов:
S1:='колонна';
S2:='профессор';
K1:=copy(S1,1,2);
K2:=copy(S1,6,2);
K3:=copy(S2,2,2);
S:=concat(K1,K3,K2);
№ 3. Что должно быть записано в разделе описания переменных для следующего фрагмента программы (Var …):
A:='Рулетка';
B:=Length(V);
S:=copy(A,1,5);
-
Практическая работа.
Составить программы на языке PascalABC.
№ 1. Путем вырезок букв получить из слова «яблоко» слова «блок» и «око».
№ 2. Составить программу, которая запрашивает слово и определяет количество символов в нем.
№ 3. Составить программу определяющую, какая из двух фамилий длиннее. Фамилии имеют разную длину (Вывести на экран длинную фамилию).
Var
a,b:string;
begin
readln(a);
readln(b);
if length(a)>length(b) then write(a) else write(b);
readln ;
end.
-
Рефлексия.
Я считаю, что я поработал хорошо | Не очень удовлетворителен своей работой, мог бы быть активнее | Я совсем неудовлетворителен своей работой. |
-
Домашнее задание.
1) Учить все по конспекту.
2) Решить задачи:
-
Составить программу, которая запрашивает два слова и определяет, какое из них длиннее.
-
Составить программу, которая запрашивает слово и выводит его на экран столбиком по буквам разного цвета.
-
Составить программу, которая выводит на экран запрашиваемое слово в обратном порядке.
-
Составить программу, которая запрашивает предложение и выводит на экран все его буквы "и".
-
Составить программу, которая запрашивает трехзначное число и выводит на экран количество сотен, десятков и единиц.
-
Подведение итогов. Выставление оценок за урок.
Лист контроля выполнения заданий
«___» _____________ 20__ г. Фамилия, имя ______________________________ Класс _____
-
Самостоятельная работа с флипчартом Повторение.flp.
(1 балл за правильно выполненное задание)
Количество баллов | |
1 | |
2 | |
3 | |
Итого: | |
-
Теоретические упражнения по теме «Строковые функции»
(2 балла за каждый правильный ответ)
Ответ | Баллы | |
1. Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы: S:='Монитор'; Delete (S,3,2); Writeln (S); | | |
2. Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы: s:='торг'; s1:='ник'; s2:='в'; Insert (s1,s,4); Insert (s2,s,1); Delete (s,8,1); Writeln (s); | | |
3. Чему будет равно значение переменной S после выполнения следующих операторов: S1:='колонна'; S2:='профессор'; K1:=copy(S1,1,2); K2:=copy(S1,6,2); K3:=copy(S2,2,2); S:=concat(K1,K3,K2); | | |
4. Что должно быть записано в разделе описания переменных для следующего фрагмента программы (Var …): A:='Рулетка'; B:=Length(V); S:=copy(A,1,5); | | |
Количество набранных баллов | |
-
Практическая работа на компьютерах (Составление программ).
(3 балла за каждую правильную программу.
Задача | Баллы | |
№ 1. | Путем вырезок букв получить из слова «яблоко» слова «блок» и «око». | |
№ 2. | Составить программу, которая запрашивает слово и определяет количество символов в нем. | |
№ 3. | Составить программу определяющую, какая из двух фамилий длиннее. Фамилии имеют разную длину (Вывести на экран длинную фамилию). | |
Количество набранных баллов | |
| |
Оценка | |
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Функции для работы с символьными строками», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Информатика Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.