- Линейные алгоритмы. Реализация линейного алгоритма при помощи собранной модели Лего-робота и программного обеспечения

Конспект урока «Линейные алгоритмы. Реализация линейного алгоритма при помощи собранной модели Лего-робота и программного обеспечения» по информатике для 6 класса



Малицкий Артем Евгеньевич,

учитель информатики

МАОУ лицей №142





Урок по информатике в 6 классе

с включением робототехники по учебнику Л.Л. Босовой и А.Ю. Босовой


Тема урока: Линейные алгоритмы. Реализация линейного алгоритма при помощи собранной модели Лего-робота и программного обеспечения.


Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели урока:

Развивать представления учащихся об алгоритмах. Познакомить учащихся с линейными алгоритмами и программным обеспечением конструктора NXT. Сформировать представление о линейных алгоритмах и выработать навыки их разработки. Рассказать о возможности реализации линейных алгоритмов в базовой модели Лего-робота. Научить использовать полученные знания в практической работе.


Предметные: Развивать представления учащихся об алгоритмах. Познакомить учащихся с линейными алгоритмами и программным обеспечением конструктора NXT. Сформировать представление о линейных алгоритмах и выработать навыки их разработки. Рассказать о возможности реализации линейных алгоритмов в базовой модели Лего-робота. Научить использовать полученные знания в практической работе.

Метапредметные: развивать навыки учебно–познавательной деятельности. Формировать элементы творческого мышления

Личностные: Формировать уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им.

Ожидаемые предметные результаты:

Учащиеся научатся

  • Составлять линейные алгоритмы и применять полученные знания при программировании базовой модели Лего- робота;

  • планировать ход решения поставленной задачи;

  • выбирать соответствующее действие для достижения цели исполнителя алгоритма.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • научиться выбирать и объяснять выбор соответствующих действий.


Формы организации работы детей: работа в паре, индивидуальная, фронтальная.

Формы организации работы учителя: фронтальная, в сотрудничестве, где главная идея обучения в сотрудничестве учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Методическая и педагогическая эффективность используемых технологий:

  • Показать на примере урока информатики возможности встраивания образовательной робототехники, используя конструкторы Lego Mindstorms Educatoin, с целью повышения мотивации учащихся к изучению предмета, показывая на примере использования Лего-моделей, практическую значимость знаний получаемых на уроке.


Средства обучения: рабочая тетрадь и учебник «Информатика» Л.Л.Босова и А.Ю.Босова 6 кл., действующие модели из конструкторов Lego Mindstorms Educatoin, презентация для учащихся, АРМ учителя, проектор, среда программирования NXT-G.

Ключевые понятия: алгоритм, исполнитель, линейный алгоритм.

Межпредметные связи: математика, робототехника, технология.


Содержание


Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Начало урока


Приветствие учащихся; проверка присутствующих, проверка готовности класса к уроку; организация внимания; (Слайд 1)


Подготовка к уроку, приветствие, уточнение критериев оценки.


Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.


Актуализация знаний.

Контроль знаний по предыдущей теме.

  • Что такое алгоритм?

  • Какие алгоритмы вы изучили в школе?

  • Кого или что называют исполнителем алгоритмов?

  • Какие формы записи алгоритмов вам известны?

  • Какие геометрические фигуры используются в блок-схеме и что они означают? (Тест)

Выполнить задание:

  • Запишите несколько примеров исполнителей – технических устройств, с которыми вы встречаетесь в повседневной жизни.








  • Выполнение заданий теста на компьютере


  • Письменное выполнение задания.

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Изучение нового материала

Консультация учащихся, пояснения, дополнения к мультимедийной презентации, ответы на вопросы учащихся.

Демонстрация модели робота и знакомство с архитектурой:

  • У робота имеется «мозг», устройство которое обрабатывает информацию и посылает команды – это сам компьютер NXT (или микрокомпьютер). (Слайд 2)

Далее ученикам предлагаются вопросы (мотивация к обучению). Получив модель в руки (модели примерно одинаковые), обычно учащиеся на эти вопросы отвечают правильно.

  • Как Вы думаете, с помощью чего робот получает информацию?

  • Какие части робота приводят его в движение, выполняют различные действия?

  • Что используется для передачи информации, полученной датчиками к микрокомпьютеру («мозгу») и от микрокомпьютера к моторам?







  • Конспектирование материала, рассмотрение модели Лего-робота.












Ответы учащихся:



  • с помощью датчиков.



  • моторы.




  • провода.




Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);



Разные датчики фиксируют изменение разных воздействий на робота. Датчик расстояния (ультразвуковой) – изменение расстояния, звуковой датчик (микрофон) – изменение громкости звука, световой датчик – изменение освещенности, датчик касания – реагирует на прикосновение и другие (у нас в наличии только эти датчики). (Слайд 3)















Знакомство с датчиками из конструктора Lego Mindstorms Educatoin NXT.





















Вопросы для учащихся

  • Как Вы думаете, как заставить робота решить какую либо задачу, например, перемещаться вперед?

  • На каком языке должен быть написан алгоритм для робота?



















Ответы учащихся

  • Написать для него алгоритм решения этой задачи.

  • На языке понятном роботу.




Учащимся предлагается для знакомства среда программирования а NXT-G, в которой с помощью специальных блоков программы можно составлять алгоритмы, выполняемые ЛЕГО - роботом.

Учащимся дается возможность удостовериться в правильности составленных алгоритмов для реального исполнителя: демонстрируется модель заранее запрограммированного робота, который выполняет действие по алгоритму. (Слайд 4)

Шаги алгоритма изображаются блоками, которые перемещаются по принципу «перетащи и брось» на рабочую область. (Слайд 5)

















Рассмотрение учащимися алгоритма движения робота (Слайд 6).

  • Как расположены блоки в составленной программе?

  • Как будет называться такой вид алгоритма?

Знакомство с понятием:

Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом, называется линейным.



















































Учащиеся внимательно следят за действиями робота и фиксируют свои наблюдения, записывая увиденные движения.





  • В линию.

  • Линейный.


Физкультминутка

Демонстрация упражнений

Руки за голову дети сложили,

На физминутку глазки закрыли.

Сколько в мире есть чудес!

Руки тянем до небес.

Посмотрите в наши глазки

Их откроем мы для вас.

(широко их открываем)

Влево, вправо по указке

Шевелит глазами класс.

Встанем, выйдем из-за парты

Начинается разминка:

Руки прячутся за спинку.


А теперь над головой

Мы похлопаем с тобой.

Взгляд свой в небо устремим.

Ручки вниз и пошалим.

Прыгнем дети все 5 раз.


Самый дружный у нас класс!

Сели тихо и легко.

подтянулись высоко,

А теперь глаза закроем,

Руки сложим на столе,

Станет тихо – вновь откроем…

Всё, друзья, конец игре.




  • Выполнение и повторение упражнений за учителем

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Обсуждение и решение проблем

Консультация учащихся, пояснения, дополнения.

Условия задачи:

Составьте алгоритм движения ЛЕГО-робота вперед в течение 5 секунд, поворота направо и движения вперед в течение 5 секунд. (Слайд 7)


Решение (Слайд 8-10):

Одновременно учитель показывает (большом экране через мультимедийный проектор) дети выполняют на ученических компьютерах (программная среда NXT-G должна быть заранее открыта).



  • Составление линейного алгоритма движения робота.

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий.



  • Какого типа алгоритм мы должны составить для решения задачи 1?

  • Почему?



Составим возможный алгоритм решения этой задачи.

В основной палитре выберем блок движение [шаг1] и поместим его на рабочей области для составления алгоритма [шаг 2], выполним настройки, соответствующие условию задачи, движение вперед (оба двигателя В и С направление вперед) в течение 5 секунд (продолжительность 5 сек) [шаг 3].

















  • Линейный (из повторения внешний вид рис. 3)


  • Действия выполняются последовательно

  • Совместно с учителем

  • учащиеся составляют линейный алгоритм движения робота с помощью среды программирования NXT-G



Далее выбираем блок движение и применяем настройки – поворот вправо (отключаем двигатель В, двигатель С совершает один оборот) [шаг 4]

Опять выбираем блок движение и применяем настройки – движение вперед (оба двигателя В и С направление вперед) в течение 5 секунд (продолжительность 5 сек) [шаг 5]





Составленный алгоритм надо передать роботу, чтобы он его выполнил. Для передачи будем использовать USB-кабель, который подключается к ЛЕГО - роботу и персональному компьютеру и пульт управления в рабочей области [шаг 6].

  • Чем будет являться USB-кабель в процессе передачи информации?







  • Информационным каналом.


Решение учебных задач


Учащимся предлагается разделиться на четыре группы. Всем группам выдается одинаковое задание на время

Условия первой задачи: Составьте линейный алгоритм движения ЛЕГО-робота, по сторонам мысленного квадрата.


Условия второй задачи: Василиса Прекрасная должна приготовить эликсир бессмертия. Его нужно варить ровно 7 минут. У Василисы есть двое песочных часов на 3 и на 8 минут. Составьте линейный алгоритм как ей нужно действовать.


Дополнительное задание для команд:


  • Учащиеся выполняют задание.


Учащиеся вспоминают, показанный им вначале урока алгоритм и составляют его самостоятельно.


Выполнение задания в тетради.







Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;


Задача.
















  1. 4 литра. Узнать сколько воды пропало в пустую из-за брака фирмы?

  2. 3 литра. Узнать сколько воды пропало в пустую из-за брака фирмы?



  • - Сильные ученики выполняют дополнительное задание.


Контроль знаний, обратная связь

Оценка учеников, выставление отметок за урок. Формулирование вопросов:

  1. Какую тему урока мы сегодня проходили?

  2. Дайте определения линейным алгоритмам.

  3. Кто является исполнителем алгоритма?

  4. Что означает система команд исполнителя?

  5. С какой программной средой мы сегодня познакомились?

  6. Назначение программной среды NXT-G?

  • Ответы на вопросы учителя:


  1. Линейные алгоритмы.

  2. Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом.

  3. Исполняют алгоритмы иполнители ими могут быть как люди так и всевозможные технические устройства

  4. Это команды которые может выполнить конкретный исполнитель.

  5. С программной средой NXT-G

  6. Составление программ (алгоритмов) для выполнения их Лего- роботом

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Домашнее задание

Формулирование домашнего задания (Слайд 11):читать тему 3.4 стр.73.Составить алгоритм выполнения условий задачи.

Благодарю всех за работу. Урок окончен. (Слайд 12)

  • Запись домашнего задания.

Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;



Здесь представлен конспект к уроку на тему «Линейные алгоритмы. Реализация линейного алгоритма при помощи собранной модели Лего-робота и программного обеспечения», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Информатика (6 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Список похожих конспектов

Программный принцип управления. Состав и структура программного обеспечения. Настройка Windows

Программный принцип управления. Состав и структура программного обеспечения. Настройка Windows

Тема: Программный принцип управления. . . Состав и структура программного обеспечения. Настройка Windows. Цель:. 1) знать назначение основных ...
Алгоритмы. Основные понятия алгоритма

Алгоритмы. Основные понятия алгоритма

Тема: «Алгоритмы. Основные понятия алгоритма». Раздел программы:. «Алгоритмизация. Основы программирования». Тема урока:. «Алгоритм. Основные понятия ...
Линейные вычислительные алгоритмы

Линейные вычислительные алгоритмы

Тема урока. : Линейные вычислительные алгоритмы. . . Цель урока:. формирование представлений учащихся о линейных вычислительных алгоритмах, определить ...
Типы алгоритмов: линейные, разветвляющие и циклические алгоритмы

Типы алгоритмов: линейные, разветвляющие и циклические алгоритмы

Дата проведения: --------------------. Урок № 9. . Тема урока:. ". Типы алгоритмов: линейные, разветвляющие и циклические алгоритмы. ". . Цели:. ...
Линейные алгоритмы

Линейные алгоритмы

Муниципальное общеобразовательное учреждение. «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Петровска Саратовской области». ...
Линейные алгоритмы

Линейные алгоритмы

Тема урока «Линейные алгоритмы». Цели урока:. Развить представления учащихся об алгоритмах;. . Определить тему урока, ее применение;. . Систематизировать ...
Линейные алгоритмы

Линейные алгоритмы

Урок-киностудия. по информатике. в 7 классе. Линейные. . алгоритмы. Учитель информатики. . ГУО «Гимназия г.Ветки». первой квалификационной ...
Программное обеспечение компьютера. Классификация программного обеспечения

Программное обеспечение компьютера. Классификация программного обеспечения

Работа ученика 7 ___ класса по теме «Программное обеспечение компьютера. Классификация программного обеспечения». Фамилия __________________ Имя ...
Классификация программного обеспечения

Классификация программного обеспечения

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Классификация программного обеспечения». ФИО (полностью). Грехова Екатерина Александровна. . Место работы. . МАОУ ...
Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции

Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции

Тема урока:. Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции. Автор урока. . Еремина Светлана ...
Классификация и общая характеристика программного обеспечения

Классификация и общая характеристика программного обеспечения

Урок № 8. . . Тема урока:. . Классификация и общая характеристика программного обеспечения. . . Цель урока:. . Сформировать ...
Классификация и общая характеристика программного обеспечения

Классификация и общая характеристика программного обеспечения

Тема: «. Классификация и общая характеристика программного обеспечения. ». Цели урока:. - помочь учащимся усвоить понятие «программное обеспечение» ...
Классификация и общая характеристика программного обеспечения

Классификация и общая характеристика программного обеспечения

Урок 8. . . Тема:. Классификация и общая характеристика программного обеспечения. Цель урока:. сформировать у учащихся понятие «программное ...
Информационные модели систем управления

Информационные модели систем управления

КОНСПЕКТ УРОКА . ПО ИНФОРМАТИКЕ. Тема урока «. Информационные модели систем управления». Класс. 9. Тема урока. :. «. Информационные модели ...
Правила техники безопасности при работе с конструкторами LEGO. Первое знакомство с конструктором LEGO-WEDO

Правила техники безопасности при работе с конструкторами LEGO. Первое знакомство с конструктором LEGO-WEDO

Занятие 1-2. Правила техники безопасности при работе с конструкторами LEGO. Первое знакомство с конструктором LEGO-WEDO. . . Правила техники безопасности ...
Построение таблиц истинности при решении задач

Построение таблиц истинности при решении задач

Учитель:. Павлова А.С. Класс:. 10. Предмет:. Практикум по решению задач по информатике. Тема:. Построение таблиц истинности при решении задач. ...
Исполнитель алгоритма

Исполнитель алгоритма

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. . средняя общеобразовательная школа с. Вторые Тербуны. . Тербунского района Липецкой ...
Понятие алгоритма. Свойства алгоритма

Понятие алгоритма. Свойства алгоритма

. Урок на тему для 8 класса«Понятие алгоритма. Свойства алгоритма». . ФИО (полностью). . Белкина Анна Сергеевна. . . . Место ...
Использование инструментов рисования в программе Gimp при работе с графическими изображениями

Использование инструментов рисования в программе Gimp при работе с графическими изображениями

Тема:. . Практическая работа №1 «Использование инструментов рисования в программе Gimp. при работе с графическими изображениями». Цель:. . совершенствовать ...
Совершенствование общеучебных умений и навыков при создании информационных объектов

Совершенствование общеучебных умений и навыков при создании информационных объектов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. «Средняя общеобразовательная школа №8. . города Петровска Саратовской области». Ростовского ...

Информация о конспекте

Ваша оценка: Оцените конспект по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:24 декабря 2016
Категория:Информатика
Классы:
Поделись с друзьями:
Скачать конспект