Конспект урока «Исполнитель алгоритмов Перемещайка» по информатике для 2 класса
2 класс
Дата _________________
Тема: Исполнитель алгоритмов Перемещайка.
Цель:
1. Познакомить с новым формальным исполнителем алгоритмов — Перемещайкой и его системой команд.
2. Учить фиксировать результаты выполнения шагов алгоритма.
3. Учить восстановлению алгоритма по результатам выполнения его шагов.
4. Формировать умения планирования учебной деятельности.
Оборудование: материал учебника: задания 41—44., ПК, компьютерная программа к учебнику.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания. Задание №40. Проверка записи алгоритма "Заваривание чая" в тоненьких тетрадках.
-
Актуализация знаний.
Комментарий к заданию 41
Знаком * отмечается ваза с двумя яблоками, знаком v' — ваза, с одним яблоком и ваза, в которой яблок нет. Попросите детей пояснить, как они рассуждали. Два варианта рассуждений:
— Не больше одного яблока — значит одно яблоко или меньше одного (то есть яблок нет).
— Вазы, в которых не больше одного яблока, — это все вазы, кроме тех, в которых больше одного яблока. Следовательно, S отмечаем все вазы, не отмеченные *.
-
Работа с новым материалом.
-
Комментарий к заданию 42
Ученики знакомятся с исполнителем Перемещайка. Впервые команды формального исполнителя имеют словесное выражение и графическое обозначение.
Приготовьте несколько карточек с разными рисунками или буквами. На магнитной доске или на листе ватмана нарисуйте рабочее поле Перемещайки, состоящее из четырех клеток, расположенных горизонтально. Размер клетки должен быть таким, чтобы в нее помещалась ваша карточка.
Закрепите с помощью магнитов или булавок карточки с буквами
О, Д, М на первых трех клетках рабочего поля (здесь и в дальнейшем говорим о буквах О, Д, М, вместо которых вы можете использовать рисунки или другие буквы):
Д | М | |
Рассказывая о Перемещайке, демонстрируйте, как он перемещает карточки.
Следует обратить внимание детей на понятие объект. Объектом будем называть рисунок, слово, букву, число, предмет — всё, что Перемещайка переносит из одной клетки рабочего поля в другую. В каждой клетке рабочего поля может находиться только один объект. Каждое рабочее поле, сколько бы в нем не было клеток, обязательно имеет одну и только одну свободную клетку.
Примерная методика обсуждения системы команд:
1. Учитель читает первую команду из таблицы «Набор команд Перемещайки» и выполняет ее — переносит карточку с буквой М из третьей клетки в свободную (крайнюю справа). Затем возвращает карточку на прежнее место и обращается к ученикам с вопросом: «Можно ли перенести другую карточку, выполняя команду “Переместить объект на соседнюю клетку справа”?». (Нельзя. Если переместить букву О, в одной клетке окажутся два объекта — буквы О и Д. Букву Д также нельзя переместить в соседнюю клетку справа, так как в одной клетке окажутся Д и М. Можно перенести только букву М.)
Учитель переносит букву М еще раз:
Д | | М |
2. Учитель читает следующую команду и спрашивает, какую букву надо переместить на свободную клетку (О). Если дети затрудняются с ответом, учитель обращает их внимание на графическое обозначение команды. Получив ответ, интересуется, есть ли другое решение (нет), и перемещает карточку с буквой О на свободную клетку:
Д | О | М |
3. Учитель читает третью команду и объясняет, почему сейчас эту команду выполнить нельзя:
— Какую букву можно переместить вправо через две клетки?
— Никакой. Через две клетки кончается рабочее поле Перемещайки.
(Если ученик назовет букву, вызовите его к доске и предложите
переместить эту букву.) ____
4. Учитель расставляет карточки по-новому:
Д | О | |
Спросите, можно ли теперь выполнить команду «Переместить
объект вправо через две клетки». (Да. Можно переместить букву М.)
Продемонстрируйте, как выполняется команда:
Д | О | М |
5. Аналогичным образом разбираются остальные три команды из таблицы. Можно попросить кого-то из детей выполнять эти команды в ходе объяснения.
6. Учитель говорит ученикам, что текст команд очень длинный. Поэтому, составляя алгоритмы для Перемещайки, будем записывать графическое изображение команд, то есть условные рисунки. Спрашивает, какую команду он изображает, и рисует на доске обозначение команды «Переместить объект влево через клетку». Если дети затрудняются с ответом, можно разбить вопрос на два:
В какую сторону Перемещайка переносит объект — в правую или в левую?
— В левую.
— Через сколько клеток?
— Через одну.
а. Разбор примера из двух команд можно провести так:
— Какую первую команду выполнял Перемещайка?
— Переместить объект вправо через клетку.
— Какой объект перенес Перемещайка?
— Белку.
— Какую вторую команду он выполнял?
— Такую же.
— Выполнил ли Перемещайка вторую команду?
— Он не смог выполнить команду, не смог перенести гриб.
— Почему Перемещайка не смог выполнить вторую команду?
— Если бы Перемещайка выполнил команду, в одной клетке оказалось бы два объекта — гриб и орех, а это запрещено.
Перемещать объект можно только в пустую клетку.
b. Надо раскрасить черепаху.
с- Дети показывают, как выглядит рабочее поле до и после выполнения каждой команды алгоритма. Первые два шага в учебнике выполнены, обсудите каждый из них с помощью вопросов:
— Какая команда выполнялась?
— Какой объект переместился в результате?
Третий и четвертый шаги ученики выполняют самостоятельно. В учебнике дано конечное положение объектов, которое должно совпасть с результатом последнего (четвертого) шага, что может быть использовано для самоконтроля.
d. Перемещайка может работать только на одном поле (расположено горизонтально, есть одна свободная клетка). Остальные рабочие поля не подходят по одной из следующих причин:
• На поле две свободные клетки, а не одна.
• На поле нет свободных клеток.
• Клетки расположены вертикально, а исполнитель умеет перемещать объекты только вправо или влево.
Не переходите к следующему заданию до тех пор, пока не выполните задание 42 полностью, даже если оно займет значительно больше времени, чем планировалось.
-
Работа на ПК (работа с учебником №43)
Комментарий к заданию 43
a. Результат выполнения команд алгоритма показан в таблице.
4 | 7 | 3 | | + | = | |
2) | 4 | | 3 | 7 | + | = |
3) | 4 | + | 3 | 7 | | = |
4) | 4 | + | 3 | | 7 | = |
5) | 4 | + | 3 | = | 7 | |
b. Требуется решить обратную задачу — по исходному состоянию рабочего поля и его состоянию после каждого шага алгоритма. Чтобы ребенку легче было изображать команды Перемещайки, слева нарисованы полоски из четырех клеток.
Задача решается сравнением каждого следующего состояния с предыдущим.
Выполнен шаг 1. Число 3 переместилось на одну клетку вправо (по сравнению с исходным положением). Рисуем знак команды «Переместить объект на соседнюю клетку справа».
Выполнен шаг 2. Знак умножения переместился на две клетки левее. Рисуем знак команды «Переместить объект влево через две клетки».
На шаге 3 число 24 переместилось на клетку левее. Рисуем знак команды «Переместить объект на соседнюю клетку слева».
-
Запись домашнего задания.
Комментарий к заданию 44
Предварительная беседа может быть примерно такой:
— Ребята, что нужно положить на стол, чтобы сидя за ним, выполнить домашнее задание по математике?
— Ручку, учебник по математике, тетрадь ... (Возможно, используют также тетради на печатной основе, применяется транспортир или циркуль.)
— Давайте уточним. Прежде чем Ваня начнет выполнение домашнего задания по математике, ему надо положить на стол ручку, открытую тетрадь по математике, дневник (его следует открыть на той странице, где записано задание) и учебник (его тоже следует открыть на нужной странице). Разложить предметы в таком виде — цель алгоритма, который поможет Пете подготовить рабочее место.
— Посмотрите на рисунке, где лежат ручка, тетрадь, дневник и учебник. Это их положение перед выполнением алгоритма — исходное положение.
— Алгоритм подготовки к выполнению домашнего задания по математике записан в таблице. Но в нем есть пропуски. Как узнать, какая команда пропущена?
— Рассмотреть, как выглядит стол, полка и верхний ящик стола до и после выполнения этого шага алгоритма.
— Правильно. После такого сравнения можно догадаться, какая команда пропущена.
Примерный вид пропущенных команд:
2. Положить учебник на стол;
4. Перенести дневник из ящика на стол;
5. Открыть дневник;
8. Открыть тетрадь.
Проверяя выполнение задания, попросите детей прочитать команды алгоритма, которыми они заполнили пропуски. Пусть для одного и того же шага дадут ответ несколько человек. Обсудите, чем отличаются прочитанные команды, могут ли разные команды для одного и того же шага алгоритма быть правильными. Например, один ученик записал команду «Открыть тетрадь», а другой — «Открыть тетрадь на первой чистой (или не до конца заполненной) странице». Инструкция второго ученика объясняет подробнее, что нужно делать. Из первой команды не понятно, на какой странице надо открыть тетрадь. Если бы мы составляли алгоритмы для исполнителя алгоритмов, похожего на Энтика, Перемещайку, которые не умеют думать, а только в точности исполняют команду, первая команда считалась бы неправильной. Но ученик умеет думать и догадается, на какой странице открыть тетрадь. Вывод: когда составляешь алгоритм, всегда надо помнить, кто будет выполнять его.
Попросите кого-нибудь из учеников прочесть весь алгоритм. Предложите найти шаг, в результате которого ни на столе, ни в его ящике, ни на полке ничего не изменилось. (Шаг 6. Прочитать, что задано.) Спросите:
— Зачем нужен шаг, в результате которого ничего не меняется? Или что-нибудь все-таки изменилось?
— Изменилось! До выполнения этой команды Петя не знал задания по математике, а теперь знает.
— Предположим, мы исключим из алгоритма это команду. Можно будет после этого выполнить следующую команду? (Прочтите ее внимательно.)
— Нет, нельзя. На седьмом шаге требуется открыть учебник на нужном задании. Не выполнив команду шага 6, ученик не будет знать, какое задание — нужное.
-
Итог урока. Выставление оценок за урок.
-
Рефлексия.
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Исполнитель алгоритмов Перемещайка», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Информатика (2 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.