Слайд 2Великий немецкий философ Иммануил Кант сформулировал четыре основных вопроса, на которые необходимо дать ответ любому мыслителю, постигающему сущность человека: Что я могу знать? Что я должен знать? На что я смею надеяться? Что такое человек? Кант считал, что на первый вопрос должна ответить философия, на второй – мораль, на третий – религия, а на четвертый – антропология.
Слайд 3Понять специфику даже телесной организации человека, исходя из его физических характеристик невозможно. С точки зрения химии: «Человек есть не что иное, как: жир, в достаточном количестве для семи кусков мыла; известь, в достаточном количестве, чтобы побелить курятник; фосфор, в достаточном количестве, чтобы сделать 2200 спичек; железо, в достаточном количестве для одного гвоздя среднего размера; магний, в достаточном количестве для одной фотовспышки; сахар, в достаточном количестве, чтобы избавить одного пса от блох».
Слайд 4Социально-трудовая сущность человека
При рассмотрении вопросов происхождения человека нельзя ограничиваться только биологичес-кими факторами эволюции, необходимо учитывать надбиологический, социокультурный фактор. Впервые этот фактор был серьезно изучен Ф.Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Согласно Энгельсу труд – не только средство преобразования окружающей среды и удовлетворения потребностей человека, но и средство изменения самого человека. В настоящее время все специалисты по палеоантропологии признают решающую роль труда в антропосоциогенезе.
Слайд 5Переход от использования найденных природных предметов для обороны и охоты к системати-ческому изготовлению орудий труда был революционным скачком в развитии человека. Трудовая деятельность стала ведущей стороной в отношении человека и окружающего его мира: позволяет выделить объективные свойства предметов и орудий труда; результаты и техника труда существуют и развиваются по объективным закономерностям; трудовой процесс способствует выработке и накоплению стихийно-эмпирических знаний о мире;
Слайд 6под влиянием труда постепенно преобразуется психология гоминид – труд требует развития мышления, целеполагания, воображения, чувственного отражения, волевых качеств, т.е. сознания; трудовой процесс изначально имеет общественную природу и предполагает определенное разделение труда; кроме биологических формируются и социально-культурные отношения и потребности; труд, общественное производство предполагает постепенное формирование системы социального наследования приобретенных знаний, навыков и опыта.
Слайд 7Сознание
Становление технологических отношений связано с разделением производственного цикла на ряд операций. Этапы производства даже простого орудия труда разделены во времени, а это выдвигает особые требования к организации производства, к психике, к развитию памяти. В процессе производства орудий труда нужно заранее учитывать его специфическое назначение, организовать и координировать с другими свои действия, направленные на достижение цели. В сфере сознания происходит разграничение целеполагания и целереализации. Если однозвенному процессу производства орудий труда соответствует предметное сознание, то многозвенному процессу – образное сознание.
Слайд 8Согласно учению академика Ивана Петровича Павлова (Нобелевская премия 1904 г.) поведение животных и человека связано с двумя типами рефлексов – бесусловных (генетически закрепленных) и условных (приобретенных). Человеку свойственно еще и сознание – высшая форма отражения мозгом окружающей действительности, связанная со способностью передачи информации другим индивидам в абстрактном обобщенном виде, которая реализуется прежде всего посредством речи. Речь – видовой признак человека, обусловлена особенностями строения его головного мозга.
Слайд 9Мозг
При рассмотрении процесса возникновения сознания важную роль играет увеличение объема мозга в процессе эволюции. Этот процесс называется «цефализация», и именно он обусловил предпосылки для развития речи, мышления и трудовой деятельности. Особенности строение мозга передаются генетически, большая часть генов человека отвечает за формирование мозга и поддержание его активности. Левое полушарие обеспечивает такие функции, как двигательное поведение, речь, абстрактное познание мира, а правое – непосредственное восприятие и эмоционально-чувственное познание мира.
Слайд 10Головной мозг является высшим органом нервной системы, управляет функциями организма и регулирует его взаимоотношения с окружающей средой. Головной мозг – симметричная структура. При рождении его вес составляет примерно 0,3 кг, тогда как у взрослого он – ок. 1,5 кг. Анатомически головной мозг подразделяют на ствол головного мозга , мозжечок и передний мозг . В переднем мозгу выделяют большие полушария, таламус, гипоталамус и гипофиз (одну из важнейших нейроэндокринных желез). От ствола и спинного мозга отходят нервы, по которым к мозгу стекается информация от внутренних и наружных рецепторов, а в обратном направлении идут сигналы к мышцам и железам. От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов.
Слайд 12Головной и спинной мозг защищены костными футлярами – черепом и позвоночником. Кровоснабжение головного мозга обеспечи-вают в первую очередь сонные артерии; у основания мозга они разделяются на крупные ветви, идущие к различным его отделам. Хотя вес мозга составляет всего 2,5% веса тела, к нему постоянно, днем и ночью, поступает 20% циркулирующей в организме крови и соответственно кислорода. Существуют защитные механизмы, способные поддержать мозговой кровоток в случае кровотечения или травмы.
Слайд 13Большие полушария – самая большая часть мозга , составляющая у взрослых примерно 70% его веса. Каждое полушарие состоит из четырех долей: лобной, теменной, височной и затылочной. В коре лобных долей содержатся центры, регулирующие двигательную активность, а также, вероятно, центры планирования и предвидения. В коре теменных долей, расположенных позади лобных, находятся зоны телесных ощущений, в том числе осязания и суставно-мышечного чувства. Сбоку к теменной доле примыкает височная, в которой расположены первичная слуховая кора, а также центры речи и других высших функций. Задние отделы мозга занимает затылочная доля, расположенная над мозжечком; ее кора содержит зоны зрительных ощущений.
Слайд 15Области коры, непосредственно не связанные с регуляцией движений или анализом сенсорной информации, именуются ассоциативной корой. В этих специализированных зонах образуются ассоциативные связи между различными областями и отделами мозга. Ассоциативная кора обеспечивает такие сложные функции, как научение, память, речь и мышление. Подкорковые структуры. Ниже коры залегает ряд важных мозговых структур, или ядер, представляющих собой скопление нейронов. К их числу относятся таламус, базальные ганглии и гипоталамус. Таламус он получает информацию от органов чувств и переадресует ее соответствующим отделам сенсорной коры. Базальные ганглии участвуют в регуляции координированных движений. Гипоталамус контролирует гомеостатические функции организма. В гипоталамусе регулируются водный обмен, распределения запасаемого жира, температура тела, половое поведение, сон и бодрствование.
Слайд 16Ствол мозга расположен у основания черепа. Он соединяет спинной мозг с передним мозгом. Самая нижняя часть ствола – продолговатый мозг – непосредственно переходит в спинной. В продолговатом мозгу расположены центры, регулирующие деятельность сердца и дыхание в зависимости от внешних обстоятельств, а также контролирующие кровяное давление, перистальтику желудка и кишечника.
Слайд 17Мозжечок расположен под затылочными долями больших полушарий. Мозжечок осуществляет регуляцию тонких автоматических движений, координируя активность различных мышечных групп при выполнении стереотипных поведенческих актов; он также постоянно контролирует положение головы, туловища и конечностей, т.е. участвует в поддержании равновесия. Согласно последним данным, мозжечок играет весьма существенную роль в формировании двигательных навыков, способствуя запоминанию последовательности движений.
Слайд 18Информация, необходимая деятельности мозга, обеспечивается нервной системой, передающей ее от органов чувств к мозгу. У многоклеточных организмов вся внешняя информация воспринимается нервными клетками – рецепторами разных видов (механическими, термическими и др.). Степень чувствительности рецепторов определяется эволюционным приспособлением к конкретным условиям. Чувствительность рецепторов восприятия человека ограничена довольно узким диапазоном, но достаточна для биологического существования вида. Мощный инструмент в преодолении ограничений – абстрактное мышление.
Слайд 19Мышление
Высшим продуктом мозга является мышление. Мышлению свойственны такие процессы как абстракция, обобщение, анализ и синтез, постановка определенных задач и нахождение путей их решения, выдвижение гипотез и идей. Способность мышления к опосредованному отражению действительности выражается в способности человека к акту умозаключения, логического вывода, доказательства. Мышление расширяет возможности человека, позволяя с помощью анализа фактов, доступных непосредственному восприятию, познать то, что недоступно органам чувств.
Слайд 20Речь
Коллективность человеческих объединений обусловлена характером передачи опыта. Если в биологическом мире опыт передается через естественный отбор, то накопленный в процессе труда социальный опыт надо передавать каждый раз заново от одной особи к другой, от поколения к поколению. Трудовые навыки не закрепляются генетически, и каждое новое поколение должно усваивать опыт предыдущих поколений, чтобы трудиться эффективно. Огромную роль в этом процессе сыграло развитие языка, как специфически человеческого канала общения.
Слайд 21Биосоциальное общение у антропоидов поддерживалось некоторыми средствами коммуникации – язык жестов, звуковые сигналы, выражающие радость, злобу, возбуждение и т.д. Развитее речи привело к возникновению названий предметов и явлений, что легло в основу успешной предметно-практической деятельности, развития производства и общения. Язык объединял первобытных людей и разделял на «своих» и «чужих». В языковой форме были реализованы первые примитивные формы верований: фетишизм, тотемизм, магия. Язык не только отражал мир, но и творил его.
Слайд 22С точки зрения палеопсихологии качественный перелом, превративший животных в человека , произошел совсем недавно - на уровне ранних кроманьонцев - и был связан именно с появлением речи - второй сигнальной системы. С этого времени (~30 тыс. лет назад) наблюдается резкое ускорение технического прогресса, каменные орудия начинают совершенствоваться быстрее, чем строение тела (и мозга), что свидетельствует о появлении какого-то принципиально нового фактора (речь и общество). Формируется коллективное мышление, основанное на речи.
Слайд 23Важнейшей функцией речи (и мышления) является торможение инстинктов. Не возможно построить эффективный социум без подчинение своей воли внешним инструкциям (приказам вождя и т.п.) "Внушаемость", способность подчиняться нуждам коллектива – против "необузданности", невнушаемости – сейчас почти общепризнано, что именно эта разница была ключевой в противостоянии кроманьонцев и неандертальцев. Огромную роль в развитии общества играет механизм проникновения социального в индивидуальную психику через речь. Именно через речь социальная система действует на поведение человека.
Слайд 24Социальные отношения
Становление социальных отношений способствовало замене зоологического индивидуализма на отношения социальной коллективности. Стаи и стада могут существовать и без коллективистских инстинктов, однако преимущество в ходе эволюции получают сообщества с инстинктами, направленными не только на личную защиту, но и на защиту потомства, на защиту стаи в целом. Естественный отбор повел человечество по пути создания эмоционального комплекса совести.
Слайд 25Поведение животных жестко связано с окружающим миром и направляется инстинктами, то поведение человека определяется средой менее жестко и является менее зависимым от инстинктов. Эта независимость, с одной стороны, привела к ослаблению физических функций (притупление слуха, обоняния и остроты зрения, уменьшение скорости и физической силы), а с другой стороны создает возможность для появления самостоятельного мышления, чувствования, воли и возникновения совершенно нового явления – памяти и фантазии.
Слайд 26Комплекс этических норм, эмоций и инстинктов человека оказался необычайно широким и сложным. Многие противоестественные с точки зрения вульгарного дарвинизма нормы и виды поведения оказались совершенно естественными и наследственно закреплены. Нельзя забывать, что все это грозит человеку отдаленной опасностью потери инстинкта и опасностями противоестественной жизни, вызываемой оттеснением инстинктов.
Слайд 27Переход от эндогамной организации животного стада к брачно-семейным отношениям. Стадо человекообразных обезьян основано на «гаремной организации» и соперничестве самцов за право обладания гарема. Все половые связи ограничиваются стадом, связи с особями других стад практически исключены. В человеческом обществе одним из самых древних запретов, принявших затем форму абсолютного морального запрета (табу) было кровосмешение. Это имело значение для дальнейшей эволюции человека, т.к. потомство близкородственных браков наиболее восприимчиво к мутагенным факторам. Кроме того, зкзогамия (поиск брачного партнера в других общинах) способствовала внутристадному миру, без чего невозможна успешная производственная деятельность.
Слайд 28Забота о старых и больных сородичах, что необъяснимо с точки зрения биологической целесообразности. Человеческий род взял на себя все более и более тяжкий груз нетрудоспособных людей. Как показывает история, общество, основанное по принципу выживания сильнейшего, рано или поздно деградирует. Немалое число великих в раннем детстве были крайне слабыми, болезненными и явно нежизнеспособными (Ньютон и Кеплер, Руссо и Шиллер, Гюго и Диккенс, Лермонтов и Гоголь, Достоевский и Чехов). В Спарте тщедушных младенцев сбрасывали со скалы, а в Афинах им сохраняли жизнь. Спарта не дала миру ни одного гения, только полководцев, а Афины прославились именами Сократа и Платона, Гиппократа и Аристотеля. Парадокс развития человечества – наиболее востребованы не самые сильные, а самые умные и гуманные.
Слайд 29Отношение к убийству. В антропологии существует представление о человеке как о «сверхубийце», который является единственным представителем животного мира, убивающем себе подобных. Достаточно распространено было людоедство и членовредительство, жестокость и насилие. В первобытных общинах существовал строжайший запрет на убийство сородича, что вовсе не исключало убийство чужака. Во многих культурах Востока был очень рано освящен индуистский принцип непричинения зла всему живому и абсолютный отказ от убийства. Двойственность в отношении человека к убийству сохранилась и в настоящее время – убийство карается законом и осуждается обществом, но смертная казнь существует во многих странах и поддерживается общественным мнением, а убийство врага во время военных действий считается доблестью.
Слайд 30Биоэтика
Успехи современной биологии и медицины дали специалистам настоящую власть над жизнью и смертью. Новый опыт биомедицинских технологий – уничтожение жизни на эмбриональном уровне, трансплантология, эвтаназия – не может быть однозначно оценено как правильное или неправиль-ное на основе традиционных моральных норм. Формируется биоэтика – система новых этических стандартов в сфере экспериментальной и теоретической деятельности в области медицины, а также при практическом применении результатов данных исследований.
Слайд 31Сегодня заново решаются многие традиционные для медицинской этики вопросы: информирование больного о его болезни и ходе ее лечения; современная реанимационная практика: кто должен принимать решение о смерти – сам умирающий, его родственники или врач; возможность продления жизни с помощью специальных аппаратов – добровольная безболезненная смерть безнадежно больного пациента (эвтаназия); трансплантология -основным источником человеческих органов, подлежащих трансплантации, являются умирающие пациенты. Новая функция медицины – смертообеспечение.
Слайд 32Сложная этическая проблема – определение, кому должен быть пересажен тот или иной орган, при том что законы большинства стран запрещают покупку донорских органов. Право женщины на аборт, выбор – сохранять или нет жизнь своего ребенка. С точки зрения традиционной морали – это вытеснение нормы «не убий»; Проблема оценки суррогатного материнства – как оценить вынашивание и рождение чужого ребенка за вознаграждение. Успехи генной инженерии создали возможность генной модификации и клонирования не только низших, но и высших организмов, включая человека - самое широкое обсуждение не столько технических, сколько моральных проблем этих открытий.
Слайд 33Новая этика выходит из подчинения естественным законам природы, что было характерно для традиционной морали, расширяя права человека вопреки природе. Это неизбежно приводит к изменению представлений о добре и зле, которые традиционно являлись регулятором человеческих взаимоотношений. Традиционные морально-этические принципы явились формой защиты от сил природы, сегодня этическое должно стать формой защиты природно-биологического от натиска искусственного мира человеческой культуры с ее крайним антропо-центризмом («Все во имя человека, все на благо человека»).
Слайд 34Важнейшей задачей биоэтики является не оценка конкретных биомедицинских технологий, а формулирование новых правил и норм, охраняющих природу (в том числе и человеческую) от натиска человеческой культуры. Биоэтика должна сформировать новое мировоззрение, основанное на интересах не только человека, но природы в целом (биосфероцентризм). Человечеству придется решать не только вопросы моральности новых биотехнологий, но и серьезнейшие экологические проблемы, ставящие под угрозу само его существование.
Слайд 35Человек отличается от прочих биологических существ тем, что с одной стороны, биологической, выступает как индивид – представитель вида Homo sapiens, а с другой стороны, социальной, - как личность. Двуединая природа человека, принципиально выделяющая его из мира животных, позволяет рассматривать человека как особый уровень организации живой материи. Степень проявления той или иной стороны двойственной человеческой природы зависит от жизненных обстоятельств. Главной задачей современного общества является создание таких условий, в которых биологический аспект перестает быть определяющим, а социальный аспект получает наилучшее возможное развитие.
Слайд 36Социальная сущность стала итогом длительного коллективного развития человека. способность к целенаправленным, планомерным действиям; способность к творческому отражению действительности (сбор и понятийная обработка наблюдений и знаний); способность к речи и письму; способность к совместному труду, в том числе при его разделении; создание новых социальных форм общения и моральных норм; создание искусственной среды на основе расширяющегося познания природы.