- «Что делать?» Н.Г. Чернышевский

Презентация "«Что делать?» Н.Г. Чернышевский" (11 класс) по литературе – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20

Презентацию на тему "«Что делать?» Н.Г. Чернышевский" (11 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 20 слайд(ов).

Слайды презентации

Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать?»
Слайд 1

Н.Г.Чернышевский

Роман «Что делать?»

Биография Родился в Саратове в семье священника Гаврилы Ивановича Чернышевского (1793—1861). Учился дома под руководством отца, многосторонне образованного человека. В детстве он получил прозвище «библиофага», то есть пожирателя книг. Начитанность его поражала окружающих. В 1842 поступил в Саратовск
Слайд 2

Биография Родился в Саратове в семье священника Гаврилы Ивановича Чернышевского (1793—1861). Учился дома под руководством отца, многосторонне образованного человека. В детстве он получил прозвище «библиофага», то есть пожирателя книг. Начитанность его поражала окружающих. В 1842 поступил в Саратовскую духовную семинарию, время пребывания в которой использовал в основном для самообразования: изучал языки, историю, географию, теорию словесности, русскую грамматику. Не закончив семинарию, в 1846 поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет. За годы учёбы в университете были выработаны основы мировоззрения, Чернышевский сознательно готовит себя к революционной деятельности, делает первые попытки писать художественные произведения. В 1850 окончив курс кандидатом, получает назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 приступает к работе. Здесь молодой учитель использует свое положение для проповеди революционных идей.

В 1853 встретил будущую жену О. С. Васильеву, вместе с которой после свадьбы переехал из родного Саратова в Санкт-Петербург. Высочайшим приказом 24 января 1854 года Чернышевский был определен учителем во Второй кадетский корпус. Будущий писатель зарекомендовал себя прекрасным преподавателем, но преб
Слайд 3

В 1853 встретил будущую жену О. С. Васильеву, вместе с которой после свадьбы переехал из родного Саратова в Санкт-Петербург. Высочайшим приказом 24 января 1854 года Чернышевский был определен учителем во Второй кадетский корпус. Будущий писатель зарекомендовал себя прекрасным преподавателем, но пребывание его в корпусе оказалось недолгим. После конфликта с офицером Чернышевский был вынужден подать в отставку. Литературную деятельность начал в 1853 небольшими статьями в «Санкт-Петербургских Ведомостях» и в «Отечественных Записках».

В начале 1854 он перешел в журнал «Современник», где в 1855—1862 являлся руководителем наряду с Н. А. Некрасовым и Н. А. Добролюбовым, вел решительную борьбу за превращение журнала в трибуну революционной демократии, что вызывало протест литераторов-либералов(В. П. Боткин, П. В. Анненков и А. В. Дру
Слайд 4

В начале 1854 он перешел в журнал «Современник», где в 1855—1862 являлся руководителем наряду с Н. А. Некрасовым и Н. А. Добролюбовым, вел решительную борьбу за превращение журнала в трибуну революционной демократии, что вызывало протест литераторов-либералов(В. П. Боткин, П. В. Анненков и А. В. Дружинин, И. С.Тургенев), сотрудничавших в «Современнике»[2].10 мая 1855 года в университете происходит защита диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», которая стала большим общественным событием и была воспринята как революционное выступление[3], в этой работе он подвергал резкой критике эстетику идеалистов и теорию «искусство для искусства»[4]. Министр просвещения А. С. Норов помешал присуждению ученой степени, и лишь в 1858 году, когда Норова на посту министра сменил Е. П. Ковалевский, последний утвердил Чернышевского в степени магистра русской словесности.В 1858 году он первый редактор журнала «Военный сборник».

Ряд офицеров был вовлечен им в революционные кружки. Об этой работе Чернышевского были хорошо осведомлены Герцен и Огарев, стремившиеся привести армию к участию в революции. Вместе с ними является родоначальником народничества, причастен к созданию тайного революционного общества «Земля и воля».В ию
Слайд 5

Ряд офицеров был вовлечен им в революционные кружки. Об этой работе Чернышевского были хорошо осведомлены Герцен и Огарев, стремившиеся привести армию к участию в революции. Вместе с ними является родоначальником народничества, причастен к созданию тайного революционного общества «Земля и воля».В июне 1859 Чернышевский ездил в Лондон к Герцену для объяснения по поводу статьи «Very dangerous!» («Очень опасно!»), напечатанной в «Колоколе» .С сентября 1861 находится под тайным надзором полиции. Шеф жандармов Долгоруков дает такую характеристику Чернышевскому: «Подозревается в составлении воззвания „Великорусс“, в участии составления прочих воззваний и в постоянном возбуждении враждебных чувств к правительству».[6]. Подозревался в причастности к пожарам 1862 г. в Петербурге .

В мае 1862 «Современник» был закрыт на 8 месяцев.12 июня 1862 Чернышевский арестован и размещён в одиночную камеру под стражей в Алексеевском равелине Петропавловской крепости по обвинению в составлении прокламаций «Барским крестьянам от доброжелателей поклон». Воззвание к «Барским крестьянам» было
Слайд 6

В мае 1862 «Современник» был закрыт на 8 месяцев.12 июня 1862 Чернышевский арестован и размещён в одиночную камеру под стражей в Алексеевском равелине Петропавловской крепости по обвинению в составлении прокламаций «Барским крестьянам от доброжелателей поклон». Воззвание к «Барским крестьянам» было переписано рукою Михайлова и передано Всеволоду Костомарову, оказавшемуся, как потом выяснилось, провокатором[8]. В служебной документации и переписке между жандармерией и тайной полицией назывался «врагом Российской империи номер один». Поводом для ареста послужило перехваченное полицией письмо Герцена к Н. А. Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Чернышевского в связи с предложением издавать запрещенный «Современник» в Лондоне. Следствие продолжалось около полутора лет. Чернышевский вел упорную борьбу со следственной комиссией, опровергая фальшивые документы и ложные свидетельские показания, которые фабриковались по заданию комиссии и приобщались к делу. В виде протеста против незаконных действий следственной комиссии Чернышевский объявил голодовку, которая продолжалась девять дней. Вместе с тем Чернышевский продолжал работать и в тюрьме. За 678 суток ареста Чернышевский написал текстовых материалов в объёме не менее 200 авторских листов. Наиболее полномасштабно утопические идеалы арестантом Чернышевским были выражены в романе «Что делать?» (1863), опубликованном в 3, 4 и 5 номерах «Современника».

Евгений Данилович - Горовых Н. Г.Чернышевский пишет роман «Что делать?» в Алексеевском равелине Петровпавловской крепости
Слайд 7

Евгений Данилович - Горовых Н. Г.Чернышевский пишет роман «Что делать?» в Алексеевском равелине Петровпавловской крепости

7 февраля 1864 года сенатом был объявлен приговор по делу Чернышевского: ссылка на каторжные работы сроком на четырнадцать лет, а затем поселение в Сибири пожизненно. Александр II уменьшил срок каторжных работ до семи лет, в целом Чернышевский пробыл в тюрьме и на каторге свыше двадцати лет.19 мая 1
Слайд 8

7 февраля 1864 года сенатом был объявлен приговор по делу Чернышевского: ссылка на каторжные работы сроком на четырнадцать лет, а затем поселение в Сибири пожизненно. Александр II уменьшил срок каторжных работ до семи лет, в целом Чернышевский пробыл в тюрьме и на каторге свыше двадцати лет.19 мая 1864 в Петербурге на Конной площади состоялась гражданская казнь революционера. Был отправлен в Нерчинскую каторгу; в 1866 переведен в Александровский завод Нерчинского округа, в 1871 в Вилюйск. В 1874 году ему официально предложено освобождение, но он отказывается подать прошение о помиловании. Организатором одной из попыток освобождения Чернышевского (1871) из ссылки был Г. А. Лопатин. В 1875 освободить Чернышевского попытался И. Н. Мышкин. В 1883 Чернышевского перевели в Астрахань (по некоторым данным, в этот период переписчиком у него работал К. М. Фёдоров). Благодаря хлопотам семьи, в июне 1889 переезжает в Саратов, но уже осенью того же года умирает от кровоизлияния в мозг. Был похоронен в городе Саратове на Воскресенском кладбище.

История создания романа. Чернышевский писал роман, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, с 4 декабря 1862 года по 14 апреля 1863-го. С января 1863 года рукопись частями передаётся в следственную комиссию по делу Чернышевского (последняя часть была передана 6 ап
Слайд 9

История создания романа

Чернышевский писал роман, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, с 4 декабря 1862 года по 14 апреля 1863-го. С января 1863 года рукопись частями передаётся в следственную комиссию по делу Чернышевского (последняя часть была передана 6 апреля). Комиссия, а вслед за ней и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и дали разрешение к печати. Оплошность цензуры вскоре была замечена, ответственного цензора Бекетова отстранили от должности. Однако роман уже опубликован в журнале «Современник» (1863, № 3—5). Несмотря на то, что номера «Современника», в которых печатался «Что делать?», оказались под запретом, текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний. Н. С. Лесков:«О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, — но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: „гадость“, „прелесть“, „мерзость“ и т. п. — все на разные тоны».П. А. Кропоткин:«Для русской молодёжи того времени она [книга „Что делать?“] была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем». В 1867 году роман был опубликован отдельной книгой в Женеве (на русском языке) русскими эмигрантами, затем был переведён на польский, сербский, венгерский, французский, английский, немецкий, итальянский, шведский, голландский языки. Запрет на публикацию «Что делать?» был снят только в 1905 году. В 1906 году роман был впервые напечатан в России отдельным изданием.

Сюжет. Центральным персонажем романа является Вера Павловна Розальская. Чтобы избежать замужества, навязываемого корыстной матерью, девушка заключает фиктивный брак со студентом-медиком Дмитрием Лопуховым (учителем младшего брата). Брак позволяет ей покинуть родительский дом и самостоятельно распоря
Слайд 10

Сюжет

Центральным персонажем романа является Вера Павловна Розальская. Чтобы избежать замужества, навязываемого корыстной матерью, девушка заключает фиктивный брак со студентом-медиком Дмитрием Лопуховым (учителем младшего брата). Брак позволяет ей покинуть родительский дом и самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Вера учится, пытается найти свое место в жизни, наконец, открывает швейную мастерскую «нового типа» — это коммуна, где нет наёмных рабочих и хозяев, и все девушки одинаково заинтересованы в благополучии совместного предприятия. Семейная жизнь Лопуховых также необычна для своего времени, основные ее принципы — взаимное уважение, равноправие и личная свобода. Постепенно между Верой и Дмитрием возникает настоящее чувство, основанное на доверии и привязанности. Однако случается так, что Вера Павловна влюбляется в лучшего друга своего мужа, врача Александра Кирсанова, с которым у нее гораздо больше общего, чем с мужем. Эта любовь взаимна. Вера и Кирсанов начинают избегать друг друга, надеясь, скрыть свои чувства, в первую очередь друг от друга. Однако Лопухов догадывается обо всем и вынуждает их признаться.Чтобы дать жене свободу, Лопухов инсценирует самоубийство (эпизодом мнимого самоубийства начинается роман), сам же уезжает в Америку, чтобы на практике изучить промышленное производство. Через некоторое время Лопухов, под именем Чарльза Бьюмонта, возвращается в Россию. Он — агент английской фирмы и прибыл по ее поручению, чтобы приобрести стеариновый завод у промышленника Полозова. Вникая в дела завода, Лопухов посещает дом Полозова, где знакомится с его дочерью Екатериной. Молодые люди влюбляются друг в друга и вскоре женятся. После чего Лопухов-Бьюмонт сообщает о своем возвращении Кирсановым. Между семьями завязывается тесная дружба, они поселяются в одном доме, и вокруг них ширится общество «новых людей» — тех, что желают устроить «по-новому» свою и общественную жизнь.

Художественное своеобразие. «Роман „Что делать?“ меня всего глубоко перепахал. Это вещь, которая дает заряд на всю жизнь» (Ленин). Подчёркнуто занимательное, авантюрное, мелодраматическое начало романа должно было не только сбить с толку цензуру, но и привлечь широкие массы читателей. Внешний сюжет
Слайд 11

Художественное своеобразие

«Роман „Что делать?“ меня всего глубоко перепахал. Это вещь, которая дает заряд на всю жизнь» (Ленин). Подчёркнуто занимательное, авантюрное, мелодраматическое начало романа должно было не только сбить с толку цензуру, но и привлечь широкие массы читателей. Внешний сюжет романа — любовная история, однако в нём отражены новые экономические, философские и социальные идеи времени. Роман пронизан намёками на грядущую революцию. Л. Ю. Брик вспоминала о Маяковском: «Одной из самых близких ему книг была "Что делать?" Чернышевского. Он постоянно возвращался к ней. Жизнь, описанная в ней, перекликалась с нашей. Маяковский как бы советовался с Чернышевским о своих личных делах, находил в нём поддержку. "Что делать?" была последняя книга, которую он читал перед смертью».

Пошлые люди Хотя в романе “Что делать?” Чернышевский не занимался глубоким анализом причин несправедливого устройства общества, как писатель, он не мог обойти вниманием представителей “старого порядка”. Мы встречаемся с этими персонажами в точках их соприкосновения с “новыми людьми”. От такого сосед
Слайд 12

Пошлые люди Хотя в романе “Что делать?” Чернышевский не занимался глубоким анализом причин несправедливого устройства общества, как писатель, он не мог обойти вниманием представителей “старого порядка”. Мы встречаемся с этими персонажами в точках их соприкосновения с “новыми людьми”. От такого соседства все отрицательные черты выглядят особенно мерзко. На мой взгляд, достоинством автора является то, что он не расписал “пошлых людей” одной краской, а нашел в них оттенки различий. Во втором сне Веры Павловны два слоя пошлого общества представлены нам в виде аллегорической грязи. Лопухов и Кирсанов ведут научную дискуссию между собой и одновременно преподают довольно сложный урок читателю. Грязь на одном поле они называют “реальной”, а на другом — “фантастической”. В чем же их различия? В виде “фантастической” грязи автор представляет нам дворянство — высший свет российского общества. Серж — один из типичных его представителей. Алексей Петрович говорит ему: “...мы знаем вашу историю; заботы об излишнем, мысли о ненужном — вот почва, на которой вы выросли; эта почва фантастическая”. А ведь Серж имеет неплохие человеческие и умственные задатки, но праздность и богатство губят их на корню. Так из застоявшейся грязи, где нет движения воды (читай: труда), не могут вырасти здоровые колосья. Могут быть только флегматичные и бесполезные вроде Сержа, или чахлые и глупые вроде Сторешникова, а то и вовсе маргинально-уродливые вроде Жана. Чтобы эта грязь перестала плодить уродов, нужны новые, радикальные меры — мелиорация, которая спустит стоячую воду (читай: революция, которая даст каждому по труду). Справедливости ради автор замечает, что нет правил без исключений. В виде “реальной” грязи автор представляет буржуазно-мещанскую среду. Она отличается от дворянства в лучшую сторону тем, что под напором жизненных обстоятельств вынуждена напряженно трудиться. Типичная представительница этой среды Марья Алексеевна. Эта женщина живет, как природный хищник: кто смел, тот и съел! “Эх, Верочка,— говорит она дочери в порыве пьяного откровения,— ты думаешь, я не знаю, какие у вас в книгах новые порядки расписаны? — знаю: хорошие. Только мы с тобой до них не доживем... Так станем жить по старым... А старый порядок какой? Старый порядок тот, чтобы обирать да обманывать”. Н. Г. Чернышевский хоть и не любит таких людей, но сочувствует им, старается понять.

Новые люди Как зародился этот тип? Черты, отличающие новых людей? Каков главный принцип новых людей?«Каждый из них – человек отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело, так что оно не выскользнет из рук: это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности, такой, что даже и не приходит в голову вопрос: "Можно ли положиться на этого человека безусловно?" Это ясно, как то, что он дышит грудью; пока дышит эта грудь, она горяча и неизменна,- смело кладите на неё свою голову, на ней можно отдохнуть Эти общие черты так резки, что за ними сглаживаются все личные особенности.» ( гл. 3, VIII ) Подробно осветить этот вопрос поможет книга Фогельсона И.А. Вот некоторые тезисы: знание и труд как основа жизни новых людей; достоинство и независимость, гуманизм и высокое сознание общественного долга, широта дерзаний и смелость поступков- главные качества новых людей; «разумный эгоизм» как нравственный принцип новых людей. «Моральный кодекс» героев Чернышевского: - Чем труднее дело, тем более радуешься своей силе и ловкости, исполняя его удачно. - А приятно издали думать о людях, с которыми поступил честно. - Я чувствую радость и счастье, значит, мне хочется, чтобы все люди стал радостными и счастливыми. - Будь честен, и всё будет отлично. - Полного счастья нет без полной независимости.

Особенный человек «Рахметов был из фамилии, известной с XII века»; «ригорист»; Никитушка Ломов; «вздумал приобресть физическое богатство»; «стал искать знакомства с особенно умными студентами»; чтение книг; «стал вести самый суровый образ жизни»; «стал кормить себя»; «гнусная слабость»; «успевал делать страшно много»; «перемена занятия есть отдых»; «я должен дорожить временем» манера знакомиться с людьми; «моё правило: предлагать моё мнение всегда, когда я должен, и никогда не навязывать его»; «дела, не касавшиеся лично до него»; стипендиаты Рахметова; «проба»; «я не должен любить»; «кипучая натура»; «особенный человек».

Место и роль Рахметова в романе. «Вот что об этом пишет автор: « Ну,- думает проницательный читатель,- теперь главным лицом будет Рахметов и заткнёт всех за пояс, и Вера Павловна в него влюбится, и вот скоро с Кирсановым начнётся та же история, какая была с Лопуховым…Ничего этого не будет…Рахметов у
Слайд 13

Место и роль Рахметова в романе

«Вот что об этом пишет автор: « Ну,- думает проницательный читатель,- теперь главным лицом будет Рахметов и заткнёт всех за пояс, и Вера Павловна в него влюбится, и вот скоро с Кирсановым начнётся та же история, какая была с Лопуховым…Ничего этого не будет…Рахметов уйдёт из этого рассказа и не будет он ни главным, ни неглавным, вовсе никаким действующим лицом в моём романе. Зачем же он введён в роман и так подробно описан? Вот попробуй, проницательный читатель, ушь ли ты это?»

«Не покажи я фигуру Рахметова, …Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов казались бы большинству публики героями, лицами высшей натуры, пожалуй даже лицами идеализированными... Нет, друзья мои, …это не так…»- пишет Чернышевский. И абзац чуть выше: «Я изображал их с любовью и уважением, потому что каждый порядочный человек стоит любви и уважения. Но где я преклонялся перед ними? Где проглядывает у меня хоть малейшая тень мысли, что они бог знает как высоки и прекрасны, что я не могу представить себе ничего выше и лучше их, что они – идеалы людей? Как я о них думаю, так они и действуют у меня, - не больше, как обыкновенные порядочные люди нового поколения. Что они делают превыспреннего? Не делают подлостей, не трусят, имеют обыкновенные честные убеждения, стараются действовать по ним…» ) А такие, как Рахметов? «Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней – теин в чаю, букет в благородном вине; от них её сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли»

Версия о том, что члены семьи Сеченовых стали прототипами основных героев романа «Что делать?», возникла сразу же после появления романа. Уже в начале работы над этим романом Н.Г. Чернышевский писал: «...все существенное в моем рассказе – факты, пережитые моими добрыми знакомыми». Биография И.М. Сеч
Слайд 15

Версия о том, что члены семьи Сеченовых стали прототипами основных героев романа «Что делать?», возникла сразу же после появления романа. Уже в начале работы над этим романом Н.Г. Чернышевский писал: «...все существенное в моем рассказе – факты, пережитые моими добрыми знакомыми». Биография И.М. Сеченова, его ученицы (а впоследствии жены) М.А. Обручевой–Боковой и ее мужа П.И. Бокова весьма схожи с сюжетными поворотами в отношении героев романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»: Кирсанов (Сеченов), Мария Александровна (Вера Павловна), Лопухов (Боков). Мы не будем проводить хронологических параллелей в биографиях Сеченова и супругов Боковых. Достаточно обратиться к биографии М.А. Обручевой–Боковой–Сеченовой, чтобы с уверенностью сказать, что Мария Александровна была прототипом Веры Павловны, героини романа Н.Г. Чернышевского.

Вера Павловна (Розальская) — главная героиня. «...Высокая стройная девушка, довольно смуглая, с черными волосами — «густые хорошие волоса», с черными глазами — «глаза хорошие, даже очень хорошие», с южным типом лица — «как будто из Малороссии; пожалуй, скорее даже кавказский тип, ничего, очень краси
Слайд 16

Вера Павловна (Розальская) — главная героиня. «...Высокая стройная девушка, довольно смуглая, с черными волосами — «густые хорошие волоса», с черными глазами — «глаза хорошие, даже очень хорошие», с южным типом лица — «как будто из Малороссии; пожалуй, скорее даже кавказский тип, ничего, очень красивое лицо, только очень холодное, это уж не поюжному; здоровье хорошее...» — такой видит В. П. Лопухов в момент знакомства. Выросла в Петербурге в многоэтажном доме на Гороховой. С двенадцати лет посещает пансион. Учится играть на фортепьяно. С четырнадцати обшивает всю семью. В шестнадцать сама дает уроки в том же пансионе. Веселого, общительного нрава, любит танцевать. За ней ухаживает сын хозяйки Сторешников, хвастающийся перед приятелями, что В. П. — его любовница. Ему не верят, и он обещает доказать это, приведя В. П. на обед с приятелями, однако получает твердый отказ героини. Не принимает В. П. и его предложения выйти за него замуж. Несмотря на юность и неопытность, героиня выказывает зрелость характера. На совет Жюли Ле Теллье выйти за Сторешникова она отвечает: «Я хочу быть независима и жить по-своему; что нужно мне самой, на то я готова; чего мне не нужно, того я не хочу и не хочу... Я не хочу ни от кого требовать ничего, я хочу не стеснять ничьей свободы и сама хочу быть свободна». Тем не менее В. П. наивно верит в искренность любви к ней Сторешникова, и только Лопухову удается раскрыть ей глаза.

Вера Павловна не может и не хочет обманывать ни себя, ни других. Полюбив Кирсанова, она понимает, что было бы недостойно и нечестно обманывать себя и Лопухова, и. первая рассказывает о своём чувстве Лопухову. Ей недостаточно личного счастья, и, выйдя замуж за горячо любимого человека, Вера Павловна
Слайд 17

Вера Павловна не может и не хочет обманывать ни себя, ни других. Полюбив Кирсанова, она понимает, что было бы недостойно и нечестно обманывать себя и Лопухова, и. первая рассказывает о своём чувстве Лопухову. Ей недостаточно личного счастья, и, выйдя замуж за горячо любимого человека, Вера Павловна продолжает предъявлять к себе новые требования, становится женщиной-врачом, ревнителем науки.Она гармоничный человек: много читает, страстно любит музыку и театр, прекрасно поёт, умеет не только плодотворно и с увлечением работать, но и от души веселиться.Вера Павловна — не «синий чулок», она заботится о своей внешности,, со вкусом одевается, сохраняет женственность и обаятельность.Вера Павловна — не схема, а обыкновенный живой человек, каких во времена Чернышевского было немало. Она одна из тех женщин, которые, прокладывая себе путь, ведут за собой других к свободе и счастью.

В структуре образа В. П., как и романа в целом, важное место занимают сны. Они отражают духовную и нравственную эволюцию героини. Первый сон В. П.: она заперта в сыром темном подвале, разбита параличом, она слышит незнакомый голос, кто-то дотрагивается до ее руки, и болезнь тотчас же проходит, она в
Слайд 18

В структуре образа В. П., как и романа в целом, важное место занимают сны. Они отражают духовную и нравственную эволюцию героини. Первый сон В. П.: она заперта в сыром темном подвале, разбита параличом, она слышит незнакомый голос, кто-то дотрагивается до ее руки, и болезнь тотчас же проходит, она видит в поле девушку, в которой все беспрестанно меняется — и лицо, и походка, и даже национальность. На вопрос героини, кто она, девушка отвечает, что она — невеста ее жениха и, хотя у нее много имен, В. П. может называть ее «любовью к людям».

Первый сон В. П.: она заперта в сыром темном подвале, разбита параличом, она слышит незнакомый голос, кто-то дотрагивается до ее руки, и болезнь тотчас же проходит, она видит в поле девушку, в которой все беспрестанно меняется — и лицо, и походка, и даже национальность. На вопрос героини, кто она, д
Слайд 19

Первый сон В. П.: она заперта в сыром темном подвале, разбита параличом, она слышит незнакомый голос, кто-то дотрагивается до ее руки, и болезнь тотчас же проходит, она видит в поле девушку, в которой все беспрестанно меняется — и лицо, и походка, и даже национальность. На вопрос героини, кто она, девушка отвечает, что она — невеста ее жениха и, хотя у нее много имен, В. П. может называть ее «любовью к людям». Второй сон В. П.: снова поле, по нему ходят Лопухов и Мер-цалов, и первый разъясняет второму отличие чистой, то есть реальной, грязи от грязи гнилой, то есть фантастической. Реальная грязь — та, в которой есть движение, жизнь (ее признаки — труд и дельность). В гнилой грязи соответственно жизнь и труд отсутствуют. В. П. видит свою мать Марью Алексевну в обстановке нищеты, бледную и изнуренную, зато добрую, видит себя на коленях у офицера или нанимающейся на работу и получающей отказ. «Невеста своих женихов, сестра своих сестер» объясняет В. П., что она должна быть признательна своей матери, потому что всем обязана именно ей, а злой та стала из-за условий, в которых вынуждена была жить. Если изменится обстановка, то и злые станут добрыми. Третий сон В. П.: певица Бозио читает вместе с ней ее дневник (хотя В. П. никогда не вела его). В этом дневнике — история ее отношений с Лопуховым. Последнюю страницу В. П. в испуге читать отказывается, и тогда ее наставница читает сама. Суть в том, что В. П. сомневается в истинности своего чувства к Лопухову: ее любовь к нему — скорее уважение, доверие, готовность действовать заодно, дружба, признательность, но только не любовь, какая нужна ей... В. П. хочет любить Лопухова и не хочет обижать его, но сердце ее стремится к Кирсанову. Четвертый сон В. П.: она видит разные образы женщин-цариц, воплощения любви — Астарту, Афродиту, «Непорочность». Наконец, она узнает в светлой красавице, которая ведет ее через разные эпохи развития человечества, саму себя — свободную женщину. Женщину, которая любит и которая любима. «...Это она сама, но богиня». Видит В. П. и Хрустальный дворец-сад, благодатные нивы, весело работающих и также весело отдыхающих людей — образ будущего, которое «светло и прекрасно». Ее семейное счастье и ее мастерская, по мысли автора, прообраз этого счастливого будущего, его зародыш.

Памятник Николаю Чернышевскому в Саратове
Слайд 20

Памятник Николаю Чернышевскому в Саратове

Список похожих презентаций

«Что делать?» Н.Г. Чернышевский

«Что делать?» Н.Г. Чернышевский

4 декабря 1862 г. – Н Г Чернышевский приступает к написанию романа «Что делать?» 26 января 1863 г. – первые главы романа были направлены обер-полицмейстеру ...
Н.Г. Чернышевский

Н.Г. Чернышевский

Дом Чернышевских в Саратове. Акварель двоюродной сестры, 1880-е годы. Ольга Сократовна Чернышевская. Фотография 1856 года. Михаил Николаевич Чернышевский, ...
Роды и жанры. Теория литературы

Роды и жанры. Теория литературы

План:. Понятие литературного рода Понятие литературного жанра классификация жанров на примерах литературных произведений Театр в русской литературе ...
Вводный урок литературы в 8 классе "Литература и история. Интерес писателей к историческому прошлому своего народа"

Вводный урок литературы в 8 классе "Литература и история. Интерес писателей к историческому прошлому своего народа"

Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслью великого человека есть наука самая замечательная. А.С.Пушкин. Русская литература и история. Человек ...
Обзор романа Чернышевского Что делать

Обзор романа Чернышевского Что делать

Никола́й Гаври́лович Черныше́вский (12 июля 1828, Саратов — 17 октября 1889, Саратов) — русский философ-материалист, революционер-демократ, энциклопедист, ...
Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века

Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века

«Ни одна мировая литература не имела столь безграничного опыта тревог, надежд, обострённых нравственных исканий, боли за судьбу родного народа в час ...
Литературное чтение - Добрая лошадь

Литературное чтение - Добрая лошадь

Прозвенел звонок, начался урок. Тихо будем мы сидеть, чтобы знать всё и уметь. Подготовка к чтению. Задуйте свечу. За-за-за- приближается гроза. Жа-жа-жа- ...
Литературное чтение

Литературное чтение

Тема «Произведения о родной природе». А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Г.А. Скребицкий «Осень». Познавательный аспект Цель: □ учить восприятию ...
Литературное чтение

Литературное чтение

ЫВКУБ ИЛЫБ-ИЛИЖ. Учимся читать громко и выразительно, думать, мыслить, рассуждать. - О каких буквах идёт речь в стихотворениях? Утром на траве росою ...
Роды и жанры литературы Ломоносова

Роды и жанры литературы Ломоносова

Учение о «трёх штилях» в рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке». К первому относятся слова, которые являются общими и для славянского ...
Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV- XVI веках

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV- XVI веках

Особенности развития русской культура в XIV-XVI веках. Со второй половины XIV века вместе с хозяйственным восстановлением русских земель начинается ...
Античная литература

Античная литература

Бессоница, Гомер, тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда поднялся. Как ...
Национальная книжная премия в области художественной литературы

Национальная книжная премия в области художественной литературы

- основана группой издателей в 1950 году. Премию вручают по четырем номинациям: художественная литература, поэзия и детская литература, а также - ...
Вводный урок литературы

Вводный урок литературы

Литература -. это все произведения письменности, которые имеют определенное общественное значение. Литература может быть научной, художественной, ...
В мире литературы

В мире литературы

Чей это портрет? А.П.Чехов. М.Е.Салтыков-Щедрин. Н.В.Гоголь Л.Н.Толстой. Узнайте, о каком писателе идёт речь. Невесёлым было детство этого мальчика. ...
Библиографическое описание литературы

Библиографическое описание литературы

Государственные стандарты. ГОСТ 7.1-2003 "Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления" ГОСТ 7.82-2001 ...
Античная литература

Античная литература

Античность- цивилизация Древней Греции и Древнего Рима. Период античности - VIII в. до н. э. – V вв. н. э. Периодизация Античности. Ранняя Античность ...
Античная литература

Античная литература

Античність – період в історії людства від 800 року до н. е. до 600 року н. е. у регіоні Середземного моря. Ця доба відрізняється від попередніх і ...
Античная литература

Античная литература

1) Цель: закрепить знания по темам «Древнегреческая литература». Вводный контроль: 1.1 Откройте материал лекции №7 и повторите. 1.2. Запишите дату ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Информация о презентации

Ваша оценка: Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:4 сентября 2018
Категория:Литература
Содержит:20 слайд(ов)
Поделись с друзьями:
Скачать презентацию
Смотреть советы по подготовке презентации