» » » Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века (11 класс)

Презентация на тему Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века (11 класс)


Здесь Вы можете скачать готовую презентацию на тему Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века (11 класс). Предмет презентации: Литература. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 28 слайдов.

Слайды презентации

Слайд 1
Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века. вводный урок литературы в 11 классе
Слайд 2
«Ни одна мировая литература не имела столь безграничного опыта тревог, надежд, обострённых нравственных исканий, боли за судьбу родного народа в час опасности...» В.А. Чалмаев  Три революции: 1905 года, Февральская, Октябрьская 1917 г.,  Русско-японскую война 1904-1905 гг.  Первая мировая война 1914-1918гг.,  Гражданская война  Сталинские репрессии  Вторая мировая война  Экологические катастрофы   Литература XX века
Слайд 3
« Наше время трудновато для пера...» В.В. Маяковский «Ни одна мировая литература XX века, кроме русской, не знала столь обширного списка безвременно, рано ушедших из жизни мастеров культуры...» В.А. Чалмаев « XX век всех нас переломал...» М.И. Цветаева Литература XX века
Слайд 4
Периодизация литература XX века  Русская литература  Серебряный век (1900 – 1917г.г.)  Первые десятилетия советской литературы (1917 – 1941г.г.)  литература в годы ВО войны (1941 -1945г.г.)  литература середины века (50 – 70-ые годы)  литература 80-90-ых годов  современная литература  Эмигрантская литература (литература русского зарубежья)
Слайд 5
Серебряный век «Серебряный век – это не столько время и отдельные творческие личности, сколько целостное мировоззрение, картина мира, в которой личность и творчество едины...» В.А. Чалмаев  «...писали как жили, жили как писали» В.А. Чалмаев
Слайд 6
Историческая ситуация в России начала XX века Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890-х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.
Слайд 7
Важнейшие исторические события в России начала 20 века?       Т р и р е в о л ю ц и и : 1 9 0 5 г о д а , Ф е в р а л ь с к у ю , О к т я б р ь с к у ю 1 9 1 7 г . ,  Р у с с к о - я п о н с к у ю в о й н у 1 9 0 4 - 1 9 0 5 г г .  П е р в а я м и р о в а я в о й н а 1 9 1 4 - 1 9 1 8 г г . ,  Г р а ж д а н с к а я в о й н а  С т а л и н с к и е р е п р е с с и и
Слайд 8
«Культурный ренессанс»   « Э т о б ы л а э п о х а п р о б у ж д е н и я в Р о с с и и с а м о с т о я т е л ь н о й ф и л о с о ф с к о й м ы с л и , р а с ц в е т а п о э з и и и о б о с т р е н и я э с т е т и ч е с к о й ч у в с т в и т е л ь н о с т и , р е л и г и о з н о г о б е с п о к о й с т в а и и с к а н и я , и н т е р е с а к м и с т и к е и о к к у л ь т и з м у . П о я в и л и с ь н о в ы е д у ш и , б ы л и о т к р ы т ы н о в ы е и с т о ч н и к и т в о р ч е с к о й ж и з н и , в и д е л и с ь н о в ы е з о р и , с о е д и н я л и с ь ч у в с т в а з а к а т а и г и б е л и с ч у в с т в о м в о с х о д а и с н а д е ж д о й н а п р е о б р а ж е н и е ж и з н и » Н . Б е р д я е в
Слайд 9
Литературная полифония  Что есть искусство?  Какова роль искусства в обществе?  Каково влияние искусства на человека?  Какова связь искусства с жизнью?  Каким должно быть искусство будущего?  Каким должен быть творец?
Слайд 10
Основные литературные направления XX века  Критический реализм.   Декаданс.  Модернистские течения:  символизм  акмеизм  футуризм   Социалистический реализм.
Слайд 11
Критический реализм ( XIX век - начало XX века)  Правдивое, объективное отображение действительности в ее историческом развитии.  Продолжение традиций русской литературы XIX века, критическое осмысление происходящего.  Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами.  Пристальное внимание к внутреннему миру человека.
Слайд 12
Декаданс ( кон. 19 — нач. 20 вв. )  От франц. decadence; от средневекого лат. decadentia — упадок.  Настроение пассивности, безнадежности, неприятие общественной жизни, стремление замкнуться в мире своих душевных переживаний.  Оппозиция к общепринятой «мещанской» морали.  Культ красоты как самодовлеющей ценности.  Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны».
Слайд 13
Декаданская лирика                  П у с т ы н н ы й ш а р в п у с т о й п у с т ы н е , К а к Д ь я в о л а р а з д у м и е . . . В и с е л в с е г д а , в и с и т п о н ы н е . . . Б е з у м и е ! Б е з у м и е ! Е д и н ы й м и г з а с т ы л – и д л и т с я , К а к в е ч н о е р а с к а я н ь е . . . Н е л ь з я н и п л а к а т ь , н и м о л и т ь с я . . . О т ч а я н ь е ! О т ч а я н ь е ! П у г а е т к т о - т о м у к о й а д а , П о т о м с у л и т с п а с е н и е . . . Н и л ж и , н и и с т и н ы н е н а д о . . . З а б в е н и е ! З а б в е н и е ! С о м к н и п л о т н е й п у с т ы е о ч и И т л е й с к о р е й , м е р т в е ц . Н е т у т р , н е т д н е й , е с т ь т о л ь к о н о ч и . К о н е ц . З . Г и п п и у с
Слайд 14
Декаданская лирика              Т а к ж и з н ь н и ч т о ж е с т в о м с т р а ш н а , И д а ж е н е б о р ь б о й , н е м у к о й , А т о л ь к о б е с к о н е ч н о й с к у к о й И т и х и м у ж а с о м п о л н а , Ч т о к а ж е т с я — я н е ж и в у , И с е р д ц е п е р е с т а л о б и т ь с я , И э т о т о л ь к о н а я в у М н е в с е о д н о и т о ж е с н и т с я . И е с л и т а м , г д е б у д у я , Г о с п о д ь м е н я , к а к з д е с ь , н а к а ж е т , — Т о б у д е т с м е р т ь , к а к ж и з н ь м о я , И с м е р т ь м н е н о в о г о н е с к а ж е т . Д . С . М е р е ж к о в с к и й
Слайд 15
Модернизм (от франц. moderne — современный)  Понятие «модернизма» применялось ко всем течениям искусства 20 века, которые не соответствовали канонам социалистического реализма.  Совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе.  Новые художественные направления обычно заявляли о себе как искусстве в высшей степени «современном» (отсюда — само происхождение термина), наиболее чутко реагирующем на ритмику повседневно охватывающего нас «текущего» времени.
Слайд 16
Серебряный век – поэзия начала XX века.  Условное обозначение культурной эпохи в истории России рубежа 19 – 20 вв. и вошедшая в критику и науку с конца 1950-х – начала 1960-х гг.  Термин возник по аналогии с «Золотым веком». Формула «Серебряный век» имела оценочный характер. В 1920-1930-х гг. он противопоставлялся «Золотому веку» как эпоха, несущая несомненные черты вторичности, и в то же время утонченности.  Поэты Серебряного века создали новую концепцию мира и человека в этом мире: не все создаваемое людьми осознается, есть области, недоступные аналитическому разуму.
Слайд 17
Символизм (1870-1910гг.)  Выражение идей посредством символов.  «Поэзия намеков», метафоричность, иносказательность, культ впечатления.  Внутренний мир личности – показатель общего трагического мира, обреченного на гибель.  Существование в двух планах: реальном и мистическом.
Слайд 18
Валерий Брюсов «Женщине»                      Т ы – ж е н щ и н а , т ы – к н и г а м е ж д у к н и г , Т ы – с в е р н у т ы й , з а п е ч а т л е н н ы й с в и т о к ; В е г о с т р о к а х и д у м и с л о в и з б ы т о к , В е г о л и с т а х б е з у м е н к а ж д ы й м и г . Т ы - ж е н щ и н а , т ы – в е д ь м о в с к и й н а п и т о к ! О н ж ж е т о г н е м , е д в а в у с т а п р о н и к ; Н о п ь ю щ и й п л а м я п о д а в л я е т к р и к И с л а в о с л о в и т б е ш е н о с р е д ь п ы т о к . Т ы – ж е н щ и н а , и э т и м т ы п р а в а . О т в е к а у б р а н а к о р о н о й з в е з д н о й , Т ы – в н а ш и х б е з д н а х о б р а з б о ж е с т в а ! М ы д л я т е б я в л е ч е м я р е м ж е л е з н ы й , Т е б е м ы с л у ж и м , т в е р д и г о р д р о б я , И м о л и м с я – о т в е к а – н а т е б я !
Слайд 19
Акмеизм (образов. в 1910 г.)     П р о и з в о д н о е о т г р е ч . « а к м е » - « о с т р и е » , « в е р ш и н а » , « ц в е т у щ а я с и л а » , « в ы с ш а я с т е п е н ь » .  Я с н о с т ь , у т в е р ж д е н и е р е а л ь н о й ж и з н и , к у л ь т ч у в с т в н а д в с е м о с т а л ь н ы м .  В о з в р а т с л о в у е г о и з н а ч а л ь н о г о , н е с и м в о л и ч е с к о г о с м ы с л а .
Слайд 20
Анна Ахматова «Перед весной бывают дни такие»          П е р е д в е с н о й б ы в а ю т д н и т а к и е : П о д п л о т н ы м с н е г о м о т д ы х а е т л у г , Ш у м я т д е р е в ь я в е с е л о - с у х и е , И т е п л ы й в е т е р н е ж е н и у п р у г . И л е г к о с т и с в о е й д и в и т с я т е л о , И д о м а с в о е г о н е у з н а е ш ь , А п е с н ю т у , ч т о п р е ж д е н а д о е л а , К а к н о в у ю , с в о л н е н и е м п о е ш ь .
Слайд 21
Футуризм (начало 1910 г.)  Перестройка русской словесности, «искусство будущего» (от латинского f и t и r и m – будущее). Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие.  Создание «заумного языка», игра слов и букв.  Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.
Слайд 22
Велимир Хлебников «Заклятие смехом»            О , р а с с м е й т е с ь , с м е х а ч и ! О , з а с м е й т е с ь , с м е х а ч и ! Ч т о с м е ю т с я с м е х а м и , ч т о с м е я н с т в у ю т с м е я л ь н о , О , з а с м е й т е с ь у с м е я л ь н о ! О , р а с с м е ш и щ н а д с м е я л ь н ы х – с м е х у с м е й н ы х с м е я ч е й ! О , и с с м е й с я р а с с м е я л ь н о , с м е х н а д с м е й н ы х с м е я ч е й ! С м е й в о , с м е й в о , У с м е й , о с м е й , с м е ш и к и , с м е ш и к и . С м е ю н ч и к и , с м е ю н ч и к и . О , р а с с м е й т е с ь , с м е х а ч и ! О , з а с м е й т е с ь , с м е х а ч и !
Слайд 23
Социалистический реализм (октябрь1917)  Правдивое, исторически- конкретное изображение действительности в ее революционном развитии.  Основная задача: идейная переделка и воспитание трудящихся в духе социализма.  Писатель – это «выразитель», «представитель», «учитель».  Настоящие герои – борцы за идею, труженики, честные и справедливые люди, смелые и отважные.
Слайд 24
Вне литературных стилей и направлений                      Я п о с л е д н и й п о э т д е р е в н и , С к р о м е н в п е с н я х д о щ а т ы й м о с т . З а п р о щ а л ь н о й с т о ю о б е д н е й К а д я щ и х л и с т в о й б е р е з . Д о г о р и т з о л о т и с т ы м п л а м е н е м И з т е л е с н о г о в о с к а с в е ч а , И л у н ы ч а с ы д е р е в я н н ы е П р о х р и п я т м о й д в е н а д ц а т ы й ч а с . Н а т р о п у г о л у б о г о п о л я С к о р о в ы й д е т ж е л е з н ы й г о с т ь . З л а к о в с я н ы й , з а р е ю п р о л и т ы й , С о б е р е т е г о ч е р н а я г о р с т ь . Н е ж и в ы е , ч у ж и е л а д о н и , Э т и м п е с н я м п р и в а с н е ж и т ь ! Т о л ь к о б у д у т к о л о с ь я - к о н и О х о з я и н е с т а р о м т у ж и т ь . Б у д е т в е т е р с о с а т ь и х р ж а н ь е , П а н и х и д н ы й с п р а в л я я п л я с . С к о р о , с к о р о ч а с ы д е р е в я н н ы е П р о х р и п я т м о й д в е н а д ц а т ы й ч а с ! С . А . Е с е н и н
Слайд 25
Вне литературных стилей и направлений           В с к р ы л а ж и л ы : н е о с т а н о в и м о , Н е в о с с т а н о в и м о х л е щ е т ж и з н ь . П о д с т а в л я й т е м и с к и и т а р е л к и ! В с я к а я т а р е л к а б у д е т – м е л к о й , М и с к а – п л о с к о й . Ч е р е з к р а й – и м и м о В з е м л ю ч е р н у ю , п и т а т ь т р о с т н и к . Н е в о з в р а т н о , н е о с т а н о в и м о , Н е в о с с т а н о в и м о х л е щ е т с т и х . М . И . Ц в е т а е в а
Слайд 26
Вне литературных стилей и направлений    п о в е с т и « Е п и ф а н с к и е ш л ю з ы » , « Г о р о д Г р а д о в » « Р е к а П о т у д а н ь » , « К о т л о в а н » , « Ю в е н и л ь н о е м о р е » « Д ж а н »  р о м а н ы « Ч е в е н г у р » , « С ч а с т л и в а я М о с к в а »
Слайд 27
Вне литературных стилей и направлений     п о в е с т и « Д ь я в о л и а д а » , « Р о к о в ы е я й ц а » , « С о б а ч ь е с е р д ц е »  р о м а н ы « Б е л а я г в а р д и я » , « М а с т е р и М а р г а р и т а »  п ь е с ы « К а б а л а с в я т о ш » , « Д н и Т у р б и н ы х » , « Б е г »
Слайд 28
Литература начала XX века «Это время -Серебряный век – выдвинуло писателей, поразительных по разнообразию, смелости, остроте видения жизни и одухотворённости чувства... Они во многом проделали работу, которая была необходима России для её самопознания в наступивший переломный момент истории» Л.Б. Воронин

Другие презентации по литературе



  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru